Делать если ребенок не читает. Если ребенок не хочет читать

Мой ребенок не любит книжки. С самого раннего детства ему неинтересно было их рассматривать, а теперь он терпеть не может читать. Как привить ему любовь к чтению?

В самом деле, очень интересно, отчего это одни малыши обожают рассматривать книжки с картинками с самого раннего возраста, а другие к ним полностью равнодушны и предпочитают игрушки, компьютер или телевизор.

Безусловно, чтение постепенно утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь из источника получения информации в средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Но о проблеме стоит задуматься хотя бы потому, что все малыши рано или поздно отправляются в школу, и нежелание читать книги может стать серьезной помехой в учебе. Сначала, во время обучения в начальной школе, ребенку будет сложно сдавать так называемую технику чтения, потом, в средней школе из-за низкой скорости чтения он не сможет быстро читать задачи и правила, а в старшей школе, когда будет необходимо прочитывать огромное количество программной литературы, многостраничные параграфы по гуманитарным предметам, ребенку и вовсе будет тяжело.

Некоторых родителей отсутствие интереса к чтению у ребенка не то чтобы не беспокоит – они попросту не обращают на это внимания. Если же и мама, и папа сами много читают и делают это с удовольствием, а чадо демонстрирует откровенное неуважение и равнодушие к книге, то родители очень огорчаются. Что же делать в этой ситуации и как пробудить у ребенка интерес к чтению, а потом еще и сохранить его? Воспитать самого активного в мире книголюба нам, конечно же, вряд ли удастся (да и не ставим мы перед собой такую цель), а вот привить любовь к хорошим книгам точно сумеем.

История из жизни

– Таня – наша единственная дочь. Столько, сколько мы занимаемся ребенком, наверное, никто не занимается. Мы с мужем стараемся, чтобы у нее все было. Знаете, раньше было принято собирать библиотеку. Так вот, у нас она огромная. Но Танюша не хочет даже рассматривать картинки в книге, ей проще посидеть перед компьютером. Мы каждый вечер стараемся читать дочке вслух, водим ее в кукольный театр, но к книгам она по-прежнему равнодушна. Может, в шесть лет ребенку еще рано любить книги?

Отсутствие интереса к книгам и чтению.

Пожалуй, до тех пор, пока не придет время отдавать малыша в школу и у него не проверят умение читать, многие родители не считают отсутствие у ребенка интереса к книгам проблемой. И вот будущий первоклассник прошел тест на готовность к школе… Некоторые родители только тогда и узнают, что ребенка, оказывается, нужно специально приучать к чтению. Даже если семья читающая, это вовсе не залог того, что ребенок тоже полюбит книгу с раннего детства. А может быть, мама и папа заметят проблему тогда, когда в школе зададут первое внеклассное чтение на лето. Ребенок ни за что не захочет садиться за книги – кому-то из родителей придется читать вслух.

Иногда проблема «хронического нечитания» возникает совсем поздно – в средних или даже старших классах.

Почему ребенок не хочет читать?

Если дома постоянно работает телевизор, компьютер доступен ребенку с утра до вечера, то вполне вероятно, что малыш предпочтет более простые способы получения информации, когда не нужно вчитываться в текст и осмысливать его – одна картинка быстро сменяет другую, все просто и наглядно.

Известно также, что у одних детей есть предрасположенность к чтению, а у других ее нет. Возможно, у кого-то дома не принято много читать, нет традиции создания семейной библиотеки. Но иногда встречаются и такие случаи, когда ребенок с удовольствием рисует, конструирует, занимается музыкой, танцует и т. д., причем делает это лучше других детей, но вот читать книгу его не заставишь.

Многие родители, попытавшись учить чему-то ребенка, сталкиваются с серьезной проблемой: малыш вовсе не воспринимает маму или папу как учителей и отказывается что-либо делать. Зато учителю или воспитателю он не «показывает характер» и выполняет задания с видимым удовольствием. Некоторым родителям правильно вести себя в подобной ситуации помогает воспоминание о том, как в детстве их самих насильно заставляли читать, угрожая наказанием. Они не используют никаких принудительных способов приучения к чтению, понимая, что этим можно только навредить делу.

