Как помочь ребенку стать отличником в школе. Как сделать из ребенка отличника

Каждому родителю хочется, чтоб его ребенок был лучшим в классе, чемпионом и медалистом. Тем более если сам родитель был и остается победителем. Вот только, к сожалению, не каждому удается свое желание оставить при себе, и оно перерастает в амбиции. Рецепта воспитания лидера нет, да он и не нужен. Хотя есть правила, которые, впрочем, относятся как к потенциальным «звездам», так и к спокойным «ботаникам». Но гениальность и эффективность их и заключается в их простоте и универсальности.

  • Постоянно изучайте своего ребенка. Наблюдайте за малышом: как меняется его характер (становится ли он сильнее, устойчивее), интересы, знания, привязанности и настроение. Поверьте, забирая его из школы, лучше и полезнее для вас спросить, во что он сегодня играл на перемене, чем какую оценку получил. Вы даже можете завести дневник, куда будете записывать свои наблюдения.
  • Оценивайте себя, свои действия, стиль общения. Чаще смотрите на себя со стороны - это очень полезно. Заботьтесь о своем авторитете. Представьте, что вы на сцене, ребенок - зритель. И вы должны держаться блестяще. Это очень трудно. Но попробуйте, даже мысль об этом побудит вас периодически сдерживаться от проявления того, чего бы вы сами не хотели демонстрировать малышу.
  • Не подавляйте ребенка. Наказание - исключительная мера. При этом у вашего сына или дочери не должно возникать сомнений по поводу его справедливости.
  • Развивайте и культивируйте задатки лидера в своем ребенке. Хвалите за успехи, подбадривайте перед препятствиями, поддерживайте в моменты неудач и верьте в его силы. Но ни в коем случае не ограждайте при этом от трудностей. Пусть малыш практикуется в новых умениях и навыках. Согласитесь, лучше, если кроха столкнется с преградами при вас и при вас же их преодолеет. Тогда он не растеряется и в будущем, когда любящих мамы с папой рядом не окажется.
  • Учите маленького переживать неудачи и не драматизируйте их. Ему ни в коем случае нельзя вырасти тревожным и неуверенным в себе.
    У ребенка что-то не получилось? Пусть непременно повторит попытку. Он должен сам исправить ошибку.
    Но если вы видите, что он не готов, подбодрите и скажите, что он может по-пробовать в другой раз, когда сам захочет, и уж тогда у него все получится.
  • Всесторонне развивайте, обучайте, наполняйте кроху информацией. Без нажима, принуждения и обязаловки. Попросту создайте такую информативную среду, в которой малышу было бы существовать не только полезно, но и приятно, интересно. И в такой обстановке ему лучше находиться с самого младшего возраста. Развитие в период от двух до пяти лет во многом определяет будущее.
  • Закаляйте волю ребенка. Неприятные дела и обязанности, требующие напряжения, тоже существуют. Но следите, чтобы такие задания заканчивались конкретной целью («Сделаешь математику - поедем кататься на велосипедах!»). Одобрение, удовольствие, интересная информация - вот что должен получить малыш в качестве вознаграждения. Материальные подарки не в счет. Не забывайте, что перенапрягаться ребенку нельзя. Чем он младше, тем короче должны быть задания. Удовольствие и радость - основные эмоции, которые должен испытывать ребенок. Еще Фрейд писал, что несчастья и переживания детства остаются тяжелым грузом на всю жизнь. Однако «переслащивать» тоже не годится. Иначе можно вырастить жуткого эгоиста и баловня. «Нет» должно присутствовать в вашем лексиконе, но предельно дозированно. Лучше как можно чаще вместе находить компромисс.
  • Дайте малышу право на самостоятельность. Он должен уметь творить и в одиночестве, без вашего участия. Но обязательно с вашими советами и внимательным оцениванием.
  • Опыт самоутверждения, соревнования и общения в коллективе ребенку необходим. И получить его он сможет только среди ребят. Многие психологи призывают отдавать малышей в детский сад после трех лет (самый оптимальный возраст), хотя бы на несколько часов в день.
  • Как ни банально это звучит, приучайте малыша к труду. У него должны быть обязанности. Давайте ему понять, что его помощь очень ценна для вас. И он не будет на вас злиться.
  • Как можно дольше старайтесь скрывать от ребенка семейные конфликты, раздражение и проблемы, периодически у вас возникающие. Берегите его душевный покой. Установка «Он еще маленький, все равно не понимает» неправильная. Во-первых, понимает. А во-вторых, от того, что ничем помочь не может, мучается гораздо больше вашего, начинает обвинять себя и, следовательно, теряет баллы на пути к лидерству.
  • Учите быть осознанным. На каждом возрастном этапе, объясняйте целесообразность того или иного поступка, действия по-разному, но объясняйте. Советуйтесь с малышом. Стимулируйте любознательность. Давайте время быть одному, чтобы в голове возникли идеи и мысли, которые при переполнении информационным потоком, вашими указаниями и учительскими требования, не будет. И всячески поддерживайте самостоятельные иннициативы и решения. Отличник - это человек думающий и изучающий, а не зазубривающий в угоду родителям и учителям. И у настоящего отличника могут быть не очень хорошие оценки, там где скучно, неинтересно, глупо или неправлильно...

