Развитие мышления. Как развивать логическое мышление ребёнка


Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?

Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости.

Умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг. К таким тренировкам относятся занятия по Эйдетике и Мнемотехнике, Скорочтению и Спортивному запоминанию. На наших тренингах дети и взрослые значительно улучшают память, развивают мышление, повышают скорость чтения и концентрацию внимания!

Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.

Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления



Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта! Для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест: он состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип: исходя из условий задачи, надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. В конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у вас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

Позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

Тест на проверку уровня логического мышления

1.Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

правильно
неправильно

2.Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

правильно
неправильно

3.Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.

Катя не крадет
Катя обманывает и крадет
ни одно из вышеперечисленных

4.Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.

все зеленые звери пьют водку
некоторые зеленые звери пьют водку
ни одно из вышеперечисленных

5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.

хорошие начальники, которые умеют летать – могут петь
некоторые плохие начальники не могут петь
ни одно из вышеперечисленных

ОТВЕТЫ ТЕСТА:

1 – Неправильно

2 – Правильно

3 – Ни одно из вышеперечисленных

4 – Некоторые зеленые звери пьют водку

5 – Ни одно из вышеперечисленных

Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику .

Простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления




Три задания, которые помогут выяснить, почему у ребёнка не получается решать задачки.


Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.

Тест на определение уровня логического мышления ребёнка

Задание №1 – Простые аналогии

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.

Цель:
исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

Математика

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

Библиотека

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход

пристань

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина

Кастрюля

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь

Телевизор

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

Лестница

а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Результаты:
о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 5, о низком – менее 5.

Задание №2 – Исключение лишнего

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Цель:
изучение способности к обобщению, классификации.

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Лондон, Киев, Волга, Минск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Результаты:

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” – это посуда, а остальное – еда).
  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов: высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.



Задание №3 – Изучение скорости мышления

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Цель:
изучение умения видеть картину в целом, тренировка скорости мышления.

Слова:

п-ра   д-р-во   п-и-а   п-сь-о

г-ра   з-м-к   р-ба   о-н-

п-ле   к-м-нь   ф-н-ш   з-о-ок

к-са   п-с-к   х-кк-й   к-ш-а

т-ло   с-ни   у-и-ель ш-ш-а

р-ба   с-ол   к-р-ца   п-р-г

р-ка   ш-о-а   б-р-за   ш-п-а

п-ля   к-и-а   п-е-д   б-р-б-н

с-ло   с-л-це   с-ег   к-нь-и

м-ре   д-с-а   в-с-а   д-р-в-

Результаты: 25-30 слов – высокая скорость мышления; 20-24 слова – хорошая скорость мышления; 15-19 слов – средняя скорость мышления; 10-14 слов – ниже средней; до 10 слов – инертное мышление.

Методика правильного решения школьных задач

Проблема в решении задач, чаще всего заключается в том, что ребенок не умеет представлять себе задачу. В этом возрасте у них лучше всего развито зрительное восприятие. Поэтому все условия задачи нужно зарисовывать или чертить в виде таблицы. Сейчас я покажу вам методику, как решаются подобные задачи, которых очень много в школьных учебниках.

Задача

Три девочки – Валя, Наташа и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в сером, третья в черном. В каком платье была каждая, если известно, что Валя – не в черном и не в сером, Катя – не в черном.

Чертим таблицу:

Размеща известные данные в таблицу, сразу становится очевидно, кто был в каком платье.

Следующие упражнения

Анаграммы – слова, в котором слова переставлены в случайном порядке. Решение – определение первоначального слова. Помогают увидеть картину в целом.

ЧНЕТИЕ – чтение

АЛИГОК – логика

ШЛЫНМЕИЕ – мышление

АОГВОЛМОЛКО – головоломка


Для тренировки умения подбирать и выстраивать аналогии и уметь классифицировать информацию подойдут следующие игры:

Игра №1: Найти неизвестное число

КРОНА   КРАН

Решение:
в слове КРОНА пять различных букв. Число, записанное под ним, состоит из пяти различных цифр.

Поставим их в соответствие друг другу:

Букве К соответствует цифра 5;

Букве Р соответствует цифра 1;

Букве О соответствует цифра 3;

Букве Н соответствует цифра 7;

Букве А соответствует цифра 9.

Тогда слову КРАН соответствует число 5197.

ОТВЕТ: 5197.

Игра №2: Соедини рисунки, согласно слов

Игра №3: Интересные задачки

Задание 1: даны два слова, мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.

БЛЮДО, ЛОДКА.

МЕЛ, МУКА

Задание 2:
Что будет? – что будет, если мама опоздает на работу? (если не будет света, зимы)

Умение делать выводы из ситуации, развивает причинно-следственные связи.

Эти игры очень просты и в них можно играть всюду, и на ходу и в транспорте, и это не воспринимается как обучение, это просто общение с ребенком. Занимайтесь и играйте, легко и регулярно, относитесь к задачкам, как к игре – и через 2 недели, и вы увидите результат!

Решив три проблемы, вы повысите уровень интеллекта своего ребенка и его успеваемость.


Первая из них – нежелание видеть задачу в целом, находить логические связи и размышлять, исходя из условия задачи. Ребенок стремится все быстренько подставить под формулу и покончить с этим.

Для того чтобы развить у ребенка умение мыслить логически, и сделать для него интересной и «живой» любую задачу, существует простая игра, в которую многие из вас наверняка играли. Такая игра усиливает ваши способности в сообразительности, улучшает мышление, тренирует концентрацию. И со временем вы будете решать логические задачи повышенной сложности, научитесь находить связь между событиями, и понимать, как из одной ситуации следует другая.

