Понятия патронатное воспитание патронатная семья. Социальный патронат и патронаж

Патронат

Патронат - одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48. Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года - с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем. . Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (англ. foster home ).

Особенности патроната

ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде . Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:

  • ребенок в патронатной семье, проживая в семье восппитателя оставался воспитанником учреждения и в любой момент, мог быть возвращен в учреждение по решению администрации. Т.е. патронат в старом виде не являлся семейной формой устройства, а был разновидностью интернатного воспитания.
  • патронатный воспитатель не являлся законным представителем ребенка и обладал только некоторыми обязанностями, но не правами. В частности такой воспитатель не мог принимать никакие юридически значимые действия по отношению к ребенку: определить в учебное заведение, осуществлять управление и надзор за его имуществом, давать согласие на лечение, выступать его представителем в суде и других органах. В ситуации, когда требовалось обеспечить защиту ребенка патронатный воспитатель это сделать не мог и обязан был обращаться в администрацию учреждения.
  • трудовой договор, который заключали патронатные воспитатели, предусматривал возможность для патронатного воспитателя замены ребенка так как ребенок по такому договору, исходя из сути трудового права, являлся сырьем надомника-воспитателя, позволял вернуть ребенка на время отпуска в детское учреждение или просто отказаться от воспитания «по собственному желанию».
  • практика патроната не давала экономии для государства, прежде всего потому, что персонал детского учреждения при сокращении количества воспитанников нельзя было сократить, патронатному воспитателю так же выплачивали средства не только на содержание, но и зарплату. В итоге получалось у ребенка было два воспитателя - патронатный воспитатель и сотрудники организации для детей.
  • в патронатные воспитатели шли в основном люди пожилого возраста из числа педагогов-пенсионеров, люди не готовые отвечать за ребенка, а также желавшие доработать на педагогическом стаже, по этой причине количество передач детей от одного к другому патронатному воспитателя составлло от 7 до 12 %,
  • психологи и сами дети считают что постояная привязка к детскому дому где дети воспитывались является для них травматической, постоянное "выдергивание" детей и семей на общедетдомовские меропрития не способствовала психологической реабилитации детей, оптимальным является сопровождение семьи с организацией встреч на нейтральной территории, но не в стенах детского дома,
  • такая форма приемная семья или патронат в современном виде ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ виды сопровождения и помощи семье, однако ОРГАНИЗАЦИИ ЛИШИЛИСЬ своих полномочий и теперь не могут распоряжаться судьбой детей. Они потеряли возможность управления финансами и сохранения персонала при отсутвии в учреждении детей.

РЕЗЮМЕ: Патронат в старом виде был выгоден, прежде всего, интернатным учреждениям для собственного сохранения как учреждения и сохранения персонала, обеспечения загрузки персонала как службы сопровождения.

До сих пор патронатные площадки используют патронат как промежуточное помещение ребенка, часто просто потому, что это оправдывает их назначение и дополнительные выплаты персоналу. Процент ухода патронатных воспитателей на иные формы был огромен и достигал 80 % за год, что говорит о том, что сами патронатные воспитатели были не в восторге от патроната. Успешность патраната преимущественно в головах его апологетов т.к. в большинстве регионов патронат с 2007 года начали сворачивать из-за низкой эффективности и ненадежности помещения детей (См. статистику).

Статистика и аналитика патроната

Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило - 0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.

В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (Внимание! Ссылка содержит устаревшие сведения) Патронатное воспитание как форма приема ребенка в семью - Усыновление в России (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ).
  • Баллада о патронате - о социальном патронате не формально

В России функционирует несколько форм устройства ребенка, лишившегося близких родственников и крова: опека, усыновление и патронат. Вы можете усыновить малышей, находящихся в специальной базе сирот. Но есть дети, которые не попали в данный список, но им также остро требуется поддержка взрослых людей. Именно для таких ребят создана особая процедура – . Патронатная семья, что это такое и какими преимуществами она обладает, в этом необходимо разобраться. Патронатная семья – это опека над детками, осуществляемая по официальному договору (схож с трудовым), является популярной формой устройства малышей, нуждающихся в заботе, внимании. Дети получают и профессиональную поддержку государства и искреннюю любовь взрослых людей.

