Лучший крем после депиляции замедляющий рост волос. Средство для замедления роста волос после эпиляции

Часто имеют разногласия, и от этого возникают конфликты.

Рассчитывать на то, что между строящейся парой не будет возникать конфликтов и ссор - глупо, но, раз их нельзя избежать, то научиться погашать конфликты в семье вполне можно.
При этом надо понимать, что погасить конфликт - это не значит разрешить конфликт и, тем более, не значит найти истину.

Однако, прежде, чем искать правую точку зрения, надо уметь погашать конфликт, чтобы снизить агрессию, и уже в спокойной обстановке выяснять: кто прав, кто виноват или это тот случай, когда правы оба.

К сожалению, абсолютное большинство людей в спорной ситуации склонны к агрессивному поведению. Поэтому так часто любая, даже незначительная конфликтная ситуация, может закончиться сильнейшим скандалом.

Конечно, часто это связано с простым эгоистичным желанием отстоять свою позицию, невзирая ни на что, но, если Вы всё-таки цените свои отношения и хотите им добра, то надо стараться находить истину, а не тянуть одеяло на себя.

При этом надо не просто стараться уйти от конфликта, надо уметь правильно его погашать, так как многие не стараются погасить конфликт, а стараются уйти от него. Это - большая ошибка, которая зачастую вызывает лишь новую порцию злости и агрессии у партнёра. А всё потому, что уход от конфликта зачастую расценивается, как неуважение и игнорирование насущной проблемы.

Как погасить конфликт в семье

На самом деле, просто сказать себе: «Теперь я не буду больше агрессивным, и буду стараться не ругаться» - просто, сложно это осуществить. И мы можем себе это обещать вновь и вновь, каждый раз ссорясь, и обижаясь друг на друга.

Всё это может быть бесконечно или, по крайней мере, пока Вы не разругаетесь окончательно.

Таким образом, для того, чтобы быть готовым погасить конфликт, надо понять, что для Вас главное: Ваши отношения или доказать свою субъективную истину?

Когда для Вас ваши отношения с партнёром станут самым важным, тогда Вы с лёгкостью начнёте следовать правилам погашения конфликта в семье.

Итак, существуют три правила погашения конфликтов в семье.

Первое. Принятие.

Правило принятия означает, что Вы принимаете за партнёром право делать, говорить и думать то, что он считает нужным. Это право он заработал простым фактом своего рождения.

Он – личность, и имеет право высказывать и делать то, что считает нужным, даже если это поведение агрессивное. Если оно не угрожает вашей жизни и здоровью, значит, он имеет на это право.

Второе. Наблюдение.

При этом позиция наблюдателя означает, что Вы не вовлекаетесь в конфликт, а просто слушаете, вникаете и стараетесь понять, что до Вас пытаются донести.

Правило. Доверие.

Суть этого правила в том, что Вы доверяете себе и своим убеждениям. Это даёт Вам возможность доверять партнёру и тому, что его точка зрения тоже может быть правильной.

Каков же результат, если соблюдать эти правила?

Соблюдая эти правила, Вы сможете оставаться спокойной и рассудительной, а это - основа для разрешения любых конфликтов .

Вы с лёгкостью сможете не просто искать компромиссы с партнёром. Вы так же спокойно сможете принять его позицию, либо, наоборот, склонить на свою сторону.


Поставь свою оценку

(5 проголосовало)




Большинство руководителей на вопрос об их отношении к конфликтам в коллективе ответят, что последние нежелательны для управленца и организации. Однако можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны: подобные столкновения, отражающие на уровне личностей, социальных групп и коллектива в целом принцип борьбы противоположностей, помогают учреждению развиваться. Каковы причины возникновения разногласий и способы их устранения?

Сегодня каждое учреждение стремится к повышению результативности деятельности, а для этого, в частности, необходимо выполнить в отношении кадрового состава ряд действий: наладить рабочий процесс, грамотно подобрать коллектив и обеспечить отсутствие в нем разногласий и психологической напряженности. Именно поэтому важно не допускать или сводить к минимуму конфликтные ситуации в учреждении. Если такое недостижимо, целесообразно использовать конфликт как инструмент управления, добиваясь с его помощью положительных результатов.

Классификация конфликтов

Существует множество классификаций конфликтов. Основаниями для сравнения здесь могут быть источник конфликта, форма его выражения, способ разрешения, тип взаимоотношений при конфликте, последующий социально-психологический эффект и т. д. Рассмотрим некоторые ключевые характеристики подобных столкновений.

По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К первому виду относят разногласия, при которых задействованные в них лица не находятся в подчинении друг у друга. Соответственно, второй вид охватывает сотрудников, включенных в вертикальную иерархию. Третий вид объединяет черты первых двух. По оценкам психологов, на конфликты, имеющие вертикальную составляющую (то есть на вертикальные и смешанные), приходится доля в 70 — 80%.

По своему значению конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). От первых уходить нельзя, а вот от вторых — нужно.

По характеру причин различаются объективные и субъективные конфликты. Первые зачастую разрешаются конструктивно, вторые — деструктивно.

Также конфликты классифицируются как официальные (формальные) и неофициальные (неформальные), что, как правило, связано с организационной структурой учреждения. Здесь и проявляется «горизонтальность» или «вертикальность» разногласий.

В свою очередь, социально-психологический эффект от конфликтов может быть следующим:

— развивается и активизируется каждая из конфликтующих личностей и группа в целом;

— самоутверждается или развивается одна из конфликтующих личностей (или группа) и подавляется, ограничивается другая личность (группа лиц).

С точки зрения социального взаимодействия конфликты бывают межгрупповыми, внутригрупповыми, межличностными и внутриличностными.

В первом случае сторонами являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу (например, рядовой и административный персонал). Социально-психологические исследования показывают, что своя группа в любой ситуации выглядит лучше другой. В этом и заключается источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают социальные психологи: Если нужно снять межгрупповой конфликт, следует уменьшить различия между группами (к примеру, обеспечить отсутствие привилегий, справедливую оплату труда).

