История происхождения тату. История татуировки от первобытных времён

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Многовековую историю тату можно назвать поистине впечатляющей. Бывало, что нательные рисунки категорически запрещали, считая их чем-то постыдным, бывало, что относились к ним с особым благоговением и уважением. Взлеты и падения, любовь и ненависть, презрение и почитание. Все это – история татуировки.

Время происхождения и причины появления

Ученые, изучающие историю нательной живописи, полагают, что татуировки появились еще во времена первобытнообщинного строя, более 60 тысяч лет назад. Об этом свидетельствует древняя наскальная живопись, повествующая о жизни людей и изображающая их быт и внешний вид. При исследовании египетских пирамид были обнаружены мумии возрастом 4000 лет с едва различимыми рисунками на коже. Предположительно татуировки были отличительным знаком богатых фараонов и знатных семей. Простые египтяне не удостаивались такой чести. Итак, время происхождения тату очень удалено от нас, поэтому вы с полным правом можете гордиться тем, что приобщились к древней культуре, если захотите сделать татуировку.

Согласно истории возникновения татуировок, они могли наносится в следующих ситуациях:

  • Во время охоты мужчины получали естественные повреждения – шрамы, ссадины, раны. Со временем кожа огрубевала, деформировалась, образуя причудливые узоры. Такие узоры говорили о храбрости, смелости, охотничьем духе обладателя, и он становился уважаемым в племени человеком. Затем порезы стали наноситься искусственно и вскоре распространились даже на женщин, превратившись в первые тату.
  • Тату принудительно наносились каждому из членов общины и указывали на его социальный статус, принадлежность к тому или иному племени, выдающиеся достижения, поступки и черты характера. Тату имели как положительное, так и негативное значение. Тело человека отображало всю его жизнь, для окружающих он выглядел как открытая книга, где ничего нельзя было скрыть или приукрасить.
  • Тату носили сакральный смысл и были связаны с переходными обрядами: посвящением в мужчины или уходом в мир иной. Наносить татуировки начинали с самых юных лет и порой заканчивали даже после смерти человека.

Древние люди были язычниками, поклонялись идолам, божествам и придумывали способы защититься от воздействия злых сил. Нательный рисунок был как раз одним из таких методов и служил в качестве мощного оберега, привлекающего удачу и отгоняющего духов.

Видео про историю татуировок

Первые нательные рисунки: интересные факты

История происхождения нательных рисунков охватывает весь земной шар: Америку, Европу, Азию, Японию, Австралию, Океанию. У каждой народности были свои отличительные особенности, по которым их можно было идентифицировать. Примечательно, что белокожие люди наносили в качестве татуировок особые знаки, цветы и узоры. Чернокожие африканские племена специально украшали тело шрамами. Для этого они искусственно делали надрезы и на свежую рану наносили краску. Рассмотрим интересные факты о происхождении татуировок наших предков.

Племя Диак считало, что в раю вещи приобретут противоположную форму: черное станет белым, маленькое – большим, и наоборот. Для этого они предусмотрительно наносили на тело черные тату, которые после смерти приобретали белый оттенок. Это помогало людям благополучно попасть в рай, минуя ад.

Индонезийские и полинезийские племена индейцев стали прародителями этнического стиля современного тату-искусства. Их рисунки передавались из поколения в поколение и служили не только социальной отметкой, но и оберегом. Чтобы защититься от злых духов, они наносили изображения этих же темных сил. Таким образом они маскировались и верили, что это поможет избежать беды. Подобные тату наносились крайне болезненно, иногда с летальным исходом. В свежий порез втирались древесный уголь и сажа. Примечательно, что в Полинезии до сих пор живут племена, которые придерживаются многовековых традиций. Не повезло американским индейцам, которых вытеснили за пределы исторической территории. Однако немногие оставшиеся представители, олицетворяя историю, и сегодня носят гордое имя индейца и предпочитают характерную одежду и длинные волосы.

