Комплексное занятие для детей-дошкольников на тему «Доброта. Конспект занятия «Уроки доброты

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях получила широкое распространение порочная практика интенсивного вовлечения детей в учебные формы деятельности в рамках программ «подготовки к школе». Здесь цель так называемого «предшкольного образования» сводится к «натаскиванию» детей к школе. Данная тенденция сопряжена с пренебрежением возрастных интересов, возможностей и особенностей детей и в итоге оборачивается существенными рисками для их здоровья и развития.

При построении образовательных программ ключевое значение имеют вопросы содержания, форм и методов проведения развивающих занятий. Каждый возрастной период имеет свою специфику и потенциал развития. Чтобы ребенок благополучно шагнул на новую ступеньку социализации, начал с удовольствием и успешно учиться, ему необходимо полноценно прожить «игровой» период дошкольного детства. Психологическая готовность к школе отнюдь не ограничивается интеллектом и предполагает определенный уровень функциональной, мотивационной, социальной зрелости. Поэтому содержание развивающих программ для детей дошкольного возраста должно быть ориентировано не на форсированный переход к обучению, а на развертывание и обогащение специфически детских форм игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), на организацию добросердечного общения и взаимодействия детей друг с другом и со значимыми взрослыми, на воспитание ребенка в духе ценностей традиционной отеческой культуры.

Специалистами психологической службы ГБОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» в рамках Московской сетевой экспериментальной площадки по теме «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в образовательных учреждениях» разработана образовательная программа «В гостях у сказки». Программа рассчитана на один учебный год и нацелена на стимуляцию общего психического развития и воспитание нравственных чувств у дошкольников. Идея создания программы родилась в процессе диагностики психологической готовности к школе и консультативной практики, систематически выявляющей признаки аномального эгоцентризма и связанные с ними недостатки в социальном и эмоционально-нравственном развитии детей. Мы рассматриваем программу в качестве «противовеса» учебным методам, которые получили широкое распространение в реформированной системе дошкольного образования, заметно потеснили игровые формы развивающей работы и оказывают деформирующее воздействие на ход развития ребенка.

Методологическими основаниями программы являются следующие профессиональные психолого-педагогические представления:

· Система представлений о дошкольном возрасте как важнейшем этапе развития личности ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.В. Субботский). Именно в этот период дети начинают интенсивно осваивать окружающий их мир, учатся взаимодействовать с окружающими людьми, получают первый опыт нравственного становления. В качестве ведущей деятельности дошкольного периода развития выступает сюжетно-ролевая игра - особая форма эмоционального, интеллектуального и практического освоения ребенком многогранной реальности человеческой жизни.

· Представления о трех взаимосвязанных сферах нравственности и о необходимости обеспечить единство их формирования в процессе нравственного воспитания детей (А.В. Запорожец, С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, Р.К. Терещук). Это - когнитивная сфера , включающая моральные суждения, знания, представления (здесь ребенок овладевает понятиями «что такое хорошо и что плохо», учится распознавать и различать доброе и противостоящее ему злое); эмоционально-личностная сфера , включающая нравственные чувства и способность сопереживать; мотивационно-волевая сфера , предполагающая способность управлять своим поведением, руководствуясь стремлением соблюсти нравственные нормы, «уклониться от зла и сотворить благо».

· Понимание среднего и старшего дошкольного возраста как «возраста запечатления», когда ребенок открывает внутренний план переживаний и начинает осознанно ориентироваться в них (О.Л. Янушкявичене, Т.Г Феоктистова). Соответственно одной из главных воспитательных задач для этого периода развития является привитие ребенку чувства милосердия, формирование привычки помогать, накопление опыта добрых дел: вместе с другими, в помощь другим, ради других. В дошкольном возрасте ребенок уже способен к милосердному отношению и посильной помощи, но по примеру взрослых и при их деятельном участии.

· Представление о со-бытийной общности как о подлинном пространстве личностного развития и нравственного воспитания ребенка (В.И. Слободчиков). Со-бытийная общность - это, прежде всего, духовное единение людей на основе общих ценностей и смыслов, преодоление каждым границ своей индивидуальности и тяготения своего эгоцентризма, переживание чувства солидарности, ответственности и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы. Педагогической нормой здесь является опыт децентрации взрослого и ребенка в диалогическом общении, сотрудничестве и сопереживании.

· Антропологическая модель психологического здоровья, включая представления об условиях его обеспечения в детский период развития и о его основных критериях: жизнелюбии , трудолюбии , любознательности и человеколюбии (А.В. Шувалов).

Задачи реализации образовательной программы «В гостях у сказки»:

1. Заложить основы эмоционально-положительной атмосферы на занятиях.

2. Создать условия для развития эмоциональной сферы и нравственного самосознания детей.

3. Интегрировать полученные детьми на занятиях опыт и переживания в нормы общения и поведения в группе и вне ее.

4. Поддерживать опыт доверительного и доброжелательного общения как основу развития коммуникативных способностей и культуры отношений.

5. Организовать выполнение творческих работ для развития навыков продуктивной деятельности и связанных с ними психических функций.

6. Установить диалогический контакт с родителями: беседы, рекомендации, «обратная связь».

Методика проведения занятий предполагает ознакомление детей с базовыми эмоциями: радость-грусть, интерес, страх, обида, гнев, стыд; помощь в распознавании эмоциональных состояний человека: по мимике, пантомимике, интонациям голоса; формирование системы представлений об эмоциональном мире человека, переживаниях и способах управления ими; поддержку в вербализации переживаний; различение чувств и поступков, поощрение эмоциональной произвольности.

Особое внимание уделяется моральным аспектам человеческих поступков и культуре человеческих отношений. Мы стараемся доступными способами познакомить детей с такими нравственными понятиями как доброта, сочувствие, сорадование, искренность, щедрость, доброжелательность, правдивость, способность прощать и просить прощения. Помочь ребенку в различении доброго и недоброго, пробудить способность видеть в себе движения в сторону добра или зла. Дать возможность поучаствовать в переживании и осмыслении наставления: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Побудить ребенка делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Поддержать начатки нравственного, человечного отношения к ближним, бережного обращения с природой и с результатами чужого труда. Усвоение и закрепление «уроков доброты» осуществляется посредством этюдов и игр-драматизаций, коллективных обсуждений и педагогических напутствий.

