Как отучить от лени подростка. Из личного опыта

Очень часто родители жалуются, что их ребенок ленивый, ни чего не хочет. Так что же стоит за так называемой «ленью»?

Причиной подростковой «лени» в учебе, могут быть страхи перед неудачами и неуверенность в себе. Так же подросток попросту может не знать, как что-то сделать, а спросить, как нужно, он боится.

Как правило, родители следят за самочувствием своего ребенка, но иногда подростка, у которого недомогание из-за вялотекущей, начинающейся болезни обвиняют в лени.

Гормональные изменения, бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения в подростковом возрасте - всё это отражается на функциональных состояниях подростка, и могут сопровождаться ощущением усталости.

Возможно «безделье» подросткасвязанно с тем, что он не знает, чем себя занять. Детские игры его уже не интересуют, а новых увлечений он еще не нашел. Занятия родителей (работа, хозяйство, развлечения) кажутся ему не нужными и неважными. Подросток не хочет ни походить на родителей, ни быть послушной марионеткой: «Делай уроки», «Убери комнату», «Выброси мусор»… всё это вызывает протест.

Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Ведь не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти.

Бывает, что мы сами накручиваем себя, подсознательно сравнивая нашу загруженную делами жизнь и подростковую практически «беззаботную жизнь»; и тогда мы срываемся, пытаясь непременно найти дело ребенку, чтобы «польза» была и от него.

Очень часто родители часто сами провоцируют лень у подростков:

  • - оберегают детей до определенного возраста от любых дел;
  • - выражают пренебрежение к каким-то видам работ, профессиям, людям этой профессии;
  • - демонстрируют собственный пример всепоглощающей лени или наоборот безрадостного труда, без малейшего удовольствия, постоянно ругают свою работу и обязанности;
  • - не дают правильной, привлекающей внимание цели для ребенка, не создают правильной установки;
  • - встречается некорректное поведение учителей, родителей, не умеющих терпеливо объяснить, направить, но постоянно обвиняющих ребенка в лени и бездарности;
  • -не уделяется должного внимания воспитанию волевых качеств ребенка.

Как же бороться с ленью?

Конечно «болезнь легче предупредить, чем лечить». Хорошо если родители с детства определили обязанности ребенка, а с возрастом расширяли – по мере роста его возможностей.

Но если лень уже пустила корни, не стоитпытаться за один день избавится от этой привычки. Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг.

Поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что комната очень чисто убрана, посуда хорошо помыта, а в магазин он сходил очень быстро. Хвалить нужно искренне, преувеличенное расхваливание раздражает сильнее, чем игнорирование его заслуг.

Если педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать, возможно, из-за плохо усвоенного материала, подросток боится сделать ошибку и предпочитает быть «лентяем», вдруг все отстанут и не заметят, что он чего-то не знает.

Не стоит отбивать подростку желание трудиться фразами-установками: «не будешь работать, ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться подростку только тяжкой обязанностью, без какого-либо удовольствия.

Хорошо, если на примере родителей подросток видит, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса.

Если подросток сделал что-то не так, не допускайте жесткой критики по результатам любой работы; не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было не совсем верно.

Если подросток ничем не интересуется,возможно, проблема в семье. Возможно,родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, никуда не ходят... И у подростка появляется естественная мысль «Зачем мне напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?!».

Если родители хотят, что бы ребенок интересовался чем-то кроме компьютера, в семье должна культивироваться ценность знаний. Ходите вместе в музеи, путешествуйте, общайтесь. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

Даже если подросток хронически болен, есть то, что остается для него посильным трудом, кроме самых редких случаев, по предписанию врача. Подростку важно знать, что он нужен и от него что-то зависит.