Вам потребуются палочки, либо карандаши, либо спички:


Переложи 2 спички так, чтобы собачка посмотрела в другую сторону?



Игра №4: Данетки – игра, которая научит вас мыслить логически

Цель «данеток» – научить детей задавать логические вопросы, анализировать, научиться отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).


Суть этой замечательной игры заключается в том, что ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать его, задавая такие вопросы, на которые можно дать ответ «да» или «нет».

Примеры вопросов:

– это одушевленный предмет? – нет

– Он необходим для жизни? – нет

– Мы используем его каждый день? – нет

– Он полезен в хозяйстве? – нет

– Это развлечение? – да

– Это аттракцион? – нет

– Он есть у людей дома? – да

– В этой игре соревнуются? – да

Чем дальше идет игра, тем больше вопросов возникает у ребенка, тем больше он может проследить логические связи. В эту игру можно играть по дороге в школу, или тоже мотивировать ребенка – сказать, что хочешь ему что-то купить, только надо угадать, что.

Если вы чувствуете, что с ремеслом детектива вы уже на «ты», можно усложнить задачу. Например, можно установить определенное количество вопросов, а за самые «меткие» давать очки. Таким образом, вы сможете соревноваться друг с другом, в игре появится небывалый азарт.

Игра №5: Развиваем логику с помощью спичек

Еще один вариант игры, которая развивает логику. В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.

Сначала ребенок может переставлять спички «вручную», но потом это можно делать в уме.

Ответ.
Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.




Проблемой многих детей является то, что они моментально «хватаются» за подсказку мамы. Например, мама хочет подсказать, и говорит «может быть, здесь надо прибавить?». Ребенок вместо того, чтобы продумать вариант,который предложила мама, и сказать, подходит он, или нет, сразу говорит «да, да!» и соглашается с предложенным вариантом.

Игра №6: Верю – не верю

Дети не хотят думать самостоятельно. Чтобы избавиться от этой привычки, я посоветовала бы игру под названием «Верю – не верю». Она развивает у ребенка критическое мышление – умение мыслить самостоятельно, не принимать любое утверждение, а поддавать его критике, самостоятельно формировать мнение, рассуждать.


Условия очень простые – вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, правда это или выдумка, и объяснить, почему он так считает.

Например, я говорю: «Сок можно есть ложкой».

ДА, если это фруктовое мороженое.


Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы.

Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения. Например: «все птицы летают» (не все, есть птицы, которые не летают: курица, индюк, страус, пингвин).

Игра№7: Найди аналогии

И еще одна игра, в которую можно играть «на ходу», и которая хорошо тренирует умение находить аналогии. Вы просто даете ребенку слово – например, «вертолет». Затем, просите найти к нему наибольшее количество аналогий по любым принципам – например, бабочка, потому что она летает, или трамвай, потому что в нем тоже можно перевозить людей.

Ну, а теперь на посошок! Задача повышенной сложности, которую все знают и помнят: как помочь крестьянину перевезти на другой берег на лодке козу, капусту и волка, если в лодке может поместиться только 2 предмета, и чтобы коза не съела капусту, а волк не съел козу… Справились?

Ваш ребёнок может обучаться эффективнее и веселее!

Тренинговый Центр «Шалений равлик» приглашает детей и взрослых на курсы по развитию памяти и мышления! Наш профессионал педагог высшей категории с шестнадцатилетним стажем Елена Калачикова знает о памяти и мышлении всё! Елена утверждает, что мозг – это мышца нашего тела, которая нуждается в регулярных тренировках. Убедитесь, что домашнее задание можно делать с удовольствием и без «зазубривания»!

Тренинг по Эйдетике и Мнемотехнике

Занятия по Эйдетике с профессиональным педагогом расширяют сознание, развивают мышление, улучшают концентрацию внимания, и главное – по максимуму прокачивают память! Ваши дети навсегда забудут, что такое «зазубривать» материал и будут обучаться с радостью. С помощью методике образного мышления – Эйдетике, ваш ребёнок сможет:

  • с лёгкостью выучить большое стихотворение или текст наизусть;
  • запоминать огромный объём различной информации, в том числе цифровой;
  • улучшить концентрацию внимания;
  • подготовиться к экзаменам и ЗНО;
  • изучить иностранные языки.

Если вас заинтересовали занятия по развитию памяти и мышления, запишитесь на курс по Эйдетике и Мнемотехнике!

Запишитесь на тренинг по эйдетике

Экспресс-тренинг по Скорочтению

Удивительный курс по Скорочтению всего из трёх занятий длительностью в 2 часа. Этот тренинг для тех, кто прошел курс Эйдетики и Мнемотехнике и хочет научиться способам скорочтения! К нам приходят детки и взрослые и повышают скорость чтения в два-три раза! На тренинге по Скорочтению вы:

  • обработаете 4 способа быстрого чтения;
  • повысите концентрацию внимания;
  • научитесь выбирать из текста главное;
  • с лёгкостью запоминать прочитанный материал.

Тренинги по Эйдетике и Скорочтению помогут вашему ребёнку улучшить успеваемость в школе! Запишитесь на экспресс-курс по скорочтению и повысьте свою скорость в три раза!

Запишитесь на тренинг по скорочтению

Продвинутый уровень: Спортивное Запоминание

Тренинг по Спортивному Запоминанию для сильнейших учеников! Сила есть в каждом! Если вы хотите стать настоящим спортсменом в запоминании или желаете принять участие в Чемпионате по Спортивном Запоминании, Тренировочный Центр «Шалений равлик» жжет вас! Подходит для тех, кто хочет:

  • выйти из зоны комфорта;
  • прокачать свой мозг по полной программе;
  • выйти из зоны комфорта;
  • расширить собственное сознание;
  • развить мышление;
  • добиться успехов в жизни.