Структура занятий включает подготовительную (психогимнастическая разминка), содержательную (основные игры и упражнения) и заключительную (обсуждение и «обратная связь») части. В основе занятий сюжетно-ролевые игры либо на заданную тему, либо по мотивам детских литературных произведений. В процессе занятия дети вместе с педагогом-психологом прослушивают историю или сказку, обсуждают ее сюжет и мораль, выражают свое отношение к героям и их поступкам. Затем происходит распределение ролей, вживание в образы и собственно игра. Причем мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность «примерить» на себя разные понравившиеся ему роли, поэтому одной истории может быть посвящено несколько занятий.

Дополнительной формой работы является самостоятельная или коллективная изобразительная деятельность на заданную тему. Дети рисуют, составляют аппликации, лепят из пластилина героев известных сказок или сценки самостоятельно придуманных историй, символически выражая свойственные персонажам эмоции и моральные черты. В конце занятия проходит демонстрация и обсуждение творческих работ.

Ведущая и неоспоримая роль в воспитании детей принадлежит семье. Основным средством воспитания является пример, который подает родитель своим поведением, отношением к ребенку и отношениями с другими людьми, родными и чужими, ближними и дальними. На специально запланированных групповых встречах родители за чашкой чая имеют возможность обсудить с психологом волнующие их вопросы, познакомиться с закономерностями и условиями нормального развития на разных возрастных этапах, узнать о рисках развития, вместе поразмышлять над приоритетами и способами воспитания детей, заглянуть в будущее, проанализировать возможные положительные и негативные сценарии развития ребенка, осмыслить свою родительскую позицию. Реализуя замысел программы «В гостях у сказки» мы рекомендуем:

· Поддерживать в семье атмосферу целомудрия. Личный нравственный пример родителей во всем.

· Быть искренними, не обманывать ребенка и не уклоняться от важных вопросов, уметь дать доступный ответ и разумное наставление.

· Учить ребенка обращать внимание на душевное состояние другого человека.

· Воспитывать привычку помогать и делиться с ближними.

· Привлекать ребенка к труду. Практиковать в семье совместное доброделание (накопление опыта добрых дел). Учить получать радость от добрых и полезных дел. Оберегать от потребительства и суррогатных форм удовольствия.

· Передавать ребенку нравственное содержание в доступной ему форме: через сказку, беседу, игру.

· В воспитании опираться на то положительное, что уже сложилось или начинает складываться в ребенке. Поддерживать все добрые инициативы.

· Оберегать ребенка от прямого пагубного влияния (т.к. в этом возрасте основной способ овладения знаниями и опытом - подражание).

· Не оставлять без внимания ни одного порочного поступка ребенка. Стараться извлекать уроки из проблемных ситуаций. Разъяснять неправоту. Воспитывать способность признавать свою вину, нести ответственность за проступки и исправляться.

Наблюдение, данные психологических обследований и отзывы родителей дают основания утверждать, что проводимые занятия оказывают положительное влияние на развитие у детей мышления и речи, произвольности и тонкой моторики, мотивационной сферы и самоконтроля поведения. В рамках данного курса проводится профилактика невротических проявлений: тревоги, страхов, социальной неуверенности. Опыт показывает, что в ходе реализации программы у детей развиваются способности адекватно выражать свои чувства и воспринимать чувства окружающих, формируются навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, закрепляются положительные черты характера, такие, как уверенность в себе, честность, социальная смелость и доброжелательность. Таким образом, описываемый цикл развивающих занятий позволяет решать задачу сохранения и укрепления психологического здоровья у детей.

Помимо фиксируемых положительных изменений мы надеемся и на отсроченные образовательные результаты. Это - усвоение детьми основ добродетели: направленность к добру и неприятие зла; способность осознавать свои стремления и нести за них ответственность; умение давать экологическую и этическую оценку своим делам и поступкам; чуткость и готовность прийти на помощь, проявить сорадование и сострадание другим людям. Ожидаемые результаты следует расценивать как некое обращение в будущее, т.к. реализация данной программы является педагогической попыткой «заронить зерно доброты в детские души».

В заключение перечислим темы проводимых с детьми занятий: «Кто я такой? Я и МЫ», «Похожие и разные», «Что мы чувствуем?», «О равнодушии и сочувствии», «О дружбе», «Поссорились…», «Что такое доброта?», «Добрые и злые поступки», «Добрые слова и добрые дела», «Как победить зло?», «Обида и прощение», «О непослушании», «О воровстве», «Правда и ложь», «О взаимопомощи», «Благодарность», «Что такое внешняя и внутренняя красота?», «Жадность и щедрость», «Лень и трудолюбие», «О страхе», «Аккуратность и неряшливость», «Мир вокруг нас. Красота природы», «Маленькие чудеса в жизни». Ниже в качестве иллюстрации приведен примерный план занятия.

Цель занятия: способствовать формированию у детей представления о доброте и понимания того, что подлинная доброта - в добрых делах.

Ход занятия:

1. Приветствие, разминка.

Упражнение «Незаконченные предложения» (игра с мячом): педагог начинает предложение, поочередно бросая мяч детям. Задача владеющего мячом ребенка - продолжить предложение и вернуть мяч педагогу.

· «Я сегодня …»

· «Мне нравится …»

· «Я умею …»

· «Я хочу …»

· «Я стараюсь...»

2. Знакомство детей со сказкой.

Доброе дело

Эта история случилась в лесу. Солнечное и жаркое лето уже закончилось. Наступала ветреная и дождливая осень. Лесные жители начинали утеплять свои жилища и готовить припасы на зиму: ягоды, орешки и мед.

В этот день тетушка Ежиха встала рано, потянулась и ласково взглянула на своих маленьких ежат, которые спали, свернувшись калачиками. Она умылась капельками утренней росы, взяла корзинку и отправилась за грибами. Усердно раздвигая кусты и еловые ветви, тетушка Ежиха обходила каждый пенечек, заглядывала под каждый листочек. Ее старания были вознаграждены. Тут и там ей попадались стройные подберезовики, нарядные подосиновики и благородные боровики. К полудню корзина наполнилась грибами и потяжелела. «Будет у нас с ежатами зимою ароматный и вкусный суп» - думала усталая, но довольная тетушка Ежиха.

Она уже возвращалась домой, когда на небе сгустились тучи и заморосил дождь. Тропинка стала влажной и скользкой. Она держалась за ветки, но одна ветка обломилась. Тетушка Ежиха упала и уронила корзинку. Грибы рассыпались. Она потирала ушибленный бочок и собиралась с силами, чтобы встать.