В Японии татуировка у женщины свидетельствовала об ее плодовитости и хорошем здоровье. Количество тату соответствовало числу детей, а чем больше узоров на теле – тем выносливее обладательница. Тату наносились на лицо, ноги и служили защитным амулетом. Техника выполнения рисунка была очень сложной. Поначалу контур наносился с помощью кисточки, а затем выкалывался на теле бамбуковой палочкой или специальными иглами. Будущий татуировщик свое первое изображение выполнял на ноге учителя без применения туши. Затем он был обязан сделать татуировку у себя на ноге. Только в случае успешной сдачи экзамена ученик переходил в ранг молодого специалиста и допускался к клиентам.

Представители племени маори считали, что лицо следует украшать в первую очередь, поэтому татуировки выглядели как сплошная маска. Удостаивался такой чести только самый доблестный воин и богатый человек с высоким социальным статусом. Узор татуировки даже служил в качестве личной подписи. После смерти голову отрезали и сохраняли в качестве племенной реликвии. Обычных людей без маски на лице после кончины оставляли на растерзание диким животным.

Наши славянские предки покрывали свое тело магическими узорами и орнаментами, которые были необходимы для проведения обрядов по плодородию и урожайности. Для нанесения тату они использовали специальные глиняные прессы с очерченными контурами будущего рисунка. Подобные инструменты называли пинтадерами.

Татуировки в эпоху Средневековья

С массовым распространением христианской религии тату оказались под запретом, поскольку Библия запрещает любые нательные изображения. Людей обвиняли в сатанизме, идолопоклонничестве, оккультизме и причастности к черной магии. Тату-культура искоренялась в Европе вплоть до XVIII века. Примечательно, что многие христиане, будучи моряками и отправляясь в морские путешествия, не упускали возможности украсить свое тело за океаном. В 1769 г. Джеймс Кук привез из Таити полинезийца, с ног до головы разрисованного татуировками. Кстати, именно этот выдающийся мореплаватель впервые употребил к нательным рисункам слово tattoo, которое с тех пор вошло в обиход. Бедный индеец Великий Омаи не только стал местной достопримечательностью и участвовал во всех цирковых программах и уличных представлениях, но и вошел в историю тату-искусства.

Позже самые смелые европейцы, желающие подзаработать на своем внешнем виде, заняли место полинезийца. Например, американка леди Виола набила на теле портреты шести президентов, нескольких именитых актеров и выступала на сцене, вызывая бурный восторг у окружающих. Простые люди не спешили украшать тело и клеймить себя. Исключение составляли рабочие группы, так называемые профсоюзы: горняки, моряки, литейщики и представители других рабочий профессий. У каждой профессии была своя татуировка, которая символизировала братство, единство, одинаковые жизненные приоритеты и взгляды на жизнь.

Немного о средневековье и тату

Иначе дела обстояли в восточных странах. Например, в Китае татуировку принудительно наносили рабам и пленным, чтобы в случае побега их можно было легко идентифицировать. В Стране восходящего солнца, Греции и Риме наколка была позорным знаком преступников и всех тех, кто нарушил закон. Кстати, в Японии за первый проступок вдоль лба наносили горизонтальную линию, за второй и третий – еще по одной. В результате получался иероглиф, означающий «собака». Мексика и Никарагуа тоже клеймили злоумышленников. На Руси заключенных клеймили словом «вор», а в Англии – буквой D. Немцы во времена Великой Отечественной войны наносили пленным клеймо с порядковыми номерами в концлагерях. Постепенно тату-культура совсем угасла, ушла в историю, оставив только уголовные татуировки и примитивные изображения у американских рабочих.

