Детские забавы зимой. Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе

В давние времена сами Боги по земле ходили, всякие чудеса тогда на свете случались, оживали. Красивой и обильной была жизнь на земле. Люди природу почитали, она им добром отвечала: свежую весну, тёплое лето, плодородную осень да студеную зиму дарила. На каждое время года свои радости находились. Не то что нынче, когда люди от земли оторваны, леса да поля только на картинках видят, зиму без снега в пыльном городе коротают.

Раньше зима не помехой была для радости. Самые веселые праздники именно в холодную пору проводились. Делу время, а потехе час – пока работы в полях нет, надо успеть нагуляться на весь год. Соберется зимой молодежь в деревне, днем гуляют да играют, вечером вместе в одной избе сидят,мифы и предания древних славян слушают. Историй тех, ох и много было! Таких же, как былички деда Матвея, что в книге «Боги и люди» рассказаны. Слушали их под вкусный чай да варенье ягодное и всё время просили стариков ещё одну сказку рассказать. Но всему своё время: вечер заканчивался, и по домам было пора расходиться.

На следующий день опять парни да девушки на улице собирались. Песни веселые пели, с ледяных горок катались, в игры играли да между собой знакомились, присматривались. В ту пору много пар складывалось. Свадьбы-то позже пойдут, после Водокреса. Пока же парни девушкам удаль свою показывали в играх и состязаниях. Зимние забавы лихие да веселые. Малым детям в них делать нечего, зашибут добры молодцы ненароком, увлекшись игрой. Потому малыши с дедами дома оставались, по хозяйству помогали да все просили ещё мифы и предания древних славян рассказать. Парни да девушки в этом время на забавы веселые собирались.

Дольше всего готовились к игре во взятие снежной крепости. В некоторых деревнях для неё настоящие хоромы изо льда и снега строили. Все парни возведением крепости несколько дней занимались, а потом молодежь из соседней деревни к себе в гости приглашали. Все приходили на такую игру, как на большой праздник. Девушки наряжались, красоту свою показывали, женихов высматривали. А уж парни перед ними вовсю храбрились. Сначала частушки веселые пели, над своими противниками подшучивали, рассказывали, как их одной рукой сломят, одним снежком перешибут. Потом штурм крепости начинался. Гости нападали, хозяева оборонялись. Ох, и веселая это была потеха! Парни расходились не на шутку, игра в настоящий бой превращалась. Девушки своего милого высматривали, иногда и сами снежки подкидывали, помогали крепость защитить.

После игры приглашали гостей из соседней деревни в дом на посиделки. Гости приходили с гостинцами, чтобы все могли не только поиграть, но и полакомиться. На вечерках уже другие забавы были: играли и танцевали. Парни всё старались такую игру придумать, чтобы девушки их поцеловали, да те и сами не против были.

Вот так описано это зимнее время в книге «Боги и Люди» издательства «Северная сказка»:

Да, эти четыре дня и ночи были в безграничной власти Морены И сейчас Морена, наблюдая из своего хрустального дворца, как люди готовятся встречать Коляду, Бога молодого Солнца, поворачивающего Природу на лето, только что не мурлыкала и не облизывалась, предвкушая, как же она повеселится, играя с людьми в свои игры. А с Яви уже доносилась песня, призывающая Коляду:

Коляда-Солнцеворот,
Стань у наших у ворот.
Разгони потемь,
Верни в Явь красный день.
Огнём возгори, Коло воздыми,
Уводи, Коло, горе, а свету дай преболе!
Гой! Коляда! Слава!
Солнышко повернись,
Красное разожгись!
В дорогу выезжай,
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!

Ещё днём подготовили большой костёр - «Краду», в котором к ночи зажгли даже не поленья, а целые брёвна. Одно такое бревно, было специально подготовлено для особого действа. Его нужно было горящим протащить вокруг всей деревни и вернуть обратно в Краду.

На этот раз бревно, «Балда», так называли его в деревне, благополучно протащили по снеговой дорожке, устроенной тоже заранее, и вернули горящим в костёр.
- Слава! Слава! - раздавались радостные крики - год будет удачным!
«Как же вы ошибаетесь!» - усмехнулась Морена и продолжила наблюдать за празднованием.
На земле, в Яви, праздник набирал свои обороты. Парни и девушки, разбившись на пары, давали клятву на верность - «Огненный заклят», когда прыгают через костёр, не разжимая рук. Шумнее и громче раздавались по улицам песни и крики. В одном конце села звучало:
Уродился Коляда
За рекою за быстрою…

А на другом конце низкие мужские голоса пели:
Ой, Коляда, Коляда!
Мы пришли прославлять, да хозяев величать.
А хозяюшке многоздравьице.
Вашим детушкам: сыновьям, дочерям -
Девяносто быков, полтораста коров.

Это отправились «колядовать» парни и девушки, распевая песни под избами и получая за это «щедровки» - калачи, круги колбасы и любую другую снедь.
Набрав полные мешки, молодёжь отправилась веселиться в самую большую избу, а кто не поместился, то в другие избы, помельче.
- Теперь уже скоро, - сама себе сказала Морена, - Вот тогда и я повеселюсь!

Как жаль, что традиции эти сейчас не сохранились! Не строят больше парни снежные крепости, не следят за их игрой красавицы-девушки в народных одеяниях. Так хочется хоть ненадолго в этом мире очутиться, к его чистым и простым радостям прикоснуться! Может быть, получится и в своей жизни что-то из родных традиций воплотить.

