Закон о "детях войны". Какие льготы полагаются "детям войны"

В 2013 году в городе Балашиха было создано Балашихинское отделение Московской областной региональной общественной организации «Дети войны». Организация насчитывает около 2500 членов. Среди них образовалось ядро в 20 человек, наиболее социально-активных, имеющих потребность не просто в общении и проведении досуга, но и желающие быть востребованными, полезными для города. Члены клуба – и физики, и лирики одновременно. Их молодость пришлась на годы оттепели 60-х годов. Романтику тех лет они пронесли через всю жизнь. У членов организации разные политические взгляды. Объединяет их одно – они не равнодушные. Они патриоты города, страны. Им не все равно, что происходит сейчас в городе, стране, что будет дальше, после них. Отсюда и спектр мероприятий весьма широк: и встречи с представителями Администрации, и встречи с интересными людьми, и чисто досуговые, развлекательные мероприятия, и познавательные циклы, экскурсии, посещение выставок, обмен житейским опытом, работа по патриотическому воспитанию молодежи.
Такие встречи позволяют пожилым людям быть не только услышанными, но и стать активными участниками общественно полезных для города дел. Члены общественной организации «Дети войны» принимают активное участие в работе по патриотическому воспитанию в школах города, в различных общегородских мероприятиях. Живо интересуются члены общественной организации политическими вопросами.
Социально активные члены общественной организации выступили с инициативой провести серию бесед о своем трудном военном детстве для школьников и старших групп детских садов, о пионерах-героях. Эта инициатива, исходящая от последних очевидцев великих событий, очень важна в патриотическом воспитании молодежи, в сохранении исторической памяти о вкладе детей, переживших эвакуации, бомбежки, голод и холод, победу над фашизмом. Их рассказы находят отклик в юных душах. Часть детей войны выделилась в группу, сформировав вокальный коллектив. Вся деятельность общественной организации-живой пример и доказательство того, что и в пожилом возрасте можно не только заниматься огородом и растить внуков, но и вести равноправный диалог с городской властью, интересоваться литературой, искусством и сделать еще много полезного для общества, города, страны.
Историческая память о событиях Великой Отечественной войны является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут не только ветераны ВОВ, но и те, кто в суровую пору был детьми и подростками, т.е. ровесниками нынешних школьников. Дети войны последние свидетели тех страшных и героических лет и их воспоминания бесценны. Именно дети стали главной жертвой войны, так как лишились не только радостей детства, но и самых близких людей. Опыт работы с учащимися школ и других учебных заведений показывает, что о жизни этого поколения молодежь имеет слабое представление: у детей невелик интерес к художественной литературе о военном детстве, зачастую дети плохо знают какой след оставила война в жизни своей семьи.
В настоящее время в общественной организации «Дети войны» состоят пенсионеры 1928-1945 года рождения. Мы являемся некоммерческой организацией. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы уделить как можно больше времени людям пожилого возраста, мотивировать их к общественной работе и культурной деятельности, быть на связи с молодежью, с другими общественными организациями города.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

Память, которой не будет конца Война не щадила никого Давным-давно была война Военное детство моего прадеда Юры (семья Щелчковых) Щелчков Юрий Николаевич Трудное детство моего прадедушки Голодное детство прадеда Воспоминания о детстве моего прадеда След войны Справка о ранении прадеда Детские годы прабабушки Нины (семья Пермяковых) Война украла наше детство Грустное детство Раненое детство С разницей в 70 лет «Дети войны»

3 слайд

Описание слайда:

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу… Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.

4 слайд

Описание слайда:

В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Война! Великое оружие разрушения и трагедии... По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала войны в нашей области проживало 194 300 детей. Угнано фашистами в рабство 1 940 детей, 431 ребенок погиб от бомбежек, расстреляно 207 детей. Война не щадила никого.

