Во что играть с ребёнком. Игры с мячом

Дата: Июль 16, 2014

В сегодняшней статье я предлагаю поговорить о тех простых правилах, которые очень часто нарушают родители, покупая новые игрушки или предлагая игры детям. Понятно, что само слово «правило» в данном случае можно использовать лишь с некоторыми оговорками, ведь детская игра непредсказуема и не должна ограничиваться искусственными рамками и запретами. Тем не менее, правила, о которых пойдет речь дальше, как раз и открывают пространство для фантазии, и способствуют самостоятельной игре ребенка, и развивают кроху. Итак, давайте разберем, как правильно играть с ребенком и каких правил игры стоит придерживаться родителям?

1. Правило обоюдного интереса

Когда мы выбираем новую игрушку, мы зачастую руководствуемся чем угодно – своими амбициями, рекомендациями знакомых, собственными нереализованными детскими мечтами обладать именно этой машиной или куклой, поддаемся воздействию рекламы, — и, в последнюю очередь, следуем за интересами ребенка. «У тебя уже есть такой же джип», «Мне не нравится эта игрушка, давай лучше купим паззл», «Мы договорились купить конструктор, а если ты будешь опять просить своих трансформеров, останешься без подарка». Узнали себя в этих фразах? На какие еще отговорки и манипуляции хватает фантазии у родителей, которые твердо знают, какие игрушки и в каком количестве нужны их ребенку… А между тем секрет удачного приобретения (и близких доверительных отношений между детьми и родителями, но не об этом сегодняшняя статья) не в том, чтобы настоять на своем, пользуясь своим родительским авторитетом, и не в том, чтобы в очередной раз пойти на поводу у ребенка, а в том, чтобы суметь найти точки соприкосновения ваших интересов, а если найти их не получается, то создать их.

Это справедливо не только для покупки игрушек, но и для организации различных игр и развивающих занятий. Мне иногда приходится слышать такие жалобы от мамочек, увлеченных развитием ребенка: «Мой сын застрял на «Транспорте», а у нас с понедельника должны быть «Времена года», что делать?». Да пусть времена года «начнутся» хоть с четверга, а лучше – прямо сейчас, когда грузовичок, выезжая на прогулку посетует на то, что сегодня очень уж жаркий день, не то что зимой – снежно, вьюжно, холодно, помнишь, малыш?

2. Правило разнообразия

Если ребенок «застревает» на какой-то теме, игре, сюжете, и вы видите, что ему этот сюжет или способ игры интересен, стоит дать малышу отыграть его так долго, как ему потребуется, вводя любые другие темы, знания, навыки прямо в эти игры и сюжеты. Если же ребенок теряет интерес к той или иной игрушке, игре, занятию, значит, вы, возможно, нарушили правило разнообразия. Например, все знают о пользе лепки и радуются, когда малыш упорно мнет в руках пластилин. Но проходит неделя, две или месяц, и кроха забывает, где лежит коробка с пластилином, и на ваше предложение полепить или даже слепить что-нибудь вместе отвечает отказом. Караул, выпадает из развивающего арсенала такое полезное занятие. Что делать? Приготовить соленое тесто, раздобыть глину или шариковый пластилин, нарисовать картину пластилином, сварить самоотверждающуюся массу для лепки, посмотреть «пластилиновый» мультфильм, купить, на худой конец, книжку с инструкциями по лепке. Предложите ребенку разнообразные способы использования надоевшего материала, найдите его непривычные для крохи аналоги, вместе откройте для себя новые техники, и интерес обязательно вернется.

3. Правило возрастающей сложности (зоны ближайшего развития)

Еще одна причина скуки и нежелания играть в когда-то любимые игры – их излишняя простота. Да, когда-то ребенку было тяжело собирать пазл из 8 кусочков, но он научился, и если вы будете продолжать предлагать ему игры этого уровня сложности, никакое разнообразие картинок не спасет ситуацию. Смело повышайте сложность, пусть игра содержит вызов способностям ребенка и вашим способностям ненавязчиво помогать и поддерживать кроху. Именно постепенное усложнение игровых задач, маленький «прирост» умений, который поначалу обеспечивается участием в игре взрослого, и дает тот самый развивающий эффект любой игры.

