Как правильно считать сложение и вычитание. Учимся считать устно: «плюс», «минус» и состав числа

считаем примеры до 20

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

Этап 2

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Этап 3

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.


Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Вот тут вы можете скачать вот такую таблицу и использовать ее для освоения методики состава числа:

Этап 4

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».


Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).

Идем дальше…

Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:

Часть 1

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».


Част 2

Поскольку малыш уже знаком с понятием десятка, вводим разряд единиц и при сложении оперируем этими понятиями. Например, 13+5. Складываем сначала единицы: 3+5=8. Теперь прибавляем оставшийся десяток и получаем 18.

Часть 3

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Часть 4

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.


Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Мы с вами рассмотрели последовательность обучения крохи решению примеров в пределах 20 поэтапно. Если статья была вам полезна, оставьте комментарий или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

До скорых встреч, дорогие друзья!

Содержание статьи:

Довольно часто родители дошкольников задаются вопросом о том, как научить ребенка считать в уме. Многие молодые мамы думают, что это несложно, однако для крохи это достаточно трудно. Дело в том, что маленькие дети запоминают только то, что им интересно. Поэтому сначала взрослому нужно увлечь малыша, тогда процесс пройдёт намного легче.

Важно развивать тягу к знаниям у ребёнка с раннего возраста, в противном случае это грозит неудачами в освоении материала, а именно математики. Школьники, которые не поняли принцип устного счёта, не смогут решать даже простые задачи по физике, химии, а контрольные по математике будут вызывать у них стресс. Поэтому родителям нужно заняться обучением малыша с помощью современных методик.

Особенности занятий с детьми разного возраста

Первые навыки по устному счёту получает младенец ещё в возрасте 1 года. Мало кто знает, что в качестве первых упражнений можно использовать простые игры, например, «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Эти пальчиковые игры развивают у ребёнка образное мышление и помогают воспринимать числа объектов.

Когда малыш достигает 2 – 3 лет , он начинает проявлять повышенное внимание к играм с пирамидками и кубиками. Чтобы подтолкнуть кроху в нужном направлении, объясните ему, что сначала нужно надевать 1 кольцо на стержень, потом добавлять второе, третье и т. д. Благодаря подобным занятиям у ребёнка появляется желание посчитать.

Некоторые дети в 2 – 3 года уже знают цифры, любят пересчитывать окружающие предметы (посуду, игрушки, ступеньки и т. д.). Таких успехов кроха достигает только благодаря поддержке родителей, которые занимаются с ним и всячески поощряют его. Тогда у малыша увеличивается «математический» энтузиазм, и он радуется своим успехам.

Чтобы ребёнок в этом возрасте освоил счёт до 5 – 10, рекомендуется обратить внимание на развивающие мультфильмы «БебиЭнштейн – Первые цифры» и «Маленький гений».

Чтобы научить считать ребенка в 4 – 5 лет , нужно познакомить его с составом числа и такими понятиями, как «меньше», «больше», «поровну». Для занятий используют игрушки и другие предметы, главное, чтобы их размер отличался. Если маленький ученик научиться сравнивать, то он быстрее освоит устный счёт. Для уроков можно взять «кассу цифр» или яркие карточки, с помощью которых малыш научиться разным способам разложения цифр.

Пятилетние дети с лёгкостью выполняют простые арифметические действия с помощью счётных палочек. Не стоит насильно отучать ребёнка некоторое время пользоваться окружающими предметами или пальчиками во время счёта. Это нужно делать постепенно.

Научить считать ребенка 6 лет можно с помощью карточек и таблицы Н. Зайцева. Так малышу будет легче визуализировать числа и усвоить представления о числовом ряде. Благодаря этим предметам он будет воспринимать урок, как игру. Рекомендует проводить занятия не дольше 15 минут.

Самое сложное для дошкольников разобраться, что такое «состав числа». Чтобы упростить задачу, родителям предлагается использовать игрушки и специальные пособия авторов методик раннего развития. С помощью наглядных примеров ребёнок поймёт, что, например, 5 – это 1+4, 4+1, 2+3, 3+2 и т. д. Для вашего чада будет открытием, что после того, как поменяешь числа местами, сумма не меняется.

Первое важное достижение дошкольника - это когда он научился складывать в уме числа из десятка. Но на этом не стоит останавливаться, ведь это только первый этап устного счёта.

Учимся считать до 20

Когда ребёнок научился считать десятки, то он может перейти к более сложным понятиям. При этом необходимо время от времени закреплять и проверять пройденный материал. Перескакивать не рекомендуется, даже если на изучение вы потратите 1 неделю.

