Национальный костюм. «Разновидности коми-национального костюма в зависимости от территории поселения Сообщение о обуви коми народа

(Старшая группа)

Цель: приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

  • Познакомить с историей коми национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
  • Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • Способствовать развитию речи;
  • Воспитывать интерес и уважение к коми литературе.

Материалы к занятию:

  • Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением коми национальных костюмов.
  • Одежда, обувь коми народа.
  • Аудиозапись коми песни.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с коми национальными костюмами, чтение коми народных сказок.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Звучит песня «Марья моль», дети заходят в коми керку (коми изба).

Хотите сегодня отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

Но прежде, чем вы узнаете, куда мы отправимся, ответьте на мои вопросы, это и станет подсказкой:

На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. Коми земля, Республика Коми.)

А какой коренной народ проживает на этой земле (в республике)? (Ответы детей - народ коми.)

Молодцы, ребята, а теперь мы воспользуемся машиной времени и вместе с вами заглянем в прошлое народа коми. Закрываем глаза (Палминг), считаем до 10), открываем глаза (в это время воспитатель переодевается в одежду коми народа, посреди избы оказывается сундук с одеждой).

Ребята, посмотрите, вот мы и оказались в прошлом. Основной одеждой женщин была длинная сорочка (мыт). Поверх сорочки надевали сарафан (шушун), а на сарафан – передник (водздора).

Из головных уборов носили: девушки – ленту, замужние женщины - кокошник, сороку, а в старости – платок.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Сейчас я предлагаю выйти одной девочке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Кокошник или сороку, вы женщина замужняя.)

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит женский костюм?

Главными частями мужской одежды были рубаха (дором), штаны (гач), вязанные узорчатые чулки из шерсти (сера чувки), обувь из кожи.

А что носили мужчины на голове?

Мужской головной убор того времени – шапка-зырянка, это был войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги.

Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?

В холодную зимнюю пору и женщины, и мужчины надевали зипун или сукман.

Мужская и женская обувь мало отличалась: кэты (обувь из кожи), сапоги, валенки (тюни), меховые пимы.

Игровое упражнение: «Разложи последовательно»

Ребята делятся на 2 команды. Необходимо последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.

Неотъемлемой частью одежды народа коми был орнамент – узор из повторяющихся одинаковых фигур (ромбы, кресты, цветы, круги и др.) Его «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что орнамент – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

- Ребята, каждая фигура обозначала свой символ:

  • волнистые линии означали - символ воды;
  • красные круги - символ солнца;
  • крест - это тоже символ солнца;
  • ромб - символ земли, плодородия;
  • цветы – символ богатства.

- Даже цвета имели своё значение:

  • красный – благополучие;
  • жёлтый – тепло и ласка;
  • синий – радость;
  • чёрный – богатство.

Задание: «Составь оберег».

Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Ответы детей.)

Возьмите понравившийся вам вид одежды, на который будет необходимо нанести орнамент. На какую часть одежды мы будем наносить орнамент? (Подол, края рукава, ворот; для работы предлагается на выбор: пластилин, цветные карандаши, мелки, полоски цветной бумаги.)

Пока ребята выполняют работу, звучит песня «Марья моль».

Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.

Скажите, сложно ли было работать? Какие трудности у вас возникли? Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Рефлексия .

Вот и закончилось наше путешествие.

Ребята, а что вам сегодня понравилось в работе?

Что нового вы узнали о народе коми?

Итак, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза (Палминг ), повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами снова очутились в садике.

Приложения к работе можно .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

« Коми национальные костюмы »

Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Актуальность проекта:

Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное - это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.

Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ : «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.

Цель проекта:

Формировать представления детей о Коми национальном костюме.

Задачи проекта:

Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.

Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.

Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Место проживания: республику, город.

Свою нацию.

Национальный костюм своего народа, элементы одежды.

Национальную вышивку и элементы национальной вышивки.

Механизм реализации проекта:

Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.

Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.

Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

Паспорт педагогического проекта

Тема : « Коми национальные костюмы »

Адресация проекта дошкольным работникам.

