Национальный праздник гербер. Как проходит национальный удмуртский праздник Гербер? Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
С 10.00 до 21.00 площадкой для празднования и проведения культурной программы мероприятия станет сад «Эрмитаж».
«Гербер» пройдет в Москве уже в третий раз. В этом году на празднике гости смогут принять участие в национальных играх, танцах и песнях удмуртов, а также в интерактивных мастер-классах и конкурсах. Московский «Гербер» - масштабная презентационная площадка туристического, инвестиционного и экономического потенциала Удмуртии.
«В этом году мы представим новый формат проведения «Гербера» в Москве. Хотим, чтобы москвичи и гости столицы подробно узнали об Удмуртии и о том, что сделано в нашем регионе. «Сделано в Удмуртии» - главный девиз праздника. В рамках «Гербера» состоится шахматный турнир с участием международного гроссмейстера и специальных приглашенных гостей. Так, например, уже подтвердил свое участие председатель комитета по культуре Государственной думы РФ Станислав Говорухин», - отметил исполняющий обязанности Постоянного представителя Главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации Михаил Хомич.
Промышленный потенциал региона продемонстрируют автозавод «LADA Ижевск» и концерн «Калашников». С последними достижениями в российском автопроме можно будет ознакомиться на выставке автомобилей. А у стенда флагмана отечественной стрелковой отрасли гостей праздника научат обращению со знаменитым оружием. Кроме того, зрители смогут ознакомится с дронами-беспилотниками, выпущенными в Удмуртии, и попробовать себя в их управлении.
«Вкусы Удмуртии» раскроют местные фермеры. Они представят на ярмарке свою продукцию и угостят посетителей национальными блюдами (перепечами и пельменями). Именно Удмуртию многие считают родиной пельменей. Ведь название этого блюда состоит из двух удмуртских слов: «пель» (ухо) и «нянь» (хлеб).
Любители рукоделия и ремесленничества смогут поучаствовать в мастер-классах по изготовлению кукол-закруток, плетению поясов и соломоплетению.
Для юных гостей праздника будет работать детская игровая зона, где герои удмуртских сказок Тол Бабай и Лапшо Педунь будут развлекать гостей.
Культурную программу представят на сцене известные песенные и танцевальные коллективы из Удмуртии.
Всех гостей праздника объединит грандиозный флешмоб, который снимет с высоты птичьего полёта летающий дрон.
По завершению торжества состоится розыгрыш туристических путёвок от лучших санаториев региона. Принять участие в нем сможет каждый желающий. А закроет вечер этно-дискотека под открытым небом.
Организаторы «Гербера» в Москве - Правительство Удмуртской республики, министерство национальной политики Удмуртской республики, а также постпредство главы Удмуртской республики при Президенте РФ и удмуртское землячество в Москве. Праздник пройдет при поддержке Правительства Москвы.
Официальный сайт праздника - http://gerberfest.ru/
Справочно:
Гербер - традиционный праздник удмуртов, связанный с окончанием весенних работ в поле. Проводится он в последние дни июня – в начале июля. По народным поверьям, именно с этого момента земля считается «беременной» и ранить её сохой или лопатой нельзя. Обычно это время совпадает с днями летнего солнцестояния. Кульминацией древнего праздника были коллективные моления, которые проводились всей общиной. Обращаясь к верховным божествам удмуртского пантеона, люди просили: «чтобы из одного зёрнышка выросло 30 колосьев, чтобы корень был золотой, чтобы белка не смогла обежать наше поле». Основные черты древнего Гербера возрождены в 1992 году.
В столице Удмуртии, в Ижевске, «Гербер» отметят в этом году 12 июня. Общереспубликанский «Гербер» пройдет 17 июня в Можгинском районе Республики.
