Сценарий мероприятия о хлебе "Дар маленького зёрнышка". Сценарий Праздник «Чудо земли –хлеб


Сценарий Праздник хлеба
Звучит фрагмент песни «Хлеб - всему голова» в исполнении О.Воронец. Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте,дети! Здравствуйте, гости дорогие! Встретились мы с вами в пору багряную, осеннюю. В народе говорят: «Осень золотистая - хлебом колосистая!» Сегодня наш праздник посвящён хлебу.
Выходят девочка и мальчик в русских национальных костюмах. У девочки на подносе с рушником каравай хлеба.
Мальчик: Праздник хлеба мы встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка: Если мы хотим кого-то
Встретить честно и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Каравай ему подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Вместе: -Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Ведущий: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Издавна у славян существовал обычай: дорогих гостей встречают хлебом - солью. Поэтому говорят, что русские люди гостеприимны - хлебосольны.Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.Не каждый знает, что,принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Люди, преломившие хлеб, т.е. разделившие его друг с другом, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между разными народами. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.Как вы думаете, почему? (рассуждения детей).
Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом, семь потов сойдёт с земледельца прежде, чем зёрна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников, хлеб не любит лодырей.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род- веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.

Цели мероприятия:

    Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

    Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.

    Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

    Воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к труду хлеборобов.

    Показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;

Оформление :. На вышитом полотенце, каравай, солонка, изделия из муки (призы) ; стенд, оформленный рисунками детей о хлебе.

Оборудование: проектор, презентация, картинки с этапами полевых работ.

Ход праздника.

    Звучит музыка

Ведущая: /в русском народном платье/

Хлеб, хлебушек…, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на столе и самый древний, ведь появился он свыше 15 тыс. лет назад… Шло время и сейчас существует 750 видов хлебобулочных изделий. Несмотря на это сейчас мы можем сказать «Хлеб – всему голова!». СЛАЙД 1

Ученик:

Пахнет хлеб и солнцем и землей,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нем заботы и труда,

Сколько людям он несет добра!

Ведущая:

Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.

БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ! СЛАЙД 2

Ведущая :

А теперь мы приглашаем вас принять участие в путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относиться бережно.

Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!» А где мы будем останавливаться, вы узнаете по ходу нашего путешествия.

Итак, отправляемся в путь СЛАЙД 3

Станция Историческая.

На этой станции можно услышать много легенд и преданий.

Ведущая :

Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста . Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.

А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста.

Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся « хлибанос ».

Ученик:

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущая: Мы прибываем на следующую станцию:

Станция Как хлеб на стол пришёл. СЛАЙД 4

Вы узнаете, как приходит хлеб на стол! СЛАЙД 5 -18

Весна. Поле пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб .

Хлебное поле – большое и красивое. Говорят: «Золотая нива!»

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

С утра и до глубокой ночи идёт уборка хлеба, чтобы не потерять ни зёрнышка.

Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. В этих башнях хранится зерно.

На специально оборудованной машине везут хлеб в магазин. А там мы покупаем наш хлебушек.

Ведущая: Сейчас давайте проверим внимательно ли вы смотрели фильм. Поиграем в игру «Своё место»

Условия игры:

1 вариант игры: На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.

ПОСЕВ ЗЕРНА УХОД ЗА ЗЕРНАМИ ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ

СБОР УРОЖАЯ СОРТИРОВКА ЗЕРНА ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

ЗАМЕС ТЕСТА ВЫПЕЧКА

2 вариант игры : Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Ведущая: следующая станция

Станция Аукцион хлебобулочных изделий СЛАЙД 19

Игра «Аукцион».

Условия игры: ребята по цепочке называют хлебобулочные изделия . Но кто последним назовёт - тот выигрывает приз (приз - связка баранок).

Ведущая: Вы назвали много хлебобулочных изделий, а сейчас посмотрим на экран и увидим, какие изделия можно получить из муки. СЛАЙД 20-23

Ведущая: Мы приближаемся к

Станции «Хлеб военных лет» СЛАЙД 24

Ведущая: Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку. СЛАЙД 25

Ученик:

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды. (А.Морозов)

Ведущая:

В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Ведущая: Показывает кусочек хлеба весом125 гр.