Фотобанк lori.ru

Нагрузки на детей в школах в последнее время выросли, и поддерживать высокий статус отличника становится сложнее. Как обеспечить хорошие отметки в дневнике, не заставляя ребенка со слезами сидеть над домашними заданиями и не формируя отвращения к учебе «из-под палки»? Есть несколько «партизанских» способов.

Метод «зеленых чернил»

С моими сочинениями, диктантами и контрольными такое случалось редко, но я до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю щедрые учительские росчерки красными чернилами. Помню, преподаватели в нашей школе обычно ставили в дневнике отметки синей пастой, но «двойки» (а иногда и «тройки») – непременно красной. Такое ощущение, что наше внимание хотели заострить на неудачах: «Ошибся!»

Фотобанк lori.ru

Татьяна Иванко, знаменитая на просторах интернета мама, ведущая блог о воспитании детей, практически не водила свою дочь в школу раннего развития, предпочитая заниматься с ней дома самостоятельно. Проверяя, как дочка выводила в тетради крючки, кружочки и другие фигуры, Татьяна использовала вместо классической красной пасты зеленую. Она не подчеркивала ошибки, а, напротив, обводила в кружок крючки, которые удались дочке лучше всего, со словами «Идеально» и т.п.

По мнению Татьяны, когда внимание ребенка концентрируется не на ошибках, а на том, что сделано хорошо, он получает совсем другие эмоции, заряд мотивации, хочет снова и снова делать то, что у него получается. Формирование любви вместо отвращения к обучению – лишь вершина айсберга. Умение акцентировать внимание на успехах и не переживать за ошибки наверняка не раз поможет стойко переносить сложные ситуации и двигаться к цели, несмотря ни на что, во всей последующей жизни.

Быть или казаться?

Люди субъективны, и школьные педагоги – не исключение. Есть один старый образовательный фильм – «Я и другие». В нем показано несколько экспериментов, во время одного из которых студентам демонстрируют фотографию мужчины и просят составить его психологический портрет. Фотография всегда одна и та же, но вводную информацию студентам дают разную. Одним участникам экспериментатор говорит, что на фото преступник-рецидивист, а другим мужчину представляют как известного ученого. В итоге психологические портреты сильно различаются – от «хитрого и безжалостного садиста» до «приятного человека, который, наверное, любит детей».

Отличник – зачастую такой же «психологический портрет». У педагогов в классах бывают свои любимчики – их неудачи и неправильные ответы частенько списываются на переутомление, болезнь, «не тот день». Есть и так называемые хронические двоечники – правильный ответ такого ребенка у доски может восприниматься как «угадал» или «задача была легкой».

Фотобанк lori.ru

Я немного утрирую, но часто в стенах школ наблюдаются похожие явления. И родитель – именно тот человек, который может на них повлиять. Большую роль играет то, как вы общаетесь с педагогом, как преподносите своего ребенка, какой образ создаете. Речь не идет о том, чтобы полностью компенсировать отсутствие знаний хорошими отношениями с учителями, просто школьник начинает выглядеть в глазах педагога иначе, и получает более высокие шансы раскрыть свой потенциал.