Возрождение тату-искусства

Татуировка триумфально возродилась с появлением первой татуировочной машинки. Изобрел ее американец О’Рейли в 1891 г. Это стало настоящей сенсацией, ведь до этого, как свидетельствует история татуировок, люди пользовались подручными средствами, которые не позволяли наносить качественное изображение. В Америке и Европе стали массово открываться тату-салоны, особенно после проведения первой конвенции по тату в 1950 г. в Англии. Кстати, первыми хозяевами подобных заведений были моряки. К 50–60 гг. ХХ в. молодежь подхватила модную тенденцию, и татуировка получила массовое признание и распространение в мире. Помимо появления новых стилей, возродились и старые: полинезийский и индонезийский.

Медленнее всего происходило развитие тату-культуры в России. Во времена СССР нательные рисунки были под строгим запретом из-за распространения тюремных татуировок. Тату считались позорным и постыдным атрибутом асоциальных личностей. Подпольные мастера из-за отсутствия необходимых инструментов и профессиональных расходных материалов вынуждены были использовать в работе канцелярскую тушь и даже женский каблук. Изображения выглядели настолько примитивно, что их никак нельзя было назвать украшением. И только к началу 1990-х гг. история татуировок вновь возродилась в России и стала усиленными темпами догонять Европу и Америку. Толчком к развитию послужила первая тату-конвенция байк-клуба «Ночные волки», которая состоялась в Москве в 1995 г. Талант российских татуировщиков уже по достоинству оценили иностранные коллеги.

Татуировками сегодня уже никого не удивишь. Однако они по-прежнему вызывают смешанные чувства. Что о них только ни говорят! Мы расскажем самое интересное.

Украшать свое тело перманентными изображениями люди начали более 4 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки египетских пирамид. Однако использовалась татуировка и раньше – в первобытном обществе для обозначения племени, рода, социальной принадлежности, а также в качестве тотемного оберега. Первые официальные источники о татуировках описывали рисунки Полинезии, отсюда и название, «тату» - от слова «тату», что обозначает «рисунок». Джеймс Кук указал на существование татуировок в кругосветных заметках 1773 года. Примечательно, что в Европе татуировка существовала и до этого момента, но не имела признанного наименования и широкого распространения. Кстати, в России первым известным ценителем тату бы дядя Льва Толстого Федор Толстой-Американец.

Татуировки на Руси

Арабский дипломат Ибн-Фадлан в сообщении 921-922 гг. писал о русах «И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей?) и тому подобного...». Правда, его «русы» - скорее скандинавы. Примечательно, что татуировки на Руси чаще носили женщины. На их тела наносили изображения оберегов.

Корни русской татуировки уходят в языческие времена, когда нанесение рисунка на тело было своего рода ритуалом и неотъемлемой частью магических обрядов. После образования Киевской Руси татуировка потеряла свой первоначальный смысл, а с момента Крещения и вовсе была запрещена как атрибут языческой веры. Лишь во времена Петра I искусство татуировки стало возрождаться как художественная практика.

Японские гейши


Изначально татуировка японской гейши выполняла практическую функцию - обход запрета оголенного тела. Витиеватые узоры создавали иллюзию покрытия тканью с разноцветными рисунками. "Оголенными" оставались лишь ладони, лицо, шея и ступни. Особой разновидностью японских татуировок были какуси-боро, созданные посредством втирания в надрезы рисовой пудры. Такие татуировки проявлялись на разгоряченном теле, в то время как в обычном состоянии и при нормальной температуре были едва заметны. Кроме того, татуировка гейши могла быть одним из пяти доказательств любви (четыре других - обрезание волос, ногтей, написание клятвы о любви и верности и даже отрезание мизинца).

Известные татуированные


Вопреки мнению о татуировке, как атрибуте субкультуры, рисунками свое тело украшали многие известные личности. У императора Николая II на груди красовались меч и дракон, в дальнейшем к ним добавилось имя супруги. Уинстон Черчилль носил на теле рисунок якоря, а его мать набила изображение узкого браслета на запястье, который можно было скрыть за более массивным аксессуаром. У Теодора Рузвельта, 26-го президента США, на груди и вовсе была большая татуировка с изображением семейного герба (на фото).