Схема действий:

1. Выучите названия чисел второго десятка.
2. Подготовьте набор одинаковых кубиков.
3. Предложите малышу выложить в ряд 10 предметов (слева направо).
4. Объясните, что 10 – это десяток, назовите его «дцать».
5. На первый ряд кубиков выложите ещё один. В итоге вы имеете – 11 или 1+ «дцать».
6. Потом положите 2, 3, 4 предмета на «дцать». Получается 3 на «дцать», 4 на «дцать» и т. д.

Методика устного счёта до 100

Если ребёнок хорошо усвоил образование чисел до 20, то он быстро поймёт, как считать двузначные числа до 100.

Алгоритм действий:

1. Это занятие начинается, как и предыдущее. Ребёнок выкладывает 10 кубиков, которые называются десяток или «дцать».

2. Рядом с первым рядом поставьте второй из такого же количества предметов. Назовите его 2 + «дцать», 3 + «дцать».

3. 40 и 90 отложите на потом, объяснив это тем, что эти круглые цифры имеют другое название. Расскажите, что десяток всегда заканчивается 0, поэтому число круглое, а также, что к нему добавляют цифры 1, 5, 8 и т. д.

4. 50, 60, 70, 80 ребёнку будет просто запомнить. Поинтересуйтесь у малыша о том, сколько десятков в 50. Чтобы ему было проще запомнить, пусть он скажет первую цифру и добавит «десят», так получается пятьдесят. Когда дошкольник разберётся в принципе образования десятков, спросите о том, сколько десятков находиться в 60, 70, 80.

Считаем до 20 без перехода через десяток

Перед обучением счёта по этой методике малыш должен понимать, что такое десятки и единицы в двузначном числе, и отличать понятия «лево – право».

Инструкция по обучению:

Достаньте набор кубиков, попросите кроху выложить ряд из 10 предметов.
Затем поставьте на первый ряд ещё 2 кубика (слева направо). В итоге получилось 12.
По этому же принципу сложите 15.
Объясните ребёнку, как быстро построить 12 и 15. Добавьте 1 + 1 десяток, в итоге вы получаете 2 десятка или двадцать.
Добавьте единицы, например, 2 + 5 = 7, то есть 27 (двадцать и семь).
Предложите ученику пересчитать кубики, чтобы проверить, действительно ли там 27 штук.
Для закрепления знаний пробуйте разные варианты, чтобы дошкольник понял принцип.

Так вы освоите сложение, после которого можно приступать к вычитанию по тому же принципу. Через 10 можно переходить только после того, как ребёнок полностью усвоил материал с числами от 10 до 100.

Правила устного счёта с переходом через десяток

Для следующих упражнений рекомендуется использовать таблицу, которая показывает состав числа. Это необходимо, чтобы ребёнок понял, как получить 1 цифру разными методами (например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8 + 0). Если малыш не умеет быстро считать, не освоил сложение и вычитание в пределах десятка, то он не решит более сложные задачи.

Родители должны объяснить маленькому ученику, что число нужно разложить на 2, чтобы получилась цифра 10, а потом прибавить остаток. Наглядный пример поможет запомнить это правило.

Усвоить этот урок малышу поможет следующая задача:

1. Предложите малышу узнать, сколько будет 18 + 6.
2. Объясните, что 18 – это 10 и 8.
3. Запишите по-другому (10 + 8) + 6.
4. Поинтересуйтесь у вашего ученика, сколько от 6 не хватает до 10, чтобы прибавить к 8.
5. Если малыш замешкается, то предложите ему воспользоваться таблицей «Состав чисел». Это поможет ему ответить, что не хватает 2.
6. Потом запищите 6 по-новому (2 + 4). Теперь задача выглядит следующим образом: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Отсюда: 2 десятка + 4 единицы = 24.

Когда дошкольник усвоит сложение, объясните ему вычитание по этому же принципу. Чтобы ученик не терялся и быстрее ориентировался, напоминайте ему о таблице «Состав чисел» .

Родители интересуются вопросом о том, как научить ребенка считать примеры, чтобы лучше усвоить состав чисел. Чтобы достигнуть этой цели, нужно постоянно тренироваться между занятиями. Например, расставьте 3 тарелки на столе слева, а потом ещё 3, но уже справа, поинтересуйтесь у малыша о том, сколько предметов на столе. Через некоторое время поставьте 2 тарелки справа и 4 слева и т. д.

Устный счёт в 1 классе

Когда ребенок идёт в 1 класс, у него формируется основа будущих знаний. В этот период малыш меняет деятельность, но как прежде хочет познавать всё в форме игры. Он примеряет на себя роль ученика и формирует навыки самоорганизации. Ребёнок должен научиться планировать свою работу, оценивать поступки, общаться с однолетками и учителями.