Вторая ситуация чаще всего возникает в слабо сплоченных и ценностно-разрозненных группах. Взаимосвязи же внутри группы, проявляющиеся в свободе и открытости коммуникаций, взаимной поддержке, дружелюбии и доверии по отношению к другой стороне, повышают устойчивость такой группы к конфликтам, помогают избежать их.

Если подобный регуляционный механизм не срабатывает, а конфликт развивается медленно, конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт прогрессирует быстро и группа по-прежнему остается разрозненной, наступают деструктивные последствия: общая неудовлетворенность членов коллектива, снижение уровня сотрудничества, сильная преданность «своим» при непродуктивной конкуренции с «другими» и пр. В этом случае другая сторона довольно часто представляется «врагом», свои цели видятся положительными, а цели «других» — отрицательными, значение придается победе в конфликте, а не решению реальной проблемы.

Третий случай (межличностные конфликты) встречается наиболее часто. Подобные разногласия возникают из-за личностных особенностей людей и их отношения к ситуации. В частности, чертами конфликтной личности являются нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, эмоциональная несдержанность, укоренившиеся негативные предрассудки и предубеждения, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности.

Основные причины конфликтов

Одним из профессиональных качеств, необходимых для руководителя, считается умение предотвращать конфликты, гасить их еще на стадии зарождения. Этому способствует понимание причин разногласий.

Так, К объективным относятся следующие причины , перечисленные в таблице.

Аспект деятельности Причины
Управление учреждением — несовершенство организационной структуры;

— нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;

— несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;

— противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику

Организация рабочего процесса — неудовлетворительная организация труда;

— нарушение режима труда и отдыха;

— низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;

— чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;

— неконкретность заданий, затрудняющая выбор средств их выполнения и ведущая к неуверенности работника в действиях

Профессионализм кадров — низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;

— несовершенство системы подбора и расстановки кадров;

— неопределенность перспектив профессионального и должностного роста

Экономическая составляющая — несовершенство системы оплаты труда и премирования;

— задержки зарплаты

Материально-техническая оснащенность — дефицит необходимых средств и оборудования;

— устаревшее и изношенное оборудование

Санитарно-гигиенические условия — неблагоприятные условия труда;

— нарушение режима работы

Работа в перечисленных направлениях позволит не только своевременно разрешить возникающие конфликты, перевести их в конструктивное русло, но и в целом усовершенствовать систему управления в учреждении.

Субъективные причины связаны с личностью самого руководителя или работников. Например, управленцы могут совершать такие действия, ведущие к конфликтам:

1) нарушение служебной этики (неуважительное отношение к подчиненным, навязывание своего мнения, невыполнение обещаний и обязательств, нетерпимость к критике, неумение правильно критиковать действия сотрудников, замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненным его обязанностей);

2) нарушение трудового законодательства;

3) несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.

Стратегии поведения в конфликте

Существует пять основных стратегий поведения при конфликте. Какую из них лучше использовать в той или иной ситуации и при определенном складе личности руководителя?

Стиль конкуренции (соперничества) подойдет для человека, обладающего сильной волей и авторитетом, не очень заинтересованного в сотрудничестве с другой стороной и стремящегося В первую очередь удовлетворить собственные интересы . Этот стиль можно использовать при следующих обстоятельствах:

— исход конфликта очень важен для руководителя и он делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

— управленец обладает достаточными властью и авторитетом, и ему представляется очевидным, что его решение — наилучшее;

— выбор при принятии решения отсутствует;

— необходимо принять непопулярное решение, и у руководителя для этого достаточно полномочий;

— в отношении подчиненных, с которыми взаимодействует руководитель, наиболее эффективен авторитарный стиль управления.

Подобный стиль не используется в близких личных отношениях, поскольку не вызывает ничего, кроме чувства отчуждения. Также стиль конкуренции неприменим в ситуации, когда человек не обладает достаточной властью, а его точка зрения по обсуждаемому вопросу расходится с точкой зрения вышестоящего руководителя.

Стиль сотрудничества подойдет в тех случаях, когда при отстаивании собственных интересов руководитель должен принимать во внимание потребности и пожелания другой стороны. Данный путь, целью которого является Разработка взаимовыгодного решения , требует продолжительной работы по урегулированию разногласий. А для этого сторонам конфликта необходимо уметь объяснять свои намерения, выслушивать друг друга и сдерживать эмоции. Иначе сотрудничество окажется неэффективным.

Применять этот стиль можно в таких ситуациях:

— требуется общее решение, причем каждый из подходов к урегулированию проблемы важен и не допускает компромисса;

— у руководителя (или учреждения) сложились длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

— основной целью является приобретение совместного опыта работы;

— стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

— необходимо объединить разные точки зрения и усилить вовлеченность сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса заключается в том, что стороны стремятся Урегулировать разногласия при взаимных уступках . Он напоминает стиль сотрудничества, однако применяется на более поверхностном уровне, поскольку стороны в чем-то уступают друг другу. Стиль наиболее эффективен в тех случаях, когда стороны стремятся к достижению своих целей, но знают, что одновременно это недостижимо. Например:

— стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковыми властью и полномочиями;

— решение данной задачи имеет для руководителя не слишком большое значение;

— управленца может устроить компромисс, поскольку нет времени для выработки иного решения либо другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

— компромисс позволит руководителю получить хоть какие-то выгоды, в противном случае можно все потерять.

Стиль уклонения обычно реализуется, когда обсуждаемая проблема не столь важна для руководителя, он Не сотрудничает для выработки решения . Этот стиль может применяться в следующих случаях:

— источник разногласий несущественен на фоне решения других более важных задач, поэтому руководитель считает, что на данную проблему не стоит тратить силы;

— управленец знает, что не может решить вопрос в свою пользу;

— недостаточно полномочий для решения проблемы желательным для руководителя способом;

— необходимо выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

— нецелесообразно пытаться решать проблему немедленно, поскольку признание и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

— подчиненные могут сами успешно урегулировать конфликт.