Мимо то и дело пробегали звери, пролетали птицы. Все они спешили по своим делам. Лишь некоторые обращали на Ежиху внимание.

«Какая ты неловкая!» - возмутилась сверху Сорока.

«Ты наверно ударилась?» - посочувствовала Белочка.

«Какие славные ты собрала грибы!» - похвалил Крот.

И только пробегавший мимо Зайчонок, увидев тетушку Ежиху, понял, что ей нужна помощь. Он помог ей подняться, собрал грибы, взял тяжелую корзинку и проводил до дома, где ее ждали и уже беспокоились маленькие ежата. Они подбежали к маме и окружили ее галдящим хороводом.

На прощание тетушка Ежиха поблагодарила Зайчика и пригласила в гости на грибной суп.

3. Беседа с детьми. Вопросы для обсуждения:

· Кто является по-настоящему добрым: тот, кто не делает дурного, или тот, кто совершает добрый поступок?

· Почему важно помогать другим людям?

4. Распределение ролей, сюжетно-ролевая игра.

5. Продуктивная деятельность:

Каждый ребенок на листе бумаги обводит свою ладошку, прорисовывает на ней личико («одушевляет» ее). Педагог напутствует детей, желает всем, чтобы ручки не ленились и успевали делать добрые дела, помогали близким, друзьям и другим людям.

Приложение

Самый добрый

Заспорили как-то зверята - кто из них самый добрый?

«Чего уж тут и думать, - рассудила Лисичка - добрый тот, кто красивый. Недаром слова эти почти одинаково звучат: «красота» - «доброта». Ну, а коли я - самая красивая, так и добрая».

«Нет, самый добрый - я! - возразил Бельчонок. - Ну-ка, вспомните, кто вас вчера орешками угостил? Сами нахваливали, какие вкусные были орешки».

«У тебя вчера день рождения был, вот мама-Белка всем нам орешки и насыпала, - возмутился Зайка. - А я, между прочим, на свой день рождения всех морковкой, капустным листом и березовым соком угощал. Выходит, и я добрый!»

На что Енот стал перечислять свои добрые дела: «Утром поднялся - кроватку убрал, позавтракал - маме «спасибо» сказал, муравья на тропинке не раздавил, муравейник на опушке не разорил. Получается, я - самый добрый из всех!»

«Хватит спорить! - угрожающе заворчал Медвежонок - В нашем лесу самый добрый - это я! Никого не обижаю, не кусаю, не толкаю! А мог бы, ведь я среди вас самый сильный!»

У пенька сидел Мышонок и с горечью думал: «Один я среди зверят недобрый. Маме помог - в норке убрался, а вот с братиком младшим поиграть отказался. Хомячка навестил, когда тот простудился, но за зернами сбегать на луг поленился. Куст земляничный на полянке нашел, сам ягоды скушал и дальше пошел. И ни с кем не поделился…» Вспомнил об этом мышонок и вздохнул.

Разошлись зверята по домам, каждый уверенный в своей правоте. А мышонок остался на поляне один. Сидел на пеньке и думал о том, как же научиться быть добрым?

Сказка о трех медвежатах

Было у Медведицы три медвежонка - Крепыш, Крутыш и Топтыш.

Крепыш считался самым сильным. Каждое утро он делал зарядку и мог поднять одной лапой тяжелое сосновое полено.

Крутыш был ловким и смелым. Ему нравилось прыгать с обрыва в реку, лазить по деревьям и так грозно рычать, что звери по соседству разбегались или прятались в норы.

Топтыш, в отличие от братьев, не мог похвастаться удалью. Прыгнуть с разбегу в реку он не решался. Тяжелое бревно ему никак не поддавалось: лапки подкашивались, и он валился на землю.

«Какой ты у нас неуклюжий!» - удивлялись Крепыш и Крутыш.

Зато Топтыш имел доброе сердце. Но это не так заметно со стороны как сила или ловкость.

Как-то ясным летним утром мама Медведица достала из берлоги два вместительных деревянных бочонка и засобиралась в дальний лес за медом. Она попросила медвежат не убегать далеко от дома и пообещала к обеду вернуться.

Как только мама Медведица скрылась за опушкой, медвежата затеяли шумную игру. Они скатывались кубарем с небольшой горки, кувыркались и бегали друг за другом.

Потом Крепыш стал показывать братьям свою силу. Сначала он поднял одно бревно, потом сразу два, а после вырвал с корнем старый пень, который много лет стоял посреди поляны и весь покрылся зеленым мхом.

Крутыш в ответ на это забрался на полено, с которым тренировался Крепыш, и, ловко передвигая лапами, покатился на нем, воображая себя артистом. Потом он прыгнул в реку, переплыл на другой берег и вернулся назад.

А Топтыш с восхищением наблюдал за братьями, улыбался и хлопал в ладоши.

Прошло время, и за деревьями показалась мама Медведица. Она несла тяжелые бочонки, наполненные медом. Медведица тяжело дышала и медленно ступала лапами по траве. Медвежата тут же бросились к ней навстречу.

- Мама, посмотри, какой я ловкий! - закричал Крутыш, вскочил на бревно и стал перекатывать его лапами.

- Мама, посмотри, какой я сильный! - перебивал Крепыш, поднимая над головой большой старый пень.

- Давай я помогу, мама, ты же устала, - тихо сказал Топтыш и взял тяжелый бочонок с медом.

- А кто же из вас самый внимательный? - спросила мама Медведица своих медвежат. Крутыш и Крепыш переглянулись и подошли к маме…

Через минуту по тропинке друг за другом шли три медвежонка. Один из них - самый сильный - нес на плече тяжелый бочонок с медом. Двое других за деревянные ручки аккуратно несли второй бочонок. Позади брела усталая, но довольная мама Медведица. «Подрастают мои медвежата» - думала она и улыбалась.

Как у мышки пропал камешек

Этой осенью случилась одна очень неприятная история. Дело в том, что Мышка собирала разные камешки. Гладкие и узорчатые камешки она находила на берегу реки, причудливой формы камешки ей попадались на лесной дороге. Так постепенно набралась целая коллекция.

Вечерами Мышка любила раскладывать камешки на столе. Она включала настольную лампу. Под светом лампы камешки блестели, переливались, меняли цвет.