Гербер: о традиционном летнем празднике удмуртов
А. В. Коробейников, Д. М. Сахарных
Праздник гербер, удмуртский по происхождению и колориту, давно уже носит
в Удмуртии общенародный характер и по популярности обгоняет, пожалуй, даже та-
кой традиционно межэтнический праздник, как сабантуй. Празднуется гербер ле-
том. Привязки к конкретной календарной дате нет. Часто жители Удмуртской Рес-
публики ориентируются на заранее объявленное время проведения республи-
канского фольклорного фестиваля «Гербер» (за последние десять лет дата этого ме-
роприятия попадала всякий раз в промежуток с 10 по 26 июня). Фестиваль прово-
дится каждый год в разных местах Удмуртии при участии и действенной помощи
республиканского руководства, чей рабочий график также приходится учитывать
организаторам этого «главного» гербера, программа которого является образцом
для подражания при организации подобного же рода праздников на местах.
I.
Современный летний праздник гербер символизирует окончание весенних по-
левых работ. Именно эту формулировку почти в один голос повторяют каждый год
республиканские масс-медиа. Особенно забавным бывает читать такие репортажи в
районных газетах, когда журналистом-сельчанином описывается, например, совер-
шённый во время праздника обряд бусы сюан, в ходе которого под июньским солн-
цем колосья с одного поля срываются и переносятся на соседнее. Зачастую в том же
номере газеты можно видеть репортажи и фотографии с сенокоса.
Данное обстоятельство нельзя объяснять непрофессионализмом журнали-
стов: они всего лишь идут вслед за местными этнографами. Так, на страницах попу-
лярного учебника «Этнография удмуртов» Владимир Владыкин и Людмила Христо-
любова пишут: «Важный этап крестьянского труда, связанный с весенней обра-
боткой земли, завершался праздником, называемым в разных местах гербер, гужем
юон, куарсур».
Поясним, что и гужем юон (в переводе с удмуртского «летний праздник»,
«летняя пирушка»), и куарсур (‘пиво листьев’ – праздник, связанный с возложени-
ем берёзовых листьев на воршудную полку куалы) отмечались хотя и в разных ло-
кальных традициях, но в один и тот же Петров день (29 июня ст.ст.). Оба автора не
уточняют, каким образом летний даже по названию, приходящийся по нынешнему
календарю почти на середину июля праздник стал завершать весеннюю обработку
земли.
И это не единственная странность в предоставляемых современными этно-
графами описаниях праздника. Тот же Владимир Владыкин в соавторстве с Татьяной
Перевозчиковой пишет, что гербер есть «летний праздник, проводимый в последние
дни летнего солнцестояния», что «сейчас Гербер строго приурочен к 12 июля», и при
этом «считается, что это последний праздник земли, последний летний праздник:
до этого дня заканчиваются все весенние земельные работы, в которых применяется
плуг». «Называли его ещёкуарсур («праздник в честь зелени»), – уверяют названные
авторы, – так как в это время лето достигает своего разгара».
Примерно о том же говорит Татьяна Миннияхметова: «Гербер – массовый
праздник, проводимый после окончания всех весенних земельных работ с примене-
нием плуга до начала уборочной страды. В деревнях Унинского района Кировской
области… приурочен он был к 21 июля… Гербер – обряд-благодарение в честь окон-
чания посадочно-посевных работ, взошедших хлебов… Можно сделать вывод, что
обряд проводился с целью просить у богов созревания хлебов, хорошего
урожая…».
Елена Попова в своей посвящённой бесермянам монографии утверждает: «Се-
рединой лета называли гербер (буквально: время после пахоты), который длился
около недели и совпадал с летним солнцестоянием, а в поздней традиции был
приурочен к дням
June 21st, 2015 , 04:10 pm
В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии - Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка - "после плуга". Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.
Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.
Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.