Не следует думать, что использование данного стиля — это всегда бегство от проблемы или уклонение от ответственности. В действительности уход от конфронтации или отсрочка в урегулировании конфликта может оказаться вполне подходящей реакцией, ведь проблема способна разрешиться сама собой или будет решена позже, но уже при наличии необходимых ресурсов.

Стиль приспосабливания означает, что руководитель, действуя совместно с другой стороной, Не пытается жестко отстаивать собственные интересы . Подобный стиль поведения наиболее эффективен в случаях, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для руководителя либо когда последний жертвует своими интересами в пользу другой стороны. Например:

— восстановление спокойствия и стабильности является более важной задачей, нежели содержание конфликта;

— предмет разногласий не важен для руководителя;

— позиция руководителя ошибочна;

— у управленца недостаточно полномочий или шансов отстоять свои интересы.

Отметим, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть назван самым лучшим. Руководителю и работникам учреждения следует пользоваться всеми моделями поведения, выбирая из них в зависимости от конкретных обстоятельств.

Конфликты в медицинских учреждениях

В учреждениях здравоохранения разногласия, как правило, Происходят не между сотрудниками, а между ними и получателями услуг . В конфликтах могут участвовать, с одной стороны, медработники и медицинские коллективы в целом, а с другой — пациенты и принимающие их сторону группы поддержки. Уровень конфликтности взаимоотношений медработника и пациента зависит от многого: квалификации медицинского персонала, материально-технической базы лечебного учреждения, качества оказываемых услуг и их стоимости (если они предоставляются на платной основе), оценки пациентом объективной (организационно-техническая и финансовая сторона) и субъективной составляющих медпомощи (например, уровень диагностики и лечения).

Конфликтное поведение зачастую присуще пациентам предпенсионного или пенсионного возраста, а также гражданам с низким уровнем дохода, ограничивающим их возможности в получении оплачиваемых (или частично оплачиваемых) видов медицинской помощи и лечении самыми современными лекарственными средствами.

Причины, вызывающие разногласия, для разных видов медицинской деятельности будут разными. В частности, в поликлинике главным провоцирующим фактором является сокращение продолжительности врачебного приема, а в стоматологической клинике — несоответствие цены и качества услуги (при платной форме ее предоставления).

Наиболее часто конфликты с пациентами разрешаются уже в стенах учреждения — на уровне врача, заведующего отделением, руководства. Однако встречается и судебное отстаивание пациентом своей позиции.

При обсуждении разногласий многое зависит от поведения медработника. С одной стороны, полное избегание конфликтов ошибочно и практически нереально. С другой стороны, при попадании в конфликтную ситуацию сотруднику необходимо помнить о ее позитивной стороне (возможности выявить проблему и усовершенствовать работу в целом) и выстраивать партнерскую модель взаимоотношений с пациентом.

Конфликты в общеобразовательных учреждениях

Участниками конфликтных ситуаций в школах являются педагоги и руководство учреждения, а также обучающиеся и их родители. Здесь можно выделить следующие виды разногласий.

1. Мотивационные конфликты возникают между педагогами и школьниками из-за того, что последние либо категорически не учатся, либо учатся без интереса, по принуждению. Основываясь на личной мотивации (ее отсутствии), такие конфликты могут разрастаться и в конечном итоге приводить к противостоянию между педагогом и обучающимся.

2. Конфликты между педагогом (родителями) и учеником, связанные С организацией обучения, особенно ярко проявляются на четырех временных отрезках. Так, при поступлении ребенка в первый класс у него происходит смена ведущей деятельности (с игровой на учебную), появляются новые обязанности. При переходе из начальной школы в среднюю ученик занимается уже не у одного педагога, а у разных учителей-предметников, добавляются новые школьные дисциплины. При обучении в 9-м классе перед учеником встает проблема выбора: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10 — 11-м классах. Наконец, в период окончания школы происходит определение будущей профессии, сдаются экзамены в вуз.

3. Конфликты при взаимодействии обучающихся между собой, учителей и школьников, педагогов друг с другом, педагогического состава и администрации школы возникают Из-за личностных особенностей конфликтующих, их установок и ценностей. Так, среди учеников распространены конфликты лидерства, а в средних классах к ним добавляются противостояния групп мальчиков и девочек. Поводы для разногласий между учителями могут быть самыми разными — от вопросов школьного расписания до несовпадения личностных установок. Конфликты между педагогами и руководством школы могут быть вызваны проблемами власти и подчинения.

Посредничество руководителя как эффективный метод разрешения конфликта

В своей практике руководители наверняка сталкивались с необходимостью улаживать конфликты. Здесь поможет специальная Техника посредничества . Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, он не присоединяется к точке зрения какой-либо из сторон, соблюдает нейтралитет относительно предмета конфликта.

Техника состоит из четырех шагов.

Первый шаг — Найдите время, чтобы поговорить . На данном этапе посредник помогает сторонам договориться о времени и месте переговоров, при этом должны выполняться следующие условия:

1) разговор должен быть длительным (два — четыре часа);

2) помещение выбирается так, чтобы исключались внешние помехи (телефонные разговоры, открывание двери и т. д.);

3) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен;

4) в процессе переговоров нельзя использовать приемы давления (заставлять другого человека уступать, сдаваться);

5) если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.

Второй шаг — Спланируйте мероприятие . В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Руководитель может выступить с вводной речью. Установка, которую он должен транслировать, заключается в том, что он не заставляет ни одного из участников конфликта полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с участниками руководитель выработает новую позицию, в которой будут учтены позитивные элементы всех конфликтующих мнений.