Чего не стоит делать, если ребенок не любит читать?

— Хуже всего, если родители кричат на ребенка и при помощи жестких мер пытаются научить его любить книгу. «Вот прочитаешь пять страничек – получишь игрушку»,– сулят мама или папа малышу.

— Не помогает и принудительное дочитывание книги, над которой ребенок явно скучает.

— Нельзя махнуть рукой на эту проблему, потому что от чтения во многом зависит успешность ребенка по многим учебным предметам, то есть качество его знаний.

— Нельзя заменять книгу телевизором. Даже самая талантливая экранизация литературного произведения не передает всей его глубины и оригинальности, а также того исключительно важного, что ребенок должен постичь сам.

— Те дети, которым навязывают книги, которых заставляют читать и ругают за то, что у них нет никакого интереса к чтению, выдают родителям совершенно противоположный результат. Они упрямятся еще больше, делают на зло, рвут книги и рисуют в них. Дети могут выбросить злосчастную книжку, чтобы не заниматься тем, что им не нравится; могут делать вид, что читают, или читать «через слово». Срабатывает обычный принцип: то, что навязано, никогда не нравится и пользы не приносит».

Как приучить ребенка читать?

— Покупайте ребенку детские книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Поначалу кроха будет только рассматривать красивые картинки, не воспринимая книгу как источник интересной и полезной информации. Зато малыш станет постепенно привыкать к тому, что книга постоянно присутствует в его жизни.

— В детской комнате книги должны находиться в таком месте, которое доступно ребенку без особых усилий. Пусть это будет небольшая открытая книжная полочка, до которой карапуз дотянется без помощи взрослых. Свободный доступ к книгам позволит малышу воспользоваться ими тогда, когда ему хочется. Не старайтесь из соображений бережливости прятать книги подальше и повыше: если ребенок не видит книг постоянно, то наверняка не почувствует к ним интерес.

— Если вы переживаете, что малыш испортит книги – порвет или раскрасит, то оставьте в доступном месте только те из них, которые изготовлены с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, картонные, пластиковые или тканевые. Сегодня в магазине можно найти даже деревянные книги! Эти чудесные книжки карапуз может листать, рассматривать и даже грызть, при этом мама не будет переживать, что он их испортит.

— Если же кроха все-таки умудрился что-то испортить, то посетуйте на это, а затем вместе с ним или в его присутствии «полечите» любимую книгу. Обязательно скажите малышу, что книжки нужно читать или рассматривать, а вот рвать, бросать, пачкать нельзя ни в коем случае.

— Выбирая книги для детской библиотеки, учитывайте основные требования к их оформлению. Книга для маленького ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. При этом следите, чтобы картинки были не слишком яркими, без использования «кислотных» цветов. Для детских книг обязателен крупный понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда и предохранит страницы от мелких разрывов. Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге.

— Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями. Соберите отзывы о книге других родителей, почитайте сообщения на форумах в Интернете.

— Не забывайте о том, что лучший подарок для ребенка – это книга. Если малыш будет получать на день рождения прекрасный сборник сказок или стихов, а потом, когда подрастет, отличную иллюстрированную энциклопедию, то он станет ценить книгу уже потому, что мама и папа считают ее достойным подарком.

— Часто мамы и папы интересуются: нужно ли предлагать ребенку сокращенные варианты книг – лишь краткий пересказ с крупными иллюстрациями во всю страницу? По сути такое «чтение» больше напоминает рассматривание комиксов. Ребенок не может читать такую книгу даже непродолжительное время – он сосредоточен именно на рассматривании картинок и не очень обращает внимание на содержание книги.

— Что делать, если все-таки ничего не получается, и ребенок не хочет интересоваться книгами?

Способ 1

Покажите ребенку новый для него мультфильм, снятый по какой-нибудь интересной сказке. Прервите показ если не на самом интересном месте, то на таком, где ребенку будет любопытно продолжение сюжета. Предложите малышу узнать о том, что было дальше, из самой сказки – а вы ему с удовольствием ее почитаете.