1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:
3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:
4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:
5. На праздник приехало огромное количество гостей:
6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:
7. Я приехал как раз к открытию праздника:
9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:
10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:
11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:
13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:
14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:
15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:
16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ - 552 тыс. человек из них 410 проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представленны на Гербере:
18. Ну и собственно замыкает колонну - Москва:
19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:
20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не "кормить" прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :
21. Ну а мы продолжаем:
22. На сцене меняются артисты:
23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:
24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у павильона Республики Беларусь на :
Вот он:
25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:
26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:
27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:
28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:
29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:
30. Качели:
31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник - удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:
32. Для взрослых тоже было предусмотренно не мало развлечений:
34. Национальная удмуртская забава - кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам - впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:
35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:
36. Ткацкие мастера:
Всего 87 фото
25 июля 2015 года в столичном парке искусств Музеон проходил национальный удмуртский праздник "Гербер". У гостей праздника была возможность познакомиться со старинными удмуртскими традициями, попробовать блюда национальной кухни: перепечи, табани, горячую кашу, принять участие в мастер-классах по удмуртским танцам и национальным играм. Подобный праздник проводится в Москве впервые, в честь Года Удмуртии в Москве, посвященного 95-летию государственности Удмуртии и 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского.
Задачей этого праздника, судя по анонсу, является "...сохранение традиционных ценностей удмуртского народа, приобщение москвичей и гостей столицы к разнообразию поликультурного мира многонациональной России, укрепление дружбы, межнационального мира и согласия между землячествами и диаспорами, проживающими на территории Москвы...".
Праздник Гербер чрезвычайо меня заинтересовал, причем натолкнувшись на него в сети, я уже сразу знал почему-то, что отправлюсь туда) Наверняка будет хорошая возможность поймать удачный кадр на празднике, да и просто, окунуться в его необычную атмосферу.
«Гербер - праздник наших предков, эхо далеких веков. В нем живет душа удмуртского народа. Но прежде чем праздновать, наши селяне с древности до наших дней выкладывались на родной земле-кормилице, поливали ее своим потом, делали добрый задел на будущий урожай, - сказал на открытии мероприятия Глава Удмуртии Александр Соловьев (на фото - в центре).
02.
Для нас огромная честь и большая ответственность выступать в столице нашей Родины. Сегодня мы покажем москвичам, как умеют отдыхать мои земляки, какие таланты растут и расцветают на удмуртской земле. Это наши лучшие артисты, народные умельцы. Здесь и мастера удмуртской национальной кухни. Уверен, они найдут путь к сердцу каждого».
Если кому интересно - на фото слева руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов, справа - руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы - Владимир Черников.
И пока организаторы давали интерьвью, я отправился осмотреть, что привезла на свой праздник щедрая Удмуртская Земля. Недалеко от концертной сцены расположились многочисленные палатки с сувенирами и разнообразными блюдами удмуртской кухни. Я попробовал, перепечи с грибами и мясом - было очень вкусно, кстати)
03.
Аппетитно выглядит удмуртский каравай, правда?)
04.
05.
Казан с пловом завлекал своим удивительным запахом и ярким образом, вызывая какие-то волнительные смутные воспоминания из "прошлой кочевой жизни")
06.
Еще один небольшой ряд зеленых деревянных павильонов отдали под удмуртские национальные сувениры.
07.
Очень много похожих кукольных женских фигурок, которые по сути являются оберегами. Симпатичные и задорные.
08.
Вот пара типичных народных удмуртских женских костюмов на ярких куколках.
Такие костюмы мы еще увидим "вживую" на праздничном концерте.
09.
Удмуртские орнаменты - ленты для костюмов... и множество разных мелочей.
10.
11.
А вот здесь, продавец демонстрирует Главе Удмуртской Республики и руководству ФАДН и Департамента национальной политики Москвы
как эта соломенная фигурка танцует, перемещаясь по деревянной поверхности, когда ее немного наклоняют по горизонтали...
12.
13.
Кое-что Игорь Баринов, даже, прикупил)
14.
За прилавками, да и не только, необычайно приветливая и открытая атмосфера, даже, как-то, необычно для москвича, привыкшего к сдержанной настороженности к своему окружению)
15.
16.
17.
18.
В один момент мне предложили поучаствовать в съемке моделей в стилизованных народных удмуртских костюмах, что готовились к вечернему показу. Вот несколько фоток. Модель Ксения. Очень понравилось с ней работать)
19.