4. Правило соответствия возрасту

Предыдущее правило может показаться оправданием для очевидно несоответствующих возрасту игр и игрушек для детей, ведь вместе с мамой или папой малыш может играть с чем угодно, но это не так. И если чересчур простые игры малыш скорее всего быстро отвергнет, сложные игры «на вырост» могут довольно долго удерживать интерес ребенка. И вот вы уже в ловушке «мама-нарисуй-принцессу», «папа-собери-трактор-я-сам-не-умею» и т.д. Уберите неподходящие игрушки и игры, в которых ребенок не может быть полноценным участником, и вернитесь на шаг или два назад – туда, где у малыша будет получаться, где он познает радость творчества, самостоятельных открытий и маленьких побед.

5. Правило гибкости

У нас, взрослых, очень много в голове тараканов – большинство из них живут там с самого нашего детства, когда ими поделились с нами наши собственные родители. Давайте освобождать голову от инородных мыслей и стереотипов, но ни в коем случае не пересаживать их в чистые детские головки. Кто сказала, что «этим» нельзя копать песок? Почему «это» не может быть машиной? Почему не получится построить из «этого» дом? Почему «этим» невозможно рисовать? Понимаю, иногда в самом деле нельзя, не может, не получится, невозможно, но иногда – это ведь очень-очень редко. А сколько таких ограничений слышит ребенок изо дня в день. О какой игре, творчестве, спонтанности можно говорить, если каждой игрушкой можно играть только одним способом, если играть можно только игрушкой? Будьте гибче в использовании вашего игрового арсенала, и увидев что-то выходящее за рамки вашего понимания, не ругайтесь и не пытайтесь сразу вернуть на землю вашего маленького фантазера, а попробуйте подключиться к игре и, если почувствуете такую необходимость, помочь крохе развить сюжет.

6. Правило совместной игры

Попробуйте придерживаться этих правил в ваших ежедневных играх с ребенком, и детские игры не будут казаться скучными и однообразными – ни вам, ни малышу. А может быть, у вас есть свои правила игры и свое видение того, как правильно играть с ребенком? Поделитесь в комментариях!

Марина Суздалева — психолог, руководитель «Клуба Увлеченных Мам» .

Инструкция

Дети любят, когда взрослые принимают участие в их играх, поэтому, если ребенок целый день проводит дома, больше играйте вместе с ним. Отличное времяпрепровождение - настольные игры: домино, пазлы, конструкторы. Можно устроить соревнования - кто быстрее соберет картинку из пазл. Также можно порисовать, сделать красивую аппликацию из цветной бумаги и повесить свои совместные творения на стену.

Не забывайте о том, что ребенок нуждается в ежедневной двигательной активности. И несмотря на то что он сидит дома, надо ему позволить выплеснуть энергию. Конечно, можно молча наблюдать за тем, как он прыгает по диванам и катается по полу. Но вы доставите ребенку огромное удовольствие, разделив с ним его игры. Включите музыку, устройте небольшую или конкурс танцев - кто кого перетанцует?

Можно на некоторое время занять ребенка просмотром мультфильмом, к примеру, если вам надо приготовить обед. Но это занятие не должно затягиваться. На просмотр мультфильмов и развивающих передач отводите час-полтора в день.

Если вы чем-то заняты, а ребенок просит поиграть с ним, можете попросить его принести из другой комнаты его любимую игрушку. Как только он это сделает, сразу же отправьте его на следующее задание - принести красный кубик, потом - маленькую куколку, и т.д. Возможно, в поисках куколки, малыш отвлечется на игрушку, которую давно не видел, и немного поиграет с ней сам, пока вы доделываете дела.

Если ребенок хочет находиться на кухне, пока вы готовите обед, вы можете занять его интересной игрой и здесь. Облепите пластилином стеклянную банку, насыпайте перед ребенком понемногу разных круп и попросите его, чтобы он этой крупой украсил банку, чтобы она стала похожа на вазу. Такая увлекательная игра понравится и малышу, и ребенку постарше, а еще она полезна тем, мелкую моторику.