Прослушайте песню Л.Зыкиной «Хлеб всему голова»

Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб, и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.

Игра «Четвертый лишний»

Условия игры: приглашается несколько учеников из каждого класса (1-4). Они получают буквы, из которых должны составить слова. Зрители находят лишнее слово.

ЛИБЫН (блины)

ФЕЗРИ (зефир)

РОПИЖКО (пирожок)

АВТУШРАК (ватрушка)

Ведущая:

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.

Мы прибываем на станцию:

Станция Бережливых СЛАЙД 26

Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ , ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. СЛАЙД 27

Послушайте стихотворение Сергея Михалкова "Булка"

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Ведущая: О хлебе есть много пословиц. Вот некоторые из них (хоровое чтение пословиц). СЛАЙД 28

    Хлеб от земли, сила от хлеба.

    Пот на спине, так и хлеб на столе.

    У кого хлебушко, у того и счастье.

    Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

Подведение итогов и награждение за конкурсы рисунков и поделок.

СЛАЙД 29

Ведущая: В течении предметной недели проходили конкурсы поделок и рисунков. Спасибо всем ребятам, принявшим в них участие. А сегодня хочется отметить лучшие работы.

Ведущая: (держит хлеб – соль.) СЛАЙД 30

Наше путешествие закончилось.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

НЕ жалел труда и сил!

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

Ведущая вручает хлеб гостям праздника. Звучит песня «Про хлеб»

Ученики подходят и отламывают кусочек каравая.

Сценарий праздника для младших школьников: «Хлеб – наше богатство!»

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель группы продлённого дня МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа №46 Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа».
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, вожатым. Это мероприятие проводится для учеников 1 – 4 классов. При проведении мероприятия воспитатель привлекает старшеклассников: ученики 9 класса готовят сообщения – рассказы об истории появления хлеба, о блокаде Ленинграда в годы войны, о подвиге нашего земляка - тракториста Анатолия Мерзлова, читают стихотворение: «Сухари»,исполняют песню: «Баллада о спасённом хлебе»; ученики младших классов готовят инсценировку сказки «Колосок», разучивают стихи.
Цель: Воспитание у школьников уважения и бережного отношения к хлебу.
Задачи:
1. Познакомить учеников с историей появления хлеба.
2. Рассказать о блокаде Ленинграда, о суточной норме хлеба.
3. Рассказать о подвиге земляка – тракториста Анатолия Мерзлова.
4. Развитие творческих и музыкальных способностей школьников.
5. Содействие укреплению дружеских отношений младших и старших школьников.

Ход праздника:

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило!
Ученики: Это хлеб.
Воспитатель: Да, вы правильно угадали, сегодня мы будем говорить о хлебе.
И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы о том, сколько лет хлебу, как он появился? Об этом и других
интересных фактах о хлебе нам сейчас расскажут ученики 9 класса.

Ольга.
В России издавна гостей встречали самым дорогим – «хлебом – солью»,что было символом благополучия и гостеприимства.


Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.
Интересен факт, что первым хлебным сырьем были вовсе не злаковые культуры, а желуди. По свидетельствам историков, древние люди считали,что орехи и желуди обладают волшебной силой. Поэтому их стали растирать в муку, и употреблять, смешивая с водой.

Легенда гласит, что первый хлеб получился совершенно случайно. Обычная каша из зерен запеклась – так получилась первая лепешка.


Андрей.
Слово "пекарь" появилось в 1300-1200 годах до нашей эры. Об этом свидетельствуют отдельные указания в письменных источниках. А как ремесло хлебопечение становится признанным и почитаемым спустя 8 - 10 столетий. Очень часто пекарей называли "басманниками", от слова "басман" - хлеб для царя.


С древних времен ремесло пекаря ценилось очень высоко: за гладиатора в Древнем Риме платили около десяти тысяч сестерциев, но раб, умеющий печь хлеб, стоил от 100 тысяч. В Византии пекарей освобождали от налогов, а за выпечку плохого хлеба могли изгнать из города. На Руси издревле людей обычных специальностей (сапожников или конюхов) кликали Ваньками да Васьками, но пекарей всегда уважительно величали полными именами: Иван или Василий.