Участники проекта дети старшей группы

Возраст воспитанников 5-6 лет.

По характеру проект : информационно-познавательный, творческий.

По количеству участников : групповой.

По продолжительности : краткосрочный.

По профилю знаний : межпредметный.

По уровню контактов : на уровне образовательного учреждения.

Ресурсы проекта

Информационное обеспечение:

Программа «Истоки» ; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др

Беседы

Презентации,

Интернет,

Подборка художественной литературы согласно возраста,

Информационно-техническое :

Компьютер,

Телевизор,

Фотоаппарат,

Организационное обеспечение :

Непосредственная образовательная деятельность,

Режим дня,

Материалы к занятиям :

Демонстрационный :

Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах» , Картина «Северный олень» , кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы» ,

Раздаточный :

Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент» , «Одень куклу» .

Требования к уровню подготовленности воспитанников :

1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.

2. Умеют обсуждать просмотренный материал

Предполагаемые продукты проекта

Продукты деятельности педагогов:

Обогащение предметно - развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах

Презентация проекта,

Продукты деятельности детей:

Обогащение предметно - развивающей среды Коми куклами

Рисунки

Вылепленные пимы,

Продукты совместной деятельности педагогов и детей:

Коми куклы для театра

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Цель : развитие интереса к деятельности

Срок проведения

Ответственные

Предполагаемый результат работы

3 неделя февраля

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Доведение до сведения смысла и цели проекта.

Воспитатели

Родители

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.

Работа с детьми :

Выявление первоначальных знаний.

Рассматривание альбома «Коми край»

Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

Детская проблема : Почему жители Коми так одеваются?

Детская цель : Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?

Создание кукол для режиссерских игр.

Практический интерес для детей (мотивирующий фактор) : найти ответы на вопросы для создания кукол

Воспитатели

Выявление знаний по данной теме.

Постановка проблемных вопросов.

Постановка общей цели.

Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и

представлений детей по теме,

ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.

Данные сообщаются родителям : об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

2 этап. Основной .

Цель : способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Сотрудничество с семьями воспитанников :

Выполнение индивидуальных домашних заданий :

а) принести бросовый материал для создания макета

Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.

3 неделя февраля

Работа с детьми :

1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах

Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.

Познание окружающего мира

Тема : Тема : «Классификация Коми национальной одежды»

Цели и задачи.

Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей с историей национального костюма.

Развивать творческие способности детей.

Воспитатели

У детей формируются представления о национальной одежде

Развитие речи.

Тема : Мультимедийная презентация

«Коми национальный костюм» .

Цель : Познакомить детей с историей Коми национального костюма.

Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами .

Развивающие :

Развивать интерес к культуре народов своего края.

Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

Воспитательные :

Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.

В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах» ; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу» .

Раскрашивают раскраски « Коми народ »

Воспитатели

Рисование

Тема : «Оленеводы»

Цель : приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству .

Задачи :

- познакомить с национальным костюмом народов севера Коми .

Учить видеть и передавать красоту национального костюма , его характерные особенности.

Упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»

Художественное творчество (лепка)

Тема : Северные пимы

Цель : знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми .

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.

Задачи :

Познакомить детей с сапожным промыслом

Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры

Художественная литература

Тема : Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна» .

Задачи :

Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

Поддерживать интерес к литературным произведениям.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Развивать активность, логическое мышление, воображение, память.

Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.

Конструирование из ткани

Тема : « Коми куклы » .

Цели и задачи :

Обучающие : обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.

Развивающие : работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.

3 этап. Итоговый.

3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников :

Родители принесли не большой макет для режиссерских игр

Родители

Работа с детьми :

Оформление кукол « Коми орнаментом »

Воспитатели

4 этап. Презентация.

Работа с сотрудниками ДОУ.

Презентация проекта на Педагогическом совете

Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.

Работа с детьми :

Проведение презентации.

Беседа с детьми об их удовлетворенности : Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?

Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников

Появление у детей новых знаний


Обращение к своим истокам необходимо для того, чтобы, по словам К. Д. Ушинского «не быть иностранцем посреди своей родины». Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с таким важным обстоятельством жизни народа, как его происхождение, история, культура, декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство во всем своем многообразии служит отражением национального характера. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном и безобразном. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезному размышлению о сохранении собственного национального лица. Среди различных видов народного искусства выделяется национальный костюм. Он является удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого народа, национального самосознания, художественно-эстетических взглядов.

Каждый народ создаёт и сохраняет в костюме те особенности и элементы, которые в наибольшей степени соответствуют характеру его занятий, быту, природным условиям, отвечают представлениям народа о красоте.

Для традиционной женской одежды коми-пермяков характерен сарафанный комплекс северорусского типа: рубаха с прямыми поликами и прямой сарафан - дубас.

Дубас шили из разных тканей: пестрядь в крупную клетку и набивка. Дубас - тип сарафана из домотканого крашенного холста с неширокими пришивными лямками, который сшит из шести или восьми полотнищ ткани, причем две полоски использовались для пошива переда и шесть полосок для пошива спинки. Ширина дубаса в подоле достигала 4-5 метров. Верх сарафана представляет собой корсет высотой 14-16 см. Корсет получается таким образом: сзади дубаса прошиваются складки мелкой сборкой в 6-8 раз. Более широкая сборка проходила по спинке дубаса, а спереди на груди была только сборка на кулиске. К корсету с внутренней стороны подшивается подклад, по ширине равной высоте складок корсета. Бретели крепятся к чиби - треугольному кусочку ткани. Иногда чиби выкраивали вместе с бретелями из одного куска холста. Подвязывали дубас тканным или плетеным пояском, два раза обернутым вокруг талии и подвязанным, как правило, на правом боку так, чтобы кисти свисали до колен.

Поясок, или покромка - непременная принадлежность народного костюма - как мужского, так и женского. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Кроме этого считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорожденному, непременно был пояс; на свадьбах дружка подпоясывали полотенцем; при гадании обязательно снимали пояс и крест. Покромка символизировала кромку участка земли черного цвета, поэтому часто в покромах встречается этот цвет. Будничные пояса были менее яркие, чем праздничные. Женские праздничные покромки были пестротканые: красных, черных, желтых расцветок. Покромки ткали шириной 2-4 см из цветных шерстяных ниток, при ткачестве выполнялся орнамент.

Чаще пояса заканчивались кистями или бахромой. Свадебные пояса, особенно красные, являлись предметом особой важности: они якобы обладали магической силой. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от наговоров. Техника изготовления поясков очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Тканые пояса, а они, по моему мнению, самые красивые и нарядные, изготовляли преимущественно без ткацкого станка - на дощечках.

Рубаха состоит из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть рубахи (в зависимости от ее предназначения) изготовлялась из разных материалов. Для повседневной будничной одежды использовалась пестрядь в мелкую клетку. Полики могли быть выкроены из похожей ткани, но другой расцветки. Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо отбеленного холста с браным рисунком или вышивкой черного и красного цвета. Нижняя часть рукава должна быть заранее вышита и к ней пришиты кружева. Верхнюю часть спинки и полочки шили на кокетке, причем кокетка двойная - для прочности и для того чтобы скрыть изнаночную часть вышивки, потому что кокетка украшалась вышивкой или браными узорами. Орнамент был неширокий. Спереди на кокетке обязательно была потайная застежка на пуговицах или кнопках. Планка для застежки тоже была вышита. Воротник-стойка, который был сшит по размерам шеи, тогда как у русской рубахи чаще ворот не имел выреза, и выкраивался по размерам головы, а не шеи. Вся вышивка выполнялась заранее, перед тем как соединить верхние детали в единое целое.

Передник - еще одна обязательная деталь костюма. Будничные передники были неяркими, шились из холста или другой дешевой ткани. Праздничные передники украшали узорными полосами. По низу чаще всего шили браные полосы, кружева. Коми-пермяки передники подвязывали только на талии.