Вашему ребенку нужна цель

В древнегреческом мифе о Сизифе повествуется о жестоком и бессмысленном наказании, которому был подвергнут в царстве теней основатель и царь Коринфа. Сизиф должен был раз за разом вкатывать на вершину горы огромный камень, после чего тот сразу срывался вниз.

«Сизифов труд» – словосочетание, которое часто используют для описания бессмысленной, не имеющей цели работы. Именно так многие дети воспринимают учебу в школе. Для чего нужно вставать с утра пораньше, идти в школу, просиживать штаны за партой, а вечером выполнять надоевшие домашние задания?

Если вы хотите заинтересовать и замотивировать ребенка, заставить стремиться к хорошим оценкам – покажите ему цель. Пусть он знает, для чего все усилия, к чему он стремится. Хорошая цель – поступление в престижный ВУЗ, возможность в будущем овладеть желанной профессией. Пусть ребенок понимает, что делает первый шаг именно сейчас, высчитывая дискриминанту в домашнем задании по алгебре.

Фотобанк lori.ru

Подойдут и более приземленные цели. Ребенок хочет новый велосипед или роликовые коньки? Пусть ради этого закроет на «четыре» и «пять» учебный год.

Сила самообразования

Говорят, что лучший способ стать эрудированным и разносторонним человеком – больше путешествовать. Из школьных учебников можно получить много знаний, но они зачастую сухие и скучные. Одно дело читать о подвиге Минина и Пожарского, и совсем другое – увидеть памятник двум героям на Красной площади, посмотреть в музее на настоящую кольчугу тех времен. Знание приобретает краски и становится интересным, когда оно живое, на него можно посмотреть, потрогать.

Фотобанк lori.ru

Доказано: человек лучше и охотнее запоминает ту информацию, которая ему интересна. Ребенка нужно почаще водить по музеям, зоопаркам и другим местам, где он может в увлекательной форме познать мир. Не стоит замыкаться на школьной программе, чтении параграфов «от сих до сих». Намного ценнее привить ребенку любовь к самообразованию – тогда и школьная программа будет даваться проще.

Одним из своих лучших школьных учителей я считаю преподавателя по физике Афонина Юрия Михайловича. Этот незаурядный человек научил наш класс не только своему предмету, но и тому, как нужно воспринимать сам процесс обучения. Мы приходили, чтобы узнать второй закон Ньютона, а получали багаж знаний, который выручает в жизни до сих пор.

Однажды, в день контрольной работы, Юрий Михайлович спросил у меня: «Ну что, учил?» На мой утвердительный ответ недовольно покачал головой: «А вот не надо учить. Понимать надо». Эта мысль красной нитью проходила через все наши уроки физики, и сейчас я все больше ощущаю ее ценность.Фотобанк lori.ru

На мой взгляд, именно такой подход к обучению позволяет преподносить знания в максимально интересной, легкой форме, зачастую вообще в виде игры. Да и ребенку их усвоить будет гораздо проще, чем набор непонятных цифр и фактов.

Хорошая успеваемость в школе – большая редкость. Сегодня уже немодно учиться. Начиная с 5-6 класса, дети зачастую резко ухудшают свой уровень образования. Нежелание выполнять домашние задания, учить правила, даты и стихи, слушать учителя на уроки – это норма поведения современных школьников.

Как мотивировать ребенка на учебы? Читайте 10 полезных советов родителям.

Совет 1. Говорите ребенку о школе только хорошее
Наверняка у родителей были нелюбимые учителя, слишком трудные домашние задания и дни, когда они ненавидели учебу. Не стоит делиться с детьми своими неприятными воспоминаниями о школе. Я не призываю обманывать. Просто старайтесь подчеркивать хорошее. Когда детям трудно, им нужно наше участие, но не приучайте их думать, что школа не нужна, слишком сложна или излишне ограничивает свободу. Посоветуйте, как найти общий язык с «трудными» учителями. Эти уроки пригодятся им не меньше, чем домашняя работа по математике, с которой они так мучаются.