Были у Мышки и любимые камешки. Один - синенький, его подарила прилетевшая с моря ласточка. А другой был коричневый, совсем плоский и гладенький, напоминавший конфетку.

Как-то вечером, когда Мышка любовалась своими камешками, в дверь постучались. Мышка приоткрыла дверцу, и ей навстречу просунулся острый клюв соседки Вороны.

- А я к тебе, - сказала Ворона, - на чай.

- Конечно-конечно, - захлопотала Мышка.

Она очень любила принимать гостей, и всегда угощала их чем-нибудь вкусненьким. Вот и сейчас, она пригласила Ворону к столу и побежала на кухню готовить чай.

Пока Мышка доставала чашечки и протирала блюдечки, Ворона рассматривала камешки. «Ну и ну, - думала она, - красотища, да и только!»

Один из них особенно приглянулся ей, это был тот самый синенький камешек, подаренный Мышке ласточкой. Ворона положила камешек на крыло и поднесла его к лампе. «Ух, ты, какой красивый! - воскликнула она. - А как переливается! Будто волшебный».

Она залюбовалась камешком, сравнивая его с остальными. Ей очень хотелось иметь у себя такой же. Ворона нашла бы ему подходящее место у себя в гнездышке. Он мог бы стать ее любимым украшением. «У Мышки их вон сколько, а у меня ни одного! - подумала с возмущением Ворона. - Возьму-ка я этот, синенький, себе». И Ворона спрятала камешек в перьях своего крыла.

Когда вернулась Мышка и стала накрывать на стол, Ворона всячески отвлекала ее разговорами.

- Какие у тебя симпатичные блюдечки, с незабудками… - говорила она.

- Мне их бабушка подарила - улыбнулась Мышка.

- А какой чай ароматный! - продолжала Ворона.

- Это я летом травки на поляне собираю, сушу их и в чай добавляю - сказала Мышка.

Ей было очень приятно, что Вороне нравится у нее.

А Ворона залпом выпила чай, поблагодарила Мышку и засобиралась.

- Может быть, еще посидишь? Я тебе свои камешки покажу - предложила Мышка.

- Нет-нет, голубушка, как-нибудь в другой раз. А сейчас я спешу, - смущенно пробормотала Ворона и выскользнула за порог.

«Странно, - расстроилась Мышка, - так скоро ушла, а я хотела показать ей свои камешки».

Мышка вздохнула, помыла, расставила посуду и вернулась к своим камешкам. «Надо убрать в коробочку» - подумала она и начала их укладывать. Сначала сложила узорчатые речные камешки, потом причудливые, которые находила на дороге. Отдельно завернула камешек, похожий на конфетку. И вдруг встревожилась: «Ой, а где же мой любимый, синенький?!» Она заглянула под стол, перетрясла подушки на скамеечке, даже на подоконник взобралась. Камешка нигде не было.

А в это время Ворона уже сидела в своем гнезде и любовалась украденным камешком. Взошла луна, и в ее свете он переливался особенно красиво.

Ворона несколько дней не покидала гнездо, опасаясь, что кто-нибудь похитит у нее камешек. Но через некоторое время Вороне стало не по себе. Она вдруг поняла, что уже давно не навещала свою подругу - Мышку (а ведь раньше они встречались почти каждый день).

Грустно стало Вороне, она посмотрела на камешек, и впервые он не принес ей радости. «Камешек не живой, я даже не могу поговорить с ним», - огорчилась Ворона.

«А что же Мышка? - впервые подумала Ворона о своей подруге, - ведь она могла заметить пропажу камешка». Ворона не знала, что ей теперь делать…

Вопрос детям : Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Продолжение сказки

На следующее утро Ворона спустилась к домику своей подруги и постучалась. Дверь тихонько отворилась и показалась грустная мордочка Мышки.

- Входи - тихо сказал она.

Но Ворона осталась снаружи и только присела на пенечек возле двери. Она долго и напряженно молчала.

- Послушай, Мышка, - наконец заговорила Ворона, - я должна тебе кое-что сказать.

- Что? - спросила Мышка и посмотрела на Ворону своими маленькими черными глазками. Реснички ее вздрогнули.

- Дорогая Мышка, прости меня - сказала Ворона и протянула ей синенький камешек.

Глаза у Мышки заблестели, она схватила свой камешек и стала радостно кружиться. Но вдруг остановилась.

- Откуда он у тебя, подруга? - спросила Мышка. Она начала догадываться, что Ворона этот камешек забрала у нее без разрешения, тайком.

- Прости меня, я поступила очень плохо. Это я украла твой камешек - прошептала Ворона, и глаза ее наполнились слезами.

Мышка сначала в нерешительности смотрела на подругу, а потом подошла, и молча обняла ее.

- Сколько раз ты меня выручала?.. И сейчас ты сказала правду, и я прощаю тебя - улыбнулась она. Ворона перестала плакать, посмотрела на Мышку и тоже обняла ее.

Подруги вошли в дом. Они еще долго сидели за столом, пили чай с ягодами калины и наблюдали, как за окошком кружатся осенние листья. А потом стали вместе рассматривать Мышкины камешки.

- А знаешь, я подарю его тебе - сказала Мышка и протянула Вороне синий камешек. - Он мой любимый, и поэтому подарить его я могу только своей самой близкой подруге.

Ворона посмотрела на Мышку и поняла, что никакие сокровища мира не могут заменить доброты отношений.

Друзья

Наступила зима. Деревья в лесу укутались в пушистые белые шубки. Еловые шишки покрылись ледяной корочкой и поблескивали в солнечных лучах словно хрустальные. Вдоль лесных тропинок выросли глубокие снежные сугробы. А морозный воздух норовил ущипнуть то за нос, то за ушко, то за щеку.

Как-то утром Ежик и Мишутка собрались на прогулку. Они оделись потеплее, сверху повязали шарфики, чтобы мороз не смог забраться к ним за воротнички, и отправились на лесную горку. Там они весело катались на санках, кидали снежки - кто точнее и кто дальше, валяли снежные комья - у кого получится больше. А потом еще и слепили забавного снеговика.

Друзья набегались, наигрались, почувствовали, что проголодались и, не спеша, направились к дому. С неба большими мягкими хлопьями медленно падал снег. А они, усталые и довольные, по очереди катили друг друга на санках. Когда пришла очередь Ежика тянуть санки, он решил достать рукавички и обнаружил, что их нет.