Девичьи головные уборы представляли собой обруч или твердый околышек, облегающий голову, а также ленту - прямоугольный кусок парчи или тесьмы. Наиболее древним видом головных уборов девушек считаются берестяные обручи. Они долгое время были популярными. Девичьи головные уборы оставляли открытыми волосы и теменную часть головы. Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Кокошник представлял собой высокий головной убор на твердой основе, сшитый из дорогих тканей и богато украшенный. Шамшура (самшура) - чепец с твердым дном трапециевидной формы из кумача на холщевой подкладке. Затылочная часть шамшуры украшалась цветными хлопчатобумажными или шерстяными (гарусными) нитками, нашивками из полос парчи или золотой нитью. Кроме этих головных уборов были и мягкие головные уборы типа волосника и разнообразные платки. Женщины заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы и покрывали волосы платком. Платок одевали поверх кокошника или шамшуры когда выходили из дома. 7,8

Украшения древних коми-пермяков - бусы, герданы (гайтаны). Реже встречались браслеты. Видимо они были привозными и не пользовались большим спросом у населения. Украшения располагались на голове, шее, груди, руках. Изготовлялись они чаще из бересты, глины, но были и из жемчуга, бисера. (Приложение 6)

Основное питание коми в настоящее время состоит из растительных, молочных и мясных продуктов.

Развитие земледелия, повышение урожайности полей, внедрение такой культуры, как пшеница, полностью удовлетворяют потребности населения в хлебе и мучных изделиях. В дореволюционное время хлеб из чистой ржаной и ячменной муки могли печь только зажиточные крестьяне, беднейшие слои населения ели хлеб из ячменной муки пополам с мякиной, добавляя в него и другие суррогаты, главным образом размолотую пихтовую и осиновую кору, а весной травы. Теперь население широко употребляет в пищу различные домашние печения: пироги с разнообразной начинкой, шаньга - лепешки из ячменной муки с картофелем или творогом, сочён-слоеные лепешки с творогом и т. д. В крестьянском быту за последние годы широкое распространение получили печеный хлеб и кондитерские изделия, которые продаются в сельских магазинах, имеющихся и на лесных участках.

Из ячневой и овсяной крупы часто варят кашу (рок) и традиционное блюдо азя шыд - похлебку, заправленную специально приготовленной закваской и ячневым толченым зерном, которую называют щами. Приготовляют также овсяный кисель. В селениях по Вычегде делают густоо толокно, а в других местах толокно жидко разводят водой или квасом.

Развитие скотоводства, увеличение поголовья скота, повышение его. продуктивности позволяют колхознику в значительно большем количестве потреблять мясо (главным образом свинину) и молочные продукты: молоко в пресном и квашеном виде, сметану, творог, сливочное и топленое масло. С развитием домашнего птицеводства широко стали употреблять, в пищу куриные яйца, тогда как раньше ели только яйца лесных птиц.

В северных районах республики важную роль в питании колхозников, главным образом ижемцев, играет оленье мясо. Оленину едят мороженую, вяленую и вареную.

Медвежье мясо несколько лет назад считалось запретным. Теперь медвежатину едят и заготовляют впрок (солят и коптят). Значительное место в питании населения, в особенности зимой и осенью, занимает дичь: рябчики, глухари, куропатки. Большим подспорьем в питании служит также рыба, которую употребляют как свежую, так и сушеную и соленую. Многие рыбные кушанья подаются к праздничному столу или в торжественных случаях - на свадьбу, при закладке нового дома и т. п. Особенно любят коми рыбные пироги (черинянь), в них рыба запекается целиком и даже в чешуе. В последние годы широкое распространение получили треска и морской окунь, покупаемые в магазинах.

Значительно разнообразнее стало питание и благодаря развитию* огородничества. Картофель в настоящее время занимает важное мест в пище и городского, и сельского населения. Он почти совершенно вытеснил репу, преобладавшую в пище населения многих районов в прошлом столетии. Из овощей употребляют теперь лук, редьку, капусту, брюкву, морковь, свеклу.