Третий шаг — Дайте выговориться . На данном этапе нужно выявить предмет разногласий и сформулировать проблему. Этому будет способствовать то, что стороны полностью выскажут свою позицию и выслушают чужую.

Четвертый шаг — Придите к соглашению . На этом этапе участники переговоров психологически готовы к примирению. И руководитель как посредник должен объективно вынести такое решение, которое устроит все конфликтующие стороны и приведет их к соглашению.

В заключение отметим, что на практике не существует универсального метода решения конфликтов, возникающих в организации. Действенность выбираемой стратегии напрямую зависит от самой ситуации. Поэтому результатов в устранении разногласий добиваются те руководители, которые владеют всем арсеналом стратегий поведения и своевременно меняют их в зависимости от конкретных обстоятельств конфликта.

Иногда случаются ситуации, когда все зависит от небольшого выбора, и конфликт может привести к беде! Как погасить конфликт, накал страстей в межличностных отношениях?

Эмоции человека как добро, и как зло

Часто случаются такие ситуации, когда неконтролируемые эмоции¹ порождают конфликты и навсегда портят отношения.

Когда человек не умеет управлять своими эмоциями, смотреть на вещи нейтрально, он становится рабом своих настроений. Почти у каждого в жизни происходили ситуации, когда в чувственном угаре он говорил что-то, о чем потом жалел. И ладно, если только говорил; иногда в таком состоянии можно натворить серьезных бед!

Конечно, эмоции человека — это великая сила, которая способна управлять реальностью; по сути, они — и есть энергия человека, которая движет прогрессом цивилизации и поступки.

С помощью своего эмоционального состояния можно развивать экстрасенсорные способности²: двигать предметы, передавать мысли на расстоянии и многое другое.

Но все это возможно только в том случае, если человек умеет управлять своими эмоциями: когда необходимо, можно давать им волю, а когда нет — придерживать. Лишь в этом случае эмоции способны стать конструктивной силой, силой творения, в любом другом — это хаос, который обжигает других и себя!

Зачастую происходят такие ситуации, когда раздувается маховик конфликта, который совершенно не к месту, который нужно остановить. В данной статье описан таинственный способ, как это можно сделать.

Как погасить конфликт: мистические слова для управления эмоциями!

В случае, когда неконтролируемые действия человека способны накликать беду, его нужно остановить. И сделать это не физически, а энергетически! В этом случае накал страстей спадает как резкий отлив, приводя человека в себя.

Наш мир намного более сложен и многогранен, чем принято считать. Эмоции — это энергия, которой можно управлять с помощью своей мысли и особых слов, которые особым образом структурируют эту энергию, направляют ее в нужное русло.

Чтобы погасить огонь конфликта, нужно произнести громким гортанным голосом:

«АЛАУМ-РАУМ-ОМ!»

Эти магические слова приводят неадеквата в себя. Иногда это происходит очень резко, и человек может впасть в ступор на какое-то время, возвращая себе способностью нормально мыслить.

Произнести это можно двумя способами:

  • вслух (например, находясь на расстоянии от конфликта);
  • мысленно.

В некоторых ситуациях прокричать эти слова вслух не представляется возможным, и в этом случае нужно говорить мысленно. Эффект в этом случае будет зависеть от развитости своей силы воли и намерения, силы внутреннего голоса.

Эти навыки можно развить, они полезны не только для межличностных отношений, но и для многих других сфер жизни, и вы можете найти нужные методики на нашем сайте!

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмоция - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям (Википедия).

² Узнайте особую мантру для раскрытия сверхспособностей

Наука о конфликтах

Конфликтология — это наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Она исследует конфликт всесторонне, пытаясь понять, почему люди конфликтуют, необходимо ли им конфликтовать, каковы классические темы конфликтов, как конфликтовать конструктивно, как предотвращать и гасить конфликты.

Это многих удивит, но одним из основоположников современной науки о конфликтах стал Карл Маркс. Его попытки исследовать социальные противоречия в дальнейшем продолжил американский социолог Джонатан Тернер, разработав теорию конфликта. Немецкий философ и социолог Георг Зиммель и американский социолог Льюис Козер также причисляются к родоначальникам конфликтологии.

С теоретической точки зрения конфликт понимается как столкновение сторон, мнений, сил, целей, взглядов, интересов и позиций. Разворачиваться это противодействие может в разных плоскостях (поведение, общение и деятельность) и масштабах (природа, общество, взаимодействие индивидов, внутренний мир личности). Интересно, что конфликтологией интересуются не только «очевидные» области знания и социальные науки, такие как философия, психиатрия и психология, социология, правоведение, политология, история, социобиология, военное дело и педагогика, но также искусствоведение, математика и экономика.

Единая теория конфликта

На сегодня конфликтология состоит из одиннадцати «частных» дисциплин (экономическая, политическая, юридическая и т. д.), которые исследуют конфликт с разных сторон. Сложность состоит в том, что эти «частные» конфликтологии не образуют единого универсального «свода» законов и методов решения четко очерченных проблем. Так что к конфликтологии как науке предъявляются серьезные претензии. Среди них - игнорирование такого значимого социально-психологического направления, как «социальный сетевой анализ» (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория структурного дисбаланса Харари и др.) и пренебрежение математическим обоснованием выводов, а также компьютерным моделированием конфликтов (теория игр, теория анализа конфликтов Хайпеля, теория драмы Ховарда и др.). В попытках устранить эти недочеты и перевести конфликтологию из темы переговоров в плоскость научной методологии, возникло направление теории анализа и разрешения конфликтов - Единая теория конфликта (ЕТК). У нее как раз есть своя математическая база понятий, методов и теорем, формирующая исследовательскую модель конфликта: понятия, методы и теоремы теории графов, теории вероятностей, логики высказываний и теории игр. Универсальная модель конфликта обобщает нелогические противоречия с теоремами о свойствах конфликта, антагонизма и синергизма - и представляет собой теоретический базис. Соединяясь в неконфликтующую пару, математический и теоретический базис и образуют Единую теорию конфликта, позволяющую определить различные особенности конфликта, который необходимо проанализировать: его структуру, динамику, сеть, игровые особенности, цикл возникновения, развития и разрешения. Собственно, этот эволюционный продукт конфликтологии - ЕТС - способен конструировать рабочую модель конфликта, оценивать, объяснять, предсказывать, создавать стратегии разрешения и проверять их на практике, попутно тестируя гипотезы.