Удивительный продвинутый курс открывает перед вами множество возможностей! Если вы готовы сделать лучшую инвестицию в своё будущее, запишитесь на тренинг на нашем сайте!

Хочу на трениниг!

1) Привет, дружище! Хочешь вопрос? Сколько пальцев на одной руке? Какое время года после зимы? Какого цвета чистый снег? Какой вопрос я задал тебе первым?

2) Чай в красивой коробочке стоит 3 монеты. Коробочка дешевле чая на 1 монету. Сколько стоит чай без коробочки?

3) 100 маленьких мячей занимают в магазине один контейнер, в который можно было бы положить 25 больших мячей. Сколько контейнеров понадобится, чтобы положить 100 больших мячей?

4) Арбуз и две дыни весят 20 кг. Дыня и два арбуза весят 25 кг. Килограмм арбузов стоит 9 рублей. Сколько стоит один арбуз?

5) У троих братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

6) В дачном кооперативе три участка прямоугольной формы надо объединить и обнести забором. Длина каждого 50 м, а ширина-- 30 метров. Имеется 300 метров сетки рабицы, которых хватает на общий забор. Как соединены участки, более короткими или более длинными сторонами?

7) Володя разложил камушки на столе на расстоянии 2 см. один от другого. Сколько он разложил камушков на протяжении 10-ти см.?

8) Два отца и два сына пошли на охоту. Каждый остался доволен, потому, что поймал зайца. Зайцев сложили в один пустой мешок. Всего в мешке принесли домой 3-х зайцев. Как это?

9) Когда произведение двух чисел будет равно их частному?

10) Феде купили 2 аквариума и 8 рыбок. Федя распределил рыбок так, что во втором аквариуме рыбок стало на 2 больше. Сколько рыбок поселилось в каждом аквариуме?

11) Если разрезать батон колбасы на 3 части, то сколько разрезов надо сделать? Уже знаешь? А на 4 части, а на 5? Подумал, а теперь скажи не считая, сколько разрезов надо сделать, чтобы разделить батон колбасы на 100 частей?

12) Поезд останавливается на 17-ти станциях. По понедельникам-- только на нечётных; по вторникам-- только на чётных; по средам-- через одну; по четвергам-- через одну, начиная свой путь со второй станции; по пятницам-- через 2; по субботам-- через 3; по воскресениям-- через 9. На скольких станциях поезд останавливается в каждый из дней недели?

13) Сумма некоторых чисел равна 6. Произведение этих же чисел тоже равно 6. Какие числа задуманы?

14) Дядя Вася проснулся в 0 часов и вспомнил, что 2 часа назад ему пришло SMS-сообщение от начальника, который просил через 4 часа с помощью SMS-сообщения подтвердить их встречу в 10.15 утра. Сколько должно пройти времени от подтверждающего SMS-сообщения до их встречи?

15) Врунодед с Писклёй разбили по огороду. Каждый стал говорить, что площадь его огорода больше. Первый огород на картинке Врунодеда, второй-- Пискли. Кто прав?

16) Как разрезать полоску бумаги на 4 прямоугольника пятью способами?

17) Переложи одну палочку, чтобы получилось верное равенство.

18) В выражении 5 5 5 5 5=5. надо поставить знаки, можно использовать любые скобки.

19) Нужно переложить одну палочку, чтобы получилось верное равенство.

20) Моя учительница старше моей мамы в 2 раза, а меня-- в 6 раз. Моя мама старше меня на 20 лет. Сколько лет учительнице?

21) Аля с подружками шьют куклы для своего сказочного королевства. В день по одной. Мама им разрешила взять 18 метров ткани. В день девочки отрезают по 2 метра. Сколько кукол будет в сказочном королевстве?

22) Когда 2+2=5?

23) Баба Яга сварила 6 мухоморов. Сколько мухоморов она съела, если их осталось вдвое больше?

24)У Змея Горыныча 3 головы. У каждой-- один рот. В каждый рот Змей Горыныч сегодня на завтрак закинул по 3 толстых бутерброда с колбасой. Сколькими бутербродами позавтракал сегодня Змей Горыныч?

25) Задача-страшилка. Тёмной-тёмной ночью я зашёл в тёмный-тёмный чулан, А там... не темно. Увидел, что углов там...4. В каждом стоит по маленькому фонарю. А напротив каждого ещё по 3 фонаря. Сколько фонарей в чулане?

26) Художник не спал 24 часа. Его постигло вдохновение. В 5 часов утра он завёл будильник, чтобы проснуться через 6 часов. Но художник был стар и из-за бессонницы заснул только в 7 утра. Сколько часов проспал художник? Сколько часов художник бодорствовал?

27) У Ани в кармане 4 конфеты в зелёных, синих и красных фантиках. Конфет в синих фантиках столько же, сколько в зелёных и красных вместе. Сколько конфет в зелёных фантиках у Ани в кармане?

28) Юра и Антон сбивали кегли. Их всего 13. Юра сбил на одну больше. Сколько кеглей сбил Антон?

29) Как из треугольного предмета сделать круглый? А из квадратного прямоугольный?

30) У Маши и у Миши карандашей поровну. Маша отдала Мише 2 своих карандаша. На сколько карандашей больше у Миши, чем у Маши?

31) Сколько углов у прямоугольника? Сколько у него останется, если отрезать один? Сколько углов останется у треугольника, если отрезать один? Сколько углов останется у куба, если один отрезать?

32) В двух вёдрах помещается 10 литров воды. Сколько литров воды помещается в пяти таких вёдрах?