В большом количестве коми собирают грибы и разнообразные лесные ягоды: малину, черемуху, бруснику, чернику, клюкву, голубику, морошку, которые едят и в свежем виде (например, малину и бруснику с молоком), и сушеными, и мочеными; приготовляют также своеобразный вид джема (ляз). Бруснику в большом количестве мочат на зиму, малину г черемуху и чернику сушат. Грибы (тшак) нередко жарят, но чаще их: заготовляют впрок - солят или сушат.

Повсеместно вошло в обычай пить ежедневно чай. В дореволюционное время население многих районов края коми потребляло чай и сахар в очень малом количестве; но ижемцы и раньше очень любили чай и пили его много.

В каждой семье приготовляют квас. К праздникам варят пиво {сур) из ржаного солода с добавлением хмеля.

Широко распространено общественное питание. В деревнях и рабочих поселках открыты столовые, которые охотно посещает население. В летнее время для колхозников организуется общественное питание на сенокосе и жатве. Пища сельских жителей коми в наше время все больше приближается к пище горожан. Последние, однако, больше употреб ляют покупных продуктов. Так, например, хлеб значительно реже, чем в деревнях, пекут сами, больше употребляют кондитерских изделий и различных консервированных продуктов.

Одежда

Традиционная одежда коми по покрою, общему виду и многим названиям повторяет одежду соседнего северновеликорусского населения.

Основным элементом традиционного женского костюма является рубаха (ддрбм) длиной до колен, сшитая из двух частей. Верхнюю часть - «рукава» (сос) шили из кумача, пестряди, кисеи или шелка. На плечах сос вшивали прямоугольные вставки-полики (ластавич) из кумача, цветного шелка или холста, затканного красными нитками. Вырез ворота - круглый, собранный на обшивке в сборку, разрез - посередине груди. Иногда к рубахе пришивали стоячий воротник. Широкие рукава с квадратными ластовицами (кунлдс) собраны у кисти и заканчиваются оборкой, перехваченной узкой обшивкой или обшлагами.

Нижнюю часть рубахи - «подставу» (мыг) шили из более грубой ткани, большей частью из четырех прямых полотнищ или двух прямых полотнищ и четырех клиньев. Рубаху носили с сарафаном и только в жнитво обычно надевали белую холщовую рубаху с затканным красными нитками подолом без сарафана.

Сарафаны (сарапан), бытовавшие у коми, были нескольких видов. Более древней формой был косоклинный сарафан с выкроенными из того же полотнища лямками и швом спереди. Подобный сарафан из синей набойки или пестряди назывался, как и у русских, шушуном. Носили также косоклинный сарафан из хлопчатобумажной ткани китайки.

Более поздним был прямой сарафан из цветного кашемира, сатина, кумача. Сарафан опоясывали тканым узорным поясом (вонь) и надевали сверху цветной или белый передник.

Верхнюю одежду шили из самого различного материала: холста, домотканого или покупного сукна, меха. По покрою ее можно подразделить на прямоспинную - шабур, сукман и сшитую в талию со сборами и подрезной спинкой - это суконная поддевка (дукбс) и шуба (пасъ). Осенью и зимой на Ижме и Печоре и в настоящее время распространены совик и малича, сшитые из оленьего меха.

Традиционные головные уборы были различны у девушек и замужних женщин. В Усть-Вымском и Усть-Куломском районах 20-30 лет назад девушки еще носили «ленты» - повязки, представляющие собой полосу холста размером 8x31 см, покрытую позументом, с завязками из кумача. Наряду с налобной повязкой в Усть-Вымском районе (села Турья, Кони, Шошки) носили в качестве праздничного головного убора сплетенные из ниток «сетки», обшитые разноцветными лентами и бусами.

С замужеством и переходом женщины в семью мужа были связаны перемена прически и головного убора. После венчания в церкви молодушке заплетали волосы в две косы, которые укладывали вокруг головы, а затем надевали сборник - высокий твердый головной убор из парчи, вокруг которого повязывали сложенный в виде полосы платок - патка или девичью повязку - «ленту», а сверху покрывали шелковый полушалок.