5 слайд

Описание слайда:

Шла война, но жизнь продолжалась. Дети рождались и росли, играли, учились... У нас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие наши бабушки и дедушки учились читать именно так. Перенесемся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 года: «Наш лозунг - победа!» «Что ты сделал для фронта?» «Все женщины и подростки - в ряды бойцов трудового фронта» «В военное время работать по-военному» «Все силы на разгром врага!» «Буду работать за двоих» Мог ли ребенок что-либо сделать для фронта, скажете вы. Сегодня трудно поверить в то, что ваши ровесники, едва научившись складывать буквы в слова, начинали помогать фронту наравне со взрослыми. Работая в поле, на военном заводе, в госпитале, они приближали день Победы. Было ли детство у ваших бабушек и дедушек? Если было, то каким? В какие игры играли они в годы войны? О чем мечтали?

6 слайд

Описание слайда:

Однажды я спросила своего прадедушку: - Дедуль, а ты помнишь Великую Отечественную войну. Как на войне, страшно? - Во время войны я был маленьким и воевать мне не пришлось, но воспоминания о том как плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это я запомнил на всю свою жизнь, - ответил мне дед. - Дедушка расскажи, - попросила я. - Ну, слушай. Военное детство моего прадеда

7 слайд

Описание слайда:

Я, Щелчков Юрий Николаевич, родился в1939 году. Мои детские и юношеские годы прошли в д. Малые Трубицы Богородского района, находившейся на расстоянии 7км от районного центра. Раннее детство совпало с Великой Отечественной войной. Вспоминаются отдельные более яркие эпизоды личной жизни, а также из рассказов родителей.

8 слайд

Описание слайда:

Меня заинтересовал рассказ дедушки. А как жила в то время семья бабушки? И я решила расспросить и ее о том тяжелом времени. И вот что она мне поведала в своем коротком рассказе:

9 слайд

Описание слайда:

Во время войны и долго после неё вся полученная продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Главной тягловой силой были лошади. Лучшие из них забирались на фронт, оставшиеся были не способны выполнять сельскохозяйственную работу. Поэтому использовали лопату или сами женщины впрягались в плуг и тащили его. Хлеб выпекали из лебеды, торфа и хвоща. Картофель получали на личном участке. У всех были коровы, поэтому часть молока оставалась и для себя – этим и выжила деревня.

10 слайд

Описание слайда:

Без папы очень трудно было жить. Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг, много их было и тащили плуг, а дедушка мой был уже старенький и он держался за плуг и направлял его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

11 слайд

Описание слайда:

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой. Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кумушки». Их высушивали, растирали в деревянных ступах пестами или растирали руками. Еще собирали лебеду, полевой хвощ, щавель и др. Боронили колхозные поля на быках, были большие быки, им прокалывали ноздри, вставляли железное кольцо, чтобы привязать к нему вожжи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Детские годы прабабушки Нины Я была совсем маленькая, когда отец ушел служить на действительную службу или отдать свой долг Родине. Тогда служили в армии 3 года. После армии папа вернулся домой, но пробыл дома недолго, так как началась в марте 1939 года Финская война. Папу взяли на фронт в кавалерию, и там он был ранен в ногу. Служил он в конной армии до конца Финской войны, а затем сразу попал на Великую Отечественную (Германскую) войну. Там воевал в составе Белорусского фронта.

14 слайд

Описание слайда:

«Я, Щелчкова (Пермякова) Нина Васильевна, родилась в деревне Гурино, Лобанского совета, Богородского района, Кировской области 23 февраля 1935 года. Деревня наша была маленькая, всего 21 деревянный домик, расположена на берегу речки Андык. В реке было очень много рыбы, и водяных мельниц. Для них речку запруживали и вода поднималась. В годы войны рыба в реках была большим подспорьем. В деревне было много жителей, так как в семьях было много детей.

15 слайд

Описание слайда:

Мы, маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз. Я пошла в школу в первый класс 1 сентября 1943 года. Училась я в селе Лобань – это в 4-х км от деревни Гурино. Летом мы каждый день ходили домой, а зимой ночевали прямо в школе.

Дата публикации: 01.06.17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-

Речевого развития детей

Детский сад №28 «Колосок»

Проект

«Дети войны»

Посвященный Дню победы.

Проект «Детям о войне и Дне Победы»

  • Целевое назначение.
  • Задачи.
  • Участники проекта.
  • Общий замысел.
  • Деятельность по реализации проекта.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Результаты реализации.

Обогащение представлений детей о ВОВ о подвигах советских солдат и подвигах детей служивших на фронте.

Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города.

Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

Образовательные:

В области « Социально-коммуникативное развитие »:

  • развивать игровую деятельность детей;
  • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
  • формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
  • формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
  • учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

В области « Познавательное развитие »:

  • формировать представления детей о событиях ВОВ;
  • познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»; «дети войны»
  • формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики». «партизаны».

В области « Речевое развитие »:

  • развивать связную речь;
  • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.;
  • учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.

В области « художественно-эстетическое развитие »:

  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
  • развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
  • развивать продуктивную деятельность детей.

В области « Физическое развитие »:

  • развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства ;
  • воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
  • воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Проект направлен на реализацию регионального компонента ООП МБДОУ № 28.

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Данный проект рассчитан на реализацию в подготовительной общеразвивающей группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Психологи утверждают: нравственные ка­чества не могут возникнуть путем естествен­ного "созревания". Их развитие и формиро­вание осуществляется постепенно в процес­се накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Проект «Детям о войне и Дне Победы» направлен не только на создание условий для формирование представлений детей о истории Российского государства и непосредственно города Канска в годы Великой Отечественной войны, но так же он призван дать детям возможность отразить свои представления о этих событиях в разных видах деятельности.

Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше о истории страны и города во время Великой Отечественной войны.

Срок реализации – 3 недели апрель-май. Работа в проекте делится на этапы:

  • подготовительный . Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
  • Методическая литература:

1 направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Содержание:

  • педагогическая диагностика освоения ООП;
  • анализ предметно-развивающей среды;
  • изучение литературы (журналы, книги, Интернет);
  • подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
  • составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
  • подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.
  • проблемная ситуация «Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?»
  • введение в проблему (рассматривание иллюстраций и презентации «Дети войны». Беседа: «Что такое война и что такое День Победы»)
  • разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
  • планирование (1 неделя).
  • основной (2-3 неделя).
  • отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать).
  • организация деятельности родителей (изготовление папки передвижки «Памятники нашего города», «Путеводитель по Краеведческому музею»; оформление подборки рассказов «Детям о войне»; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком Краеведческого музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для галереи Славы и карты памяти, подготовка работ для выставки «Спасибо, что живем!» и т.д.)

Знакомство с историей и подвигами детей войны.

  • работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
  • работа по обогащению игрового опыта ребёнка
  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Герои города Ессентуки»
  • Встреча с ветераном ВОВ.
  • , «Дети - герои войны»;
  • чтение художественной литературы о ВОВ,
  • изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация),
  • слушание песен военные лет и песен о войне;
  • просмотр познавательного видеороликов о ВОВ.
  • дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?» «Кто шагает на параде?»;
  • коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
  • подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий».
  • сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
  • презентация продукта проекта.
  • Оформление «Карты памяти» и «Галереи Славы».
  • Оформление выставки «Спасибо, что живем».
  • Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
  • Оформление альбомов «Герои города «Канска», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
  • Представление материалов проекта для старшей группы.
  • .Анализ результативности работы проходит в следующих вариантах:
  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе);
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности);
  • Анализ продуктов детской деятельности.

Более подробно ход реализации проекта представлен в таблице (Приложение 1).

Разработанный и реализованный проект « Детям о войне и дне Победы» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность:

  • Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнился мини музей группы, подобран обширный иллюстративный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;
  • Положительная динамика в формировании представлений о истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);
  • У детей наступило понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);
  • Пополнилась методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;
  • Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.

Реализация проекта

Проект «Дети войны»

Обоснование выбора темы

70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.

Во время Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Кто эти дети, почему они пошли на фронт?
Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи должен был помочь детям наш проект «Дети воины».

С 1 ноября по 14 ноября: подготовка участников, знакомство с основными вопросами и ходом проекта.

Кураторы проекта: Майданова Е.В

Зинченко Е.М.

Участники проекта : воспитанники 8, 9 и 10 классов.

    Презентации:

    Выставка художественной литературы: «Дети Воины» (библиотекарь Медведева Ксения Александровна)

    Стихотворения посвящённые детям воины (Деулин Кирилл, Алексеев Эдуард)

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

    Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

    Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

    Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Методическое сопровождение проекта:

Информационные источники в интернете;

Стихотворения о детях воины;

Презентации

Книги посвященные детям воины

Перед воспитанниками стояла задача:

    Найти фотографии детей в годы Великой Отечественной войне;

    Посетить библиотеку. Ознакомиться с литературой имеющейся по данной теме.