33) На большой старой липе стдело 7 ворон. Пришёл Врунодед и убил 2-х ворон. Сколько ворон осталось на старой липе?

34) На ферме 18 кроликов, а также имеются свиньи. Кроличьих ушей в 3 раза больше, чем пятачков свиней. Сколько свиней на ферме?

35) Поставь знаки "+" между цифрами 1,2,3,4,5 так, чтобы в сумме получилось 60.

36) Дядя Вася и тётя Клава копали картошку. Дядя Вася накопал на 2 мешка больше тёти Клавы. Но тётя Клава сказала соседке, что дядя Вася собрал вдвое больше мешков, чем она. Сколько мешков накопала тётя Клава?

37) На железнодорожной станции объявили, что поезд опаздывает и придёт на станцию на 30 минут позже указанного, но скорее всего задержится ещё на половину времени опаздания и ещё на 2 минуты. На сколько скорее всего опаздает поезд?

38) Спортсмен, занявший первое место, обогнал своего основного соперника на пол-минуты, 60 секунд и ещё на 1/10 минуты. На сколько времени спортсмен, занявший первое место, обогнал своего соперника, занявшего второе?

39) Оля съела 1/4 часть своей булочки, а потом ещё 1/5 от оставшейся. Потом подошла Олина собака и попросила половину остатка. Оля доела 30 г булочки. Сколько изначально весила булочка?

40) В классе 30 учеников. Известно, что из любых 14 девочек хотя бы один мальчик, а среди любых 18-ти мальчиков хотя бы одна девочка. Сколько мальчиков и девочек в классе?

41) Из цифр 1,8,5,7 составьте самое большое и самое маленькое числа. Составьте также нечётное число, чтобы оно делилось на 5 и чётное число.

42) Два мешка картошки нового урожая стоят столько же, сколько три мешка картошки старого урожая. Вместе эти 5 мешков стоят 120 рублей. Сколько стоит 1 мешок картошки нового урожая?

43) Маша пришила кукле на кофту 3 пуговицы на равном расстоянии друг от друга. На другой такой же кофте она пришила 2 пуговицы. На третью кофту она пришила 4 пуговицы. На каком расстоянии получились пуговицы на первой и второй кофте, если на третьей расстояния между ними были по 4 см?

44) Сумма цифр трёхзначного числа на 1 больше самого маленького двухзначного числа. Число сотен-- одна из цифр суммы. Число десятков-- меньше суммы на 3. Какое трёхзначное число задумано?

45) У Маши на полке 5 больших матрёшек. В некоторых из них по 3 матрёшки. Всего у девочки 14 матрёшек. Сколько из них пустых?

46) Саша собрал на столе картину из пазлов, но пока он ходил обедать, младшая сестрёнка перевернула одну за другой все пазлы, а потом начала поворачивать снова. Так она совершила 135 переворотов. Сколько пазлов после Сашиного обеда остались лежать лицевой стороной, если картинка состоит из 12 пазлов?

Задания для детей возраста 7 8 лет должны быть направлены на комплексное развитие его психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения и мышления.

Важной задачей развивающих занятий также является подготовка ребенка к сложным предметам школьной программы (например, математика, чтение и т.д.)

Дети 7-8 лет с удовольствием включается в интеллектуальные игры

Интеллектуальные игры


Младший школьный возраст - особенности

Цель: развитие зрительного восприятия, обогащение представлений ребенка о цвете

Для занятия понадобится набор гуашевых красок чистых цветов (красный, жёлтый, синий, зеленый). Желательно также, чтобы в наборе присутствовал черный и белый цвет.


Игра Цветовая угадайка

Необходимо выбрать несколько красок и при помощи палитры смешать их между собой. Задача ребенка – определить, из каких цветов составлен тот или иной оттенок, а затем – получить точно такой же. Если в игре принимает участие несколько человек, можно предложить им поочередно составлять различные оттенки одного и того же цвета. Такие в возрасте 7-8 лет также хорошо развивают зрительную чувствительность.

«Шумящие коробочки»

Цель: развитие слухового восприятия

Для занятия нужно подготовить два набора одинаковых коробочек по шесть штук в каждой. Каждая из коробок имеет определенный наполнитель – это может быть песок, мелкие камни, различные крупы. Они способны издавать различный шум – от самого тихого до громкого. Задача ребенка – послушать как шумит коробочка из первого набора и подобрать к ней аналогичную из другого, сравнивая их и предлагая найти похожую. В конце игры каждая из коробочек должна иметь свою пару.


Шумовые коробочки могут быть и баночками

«Составь слово»

Цель: развиваем логику и грамотное мышление детей 7 8 лет, а также навыки буквенного восприятия слова. Логическое мышление также является базой для подготовки ребенка к таким предметам, как математика, информатика и т.д.

На листе бумаги записываются буквы, из которых ребенку предстоит составить цельное слово. Для этого разрозненные буквы необходимо будет выставить в правильной последовательности.


Игра Составь слово из предложенных букв

Например:

  • з, а, в, а (ваза);
  • с, а, р, о (роса);
  • к, о, р, у (урок);

Цель: развитие внимания, навыков счета. Расширение представлений ребенка об алфавите

Ребенок последовательно называет буквы алфавита и соответствующие им цифры (например – А1, Б2, В3, Г4 и т.д.). Занятия для детей младшего школьного возраста 7 8 лет такого типа также можно усложнить, называя последовательно то только четные, то только нечетные числа. Это позволит детям подготовиться к устному счету - математика для детей 7 лет является одним из самых трудных предметов.


Игрушечные буквы и цифры помогают в школьной учебе

«Где прячутся игрушки?»