Патронатное воспитание. Патронатная семья

Патронатное воспитание – современная и набирающая популярность . Между службой по устройству деток и воспитателями разграничиваются обязанности по развитию малышей. Таким образом, патронатное воспитание сочетает в себе родительскую заботу и особое внимание, заинтересованность подготовленных специалистов:

  • педагогов;
  • психологов;
  • докторов.

Кого могут передать в патронатную семью

Патронатные семьи берут на воспитание: сирот, малышей, родители которых не имеют на них прав. Кроме того, в такую семью передают человека, родственники которого по состоянию своего самочувствия (ряда заболеваний) не могут за ними осуществлять должный уход. Если родители уклоняются, по неуважительным причинам, от воспитания малыша, то такого человека также можно отдать в любящую семью, где о нем побеспокоятся.

Кто может стать патронатным воспитателем

В законах субъектов РФ устанавливается круг конкретных лиц, которые имеют возможность стать воспитателями. Ими могут быть лица, достигшие совершеннолетнего возраста, кроме лиц, которые признаны недееспособными; лиц, которые отстранены от обязанностей усыновителя; лиц, не имеющих возможности по состоянию здоровья выполнять родительские права; лиц, которые не имеют места жительства; лиц, имеющих судимость.

За каждым воспитателем может быть закреплено не больше 5 детей.

Если Вам очень нравится заниматься воспитанием детей, наполнены любовью к малышам, в Вашем доме много свободного места, тогда Вы сможете быть воспитателем.

Права и обязанности воспитателя

Каждый патронатный воспитатель имеет две важные роли: любящий родитель и профессионал по развитию деток. С ним заключается трудовой договор. Данная форма работы – возможность обрести близких людей всем детям. Воспитатель несет ответственность за здоровье малыша, его гармоничное развитие, дает все, что только потребуется для полноценной жизни. Необходимо своевременно обращаться к специалистам служб, получать пособия и отчитываться за потраченные средства.

Отличия от других форм воспитания

Патронатное воспитание – воспитание с помощью подготовленных специалистов педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни. От государства патронатные семьи получают не только пособия и льготы, но и педагогов, социальных работников. Вы можете взять малыша, которого нельзя усыновить или взять над ним опекунство. Малообеспеченные, одинокие, люди в возрасте имеют возможность позаботиться о детках.

Преимущества патронатного воспитания

Патронатное воспитание славится многочисленными преимуществами, на которые стоит обратить внимание. Общегуманитарная ценность семьи – главное достоинство. Готовность маленького человека к жизни со всеми трудностями и заботами – это еще один плюс, который имеет патронатное воспитание. Воспитателя можно найти рядом с местом жительства малыша, у него будут образовываться социальные связи, ему не придется прощаться с близкими друзьями, любимой и родной атмосферой. Не потребуется специального, особого обучения, для того чтобы адаптироваться к жизни. Возможность профессиональной самореализации – преимущество данной формы устройства малыша.

Как стать патронатным воспитателем

Будущий патронатный воспитатель должен собрать ряд необходимых документов:

  1. Трудовая книжка (копия).
  2. Справка о том, что человек не судим.
  3. Справка с места, где трудитесь.
  4. Справка об отсутствии инфекционных заболеваний.
  5. Документ, подтверждающий наличие жилья.

Кроме всего вышеперечисленного, необходимо, конечно, сильное желание помочь маленькому человеку стать намного счастливее. Обратите внимание также на план работы семьи по патронату детей. Грамотно организованная работа включает в себя: воспитательную работу, участие психологов в развитии малыша и его социальной адаптации.

Куда обращаться

Будущие патронатные семьи сначала обращаются в соцзащиту, после этого выполняют ряд предусмотренных законом действий (сбор документации), если проявляют желание позаботиться о бывшем детдомовце. Для того чтобы стать ответственным воспитателем, потребуется встать на учет в опекунском совете. Только после этого, Вам помогут добиться поставленной цели.

Порядок оформления

Если Вы проявили желание быть воспитателем нужно:

  1. Собрать ценные документы, для того чтобы встать на учет (паспорт, справка с места, где трудитесь, выписка из домовой книги, медицинская справка, документ из ОВД).
  2. После того, как приняли документы, Вас занесут в базу воспитателей.
  3. Затем получаете возможность принимать детей из списка патронатной службы.