А вот у нашего современника, Иосифа Кобзона, на плече синими чернилами некогда было выведено «Не забуду мать родную», позже артист избавился от этой надписи. По неподтвержденным данным, татуировки красовались на телах Альберта Эйнштейна, Екатерины II, Петра I и Иосифа Сталина.

Самые татуированные

На настоящий момент в мире зафиксированы несколько случаев фанатичного украшения тела татуировками. Самым известным фанатом тату признан австралиец Лаки Даймонд Рич, который потратил около 1000 часов на покрытие своего тела татуировками (на фото).

Рик Дженест, он же человек-зомби, выдержал 24-часовой сеанс нанесения рисунков на тело. Денис Авнер, человек-кот, пошел еще дальше, помимо татуировок "украсив" тело и лицо пирсингом и множественными имплантами. Среди приверженцев перевоплощений также отметились человек-леопард Том Леппард, человек-ящерица Эрик Спраг и человек-зебра Хорас Ридлер. А самой татуированной леди считают Джулию Гнусе, причем женщина начала покрывать свое тело рисунками не из прихоти, а из-за редкого кожного заболевания, которое травмировало кожные покровы, оставив шрамы по всему телу Джулии.

Татуировка и церковь


Сведения о негативном отношении христианской церкви к татуировке не всегда правдивы. Например, принимая в свою религию туземцев, католики наносили на их тела изображения крестов. Считалось, что, имея татуировку, человек уже не сможет перейти в другую веру. Католическая церковь не только не запрещает, но и способствует нанесению религиозных татуировок с церковным уклоном - на данный момент в мире насчитывается около ста официально зарегистрированных ассоциаций, где вы можете сделать церковную татуировку и даже освятить её сразу после нанесения. Православная церковь все же классифицирует татуировку как уход в язычество и относится к такого рода украшениям негативно. Если тело - храм Божий, то надписи и рисунки на нем могут трактоваться как глумление.

Магнитно резонансная томография


Часто приходится слышать о том, что МРТ противопоказана при наличии татуировки на теле. Это актуально в случае использования чернил с содержанием ферментов металла. Дело в том, что магнитные лучи томографа притягивают частицы металла в краске, что вызывает неприятные болезненные ощущения. К тому же эти частицы способны спровоцировать искажение артефактов и повлиять на результаты сканирования.

В современных салонах краску с металлическими ферментами используют крайне редко. Если вашей татуировке более 20 лет, то частицы металлов в ней уже отсутствуют. Но если есть сомнения и опасения, выбирайте альтернативу - ультразвуковое исследование или компьютерную томографию. Их советуют пациентам при наличии металлических имплантантов или кардиостимуляторов.

Спонсорские татуировки


Этот маркетинговый ход распространился относительно недавно - с момента, когда татуировки уже были приняты широкими массами граждан. В 2013 году руководство компании Rapid Realty, занимающейся недвижимостью, предложило своим сотрудникам беспрецедентную сделку - повышение заработной платы на 15% тем, кто осмелится вытатуировать на своем теле логотип фирмы.

Некоторые любители "легкого заработка" зарабатывают на жизнь таким нехитрым способом. Например, боксер-любитель Билли Джибби имеет больше двух десятков татуировок на теле и лице, которые позволяют ему оплачивать счета без дополнительной работы. Кроме логотипа Свободной налоговой службы на теле Билли изображены несколько ссылок на порно-сайты и логотип компании Host Gator.

Татуировка

Процесс нанесения татуировки

Татуировка - (тату, татуаж) - процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело , методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента . Как правило, татуировка и её вид определяются самим заказчиком, либо условиями быта и социума. Татуировка ноcит характерные отличительные черты, подразделяясь на виды, стили и способы изготовления. Относится к декоративным модификациям тела.

Сфера использования

Современные мастера татуировки используют профессиональное оборудование для нанесения татуировок, самой распространенной является индукционная машинка .