Много времени первоклассникам нужно уделить самостоятельной работе. Чтобы научить детей устному счёту и закрепить полученные ранее знания, учителя применяют следующие методики с игровым уклоном:

Кубики Зайцева – это отличный способ для первоклашки научиться быстро считать. Дети с интересом участвуют в игре с применением кубиков и в то же время получают основные знания. Во время занятий педагоги используют таблицы, благодаря которым ученики легче усваивают материал и обучаются простым арифметическим действиям. Как упоминалось ранее, этот метод часто применяют родители для обучения дошкольников устному счёту. Кроме набора кубиков Зайцева в комплект входит обучающее пособие и диск с песнями. Так ребёнок легче и быстрее приобретает новые знания.

Методика Г. Домана . Во время уроков используются специальные карточки, на которых нарисованы точки. С помощью карточек у ребенка развивается зрительная память, и он учиться считать количество предметов.

Педагоги используют разные методики для обучения устному счёту, поэтому родителям рекомендуется заранее ознакомиться со школьной программой. Это необходимо, чтобы малыш достигнул высоких результатов во время уроков. Учить ребёнка математике с применением разных методов не рекомендуется.

Учимся считать во 2 классе

Следующий важный период – это поступление во 2 класс. Многие учителя проводят уроки чисто по школьной программе и не уделяют особого внимания процессу обучения детей. Поэтому часто ученики просто заучивают простые арифметические действия (сложение, вычитание), не понимая, как из одного числа получается другое. Чтобы ваш ребёнок понимал, как это происходит, рекомендуется соблюдать последовательность действий и время от времени тренировать память. Только в таком случае он сможет без труда считать двузначные числа устно.

Если ребёнок получает плохие оценки по математике, то родители должны заниматься с ним в домашних условиях. Для дополнительных занятий можно использовать следующие примеры:

Предложите школьнику сложить в уме двузначные числа, например, 20 + 24. Чтобы облегчить задачу можно разделить второе число на 2 и 4. Старайтесь тренировать зрительную память вашего чада во время выполнения повседневных дел.

Предложите ребенку выполнить сложение, например, 50 + 45. Если у него не получается, то предложите решить задачу в обратную сторону. Для этого округлите меньшее число до ближайшего десятка: 50 – 50. А потом просто отнимите лишнюю часть: 100 – 5 = 95.

Регулярно тренируйте школьника складывать и вычитывать простые числа. К примеру: 2 + 2 или 2 + 3. Потом слегка усложните задание: 3 + 6 = 9, 10 – 3 = 7, 10 – 9 = 1. Если ребёнок без труда будет решать такие задачи, то арифметические действия с двузначными и трёхзначными числами ему будут под силу.

Если ваше чадо обладает богатой фантазией, то предложите ему пересчитать предметы или животных в уме. Важно иметь индивидуальный подход к своему ребёнку и подбирать методику, согласно его интересам.

Тренировки для развития устного счёта

Чтобы развивать способности к математике, тренируйте память ребёнка независимо от того, где вы находитесь:

Занятия можно проводить даже во время прогулки. Сделайте вид, что вы забыли, как считать, и попросите у малыша сказать сколько животных или птиц возле дома.

Чтобы научить кроху сложению и вычитанию через десяток, поиграйте дома в кафе или магазин. Добавляйте к 10 рублям 1, 2 или 5 рублей, так ваш малыш поймёт, что состав числа 15 – это 10 и 5, а 20 – 10 и 10 и т. д. Вырежьте из картона бумажные карточки и кружки, это и будут ваши купюры и монеты. Нарисуйте на них 1, 2, 3, 4 и другие числа, которые можно добавлять к 10.

Также можно поиграться в школу, при этом ваше чадо будет выступать в роли учителя, а вы будете учеником. Решайте простые арифметические задачи, но иногда ошибайтесь, чтобы во время проверки «учитель» исправлял вас. Если ребёнок сам ошибся, то подскажите ему, но не высмеивайте кроху. Для проверки правильности задачи используйте различные предметы: кубики, яблоки, счётные палочки и т. д.

Правильно складывать числа в пределах 20 помогут специальные пособия, счётные палочки, кубики. Чтобы выучить числа от 0 до 100 используйте метр для шитья. Ребёнок увидит все числа, и поймёт, что то, которое левее, меньше того, что справа (например, 13 меньше за 15).

Познакомьте кроху с понятием «плюс» и «минус» после того, как он усвоил правила сложения и вычитания до 10.