Где истории про народные зимние гуляния найти, мы вам подскажем, а как их в жизнь воплотить, уже сами решайте. Есть в «Северной сказке» обновленная книга «Боги и люди». В ней не только мифы и предания древних славян рассказаны, ещё и народные праздники с их живыми традициями описаны. Повествует, как всегда дед Матвей, а уж он-то, сами знаете, рассказывать большой мастер.

Катание с ледяной горки и на санках

Санки и снег так же неразделимы, как мороженое и вафельный стаканчик. Придумайте разные забавные способы катания.

Кататься с горки можно не только на санках - для этой цели прекрасно подходят, например, шины от автомобилей, очень хорошо скользит с горы, позволяя развивать приличную скорость, кусок линолеума.

А еще можно сделать своеобразный тобогган. Для этого нужно взять большой кусок картона и разрезать его таким образом, чтобы оставалось достаточно много места для сидения, передний конец приподнять и завернуть, чтобы ребенку можно было ухватиться за него. Это совсем легонькие «санки», и ребенку с приятелями не составит труда отнести их до ближайшей горки, где они смогут по очереди покататься.

А когда эти санки или дети промокнут так сильно, что уже нельзя будет кататься, «тобогган» можно отправить в ближайший мусорный бачок и со свободными руками весело бежать домой, играя в снежки.

Ангелы

Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами , как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья.

Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его «ангельскую» форму. Только что выпавший снег — прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.

Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных.

Возможно, ваш сын сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.

Следопыты

Дети любят рассматривать собственные следу на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц. После этого отправляйтесь в лес или парк и попробуйте отыскать и расшифровать следы какой-нибудь живности.

След в след

Расскажите ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предложите поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.

Снежные цветы

Приготовьте для опыта:

  • соломинку;
  • раствор для надувания мыльных пузырей.

Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег.

Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.


Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.

Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Снежные создания

Лепить снеговиков - это обычное дело. А вот делаете ли вы снегурочек, маленьких снеговичков, снежных собак, котов или черепах? Этим хорошо заняться, если в творческом процессе участвует несколько человек, вот тогда можно вылепить снежное семейство или целый зоопарк снежных обитателей.

Если вам хочется, чтобы проезжающие мимо люди еще больше восхищались вашим творением, то принарядите ваших снеговиков. Шапка и шарф вполне традиционные украшения для снеговиков, а что вы думаете о том, чтобы повязать вашей снегурочке на голову платок или надеть большую дамскую шляпу?

Возможно, ей придутся кстати кухонный фартук и деревянная ложка.

Если вы любите ходить по магазинам, то купите несколько недорогих вещей специально для того, чтобы использовать их для ваших снеговиков после следующего большого снегопада.

Если вы играете в снегу с очень маленькими детишками, делайте снеговичков тоже маленькими, чтобы не утомить ребенка.

А еще вы можете попытаться сделать черепаху, для этого нужно вылепить из снега куполообразную форму, напоминающую панцирь черепахи, и приделать к нему четыре маленькие ножки, голову и хвост.


Снежные скульптуры

Из снега можно вылепить не только снеговиков. Подскажите вашему ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина, который можно использовать для создания разных существ и предметов.

С помощью кухонных формочек, пластиковых коробочек от продуктов и горшочков всех размеров можно вылепить формы разной конфигурации, потом скрепить их. Маленькие шарики из снега хорошо соединяются между собой с помощью палочек или зубочисток, и таким образом из них получаются самые различные скульптуры.

Покажите вашему ребенку, как соединять фрагменты его скульптурного произведения «снежным клеем», то есть обрызгивая их водой. Если снег пушистый и рассыпается, дети могут добавить к нему воды или положить сделанные формочки в морозильник на несколько часов, чтобы дать им затвердеть.

А еще вы с ребенком можете устроить снежный пир для птиц. Сделайте чашечками снежные пирожные и украсьте их настоящим замороженным птичьим кормом.


Источник фото: countryhotels.pro

Эта увлекательная игра требует небольшой подготовительной работы. Вам надо будет заранее купить в ближайшем магазине "клад". Это может быть угощение (маленькая шоколадка, конфетка), игрушка или сувенир.

"Сокровище" нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в определенном месте. Лучше всего прятать клад в лесу или во дворе собственного (частного) дома (дачи).

По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.

Варежка-подружка

Если вашему сыну или дочке хочется пойти погулять по снежку, а рядом нет никого, кто составил бы малышу компанию, предложите ему поиграть с варежкой-подружкой. Возьмите варежку, у которой потеряна пара, - и сделайте ей лицо: из пуговичек - глазки, а из красной нитки - рот (или нарисуйте лицо).

Теперь ваш малыш с удовольствием возьмет на улицу варежку-подружку и поучит ее, как играть в снегу.


Елочные украшения из цветного льда

Сделайте елочные украшения из цветного льда, залив подкрашенную пищевыми красителями воду в формочки разного размера и формы. Можно использовать обычную воду, но для красоты добавить в нее ягоды, кусочки апельсина, веточки ели, мишуру и т.п. Украсьте получившимися игрушка елочку в лесу или во дворе вашего дома.

Снежные краски

Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите полстаканчика воды и добавьте туда пищевого красителя. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками.

Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снеговичков.

Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы. Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками, и пусть он выльет половину каждой краски в стаканчик со снегом.