Едва ли существует такой подросток, который не вызывает нареканий у собственных родителей. Самыми распространенными претензиями, предъявляемыми детям в пубертатном возрасте, являются грубость, скрытность, вранье и, конечно же, лень. «Он целыми днями просиживает за компьютером»; «Уроки совсем забросил, только и делает, что играет в видеоигры»; «Помощи по дому от нее не допросишься, а по телефону с подружками часами болтает»… Знакомые жалобы, не правда ли? В этой статье мы расскажем, можно ли исправить сложившуюся ситуацию и как это сделать.

Вы можете справедливо упрекать ребенка в полном безделье и апатии, однако психологи советуют остановиться на минутку и задуматься: а не стоит ли за этим нечто серьезное? В действительности причин у нежелания заниматься чем-то серьезным может быть масса: здесь и неуверенность в себе, и страх, и желание привлечь к себе внимание, и авитаминоз вкупе с нарушениями режима, и отсутствие мотивации, и чрезмерные физические и умственные нагрузки, и резкая гормональная перестройка, и даже депрессия .

К сожалению, большинство родителей ограничиваются тем, что следят исключительно за физиологическим состоянием своего чада. Убедившись, что он здоров, они успокаиваются, не слишком задумываясь о том, что творится у подростка в голове.

В этом, по мнению специалистов, и заключается главная ошибка. Вы видите, так сказать, лишь внешнюю сторону медали: сына, часами лежащего на диване с книгой.

Однако прежде, чем устраивать очередной скандал, попробуйте выяснить, почему он это делает. Возможно, у него отсутствует видение жизненной перспективы? Нет мотивации для активной деятельности? Помочь справиться с этим можете только вы, взрослые.

Не провоцируйте подростка

Еще одна интересная деталь: очень часто родители, сами того не подозревая, провоцируют тинейджерское безделье. Это может проявляться в стремлении защитить его от какого-то определенного вида деятельности («Мыть посуду — не мужская работа»), в высказывании пренебрежения к («Ты же не хочешь стать маникюршей и всю жизнь обслуживать других?»), в демонстрации безрадостного труда («Ненавижу свою работу, скорей бы выйти на пенсию»).

Сюда же можно отнести обвинения родителей и учителей в бездарности, бесполезности, глупости. Подумайте сами: после такого разве возникнет у ребенка желание делать что-то полезное? Не губите его активность на корню!

Старайтесь, чтобы работа не ассоциировалась у подростка с чем-то тоскливым и нудным. Наоборот, вы должны объяснить ему, что в любой деятельности возможно самовыражение, а удовольствие можно получать не только от результата, но и от процесса.

Поощряйте подростка

Конечно, самым весомым стимулом всегда были и остаются . Неудивительно поэтому, что во многих семьях устанавливается целая система «товаро-денежных отношений»: погулял с собакой — получи сто рублей, подготовился к контрольной и успешно сдал ее — пятьсот, сделал генеральную уборку в квартире — тысячу. В принципе, ничего плохого в этом нет, однако необходимо постоянно следить за тем, чтобы не перегнуть палку.

Злоупотребление материальным вознаграждением может привести к тому, что за каждое, даже самое мелкое дело, вроде покупки продуктов, ребенок будет ждать от вас денежного вознаграждения.

Некоторые родители предпочитают модифицированный вариант, предлагая сыну или дочке некое отсроченное, но очень заманчивое вознаграждение: поездку за границу летом, покупку нового планшета, разрешение сделать пирсинг… По словам психологов, такой вид стимула является более продуктивным, поскольку у подростка появляется мотивация, если он видит перед собой четкую цель.

Давайте поручения

Еще один простой способ борьбы с подростковой ленью — распределение обязанностей. Спокойно объясните ему, что вы попросту не в состоянии заниматься всей домашней работой, и договоритесь, что отныне часть дел ложится на его плечи. Это может быть поливка комнатных растений, мытье посуды, кормление домашних животных. Пусть он смирится с мыслью, что это находится исключительно в его ответственности.