Во время решения задачи объясняйте каждое слово, чтобы малыш понял все условия. Для этой цели можно использовать специальные учебники или придумывать задачки самостоятельно.

Если у вас возникли осложнения, то обратитесь к репетитору. При этом важно, чтобы учитель разбирался не только в математике, но и в детской психологии. Он должен наладить контакт с маленьким учеником и расположить его к лёгкому усвоению материала.

Проводить уроки в форме игры. Не используйте во время занятий скучные задачи и невыразительные картинки.

Приводите простые примеры, используйте понятные ребёнку персонажи для счёта. Малыш должен знать, какое животное изображено на предмете, например, кот, собака подходят для этого, а дикобраз – нет. Это обусловлено тем, что многие детишки не узнают это животное и отвлекаются от упражнений. Также можно использовать картинки с фруктами, например, яблоко, груша. От киви, папайи тоже лучше отказаться.

Математические игры помогают развивать навыки устного счёта. Для этой цели можно использовать домино, лото, лабиринт, по которому путешествуют с помощью фишек или кубиков. Карточки для игр можно сделать своими руками.

Объясняйте ребёнку, как важно уметь считать во время выполнения повседневных дел. Предложите ему пересчитать ступеньки в доме, стулья возле стола, машины определённого цвета. Во время похода в супермаркет попросите подать его 1 пакет кефира, 2 булочки и т. д. Положите в корзину 4 банана и спросите малыша, сколько будет бананов, если добавить ещё 1.

Как можно чаще тренируйтесь между делом. Например, во время сервировки стола проговаривайте сколько тарелок и вилок вы кладёте на стол. Предложите малышу пересчитать посуду, так как вы не уверены в своей правоте. Тогда ребёнок поймёт, что количество посуды на столе может быть разным.

Проводите занятия регулярно и настойчиво. Каждый день тренируйтесь, придумывайте задачи с интересным сюжетом, чтобы вашему чаду было интересно.

Таким образом, научить ребёнка устному счёту не так уж сложно, главное отнестись к этому ответственно. Проявляйте терпение, любовь к вашему малышу, и непременно хвалите его за достижения. Тогда он будет с нетерпением ждать ваших занятий и развивать свои навыки ежедневно.

С поступлением в начальную школу происходит смена основной деятельности ребенка: все большее время у него теперь занимают учебные действия. Большое внимание в этот период начинает уделяться обучению устному счету. И в этом вопросе действия педагога и родителя должны быть едины: если от ребенка на уроке требуется умение считать в уме, а дома этот процесс не контролируется, то навык будет формироваться очень долго.

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют , так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

  1. Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.
  2. Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
  3. Постоянные тренировки , которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

Методика Зайцева

Позволяет воспитать ребенка логически думающего, умеющего анализировать информацию и обобщать ее, выделять существенное. Ученикам 1-2 класса эти пособия помогут разобраться в арифметических действиях с числами.

Для изучения математических приемов понадобятся специальные карточки («Стосчет») с числами 0 – 99 и таблицы, наглядно показывающие состав чисел (закрашено нужное число ячеек).

Сначала ребенок знакомится с числами первого десятка, определяет состав его числа, а затем переходит к арифметическим действиям с изученными цифрами.

Видеоурок с детьми по своей методике проводит Зайцев Н.А.

Работа ведется с цветными кубиками и коробками с ячейками, где могут поместиться 10 кубиков . С помощью набора детям объясняют понятия «состав числа» и «десяток» и обучают навыку устного счета.

Даже сообразительный ребенок порой может не понимать самых простых вещей. Это не говорит о его непонятливости или несмышлености, скорее всего это свидетельствует об отсутствии интереса.

Ведь дети могут воспринимать информацию и запоминать ее только тогда, когда она вызвала в них эмоциональный отклик. Яркие положительные эмоции дети испытывают во время интересной игры, поэтому обучение навыку счета в уме лучше проводить в игровой деятельности.

Например, дети представляют, что кубики – это гномики, а коробка – их домик. В домике было 2 гномика, к ним в гости пришло еще 3. Наглядно демонстрируется задача, закрывается крышка коробки и задается вопрос: «Сколько гномиков стало в коробке?». Чтобы ответить на поставленный вопрос, детям придется посчитать в уме, без опоры на кубики.

Постепенно задачи усложняются, дети учатся складывать и вычитать с переходом через десяток, а потом и двузначные числа.

Видео сюжет расскажет об обучении детей по методике Сергея Полякова

Алгоритмы

Быстро найти результат в уме поможет знание простых арифметических правил и закономерностей:

  • Чтобы вычесть 9 , можно сначала вычесть 10, а затем прибавить 1. Аналогично вычитают числа 8 и 7, только потом прибавляют 2 и 3 соответственно.
  • Числа 8 и 5 складывают так: сначала к 8 прибавляют 2 (чтобы получилось 10), а затем – 3 (5 – это 2 и 3). Аналогично решают все примеры на сложение с переходом через десяток.