- Что ты ищешь? - спросил Мишка, глядя на озадаченного Ежика.

- Рукавички… Наверно я их уронил - ответил Ежик.

Друзья повернулись и побежали искать пропажу. Но то ли в сугробе они утонули, то ли снегом их замело, рукавички так и не нашлись. Лапки Ежика стали замерзать, и он пытался отогреть их своим дыханием. Мишутка увидел это, стянул свою вязаную варежку и протянул ее Ежику.

- А как же ты? Ведь твоя лапка тоже замерзнет! - удивился Ежик.

- У меня две варежки! Одна - тебе, другая - мне! - ответил Мишутка.

Ежик залез лапкой в Мишкину варежку и сразу начал согреваться. Варежка была просторная и мягкая. Ежик даже прищурился от удовольствия.

Санки теперь везли вместе: каждый держался за веревку той лапкой, которая была укутана в варежку, а вторую лапку прятали за пазуху.

Ежик шел и с благодарностью смотрел на Мишку. Он вдруг понял, что у него есть Друг. И на душе от этого тоже становилось тепло.

Подвиг

Как-то на ночь прочитала мама-белочка своему сыночку Рыжику сказку о том, как один богатырь дракона победил и всех освободил от силы вражьей. И очень захотелось Рыжику стать похожим на того богатыря, тоже бесстрашие и удаль проявить, чтобы звери в лесу заговорили: «Ну, бельчонок! Ну, герой!»

Проснулся Рыжик пораньше, из дупла на ветку выпрыгнул и сидит-воображает: «Вот если бы на наш лес такой же дракон, как в сказке, напал! Ух, я бы его шишками закидал!..»

А тут мама-белочка его зовет: «Рыжик, помоги мне, пожалуйста, шишки шелушить, орешки выбирать».

«Подожди, мама, не до шишек мне сейчас» - отозвался бельчонок.

«Что за пустяки такие? - подумал с досадой он. - Я на подвиг настраиваюсь, а мама орешками отвлекает».

«Вот если бы ливень над лесом прошел, залил да затопил все вокруг, - продолжал фантазировать Рыжик, - я бы не растерялся и зверят из воды спасал…»

«Эй, Рыжик! - позвал его заяц Дымок, который проживал по соседству. - Не поможешь мне морковку на грядке собрать, а то я лапку поранил, одному теперь никак не справиться?»

«Подожди, потом, не до того мне сейчас» - крикнул в ответ бельчонок и перебрался на другую сторону дерева.

«Эх, что бы мне такое совершить? - опять озадачился он. - Что-нибудь важное, настоящее, благородное!».

«Охо-хо! - послышались внизу под деревом вздохи крота, - как зубки разболелись! Нужно травку лечебную отыскать, да только совсем я плохо вижу».

«Не до тебя мне сейчас с твоими травками» - подумал Рыжик и притаился на ветке, чтобы крот его не заметил.

Но тут кто-то тронул его за плечо. Бельчонок обернулся и увидел наклонившегося с верхней ветки младшего братика Шустрика.

«Поиграй со мной, пожалуйста» - попросил братишка.

«Не приставай ко мне с пустяками!» - грозно проворчал Рыжик в ответ и сделал такую сердитую мордочку, что Шустрик немедля ускакал восвояси.

К полудню Рыжик проголодался, носик в дупло просунул и учуял запах свежих орешков, которые мама-белка очистила от шелухи и разложила по тарелочкам. Шустрик уже сидел за столом в ожидании обеда. Мама собрала на стол и накормила бельчат душистыми кедровыми орешками. Насытившись, маленький Шустрик уснул, а Рыжик снова стал размышлять о давешнем. Но ничего особенного в голову больше не приходило. Тогда Рыжик подошел к маме, которая убирала со стола посуду, и спросил: «Мам, какой мне подвиг совершить? Кого победить?»

Мама внимательно посмотрела на Рыжика, отложила посуду, посадила его себе на колени и сказала: «Ты, Рыжик, главное о ближних не забывай, чем сможешь - помогай, себя самого побеждай - свою лень и невнимательность - это и будет твой настоящий подвиг».

Литература

Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Зелинский К.В. Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания. Автореф. канд. дис. Волгоград, 2011.

Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович М.: Педагогика, 1986.

Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. Автореф. канд. дис. М.: МГУ, 1981.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.

Снегирев В.А. Психология. СПб.: Общество Памяти Игуменьи Таисии, 2008.

Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии, 1983. № 4. С. 29-37.

Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников // Православный образовательный портал «Слово» (http://www..php).

Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронографъ, 2009.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольника. М.: Генезис, 2010.

Шестун Е. (протоиерей Евгений) . Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2002.

Шувалов А.В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии, 2011. №5. С. 3-16.

Шувалов А.В. Проблема психологического здоровья в свете православной духовной традиции // Человек, 2011. №6. С. 134-151.

Шувалов А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопросы психологии, 2012. №1. С. 1-10.

Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. М.: Про-Пресс, 2008.


© Все права защищены

Наталья Александровна Ушакова
Конспект занятия-развлечения «Доброта -что солнце»

Цель: воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.

Задачи:

Определение понятия добра в процессе общения.

Расширить знания детей о доброте, о её роли в жизни человека.

Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осмыслению собственной внутренней позиции.

Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание придти на помощь взрослым и сверстникам.

Оформление:

Цветок «цветик - семицветик» с заданиями на лепестках.

Дощечки для мостика.

Карточки с пословицами.

Сундучок с волшебной палочки, волшебной шкатулки, шапки – невидимки, цветика – семицветика

Два ватмана, ладошки из цветной бумаги, клей.

Солнце. На лучах написаны добрые слова.

Видеоролик из мультфильма «День рождения кота Леопольда».

Видеоролик из мультфильма «Фунтик».

Музыкальное сопровождение - песня В. Шаинского «Улыбка» песня «Барбарики-доброта», песня «Ты, да я, да мы с тобой», песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра».

Выставка детских рисунков на тему «Добрые дела».

Ход занятия:

Звучит музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики. (песня «Ты, да я, да мы с тобой»)

Педагог: - Давайте встанем вместе в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое!(руки вверх)

Здравствуй, небо голубое!(руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья!(все беруться за руки)

(Дети садятся на стульчики)

Показ отрывка из м/ф «Кот Леопольд», где звучит песня «Если добрый ты».