Полученный раствор помешайте ложкой, и вы увидите, в каком восторге будет ребенок, когда он поймет, что, соединив красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет.


Источник фото: menupnz.ru

Стрельба в цель

Когда на улице слишком грязно, чтобы проводить там много времени, а вашему ребенку нетерпится подвигаться, стрельба в цель именно то занятие, которое ему необходимо, а кроме того, оно способствует развитию глазомера и координации.

Наберите снега и слепите из него снежки, потом заморозьте их в холодильнике (если снег подтаял, лучше сделать снежные кубики) . Приготовьте достаточное количество снежков или кубиков.

Когда они станут твердыми (но не чересчур — если они слишком твердые, переложите их из морозильника на полку холодильника, чтобы снежные «снаряды» не превратились в настоящее оружие), положите снежки в пластмассовый тазик.

Пусть ваш ребенок встанет на закрытом крыльце или в другом защищенном месте, а вы наблюдайте, метко ли он попадает в цель — ею может быть дерево или круг в снегу.

Начинайте с легкой цели, и если малыш удачно справляется с ней, сделайте ее менее доступной.


Источник фото: rybinsk.ru

Дети любого возраста с радостью увлекаются постройкой снежных крепостей, но больше всего это занятие подходит мальчикам школьного возраста. Нам не раз приходилось наблюдать, как безумно счастливые мальчишки целый день напролет проводят за постройкой своих «грозных» крепостей.

Ваша задача - проследить за тем, чтобы сооружение крепости началось в тихом месте, где у нее будет шанс сохраниться в течение нескольких дней , а не где-нибудь на дороге или у крыльца дома.

Предложите вашим снежным архитекторам такое место, куда меньше попадают прямые солнечные лучи, иначе цитадели будет грозить опасность слишком быстро растаять.

При постройке крепости некоторые дети любят использовать ведерко, набивая в него снег; другие, чтобы построить стенку, делают большие снежные шары и, спрессовывая, кладут их один на другой; иные же просто прыгают в середину сугроба, прорывая в нем ходы, и там прячутся.

Единственная роль, которую здесь можете играть вы, состоит, пожалуй, в том, чтобы в изобилии обеспечить ребят горячим чаем, поджаренной булкой, а кроме того, постоянно пополнять запас сухих варежек.


Источник фото: snowgrad.ru

Лабиринты и туннели

Когда толщина снежного покрова достигает пятнадцати сантиметров или более того, в нем можно прорывать снежные лабиринты и туннели. Помогите вашему ребенку сделать план лабиринта, который он захочет соорудить в снегу на искусственном или естественном склоне.

Когда лабиринт будет готов, полейте его водой и сделайте так, чтобы поверхность внутри него была очень гладкой. Теперь по дорожкам сооружения можно катать игрушки или мячики. Когда собирается несколько детей, они могут построить параллельные лабиринты и катать по их дорожкам все, что угодно.

Для большей забавы можно просто так рыть в снегу туннели-лабиринты, а для малышей - туннели, в которых легко спрятать какие-нибудь игрушки или играть в прятки.


Источник фото: novosibirskvesti.ru

Иглу (хижина из снега)

Когда снег достаточно липкий, самое время подумать о постройке иглу. Эскимосы строят свои иглу из снежных блоков за несколько дней, но маленький шалун может просто погрузиться в сугроб и вырыть в нем себе домик, как у эскимосов.

Ребенок, имеющий художественное воображение, может палочкой нарисовать что-нибудь на своем иглу— какой-нибудь абстрактный рисунок, знак или вновь изобретенный семейный герб. Интересно будет построить небольшие по размеру иглу и для пластмассовой куклы.


Источник фото: evaho.wordpress.com

Работа с лопатой

Хорошо, если в вашем хозяйстве (скажем, в гараже) хранится небольшая лопатка, тогда вы сможете привлечь ребенка к тому, чтобы он помог вам расчистить подъезд к дому и дорожки.

Если малыш станет получать от этого удовольствие, то в дальнейшем вам будет легче поднять планку: когда он повзрослеет, - сделать из него вполне серьезного работника.

Вдвоем вы сможете проверить, на какую глубину сумеете прокопать снег за пять минут или сколько времени потребуется, чтобы вам встретиться, начиная работу с разных концов.

Анна Краснова
Проект «Зимние забавы малышей»

Проект

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ МАЛЫШЕЙ … »

Выполнила

воспитатель

Краснова А. С

ИНФОРМАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ МАЛЫШЕЙ … »

Вид проекта :

по направленности : информационно – познавательный

по количеству участников : коллективный (24 человека)

по контингенту участников : дети 3-4 лет

по продолжительности : краткосрочный (1 неделя)

Цель : Ознакомление детей с зимними играми и забавами .

Задачи :

Закреплять знания у детей о времени года – зима, зимних погодных явлениях : снег и лёд.

Познакомить детей с зимними забавами .

Воспитывать у детей любовь к спорту и желанию им заниматься.

Ожидаемые результаты :

Накопление опыта по организации спортивно - оздоровительной деятельности в зимний период .

Дети ознакомятся с новыми разнообразными играми и упражнениями.

Участие специалистов образовательного учреждения в проектной деятельности : воспитатели группы дошкольного образовательного учреждения, руководитель физического воспитания.

К участию в работе над проектом могут быть привлечены родители. Они могут помочь детям как в ознакомлении с видами зимних забав , так и провести их на прогулках индивидуально со своими детьми.