Конфликтологией интересуются не только «очевидные» области знания и социальные науки, такие как философия, психиатрия и психология, социология, правоведение, политология, история, социобиология, военное дело и педагогика, но также искусствоведение, математика и экономика.

Многообразие конфликтов

Конфликтология занимается не только личностными и социальными конфликтами человека, но и конфликтами в животном мире. Ведь зооконфликты представляют собой упрощенные, «очищенные» модели, на которых можно эффективно определять закономерности конфликта и затем экстраполировать их на сложное человеческое общество.

Центральным объектом конфликтологии считаются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. К социальным конфликтам относят: межличностные конфликты, конфликты «личность - группа», конфликты между социальными группами разных размеров и международные конфликты. Поскольку социальные и межличностные конфликты тесно связаны с внутриличностными, то конфликтология интересуется также тем, какие психические процессы предшествуют конфликтному поведению и сопровождают его.

Конфликт является одним из центральных факторов эволюции и модернизации общества. По этой причине конфликтология изучает конфликтогенез - процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток и даже прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом.

«Ассортимент» конфликтов впечатляет, как разнообразие капкейков в витрине кондитерской - на любой вкус. Конфликты могут возникать между «несовместимыми» людьми, идеями, интересами, картами реальности разных людей (межличностный конфликт), группами и парадигмами (социальный конфликт), собственными картинами мира, убеждениями, установками, правилами, желаниями, ценностями, творческими устремлениями и страхами (внутренний, психологический конфликт). Бывают также конфликты идентичности, ролевые, иерархические конфликты.

Наши главные убеждения и ценности формируют индивидуальные карты реальности, и если в них не встраиваются механизмы творческого реагирования на особенности других карт реальности, тут и возникают конфликты, которые выражаются в спорах, агрессии и борьбе. Для разрешения конфликтов разных видов и на разных уровнях (уровень психики, личности, межличностных, групповых, социальных отношений) были выработаны свои инструменты. Когда речь идет о межличностных конфликтах, эти инструменты - переговоры, посредничество и арбитраж. В разных дисциплинах есть масса инструментов и методик предотвращения, разрешения и гашения конфликтов. Их понимание является важной частью саморазвития и пригодится любому из нас не меньше, чем способность пользоваться компьютерными программами. Умение управлять разрешением конфликтов в частной жизни и работе - очень актуальный личный и деловой скилл. К множеству техник, методик, инструментов и рекомендаций любой человек может добавить свой уникальный набор правил поведения в контексте темы конфликтов - в этом и заключается эффективный творческий подход, .


Как эффективно управлять разрешением конфликтов?

1. Подходите к разрешению любого конфликта творчески. С точки зрения основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, неврозы возникают в тот момент, когда конфликтуют составляющие личности: одна сторона личности отстаивает некие желания, а другая часть отбивается от них. И этот конфликт нельзя разрешить, помогая одной составляющей победить другую - станет только хуже. Надо помочь обеим конфликтующим частям своей личности - предложить им , которое понравится и той, и другой.

2. Избавьтесь от чувства вины. Это, разумеется, не означает, что необходимо конфликтовать три раза в день под флагом своих неприкосновенных убеждений и «единственно верной» карты реальности. Конфликты - это норма жизни, равно как и состояние согласия и мира. Полный отказ от конфликтов - не меньший перегиб, чем острая конфликтность. Реализованные и творчески решенные межличностные конфликты помогают нам не только урегулировать внутренние, психологические конфликты, но и оздоровить отношения, достигнуть ясности и выйти на новый уровень, снять с общения раздраженный подтекст. Установка категорически избегать конфликтов так же неконструктивна, как и готовность немедленно броситься в бой по любому поводу.

3. Призовите свой юмор. В книгах о Дживсе и Вустере Пэлема Грэнвила Вудхауса великий образец остроумия, элегантного поведения и находчивости - слуга Дживс - имел на случай общения с чрезвычайно неприятными людьми прекрасный рецепт: представлять себе агрессивного человека в самом нелепом виде. Такие комические фантазии смешат человека в острой ситуации и автоматически снижают степень драматичности конфликта.

4. Снимите важность с проблемы. Это всего лишь локальный конфликт двух людей, мир не рушится. Вспомните, бывало ли такое: вы конфликтовали на работе с кем-то, а через несколько лет не можете вспомнить, как звали половину этих людей и как они выглядели, не говоря уже о том, в чем была суть тех «невероятно серьезных» разногласий. Восприятие поведения, мира, серьезности ситуации в конфликте чрезвычайно искажено по отношению к реальному положению вещей. Наверняка вы не раз замечали, что через время, когда страсти стихают, фразы «противника» уже не кажутся такими враждебными, а сам объект конфликта - таким жизненно значимым.


Как управлять разрешением конфликтов? Подходите к разрешению конфликта творчески, призовите свой юмор, снимите важность с проблемы, откажитесь от преувеличения враждебности, избавьтесь от чувства вины, проявите эмпатию, позаботьтесь об организме, натренируйте навык «вовремя заткнуться».