В настоящее время пожилые замужние ижемки в некоторых деревнях еще носят на голове мягкий матерчатый чепец (кокошник), большинство же коми ходит в платках: вниз покрывают небольшой красный платочек, а сверху цветной платок, завязывая концы его под подбородком.

В наши дни традиционный женский костюм в быту даже у пожилых женщин встречается редко. Старинные головные уборы также почти ни у кого не сохранились и заменены платком. Женщины, в особенности молодые и средних лет, как и подростки, носят общераспространенную одежду, без каких-либо национальных особенностей. Верхнее платье многие покупают готовым в магазинах или заказывают в ателье, а белье чаще шьют сами.

В качестве украшений носят серьги, брошки, кольца, ожерелья современной фабричной работы.

Повседневная мужская одежда коми состоит из рубахи-косоворотки и штанов, заправленных в сапоги. Рубаху носят подпоясанной тканым или кожаным поясом; на него в старину подвешивали самодельную сумочку из сыромятной кожи (бива), в которой хранили иголку, нитку, кремень для добывания огня и трут. Поверх рубахи надевают обычный пиджак.

Самобытные черты мужской одежды сохраняются в охотничьем костюме.

У некоторых охотников и теперь еще имеется дукос - кафтан из самодельного сукна и холщовый шабур в виде широкой длинной рубахи с длинными рукавами и круглым вырезом ворота. Обязательной принадлежностью охотничьего костюма и теперь является лаз (лузан)- безрукавка из холста или сукна с незашитыми боками, обшитая сверху кожей, иногда с капюшоном. Лаз подпоясывается ремнем. Спереди и сзади на внутренней стороне лаза имеются карманы для дичи и беличьих шкурок. С внешней стороны на спине у лаза - ременная петля для топора. Без лаза и топора ни один охотник не отправляется в лес. Зимой охотники носят меховую шапку с длинными ушами, летом фуражку, а у некоторых сохраняются белые или серые шапки из самодельного сукна. На ногах бродни - кожаные сапоги без каблука с мягкой подошвой, а зимой- ком - самодельная старинная обувь, бытующая до настоящего времени во многих охотничьих районах. Ком шьют из цельной сыромятной кожи так, чтобы головка имела загнутый кверху носок с петлей на конце. К кожаной головке пришивают суконное голенище. Ком пропитывают смоляной водой, и эта обувь не пропускает влагу.

Некоторые женщины и мужчины и теперь носят длинные шерстяные чулки (чувки), связанные на спицах, с узорами из разноцветной шерсти. Чулки были неотъемлемой частью женского приданого, их дарила невеста жениху на свадьбе. Интересны чорос - чулки, сшитые из сукна или холста, без пятки (подобные чулки известны удмуртам и коми-пермякам). Лыковая обувь не типична для коми. Лапти из березового лыка носили бедняки, надевая их во время работы в лесу и поле, и то лишь в южных районах Коми края. Значительно больше, чем лапти, были распространены кожаные галоши, которые назывались, как и у русских, «коты», а зимой - валяная обувь ишим, или валеги, состоящая из валяных головок с пришитыми к ним суконными голенищами, а также обычные валенки - катанки.

Теперь и мужчины и женщины носят обычно кожаные сапоги, а рыбаки и охотники, отправляясь на промысел, надевают бакилд (бахилы)- кожаные сапоги с очень высокими голенищами, которые могут отгибаться вниз. Бахилы перетягивают ремнями, чтобы вода не могла проникнуть внутрь.

В годы Советской власти широкое распространение получили фабричная кожаная обувь, резиновые сапоги и ботики.

В северных районах республики, где население занимается оленеводством, носят обувь из оленьего меха: кыс, туфли, пими, тобоки. Такую обувь женщины шьют дома оленьими сухожилиями; имеются и специальные мастерские, где изготовляют такую обувь.

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.