Сам русский царь-государь посылал свежевыпеченные калачи в знак уважения высокопоставленным лицам. Да и в наши дни почетных гостей принято встречать хлебом-солью. Одним словом, хлеб – всему голова, так было и так будет.
хлеб в форме коровы картинки для детей


Олег.
Хлеб всегда представлял большую ценность – ведь он был продуктом первой необходимости. Поэтому в разные времена хлеб служил заменой денежным знакам. Еще в прошлом веке это случилось и в России. После революции было принято решение выпустить чеки, которые равнялись 1 пуду хлеба - (16 кг).


Во все времена хлеб играл огромную роль в жизни человека. Например, во время войны России и Турции, наступление русских потерпело неудачу, лишь потому, что у них закончилась мука для выпечки ржаного хлеба. На вражеской территории рожь не росла, а местный пшеничный хлеб был непривычен для организма солдат, что подорвало их здоровье.

Ирина.
С хлебом связано множество народных поверий и обычаев. К примеру, в Индии не есть хлеб - считалось большим несчастьем. Именно поэтому запрет на употребление хлеба выносили преступникам. У скандинавов считается, что если парень и девушка случайно откусили кусочки от одной булки, они обязательно влюбятся друг в друга и поженятся.

Хлеб, перевернутый коркой вниз, у многих народов считается символом неудачи.
Название «каравай» произошло от слова «корова», сначала древние славяне приносили в жертву богам животных, а потом стали печь ритуальный хлеб в форме коровы.

С хлебом связано множество пословиц, поговорок и крылатых фраз: «Хлеб всему голова», «Покуда есть хлеб и вода, и беда не беда», «Без хлеба куска везде тоска» и многие другие. На свете существует много религий, но все они в молитвах призывают славить хлеб. Так, христиане начинают обращение к Богу со слов: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», а индийцы молятся словами: «Все есть пища, но хлеб ее великая мать».


Воспитатель.
О ценности хлеба очень хорошо рассказывает народная сказка.
Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок.


Обрадовался. Поднял его и понёс к ювелиру. Спросил: «Сколько стоит мой самородок?». «1000 рублей» - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому ювелиру. И правильно сделал, потому, что самородок был оценён в 5 тысяч рублей. Но его снова взяло сомнение. Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что оно стоит 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.


«Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле» - сказал он седобородому волшебнику – но не могу установить истинную цену самородка». Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле... Попробуй неделю не поесть – за кусок хлеба и самородок отдашь.Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни».


Иван.
Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы. В Музее Истории Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм - на детей и 250 грамм - на взрослого. В этом хлебе 80 % жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2 % муки.


Воспитатель: А сейчас, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в строчки стихотворения «Сухари», которое нам прочитают ученики 9 класса.

«Сухари» - Ян Бруштейн
А бабушка сушила сухари,
И понимала, что сушить не надо.
Но за ее спиной была блокада,
И бабушка сушила сухари.


И над собой посмеивалась часто:
Ведь нет войны, какое это счастье,
И хлебный рядом, прямо за углом…
Но по ночам одно ей только снилось –

Как солнце над ее землей затмилось,
И горе, не стучась, ворвалось в дом.
Блокадный ветер надрывался жутко,
И остывала в памяти «буржуйка»…


И бабушка рассказывала мне,
Как обжигала радостью Победа.
Воякой в шутку называла деда,
Который был сапером на войне.

А дед сердился: «Сушит сухари!
И складывает в наволочку белую.
Когда ж тебя сознательной я сделаю?»
А бабушка сушила сухари.

Она ушла морозною зимой.
Блокадный ветер долетел сквозь годы.
Зашлась голодным плачем непогода
Над белой и промерзшею землей.


«Под девяносто, что ни говори.
И столько пережить, и столько вынести».
Не поднялась рука из дома вынести
Тяжелые ржаные сухари.

Воспитатель:
Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба. А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его. И вот сейчас ученики 4 класса прочитают нам стихотворение.

«Булка» - С.Михалков.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.


Воспитатель:
Ребята, расскажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, какие вы испытываете эмоции, чувства, прослушав строки стихотворения «Булка»?