5. Осознайте свое желание приписать другой стороне бо льшую враждебность и порочность, чем есть. Вы замечали, как, обсуждая конфликты с близкими, все люди стараются гиперболизировать и сделать неприятным тон, передавая слова оппонента? Это говорит в нас желание привлечь союзников, получить одобрение и прощение за конфликт, подчеркнуть заведомую порочность противника. Относительная объективность состоит в том, что есть просто два разных человека, воспитанных в разном культурном контексте, с разным тезаурусом и разными жизненными установками, совершенно непохожие по темпераменту и картинам реальности. Их интересы пересеклись и по каким-то причинам вступили в конфликт. Еще бы, на Земле, по разным оценкам, от 7 до 10 млрд людей - и абсолютно все уникальные, со своими интересами и картами реальности. Не так много людей, которые сознательно провоцируют взрыв конфликта для получения разрядки в запутанных отношениях с самим собой. Они есть, тут ничего не поделаешь, иногда так человек пытается выбраться из своих тяжелых психологических противоречий. Но далеко не факт, что на этот раз имеет место конфликт ради конфликта.

6. Проявите эмпатию, при этом не принимая на себя чувство вины. Актер Хью Джекман как-то сказал в интервью: «С тех пор, как у меня появился ребенок, я стал более терпимым к тяжелым в общении людям, начал смотреть на них, как на детей. Я вижу, какими они были в детстве». Это совершенно не означает, что нужно отказаться от своих интересов, но проявление эмпатии позволит посмотреть на ситуацию с позиции другого человека. Может быть, в чем-то и он прав? Или ему просто очень плохо?

7. Слушайте свой организм и помогайте ему. В конфликтах человек испытывает невероятный стресс: он чувствует выбросы адреналина, у него учащенно стучит сердце, биохимические процессы в мозгу, характерные для стресса, меняют восприятие скорости времени, момента и т. д. В остром конфликте человек становится еще более лабильным и буквально «разгоняет» себя до крайне некомфортного физического состояния. Зачастую последствия настигают его через несколько дней: многие замечали, что после сильного стресса в конфликте плохо чувствуют себя и несколько дней спустя. Если это про вас, пишите себе записки-напоминания обо всех «классических» последствиях конфликтов - будь то острое чувство раскаяния за громкий тон или преувеличенную ситуацию либо «вторая волна цунами» - болезненное состояние, которое придет после пережитого стресса. Оно того стоит? Если вы чувствуете, что интенсивность конфликта стала угрожающей для вашего организма, выходите из ситуации - в таком конфликте уже ничего не решить, конструктивным он не будет. Выпейте, по возможности, много воды, успокойтесь с помощью глубокого ровного дыхания. Можно даже применить особую схему успокаивающего дыхания, если она вам подходит и не противоречит общему состоянию здоровья. Схема выглядит так: 2+2 (2); 4+4 (2); 4+6 (2); 4+7(2); 4+8 (2); 4+9(2); 5+9 (2); 5+10 (2); 6+10 (2); 6+10 (3); 7+10 (3); 8+10 (3); 9+10 (4); 10+10 (5). Первая цифра означает продолжительность вдоха, вторая - продолжительность выдоха, третья - задержку дыхания после выдоха. Суть в относительном укорочении вдоха, удлинении выдоха и паузы после него. Выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха, а затем удлиняется продолжительность паузы. Она обычно составляет половину вдоха. Такое дыхание помогает быстро успокоить нервную систему и расслабить мышцы. Эмоции при стрессе помогает регулировать ритмическое полное дыхание в сочетании с неторопливой ходьбой - она и будет задавать дыхательный ритм. Эта схема может выглядеть так: 4-6 шагов и одновременный полный вдох, затем задержка дыхания на 2-3 шага (половина полного вдоха) и на последующие 4-6 шагов - полный выдох. При этом важно не забывать о последовательности освобождения легких от воздуха (втягивать живот, опускать грудную клетку и ключицы). Во избежание гипервентиляции и обморока задерживать дыхание на выдохе можно с той же продолжительностью, что и на вдохе. Разумеется, методику успокаивающего дыхания нужно использовать без фанатизма и лучше отдельно поучиться этому. Если в процессе возникает дискомфорт, можно сократить паузу и подобрать индивидуальное комфортное ровное дыхание.

8. Примите за принцип не совершать в конфликтах необратимых действий. Причем, и речевых, и физических, и организационных, и карьерных. Сказанные оскорбления нельзя будет искупить извинениями. Уход с работы «на горячую голову» вряд ли будет до конца обдуманным. Разбивая телефон о стену, вы фактически в этот момент берете в руки несколько тысяч или десятков тысяч рублей и рвете их на мелкие куски. А бонусом получаете дополнительный стресс от резких физических действий, которые, по правде, и сами осуждаете. Что касается физических действий в конфликте по отношению к оппоненту, то на дворе XXI век, и «золотое правило нравственности» («Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Не делай другим того, чего не хочешь себе») дает исчерпывающий ответ на вопрос о применении силы в конфликтах.

9. Сохраняйте достоинство. Это может показаться банальным, но то, как мы ведем себя в конфликтах, прямо влияет не только на уважение людей к нам, но и на самоуважение. Если в конфликте сторона применила силу, мат, оскорбления и запрещенные приемы, такой конфликт проигран на фундаментальном уровне - уровне самоуважения. А это тот самый тяжелый и трудноразрешимый конфликт между составляющими личности.

10. Научитесь гасить конфликты. Управление разрешением конфликтов - это комплекс очень интересных и разнообразных методик, которые сложно охватить в одной статье. Изучать на досуге конфликтологию - вполне актуальное саморазвитие, которое подарит очень полезные навыки, в том числе, гашения конфликтов. Термин «гашение конфликтов» был предложен в 1974 году Анатолием Добровичем, писателем, поэтом, литературным критиком, врачом-психиатром и автором популярных книг по психологии и психотерапии. Добрович выделил такие способы гашения конфликтов, как:

  • индивидуальные и групповые беседы;
  • привлечение других лиц в качестве медиаторов;
  • организационные меры и административное воздействие;
  • «выход чувств»;
  • «положительное отношение к личности»;
  • «обнажение агрессии»;
  • принудительное слушание партнера;
  • обмен позициями;
  • расширение духовного горизонта оппонентов.