Подростки очень хотят казаться взрослыми, но в действительности они еще не до конца вышли из детского возраста, а потому при желании их можно заинтересовать и увлечь, придав работе форму игры.

Например, позовите дочь вместе сходить в супермаркет за продуктами и дайте ей задание отыскать в ассортименте магазина все самое низкокалорийное. Или попросите ее разложить одежду в шкафу по цветам.

После того, как ребенок выполнит поручение, обязательно поблагодарите и похвалите его. Важно, чтобы похвалы были искренними: дети отлично чувствуют, когда вы говорите неправду. Не переделывайте за ним работу, как бы неловко она ни была сделана — этим вы подорвете и уничтожите в нем желание что-то делать в дальнейшем.

И напоследок — самое главное: запаситесь терпением. От лени, как и от любой дурной привычки, невозможно избавиться за один день. В этой борьбе вашими главными союзниками должны стать мягкость, спокойствие и настойчивость. Следуйте изложенным выше рекомендациям, и рано или поздно вы заметите, что ваш любимым подросток стал таким же активным и деятельным, как в детстве.

0 59 350


Мудрая китайская пословица говорит: «Если у тебя есть воля, то гора превратится в поле» . Охотно верим, только вот иногда такая лень нападает, что не только гору в поле превращать неохота, но и от дивана оторваться проблематично. Что же это за напасть такая, как побороть лень, и правда ли, что иногда не стоит с ней бороться.


Бывает, просыпаешься в тонусе и в ресурсе, кажется, что горы свернёшь и кучу дел переделаешь… «И хочется жить и трудиться, - писал Игорь Губерман, - но к завтраку это проходит». И всё откладывается на неопределенное «потом».


Знакомое состояние?
Иногда оно бывает полезно. Допустим, проволынили, не выполнили рабочее задание - а потом оказалось, что обстоятельства изменились и актуален совсем другой проект. Поленились сделать маникюр на свидание - а любимого отправили в командировку. Такие проявления называют интуитивной ленью, она экономит наши ресурсы.

Лень может срабатывать как защитный механизм и в других ситуациях. Случается, заказчики торопят - вы напрягаетесь, работаете на пределе возможностей, а в итоге выясняется, что делать-то было не к спеху, ещё и ждать потом приходится. Или за работу заплатили неадекватно затраченным усилиям - разумеется, не в вашу пользу. Немудрено, что в следующий раз в аналогичных обстоятельствах вы проявите себя как очень ленивое существо.

А если вы активно пахали за себя и за ушедшего в отпуск коллегу? Организм потребует восстановления, что тоже будет выглядеть как возмутительное ничегонеделание.

Но если откладывание всего и вся стало хроническим и изрядно осложняет жизнь? Как бороться с прокрастинацией?

Анализируем свою лень

Обычно выделяют несколько видов этого библейского порока.
  • Физическая лень .
Всем знакома ситуация, когда приходится крутиться белкой в колесе: работа, учёба, дети, родители, домашние обязанности, дача... Переутомление и вялость как последствие. Тело заявляет, что нуждается в отдыхе, а без этого с места не сдвинется.

Отнеситесь к его потребностям уважительно: возьмите отгулы, отоспитесь, расслабьтесь, подышите воздухом. Обеспечьте себе физическую нагрузку: йога, плавание, бег, тренажерный зал - но без фанатизма.


После телесных упражнений приходит приятная усталость, расслабление и восстановление.
  • Мыслительная лень
Представьте: человеку, страдающему перфекционизмом, нужно подготовить в короткие сроки серьёзный проект или усвоить большой объем информации. Отличник по жизни, здесь он понимает, что не успевает качественно выполнить требуемое, и впадает в полный ступор, мозг отказывается соображать.

В этом случае необходим отдых: сон, переключение на другую деятельность, увлекательное мероприятие и т. д.