Цель: развитие пространственно-временных представлений

Для задания игрушки расставляются по комнате. Задача ребенка – сначала найти спрятанные вещи, а затем сказать, где они находятся, указав их местоположение относительно других предметов мебели и используя понятия «сверху», «снизу», «над», «под», «в», «на».

«Составь предложение»

Цель: развитие форм нестандартного мышления

Ребенку предлагаются наборы по три слова, из которых ему нужно будет составить предложения. Детям младшего возраста можно предложить простые слова; ребенок более старшего возраста может получить в свое распоряжение для задания абсолютно не связанные между собой понятия. Это активизирует его мышление, заставляя мыслить нестандартно.


Игра Составь предложение с этими словами

«Расскажи, что ты запомнил»

Цель: развитие памяти, внимания

Ребенок получает картинку, на которой изображено большое количество мелких предметов. Задача – в течение определенного времени запомнить все предметы и спустя некоторое время ответить на вопросы по картинкам.


Карточки на запоминание изображений надо показывать несколько минут

«Сосчитай предметы»

Цель: задания служат для подготовки ребенка к усвоению точных наук (таковыми являются математика, информатика и т.д.)

Родитель демонстрирует ребенку изображение, на котором нарисовано большое количество различных предметов. Задача ребенка – запомнить их, а затем сказать, что именно было изображено на картинке и в каком количестве.


Особенности памяти младших школьников

Нравственное воспитание младшего школьника

Проявляя заботу об интеллектуальном развитии ребенка, не стоит забывать о том, что нравственное развитие играет ничуть не меньшую роль в его воспитании.

«Азбука хороших манер»

Цель: расширение представлений ребенка о хороших манерах, моральных качествах

Ребенку предлагается вспомнить все известные ему «добрые» слова, обозначающие положительные человеческие качества, начинающиеся на ту или иную букву алфавита. Например, «А» - аккуратный, «Б» - бодрый и т.д. После того, как весь алфавит будет проработан, ребенку можно предложить сказать эти добрые слова друзьям, близким и т.д. Или проработать ситуации, в которых их можно употребить.


Игра Хорошие манеры нравится всем детям

«Карусель»

Цель: развитие позитивного восприятия окружающих

Упражнение удобно проводить в небольших группах детей. Участники встают парами друг напротив друга (если в игре участвует небольшое количество детей, одного можно вывести вперед). Задача – представить партнера в виде какого-либо предмета искусства, приписать ему необычные способности или силы

Пример: «Если бы я нарисовал тебя на картине, ты был бы…», «Если бы я написал тебе песню, она была бы…», «Если бы ты стал волшебником, ты был бы…».


Игра Карусель - для группы детей
  1. Развитие ребенка в возрасте 7 8 лет проходит достаточно интенсивно. Поэтому очень желательно чтобы задания, которые даются им, затрагивали не одну конкретную функцию, а целый комплекс (например, внимание и память, мышление и восприятие). Благодаря этому даже такие сложные для восприятия предметы как математика, русский язык и т.д. будут даваться ребенку значительно легче.
  2. Поскольку ребенок еще не отошел от игры как ведущего вида деятельности, важно проводить занятия в непринужденной, максимально комфортной для него обстановке.

Простые развивающие занятия для детей 7, 8, 9 лет не требующие наличия специальных навыков, очень легко провести в домашних условиях.

Организовывая досуг ребенка, они как нельзя лучше способствуют его комплексному и всестороннему развитию. И школьные предметы – русский язык, чтение, математика – будут легко поддаваться ему в будущем.

Игра «Почему это произошло?»

Цель: Научить детей находить причину событий.

Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование — кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.

Для старших дошкольников можно брать простые причинно- следственные связи событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников — многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные, сказочные.

Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.

Предлагаемые в пособии варианты можно развивать, придумывать другие.

В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.

На участке детского сада все растения летом засохли, потому что...

Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому что...

Утром на земле появились лужи, потому что...

Ребенок потерялся в магазине, потому что...

Башня, которую строил мальчик из кубиков, развалилась, потому что...

Мальчик попал под машину, потому что... Петя надел ботинки не на ту ногу, потому что... Воспитатель раздала за обедом хлеб, поставила тарелки с супом, а дети не едят, потому что...

Все игрушки в группе оказались сломанными, потому что... У ребенка заболело горло, потому что...

Девочка утром в детском саду не стала завтракать, потому что... Мама повела дочку к зубному врачу, потому что... С Сашей никто из детей не хотел играть, потому что... Во время игры в песочнице у всех детей запорошило песком глаза, потому что...

После обеда у детей были испачканы губы, потому что... На музыкальном занятии воспитатель похвалила детей, потому что...

Мама похвалила сына, потому что...

Мама обиделась на дочку, потому что...

Мама наказала детей, потому что...

Мама рассердилась на детей, потому что...

Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что...

Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что...

Прохожие на улице подняли воротники пальто, потому что...

Лед на реке растаял, потому что...

Мальчик шел по улице и упал, потому что...

Солнце появляется редко, греет очень слабо, потому что...

Из ванной вода потекла на пол, потому что...

Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что...

Река вышла из берегов, потому что...

Насекомые и ласточки кружатся низко над землей, потому что... Розы зимой все вымерзли, потому что... Ученик получил двойку, потому что... В квартире запахло газом, потому что... Зимой в квартире было холодно, потому что... Настольная лампа не горит, потому что... Весной птицы вьют гнезда, потому что... На огороде овощи этим летом не выросли, потому что... В саду плоды не созрели, потому что... В саду яблоки и груши опали на землю, потому что... Мебель в комнате вся не уместилась, потому что... На мебели пыль лежала толстым слоем, потому что... Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы, потому что...

Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами, потому что...

Подойдя к дому, можно было увидеть, что из окна валит дым, потому что...