Способ 2

Купите аудиокниги. Во-первых, это польза для ребенка, а во-вторых – большая помощь вам: аудиокниги выручают не только в ситуации, когда у родителей нет времени, но и тогда, когда мама и папа не обладают ярко выраженными актерскими способностями. Все сказки и стихи, записанные на аудиодиски, читают профессиональные актеры, причем такое важное дело, как чтение детских книг, доверяют только лучшим из них. Вы можете «включать» аудиокниги в машине или давать их послушать во время тихого часа, если малыш не любит дневной сон (такие дети встречаются все чаще, и мамы не знают, как уговорить ребенка хотя бы просто полежать среди дня, чтобы отдохнули спинка, глазки и ножки).

Способ 3

Читайте ребенку сами. Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями, и, возвратившись, вы увидите, что он рассматривает или читает «забытую» книгу.

Способ 4

Пригласите учительницу. Иногда посторонний, нейтральный человек может научить ребенка большему, чем близкие люди, которые совсем не воспринимаются детьми как учителя.

Чтение - едва ли не основной для любого человека способов получения информации, необходимой для интеллектуального совершенствования да и просто для выживания в мире. Это одна из причин, по которой любой взрослый видит своим долгом заняться обучением своего чада данному навыку, а при этом, если ребенок не хочет учиться читать, подобная ситуация вызывает как минимум недоумение.

Немало специалистов отмечают, что порой в подобном случае родители (или другие люди, взявшиеся за обучение крохи), когда ребенок не хочет учится читать, допускают ряд непростительных ошибок. Нередко взрослые полагают, будто нежелание крохи осваивать столь нужный навык связано с банальным упрямством и желанием "проявить характер", и бороться с этим якобы помогут различные методы принуждения. Ребенку угрожают, заставляют читать, прибегают к различным видам шантажа, и в результат таких действий обычно оказывается противоположным ожидаемому: чадо все еще не умеет читать, но еще и утрачивает значительную часть доверия к старшим. Впрочем, если у малыша не слишком сильный характер, он может и поддаться манипуляциям взрослых и действительно заняться чтением, но содержание книг его не готовый к подобным нагрузкам ум должным образом не воспринимает. В дальнейшем принуждение при обучении читать может вылиться у уже взрослеющего человека в нелюбовь к книгам, и последствия этого будут для интеллектуального развития такой личности весьма негативными.

Чтобы обучение чтению проходило успешно, первостепенными будут не установки в голове взрослых на то, что уже якобы "пора", а именно стремления самого ребенка к освоению такого навыка. Иными словами, малыш должен сам, а не по принуждению или исходя из каких-либо убеждений занимающихся его воспитанием взрослых, захотеть заниматься чтением книжек. Возраст, в котором кроха приходит к подобному пониманию, сугубо индивидуален: кто-то "созревает" уже годам к 4-5, других же не следует трогать с чтением лет до 6, а то и 7, и любая спешка в данной ситуации точно нежелательна.

Не следует поддаваться новомодному стремлению множества родителей к обучению чад чтению едва ли не с пеленок: мозговые структуры, отвечающие за сознательное восприятие текста, дозревают не ранее, чем чадо достигнет пяти-шести лет, и только с этого возраста тренировки будут иметь смысл.

Самым верным тактически ходом со стороны взрослого, если доселе любые попытки обучения чтению конкретного малыша приводили к фиаско, будет "отпустить" ситуацию и несколько подкорректировать поведение. В результате ранее допущенных родителем или воспитателем ошибок у ребенка уже успел сформироваться негативный настрой в отношении чтения, и именно устранением этого дискомфорта следует прежде всего заняться.