Для сложения двузначных чисел подойдут алгоритмы:

27+38=(27+40)-2=65
27+38=(20+30)+(7+8)=50+15=65

В первом случае второе слагаемое округляется до десятков, а затем вычитается прибавленное число. Во втором — сначала складываются разрядные слагаемые, а затем – результаты.

При вычитании удобно округлять вычитаемое:

Тренировки

Для тренировки можно использовать специальные компьютерные программы или игры:

  1. «Магазин» . Ребенок может играть роль, как продавца, так и покупателя, все подсчеты должны проводиться в уме. Цены на товары устанавливаются в зависимости от способностей ученика.
  2. «Веселый счет» . Взрослый кидает ребенку мяч и называет пример, на который нужно дать ответ. Таким образом, воспитывается счет на автомате.
  3. «Цепочки» . Дается цепочка примеров, детям нужно найти конечный результат, не записывая промежуточные результаты вычислений.

Если ребенок будет регулярно считать в уме, то этот навык будет развиваться. Такие занятия будут хорошей базой для и с трехзначными числами.

Видео сюжет расскажет, как научить школьника быстро считать в уме — не ментальная арифметика

Чтение, письмо, счет – базовые навыки, необходимые для овладения ребенка знаниями, поэтому вырабатывать их нужно с раннего детства, а не ждать, когда малыш пойдет в школу. Научив кроху читать, писать и считать, вы значительно облегчите ему жизнь в учебном заведении. Одной из самых сложных задач может стать обучение счету, но не стоит пугаться и опускать руки при неудачах: главное – терпение и труд.

Особенности обучения

Внимание маленького ребенка трудно сосредоточить на чем-то серьезном. Начинать обучение следует в игровой форме, чтобы заинтересовать кроху. Необязательно садиться с малышом за стол, как за школьную парту. Учиться можно по-разному: двигаясь, сидя на полу, даже прыгая на месте.

С детьми дошкольного возраста можно приступать к более серьезным, требующим сосредоточенности занятиям. Время, уделяемое счету, также может увеличиться. К примеру, с малышами заниматься желательно по 10 минут около трех раз в день. С дошколятами – по 20 (в лучшем случае 30 минут).




  • Создайте благоприятную атмосферу. Криками вы ничего не добьетесь, только отобьете у малыша охоту учиться. В этом деле важными факторами являются терпение и спокойствие.
  • Подключайте к обучению окружающие предметы, покажите ребенку, что умение считать жизненно необходимо. Считать можно тарелки на столе, пролетающих в парке птичек, детей на площадке, фрукты, машины, игрушки, ступеньки в подъезде и многое другое.
  • Не требуйте от маленького ребенка больше, чем он может. Все дети индивидуальны в своем развитии, к каждому новое умение приходит в свое время.

Если у малыша не получается, не раздражайтесь. Подождите, вернитесь к заданию через какое-то время (например, через неделю, месяц).




  • При обучении старайтесь соблюдать три этапа. Сначала дайте малышу привыкнуть к названиям, терминам, самому процессу. Потом добивайтесь того, чтобы он понял суть изучаемого. Простое заучивание нерационально, необходимо, чтобы ребенок учился понимать, осознавать сущность каждого явления. Когда информация понята малышом, он может ее пересказать и объяснить, тогда можно переходить к запоминанию.
  • Не забывайте, что при знакомстве с математикой стоит обращать внимание не только на счет. Учите также кроху распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, чтобы он мог показать, где «верх», «низ», «право», «лево». Примерно к трем годам малыш должен уметь определять, какой предмет короче, длиннее, выше, ниже, в каком направлении он идет.





Учитывая возраст

Дети учатся чему-то новому гораздо легче, чем взрослые. Потребность получать новые знания возникает у малышей уже к двум годам. Свежая информация малышам дается без усилий, поэтому они быстро учатся каким-то действиям. Но при обучении счету следует учитывать возраст ребенка:

  • Начинать учить считать можно в 2 года. В этот период дети способны освоить счет от 0 до 3. К 2,5-3 годам можно обучить счету до 10. Все это необходимо делать с наглядными пособиями, предметами, подручными средствами (например, используя кубики, палочки).