Педагог: - Ребята, вы посмотрели отрывок из м/ф «Кот Леопольд». О каком важном человеческом качестве, поёт Леопольд?

(ответы детей)

Педагог: - Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. А если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, он остаётся один, переживает чувства отчаяния, страдает.

В жизни вас ждёт много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми: смелыми, отзывчивыми и вежливыми. Просто надо больше улыбаться, дарить улыбку людям.

Сегодня ко мне в гости приходила Фея Добра и оставила цветок, который называется «Доброта», (на доске цветок с семью разноцветными лепестками).

На каждом лепестке Фея написала задания. А чтобы выполнить эти задания потребуется ваша доброта, любовь, доверие, улыбки.

Лепесток первый «Мостик добра»

Задание - вспомнить слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, доброе утро, добропорядочный, дружелюбие, человечность, толерантность, чуткость, милосердие, сочувствие, добродушие и т. д).

Дети называют слова и проходят по мостику. (муз. соп. песня «Давайте друзья всегда друг другу желать добра»)

Молодцы, а теперь давайте повторим хором: Добрый ты и добрый я, добрые все мои друзья!

Лепесток второй «Пословицы о добре»

Давайте вспомним пословицы о добре. Я буду говорить начало пословицы, а вы будете называть окончание пословицы.

Карточки с пословицами.

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека,а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Не хвались серебром,а хвались добром.

Кто добро творит,того Бог отблагодарит.

В ком добра нет,в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Лепесток третий «Подружимся с улыбкой»

(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка», проводится игра.)

Комплименты.

Педагог: - Ребята, давайте говорить друг другу комплименты.

Дети сидят, взявшись за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

Лепесток четвёртый «Добрые сказки»

Педагог: - Ребята, вы все знаете много сказок. Сказок о добре и зле. Давайте, вспомним злых героев сказок. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник)

А теперь назовите добрых героев сказок. (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница.)

Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов. Какие добрые дела вы бы сделали?

(В сундучке лежат «волшебные предметы» - волшебные палочки, волшебные шкатулки, шапки – невидимки, цветика – семицветика.)

Задание – придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью этих предметов.

Педагог: - Молодцы. А теперь ребята прочитают нам стихи о доброте.

1. И если кому – то поможет,

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

2. Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

3. Добрым быть совсем - совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета.

4. Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

5. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

если доброта как солнце светит

радуются взрослые и дети.

6. Добрым быть совсем - совсем непросто

Не зависит доброта от роста

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Педагог: - Нельзя причинять даже самому маленькому страдания, ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

Лепесток пятый «Добрые советы»

Педагог выбирает пять человек. Они должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день. Затем вслух похвалить себя за это: «Я молодец!»

Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или злого? А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим «дерево дружбы».

Лепесток шестой «Дерево дружбы»

(коллективная аппликация из ладошек. Муз. соп. – песня «Барбарики-доброта»)

Дети делятся на две команды и выполняют аппликацию из ладошек на большом листе ватмана.

Педагог: - Ребята, а какие слова могут обидеть? Правильно. Плохие слова. А ласковые слова душу согревают.

Лепесток седьмой «Добрые слова»

Педагог: - Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

Педагог показывает детям на доске солнце, на лучах которого записаны «плохие слова»: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.

Задание детям - подобрать к словам антонимы, заменив плохие слова на хорошие добрые (ласковый, добрый, щедрый, весёлый, радость, мир, правда, доброта).

Педагог: - Если солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь - согревают нас самих, как солнце. Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие, честное слово.

Показ отрывка из м/ф «Фунтик». (Песня»Доброта»)

Литература:

1. Дементьев, А. Д. Стихотворения / А. Д. Дементьев – М., 1988. – 288 с.

2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Соболев А. И. – М., 1983. – 335 с.

3. Майборода, Т. Н. Если добрый ты – это хорошо! / Т. Н. Майборода // Педсовет. – 2008. - № 5. – С. 6.

4. Семенака С. И. Уроки добра. Коррекционно – развивающая программа для детей 5-7 лет. Армавир 1999.

5. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2006. – 128с

Ресурсное обеспечение:

http://www.happy-kids.ru/page.php?id=756 – видеоролик «Если добрый ты».

http://www.youtube.com/watch?v=2wE04KtVAGk – видеоролик песня Фунтика «Доброта».

Описание: Этот конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет, а также для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. С целью формирования у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности, было проведено итоговое занятие о готовности к школьному обучению. В каждом из своих воспитанников я вижу частицы доброты и стараюсь закреплять в них это чувство через разные игры, через познавательную, музыкально -эстетическую и продуктивную деятельность. Ведь это так важно научить детей делать что-то полезное и приятное людям.

Цель

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для дошкольников по теме "В стране Доброты"»

Описание: Этот конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет, а также для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. С целью формирования у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности, было проведено итоговое занятие о готовности к школьному обучению. В каждом из своих воспитанников я вижу частицы доброты и стараюсь закреплять в них это чувство через разные игры, через познавательную, музыкально –эстетическую и продуктивную деятельность. Ведь это так важно научить детей делать что-то полезное и приятное людям.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «В стране Доброты»

Цель : формирование у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»; «Социализация»; «Художественное творчество»; «Здоровье», «Музыка»;

Задачи : Способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков. Упражнять детей в составлении схемы предложения и делении слова на части, закреплять состав числа из двух меньших (5, 7, 8, 9, 10). Совершенствовать навыки решения арифметических задач и умение детей использовать в речи сложные предложения. Воспитывать уважительное отношение к окружающим и закреплять правила доброжелательного общения.

Предварительная работа : Заучивание стихов и пословиц о доброте, беседы и разыгрывание разных ситуаций на нравственную тему, чтение художественных произведений о доброте, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Делай добро», «Помощники».

Оборудование : Карточки для упражнения «Нарисуй солнышко», кассы, макет облако и солнышко, шапочки для драматизации сказки, клей, клеёнки, салфетки, фломастеры, ребус – доброта, сердечки для продуктивной деятельности.

Ход НОД

Ребята я предлагаю сегодня отправиться с вами в прекрасную страну, а как она называется, вы должны сами догадаться, в этом вам поможет ребус, который вы должны разгадать.