Этапы проекта :

1-й этап – целеполагание (совместно с детьми) . На данном этапе необходимо обозначить проблему : что мы знаем о зимних видах спорта ? Что хотели бы узнать? Хотели бы заниматься каким – либо зимним видом спорта ?

2-й этап – планирование, необходимо ответить на вопросы : как, из каких источников, мы можем получить информацию о зимних видах спорта ? Где мы будем использовать полученные знания?

Образовательная деятельность в рамках реализуемого проекта :

Беседы о зимних играх и развлечениях;

Знакомство со спортивным оборудованием и инвентарём необходимым для занятий зимними видами спорта и зимними забавами ;

чтение книг : «Малыши открывают спорт » В. Г. Гришина и Н. Ф. Осипова; «Хочу стать чемпионом. Большая книга о спорте» Г. П. Шалаева; «Зимние забавы » Н. А. Мигунова;

Беседы по прочитанным книгам;

Рассматривание иллюстраций на темы : «Зимние забавы » , «Зимние виды спорта » ;

Чтение и разучивание стихотворений и отгадывание загадок;

Раскрашивание раскрасок;

Проведение дидактических игр;

Лепка на тему «Снеговик катается на лыжах» .

3-ий этап – сбор и анализ информации. В разных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.

Создание игровых, обучающих ситуаций разного типа, например :

Целевая прогулка.

Знакомство с зимними явлениями лучше начать на прогулке. Воспитатель уточняет у детей какое время года наступило. На улице выпал снег и детям предлагается понаблюдать за этим явлением, рассмотреть снежинки.

Речевая разминка. Стихотворение «Снегопад» (И. Лопухина)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю СНЕГ.

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью СНЕГОВОЮ.

На просёлки, на лужок

Всё снижается…СНЕЖОК.

Поговорить о свойствах снега.

Детки, посмотрите кто к вам пришёл? Зайчик. Шубка у него беленькая, такой она становится зимой. Зайчик прискакал к нам из леса для того, чтобы научить нас играть в снежки. Давайте попробуем слепить снежные комочки. Воспитатель показывает, как это сделать. Дети повторяют движения.

Посмотрите как хорошо у вас получается! А давайте поиграем в снежки. Разделимся на три команды и чья команда больше бросит снежков в корзину. Игра «Попади не промахнись» .

Дети а что ещё мы можем сделать из снега? (Построить снежную крепость, скатать снеговика)

Лепит детвора зимой

Чудо с круглой головой :

Ком на ком поставит ловко,

Рот - дуга, и нос морковка,

А два глаза - угольки,

Да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник.

Кто же это?. (Снеговик)

Красный нос, в руках метелка.

Проживает рядом с елкой.

К холодам давно привык

Наш веселый… (Снеговик)

Давайте с вами катать снежные комочки и слепим из них снеговика. Воспитатель показывает какими движениями мы катаем снежный ком.

Дети повторяют.

Вот какой красивый у нас получился снеговик! Только чего то не хватает… Как вы думаете? (Носа)

Посмотрите, зайчик принёс нам подарок – морковку! Она то нам и пригодится, будет носом для нашего снеговика! Теперь наш снеговик ещё краше!

Давайте поводим вокруг него хоровод!

Танец – хоровод «На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

(потирают одну ладонь о другую)

Ручки, ручки согревают.

(дышат на руки)

Не замёрзнут наши ручки – крошки –

Мы похлопаем в ладошки.

(хлопают в ладоши)

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

(топают ногами в такт словам)

Вот так топать мы умеем,

Вот так ножки мы согреем!

Мы очень весело провели нашу прогулку, но теперь пора возвращаться в группу, зайчику пора обратно в лес. Зайчику очень понравилось в гостях у детей. Он любит зимние забавы .

Задание 1.

Спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр ;

В качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион , где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

Задание 2. Отгадать загадки.

(Лыжник)

(Коньки)

(Санки)

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

По снегу покатите - я подрасту, На костре согреете - я пропаду. (Снежный ком)

- Проведение беседы :

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ О ЗИМНИХ ИГРАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ

Програмное содержание :

1. Познакомить детей с зимними играми и забавами .

2. Дать детям знания о необходимом для этого инвентаре.

3. Активизировать словарь детей новыми словами.

4. Воспитывать интерес к занятиям спортом.

Материал : иллюстрации, открытки с изображением катания на лыжах, коньках и санках; необходимом для этого инвентаре; игрушка – заяц.

Ход занятия:

Сюрпризный момент.

Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришёл? Да это же наш старый знакомый, зайчик! Ему так понравилось у нас в гостях, что он решил опять нас навестить. У него в лесу много снега и к нему тоже приезжают гости.

Дети, что мы с вами делали на прогулке? (Играли в снежки, лепили снеговика)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы » :

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по одному пальчику)

Мы во двор пошли гулять. (Пальчики шагают)

Бабу снежную лепили («Лепим снежок» двумя руками)

Птичек крошками кормили. (Крошащие движения пальцами)

С горки мы потом катались (Два пальчика катятся по столу)

А ещё в снегу валялись.

(Две ладошки кладут на стол, то с одной стороны, то с другой)

А наш снеговик оказался любопытным и хочет узнать, чем ещё можно заниматься зимой. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение, что на них изображено.

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили!

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка)

Под гору - лечу,

В гору - тащу.