Поиграйте с ребенком в ювелирный магазин - насыпайте в тарелочку кондитерские изделия, а именно, рожки и макароны разной величины, возьмите тонкий шнурочек и сделайте вместе бусы для магазина. Особенно оценят такую игру , так как потом можно наряжаться в такие необычные самодельные украшения. Чтобы бусы получились еще оригинальнее, можно сначала макароны раскрасить красками и высушить, а потом нанизывать на шнурок.

Можно устроить кукольный театр - обыграть вместе с ребенком какую-нибудь, хорошо знакомую ему сказку. Это доставит удовольствие и вам, и ему. Одним словом, игр, которыми можно занять ребенка дома, великое множество, главное не лениться, применять фантазию, заражать ребенка своим позитивным настроением и не сидеть сложа руки.

Играть – биологическая потребность ребенка. Это приносит им радость, удовольствие, ощущение счастья от жизни. Такой эмоциональный настрой важен и для психического, и для физиологического развития. Кроме того, игра – средство самопомощи. В игре дети проживают сложные ситуации, им проще осмыслить то, что непонятно, через символические действия с предметами, проигрывание произошедшего. К примеру, детям дошкольного возраста важно проявить себя, почувствовать себя компетентным. Если мы, взрослые, чувствуем себя достаточно состоятельными, активными и включенными в социальные отношения, то у детей этого нет, им нужна специальная деятельность, особая реальность, которую можно создавать вокруг себя. Игра – средство освоения мира, она отражает взрослую реальность, повторяет, но не копирует ее. В игре создается своеобразная творческая модель мира, переработанная в связи с потребностями и возможностями ребенка.

Нет детей, которые не любили бы играть. Но есть такие, которые играют мало. Часто дело в том, что они просто не умеют. Родителям важно запустить процесс игры, научить ребенка играть. Есть два пути: наблюдать за играющими детьми и помогать им или быть внимательным к ним и понимать, во что им хочется играть. К примеру, ребенок от года тянется соединять друг с другом разные предметы, вкладывать одно в другое, раскладывать по кучкам или собирать штучки в плошки… Предоставьте ему такую возможность. Ребенок растет, и вы замечаете, что ему хочется покормить и уложить спать куклу. Снова идите от этих потребностей и обогащайте игру: подбирайте игрушки, предлагайте разные виды взаимодействия.

Современная жизнь, к сожалению, не вызывает у детей желания играть. Все меньше среди них тех, кто любит и умеет это делать. Все игры в основном сводятся к гаджетам. Возможно, мы видим рождение нового типа игры, но пока не имеем возможности его оценить. Можно лишь говорить о том, что традиционные игры с появлением компьютерных и планшетных увлечений пострадали. С другой стороны, компьютерные игры предлагают все больше возможностей для развития. Вместо примитивных «стрелялок» теперь можно создавать, придумывать и строить города, даже целые миры. Это дает надежду.

Играть вместе

Насколько равны роли взрослого и ребенка в игре? Игра, разумеется, требует равенства, но все равно мы остаемся взрослыми и детьми. Одни ситуации требуют от нас жесткой руки, другие – свободы и расширения границ до определенных пределов. Главное, что родителям совершенно необязательно превращаться в ребенка. Взрослые часто говорят, что не умеют играть, что это не их занятие, что они вообще ничего не будут делать, если у них не получается. Не надо впадать в крайности. Можно честно сказать ребенку, что вы не можете. Или попробовать и… получить удовольствие. Можно включиться в игру необычным образом – позволить катать машинки на своей руке или ноге… Признаться, что легко соберете вместе конструктор или пазл, а вот в куклы играть не будете. Кстати о куклах. Редко кто из взрослых хочет играть в куклы, вернее, в сюжетные игры. Но наше участие здесь может быть самым разным. Даже если вы просто с вниманием и любовью покупаете игрушки – кроватки, одежду, аксессуары, – это уже очень много. А еще лучше – шьете одежду сами! Опосредованное участие не менее ценно для ребенка. Кроме того, важно поддерживать игру. В первую очередь не обесценивая ее словами «Ой, игра – это глупости, давай лучше поучимся». Поддержка – это и создание пространства: ковер для игры, разнообразные игрушки. Важно также выделять время для игры, когда ребенка никто не будет дергать, звать его срочно обедать или учиться. Не мешать – уже очень много.