Все электроприборы в доме не работают, потому что...

Птицы улетают на юг, потому что...

Рыбы зарылись в донные ямки, потому что...

Дикие животные остались без воды, потому что...

Весь лес сгорел, потому что...

В этом году в лесу много грибов, потому что...

Человеку нужна разная обувь, потому что...

Не было слышно, что говорили актеры в театре, потому что...

Утром на траве еще лежала роса, потому что...

Цветы надо срезать рано утром, потому что...

Овощи на огороде поливают рано утром или вечером, потому что...

Высотный дом развалился, потому что...

Игра «По какой причине произошли два события?»

Цель : Научить детей младшего школьного возраста находить общую причину.

Ребенок может найти одну или несколько общих причин произошедших событий.

Папа раскрыл книгу. — Комната наполнилась дымом. (Возможные общие причины: папа захотел приготовить по кулинарной книге обед; загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.)

Котенок подошел к блюдечку. — Мальчик не выучил уроки.

Утром отключили воду. — Папа опоздал на работу.

Дворник весь день чистил дорожки от снега. — Мама опоздала на работу.

Произошло много аварий на дороге. — Мужчина упал.

Все прохожие промокли. — Наконец-то вылезли первые ростки из земли.

Мама купила вкусный арбуз. — Папа наконец поменял колесо у машины.

Многие ученики заболели. — Окна покрыты инеем. Все мороженое раскупили. — У девушки обгорела спина. Мама устроила дома праздник. — Ученик ответил на уроке хорошо.

Игра «Учимся представлять последствия событий»

Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.

В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а вы назовите как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.

Целое лето не было дождя:

а) засохли все растения;

б) погиб урожай;

в) животные остались без корма;

г) земля высохла, потрескалась;

д) много пожаров;

е) пересохли водоемы. Каждый день летом лил дождь:

а) не вызрел урожай овощей и фруктов;

б) у растений подгнили корни;

в) невозможно было загорать, купаться;

г) все лето пришлось ходить в плаще;

д) наводнение, аварии на дорогах.

Зимой снег почти не накрыл землю:

а) зима более холодная;

б) не будет паводка;

в) многие растения замерзли;

г) весной растениям не хватило влаги;

д) плохая всхожесть озимых;

е) плохой урожай;

ж) у дворников мало работы.

За зиму выпало очень много снега:

а) растения хорошо перезимовали;

б) весной всем растениям хватило влаги;

в) хороший урожай;

г) много работы дворникам;

д) застревал транспорт;

е) поломалось много веток;

ж) трудно людям передвигаться;

з) много снега для зимних игр.

Несколько дней подряд дул сильный ветер:

а) облетели листья на деревьях и лепестки цветов;

б) сорвало крыши с домов;

в) повалились деревья;

г) невозможно передвигаться;

д) поднялись пыльные бури;

е) аварии.

После теплых майских дней ударил мороз:

а) замерзли цветки и завязи плодов;

б) не будет урожая ягод;

в) погибнут ранние посевы, посадки.

Охотник выстрелил в воздух:

а) из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;

б) ружье дало отдачу в плечо, и охотник упал;

в) пуля попала в пролетавшую утку.

Девочка уронила карандаш на пол:

а) стала поднимать и больно ударилась головой о стол;

б) карандаш закатился в щель;

в) из норки выбежала мышка и унесла карандаш;

г) у карандаша сломался грифель, и девочка не смогла нарисовать рисунок.

Из окна выбросили кусочек булки:

а) собаки подрались из-за него;

б) слетелась стая воробьев;

в) собралась целая куча муравьев;

г) женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.

Садовник из шланга стал поливать клумбу:

а) шланг прорвало, и водой облило всех;

б) оставил шланг на земле и залил все цветы;

в) цветы так и не полил, так как отключили воду.

На улице кто-то разбил банку варенья:

а) прохожие падали;

б) собаки с удовольствием слизывали;

в) дворнику пришлось убирать.

Мальчик чиркнул спичкой:

а) сгорел дом;

б) стало светло на минуту в темноте;

в) загорелся костер;

г) зажегся газ;

д) обжегся.

Учитель открыл классный журнал:

а) ученик получил двойку;

б) вызванный ученик заболел;

в) нет списка учеников;

г) проставил оценки за контрольную.

Упражнения в стихах «Установи причину и следствие»

Цель : Научить старших дошкольников устанавливать причину и следствие.

Ветер

Вчера был очень сильный ветер,

Он поломал большие ветки.

Они дорожки перекрыли.

Все утром ветки обходили.

Вопросы

1. Почему утром люди не могли пройти по дороге?

2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Цветы

Забыли дети про цветы

И их не поливали.

А к концу недели

Все цветы завяли.

Вопросы

1. Почему завяли цветы?

2. Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

Авария

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит.

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить.

Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

Вопросы

1. Почему мальчик попал под машину?

2. Почему машина не смогла затормозить?

3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?

Мороз

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

На улицу Наташа вышла

Без шапки, шарфа, нараспашку.

А вскоре Ната заболела.

Лежит теперь, хрипит и кашляет.

Вопросы

1. Почему Наташа заболела?

2. Как надо одеваться в мороз?

Сластена

Маша ест одни конфеты,

Шоколадки, пастилу.

Очень любит она сладкое,

Не уступит никому.

А недавно у Марии

Заболели зубы все.

Плачет девочка, ей больно.

Ела сладкое зачем?

Вопросы

1. Почему у Маши заболели зубы?

2. Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

3. Какие продукты полезны для зубов?

4. Какие продукты вредны для зубов?

Качели

Во дворе качался Витя.

Высоко летят качели.