Совет 2. Правильно организуйте режим дня ребенка
Планирование и организованность полезны в любом возрасте. Тем более для детей, страдающих расстройствами вроде СДВГ или тревоги или имеющих аутичные черты. Организуйте часть дня ребенка или время сразу после школы или же после ужина. В расписании должно быть выделено время как для отдыха, так и для домашних заданий.

Телевизор и компьютер строго запрещены, пока все уроки не будут сделаны. Заведенный распорядок дня устраняет все споры, жалобы, уговоры и лишние сомнения. Он не сковывает, а освобождает ребенка для продуктивной работы.

Совет 3. Обеспечьте удобнее рабочее место для ребенка
Взрослые работают в офисе или другом месте вне дома. Приходя туда, они «официально» находятся «на работе» и переключаются в рабочий режим. Детям также полезно иметь свое рабочее пространство. Неважно, будет ли это кухонный стол, с которого уберут посуду после обеда, или отдельный стол. Выделяя время и место для домашней работы, родители дают детям понять, что их «работа» тоже важна.

Совет 4. Вовремя запасайтесь всем необходимым
Трудно работать, когда под рукой нет нужных инструментов. У ребенка всегда должен быть достаточный запас всех школьных принадлежностей: ручек, карандашей, тетрадей, всего, что нужно для уроков труда и рисования. Чтобы не приходилось переворачивать все вверх дном в поисках карандаша, храните все школьные принадлежности в специально отведенном месте. Это помогает ребенку не отвлекаться от уроков и делать их быстрее.

Совет 5. Отмечайте сроки выполнения заданий в календаре или дневнике
Каждую неделю отмечайте в календаре сроки выполнения всех домашних заданий. Помогите детям разбивать большие проекты на отдельные небольшие задачи и также отмечайте для них свои сроки выполнения. Ставя промежуточные цели и постоянно проверяя сроки сдачи заданий, вы помогаете избежать ситуаций, когда ребенок вдруг внезапно вспоминает, что завтра нужно сдавать большую работу, заданную месяц назад. Это также учит детей тайм-менеджменту.

Совет 6. Ходите на родительские собрания и регулярно общайтесь с учителями
Вы играете важную роль в образовании ребенка. Познакомьтесь с учителями. Ходите на родительские собрания. Если у вас хорошие отношения с учителями, вам будет гораздо легче говорить с ними о том, как идут дела у ребенка. Активно интересуясь жизнью школы, вы сможете своевременно узнавать о проблемах и переменах, которые могут затронуть ваших детей.

Ручки на подарок с надписями (Интернет-магазин Tovarik.com.ua)

Совет 7. Обсуждайте с детьми новости и текущие события
Образование во многом связано с умением ценить знания. Если родители обсуждают с детьми текущие события, политику и проблемы местного и национального масштаба, они тем самым учат детей не ограничиваться тем, чему учат в школе, а интересоваться и внешним миром.

Читайте вместе с детьми новостные статьи. Когда они спрашивают вас о чем-то, не ленитесь поискать нужную информацию в интернете. Сделайте получение новой информации семейной ценностью.

Совет 8. Уделяйте больше внимания чтению
Дети, которым много читают в детстве и которых поощряют читать самостоятельно, добиваются больших успехов и в школе, и в жизни – это факт. Превратите чтение в семейный ритуал, для которого выделено определенное время. Если дети уже слишком выросли для сказки на ночь, организуйте «час чтения», когда и вы, и они будете читать каждый свою книгу.

Совет 9 . Правильное питание и сон
Правильное питание, здоровый сон и физическая активность – это основы здоровья и бодрости. Без этого детям трудно добиться успехов и в школе, и в жизни. Задача родителей – приучить детей к здоровому образу жизни.

Совет 10. Не позволяйте им слишком много сидеть перед экраном
Последнее (но далеко не последнее по важности): контролируйте время, которое ребенок проводит перед телевизором, за компьютером или со смартфоном или планшетом. Детям и подросткам, в силу возраста, еще недостает характера, самодисциплины и тайм-менеджмента. Родители должны подавать хороший пример и установить четкие правила до тех пор, пока дети не научатся контролировать себя сами.