20.
21.
22.
Ну, а сейчас мы, все же, вернемся к основной сцене на празднике Гербер. Кстати, "Гербер", переводится с удмуртского - "после плуга". То есть - это праздник, связанный с окончанием весенних работ в полях, когда уже можно передохнуть от тяжких трудов. Изначально, Гербер - моление (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае.
Перед эстрадой, где непрерывно идут выступления национальных удмуртских коллективов
, на зеленой лужайке,
можно фотографировать участников и, также, сфотографироваться с ними, одетыми в яркие затейлевые
народные праздничные костюмы.
23.
Для фотографа - просто раздолье, несмотря на жесткий солнечный свет)
24.
25.
Еще раз отмечу приветливость, открытость и необычайную внутреннюю душевную гармонию наших удмуртских гостей. Давно я не испытывал такого удовлетворения и всецело полного позитива от общения с людьми.
26.
27.
28.
29.
А сейчас мы перейдем, таки, к праздничному концерту...
30.
31.
В тени деревьев все места заняты участниками праздника, что дожидаются своей очереди для выступлений.
Те места, что свободны, пока не используются - они приготовлены для официальных гостей праздника - к моменту приветствия его участникам от организаторов мероприятия и Главы Республики Удмуртия.
32.
Выступающих очень много...
33.
Кстати, был и армянский коллектив, что зажигал очень даже неплохо!)
34.
35.
36.
37.
К сожалению, не знаю поименно участников праздничного концерта, поскольку в сети программу выступлений мне не удалось найти, а потому, - если кто подскажет - непременно добавлю их имена в свой репортаж.
А здесь было и горловое шаманское пение и народная причудливая песня про трудолюбивую пчелу - очень любопытный харизматичный исполнитель!
38.
А здесь - задорные танцы!)
39.
40.
41.
А кто-то готовится к выступлениям, и с удовольствием позирует, дожидаясь своей очереди...
46.
47.
Выступления и сама удмуртская музыка мне очень понравилась, даже не ожидал от себя такой спонтанной внутренней теплой и встречной реакции)
48.
49.
50.
Действо, по-хорошему, захватывало. Я смотрел на сцену уже не как на концерт "народных исполнителей", а как на действительно настоящий народный праздник, что постепенно и целиком вливался в меня и становился моей неотъемлемой частью. Это не слова, и действительно все таки и было. Неповторимое ощущение!
51.
Студия танца «Эктон Корка»
52.
Студия танца «Эктон Корка»
53.
54.
55.
Были и современные удмуртские артисты. Эстрадный удмуртский ансамбль «Шулдыр Жит». И все было здо́рово и естественно.
56.
57.
58.
59.
60.
Вот Анна Плотникова всех просто "завела" - задорной национальной песней, переложенной на современные клубные ритмы...
61.
Здесь уже классика. Известная певица Валентина Пудова, которой все были искренне рады.
62.
63.
Еще одна исполнительница классического репертуара...
64.
Однако, народное - есть народное!
65.
Задор, радость, экспрессия, народные искристые танцы - просто супер!
66.
67.
68.
Ну и, наконец, звездные "Бурановские Бабушки"!!!"
69.
Фейерверк юмора, задора, естественности; танцы, современная музыка, да и, просто, как говорится, взрывная энергетика Бурановских Бабушек просто потрясла. Удовольствие от их выступления исключительное.
До сих пор у меня в голове вертятся мелодии их веселых и искрометных хитов)
Гербер… хм… а что такое Гербер? А ну-ка, давайте покатаем это слово на языке – гер-бер! Как камушки гремят. А на ум приходят то ли гербарий, то ли гербера с гербалайфом, то ли вообще страшный Кербер, а кому и правозащитница Алла Гербер, что не лучше Кербера). Но не пугайтесь, это всего лишь название одного из праздников, очень популярного в удмуртских краях. И хорошо, что нам не пришлось проговаривать другие слова удмуртского языка, ибо без навыка многие из них весьма сложны для произношения. Ну да к делу…
Многие века назад, когда выживание человеческих сообществ напрямую зависело от того, насколько рьяно они сеют, пашут или закидывают сети, праздники человечьи были все больше привязанными к сельхозкалендарю. Не стала исключением и народность удмуртов, или вотяков, уютно проживавшая в Прикамье и Предуралье. Как и многие другие окрестные этносы, удмурты в основном занимались пашенным земледелием и придавали процедуре пахоты весьма большое значение – настолько большое, что посвятили ей один из своих праздников – Гербер.