Напишите заявление для устройства детей в семью, после этого пройдите собеседование. Получите справку о состоянии здоровья, пройдите курс обучения. Потом специалисты посетят Вас, оценят обстановку и помогут найти малыша. Патронажная семья, взявшая малышей, на выходные дни, дарит детям положительные эмоции, теплоту и любовь.

Принятые органом опеки и попечительства решения дают возможность воспитателю полноценно заботиться о детях.

Составление договора

Патронатные семьи должны подписать в обязательном порядке договор с опекунским советом. Там строго прописываются следующие условия:

  1. Как грамотно содержать деток.
  2. Срок ухода за детьми.
  3. Контроль.

Данный договор о патронатном воспитании заключается между соцзащитой, родителями малыша и самим воспитателем.

Выплаты и льготы

В каждом регионе устанавливаются свои выплаты и льготы, которые получают все патронатные семьи. Пособия (Московская обл.):

  • Воспитанник приравнивается к сироте и получает денежные выплаты в размере 3-х заработных плат. За все расходы родители должны отчитываться.
  • За воспитанника получаете по пять тысяч рублей.

Воспитанник будет жить в семье, но числиться в детском доме. Профессионалы знакомятся с условиями жизни и воспитания ребенка переданного Вам, а также контролируют его развитие.

Законодательное регулирование

  1. В 2008 году вступил в силу Федеральный закон N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Теперь воспитатель является полномочным представителем ребенка, соопекуном, определяет процесс его воспитания, содержания.
  2. Проект N 217944-6 устанавливает форму воспитания, оказания помощи детям.

Патронатное воспитание – это опека и попечительство над ребенком или детьми, осуществляемые по договору о патронатном воспитании, заключаемом между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. Передача ребенка на патронатное воспитание производится на основании договора, заключаемого между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства.

В патронатную семью могут быть переданы дети следующих категорий:

Дети-сироты;

Дети, родители которых неизвестны;

Дети, родители которых ограничены в родительских правах;

Дети, родители которых лишены родительских прав;

Дети, родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;

Дети, родители которых признаны недееспособными (либо ограничено дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

Родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

Дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях;

Другие дети, признанные в установленном порядке, нуждающимися в государственной защите.

При передаче ребенка на патронатное воспитание учреждение, организующее патронатное воспитание, руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его мнения. Передача ребенка, достигшего десяти лет, на патронатное воспитание осуществляется только с его согласия. Дети, находящиеся в родственных отношениях между собой, передаются в одну семью патронатного воспитателя, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по другим причинам они не могут воспитываться вместе. Общее число детей, передаваемых на патронатное воспитание в одну семью, не должно превышать 3 человек. Исключение может составить передача в одну семью братьев и сестер.

Патронатными воспитателями (воспитателем) могут быть граждане Российской Федерации - совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) кровных родителей;

2) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, имеющих непогашенную судимость;

5) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

6) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

7) лиц, которые по состоянию здоровья в соответствии с перечнем, утверждаемым законодательством Российской Федерации, не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям

Гражданин, выразивший желание стать патронатным воспитателем, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

1) заявление с просьбой о назначении патронатным воспитателем;

2) справка с места работы лица, выразившего желание стать патронатным воспитателем, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать патронатным воспитателем, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

3) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать патронатным воспитателем, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

5) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать патронатным воспитателем, состоит в браке);

6) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать патронатным воспитателем, на прием ребенка (детей) в семью;

7) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего стать патронатным воспитателем;

8) автобиография;

9) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты);

10) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать патронатным воспитателем, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации. В случае, если гражданином справка не представлена самостоятельно, указанный документ запрашивается в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Шаг 1. Первичное консультирование в Управлении по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Шаг 2. Подготовка документов, психологическое обследование и обучение в ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы по программе «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (80 часов).
Шаг 3. Получение заключения о возможности гражданина быть патронатным воспитателем.
Шаг 4. Постановка на учет в качестве патронатного воспитателя.
Шаг 5. Подбор ребенка.
Шаг 6. Издание распоряжения Управления по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о назначении патронатного воспитателя над несовершеннолетним.
Шаг 7. Заключение договора о патронатной семье.
Шаг 8. Контроль за условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего подопечного и сопровождение.

