Профилактика компьютерной зависимости у подростков. Психологическая профилактика игровой компьютерной зависимости у подростков

Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.

В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости.

Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.

Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.

Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих - общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия.

Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической службы» в сети. Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.

В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев. Главная цель последней - научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов, с акцентом на эмоциональной поддержке. Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером. Следует сделать акцент на первых признаках зависимого поведения от компьютера (К. S. Young, 1998) :
1. Навязчивое желание деятельности за компьютером.
2. Постоянное ожидание следующей работы за компьютером.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером.
4. Жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу компьютера.

Учебные программы для учеников школ, лицеев, техникумов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.

Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа - спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.

Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи - неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

Отмеченные профилактические технологии были применены по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего формирования компьютерной зависимости. Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались вопросы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особенностей и характерные признаки аддиктивной личности. Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнес-тического метода) были выявлены признаки психической зависимости, характерные для второго этапа развития компьютерной адцикции. Участие в исследовании и беседе помогло многим респондентам критически оценить свою ситуацию и принять меры по изменению своего поведения.

Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в основном, матери респондентов обратили внимание и предложили провести беседу с детьми отдельно. Характерно, что большинство респондентов спрашивали о возможности проведения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии и предложение обратиться к квалифицированному психотерапевту в городе проживания. Программа профилактики компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу психологов с учениками в лицеях.
150

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

Кулиева Р.Ф.

Руководитель Гуливец Л.В.

ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»,

Свердловская область, г. Екатеринбург

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – стало неотъемлемой частью современной жизни, захватывая влиянием не только взрослых, но детей и подростков. В настоящий момент увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе компьютерными играми различной сложности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия . Патологическая зависимость от компьютера формируется благодаря нарушениям в области восприятия окружающей действительности и обработки поступающей в мозг информации. Возможности современных электронных цифровых систем позволяют смоделировать иллюзорную реальность, в которую во время взаимодействия с компьютером охотно погружается человеческое сознание, отгораживаясь от внешнего мира и приводя к возникновению компьютерной зависимости аддикции .

Адди́кция в широком смысле, - ощущаемая н авязчивая потребность в определённой деятельности .

Цель исследования: исследовать влияние компьютерной зависимости у подростков

Задачи:

    Изучить проблему компьютерной зависимости в научной литературе

    При помощи опроса провести анализ влияния компьютерной зависимости у подростков

На базе ГБОУ СПО «СОМК» было опрошено 30 человек студенты 2 курса. У 100% опрошенных студентов имеется компьютер и другие цифровые устройства и интернет. На вопрос «как часто вы пользуетесь интернетом?» 23% респондентов ответили, что пользуются интернетом по необходимости, 46% пользуются каждую свободную минуту, 26% могут просидеть более 3-х часов, не отрываясь, 3% пользуются не более часа в день.

На вопрос «хотели бы Вы проводить меньше времени за компьютером?» 46% ответило: да хотел бы, 36% - что их всё устраивает, 13% - нет, не хотел бы. На вопрос «если вдруг отключится интернет, чем бы Вы занялись?» многие ответили, что провели бы время с семьёй, погулял бы, занялись бы своим хобби, выспались бы, почитали бы книгу, занялись бы споротом. Это говорит о том, что компьютер занимает большую часть времени у подростков, некоторые даже хотели бы проводить меньше времени, но они не знают каким образом.

Возникновению компьютерной зависимости у детей и подростков способствуют следующие причины: о тсутствие или недостаток общения в семье; отсутствие серьезных увлечений, не связанных с компьютером; н еумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими. В сети Интернет такой подросток или ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

При компьютерной зависимости возможны серьезные осложнения: депрессия, нервозность и возбужденность, нарушение сна, пониженная самооценка, недостаточность и минералов, нарушения зрения, карпальный синдром, синдром «сухого глаза», и нарушения осанки. В таком случае существует медикаментозное лечение: антидепрессивными препаратами, растительными препараты, витаминно-минеральные комплексы, также необходимо правильное обустройство рабочего места и соблюдение режима работы и отдыха, гимнастику для глаз и оборудовать компьютер качественным монитором. Прием любых лекарственных препаратов должен быть согласован с врачом .