Название Гербер происходит от вотяцких слов «геры» - плуг, и «берэ» - после, позади, что уже дает понять, в какой период времени проводилось это празднество. В старину Гербер отмечался весной, сразу по окончании пахоты и сева, строгой даты у него не было. У местных жителей бытовало поверье, что земля после обработки является беременной, и нельзя её до срока ранить ни мотыгой, ни сохой. Землепашцу в эти дни перед сенокосами выпадал совсем коротенький отдых, который посвящался празднованиям и сакральным мероприятиям.
В старину в разных районах Удмуртии праздник называли по-разному. Звался он и Гырон Быдтон, и Куарсур, и Гужом Юон, и даже, прости господи, Пинал Мудор. Но во всех местах действо было примерно одинаковым – общинники под камлания местного языческого священнослужителя гурьбой обходили поля и совершали курискон - молили бога-творца Инмара и его зама по плодородию Кылчына о богатом урожае. После чего совершали жертвоприношение – закалывали на поле упитанного тельца и делали с его мясом обрядовый мультизлаковый кулеш из разных видов зерен.
После сакрального перекуса народ начинал плясать, петь, выбирать невест и устраивать разные увеселения. Девушки принаряжались, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение. Веселью немало способствовало и то, что каждая хозяйка двора была обязана принести на гуляния фляжку местной домодельной водки-кумышки. Этому пункту в программе празднества придавалось очень большое значение. Известно даже, что когда матушка Екатерина Великая вводила госмонополию на водку и запрещала частное винокурение, для вотяков по их слезной челобитной было сделано исключение ради праздника.
Шли годы, и постепенно празднование Гербера переместилось на более удобное для массовых гуляний время – окончание летнего солнцестояния. Ученые-этнографы до сих пор не имеют общего мнения, как и когда весенний праздник стал летним, есть версия, что Герберов изначально было два – ранний большой и поздний малый. Известно лишь, что в конце XIX века он четко ассоциировался с Петровым днем, на празднестве появились православные священники, а в текстах курисконов упоминались уже Христос и святые. Вероятно, произошла характерная для языческих традиций привязка их к христианским праздникам.
После революции традиция отмечать Гербер, разумеется, прервалась – она никак не вписывалась в новую идеологию. И только в 1992 году празднование возобновилось. Правда, никаких религиозных мотивов в торжественных мероприятиях уже не наблюдается. Фиксированной даты они не имеют. В какой-нибудь из июньских выходных на лугу в этнографическом музее-заповеднике Лудорвай проводятся конкурсы на лучший национальный костюм, выставки разного мелкого народного творчества. Особенно обильно представлены изделия из бересты – удмурты по ним большие мастера. По-прежнему на кострах варится ритуальная каша в огромных котлах. Во время торжественного собрания-митинга происходит награждение лучших хлеборобов.
Лично Президент Удмуртии посещает празднество и обходит все лавки народных умельцев, никогда не уходя без покупки. У тамошнего народонаселения в этот день есть редкая возможность напрямую пообщаться с любимым руководителем и другими свитскими чиновниками разного ранга. На праздник собираются несколько тысяч человек, приезжают гости из разных регионов России и из-за рубежа. Все охотно дегустируют блюда местной кухни, посещают мастер-классы по изготовлению удмуртских национальных свистулек и соломоплетению, учатся национальным танцам и художественной лепке из глины. Гуляющих услаждают фольклорные ансамбли песни и пляски. Старинный народный обычай продолжает жить новой жизнью…