Ежемесячное пособие на содержание ребенка до трех лет - в сумме 5460 рублей, старше трех лет - в сумме 5250 рублей; ребенка-инвалида либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющего недостатки в физическом и (или) психическом развитии до трех лет - в сумме 6552 рублей, старше трех лет - в сумме 6300 рублей;

Ежемесячное денежное вознаграждения за каждого ребенка до трех лет - в сумме 7750 рублей, за каждого ребенка старше трех лет - в сумме 6460 рублей; ребенка-инвалида, либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющего недостатки в физическом и (или) психическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением устанавливается за каждого ребенка до трех лет в сумме 9300 рублей, за каждого ребенка старше трех лет - в сумме 7752 рублей в месяц.

За второго ребенка и каждого последующего, принятых на патронатное воспитание, устанавливается доплата в размере 50 процентов от установленного вознаграждения.

Патронатные родители предоставляют отчет в Управление по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об израсходованных средствах на содержание ребенка до 1 февраля ежегодно.

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.




— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей

Ирина Чугреева, педагог-психолог
Уполномоченной службы по патронатному воспитанию Детского дома № 2

Oдна из форм семейного воспитания – патронат
В настоящее время в России проблема социального сиротства приобрела национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности.
За последние сто лет мы переживаем уже третью волну сиротства. Для сравнения: после Второй мировой войны в 1945 году во всём Советском Союзе было 678 000 детей-сирот , но нынешнее, возникшее в 90-е годы положение с детьми особенно парадоксально. Если первые две волны сиротства были обусловлены двумя мировыми войнами и революцией, в которых родители просто погибли, то в наше время из 1 миллиона выявленных безнадзорных и беспризорных детей около 900 000 имеют хотя бы одного живого родителя . Эти дети — социальные сироты .

В детском доме №2 проживает 60 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. На базе детского дома работает патронатная служба по устройству детей в семьи . Перед нами стоит вопрос: Как помочь этим детям найти свое место в жизни? Как помочь создать свои семьи и не повторить ошибок своих родителей?

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.
— Они живут в “стае”, поэтому часто зависимы от нее и не могут быть самостоятельными, но каждый из них ищет свое гнездо.
— Они живут в своих обидах и страхах, поэтому становятся беззащитными, и им нужна поддержка.
— Они не знают, как защитить себя, поэтому агрессивны к внешнему миру, но им нужны ласковые руки матери.
— Они изолированы от нас, поэтому у них есть трудности в общении, но они ищут понимания.
— Они мало знают о жизни, поэтому неспособны к сознательному выбору своей судьбы, и они ждут мудрого совета.
— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей.

Перед нами стоит задача: развивать семейные формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь воспитание в семье это самый простой и естественный способ адаптации ребенка к взрослой жизни.
Мы знаем, что есть усыновление, опека, а последнее время развивается такая форма как патронатное воспитание.

Что такое патронатное воспитание?
Принцип патронатного воспитания: у каждого ребёнка должно быть право на свой дом и своих родителей .
Что же это такое? Всё очень просто: патронатное воспитание – это новая форма устройства в семью ребёнка, нуждающегося в государственной защите, где патронатным воспитателем может стать практически любой человек, желающий помочь ребёнку.
Патронатная семья по-другому — замещающая семья, которая предоставляет сиротам возможность познакомиться с укладом семейной жизни, получить незаменимый опыт общения и взаимодействия между членами семьи, установить доверительные отношения с взрослыми, которые могут о них заботиться.
Патронат – это не усыновление и не опека. Это особая форма воспитания детей, где всё направленно на помощь в интеграции ребёнка в общество, где с одной стороны патронатный воспитатель (любой из нас), а с другой стороны ребёнок-сирота и детский дом. В патронатной семье опекуном ребёнка остаётся детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребёнка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребёнка с опекуном, т.е с детским домом.
Патронатный воспитатель – это взрослый, который предоставляет воспитаннику детского дома возможность жить в своей семье. Он обеспечивает ребёнку безопасное и благоприятное окружение, удовлетворяет его базовые потребности во время пребывания в семье, обучает бытовым, социальным навыкам и самообслуживанию, создаёт у ребёнка представление о жизни в семье.