Нередко имеет место нежелание думать. Мы не успеваем обрабатывать поступающую отовсюду информацию и постепенно перестаём анализировать. К примеру, человеку необходимо вносить данные в таблицы, производить расчёты. Он многократно повторяет эти действия, вместо того чтобы освоить новую программу и автоматизировать процесс. Или не устраивает деятельность, но лень думать, чем хочется заниматься, - проще жить по инерции.

Требуется волевое усилие, чтобы выйти из зоны комфорта и начать действовать: пребывать в осознанном состоянии, ставить новые задачи, овладевать нужными навыками.

Выработайте также привычку чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку.

  • Эмоциональная (душевная) лень.
Безразличие, дежурное выполнение обязанностей, угасание чувств. Так называемый синдром выгорания. Достижения не вдохновляют, анекдоты не смешат, праздники не радуют. Ступор, апатия, в перспективе - нервный срыв, депрессия, болезнь.

Нужен эмоциональный взрыв, яркие ощущения: экстремальные развлечения, путешествия… Телесно-ориентированные психологические практики, например битьё подушки или крик в течение минимум получаса в свёрнутое полотенце (чтобы соседи полицию не вызвали).

Сначала нужно заставить себя кричать, а потом входишь во вкус, поднимаются подавленные эмоции, слезы, смех... В итоге приятная опустошенность, освобождение, подъем настроения.


По возможности смените напрягающую работу, отфильтруйте круг общения, займитесь спортом или танцами.

Учитесь переключать настроение. Проживайте сильные эмоции, читая книгу, просматривая фильмы или чемпионат мира по футболу - так вы сбросите накопившееся напряжение. И релаксируйте: созерцайте природу, медитируйте, расслабляйтесь в ванной или на массаже.

  • Духовная лень.
Самая серьёзная, следствием её является и физическая, и ментальная, и эмоциональная утомляемость. Возникает, если человек живёт не по своему предназначению, не знает, кто он и зачем, занимается нелюбимым делом, устал от жизни, потерял смысл. Невозможно мотивировать себя на что бы то ни было.

Если переживаете экзистенциальный кризис, необходимы духовные ориентиры. Кому-то поможет вера и молитва. Кому-то - хороший психолог или тренер (йога, виды единоборств с философской основой). Для кого-то будет достаточно самостоятельной внутренней ревизии.


Если ничего не хочется, но понимаете, что жить надо, - делайте хоть что-нибудь, выдергивающее из привычного состояния. Раз пришли в этот мир - выполняйте уроки, ученик! Подойдут советы из предыдущего пункта. Прислушайтесь, на что отзывается сердце. Поищите Учителя или человека, который вдохновляет. Если не удаётся разжечь потухший внутренний огонь - обратитесь к специалисту.

Выделяют также творческую лень - когда человек ставит задачу, собирает материалы, а потом бросает начинания, переключается на что-то другое. На самом деле идёт мощный мыслительный процесс, а решение может явиться внезапно, как озарение, или во сне.

И философскую лень - когда она становится убеждением: гедонизм - цель жизни наслаждение; буддизм - всё пустота, действия не имеют смысла. На наш взгляд, обсуждать здесь особо нечего. Первая лень и не лень вовсе, а способ действия. По поводу второй - ну хочется человеку жить впустую, так это его выбор, хотя бы не страдает.

Цель - действие - результат


Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Чтобы дело - любое - делалось, нужна цель, действие для её достижения и результат.

Если у вас руки не поднимаются на очередное трудовое свершение, задумайтесь:

  1. О цели . Своим ли делом вы занимаетесь, ваша ли это цель? Даже заядлый прокрастинатор, если действительно чего-то хочет, взлетит с кровати и понесётся навстречу мечте.

    Душа не лежит к нелюбимой работе? Возможно, вы давно перебороли свои истинные желания и действуете по принципу «надо» (заработать, выглядеть успешным и т. д.).