Выключайте телевизор во время еды и выполнения домашних заданий. Отбирайте телефоны, пока дети не закончат делать уроки. Не поддавайтесь на уговоры разрешить «посмотреть еще одну серию» или «чуть-чуть еще поиграть в игру», пока не сделаны все важные дела (домашняя работа, принятие ванны, подготовка к завтрашнему дню). Уберите телевизоры и все электронные устройства из комнат детей. Заставляйте их вовремя ложиться спать.

Конечно, нам, родителям, не всегда удается точно придерживаться всех этих принципов. В определенные дни или в определенных ситуациях неизбежны компромиссы. Но если нам удастся соблюдать все эти «заповеди», пока дети учатся в школе, мы сможем выработать у них самодисциплину и здоровые привычки, которые будут помогать им всю жизнь. Всем счастливого нового учебного года!

Качественная школьная одежда от украинских производителей (Интернет-магазин Tovarik.com.ua)

Адаптируем ребенка к школе


Когда малыш становится школьником, в его жизни наступает новый, важный и ответственный период. Меняется буквально все - от режима жизни до интересов, а ведь еще вчера он возился с игрушками и не сильно изменился с наступлением первого сентября!


Начало учебы - это огромная нагрузка. Малыш оказывается в новом, незнакомом месте, его постоянно оценивают важные взрослые, а еще нужно построить отношения с двадцатью сверстниками - ну, хотя бы запомнить их имена. И это помимо учебы, которая, сама по себе, является серьезной задачей. А как меняется отношение мамы к малышу! Еще пару месяцев назад все было так просто, а теперь мама часто ругается: портфель не собран, форма грязная, а в прописи - неаккуратные крючочки.


Самые важные взрослые - мама, папа, бабушка, вдруг меняют свои ожидания от ребенка и начинают требовать соблюдения десятка новых правил. Как же это трудно! В некоторых случаях уже через четыре-пять месяцев мама с ребенком оказываются в кабинете невролога с жалобами на рассеянность, невнимательность, плохую память и утомляемость. Первый год обучения в школе - это кризисный период, в котором ребенку нужна помощь со стороны взрослых, чтобы избежать этого визита. С чего стоит начать программу помощи ученику?


Режим - это святое!

Ребенок должен быть в кровати около девяти часов вечера, даже если он привык ложиться позже. Начало уроков не передвинут только от того, чтобы ваше чадо вело совиный образ жизни. Поэтому время укладывания, если оно было сдвинуто ближе к полуночи, нуждается в корректировке.


Обязательно повторяйте перед сном все ваши привычные ритуалы засыпания, чтобы малыш знал - в его жизни есть перемены, а есть и неизменные вещи. Постепенно добавляйте в этот ритуал два новых элемента - проверку собранного портфеля и школьной формы на завтра - первоклассники склонны к тревогам по поводу своей готовности и, чтобы эти тревоги не мешали сну, лучше зафиксировать, что все приготовлено хорошо и правильно.


Старайтесь проводить с ребенком больше времени перед засыпанием, чтобы не получилось, как в анекдоте: "Папа так торопился, что в сказке, рассказываемой на ночь, заяц давился, но кушал Колобка". Сейчас ценна каждая минута, ведь малышу важно почувствовать вашу любовь, внимание и заботу.


Защита от перегрузок

Кроме режима засыпания, вам нужно обратить внимание, чтобы у ребенка не было серьезных перегрузок нервной системы во второй половине дня. Другими словами, вечером лучше отказаться от просмотра телевизора и компьютерных игр, поскольку они будоражат мозг вашего чада, хотя внешне кажется, что ребенок отдыхает. Присмотритесь: когда ребенок долго сидит перед телевизором, у него стекленеет взгляд, дыхание становится более поверхностным, а тело застывает в одной позе. Это не сосредоточенность или концентрация на сюжете мультфильма, это перегруженность нервной системы!