Ответы учеников:
Мне очень неприятно и стыдно за мальчиков, которые играли хлебом в футбол.
Хлеб – это наше богатство и к нему надо относиться бережно.
Мы должны быть благодарны людям, которые выращивают для нас хлеб.
Когда хлеб лежит на столе – то, кажется, что так и должно быть, цену хлебу узнаешь, лишь только тогда, когда проголодаешься.
Хорошо, что мы живём в мирное время, и нам не приходится голодать.
Но мы не должны забывать про жителей Ленинграда, перенёсших блокаду города во время войны.
Хлеб - драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
Мой папа говорит, что хлеб - всему голова.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что хлеб - всему голова,
хлеб – это наше богатство, ведь недаром русским народом сложено много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте вспомним их.


Пословицы и поговорки о хлебе.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда.
Хлебушко – калач дедушка.
Хлеба нет – корочка в честь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Человек хлебом живет, а не промыслом.
Без хлеба, без соли худая беседа.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Хлеб черствый – обед честный.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Воспитатель:
Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей разных профессий. Вспомните, пожалуйста, какие это профессии?

Ответы детей:
Механизаторы, трактористы, комбайнёры, повара, агрономы, мельники, шофера, пекари, кондитеры, продавцы.

Воспитатель.
И вот сейчас я предлагаю вам стать пекарями, а какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, приняв участие в игре – эстафете.

Проводится игра – эстафета: «Что мы испекли?».
Ученики делятся на 3 команды, каждый участник по очереди бежит к столу,берёт карточку с буквой, возвращается в команду. Даётся задание: собрать из букв слово и отгадать название хлебобулочного изделия.
Это - Калач, Пирог, Булка.


Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. А сейчас ученики 3 класса покажут нам сказку «Колосок».



Инсценировка украинской сказки «Колосок».
Воспитатель: Недаром говорят, сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Вот сейчас вы посмотрели сказку, скажите, какая главная мысль этой сказки?

Ответы детей:
Трудиться – всегда пригодится.
Без труда – не вынешь и рыбку из пруда.
Хочешь есть пироги – не лежи на печи.
Кто не работает, тот не ест.
Под лежачий камень и вода не течёт.

Наталья.
Я хочу вам рассказать о подвиге нашего земляка Анатолия Мерзлова.Это случилось 3 июня 1977 года. Рязанский комсомолец Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва после того, как он окончил училище механизации и получил профессию тракториста. Анатолий работал на своём стареньком тракторе, подбирая солому. От случайной искры солома вспыхнула. Рядом было поле ещё
не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться туда. Анатолий на своём тракторе стал бороться с огнём…. В этом бою он погиб. Ему было 18 лет.


Звучит песня в исполнении вокальной группы учеников 9 класса.
«Баллада о спасённом хлебе» - слова Штормова, музыка Фрадкина.
Этим летом землю не щадя,
Жгло нещадно солнце без дождя
Лес горел, окутал дым луга
И хлебов шумели берега.

Занимался над землею день,
И берёзы колыхалась тень.
Вдруг над полем взвился к небу смерч,
Подошла вплотную к хлебу смерть.

Обжигало руки и глаза,
И зерно, как чёрная слеза
Я с огнём сражался, как умел,
Надо мной спасённый хлеб звенел.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра!

Как живёшь теперь ты без меня?
Помнишь, я не вышел из огня,
Нет дороже хлеба ничего,
Он растёт из сердца моего.

Воспитатель:
Ребята, я думаю, что вы поняли, сколько человеческого труда, иногда даже с риском для жизни, сколько любви, терпения, заботы вкладывают люди в то,чтобы вырастить хлеб. А мы должны ценить, беречь и уважать их труд,относиться к хлебу бережно.
Ученики 2 класса прочитают нам стихотворение.

«Хлеб» - Ольга Стратонович
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Воспитатель: И в заключение нашего праздника хочется сказать такие слова:
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.

Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.

Тема: «Чудо земли – хлеб!»

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Чудо земли – хлеб». В зале плакаты: « Хлеб - всей жизни голова!» « Много снега – много хлеба!». « Славится он первым на земле, славится он первым на столе».
« Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля- матушка, а хлеб – батюшка». Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Оборудование: экран, видеофрагменты, музыкальный синтезатор, костюмы « героев» праздника, проектор, слайды.
Под звуки песни « Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в зал входят участники праздника в костюмах.