    Или находитесь на своем месте, но сдерживает страх успеха или неуспеха. Да-да, бояться можно и того, и другого. С неуспехом всё ясно: никому не хочется сесть в лужу, особенно публично. А успех страшит неизвестностью: что будет дальше, ведь если получится - от меня потребуется ещё больше?

    Когда текущая цель и вовсе отсутствует, действовать кажется бессмысленным. Еще вариант: вы выросли как профессионал, сфера деятельности вам нравится, но пора ставить более масштабные задачи, иначе накрывает скука и справляться с рутиной всё труднее и труднее.

  2. О действии. Для него требуется энергия. Возможно, на данный момент её не хватает - накопилась физическая и психическая усталость. Организм пытается восстановиться, что выглядит как самосаботаж.

    Не исключено также, что вы интуитивно понимаете: предполагаемое действие не приведет к цели, нужно придумать что-то другое.

  3. О результате. Если удаётся достичь желаемого, это служит мощной мотивацией для дальнейших свершений.

    Возможно, ранее он вас не удовлетворил - теперь боитесь повторения (об этом мы говорили в начале материала: мало заплатили - не хочется работать с конкретным заказчиком).

    Или же не понимаете, для чего нужен этот результат. Тогда вернитесь к первому пункту и поработайте с целью.

…Итак, как побороть лень? Перестать бороться. «Если лень приходит к тебе, это то, что ты должен делать - лениться», - говорил Ошо. Проанализируйте, о чем она сигнализирует, от чего предостерегает. Иными словами, разберитесь с причиной, а не преодолевайте следствие.

Если же вы нацелились на результат, но для действия не хватает решительного пинка - воспользуйтесь следующими рекомендациями.

Как войти в ресурсное состояние



Очистите физическое и энергетическое пространство.
  • Верните долги: деньги, чужие книги, вещи. Заберите своё добро у других. Если то, что у вас взяли, не особо дорого или люди не имеют возможности вернуть - подарите (обязательно сообщите это должникам). Отдавайте с лёгкостью - получите сторицей. Раз и навсегда расставьте точки над i - так вы разрываете ненужные связи, по которым утекает энергия.
  • Выполните обещания, данные другим людям и себе. Или освободите себя от них. Ставили когда-то цель научиться играть на гитаре или выучить язык, но потом появились другие интересы? Старые намерения, оставшись нереализованными, продолжают оттягивать у вас энергию.
  • Составьте список намерений, которые планируете убрать с повестки дня. По каждому пункту произнесите: «Отпускаю это желание/намерение. Отказываюсь его выполнять». Можете сделать это в письменном виде, а после сжечь.
  • Приберитесь в доме. Избавьтесь от вещей, которыми не пользуетесь: продайте, подарите, выкиньте. Чтобы пришло новое, следует избавиться от хлама.
  • Наведите порядок в душе. Обсудите конфликты. Можете выговориться в письме или даже сами с собой, если человек уже недоступен. Выплесните чувства на бумагу, примените метод двух стульев, когда вы говорите сначала за себя, потом пересаживаетесь и высказываетесь от лица антагониста, постепенно приходя к согласию. Попробуйте эффективные методики прощения Александра Свияша («С любовью и благодарностью я прощаю N и принимаю его таким, каким его создал Бог…»), Лууле Виилмы, Лиз Бурбо, Луизы Хей и т. д.

    Немного усилий - и в пространстве души, как и в пространстве дома, очистится место для качественно новой энергии.

Систематизируйте дела по важности и срочности (методика президента Эйзенхауэра).

  • Важные и срочные - их нельзя откладывать, дабы не случилось непоправимого: потери работы, любимого человека, здоровья... Сделайте необходимые звонки, проведите встречи, посетите врача и т. д.

    Временами авральный режим тонизирует, но вообще не стоит доводить до такого состояния - чревато для здоровья.