Ребус «Доброта». Догадались, в какую страну мы отправимся, правильно в страну доброты. А вы знаете, что такое доброта? (высказывания детей) Чтение стихотворения детьми по цепочке «Добрым быть совсем не просто»

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета,

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Молодцы отправляемся в путь, закрывайте глаза.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты,

Распускаются цветы. 1, 2, 3 на цветы смотри (во время чтения стихотворения воспитатель разбрасывает лепестки цветов с примерами)

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком.

Упражнение «Собери цветы» на состав числа. (6, 7, 8, 9, 10) –дети сами друг у друга проверяют правильность выполнения задания.

Пока вы собирали цветы я на полянке что – то интересное нашла, посмотрите что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.

Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)

Молодцы ребята, ой вы ничего не слышите? Кто-то нас зовёт и тихо, тихо шепчет, помогите. Хотите узнать кто это? Тогда подойдите к столам. Перед вами лежат карточки, на них нарисованы точки и цифры, надо соединить точки по цифрам по порядку и вы узнаете, что это такое.

Упражнение «Нарисуй солнышко»

Молодцы, все справились с заданием, Так вот же это солнышко, которому вы помогли, оно зацепилось за тучку, а вы его расколдовали. Вот видите, какие вы молодцы ещё одно доброе дело совершили и расколдовали наше солнышко. Про добро и про солнышко есть даже такая пословица «При солнышке тепло, при матери добро». Давайте повторим эту пословицу.

А вот посмотрите, что однажды произошло в один солнечный денёк.

Драматизация сказки «Ёжик и белочка»

Ёжик: Привет белочка

Белочка: Здравствуй ёжик.

Ёжик: Белочка ты куда идёшь.

Белочка: Да вот я маме помогаю, грибы собирать иду.

Ёжик: И я тоже грибы ищу, ну ладно пойду я, удачи тебе.

Белочка: Спасибо ёжик

Ёжик: Ой, да это же белочка, Белочка ты чего плачешь.

Да вот мне уже домой пора а я ни одного грибочка не нашла, что же мне делать не знаю.

Ёжик: Не переживай белочка посмотри сколько я грибов набрал, тут и тебе хватит, я с тобой поделюсь.

Белочка: Ой, спасибо тебе ёжик, я обязательно скажу мамочке, что это ты помог мне грибов набрать. Спасибо.

Ёжик: Да не за что кушайте на здоровье.

Воспитатель: Что можно сказать о героях этой сказки? (добрые, трудолюбивые, заботливые, ласковые)

А сейчас послушайте меня, что я вам расскажу. У ёжика было 8 грибов, 3 грибочка он отдал белочке. Сколько грибов осталось у ёжика?

Что это дети? Это задача.

Что есть в задаче? (В задаче есть условие и вопрос)

Повторите условие задачи, кто повторит? А какой был вопрос в задаче? Молодцы, теперь решайте задачу. Как ты решил задачу? 8-3=5

А какой будет ответ в задаче? (У ёжика осталось 5 грибов)

А теперь пора отдохнуть, пойдёмте немного поиграем.

Физминутка «Я иду и ты идёшь»

Я иду, и ты идёшь – раз, два, три (шаг на месте)

Я пою, и ты поёшь – раз, два, три (дирижируем руками)

Мы идём и поём – раз, два, три (идём по кругу в одну сторону)

Очень дружно мы живём – раз, два, три (идём по кругу в другую сторону)

Мы живём не тужим, и со всеми дружим (идём в круг, взявшись за руки и друг друга обнимаем)

Пословицы в кругу о доброте

Молодцы ребята, а я тоже знаю одну пословицу, вот послушайте меня внимательно.

«Добрым быть Родину любить»

Давайте все вместе повторим это предложение

А теперь выложите схему этого предложения.

Сколько слов в этом предложении?

Какое первое слово, какое второе, третье и какое четвёртое? Молодцы. Так какое же третье слово в этом предложении. А теперь покажите на схеме слово Родину, разделите его на части. Сколько частей в слове Родину. Назовите первую часть, вторая часть и третья часть?

Молодцы все справились с заданием.

Ребята, а у вас есть друзья? А вы любите делать подарки? А давайте сейчас для своих друзей мы сделаем подарки.

Продуктивная деятельность «Сердечки доброты»

Молодцы, а теперь давайте все выйдем со своими сердечками и споём песню о доброте

Песня «Дорогою добра»

Итог: Ребята, а о чем сегодня с вами беседовали. А какие добрые дела совершили?

Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми и рядом с вами всем будет уютно и тепло.

Продолжить учить детей пониманию и распознаванию чувств и эмоциональных состояний людей, которые их окружают.

Развить координацию движений, мелкую моторику, психические процессы: воображение, внимание, память и мышление.

Способствовать становлению положительных эмоциональных взаимоотношений, развитию навыков эмпатического общения.

Воспитать доброжелательность, стремление к благотворительности, готовности к гуманным поступкам.

Преодолеть, тревожность; активизировать сенсорно-моторные функции жизненно важных функций организма;

Предоставить ребенку возможности пережить радость творчества от собственных достижений.

Оборудование:

Набор пиктограмм (5 основных эмоций) и силуэтов;

Перечень ситуаций в стихотворной форме

Фланелеграф;

- «Пуговицы с отверстиями;

Бутылка с водой;

- «Пуговичный бассейн 1» (для массажа ног);

-«Пуговичный бассейн 2» (для массажа кончиков пальцев рук и ладоней);

Дидактическая игра «Солнышко на листиках» (осязательные ощущения);

Ткань голубого цвета (озеро с целебной водой);

5 пустых стаканов;

5 стаканов с разноцветными пуговицами, заполненные водой;

2 подноса;

Замок из песка, построенный в аквариуме;

Салфетки;

4 тарелки для пуговиц;

Музыкальное сопровождение: запись звуков грома; спокойная мелодия для релаксации.

Ход занятия психолога в детском саду.

1. Приветствие.

Дети заходят в зал вместе с и здороваются с гостями. Психолог спрашивает у детей, любят ли они подарки и предлагает подарить друг другу и гостям самую светлую, теплую, нежную улыбку.

2. Организационный момент.

Психолог сообщает детям, что приготовил для них сюрприз и сейчас его покажет. Это необычный, особый цветок, который называется - Цветок Доброты. А обаяние его в том, что когда люди смотрят на него, то их сердца наполняются добротой и любовью, а на лице появляется улыбка.