  • В 3-4 года ребенок способен научиться считать до 20. На этом этапе еще нужна наглядность: стоит использовать карточки с цифрами, предметами, которые нужно посчитать.
  • Если у малыша математический склад ума, в 4-5 лет он может научиться считать до 100. Главное - объяснить принцип формирования чисел из цифр. Не стоит отчаиваться, если в этом возрасте вашему ребенку не дается счет с десятками. Возобновить обучение можно в 6 лет.
  • В возрасте 5-6 лет нужно переходить от наглядности к счету в уме. В этот период ребенок должен научиться считать без помощи палочек, пальчиков, карточек. Нужно тренировать обратный счет, а также называть цифры в хаотичном порядке.

Сложение и вычитание

Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.

Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.



Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.

Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями. Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь.

Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить состав числа. Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно считать в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.

Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше. Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Нельзя упускать возможность просить малыша посчитать в уме. Это можно делать когда угодно, где угодно и с чем угодно: считать можно дома, скамейки, цветы, стулья.




Влияние на развитие

В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав развивают память .


Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь. Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять.

Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».

Быстрые методики

Обучение следует производить постепенно. Сначала нужно выучить числа от 0 до 10. Но и это бывает малышу сложно. Поэтому раздробите десятку, к примеру, на две пятерки и учите поэтапно. Для обучения можно использовать различные методические пособия, подключать занимательный материал (игры, сказки, считалки), делать уроки веселыми, избегая нудных заучиваний.

Дома можно с легкостью разнообразить учебный процесс:

  • учите считать на пальцах;
  • выбирайте задания в форме игр;
  • подключайте считалки;
  • показывайте картинки, спрашивая, какое количество тех или иных предметов изображено;
  • просматривайте с малышом развивающие передачи;
  • учите с ребенком стихи, сказки с количественными и порядковыми числительными;
  • постоянно считайте все, что попадается на пути.


Предлагаются следующие методики и правила обучения дошколят счету. Вы можете выбрать наиболее подходящий для своего ребенка метод. Лучше комбинировать несколько.

Методика Сергея Полякова

По этой методике начинать учить ребенка счету нужно тогда, когда тот проявляет интерес. Как только родители заметили, что малыш интересуется числами, следует начинать обучение. Не позже. Сергей Поляков не советует использовать метод обучения счету, при котором нужно прибавлять по единице. Это тормозит учебный процесс, мешает ребенку развиваться.

Он не рекомендует начинать обучение со счета на палочках, пальцах и по линейке. Это также не способствует интеллектуальному развитию. По Полякову занятия базируются на обучении устному счету. Сначала малыш перечисляет все, что попадается ему на глаза (игрушки, книжки, ступеньки), затем пробует считать про себя, в том числе складывать и вычитать.



На первом этапе ребенок работает с числами в пределах 10. Для решения несложных примеров в уме малышу нужно запомнить состав чисел. На втором этапе ребенок решает примеры уже с двузначными числами. При этом он не извлекает из памяти готовые решения, как это происходит на первом этапе, а приходит к пониманию и запоминанию способов сложения и вычитания.

При обучении ребенок должен усвоить понятия «больше», «меньше», «поровну». Уроки по методу Полякова сопровождаются различными играми. Например, на первом этапе используют кубики и игры с ними «Приставляем цифры к кубикам», «Гномики в домике», «Подели пополам». Можно использовать другие.


Методика Петерсон

Методика Людмилы Георгиевны Петерсон учит детей мыслить логически. Метод не исчерпывается обучением счету, он включает в себя много интересных игровых заданий, развивающих смекалку. Данная методика пользуется популярностью в дошкольных учреждениях и в начальном звене школ. Система обучения представляет собой цикл, который называют «принципом слоеного пирога».

Традиционные методики обучения придерживаются линейной концепции: в первом классе изучаем сложение и вычитание, во втором – таблицу умножения, деление и умножение, в третьем – дроби и так далее. Получается, если ребенок долго проболел во втором классе и упустил основные моменты темы, нагнать их будет трудно. Следуя данной методике, каждый год изучается одно и то же, но с разной глубиной сложности. Несколько лет подряд темы повторяются, при этом каждая снова и снова предстает в новом аспекте.

Эта система подразумевает большое количество игр. Малышам, например, нравится числовой луч. Перед крохой стоит задача: узнать, сколько будет 3+2. Ребенок встает на отметку 3, делает два шага вперед (нужно прибавить) и останавливается на отметке 5. Если нужно вычесть, ребенок делает 2 шага назад. Так малыш постепенно запоминает состав однозначных чисел.

В домашних условиях можно развивать логику малыша, играя. Прокладываете ряд кубиков: 2 красных-2 синих, 2 красных-2 синих. Говорите ребенку продолжить ряд так, чтобы последовательность не нарушалась. Если кроха берет вместо красного кубика, к примеру, желтый, подсказываете, что так ряд меняется, а он должен сохраниться.