Руки Витины разжались,

Вверх качели полетели.

С них в песок свалился он.

Слышен только Витин стон.

Вопросы

1. Почему Витя упал?

2. Какие правила надо соблюдать, когда вы качаетесь на качелях?

Озорник

Не послушал мальчик маму

И по лужам бегал долго.

Намочил все туфли, ноги.

Догадаться нам не сложно —

Он простыл и заболел.

Слег в постель с температурой.

Больше в лужу не хотел.

Вопросы

1. Почему мальчик заболел?

2. Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?

3. Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?

Белым-бело

Всю ночь на землю падал снег.

Его хватило бы на всех.

А утром все белым-бело,

Дома, дороги замело.

Снег на деревьях и домах,

Он на крылечке и кустах.

Вопросы

1. Почему утром все стало белым-бело?

2. Что засыпал снег?

3. Почему хорошо, когда зима снежная?

Снег

Снег валил всю ночь, весь день

И замел дороги.

Ни проехать, ни пройти

Люди все не могут.

Вышли дворники, машины,

Чтоб заносы все убрать,

Чтоб машины на дорогах

Перестали застревать.

Вопросы

1. Почему машины не могли проехать?

2. Почему люди не могли пройти?

3. Как решили эту проблему?

4. Какие машины помогают расчищать тротуары?

Драчун

Саша драться любит очень,

Обижает всех подряд.

В детском садике ребята

С ним водиться не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

Слово доброе сказать.

Вопросы

1. Почему с Сашей дети не хотят играть?

2. Почему не приглашают его на день рождения?

3. Почему не делятся с Сашей ничем?

4. Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

Щенок

Своего щенка Андрюша

Покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшин

Погрустнел и заболел.

Стало мальчику так стыдно.

Он щеночка пожалел,

Накормил его сметанкой,

И щенок повеселел.

Вопросы

1. Почему щенок заболел?

2. Почему Андрюше стало стыдно?

3. Как надо ухаживать за животными?

Камнепад

В горах туристы заблудились,

От страха громко закричали.

Вдруг сверху камни покатились.

Чего туристы те не знали?

Вопросы

1. Почему в горах начался камнепад?

2. Почему нельзя громко кричать в горах?

3. Что нужно было сделать туристам?

Пришла весна

Пришла весна, и птицы прилетели.

Им вновь пора детишек заводить.

Скорее стали гнезда себе вить,

Чтоб в них яички отложить.

Вопросы

1. Почему прилетели птицы с юга?

2. Почему стали вить гнезда?

3. Где вьют гнезда птицы? Почему?

4. Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?

Осень

Осень. Холодно. Нет больше мошек —

Насекомые оцепенели.

Птицам нечего есть, и они спозаранку

Стаей-клином на юг поскорей полетели.

Вопросы

1. Почему птицы улетели на юг?

2. Почему исчезли насекомые?

3. Что происходит с насекомыми осенью?

4. Почему птицы на юг улетают большими стаями?

Весна

Наступила весна,

И подул южный ветер.

Солнце светит все ярче,

Припекает сильней.

Тают быстро сугробы,

И ручьи, словно реки,

Разливаются шире

И бегут все быстрей.

Вопросы

1. Почему стали таять сугробы?

2. Почему подул южный ветер?

3. Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?

Пожар

Мальчик дома развлекался:

Спички чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол,

Не заметил ее он.

И сгорел от этой спички

Деревянный старый дом.

Вопросы

1. Почему сгорел дом?

2. Почему детям нельзя играть со спичками?

3. Как надо обращаться с огнеопасными предметами?

Шла по улице Алена

Шла по улице Алена и бананы уплетала.

Кожура упала наземь, поднимать ее не стала.

За Аленой шел прохожий,

Не заметил кожуру. Наступил

И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.

Вопросы

1. Почему прохожий разбил коленку?

2. Почему он упал?

3. Как попала кожура на тротуар?

4. Какие правила поведения на улице вы знаете?

Паводок

Дружно таяли снега,

Затопили все луга.

Сильно разлилась река

И закрыла берега.

Вопросы

1. Почему разлилась река?

2. Почему луга оказались затопленными?

3. Почему снега стали дружно таять?

Жадина

Мальчик Петя жадным был,

Одного себя любил.

Не делился ни конфетой,

Ни игрушки не давал.

Сам все ел, во все играл

И себе все забирал.

С ним ребята перестали

И делиться, и играть.

Жадиной его прозвали.

Видеть Петю не хотят.

Вопросы

1. Почему дети прозвали Петю жадиной?

2. Почему дети перестали делиться с Петей?

3. Каким вам нужно быть, чтобы дети хотели с вами играть?

Обжора

Один пузатый здоровяк

Съел десять булок натошак.

Запил все булки молоком,

Съел курицу одним куском.

Затем барашка он поджарил

И в брюхо бедного отправил.

Раздулся здоровяк, как шар.

Обжору тут хватил удар!

Вопросы

1. Почему здоровяка хватил удар?

2. Почему нельзя сразу есть столько пищи?

3. Почему вредно есть столько булок?

4. Почему пищу нужно тщательно пережевывать?

Смелый капитан

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали.

За канат держусь я крепко.

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал,

С мостика чуть не упал.

Вопросы

1. Почему сначала качка была тихой?

2. Почему потом все упали?

3. Почему сорвало кепку?

4. Почему капитан чуть не упал с мостика?

Облака

Облака, как паруса,

Мчит их ветер, гонит.

Если много облаков,

Будет точно дождик.

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

Будет солнышко с утра,

Защебечут птицы.

А столкнутся лоб об лоб,

В тучу превратятся.

И тогда грохочет гром —

Это тучи злятся.