    Собрать материал о детях-узниках концлагерей. Составить презентацию.

    Собрать материал о детях партизанах ВОВ. Составить презентацию.

    Собрать материал о детях блокадного Ленинграда. Составить презентацию.

    Дети пионеры – герои. Составить презентацию.

Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут:

    демонстрировать знания об этапах организации проектной деятельности;

    использовать ИКТ технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;

    анализировать и сравнивать исторические источники;

    организовать командную работу.

Этот проект подготовлен к празднованию 70-лети со Дня Победы.

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, Презентации подготовленные детьми.

Формы работы: беседа, диспуты, презентации.

Ход отчетного союзного часа

    Дети войны. Последние свидетели.

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне… Н.Верб

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Мы сегодня узнаем, как жили:

    Дети в блокадном Ленинграде (Ахметов Данияр, Черепанов Андрей)

    Дети партизаны (Кучин Андрей, Неизвестных Кирилл, Константинов Дима)

    Дети в концлагерях (Травянов Олег, Степкин Павел)

    Дети пионеры – герои (Сарсакеев Олег)

Дети в концлагерях.

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась. При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали. Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

А теперь мы посмотрим презентацию о детях концлагерей подготовленную Травянов Олег.

Дети пионеры – герои.

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

    Ордена Ленина были удостоены - Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

    Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

    Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;

    Ордена Красной Звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;

    Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

    Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

О пионерах-героях расскажет Сарсакеев Олег.

А теперь мы узнаем о том, как жили дети в блокадном Ленинграде. И расскажет нам об этом Ахметов Данияр.

О детях партизанах мы узнаем из презентации Кучина Андрея.

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач социальных организаций. Детство и юность – самая благодатна я пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства, поэтому проблема нравственно–патриотического воспитания молодежи становится одной из важных для нашей страны. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее ценных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящих героических поступков: самопожертвования и ответственности за свою семью, страну. Но очень важно для молодежи, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, а не далекими книжными, тогда молодежи легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Все меньше и меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны, наши дедушки и бабушки, чье детство выпало на годы войны, остаются последними очевидцами тех событий, которые могут без прикрас поведать правду об этом времени. Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны после войны. Они выжили, не сломились, не ожесточились, стали достойными людьми. Именно накануне 70 летия Победы в каждой семье нашей страны вспоминают своих погибших, выживших и переживших это тяжелое время. Это важное время для формирования ценностных установок, жизненных идеалов молодежи, передачи исторической преемственности и социального опыта новым поколениям. Поэтому наш проект как никогда актуален, он есть дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны, которые еще живы. Новизна и уникальность этого проекта в том, что все исторические моменты, представленные в нём - это судьбы людей, живущих рядом, жителей города Петровска-Забайкальского, это не просто участие старшего поколения в передаче исторической правды об этом времени молодежи, а прежде всего укрепление социальной значимости и важности старшего поколения в сегодняшнем дне. ОБОСНОВАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: Историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Ведь чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче его патриотический дух, тем сильнее страна. И лишь через краеведческий материал подрастающее поколение сможет увидеть жизненный подвиг людей, живущих рядом. Встречи с детьми войны, записи воспоминаний, позволят по – новому открыть это время, взглянуть на войну глазами своих близких, ощутить их эмоции, чувства, понять значимость Великой Победы для каждого русского человека. Нынешнее поколение школьников станет последним поколением, успевшим увидеть «детей войны». Данный проект будет являться несомненным вкладом в изучение регионального аспекта истории Великой Отечественной войны, даст фактический материал о жизни петровчан в военное лихолетье. Его реализация позволит привлечь внимание молодежи к событиям Великой Отечественной войны, истории своей малой родины. Особая значимость проекта в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей истинные идеалы. ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: -культурно-образовательная деятельность (уроки мужества, мероприятия-встречи) - издательская деятельность: сборник воспоминаний детей войны, газетные статьи, телепередачи.