Звучит запись грома. Дети вместе с психологом прячутся, так и не увидев цветок, а когда снова возвращаются к нему, его на месте не находят, он исчез. (Дети рассуждают, куда делся цветок Доброты).

Психолог помогает детям в их догадках и рассказывает, что большинство людей, которые нас окружают - это кроткие, добрые, любящие люди. Но, несмотря на это, в нашем мире существует царство зла, хозяйкой которого является колдунья Злюка. Ей не нравятся веселые добрые, хорошие люди и она пытается их поссорить, сделать злыми, страшными, отвратительными, сея зерна страха, зла, равнодушия, из которых вырастут деревья ненависти, злобы, превратятся в дремучие леса и навсегда останутся в нашем мире, делая людей злыми и страшными. Вот и сейчас, чтобы нам навредить она украла цветок Доброты.

Но всегда найдутся люди, способные победить чары колдуньи Злюки. Сегодня это можем сделать мы с вами. Для нас сложилась возможность показать Злюке, что нас ей не запугать и наша доброта, смелость, находчивость помогут нам в поисках и освобождении цветка Доброты.

3. Разминка.

Упражнение «Разное настроение».

Психолог приглашает детей встать у фланелеграфа, и с помощью пиктограмм настроения показать, каким может быть наше настроение в определенной ситуации. Он начинает зачитывать стихотворные строки, а дети у фланелеграфа показывают значок.

Когда все друзья в доме, дети - веселы...

Когда нет игрушек, дети - печальны...

Когда на лбах у детей шишки набиты, дети - сердиты...

Если дети чего-то пугаются, то прячутся в кусты...

И только когда отдыхают, то спокойными бывают...

Затем к определенной пиктограмме подбирают соответствующий силуэт настроения.

4.Основная часть

Звучит аудиозапись грома.

Мне кажется, что эти звуки извещают нас о начале неприятных сюрпризов.

Задание 1. Дидактическая игра «Один лишний».

Дети садятся на ковер и выполняют упражнения по определению лишней пуговицы в определенной последовательности (пуговицы с отверстиями).

Задание 2. Массаж ног и дидактическая игра «Солнышко на листике».

Психолог подводит детей к «пуговичному бассейну 1».

Психолог: Перед нами «ручей с целебной водой». Его надо перейти, помогая друг другу и помочь солнышку найти свои листочки, которые спрятала Злюка под мусором (пустые стаканы и бутылка с водой)

Дети снимают обувь, взяв ее в одну руку. Другой рукой они держат друг друга. Таким образом, создав цепочку, дети переходят ручей и обуваются. На ощупь находят каждому Солнышку его листик, убирают мусор и отправляются дальше.

Звучит аудиозапись грома.

Психолог: Неприятные сюрпризы продолжаются. А это что такое? (Подводит детей к «пуговичному бассейну 2»). И это новый сюрприз от Злюки. Видимо она, что-то здесь спрятала.

Задание 3 . Массаж ладоней и пальцев рук.

Дети погружают руки в емкость с пуговицами, пытаясь что-то найти, но ничего не находят.

Психолог: Я поняла. Какая хитрая Злюка. Она превратила зерна добра и зла в пуговицы. Разноцветные пуговицы - это зерна добра, а черные - зла. Что вырастет из зерен зла, если их посадить?

Дети: Вырастут деревья ненависти, злости, безразличия, превратятся в дремучие леса и навсегда останутся в нашем мире, делая людей злыми, ненавистными, равнодушными.

Психолог: Что же нам делать? Кажется придумала: давайте отберем по несколько зерен зла в стаканчики, находящихся рядом, и зальем их водой, которую взяли из «целебного» ручья. Возможно, они превратятся в зерна добра.

Дети соглашаются с предложением Психолога.

Задание 4. «Поднимаем пуговицы пальцами». С помощью пальцев рук происходит перекладывание пуговиц из «пуговичного бассейна» в пустые стаканы.

Психолог наполняет стаканы водой, ставит их на поднос и дает им время для преобразования в зерна добра. А детей приглашает отдохнуть

Релаксационное упражнение «Солнечный лучик».

Дети ложатся на ковер, делают 3 глубоких вдоха и медленные выдохи и закрывают глаза. (Звучит спокойная музыка).

Психолог. Светит яркое солнышко. Своими лучиками солнышко обогревает наше тело и оно становится легким, мягким. Солнечные лучики касаются нашего лица, рук, ног. От этого нам приятно, уютно. Мы отдыхаем, мы спокойны. Но вдруг подул ветерок, он сообщает, что время двигаться дальше.

(Пока дети отдыхают помощник психолога меняет стаканы с черными пуговицами на стаканы с разноцветными пуговицами и открывает замок Злюки, скрытый под черной тканью).

Звучит аудиозапись грома.

Дети встают с ковра и видят перед собой замок Злюки (построен в аквариуме замок из песка, в котором скрыт цветок).

Психолог: А вот и замок Злюки. Как же нам его уничтожить? Дети предлагают различные варианты и вспоминают о зернах в стаканчиках, которые должны были превратиться в зерна добра. Затем замечают, что превращение произошло (пуговицы стали разноцветными), выливают из стаканов воду на замок, оставляя пуговицы в стаканах. От воды замок разрушается, а на его месте остается цветок.

Психолог: Замок Злюки разрушен - мы спасли цветок, который будет снова дарить людям добро и любовь. Теперь зла на земле станет меньше, потому что мы победили злую колдунью. А зерна добра остались в стаканчиках и я предлагаю создать цветочки, которые будут нам напоминать, что добро побеждает зло.

5. Завершение и рефлексия занятия.

Задача 5. Творческая работа «Цветочек доброты».

Дети садятся за столы, на которых находятся дощечки с липкой лентой. Высыпают пуговицы на салфетки, и перекладывают их в тарелочки. Каждый создает собственный цветок на липкой дощечке.

После выполнения задания психолог обращает внимание детей, что звуков грома уже не слышно и еще раз подчеркивает, что доброта детей, их дружелюбие и взаимопомощь помогли спасти и вернуть Цветок Доброты.

Психолог предлагает детям вернуться в группу и рассказать всем детям о Цветке Доброты. В зал входит воспитатель.

Воспитатель: Дети, где вы так долго были? Я вас искала и не могла найти.

Дети рассказывают воспитателю, где они были, вспоминая все игровые моменты и показывают, что принесли с собой из царства Злюки.