(Санки)

Ой, насыпало снежка,

Вывожу коня-дружка,

За веревочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.

(Санки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Вот серебряный лужок.

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь.

(Каток)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки! И несут меня не кони, А блестящие … (Коньки)

Как на горке, на горе

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу.

С горки - ух,

На горку - ух,

Захватывает дух!

А. Прокофьев

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки.

Рукавички на руках,

Шапка на макушке.

С. Черный

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой.

А. Введенский

Катя саночки везет

От крылечка до ворот,

А Сережа на дорожке

Воробьям бросает крошки.

3. Александрова

Ребята, с санками вы все конечно знакомы. Многих из вас зимой мамы привозят в детский сад на санках. И на прогулке, на нашей площадке мы пользуемся санками – ледянками для катания с горки.

А есть ещё лыжи, они крепятся к ботинкам и могут очень быстро ездить по снегу и не проваливаться в него. На лыжах можно кататься и с гор. Чтобы не упасть лыжники держаться за специальные палки с острыми концами, которые надёжно втыкаются в снег. Так же эти палки нужны для того, чтобы отталкиваться и ехать быстрее.

А вот это – коньки. Посмотрите, они похожи на ботиночки, но не простые. Внизу к ботиночкам крепятся острые лезвия, они нужны для скольжения по льду. Зубчики на носочках ботиночек нужны для отталкивания. Для катания на коньках зимой заливают водой стадионы. Вода замерзает и превращается в гладкий лёд, по которому можно скользить на коньках.

А это клюшка и шайба. Они нужны для игры в хоккей. Это очень интересная игра. Нужно бить шайбу клюшкой и стараться попасть в ворота. Игра происходит на катке, на ногах у игроков одеты коньки.

Все эти забавы потому и называются зимними , что могут происходить только зимой. Когда на улице холодно, а земля покрыта снегом и льдом.

Схватил за щёки, кончик носа

Разрисовал окно без спросу,

Но кто же это? Вот вопрос!

Всё это делает. (мороз) .

Ночью снег всё шёл и шёл

И к утру ещё намёл.

Санки брать во двор пора,

Ждёт нас снежная … (гора)

Во дворе катали ком,

Шляпа старая на нем.

Нос приделали, и вмиг,

Получился … (снеговик)

Мчусь стремительно вперёд,

Под ногами скользкий лёд.

Но шаги мои легки,

Ведь несут меня … (коньки)

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их. (лыжи)

Из-под полозьев снег летит,

И ветерок в ушах свистит.

С крутой горы несёмся вниз,

Ты на пути не становись -

Препятствий не боятся «танки» ! Хорошая забава (санки) .

Игра «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой? (хлопки) Белые полянки. (развести руки в стороны) И на горке снеговой (поднять руки вверх – показать «горку» ) Лыжи или санки (2 р.) (ходьба лыжника) Что нам нравится зимой? (хлопки) Мягкие сугробы, (показать сугробы) Чтоб копаться день–деньской (имитировать копание снега лопатой) Крепость делать чтобы (2 р.) (лепить снежки) Что нам нравится зимой? (хлопки) Потеплей одеться, (имитировать одевание одежды) В шубке тёплой меховой, (похлопать ладошками по одежде) На морозе греться (2 р.) (прыжки) .

А теперь давайте проверим сколько вы сегодня интересного узнали?

На чём мы будем кататься с горки? (на санках)

Санки бывают разные, какие вы знаете? (ледянки, ватрушка, обычные санки с полозьями, снегоход)

Для чего предназначены лыжи? (на них можно ходить по снегу и не проваливаться, можно скатываться с горы)

Как называются специальные дорожки, по которым едут на лыжах? (лыжня)

Где мы можем кататься на коньках? (на катке, на льду)

Для какой игры нужны шайба и клюшка? (хоккей)

Зайчик хочет загадать вам свои загадки :

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры - помчались с горы. (Санки)

Вы всё правильно отгадали, ребята! Молодцы! Наш друг – зайчик уходит в лес довольный! До свидания!

Познавательная информация для детей :

И так, дети, мы с вами познакомились с зимними забавами . Зимой на улице можно играть в снежки, лепить из снега, кататься на санках, лыжах или коньках.

- Дидактические игры :

- Раскраски :

4-й этап – осуществление проекта .

Фото - отчёт родителей о совместных зимних забавах с детьми :

ИТОГОВЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ

«СНЕГОВИК КАТАЕТСЯ НА ЛЫЖАХ»

Программное содержание :

1. Оживить в памяти детей их собственные впечатления о лепке снеговика на прогулке.

2. Формировать диалогическую речь.

3. Закреплять знания о круглой форме предмета, о различии предметов по величине.

Материал : сюжетные иллюстрации по теме, игрушка снеговик, пластилин.

Ход занятия:

Создание игровой мотивации.

Воспитатель смотрит вместе с детьми в окно. Вчера был сильный снегопад. Посмотрите, сколько снега! А что это стоит вон там, на нашей площадке? Да это же снеговик! Помните, дети, это же мы с вами его слепили! Вот и гуляет он теперь целыми днями на улице, ждёт, когда мы к нему выйдем.

К смеху детскому привык

Наш весёлый снеговик.

Он гуляет во дворе

Дни и ночи в январе.

Вместо глаз – два уголька,

Шарфик с окантовкой,

И видна издалека

Рыжая морковка.