Наиболее действенным методом коррекции компьютерной зависимости является психотерапия. Для преодоления пагубного пристрастия может использоваться как индивидуальная, так и групповая психотерапия. В Екатеринбурге существуют медицинские центры помощи по компьютерной зависимости, такие как: Муниципальное бюджетное учреждение Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог». Учредителем Центра «Диалог» является Управление образования Администрации г. Екатеринбурга .

Психотерапия компьютерной зависимости происходит поэтапно. На первом этапе необходимо преодолеть возражение человека по поводу наличия у него зависимости. Второй этап – осознание проблемы. Третий этап – собственно лечение, изменение поведения и преодоление зависимости, а также негативных эмоциональных реакций, возникающих при этом. Четвертый этап – коррекция семейных и социальных отношений. Необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секции. Последний этап – преодоление последствий .

Коррекция компьютерной зависимости невозможна без сознательного стремления самого человека преодолеть аддикцию, его активного содействия. Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходимо поставить перед собой 3 задачи. Проанализировать, какие проблемы лежат в основе компьютерной аддикции, почему человек «убегает в виртуальный мир». Найдете «слабое звено», необходимо устранить его. Научиться контролировать время работы за компьютером. Необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером. Вы можете, перед тем как «садится» за компьютер составлять список дел, которые вам нужно сделать за этим устройством . Свободное от компьютера время постарайтесь заполнить чем-то интересным и полезным. Ваша цель – переключить свое внимание на другой вид деятельности, увлечься им, и тогда новое хобби поможет справиться с имеющейся проблемой .

Изучив различную литературу по данной теме, проведя опрос у подростков, мы пришли к выводам, что компьютерная зависимость в нынешнее время очень распространённая проблема и многие не знают, как правильно с ней справиться. Таким образом, подростку мы советуем не «отмахиваться» от этой проблемы, а осознать и не отрицать, что она у него есть. Если человек осознает свою проблему, то ему будет легче с ней справиться. Расставив для себя приоритеты в разных сферах своей жизни (семья, учеба, досуг, работа), подросток сможет рационально построить свою жизнедеятельность, а значит и контролировать.

Список литературы:

    Статья «Методы профилактики компьютерной зависимости среди школьников и молодёжи» М.Ю. Борисова, Т.Б. Косенкова г. Омск

    http://psi-doctor.ru/zavisimosti/lechenie-kompyuternoj-zavisimosti.html

Интернет зависимость у подростков – довольно распостраненная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений. Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка – это бесценный источник информации, учебного материала, увлекательных книг, фильмов, способ найти новых друзей по всему миру и т.д. В сети несложно найти редкие и ценные книги, которые мало у кого есть дома. Многие игры несут в себе довольно значимый развивающий потенциал – к примеру, логические игры и головломки превосходно развивают способность анализировать, находить связи и восстанавливать логические цепочки. Общение в социальных сетях позволяет улучшить комуникатывные навыки и выучить иностранные языки.

Увы, все эти замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону в виде стойкой зависимости подростков от компьютера. Мы говорим о подростках, потому что они, в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию таких психологических расстройств, но не следует забывать, что зависимость от компьютера может развиться и у младших школьников, и у взрослых людей.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте, как правило, являет собой один из двух видов: зависимоть от социальных сетей или игровую зависимость.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

Зависимость подростков от социальных сетей

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Признаки интернет зависимости у подростков:

  1. Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.
  2. «Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.
  3. Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.
  4. Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.
  5. Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.
  6. Проблемы с учебой.
  7. Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.
  8. Расстройства сна, кардинальное изменение режима.
  9. Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

Как видите, компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно. Именно поэтому так важна профилактика каких бы то ни было зависимостей у подростков. Если ребенок отказывается идти к психологу за помощью (а именно так обычно и бывает), родители сами должны обратиться к специалистам за консультацией. Ведь семья – это одно целое. Зависимость кого-то из ее членов неизбежно отражается на всех остальных. И в то же время, начав изменять себя, вы можете помочь своему ребенку вернуться к нормальной жизни.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.

Программа профилактики компьютерной зависимости подростков

Беленко Лариса Юрьевна

«Профилактика компьютерной зависимости

среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №25»

Скоро останутся лишь две группы людей:

те, кто контролирует компьютеры,

и те, кого контролируют компьютеры.