Еще одна интересная игра. Рисуете на листе бумаги большой синий квадрат. Даете малышу задание – нарисовать фигуру, отличающуюся от вашей только по одному признаку. Ваше чадо рисует маленький синий квадрат. Затем вы изображаете маленький синий круг. Он – маленький желтый круг. И так до бесконечности, пока не надоест.

Уместно использовать задания с определением большего и меньшего количества предметов. В двух квадратах, расположенных друг против друга, нужно нарисовать, к примеру, сердечки – 6 и 5. Малышу нужно определить, где больше. Конечно, он сразу кинется считать сердечки. Но можно показать ему другой способ.

Покажите, что сердечки объединяются в пары: одно сердечко из левого квадрата соединяете линией с сердечком из правого квадрата. В том квадрате, где сердечко осталось без пары, их больше. Здесь же можно ввести знаки «больше» и «меньше». Бывает, что времени не хватает, чтобы заниматься с малышом и самому рисовать ему задания.

По данной методике выпускается много печатных тетрадей с интересными задачками, которыми можно занять ребенка.

Обучение по Зайцеву

Николай Александрович Зайцев разработал несколько игр и наборов наглядных материалов, облегчающих обучение математике. Например, игра «Сто счет». В нее входит набор карточек с числами в передах 100. Данная игра поможет развить ребенка.

На каждой карточке изображено одно число. Помимо чисел изображены геометрические фигуры в количестве десятков и единиц числа. Например, число 75. Под семеркой изображается ряд из семи прямоугольников, в каждом из которых по десять палочек (7 десятков), а под пятеркой – 1 с пятью палочками (5 единиц).



Постепенно ребенка нужно знакомить с каждой карточкой, можно расположить их на стене в детской. По этим же карточкам можно учиться складывать и вычитать. В методику Зайцева входят также такие игры как «Мне в сотне тесно» (изучение чисел до тысячи), «Платоновы тела» (геометрические умения), «Тысяча плюс» и др.

Школа Соробан

Ментальная арифметика Соробан – школа устного счета в уме. Это именно официальные учреждения, расположенные в нескольких городах России, обучающие детей по данной программе. Школа Соробан строит занятия так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. При этом формируют различные навыки и умения:

  • речь;
  • воображение;
  • образное мышление;
  • аналитическое мышление;
  • память;
  • творческие способности;
  • внимание;
  • интуицию.







Обучение происходит на счетах. Делается акцент на том, чтобы увидеть и запомнить картинку в движении. Затем ребенок сам создает движущиеся образы, придумывает ассоциации. Эта методика создает условия к быстрому восприятию информации, учит синтезировать и анализировать информацию, способствует быстрому счету в уме.




По этой программе могут заниматься дети от 5 до 11 лет.

Техника работы школы Соробан строится по трем основным принципам:

  • регулярность;
  • увлекательный процесс обучения;
  • сильная мотивация.

До недавнего времени методика школы Соробан хорошо работала только с одаренными детьми. С ребятами среднего уровня развития занятия не срабатывали, казались слишком трудными.

В последние годы школа разработала программу, подходящую не только для «вундеркиндов», но и для деток со средними способностями, что позволяет им научиться чему-то большему, развить средние способности до высоких результатов.


Многие дети, начиная с раннего возраста, интересуются цифрами и счетом.

Сначала ребенок осваивает порядковый счет - первые шаги в этом направлении многие дети начинают делать в 2-2,5 года. Чуть позже, в 3-3,5 года можно научить его обратному счету. Это тоже важный навык, который понадобится чуть позже для обучения сложению и вычитанию.

Следующий этап наступает в возрасте 3,5-4 года. В это время малыш может научиться совершать простые арифметические действия в пределах 5, несколько позже и до 10. Однако в этом возрасте абстрактное мышление у детей еще не развито, они не умеют оперировать числами в уме, обобщать и делать выводы, поэтому очень важно, чтобы обучение счету происходило на предметах, которые можно увидеть и потрогать.

И, наконец, сложение и вычитание в уме дети способны освоить лишь после 5-6 лет. Все эти цифры весьма условные, они представлены для ориентира и в каждом конкретном случае могут отличаться в ту или иную сторону. Важно смотреть на потребности ребенка, следовать за его интересом, не опережая время, чтобы обучение было осмысленным, а не механическим.

Помимо порядкового счета, ребенок осваивает понятия «больше-меньше-ровно», «сначала-потом», «было-стало». Все это легко сделать в быту, во время обычных домашних дел и прогулок.