Т. Агибалова

Кто расскажет нам, как мы лепили снеговика? Мы сначала скатали большой снежный шар. Потом другой, поменьше, поставили на него. А потом скатали самый маленький (голову) и поставили наверх. Давайте возьмём пластилин и сделаем много друзей для нашего снеговика. Катаем пластилин между ладонями, чтобы у нас получился шар. Какой шар у нас будет внизу? (самый большой) А какой будет наверху? (самый маленький) .Но снеговики у нас не простые, они любят кататься на лыжах. Поэтому мы сейчас скатаем две колбаски и сплющим их. Получаются лыжи. На эти лыжи мы и поставим наших снеговиков.

Физминутка «Снеговик» :

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей, –

Веселит он малышей .

Итог занятия :

Вот сколько снеговиков мы сегодня с вами слепили. Они будут кататься на лыжах на нашей снежной полянке. И будут дружить с настоящим снеговиком, сделанным из снега. И теперь наш снеговик не будет грустить один на улице, дожидаясь нас.

5-ый этап – презентация результата.

Воспитатель вместе с детьми расставляет снеговиков – лыжников на импровизированной снежной полянке. Любуются результатом совместно проделанной работы. Работа выставляется на видное место для обозрения родителей.

Список литературы :

1. Методическое пособие : «Технология реализации метода проектов в области физической культуры дошкольников». Авторы : Гусева Т. А., Иванова Т. О. Санкт– Петербург 2012

2. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» . Авторы составители : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. АРКТИ 2005

3. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа. Авторы – составители : Т. В. Ковригина, М. А. Косьяненко, О. В. Павлова. Учитель 2012

4. http://www.igraemsa.ru/

5. http://detkam.e-papa.ru/

6. http://www.razumniki.ru/zimnie_zabavy_progulki_zimoy.html

7. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_04k.shtml

Зима обладает необычной и магической силой, ведь в канун Рождественских праздников все люди ожидают чудо. Когда новогодние хлопоты улеглись, в доме стало тихо, а праздники закончились, проводить выходные, сидя взаперти, все же неохота, особенно когда за окошком кружатся в танце легкие снежинки.

В солнечное, немного морозное и заснеженное утро не прибегнуть к развлечениям на свежем воздухе просто невозможно. Когда еще можно порезвиться на улице с такой небывалой силой, как не зимой, особенно, если зима радует вас белоснежным покровом?

Чтобы не замерзнуть и не заскучать, выйдя на улицу, обязательно придумайте для себя занятие, при этом, чем более спонтанным оно будет, тем больше радости принесет! Если у вас есть дети, разнообразные зимние забавы помогут не только развеселить ваше чадо, но и заняться его развитием - как физическим, так и моральным.

Для начала, определите для себя и ребенка те предварительные действия и игры, которыми вы будете занимать себя на улице. Наиболее популярным развлечением людей разного возраста являются езда на санках и спуск с горки, при этом, их можно комбинировать. Санки выполняют еще и роль транспортного средства, которое довезет ребенка до необходимого склона, конечно, не без вашей тягловой силы. На них вы легко, быстро и чрезвычайно весело спуститесь с любой, даже Если санки еще не вошли в ваш транспортный арсенал - не беда, всегда можно найти им аналог. Возьмите кусок фанеры, пластика или специальный поддон для спуска - и вот вы уже превращаетесь в покорителя вершин.

Обязательно должны совмещать в себе общую цель и совместное дело чада и родителей - это поможет скрепить семью и наладить отношения в ней. Предложите ребенку слепить снежную бабу или зайца, поиграйте в снежки или просто поваляйтесь в сугробе - вашему восторгу не будет границ.

Развить у ребенка моторику и помогут необычные зимние забавы для детей. К ним можно отнести создание разноцветных ледяных фигурок. Для этого разведите в воде гуашь, разлейте смесь в формы, опустив туда нитку, и поставьте их на холод. После того как цветные льдинки будут готовы, идите украшать деревья красочными фигурками. Такое развлечение могут предложить также воспитатели в детском саду своим подопечным.

К слову, при большом количестве деток можно организовать разнообразные подвижные игры. Например, игру в магазин. Покупатель и продавец подходят к остальным деткам и выбирают цыпленка. Когда цыпленок выбран, его кружат на локтях или легенько пихают, приговаривая при этом Кто рассмеется - выбывает из игры.

Можно организовать и такие зимние забавы, как крестики нолики на снегу или веселые и развлекательные рассказы о том, и как он превращается в воду. Зимнее время года также может привить у ребенка любовь к природе и окружающей среде. Сделайте вместе кормушки и повесьте их на деревьях во дворе. Поверьте, ребенок будет сильно радоваться каждой птичке, которая прилетит полакомиться пшеном.

Что уж и говорить о том, что зимние забавы детей отличаются от аналогичных для взрослых, ведь ребятишки обладают гораздо большей активностью и подвижностью. Тем не менее, не забывайте о том, что выходя на улицу, необходимо обезопасить себя и ребенка от переохлаждения и простуд.

Что касается взрослых, зимние забавы для них также никто не отменял, правда часто они носят уже другой характер. Сноуборды и лыжи доставляют истинное удовольствие заядлым любителям снега, хотя даже профессиональный спорт можно прекрасно совместить с поистине детскими играми в снежки.