В первую очередь, необходимо отложить подальше всевозможные буквари и прочие книжные "орудия пыток" и переключиться на игровую деятельность с использованием букв. Упражнений, помогающих в дальнейшем обучении чтению, существует масса: ту и поиски определенных букв в словах, и вставка тех, что оказались "потерянными" в тексте, и т.п., главное - чтобы такие игры заинтересовали и увлекли конкретного ребенка. От взрослого же требуется не только активное участие в таких "буквенных" развлечениях, но и тактичное, осторожное поведение, отсутствие каких-либо негативных высказываний в адрес своего юного ученика. Даже если при выполнении некоторых игровых заданий малыш допускает ошибки, не следует его за это упрекать и заострять внимание на его неудачах; аналогичной тактики надо придерживаться и в дальнейшем - когда обучение перейдет уже непосредственно к книгам.

На этапе проявления чадом интереса к чтению и первых его попытках прочесть какой-нибудь несложный текст нельзя его исправлять, делать замечания и т.п. - это лишь способствует угасанию энтузиазма ребенка. Поскольку на первых порах важно устранить связанный с чтением дискомфорт, то, сколько именно ошибок допускает при выполнении подобного задания малыш, не существенно.

Поправлять неправильно прочтенные слова и устранять прочие неточности надо будет уже при достаточно развитом навыке чтения у ребенка, но и при этом взрослому следует отказаться от менторских интонаций и проявлять побольше доброжелательности, хваля чадо за любые успехи.

Таким образом, при обучении отпрыска чтению первостепенной задачей будет исключение у ребенка негативных ассоциаций с освоением подобного навыка, да и начинать учебу стоит не с букварей или других пособий, а с игровой деятельности, связанной с буквами и слогами.

В последний день перед каникулами учителя выдали школьникам список литературы для внеклассного летнего чтения. Куча книг, большая часть которых, как вы понимаете, вряд ли будет открыта. Как быть? Как увлечь книгами ребенка? За советом мы обратились к новосибирским специалистам со стажем в области психологии и педагогики.

На улице солнышко, товарищи гоняют на велосипедах и играют в догонялки. А на столе тяжким грузом лежит список литературы, которую нужно прочитать за лето. Такие списки дают даже самым маленьким школьникам. Задача родителей - помочь прочитать нужные книжки, но никак не заставлять.

Книжки не по возрасту

Очень часто в списках литературы есть книжки, которые ребятам в силу возраста или развития читать рано. И это нормально. Для кого-то «Война и мир» - классный боевик, для кого-то - роман про любовь, а кому-то все это совершенно не интересно!

Просмотрите список сами. Вы знаете свое чадо! Выберите те книжки, которые вашему ребенку будут интересны. Остальные произведения возьмите на себя. Прочитайте и перескажите их детям своими словами, лучше опуская сложные подробности. Пересказывайте не слово в слово, а как историю, адаптируя к детскому пониманию и восприятию. Очень важно, чтобы книжка попала в нужный возраст.

Следует отметить, что чтение - это не только изучение классических произведений, но и возможность развить воображение и мышление ребенка, - уверена директор новосибирского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и подростку Наталья Мандель. - Именно литература, знакомство с персонажами, наделенными разными характерами, улучшает способность самостоятельно мыслить. У ребенка, когда он читает, возникают индивидуальные ассоциации, он становится более творческим.

Наша собеседница говорит, что нет единого способа, который помог бы мотивировать детей к чтению. Каждый ребенок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. Но неудачные способы, которые применяют взрослые, имеются.

Например, стимулировать сына или дочь какими-либо покупками точно не стоит, - считает Наталья Владимировна. - Во-первых, это может войти в привычку, и тогда родителям станет обременительно обеспечивать постоянные бонусы. Во-вторых, ребенок тогда будет читать именно для родителей, а не для себя. А необходимо развивать именно внутреннюю мотивацию - пробуждать искренний интерес.

Несмотря на то, что к каждому малышу нужен индивидуальный подход, мы нашли ряд общих рекомендаций, которые наверняка могут пригодиться взрослым.

* Читайте вслух. Например, Пушкина или Тургенева можно читать всей семьей. Вы получите от чтения не меньше удовольствия, чем ребенок. Кроме того, сможете поставить акценты правильной интонацией, объяснить по ходу чтения все непонятное. А главное - проведете время вместе, у вас будет общее занятие, а потом вы сможете обсудить прочитанную книжку.

* Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задают в школе, не может быть интересным. В таком случае расскажите ребенку самый увлекательный эпизод книжки из списка для внеклассного чтения, но не называйте книжку. А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод, доставайте книжку и открывайте карты.

* Если удается заинтересовать юного чтеца каким-нибудь отрывком из произведения, предложите, чтобы всю книжку он прочитал самостоятельно.

* Расскажите свое детское впечатление от книги: «Когда я прочитал «Вий» Гоголя , начал бояться приведений…» или «Когда я читал «Капитанскую дочку», так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать Марией…»

* Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать и готова на любую форму досуга - даже послушать школьную книжку, лишь бы не спать!

* Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но сначала смотрите сами и выбирайте наиболее удачный, если есть несколько фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм - отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по голливудской экранизации.

* Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильм по школьной программе, сходите на него с ребенком, прежде чем подсунуть книжку.

Вопрос в тему

А как обычно мамы и папы прививают своим чадам любовь к литературе? «Комсомолка» опросила новосибирцев, которые поделились своим опытом.

Николай Довлатов, слесарь : - Метод кнута и пряника еще никто не отменял. Все книги, заданные на лето, я по количеству распределяю на декады, составляю для сына список. А по истечении 10-дневного срока принимаю небольшой зачет. Спрашиваю не строго - чтобы ответить, достаточно прочесть на скорую руку. Если задание выполнено, то по итогам декады сыну приз - новая компьютерная игра и безлимитное время за компьютером. Если «плавает» - строгий лимит и умеренная трудотерапия. Сейчас вот сын «отрабатывает» один такой проваленный зачет - поропалывает грядки на даче. Жена, кстати, очень поддерживает данный метод.

Ирина Миронова, домохозяйка : - По-моему, это вообще бред - заставлять ребенка летом изучать школьную программу. Пусть отдыхает, укрепляет здоровье спортивными играми, дышит свежим воздухом. Учебную программу он и в школе освоит. А летом я иногда просто покупаю именно детские яркие книжки, которые несложны для восприятия. Мой Димка сам охотно их читает, даже принуждать не надо.

Лариса Сергеева, менеджер : - У меня простой метод: нахожу для дочери фильмы, снятые по соответствующим книгам. Покупаю диски либо скачиваю фильмы из Интернета. Рекомендую их посмотреть. Если не понравилось - увы, а если понравилось, дочь сама потом берется перечитывать все по книге. «Мастера и Маргариту» она после фильма еще в четвертом классе прочитала! Хотя еще и не нужно было по программе.

Насколько школьная литература подходит для восприятия детьми? Влияет ли на понимание очередного произведения литературы темперамент ребенка? Что сделать, чтобы сын или дочь вне зависимости от индивидуальных качеств смогли усвоить содержание программы? В ближайших выпусках еженедельника мы продолжим разговор на тему детского чтения.

Чтение является ведущим предметом в школе. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыком грамотного письма, легче справляется с решением математических задач. Причины возникновения проблем с чтением много – результат один – ребенок не хочет читать. Как же вырастить книголюба?

Книга – один из лучших подарков для ребенка, даже если ему еще один год. Помните, что выбранный подарок должен соответствовать возрасту вашего малыша.

Важно соблюдать специальные критерии по выбору книг. Во- первых, книга должна быть красочной, яркой, но не должна при этом «рябить». Во-вторых, текст должен быть напечатан на качественной бумаге, достаточно большим шрифтом. Чем младше ребенок, тем крупнее шрифт. В-третьих, содержание книги должно быть интересным, увлекательным и доступным для ребенка. Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.
Современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Очень полезно разыгрывать с ребенком сценки, играть в сюжетно – ролевые игры по прочитанной книге.
Детям нравится вместе с родителями рисовать сказочных персонажей, придумывать костюмы героев, их вещи и предметы. Ищите в жизни ситуации, которые похожи на ситуации из прочитанных книг, например, вы проходите мимо милиционера, похожего на Дядю Степу, идете около небольшого домика, который напоминает теремок из одноименной сказки и т.д.