Как научить ребенка порядковому счету

Этот этап проходит у всех детей довольно легко, зачастую интерес к счету появляется у детей достаточно рано, уже в возрасте около двух лет малыш может показывать пальчиком и считать вслед за мамой «Один, два, три…». Конечно, это еще совсем не осмысленный счет, осознанность придет несколько позже.

Однако, первые семена закладываются уже в этом возрасте. Обычно маленькие дети начинают свое осмысленное знакомство с числами с понятий «один» и «много». Числа связываются с количеством предметов не сразу, но постепенно приходит понимание: не просто «три», а «три яблока».

Через движение запоминание происходит гораздо лучше, поэтому можно, например, прыгать с малышом в классики на улице, поочередно считая клеточки. Или считать ступеньки при выходе на улицу: сначала вниз, потом возвращаемся домой - считаем вверх.

Можно считать птичек, пальчики на руках, проезжающие машины, вагончики у игрушечного паровозика, детали конструктора - словом, весь окружающий мир в этом случае сплошное наглядное пособие. Очень хорошо петь вместе песенки-считалочки или читать небольшие стихотворения, где есть порядковый счет. Постепенно ребенок запомнит числа и будет считать уже самостоятельно.

Разделите с ним кубики и посчитайте, у кого больше, а у кого меньше. А теперь давай поделим поровну?

Как научить ребенка складывать до 10

После того, как порядковый счет хорошо освоен, можно приступать к обучению сложению. Обычно складывать детям намного легче, чем вычитать.

Читайте также:

Можно осваивать сложение на любых подручных предметах - мелких игрушках, конфетах, фруктах или счетных палочках. Многие дети любят перебирать костяшки на разноцветных счетах, заодно это тренирует мелкую моторику.

Для начала научите ребенка оперировать числами в пределах 5, прибавляя по одному. Вот у нас одна конфета, положим к ней еще одну - сколько всего получилось? А если добавить еще одну?

После того, как ребенок освоил более простой счет, можно слегка усложнить задание: к двум прибавить две, или к трем две. Как только малыш хорошо научился складывать в пределах 5, можно предлагать ему складывать в пределах десятка.

Попутно учим ребенка определять состав числа. «Вот лежит три яблока, а мы ждем в гости пять человек. Сколько нам нужно еще добавить, чтобы на всех хватило?». Поначалу малыш будет последовательно пересчитывать каждое яблоко, но постепенно он научится заранее считать их количество. Важно, чтобы со временем ребенок освоил все способы получения чисел в пределах 10.

Как научить ребенка вычитать до 10

После того, как сложение более-менее освоено, можно переходить к вычитанию. Для этого нужно объяснить ребенку, что вычитание - это обратное действие, противоположное сложению.

Принцип точно такой же, как и в сложении: наглядно показываем на предметах: если у нас было 3 апельсина, а 1 мы съели, сколько осталось? Для качественного закрепления материала апельсин можно тут же и съесть. А потом посчитать оставшиеся. Постепенно число предметов увеличивается и переходим к более сложным примерам.

Дети очень любят игру «Посмотри, чего не хватает?». Она тренирует память и заодно обучает вычитанию. Было 6 игрушек, 3 я спрятала. Сколько осталось? Каких не хватает?

Как научить ребенка считать в уме?

К сложению и вычитанию в уме стоит переходить уже после того, как ребенок достаточно хорошо освоил наглядный счет.

Еще одна важная деталь - на первых порах ребенку будет легче прибавлять большее к меньшему, потом слагаемые можно менять местами.

  • Обучение должно проходить ненавязчиво, в веселой игровой форме. Самое главное, чтобы малышу было интересно. Не стоит нервничать и торопить время: кто-то учится очень быстро, кому-то требуется больше времени. Если у малыша что-то не получается, он не понимает - вернитесь на шаг назад, предложите более простой пример. Не давите на ребенка, если у него нет желания заниматься: лучше немного оставить его заинтригованным, нежели продолжать навязывать занятие, когда он уже не в состоянии удерживать внимание.
  • Не нужно заниматься, если ребенок или вы устали или у вас плохое настроение. На пользу это точно никому не пойдет.
  • Как показывает практика, ребенку гораздо интереснее складывать и вычитать там, где ситуация тесно связана с реальной жизнью, ему нужно понимать, зачем считать. Если мы ждем гостей, правильное ли количество приборов лежит на столе, всем хватит? Или сколько нужно взять угощения, чтобы у всех получилось поровну?
  • Очень полезно играть с детьми в разнообразные игры, в которых нужно считать. Домино, лото, всевозможные «бродилки» с бросанием кубика и фишками, другие настольные игры.