  • Татуировка - это разновидность боди арта , то есть, вид авангардного искусства.
  • Татуировка нередко используется криминальными группами (Mara Salvatrucha , Якудза и т. д.) как метод идентификации внутри иерархии.
  • Распространена среди молодежных групп и течений, способствуя самовыражению и самоидентификации.
  • Нередко используется для опознания и идентификации трупов в ходе судебно-медицинских расследований.

Этимология

Тату - термин, заимствованный из полинезийского языка, на таитянском диалекте слово «татау» обозначает рисунок. В английский язык это слово ввёл выдающийся английский путешественник Джеймс Кук . Он употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году . До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и не выделялась отдельным названием. Используемые до Кука термины определяли татуировку в общей массе техник непосредственного украшения и обозначения человеческого тела. Иногда являлись заимствованными из жаргона и сленга различных общественных групп.

  • Культура русского тату считается практически утраченной, до момента рождения криминальных структур. Именно потому в России и русских стилях тату синонимами татуировки могут служить слова-выходцы из криминального сленга: «портак », «портачка », «наколка », «масть ». Сленговые слова определяют либо сам процесс изготовления тату (наколка, наколоть), либо идентификацию внутри иерархии (масть). Криминальное татуирование в России стало общественно признанной культурой, поскольку истинные каноны татуирования славян неизвестны или утрачены.

История

Перечень наиболее любопытных обозначений татуировки, которые в прошлом применялись на территории Западной Европы : «signum» и «stigma» - эти слова известны из литературы Древнего Рима , слово «stygmat» встречается в Библии , изданной Лютером в 1534 году , «grafism» - у Дж. Казановы . «hieroglif» - так писал в «Свадьба Фигаро» П. О. Бомарше . Слова «знак», «отпечаток» встречаются в романе «Отверженные» В.Гюго . Кроме этих терминов вплоть до конца XVIII века на территории Западной Европы достаточно широко употреблялось названия: «вырезанный рисунок» и французский термин «piquage», автором которого был маркиз Л. де Монкальм ( -), лично знакомый с обычаями тогдашних индейцев Канады . Вообще на европейском континенте татуированных чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо «отмеченный пунктиром». Голландцы называли процесс татуирования «prikschildern» или «stechmalen», что в переводе означает «рисование накалыванием». Англичане употребляли слова «punctures» и «punctation», испанцы - «pintados».

  • После Кука термин «татуировка» был принят не сразу, в качестве главенствующего, по отношению к одному и тому же способу украшения тела, у различных народов земного шара. Поначалу слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити .

У народа Маори, проживающего в Новой Зеландии, искусство татуирования - сакральный обряд. Способ нанесения татуировки Маори отличается от обычного наличием особого приема надрезания кожи. Татуировка вырезается на коже при помощи стамески вместо пунктирования иглой. Преобладающая идея в татуировке Маори - это четкая спиральная линия, покрывающая лицо, ягодицы и ноги мужчин Маори. Женщины делают татуировку на губах, подбородке и в особых случаях на шее и спине. Лоб и виски также отчасти покрытии рисунком. На нём одна основная спираль перерастает во множество резных спиралей. Остается только удивляться как современным Маори удается изображать такие сложные фигуры, учитывая что они до сих пор используют кусок древесного угля или подходящую по форме палочку для вырезания тату.

Постепенно термин «татуировка» распространялся в большинстве европейских государств, приспосабливаясь к различным языкам и, заполняя нишу в лексике точным обозначением предмета, о котором идёт речь. Само же понятие «татуировка», которое охватывало уже все разновидности данного явления во всем мире, впервые попало в «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем П. Нистеном в 1856 году . Затем Э. Литтре ввёл его в «Большой словарь французского языка».

Оценка татуировки производится не только методом «учета площади» заказанной работы, но и вероятной сложностью исполняемой работы, а также временем, затраченным на изготовление дизайна.