(на экране демонстрируется увеличенный плакат на тему « Как пришел к тебе хлеб».)

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать праздник с чтения стихотворения: Есть пословица в народе

« Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.

После вступительного слова звучит песня « Золотое зёрнышко», музыка Ю.Чичкова, слова Синявского.

Под эту песню десять девочек в костюмах (на голове зеленая косынка с желтым колоском пшеницы, белые футболки, зеленые юбочки) исполняют танец «Золотая пшеница».

1 ученик:

Рожь, рожь…
Дорога полевая
Ведет, неведома куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого.
Чуть видишь где – нибудь в дали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.

2 ученик:

Рожь уродилась.
Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула – хоть подпирай
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.

3 ученик :

На свете я видела хлеба
Немало.
Крестьянка его из печи
Вынимала.
И клала на стол, осеняя
Крестом.
Он отдыхал, накрытый
Холстом.
В горнице пахло сильно
Сладко.
За трапезой ели его без
Остатка:
Ни крошки, ни корки –
Ломоть до конца.


Ведущий:

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.


4 ученик:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
свободу и хлеб.
Значит, правильны слова:

Все дети :

Хлеб – всей жизни голова!


Ведущий:

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденныйкусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов мукипервого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Зёрнышки хлеба собраны в колоски. Давайте посмотрим их.
(колоски раздаются детям).


5 ученик :

Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые струистые,
Мы зерна золотистые,
Мы – золотые зернышки,
Живем лучистым светом,
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Отдельно каждый - зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной.

6 ученик:

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

7 ученик:

В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

8 ученик :

Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Слышит чуткая округ
Гул моторов день – денской
И бурлит земля под плугом
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Сколько требует ухода
Мать - земля за целый год

Хлеб на блюде подает,

9 ученик :

Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.

10 ученик:

Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье.

Все вместе :

Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы, люди!
Научитесь хлеб беречь!

Рассказ учителя:

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол.
- Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

11 ученик:

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Слово ведущего: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».

А какие пословицы знаете вы?

(«Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко – калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда» « Хлеба нет – и корочки в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.», «У кого хлебушко, у того и счастье».)

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упор
Потрудились на земле!

Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город Астана. У целинников были свои песни (звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новоселы»)

12 ученик :

Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышко, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.

Учитель .

День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

1 ученик :

Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

2 ученик

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто

3 ученик :

В степь весеннюю с утра
Выводили трактора
Продолжается рассказ
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы
Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед

4 ученик .

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.

Учитель :

Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

5 ученик :

Только хлеб сошёл в апреле
Как поля позеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой,
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
Ешь его, расти и помни:
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

(во время выступления на экране демонстрируются кадры, посвященные весеннему севу, уборке урожая в ООО «Буланихинское», экскурсии на механизированный ток, на пекарню)

6 ученик :

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторыПесню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.

7 ученик :

Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.

8 ученик :

Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Учитель .

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

А также помни:

Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не заворачивай хлеб в газету.
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Этим правилам меня научили в детстве, я следую им всегда.

Учитель.

Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно прослушайте.
Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду»,- пообещал Стобед.
Прошло время, и я ни разу ни видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках, какой- то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а сколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. « Это из вашего окна выбрасывали»,- сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. « Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем »,- сказал я. «Извиняться надо не передо мной»,- заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич? Где можно взять хлеб, прежде чем его положить его на стол? Если посмотреть на поле пшеницы, то оно похоже на золотое море. Сначала его косят обмолачивают, все это делает комбайн, потом зерно везут на ток. Ребята, а что делают на току?

Викторина «Мозговой штурм»

Вопросы викторины:

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую –осенью, в зиму)
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)

Учитель:

А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни
человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из
Муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

9 ученик :

Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

10 ученик :

Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике, а также приглашает всех гостей к столу).

ГКОУ «Вохомская школа-интернат»

Внеклассное мероприятие:

«Хлеб всему голова».

Подготовила: Скрябина Г.В.

Вохма 2017г.

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи:

Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;

Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, дать понятие о истории развития земледелия, чтение стихов, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.