Александра Попова
Зимние забавы для детей

Зимние забавы для детей

Многие дети очень любят зиму и ждут ее целый год. Это связано с большим количеством праздников и возможностью поиграть со снегом. Но часто взрослые не знают, чем можно развлечь своего ребенка на улице зимой, и прогулка быстро заканчивается. А ведь подвижные игры на свежем воздухе зимой очень нужны для укрепления организма детей .

Существует множество русских детских подвижных игр, которые проводятся зимой на улице. О некоторых из них поговорим в нашей статье.

Игры со снежками

Самая распространенная зимняя забава для детей . Есть несколько вариантов, как можно в нее играть :

Кидать снежки друг в друга;

Кидать в цель.

Более взрослые дети с удовольствием построят еще из снега различные укрытия или даже целые крепости.

Катание с горок

Кататься можно на санках, лыжах, полиэтиленовой клеенке со снежных или ледяных горок. Перед этим следует привлечь детей к созданию и благоустройству горок (залить водой, собрать камни и мусор, сделать ограждение или трамплины) . Пока ребенок маленький, то лучше, если взрослый будет кататься вместе с ним. Если детей на горке много , то можно кататься парно, паровозиком или наперегонки.

Следопыты

Детям любого возраста очень интересно будет познакомиться со следами животных и птиц, а потом уже учиться самим находить их на снегу.

Игра «След в след» всем очень понравится. Для этого надо бегать или просто ходить друг за другом, не оставляя своих следов, то есть стараясь ступать в уже поставленный.

Лепка из снега

Как и из мокрого песка, из снега можно слепить практически все что угодно. Конечно же, самой популярной фигурой является снеговик, но при желании можно слепить фигуры людей, животных или сказочных героев. С детками 2-3 лет начинают лепить простые пасочки с помощью ведерка и специальных форм, учат катать снежки. Также детки часто лепят замки, крепости, заборы или домики, которые в дальнейшем могут использоваться для ролевые или подвижных игр.

Рисование на снегу

Одно из самых безопасных зимних развлечений для детей является рисование на снегу. Существует несколько вариантов его проведения :

Рисование по снегу палочкой;

Рисование красками по снегу кисточкой;

Рисование подкрашенным снегом (для этого можно использовать баллончики с краской или подкрашенную заранее воду);

Рисование своими следами (рук и ног) ;

Рисование телом или игра «снежные ангелы» , для этого надо упасть в снег на спину и с помощью движений рук и ног нарисовать фигуру, но это возможно при условии, что комбинезон у ребенка непромокаемый;

Рисование снегом на деревьях, заборах или стенах домов.

При таком занятии, надо обязательно следить, чтобы ребенок, увлекшись рисованием, не переохладился.

Угадай кто

Выйдя на прогулку с малышом, особенно в парке, лесу или местности, где много кустов и деревьев, научите его находить в образовавшихся сугробах образы. С детьми постарше можно брать маленькие пуговки или камешки и дополнять снежные фигуры глазками и носиком.

Выдувание мыльных пузырей

Многие дети любят мыльные пузыри и часто их пускают летом. А сколько будет радости, когда при медленном выдувании зимой он замерзнет, превращаясь в хрустальный шар. Это получается только тогда, когда на улице температура воздуха не ниже -8°С.

Ролевые подвижные игры

Для деток, начиная с 7 лет, можно организовывать настоящие квесты, с выполнением заданий, прохождением полос препятствий, различных соревнований. Самостоятельно же они могут поиграть в «казаков-разбойников» , «жмурки» и другие подвижные игры, правила которые давно известны.

В любом возрасте детям будет интереснее играть, если взрослые тоже будут принимать участие в их играх. Поэтому не отказывайтесь принимать участие в зимних забавах детей , это полезно для вашего здоровья и настроения.

Следы снежного человека

Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека.

След трактора

Оказывается, не все знают, как на снегу сделать следы трактора.

Новогодне-зимние находилки

Находилки - развивающая игра в необычном формате. Она знакомит детей с окружающим миром , развивает восприятие, внимание и зрительную память. Да и вообще, что может быть лучше игр на свежем воздухе?

Правила игры. Распечатайте бланк с картинками, вложите его в твердую папку. А теперь одевайтесь потеплей и отправляйтесь с ребенком на прогулку по зимнему , предновогоднему городу. Ваш ребенок должен будет находить все, что изображено на рисунках, и отмечать находки галочкой. Или же вы вместе все находки фотографируете и делаете дома подробный фотоотчет. Скачать бланк игры.

Снежинки

Снег сам по себе очень уникален! Если на улице подходящий снег, состоящий из отдельных снежинок, то дайте ребёнку лупу, чтобы он мог рассмотреть какие они все разные и красивые.

Снежинку можно сфотографировать в режиме макросъёмки на тёмном фоне и получится отличное фото!

Снежные скульптуры

Из снега можно вылепить не только снеговиков. Подскажите вашему ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина, который можно использовать для создания разных существ и предметов.

С помощью формочек для песка, пластиковых коробочек от продуктов и горшочков можно вылепить формы разной конфигурации, потом скрепить их. Маленькие шарики из снега хорошо соединяются между собой с помощью палочек или зубочисток, и таким образом из них получаются самые различные скульптуры. Покажите вашему ребенку, как соединять фрагменты его скульптурного произведения "снежным клеем", то есть обрызгивая их водой.

А еще можно "испечь" снежный торт.

Рисование снегом

Снегом можно рисовать на заборах, стенах и деревьях.