Хорошо развивает память и способствует закреплению прочитанного - умение пользоваться цитатами из прочитанного. Например, «Муха по полю пошла, муха денежку нашла», «Наша Таня громко плачет», «Ищут пожарные, ищет милиция…» и др. Это обогащает и украшает речь вашего ребенка.

Три полезных совета.

1.Заведите ритуал вечернего чтения (читайте вслух, по ролям, инсценируйте понравившиеся отрывки).
2.Если ребёнок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.
3.Если вашему ребенку нравится, когда ему читают взрослые, а сам почитать не хочет, попробуйте маленькую хитрость: прервите чтение на самом интересном месте, а на следующий день, сославшись на сильную занятость, предложите ему почитать самому. Но не злоупотребляйте этой занятостью, ребенок поймет, что вы пытаетесь заставить его читать.

Памятка для родителей.
Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

1.Создайте спокойную, удобную для чтения обстановку;
2. В течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;
3. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создает эффект принуждения);
4. Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;
5. Проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;
6. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда дошколенок будет стараться порадовать вас своими успехами;

С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка. Благодаря чтению ребенок развивает свое воображение и расширяет кругозор. На основе чтения формируется внутренний мир ребенка. Именно художественная литература позволяет косвенным образом приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребенка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Книги знакомят ребенка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство.

Многие родители сталкиваются с тем, что дети в начальных классах не хотят читать. Это, скорее, психологические особенности детей этого возраста, нежели проблема. Зная эти особенности, можно легко разрешить сложившуюся ситуацию. Просто позвоните мне и запишитесь на консультацию с детским психологом и все будет ОК!

Детство наших детей существенно отличается от нашего с вами. С этим фактом трудно спорить. Находясь с рождения в насыщенном информационном потоке, дети, подрастая, имеют гораздо больше развлечений и источников самой разной информации, чем мы в свое время. В результате, большинство современных детей не хотят и не любят читать. А ведь в мире существует столь много безумно интересных, невероятных и совершенно потрясающих книг! И если ребенок не хочет читать - это звучит очень грустно. Но ребенок пока еще мал и время научить его читать еще есть.

Что делать если ребенок не читает?

Исходя из своего многолетнего опыта, хотел бы сказать, что из многих умений и навыков, которым обучают детей, любовь к чтению, пожалуй, одна из самых деликатных областей.

Иногда родители требуют от ребенка самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами заранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания. Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, а больше времени проводят у телевизора, подавая пример ребенку, не возможно научить его делать, то, что сам не делаешь!Видят небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению, как подставка под кастрюли. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках и являются частью интерьера. Родители здесь тоже могут много говорить о пользе чтения, ценности книг. Постепенно и ребенок привыкает «ценить» домашние книги, как изящную дорогую вазу или антикварные безделушки, которыми можно любоваться, восхищаться, но лучше не трогать. Конечно, есть и другие семьи, в которых разговоры о значении книги просто не нужны. Ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги, что есть положительная тенденция к книголюбию.

Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто представлялось до этого ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно. Но какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается. А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама! Ведь он не знает, что и взрослым в свое время было так же трудно.

В чтении важно всё: кто учит, как учит, если это делают родители - обладают ли они точной информаций, владеют ли приемами обучения и т.д. К кому-то умение читать приходит сразу, достаточно просто показать, как это делается и через 5-8 занятий ребенок читает, а значит, у него уже была внутренняя готовность, всё в нем созрело для чтения. Но так бывает далеко не всегда, большинство детей все же надо именно учить читать и тут важно запастись знаниями и терпением. Кого-то может это удивляет - "Какие еще знания? Берешь букварь и учишь!" Вот это и есть одна из главных ошибок.