Постарайтесь избегать таких перегрузок хотя бы в течение полутора часов перед укладыванием, чтобы ребенок спал хорошо. Также, полезно после обеда делать паузу на тихий час, а вечером выходить с ребенком на прогулку. Малышу нужно много времени, чтобы перестроиться, поэтому потребность в тихом часе может сохраняться до конца первого класса. Еще очень важно включать в режим дня один-два часа на свободные игры. Ваш ребенок еще очень нуждается в игре, ведь от того, что он надел школьную форму, эта потребность никуда не денется! Разрешайте ему играть, это совершенно нормально для младшего школьного возраста!


Питание

Сейчас вашему малышу требуется рацион, содержащий много растительной клетчатки, богатый витаминами и минералами, поскольку нагрузка на его нервную систему возросла. Ежедневно он должен получать не только полезную для пищеварения кашу, но и порцию мяса, несколько разных фруктов и овощей. И это на фоне возможных нарушений аппетита, вызванных тревогой и страхами!


Многие мамы первоклассников жалуются на то, что дети плохо едят, отказываются от многих блюд, игнорируют завтрак (хотя, это как раз понятно - у младших школьников часто развивается тревожный синдром, сопровождающийся болями в животе и тошнотой). Как можно в таких условиях обеспечить сбалансированный рацион и быть уверенной в том, что ребенок полноценно питается и получает все необходимые для работы мозга витамины и минералы?


При дефиците некоторых элементов может ухудшаться концентрация внимания, память и мышление - внешне картина будет напоминать трудности с обучением или задержку психического развития, а на деле речь будет идти об анемии, забирающей у малыша силы на обучение и игры. В этом случае на помощь маме приходят витаминно-минеральные комплексы, содержащие все необходимые компоненты, которые ребенку трудно усвоить из пищи.


Витамины

Выбрать нужный препарат не так просто - возможно развитие аллергической реакции или расстройства пищеварения (вследствие наличия неорганических соединений в составе витаминов). Кроме этого, не все дети соглашаются глотать пилюли, и мамам приходится "прятать" растолченную в порошок таблетку в ложке с вареньем.


В этом случае на выручку придут шипучие витамины, которые при растворении в воде образуют вкусный газированный напиток с фруктовым вкусом. К выбору препарата нужно отнестись с осторожностью - некоторые шипучие витамины рассчитаны на взрослых людей, находящихся в стрессовом состоянии, и содержат завышенные дозы витаминов и минералов, что не безопасно для детского здоровья.


Предпочтение рекомендуется отдать витаминам, разработанным специально для детей, с учетом потребностей растущего организма (кроме дефицита витаминов бывает еще и гипервитаминоз - избыток витаминов). Например, Мультифорт детский содержит сбалансированный состав из 13 витаминов и 10 минералов. При создании этого витаминного комплекса особое внимание уделили гипоаллергенности и хорошей переносимости. Входящий в состав экстракт шиповника поддерживает работу иммунитета.


Эмоциональная поддержка

Ваш малыш сейчас постоянно находится в ситуации оценивания и, возможно, чувствует себя очень неуверенно, когда учитель задает вопросы и ждет ответа. Ребенок нуждается в одобрении и похвале, а тревожный родитель спешит его ругать и критиковать за промахи и неудачи. Попробуйте другой подход: из всего, что вам рассказывает ребенок, выделите положительные моменты и сделайте на них акцент.


"То есть, сегодня вы проходили новую букву, и теперь ты знаешь, как она пишется! Нарисуй ее в тетради своих достижений, и мы вечером покажем ее папе (или позвоним бабушке и расскажем об этом)". Заведите какой-нибудь предмет, который бы фиксировал школьные победы вашего ребенка. Это может быть вазочка со стеклянными камушками (одна похвала - один камушек), магнитная доска с записочками, плакат с наклейками…


Главное, чтобы ребенку хватало одного взгляда, чтобы начать гордиться собой. Если в школе что-то не получилось, обсудите с ребенком, как можно было бы сделать по-другому. Избегайте критики, негативных оценок, осуждения… Вашему малышу сейчас нужно видеть и знать, что мама им очень гордится.


Имеются противопоказания. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией.