Чему ребенок учится в патронатной семье?
Дети имеют в семье возможность познакомиться с основами семейной жизни, ведением домашнего хозяйства, планированием бюджета.
Ребенок наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, получает необходимую информационную и эмоциональную поддержку, получает возможность понять, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.
Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка, — всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.
В семье ребёнок учится принимать жизнь реально и адаптироваться в ней. Здесь его учат самому простому: готовить пищу, стирать, и самому сложному: уметь ставить цели, достигать их и верить в себя.


Они нашли семью
В ходе работы патронатной службы детского дома №2 было создано 8 патронатных семей. Пятеро детей постоянно проживают в семьях патронатных воспитателей, трое посещают патронатные семьи в выходные, каникулярные и праздничные дни. Из восьми ребят, шестеро проживают в семьях более года.
1. Во время проживания ребёнка в семье патронатного воспитателя частота хронических рецидивов, а также простудных заболеваний уменьшается. Боря Е. 5 лет находился в детском доме с диагнозами: «аденоидные вегетации», снижение слуха, грубое нарушение фонетико-фонематической стороны речи. Во время нахождения в патронатной семье была проведена операция по удалению аденоидов. Патронатным воспитателем был проведён необходимый восстановительный курс. В результате состояние слуха у ребёнка улучшилось, чище стало произношение. Патронатные воспитатели прилагают большие усилия по оздоровлению детей: проходят различные курсы лечения, соблюдают чёткий режим, приобщают к спортивным играм, обучают катанию на коньках, хождению на лыжах.
2. У детей, находящихся в семьях патронатных воспитателей на постоянной основе к концу первого года пребывания отмечается снижение тревожности и агрессивности, дети спокойнее спят (не вскакивают и не вскрикивают), меняется характер рисунков (вместо злых персонажей рисуют добрых).
Серёжа Г. 5 лет часто болел ОРЗ, страдал энурезом, наблюдались ночные кошмары. Провёл в патронатной семье год. Прошёл курс лечения у гомеопата. За этот период ночные кошмары прекратились, сократилась частота заболеваний ОРЗ, вылечен энурез.
3. Дети, попадая в семью, становятся более восприимчивыми к себе и к окружающему миру, формируется способность к внутреннему самоотчёту и рефлексии, появляется своя точка зрения и вырабатываются навыки и умения отстаивания своих взглядов.
4.Обстановка семьи обеспечивает формирование игровых навыков, норм поведения, навыков самообслуживания, сглаживает школьную дезадаптацию. Даёт возможность более быстрого и лёгкого, по сравнению с детским домом, освоения навыков приготовления пищи, личной гигиены, навыков уборки квартиры, стирки и ухода за вещами, т.е. бытовых навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни. Патронатными воспитателями для детей в семье создаются условия стабильности и защищённости, которые формируют у ребёнка чувство привязанности к взрослому и другим членам семьи. Дети чувствуют заботу и неравнодушное отношение к себе. В результате патронатный воспитатель становится для ребёнка значимым человеком.
5. У детей оказавшихся после детского учреждения в семье патронатного воспитателя интеллектуальное развитие улучшается. Это связано с тем, что взрослый, с помощью специалистов Уполномоченной службы, начинает проводить специальные, коррекционно — развивающие занятия, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики руки, а также мышления. Патронатные воспитатели стимулируют мотивацию детей к учёбе (с помощью рассказов, на собственном примере, в виде реальной помощи в выполнении домашнего задания), повышают интерес к окружающему миру, способствуют видению цели в жизни. Света П. 5 лет прожила в патронатной семье год. За это время с девочки был снят диагноз ЗПР, в настоящее время посещает логопедический детский сад.