Свежесделанный перманентный макияж губ

Современная татуировка поддаётся в России существенным изменениям, благодаря творчеству и усердию российских мастеров татуировки, обладающих собственными стилями, поражающими своей неповторимостью, индивидуальностью и взглядами на тату-религию и, тату-политику.

Тату-порталы

Татуированные люди чаще всего объединяются по собственным интересам к татуировкам в сообщества. Самый крупный англоязычный тату-портал БМЕ является интернет-журналом с коммерческой частью, просмотр которой без оплаты невозможен. Существуют по инициативе профессионалов, как средство обмена опытом, обсуждение всех интересующих вопросов культуры татуировки и иной модификации тела.

Виды

Постоянные

Наносится под кожу с помощью одной или нескольких игл. При правильном нанесении и использовании качественного пигмента такая татуировка никогда полностью не выцветает и остаётся до конца жизни.

«Менди»

Фактически не имеют отношения к татуировке. «Менди» - это рисунок, нанесённый на кожу хной с помощью кисти, деревянной или металлической палочки. Может быть от розового до тёмно-коричневого цвета, в зависимости от состава красящего пигмента и типа кожи. Полностью исчезает за 2-4 недели. Распространены на Востоке, в Индии и Северной Африке.

Косметические

Татуировки часто используют в косметических целях для ликвидации различных пятен или для нанесения макияжа на лицо - так называемый перманентный макияж или татуаж. Косметическому татуажу могут подвергаться губы, брови или глаза (веки) Перманентный макияж губ, в силу того, что наносится на слизистую, которая тоньше обычной кожи, имеет высокую подверженность к выгоранию. Перманентный макияж рассчитан на срок от 3 до 5 лет.

Красители и пигменты

Издревле основными красителями являлись минеральные соединения, добываемые из природных ресурсов. В частности, в практике татуирования применялись охра , сажа , каменный уголь , редко киноварь , нередко использовались смеси компонентов.

  • Подробнее см. Орнамент , Пазырыкская культура , маори .

Средние века с изобретением пороха (дымный порох на основе угля) содействовали появлению тату с применением пороховой смеси, вводимой под кожу. Химическая промышленность современности производит полный спектр синтетических красителей, в частности, для индустрии тату созданы отдельные условия, лаборатории.

  • Именно на основе данных качественного тестирования и лабораторных проб, мастера тату настаивают использовать в татуировке салонные и качественные условия , гарантируя безопасность клиента. И категорически против непрофессионального использования некачественных, непроверенных материалов, не дающих гарантий безопасности.

Именно поэтому красители и пигменты, используемые в татуировке, гипоалергенны, долговечны и стойки (в плане цвета). Ведущими компаниями-производителями общепризнанны [источник? ] : Jet France, MOM, Intenze, Starbrite, Stable Color.

Способы выведения татуировок

Механический способ

Дермабразия находит применение в тех случаях, когда размеры татуировок сравнительно невелики. К такой операции обращаются и люди, имеющие на коже небольшие дефекты - рубцы, пигментные пятна, оставшиеся после интенсивного воздействия солнечных лучей, и т. п.

Термический способ

Это процедура удаления постоянных татуировок при помощи лазера . Лазеры позволяют не только избавиться от надоевшего нательного украшения любой степени сложности, размера, окраски, глубины, но и произвести корректировку татуировок.

Химический способ

Этот способ предполагает удаление татуировок при помощи каких-либо химических веществ, целью которых является отшелушивание верхних слоёв кожи с частичками красящего вещества (пилинг).

Последствия

Татуировку невозможно свести бесследно. [источник? ] При удалении татуировки лазером или другими средствами остаются шрамы , размер которых будет больше размера сводимой татуировки, в силу разрушения кожного покрова. Обусловлено это тем, что пигмент вживленной тату находится в подкожно-жировой клетчатке, ниже обновляемых слоев кожи. Фактически, свести татуировку - значит лишиться фрагмента татуированной кожи. Именно поэтому необходимо взвесить все за и против перед тем, как делать татуировку.