Играть по правилам

Надо ли подыгрывать ребенку, чтобы ему не было обидно? На самом деле лучше не играть с детьми в игры, которые не подходят им по возрасту. К примеру, в шахматы с пятилетним ребенком. Даже если он очень просит, стоит предложить другую игру. Начните с тех видов активности, в которых нет конкуренции. Скажем, игра с совместными задачами: все делают что-то для общего дела. Или: выигрыш зависит от удачи, а не от умений – бросаешь кубик и выигрываешь или проигрываешь. Взрослея, ребенок будет больше готов к соревнованиям, к тому, что забить гол папе труднее, но интереснее.

Еще один важный момент: не путайте игру, развлечение и развивающие занятия для ребенка. Есть много студий, где с ребенком играют под каким-нибудь соусом: учебно-воспитательным, развивающим или спортивным. Везде используется игра, и это неплохо, но важно найти специалиста, который хорошо играет, умеет это делать, сам получает от игры удовольствие и радость. Что касается развлечений (к примеру, с аниматорами), они предполагают, что активен кто-то другой, а дети просто наблюдают, потребляют. Но в игре важна личная активность ребенка, причем во всех смыслах – не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном, творческом и волевом.

В процессе игры у деток вырабатываются различные способности и навыки. Играя, ребенок изучает окружающий его мир и учится чему-то новому. Начинать играть со своим малышом никогда не рано, это можно делать уже с рождения.

С грудным ребенком можно покачиваться в такт музыке или просто пробежаться пальцами по его животику. Привлечь его внимание несложно с помощью подвесных игрушек, — так у малыша будет развиваться зрительная координация. Да и мало ли других способов поиграть!

Чем порадовать ребенка?

Самое главное, о чем нужно помнить любому родителю, — быстрая утомляемость маленьких деток. Делайте перерывы в любой игре, иначе малыш просто не будет на ней сосредоточен. Также старайтесь не играть с ребенком в те моменты, когда он голоден или хочет спать.

Итак, что же может понравиться вашему крохе?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Музыка. Какой ребенок ее не любит? Наверняка ваша крошка при первых же звуках музыки начинает улыбаться и трясти попкой. Пойте вместе с ребенком или просто слушайте понравившиеся ему композиции, это доставит малютке эмоциональное удовольствие. Читаем по теме: и ;
  • Игра в прятки. Мамины «ку-ку» неизменно вызовут улыбку у самого хмурого крохи. Кроме того, такая игра поможет малышу начать ориентироваться в пространстве. Читаем также: ;
  • Предметы с разной текстурой. Постелите малышу ненужное полотенце, покрывало и коврик из различных материалов, добавьте немного мягких игрушек. Пусть кроха ползает и изучает все эти предметы, одновременно развивая свое осязание. Посмотрите, как ему интересно! Он наверняка начнет водить пальчиком по каждой вещичке, «пробуя» ее на ощупь. Только соблюдите все меры предосторожности – никаких мелких предметов или ненадежно пришитых пуговиц!
  • Игрушки. Их тоже ребенку интересно изучать. Старайтесь подбирать игрушки в соответствии с возрастом, а еще они должны быть разноцветными, из разных материалов и желательно различных размеров. Рубрика: ;
  • Прогулки на свежем воздухе. Новая обстановка – это всегда новые эмоции. Сходите с малышом в ближайший парк, и пусть он узнает, какой мягкой может быть травка, каков на ощупь лепесток с дерева и как здорово ветер треплет волосики. Читаем — ;
  • Общение. Обязательно разговаривайте с ребенком, особенно во время прогулок. Озвучивайте, как называются предметы, комментируйте свои действия, так вы пополните словарный запас малыша. А самое лучшее общение – рождение второго малютки в семье.

Играя, ребенок учится. Но играть тоже надо учиться. И, прежде всего, нам, взрослым. Как научиться играть с ребенком? Об этом расскажет психолог Галина Забарчук.