Итак, в решении многих поставленных задач имеется позитивный результат, о чём свидетельствуют перемены, которые произошли с ребятами за время проживания в патронатных семьях. Ребята стали более открытыми и доверчивыми, а также более эмоционально уравновешенными, научились справляться со вспышками раздражительности и обидчивости, обсуждают свои проблемы со взрослыми. Конечно, разные воспитанники имеют разную степень прогресса.
Развитие ребёнка в домашних условиях является наилучшим, о чём свидетельствует продолжение отношений между патронатным воспитателем и детьми, достигшим восемнадцатилетнего возраста и вступившим в самостоятельную жизнь. Патронатный воспитатель стал для них старшим другом и наставником. Лена Ш. 19 лет и Миша Ж. 19 лет продолжают поддерживать доверительные, теплые отношения с патронатными воспитателями, обращаются к ним за советом и поддержкой. Таким образом, такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание предполагает осуществление работы по профилактике социального сиротства, которая обеспечивает право ребенка жить и воспитываться в замещающей семье, создаёт у ребенка позитивную картину будущего, основанную на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. Эта модель позволяет положительно решать вопрос об устройстве детей-сирот в семью.
Каждый ребёнок, независимо от возраста нуждается в том, кого он может назвать «мама», «папа» и «мой дом».

Если ВЫ верите, что способны изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство, то обращайтесь к нам!

Для выполнения стоящих перед патронатным воспитателем задач ему необходимо пройти курс подготовки, который проводит Уполномоченная служба по патронатному воспитанию детского дома. Задачей данного курса является повышение психолого-педагогического уровня кандидата в патронатные воспитатели, обучение выстраиванию отношений, развитие навыков работы с ребенком-сиротой.
МЫ ЖДЕМ ВАС!!!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 (VII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Директор: Хрыкина Надежда Михайловна
Район Ново-Переделкино, г. Москва
Ул. Шолохова, д.6, корп.3
Телефон: 732-56-12, 732-70-00
Факс: 732-66-50

Патронатное воспитание - это один из видов опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (еще есть собственно и ).

Оформить патронат можно тогда, когда другие формы устройства ребенка в семью применить невозможно.

Передать ребенка на патронатное воспитание (постинтернатный патронат) можно не в каждом субъекте Российской Федерации. В Москве такая форма устройства (воспитания) ребенка возможна.

Патронатные воспитатели, как и опекуны (попечители), тоже законные представители детей, у них те же права и обязанности, но договор с ними заключается только на возмездной основе и на более короткий срок - не менее 3 месяцев и не более года (в интересах детей может быть продлен).

Отличие от опеки (попечительства) также заключается в том, что патронатным воспитателям и оказавшимся у них детям специальная оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Помните, что братьев и сестер можно взять на патронатное воспитание только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.

2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий Установить опеку (попечительство) над ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, могут дееспособные совершеннолетние граждане, за исключением:

  • лишенных (ограниченных) в родительских правах;
  • отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением тех, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющих заболевания, препятствующие усыновлению: туберкулез органов дыхания (I и II группы диспансерного наблюдения), инфекционные заболевания, наркомания, токсикомания, алкоголизм, психические расстройства или расстройства поведения, злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий (злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий - только после проведения радикального лечения), инвалидность I группы;
  • состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • не прошедших подготовку (подготовка не требуется близким родственникам детей).
">требованиям к опекунам (попечителям) .

Кроме того, приемный родитель обязательно должен пройти и получить . Если у вас есть , оно тоже подойдет.

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

3. Как найти ребенка?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк . На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, - таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в .

Для получения доступа к полным анкетным данным детей вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

4. Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник органа опеки.

После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас патронатным воспитателем.

5. Как заключить договор о патронатном воспитании?

В течение 10 дней после принятия акта о передаче ребенка на патронатное воспитание с вами должны заключить соответствующий договор на срок от 3 месяцев до года, который подписывается в органе опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В документе указываются права и обязанности всех сторон - органа опеки и попечительства, организации по сопровождению семьи и патронатного воспитателя, а также размер вознаграждения и способ оплаты (по договору о патронатной семье, за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств бюджета Москвы, за счет средств третьих лиц).

 В случае изменения места жительства ребенка договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой договор - с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.

6. Как выбрать сопровождающую организацию?

Патронатным воспитателям и их воспитанникам специальная организация по сопровождению семьи оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.