После процедуры удаления, которая обязательно должна выполняться профессионалом , следует долгое и качественное лечение. По причине сложности удаления, чаще всего татуировку перекрывают иным рисунком.

Некачественную, надоевшую или плохо сделанную татуировку покрывают заново новым рисунком, который полностью закрывает старый, либо вносят коррективы и исправления. Процесс перекрытия старой татуировки новой называется кавер-ап (англ. cover-up ).

Увлечение татуировками может привести к тату-зависимости .

По сообщению Национальной медикаментозной службы Португалии , использование временных смываемых татуировок (био-татуировки) вредно для кожи, так как в состав краски входит парафениленодиамин, который разрешен к применению в строго определенных небольших количествах. Татуировки с применением парафениленодиамина могут вызвать аллергические реакции или экзему .

При наличии татуировок, выполненных с помощью красителей с содержанием металлических соединений, противопоказана магнитно-резонансная томография .

Татуировки якудза

В Японии до 500 года украшение тела татуировкой было привилегией императоров, позднее оно превратилось в декоративное искусство. Однако со временем искусство тату стало символом преступного мира. В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание. Со временем стала отличительной чертой якудза. Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки, как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль , Девять драконов , Ревущая буря и т. д. , которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Японская классическая татуировка, унаследованная якудза, отличается красотой, разнообразием сюжетов и цветов и несет в себе скрытый смысл, непонятный для непосвященных. Как правило, татуировки изображают легендарных героев либо религиозные сюжеты, которые могут перемежаться с цветами, пейзажами, символическими животными, такими как драконы и тигры, на фоне волн, облаков или лучей, и в движении, что делает их восприятие трехмерным. Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев:

  • Хризантема, некогда атрибут микадо, позже - символ настойчивости и решительности.
  • Пион - символ богатства и успеха в жизни.
  • Цветок сакуры - у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина - это символ времени и непрочности бытия.
  • Лист клёна - несёт то же значение, что красная роза в Европе.
  • Дракон - символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду.
  • Карп - символизирует мужество, отвагу, стоицизм.
  • Тигр - символ бесстрашия.

Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев тесно связана с морем. По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие. В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа народных героев, святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш, актеров театра кабуки, борцов сумо и т. д.

  • Однако, несмотря на столь сильное клановое деление, мастера тату Японии продолжают выполнять заказы, передавая мастерство из поколения в поколение, вместе с неповторимым способом татуирования (традиционное искусство татуировки подразумевает канонический способ изготовления с использованием бамбука и семейных рецептов красителя)
  • Широко известны школы японских мастеров татуировки, студии и семейные кланы (Хоритоси, Хоритама, Ирэдзуми и иные)
  • Мастера прочих континентов, так же предлагают в услугах «японскую татуировку», однако, несмотря на качественную работу - истинно традиционный способ изготовления японской татуировки остается только в самой Японии в рамках кланов.

Lucky Diamond Rich

В популярной культуре

  • Фильм Татуированный с Жаном Габеном и Луи де Фюнесом .

См. также

  • Данциг Балдаев

Литература

  • Мещеряков А. Н. Татуировки: Хризантемы, драконы и молитвы // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М., 2003, с. 477-489
  • Бобринская E. A. Футуристический «грим» // Вестник истории, литературы, искусства / Отд-ние историко-философских наук РАН. - М.: Собрание; Наука, 2005, с. 88-99
  • Гальперина Г. А. Язык татуировок. ISBN 978-5-9524-3200-0
  • Погадаев, Виктор . «Тату охотников за головами» - «Восточная коллекция», № 3, 2003 с. 150-155.
  • Данциг Балдаев. Татуировки заключённых, Russian criminal tattoo.

Примечания

Ссылки