11. Развивайте в себе навык «осознания абстрагирования» , то есть осознание соотношения образа и реальности («карты» и «территории»). Помимо конфликтологии займитесь изучением , науки о том, как люди взаимодействуют с миром, реагируют на мир, на свои реакции, на реакции других людей и по сумме всего этого изменяют свое поведение. Выучите три главных правила общей семантики, сформулированных одним из гениев современности Альфредом Коржибски:

  • Слово не тождественно вещи, которую оно называет.
  • Карта не есть территория.
  • Карта карты также не есть первоначальная карта.

Помните, что опыт субъективен, языковые и культурные различия колоссальны, психологические и нервные реакции индивидуальны. Человеческий опыт всегда фильтруется через лингвистические конструкции, сенсорику и механизмы нервной системы.

12. Отдавайте себе отчет в том, что мы никогда не обладаем всей полнотой информации. Это имеет принципиальное значение: обычно в конфликтах мы не учитываем, что оппонент обладает какой-то информацией, которая обусловливает его поведение, но по каким-то причинам он не может делиться этой информацией, либо на его поведение влияет целый комплекс факторов. И если бы мы знали обо всех деталях, возможно, сочли бы данное поведение разумным либо увидели основание проявить эмпатию и спустить все на тормозах. Ловушка в том, что в конфликтах каждый человек, как правило, считает себя правым - - но то же относится к его оппоненту, который видит ситуацию в своем контексте.

13. Конфликтуйте адекватно. Конфликты, как мы уже упомянули, естественны - и они способны оздоровить отношения, если разрешены творчески, с добрым юмором, конструктивно и человечно. Пересмотрите свое понимание конфликта: эмоции, крик и агрессивные действия - устаревшие способы разрешать противоречия. Бывает, что человек не кричит, но ведет себя провоцирующее высокомерно и сарказмом выражает свою подавленную агрессию. Формально к нему не придраться (он как бы «корректен»), но конфликт в итоге оказывается абсолютно нерезультативным: в процессе оппонент только получает бессмысленное унижение, но это не поможет разрешить противоречия, совместить «по швам» карты реальности и найти путь для диалога и сотрудничества.

14. Работайте над адекватно позитивным взглядом на мир, «смягчением нравов» и своими манерами. Если вы чувствуете, что конфликты в вашей жизни слишком часты, и ведете вы себя в них эмоциональнее, чем хотелось бы, стоит подумать, какое внутреннее чувство несправедливости толкает восстанавливать социальную справедливость в любой ситуации. Не судите людей слишком строго, даже если они порой поступают очевидно нехорошо - - жизнь не так проста и однозначна. Люди и сами потом могут переживать, что поступили некрасиво. Если в повседневной жизни подозрительно много бытовых, транспортных конфликтов, попробуйте проанализировать свое поведение и найти творческое решение.

  • На вас кто-то раздражающе уставился в метро? Минутку, как вы об этом узнали? Он тоже не понимает, чего вы на него уставились. А может, вы приятно выглядите и оказались самым достойным объектом созерцания в этом вагоне? Возможно, стоит посмотреть на это как на вариант комплимента. Кстати, интересный инструмент для такой ситуации есть в Северной Америке, в США и Канаде: если человек смотрит на кого-то в общественном месте дольше трех секунд (например, задумался или засмотрелся), он слегка улыбается, кивает или говорит «Доброе утро» (или что-то в этом роде), а затем отворачивается. Таким образом человек подчеркивает, что он дружелюбен, и у него нет к вам никаких притязаний.
  • Вас бесят все эти неприятные лица? Всегда берите приятную книгу в транспорт: время в пути будет пролетать быстро, а людей вокруг вы просто перестанете замечать.
  • Конфликтуете в забитом транспорте? Может, правда наступаете на ноги или толкаете сумкой?
  • Вас кто-то нагло обогнал в очереди? О нет! Если он сейчас же не вернется на достигнутые ранее позиции, вы не успеете спасти мир! Он чрезвычайно невоспитанный и бесцеремонный, как тут смолчать! Вы что, всю жизнь будете терпеть это моральное разложение общества?! Да-да, сейчас вы ему все объясните - и он непременно исправится, а после вашего публичного бытового конфликта мир станет немного элегантнее! Или нет?

Как управлять разрешением конфликтов? Конфликтуйте адекватно, помните, что вам ответят, не совершайте необратимых действий, будьте проактивны в конфликтах, смягчайте нравы, сохраняйте достоинство, научитесь методикам гашения, интегрирования и управления разрешением конфликтов.

15. Помните, что вам ответят. Существует коварная ловушка в конфликтах. Человек иногда высказывается «без злобы», даже не намереваясь запустить настоящий конфликт. Но действие вызывает противодействие. Когда человек конфликтно высказывается, он должен понимать - на этом ситуация, скорее всего, не исчерпается: ему ответят и, возможно, настолько остро, что он не стерпит и тоже ответит. А ему снова ответят - и, вероятно, еще острее. Так незначительное досадливое замечание, произнесенное вслух, но как бы для себя и без особого желания конфликтовать, превращается в настоящий ненужный и неконструктивный конфликт, после которого будет и обидно, и досадно, и стыдно.

16. Будьте проактивны в теме конфликтов. Какие ценности действительно значимы для вас? На что вы тратите каждую минуту своей жизни? На какие конфликты и на защиту каких ценностей вы готовы потратить драгоценную, неповторимую минуту своей жизни, которой могли бы насладиться вместо ругани? А 10 минут? А если сложить все минуты бессмысленных конфликтов и учесть «вторую волну цунами» - плохое самочувствие после стрессов? Помните, что существует некая удельная масса конфликтов: достигая ее, человек необратимо теряет уважение и общество даже самых близких и понимающих людей. Что важнее? И когда вы окажетесь в точке невозвращения на «конфликтной линии» с оппонентом? Конфликт - в некотором роде, кредит с высокими процентами.