Вопросы

1. Почему облака передвигаются?

2. Что будет, если на небе очень много облаков?

3. Какая погода будет, если на небе мало облаков или они, как перышки?

4. Что происходит, когда облака собираются в тучи?

Лужи-зеркала

Ночью дождик сильно лил

И всю землю намочил.

Утром солнце рано встало,

Посмотрело сверху вниз.

Что с землею за ночь стало?

Вот удача, вот сюрприз!

Сто зеркал внизу лежали

И на солнышке сияли.

Отражались в них деревья

И прекрасные цветы,

Фонари, дома, заборы —

Всем хватило красоты.

Солнцу лужи-зеркала

Очень приглянулись.

И от всей души оно

Жарко улыбнулось.

От такой улыбки лужи

Сразу изменились.

И к обеду, обмелев,

Вовсе испарились.

Вопросы

1. Почему утром на земле образовались лужи?

2. Почему в лужах все отражается?

3. Почему к обеду лужи испарились?

Сосулька

Вниз головой висит сосулька.

От солнца насморк у нее.

То от тепла она заплачет,

То платьице ушьет свое.

Придет мороз, и закалеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет — упадет.

Вопросы

1. Почему сосулька висит вниз головой?

2. Почему тает сосулька?

3. Почему ночью она подрастает и становится толще?

4. Почему сосулька может упасть?

5. Что может случиться, если упадет большая сосулька?

Проказник ветер

Проказник ветер прилетел,

Густой листвой зашелестел.

Подул немного посильней

И ветки закачал быстрей.

Совсем, плутишка, разошелся

И по стволам уже прошелся.

Тут закачался целый лес.

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы.

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным сразу стал.

Вопросы

1. Какой по силе ветер шелестит листвой?

2. Почему закачались ветки?

3. Почему стали качаться стволы? Целый лес?

4. Почему ветер перестал дуть?

Мороз

Вчера были лужи,

Сегодня — мороз.

Он всюду развесил

Сосульки из слез.

Он талые лужи в каток превратил

И всю обстановку за ночь изменил.

Вопросы

1. Почему после оттепели появились сосульки?

2. Почему лужи превратились в каток?

Засуха

Все лето не было дождя.

Трава вся пожелтела,

Потрескалась кругом земля,

И листья облетели.

Вопросы

1. Почему пожелтела трава и облетели листья?

2. Почему потрескалась земля?

3. Что еще может случиться в засушливое лето?

Беспечные туристы

В лесу туристы были,

Костер не затушили.

Затлела рядышком трава,

Деревья загорелись.

И вот пылает целый лес,

Огонь поднялся до небес.

Вопросы

1. Для чего туристы развели костер?

2. По чьей вине загорелся лес?

3. Что не сделали туристы?

4. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дождь

Дождь льет с неба, хлещет с крыши.

Посмотри вокруг, малыш,

Наl каждым прохожим зонтик цветной.

И мы зонт откроем и спешно домой

Направимся, чтобы нас дождь не мочил,

Чтобы тебя он не застудил.

Вопросы

1. Почему люди раскрыли зонты?

2. Почему они спешат домой?

3. Почему в дождь вода с крыш льется сильно?

Ветер

В песочнице играли дети.

Вдруг начался сильный ветер.

Запорошил глаза песком,

Игрушки разбросал кругом.

Вопросы

1. Почему песок попал детям в глаза?

2. Почему игрушки оказались разбросанными?

3. Что нужно сделать, если песок попал в глаза?

4. Когда песок попадает в глаза даже без ветра?

Неудачный обед

Дети, за обедом сидя,

Стали спорить громко вслух.

Подавился мальчик хлебом

И издать не может звук.

Вопросы

1. Почему мальчик подавился?

2. Почему нельзя разговаривать, когда ешь?

3. Как надо вести себя за обедом?

Мама спит

Мама спит, она устала,

Ну и я играть не стала.

Я волчок не завожу,

А уселась и сижу.

Вопросы

1. Почему девочка не стала играть?

2. Почему она не стала заводить волчок?

Можно набрать и другие варианты из стихов, стихотворных сказок.

Упражнения по методике А.Э. Симановского

Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста устанавливать последствия событий.

Ребенку (6—8 лет) предлагается представить, что он может уменьшиться до размера муравья, а затем придумать историю о своем чудесном превращении, используя следующие вопросы. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался?

Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Множество таких вариантов можно найти в книге Е.А. Алябьевой «Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет» (М., 2009).

Ребенку (7—10 лет) предлагается представить себя ростом в 3 метра и придумать историю своей жизни в роли великана с помощью наводящих вопросов.

Какое бы у тебя было любимое занятие? Что бы тебе не понравилось?

С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось?

Через какое время ты бы захотел снова стать нормальным?

Ребенку (7—10 лет) предлагается представить, что произошло бы и что он сделал бы, если:

— из крана на кухне полился апельсиновый сок;

— из тучи вместо дождя стал падать изюм;

— люди придумали таблетки от сна;

— вместо снега на землю начали падать игрушки;

— все можно было бы купить без денег;

— взрослые разрешили делать детям все;

— всегда было бы только лето;

— можно было бы летать, как птица;

— вместо снега землю покрыл пух;

— все машины поехали задом наперед и т.п.

Ребенку (6—8 лет) предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор.

Колобок не сумел уйти от лисы потому, что:

— он был простофилей;

— лиса была хитрая;

— лиса перехитрила Колобка;

— лиса съела Колобка.

Такие варианты можно составить по любой сказке.

Вариант упражнения для детей 8—10 лет.

Слово «Марина» пишется с большой буквы потому, что:

— это имя девочки;

— все имена пишутся с большой буквы;

— так принято писать;