Постарайтесь попасть в первую.

(американский специалист по менеджменту)

Актуальность реализации :

Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков:

1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг.
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств.

Признаки компьютерной зависимости:

    Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

    Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

    Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

    Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

    Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

    Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

    При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

    Падение успеваемости

    Появление проблем в общении, частые конфликты

    Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.

Цель:

Формирование информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды .

Задачи:

    Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся

    Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника

    Проведение мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга

    Организация интересного, полезного досуга, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на учебный год. Первый этап (сентябрь - октябрь) – подготовительный (диагностический), второй этап (ноябрь - апрель) практический (формирующий) , третий этап (май) – обобщающий (этап оценивания результатов и рефлексии).

    Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в школе.

    Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта. Кроме того, предусмотрено обеспечение необходимой коррекционной работы, связанной с трудностями и рисками реализации проекта.

Участники программы : педагоги дополнительного образования, социально-психологическая служба, учителя-предметники, актив ученического самоуправления, ученики, родители.

Название мероприятия

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Ответственный

1. Диагностический этап

Опрос, анкетирование

Индивидуальная, групповая

Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психолог, педагоги,

родители

сентября

Проведение опроса «Игры в моей жизни»

индивидуальная

Выявить степень увлеченности виртуальными играми

Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

2. Формирующий этап

Вовлечение учащихся во внеурочную занятость

Индивидуальная

Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях

Классные руководители, педагоги доп.образования

Педагоги, учащиеся

В течение года

Привлечение родителей к борьбе с компьютерной зависимостью

групповая

Организация работы родительского клуба. Тематическое выступление на родительском собрании «Ребёнок и компьютер. Опасная грань»

Классные руководители

Педагоги,

родители

Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг»

Групповая

Сформировать и развить потребность в активном образе жизни, в живом общении, умение видеть окружающую действительность

Классные руководители

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Мероприятие

«Фестиваль настольной игры»

Групповая

Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым

Психолог Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Тренинг «Живое общение»

групповая

Организация круглых столов, обсуждение событий в спортивном мире, в мире культуры, киноиндустрии и т.д.

Психолог

Учащиеся5-11кл.,

педагоги,

родители

Проведение цикла спортивных мероприятий

групповая

Формирование и прививание активного образа жизни учащихся, проведение различных мероприятий по культуре питания, спорта. Выработка самодисциплины

Педагоги доп.образования

Учащиеся 5-11 кл., педагоги

3. Этап оценивания результатов и рефлексии

Опросник «Дожить до ста»

групповая

Выявление степени ценностного отношения к своему здоровью и саморазвитию

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опроса «Игры в которые играют дети»

индивидуальная

Выявить степень востребованности настольных игр

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опросов, анкетирование, беседы

индивидуальная

Повторная диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время. Индивидуальные беседы с учащимися, которым трудно избавиться от компьютерной зависимости

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психологи

педагоги,

родители

Ожидаемые результаты и способы их оценивания.

Реализация данного проекта позволит:

Эффективно организовать деятельность педагогического коллектива в рамках информационно-образовательной среды школы;

Создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

Создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.

Требования к основным исполнителям программы

Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям :

    обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям школы;

    разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;

    повышение эффективности работы всех целевых групп;

    обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.

Управление реализацией проекта предполагает :

    управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).

Формы работы : коллективные, групповые, индивидуальные.

    управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);

    создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.

зависимость компьютерная игра

Как любая зависимость, компьютерная не лечится до конца, могут быть рецидивы. Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни.

Причина компьютерной зависимости - в том, что игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними - мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко подсесть. Похожий процесс идет в мозгу наркомана. Не ест и не пьет человек потому, что гормон удовольствия сильно снижает потребности в этом. Даже обычный здоровый компьютерщик может просидеть трое суток перед компом на одном кофе.

Но только таблетками и внушением такое не лечится. Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например

Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников - какими их видят другие.

Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными.

И обретение такого друга будет иметь большое значение в жизни подростка. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому именно обретенному другу он будет поверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы.

Практически друг будет являться аналогом психотерапевта. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общение именно с этим сверстником.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта. В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений. Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания, а в случаях с игровой зависимостью подростки могут переносить свои переживания на компьютерного героя.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам. Общение со сверстниками имеет особое значение в жизни подростка: для него это школа социальных отношений и способ познать себя и других.

Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. .

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости - например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков. Все это довольно проблематично для детей и подростков. Тем более существенно, чтобы родители, воспитатели, педагоги были способны оказать им помощь в диагностике аддикции и в избавлении от нее. Для этого необходимо разработать подробные методические рекомендации и снабдить ими все учебные заведения, а также всех заинтересованных родителей.

Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например. Нужно помочь решить проблему общения со сверстниками.

Так же в Китае придумали "автоматический" способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа "стрелялок" или "стратегий" сервер сам выключает компьютер. Причем сразу его не включишь. Компьютерная зависимость является частью лудомании (научное название игровой зависимости). Она в какой-то мере даже опаснее казино. Ведь сейчас игры на компьютере доступны практически всем.

Любая игромания с огромным трудом поддается лечению, потому что по сути является сочетанием наркомании и навязчивости. ВОЗ внесла ее в разряд опасных психических расстройств. А компьютерная зависимость страшна еще и просто для физического здоровья. Например, в одном из российских городов от обширного кровоизлияния в мозг погиб 12-летний мальчик, который без отрыва играл дольше суток.

Специализированные клиники по лечению от компьютерной зависимости нужны. Ведь психотерапевт общего профиля вряд ли будет вживаться в этот мир, чтобы говорить с пациентом на одном языке.

Цель нашей работы - выявить изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с компьютерными играми развивается психологическая зависимость от киберпространства. Для реализации этой цели была проведена следующая работа:

Проанализирована литература для выявления основных понятий по данной теме исследования.

Изучена классификация компьютерных игр.

Определены степени компьютерной зависимости.

Выявлены психологические особенности подросткового возраста.

Представлены методы диагностики и способы профилактики компьютерной зависимости.

Поставленные задачи исследования были выполнены.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

При возникновении игровой зависимости можно говорить о следующих видах культурной и психологической трансформации личности подростка:

1 Лудомания приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации, препятствует формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе;

2 При возникновении игровой зависимости происходит перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в виртуальный мир, что неизбежно ведет к аутизации человека, который начинает хуже распознавать реальные человеческие эмоции;

4 Игровая зависимость может делать подростков более агрессивным, что откладывает отпечаток на их взаимоотношения с социумом.

Для определения интернет-зависимости подростков на начало исследования нами было проведено анкетирование.

В 6а классе приняли участие в тестировании 19 человек. По результатам тестирования 6 человек набрали от 80 до 100 баллов, они вошли в группу зависимых. 5 учащихся набрали от 50 до 79 баллов и были отнесены к группе с пограничной степенью зависимости 6 учащихся набрали 20-49 баллов, эти учащиеся оказались с нормальной степенью интернет-зависимости.

Таблица 2 - Результаты тестирования учащихся на констатирующем этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности8810Стадия увлеченности596Стадия зависимости644 По результатам тестирования констатирующего этапа нами была составлена шкала степени интернет-зависимости подростков с 6 по 8 класс, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

На итоговом родительском собрании родителям были представлены результаты исследования, рекомендации по профилактике интернет-зависимости среди подростков.

В классах, принимающих участие в исследовании, были проведены классные часы

В процессе нашего исследования подросткам были представлены рекомендации по профилактике интернет-зависимости, которыми они старались пользоваться.

С целью проверки рабочей гипотезы на контрольном этапе нами было проведено повторное тестирование учащихся. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты тестирования учащихся на контрольном этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности111213Стадия увлеченности574Стадия зависимости323

По результатам тестирования на контрольном этапе была также составлена шкала степени интернет-зависимости подростков, которая представлена на рисунке 2.


Рисунок 2

Динамика интернет-зависимости учащихся констатирующего и контрольного этапов более наглядно представлена на рисунке 3:


Как видно из диаграммы, достигнута положительная динамика снижения уровня лудомании среди учащихся. Так как мы особое внимание уделяли учащимся.. класса, то в этом классе мы достигли также положительных результатов: количество интернет-зависимых учащихся понизилось с.. до.. .

Таким образом, анализ всех полученных результатов позволил сделать вывод об эффективности предлагаемых мероприятий по профилактике лудомании у учащихся.