17. Банально, но научите себя такому ценному навыку, как «вовремя заткнуться».

18. Интегрируйте конфликт. Помимо общей семантики, конфликтологии и методики гашения конфликтов, имеет смысл изучить методику управления разрешением конфликтов, предложенную в рамках НЛП, нейролингвистического программирования. НЛП - это разработанное Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером направление в психотерапии и практической психологии. Почитайте такие книги, как «Разрешение конфликтов с помощью НЛП» Фридриха Ломанна. Суть управления разрешением конфликтов по методике НЛП состоит в интеграции конфликта. Это процедура НЛП, посредством которой противоречащие или несовместимые реакции, «части» или познавательные процессы сортируются и решаются. Интеграция конфликта как одно из центральных действий в рамках НЛП существенна в решении многих психологических, физических и межличностных проблем.

В следующих материалах, посвященных конфликтологии, мы рассмотрим интересные теории, которые заставят по-новому посмотреть на конфликт, и подробно разберем методику интеграции конфликта, чтобы научиться использовать ее на практике, в том числе, и в работе.

Иллюстрация обложки : Gem Fletcher & Kelvin Murray

Итак, конфликт. Главное в этом случае – его погасить, а потом уж разобраться с его истоками и тайными родниками и не допустить подобного в дальнейшем. Но теория - теорией, а в жизни – часто конфликт застает тебя в самый неподходящий момент. И как всегда, для того, чтобы каждый раз не изобретать велосипед в этих случаях нужен стандарный алгоритм дейтсвия.

  1. Ни в коем случае не переводи разговор с предмета конфликта на личные качества своего оппонента.
    Если он сам так делает – это его слабость, его проигрыш.
  2. Не впутывай в свой конфликт коллег.
    Конечно, вряд ли ты удержишься, чтобы не рассказать своей подруге-коллеге Вере о том, “какая стерва эта…”, но, по крайней мере, попроси ее не “защищать” тебя во время “поединка”. И уж что точно не нужно делать, так это говорить в запале стычки: “И Вера, между прочим, тоже считает, что ты х… (плохой) специалист!”
    Не замыкайся в себе. Общайся с “обидчиком” только по делу, сохраняя нейтральный тон.
  3. Не отвечай на очевидные “подколы” с желанием укусить, ужалить, обидеть.
    Ты будешь выглядеть достойно, если не “заведешься” и не начнешь огрызаться в ответ. Можно спокойно сказать: “Хорошо-хорошо, я плохая, только ты так сильно не волнуйся”. Хотя лучше всего – с блаженным видом вымолвить: “Я вас тоже очень люблю!”
  4. Если дело принимает серьезный оборот, не бойся “наябедничать” начальнику.
    Ведь он сам в какой-то мере виноват, что создал в коллективе взрывоопасную атмосферу, принял конфликтных людей или “проглядел” намечающуюся ссору. Твое обращение не должно выглядеть как донос или детсадовское: “А она – дура!” Сделай акцент на то, что тебе небезразличны успехи компании, которая из-за внутренних конфликтов и нервозной атмосферы в коллективе, может, например, потерять возможных клиентов.

Роль руководителя в конфликтной ситуации

Несмотря на то, что многие начальники не желают «опускаться» до каких-то там конфликтов между подчиненными, они просто обязаны обеспечить атмосферу, в которой эти конфликты не смогут размножаться, как бактерии. А если уж конфликт налицо, разрешить его – прямая обязанность руководителя.

Если тебе “повезло” быть начальником, под крылышком которого разразился скандал между подчиненными, пересмотри свое отношение к организации условий труда.

  1. Напиши для подчиненных служебные обязанности и ознакомь их с внутренними правилами компании. Поставь перед каждым конкретную цель и уточни линию поведения.
  2. Не находись слишком «далеко и высоко» от подчиненных. Будь доброжелательна, оценивай и контролируй психологическую атмосферу в коллективе.
  3. Как только заметишь напряжение между сотрудниками, поговори наедине сначала с одним конфликтующим, затем – с другим. Пусть оба выскажут свою точку зрения, выпустят пар. Затем прими решение и сообщи им четко и ясно, чего ты хочешь от каждого из них. Конфликтующие должны понять: ты не просто поддержала одного и не поддержала другого – ты сделала так, как будет лучше для общего дела.
  4. Проконтролируй отношения между работниками после «оглашения приговора».
  5. Всегда грамотно и четко формулируй свои мысли и задания, не оставляй недомолвок, не отмахивайся от вопросов. Помни – в зародыше конфликта всегда лежит непонимание или недопонимание сторон.

Конфликт с начальником

А что делать, если одной из сторон назревающего конфликта становится твой начальник?

Неужели, придется увольняться? Конечно, если ты в ответ на выговор шефа выкрикнешь что-нибудь вроде: «Ну и хрен с вами!» и хлопнешь дверью, он просто обязан будет тебя уволить, хотя бы для того, чтобы не уронить авторитет в глазах своих подчиненных.

  1. Психологи советуют ни в коем случае не устраивать сцен , не плакать и не доказывать свою правоту. Лучше выслушать претензии шефа молча, а затем так же молча выйти из кабинета (хотя некоторых шефов такое поведение может взбесить еще больше, но, тем не менее, так советуют психологи).
  2. Через какое-то время, примерно через час, собрав все аргументы в свою защиту, снова зайди к начальнику в кабинет . Если есть уверенность в своей правоте, скажи: “Мне хотелось бы объяснить, почему я сделала так-то и так-то”, если же чувствуешь вину – признай ошибку и скажи, что впредь постараешься подобного не допускать.
СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

сб, 23 Марта, 2019 - 14:00
Одесса
HR-менеджер (управление персоналом)
Good School, Учебный центр
3250 грн