  • Важные несрочные - продуктивно заниматься именно такими делами. Всё плановое, относящееся к какой-то вашей цели. Если запустить - перейдут в группу важных и срочных.
  • Неважное и срочное. Рутинная работа. Например, на днях обещают мороз, а у вас окна не вымыты. Или коллега попросил выполнить что-то за него. Длительное зависание на этих делах нежелательно - погрязнете в трясине.
  • Несрочное и неважное. То, от чего можно без ущерба для себя отказаться или свести к минимуму. Прекратите часами смотреть телевизор, висеть в соцсетях, болтать по телефону.

  1. Разбейте предстоящую работу на части. Легче настроиться на выполнение маленького этапа - груз ответственности не так давит. Можно начать с того, что кажется более лёгким.
  2. Жаворонок или сова? Вычислите время суток, когда вы наиболее активны, и самые сложные задачи планируйте на этот период (кто-то имеет больше сил в период с 8 часов утра до 12, другой, наоборот - с 18 и до 22 часов чувствует рвение к работе и т.д.). Именно на этот период перекиньте максимальную часть запланированных задач.
  3. Чтобы зарядиться энергией для выполнения очередного трудового подвига - перезапуститесь. Замрите стоя или сидя и бездействуйте. Пять минут, десять... Не включайте телевизор, не берите в руки телефон. Просто не двигайтесь. В какой-то момент вам надоест - это будет толчком к действию.
  4. Меняйте виды деятельности. Работникам умственного труда необходимо отвлекаться на физические телодвижения. Сейчас многие работодатели приглашают тренеров по йоге или массажистов прямо в кабинеты - мудрое решение!
  5. Шоковая терапия: чтобы выполнить что-то неприятное, сосчитайте до пяти и быстро приступайте. Перед тем как погрузиться в прохладную воду, мы замираем - и окунаемся. И ведь хорошо потом становится!
  6. Используйте музыку. Под бодрые ритмы легче активизироваться.
  7. Мотивируйте себя, поощряйте: сделаю это и это - потом выпью кофе с конфеткой или зайду на 15 минут в соцсеть.
  8. Фиксируйтесь на своих достижениях, не ругайте себя за слабости. Можно сказать: «Да, утром я прохалявила, зато сейчас чувствую себя отдохнувшей и легко справлюсь с заданием».
  9. Учитесь просить о помощи. Кому-то мы оказываем поддержку, кто-то нам - человек существо общественное.
  10. Следите за своим окружением: исключите общение с нытиками, пусть рядом будут люди яркие, успешные, целеустремленные.
Кто победил себя - тому принадлежит мир. И помните: иногда полезнее бездельничать, чем совершать абсурдные телодвижения. Недалёкие трудолюбивые «муравьи» могут извести себя и всех вокруг бессмысленным копошением. Тогда как умные лентяи найдут лёгкое, эргономичное решение любой трудной задачи. Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5-6 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Следующий плацдарм для разгула подростковой лени
домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка , который бы ежедневно надраивал свою комнату свою личную территорию - увидишь крайне редко.
Каковы же причины лени подростка ? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина
пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации . Мотивация это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться
учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.

Ещё одна причина подростковой лени бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.
Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени ? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
- повышение учебной мотивации ,
- развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а не то, что хочу),
- гармонизация эмоционального состояния подростка .
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарии). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему ребёнку никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому
это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, если он Вам не понятен, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она каторжная. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания , получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
Следующее направление борьбы с ленью у подростка
развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель « Научиться играть на гитаре ». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно ПЛАНИРОВАТЬ. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. « Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть ». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобытинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Эмоциональное состояние, так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных делах и трудностях.
Итак, лень
это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.

Найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка и получить конкретные рекомендации по улучшению ситуации, Вы можете, обратившись ко мне за психологической помощью со своим подростком на 2-х часовую очную консультацию в приёмной психолога или у Вас на дому или по скайпу. Также Вы можете получить очную , телефонную консультацию или по скайпу лично. Записаться можно Такая работа очень доступна и по цене, и по организации.