Но, к сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать попытки первого самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. И взрослые начинают сердиться. А на языке «вертится» сравнение с соседским Сашей, который уже давно книги сам читает. И в конце раздражение окончательно берет верх, и мама заключает: «Так ты никогда не научишься читать». Ребенок видит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда не научусь читать. Это слишком трудно». А кому хочется неудач? И появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу. Родители сетуют: «Просто уже не знаю, что делать, не хочет, и все. Придется заставлять, раз по-хорошему не понимает». И заставляют, и ругают. А тайна книги исчезла для ребенка, остались только противные буквы, слова... Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка, жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет.» Но отодвигая проблему, вы её не решаете, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникает, да еще усугубится. Желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка. Так, что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?

Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя. Как показывает мой профессиональный опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше — родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то Вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролям - то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, представьте ему эту возможность, например, найдя какой—либо предлог отойти от книги. Можно, дойдя до интересного места, вдруг «ВСПОМНИТЬ», что срочно нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить. Если при этом вы испытываете психологический дискомфорт или у вас, что то не получается, то нужно обратиться к детскому психологу позвонив мне по телефону и записаться на психологическую консультацию.

Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Начинайте пораньше, чтобы успеть обсудить прочитанное. Даже если ваш ребенок научился читать сам, это не повод отменить ваши совместные литературные вечера. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.

Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: "Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!" или "Хочешь идти гулять - прочитай 3 страницы!", это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием. Школа и так, можно сказать, удружила, обязав читать то, что входит в программу. Слишком много правды в известной шутке: если хотите внушить неприятие к любому произведению - введите его в школьную программу. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать. А лучше позвоните мне и я вас научу, как найти общий язык с детьми.

Дайте юному читателю время и возможность найти свою книгу. Обеспечьте, насколько возможно, ребенка книгами на интересующую его тему дома, запишите его в детскую библиотеку, пойдите вместе в книжный магазин и купите ту книжку, которую выберет сам ребенок. Пусть книга будет далека от духовной пищи, но начинать тоже с чего-то нужно. Ваш ребенок не любит читать и заставлять его неблагодарное дело, но те книги о самолетах, танках или мире насекомых, которые он сам принес из библиотеки, он читать соглашается.

Заставить что-то делать с удовольствием - невозможно! Особенно если это касается чтения и любви к литературе. Поэтому вам нужно еже сейчас позвонить мне и записаться на консультацию к детскому психологу в Москве.

Стоимость услуг детского психолога в Москве:

Очное консультирование детского психолога и психоаналитическая психотерапия проходят в комфортабельном психологическом центре в самом центре Москвы на Цветном бульваре.

Стоимость детской консультации, психологического анализа личности и психотерапии в Москве составляет всего 2.000 рублей, длительностью 50 минут одно занятие. Помните, что консультация детского психолога и личная психотерапия это всего инвестиция в себя, свою семью и своих детей. Потому, что на сегодняшний день, быть здоровым и счастливым стало модно.

Адрес психологического центра:

г. Москва, метро "Цветной бульвар", ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, кабинет № 209

Психологический центр в Москве находится в шаговой доступности от метро ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР. Улица располагается в самом центре г. Москвы. Это очень уютная и тихая историческая часть города Москвы. Центр психологического консультирования идеально подходит для работы в формате индивидуальной, семейной, детской и групповой тренинговой роботы. Имеется отдельный вход, свободный доступ и удобная парковка.

Я работаю с 10:00 до 21:00 с понедельника по субботу. По предварительной договоренности возможна психологическая консультация в вечернее время и в воскресенье. Если Вы не смогли мне дозвониться, то я сам перезвоню Вам при первой же возможности. Для детей постарше достаточно того, что вы их просите почитать вам на кухне, потому что вы устали и хотите просто послушать неспешное чтение. Искренность в просьбе всегда найдет отклик у ваших детей. Будьте действительно заинтересованы в том, что предлагаете своим детям. Неискренность они очень чувствуют. Даже если вы устали и после его чтения уснули, будет куда лучше, чем кричать: «Отойди, не видишь, мама после работы устала!» Если вы целый день дома, то оставьте все дела, сядьте рядом и станьте заинтересованным слушателем.
Любите своих детей! Не переносите свою усталость на них. Удачи вам в этом нелегком занятии - быть родителем.