Воспитать отличника непросто. Но для начала необходимо ответить на вопрос: «Для чего?». Очень часто родители преследуют свои личные цели. Они пытаются реализовать собственные мечты посредством ребенка. Быть отличником – серьезная нагрузка. И давно уже доказано, что «пятерки» в дневнике не влияют на успех во взрослой жизни.

Еще необходимо отметить, что всегда бывают исключения. В семьях неграмотных людей рождаются дети, наделенные огромным талантом и способностями к обучению. Или в семье профессоров малыши приносят из школы «тройки» с минусами. Поэтому к каждому ребенку должен быть изначально индивидуальный подход. И если вам учеба давалась легко, то не стоит считать, что и у ваших детей не будет проблем с усвоением материала.

Ни в коем случае не заставляйте маленького ученика дни и ночи просиживать над учебниками. Учебный процесс, в первую очередь, должен вызывать интерес. И, конечно, никогда выполнение домашних заданий не должно сопровождаться криком, скандалами и угрозами. Даже если вы всеми силами хотите воспитать настоящего отличника, то давление с вашей стороны только навредит ребенку. Вы рискуете навсегда отбить у него желание заниматься, и кроме того, такая обстановка в доме может спровоцировать возникновение детской депрессии. Поэтому учеба учебой, а душевное состояние ребенка должно быть всегда в равновесии.

Не забывайте о питании. Маленькому организму необходимы и фрукты с овощами, и мясо с рыбой. Откажитесь от сухих завтраков в школе и бутербродов. Иначе ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание и усвоить новый материал. Кроме того, маленькому ученику необходимо как можно чаще бывать на свежем воздухе и хорошо высыпаться. Даже если он не успел сделать домашнее задание, то нельзя допускать того, чтобы он просиживал за учебниками до 12 ночи или позже. Составьте распорядок дня, соблюдать который должны все члены семьи.

Иногда многие родители стараются подкупить своего ребенка. Безусловно, деньги или подарки всегда служат хорошей мотивацией для детей, как, впрочем, и для взрослых. Но тут уже речь идет о том, что такая «зарплата может испортить характер и заложить неверные приоритеты в подсознание» ребенка. Совершенно неправильно говорить ему, что за каждое выученное задание он получит шоколадку, а если не прогуляет урок, то две. Очень скоро дитя почувствует, что может с легкостью манипулировать родителями. В таком случае все труды будут сведены на «нет».

Но есть другой способ материальной мотивации. Попробуйте установить цену за оценки. Так, «пятерка» в четверти стоит, допустим, 100 рублей. Тут речь идет о небольших суммах, чтобы ребенок знал цену деньгам и понимал, как тяжело их заработать самому. У школьника появляется выбор, учиться или нет. И этот выбор только за ним. Когда четверть окончена, маленький будущий отличник получает свою зарплату. На эти деньги он может купить себе какой-либо подарок. Желательно, чтобы в течение самой четверти мамы и папы не одаривали кроху различными игрушками. Тогда его новая покупка будет еще желаннее, и сформируется более сильная мотивация к учебе. В скором времени ребенок будет работать уже не на подарки, а на поддержание своей репутации отличника. Но внимательно следите за ситуацией, чтобы она не вышла из-под контроля.

Никогда не выполняйте домашнее задание за своего ребенка. Он должен сам с ним справляться. Но в то же время, если ему не удается найти решение задачи, помогите ему. Следите, чтобы с вашей стороны контроль над успеваемостью ребенка был постоянным, но ненавязчивым. Если вы заметили, что вашему малышу сложно выучить или разобраться с каким-либо предметом в школе, обязательно наймите репетитора.

Не забывайте и о том, что иногда в дневник все равно будут заглядывать «тройки» или даже «двойки». Ругать за них ребенка нельзя. Необходимо найти причину их появления. Так, быть может, появилась новая учительница в школе или возникла ссора на уроке с одноклассником. Иногда тема на уроке преподносится таким образом, что для ребенка она оказывается непонятной. Самое главное, чтобы у малыша сохранилось желание обучаться, в таком случае в скором времени стройным шагом «пятерки» опять войдут на страницы его дневника. Удачи!