Из снега можно лепить смешных персонажей прямо на деревьях.

Ещё деревья можно оживлять, придумывая им разные лица.

Замаскированные обитатели

Когда на ветках много снега, то там обязательно можно углядеть снежных жителей, которые замаскировались под неприметные сугробики. Попробуйте их отыскать!

Снежные краски

Для разнообразия снег можно сделать цветным. Для этого возьмите полстаканчика воды и добавьте туда краску. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снеговичков.

Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы. Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками, и пусть он выльет половину каждой краски в стаканчик со снегом. Полученный раствор помешайте ложкой, и вы увидите, в каком восторге будет ребенок, когда он поймет, что, соединив красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет.

С помощью обычной пипетки и подкрашенной воды можно рисовать картинки на снегу.

Можно раскрасить готовую скульптуру из снега.

Можно подкрасить снеговиков, нарисовать им щечки, одежду.

А ещё можно подготовить пульверизаторы с водой, в которой разведены краски или пищевые красители.

Интересная идея - сделать цветные сосульки.

Ледяная дорожка

Цветную воду можно заморозить в тарелочках, после чего из получившихся разноцветных льдин сделать дорожку.

А еще можно сделать форму из фольги, например, в виде сердца, и заморозить воду в ней.

А если заморозить воду в небольших формочках, то получатся вот такие симпатичные кулончики. Правда, носить их можно будет только на улице в мороз.

Фонарики из снежков

Кто внимательно читал Муми-троллей и Петсона с Финдусом, то наверняка обратил внимание на волшебные уличные фонарики из снежков!

Такие фонарики очень распространены в скандинавских странах, но у нас почему-то совершенно не известны. А сделать их проще простого - просто укладываете пирамидку из снежков, а внутрь ставите свечку.

Ледяные фонари

Чтобы сделать ледяной фонарь, надо в большую ёмкость с водой поставить меньшую по объёму ёмкость, чтобы замёрзший лёд между их стенками образовал будущий фонарь. Для этого в меньшую ёмкость нужно положить какой-нибудь груз и зафиксировать её скотчем.

Чтобы лёд получился прозрачным лучше брать кипячёную воду. В воду можно добавить ягоды (например, замороженную клюкву, листики, шишки, сосновые и еловые ветки. Ещё можно использовать лавровый лист или веточки свежего розмарина или тимьяна, которые продаются в супермаркетах.

Ещё один вариант - заморозить воду в воздушном шарике. Вода замерзнет только снаружи, а внутри нет. И, если её слить, то получится ледяной плафон, полый внутри!

Свечку можно поставить сверху в плафон или же, наоборот, накрыть её плафоном. Если вы ставите свечку под ледяной купол, то наверху нужно сделать дырочку, чтобы внутрь поступал воздух, необходимый для горения. По ссылке можно посмотреть подробную инструкцию.

Вообще, вместо шариков можно использовать любые другие ёмкости.

Снежная крепость

Дети любого возраста с радостью увлекаются постройкой снежных крепостей, но больше всего это занятие подходит мальчикам школьного возраста. Нам не раз приходилось наблюдать, как безумно счастливые мальчишки целый день напролет проводят за постройкой своих "грозных" крепостей. Ваша задача - проследить за тем, чтобы сооружение крепости началось в тихом месте, где у нее будет шанс сохраниться в течение нескольких дней, а не где-нибудь на дороге или у крыльца дома. Предложите вашим снежным архитекторам такое место, куда меньше попадают прямые солнечные лучи, иначе цитадели будет грозить опасность слишком быстро растаять.

При постройке крепости некоторые дети любят использовать ведерко, набивая в него снег; другие, чтобы построить стенку, делают большие снежные шары и, спрессовывая, кладут их один на другой; иные же просто прыгают в середину сугроба, прорывая в нем ходы, и там прячутся.

Единственная роль, которую здесь можете играть вы, состоит, пожалуй, в том, чтобы в изобилии обеспечить ребят горячим чаем, поджаренной булкой, а кроме того, постоянно пополнять запас сухих варежек.

Крепость можно построить не только из снега, но и изо льда.

Лабиринты и туннели

Когда толщина снежного покрова достигает пятнадцати сантиметров или более того, в нем можно прорывать снежные лабиринты и туннели. Помогите вашему ребенку сделать план лабиринта, который он захочет соорудить в снегу на искусственном или естественном склоне. Когда лабиринт будет готов, полейте его водой и сделайте так, чтобы поверхность внутри него была очень гладкой. Теперь по дорожкам сооружения можно катать игрушки или мячики. Когда собирается несколько детей , они могут построить параллельные лабиринты и катать по их дорожкам все, что угодно. Интересно играть в догонялки в большом снежном лабиринте.

Для большей забавы можно просто так рыть в снегу туннели-лабиринты, а для малышей - туннели, в которых легко спрятать какие-нибудь игрушки или играть в прятки.

Иглу (хижина из снега)

Когда снег достаточно липкий, самое время подумать о постройке иглу. Эскимосы строят свои иглу из снежных блоков за несколько дней, но маленький шалун может просто погрузиться в сугроб и вырыть в нем себе домик, как у эскимосов. Ребенок, имеющий художественное воображение, может палочкой нарисовать что-нибудь на своем иглу - какой-нибудь абстрактный рисунок, знак или вновь изобретенный семейный герб. Интересно будет построить небольшие по размеру иглу и для пластмассовой куклы.