Материал:

Картинки, стихи, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, булочки, баранки, пряники.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, элеватор, амбар.

Внеклассное мероприятие

«Хлеб – всему голова».

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

Что это?

Правильно, хлеб. Тема нашего разговора будет «Хлеб - всему голова». Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб - всему голова». Это значит, что хлеб –главный продукт.

Издавна славилась Россия хлебосольством. Хлеб – соль на Руси - символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом – солью встречают жениха с невестой, отмечают новоселья, принимают дорогих гостей.

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

***

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Каждый день каждый из нас не меньше трех раз берет в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нем.

«Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. (Поднять перед учениками буханку хлеба)

С чего же начинается хлеб?

Перед ребятами зерна пшеницы и ржи, рассматривают.

Так как же маленькие зернышки превращаются в буханки белого и ржаного хлеба? Давайте проследим весь путь от зернышка до каравая.

Итак, весной, как только снег сошел с полей, какая работа начинается у хлеборобов?

(Весной в поле выходит трактор и пашет землю.)

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозём.

Правильно, потом нужно землю разрыхлить бороной.

Гребнем частным борона

Расчеши земельку

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей их прикрывает. А как вы думаете, как раньше, когда не было тракторов и сеялок обрабатывали землю? Как сеяли?

(Пахали на лошадях, сеяли вручную.)

Готовить землю нужно быстро. пословица говорит: «Весенний день – год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя, иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь.

Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.

Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны.

Но осень приближается, стали колосья золотыми, созрела рожь и пшеница. Пришла пора, что делать?

(Убирать урожай.)

Правильно, потому что медлить нельзя: колоски могут осыпаться, зерна ржи и пшеницы упадут на землю. В старину говорили: «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.»

Какие машины начинают работать в эту пору? (Комбайны)

А кто работает на комбайне? (Комбайнеры)

Комбайны срезают колосья, обмолачивают – отделяют зерна от колосьев и зерно насыпает в грузовик.

(Показать серп, цеп-молотило.)

(На элеватор)

Элеватор - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода, от сырости, о вредных жучков.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Что делают на мельнице? (Зерно размалывают в муку.)

А муку куда везут? (На пекарни, на хлебозаводы)

Кто работает на пекарне? (Пекарь)

Что делает пекарь? (Печет хлеб)

От завода – автомата

Льется теплый, хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Все что хочешь, испечет,

Этот сказочный завод.

Так и скачут из печи:

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

А в магазине чего только нет: продолговатые батоны и круглые караваи, коричневые буханки, похожие на кирпичики, и белые плетеные булки, обсыпанные маком, сушки, баранки, пряники, сухари. Настоящее хлебное царство!

Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется. И мы даже не понимаем, как может быть иначе. А вот во время В.О.в.хлеб выдавали по карточкам. Как были дороги эти карточки! Потерять их – значит остаться без хлеба на месяц! Никогда и никому не забыть блокаду Ленинграда. Когда фашисты окружили город. Они первым делом разбомбили огромные склады с продуктами. Рассчитывали на то, что ленинградцы не вынесут страшного испытания голодом, сдадутся. Но мы знаем – Ленинград не сдался, выстоял. В голоде, холоде он сражался все 900 дней. Все это время ленинградцы жили на голодном пайке.

Посмотрите, сколько получали хлеба жители Ленинграда во время блокады: рабочие – 250 грамм, служащие и дети – 125 грамм. В самые тяжелые дня этот хлеб был единственной едой на весь день.

А какой хлеб был! Не такой, как сейчас на наших столах. Муки привозили очень мало, потому в тесто добавляли отруби, жмых, древесные опилки, даже целлюлозу, из которой делают бумагу, клали в тесто. Хлеб получался сырой, глинистый, с горьким запахом. Но и такой, невкусный, почти несъедобный хлеб сохранил жизнь многим тысячам человек.

Видите, какое тяжелой время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба.

И вы, ребята, должны беречь хлеб, зная, что хлеб –это нелегкий труд сотен тысяч людей. Это труд земледельца, вырастившего зерно; мукомола, превратившего зерно в муку; пекаря, изготавливающего румяные булки: это труд машиностроителя, создавшего множество машин для обработки земли, переработки зерна и выпечки хлеба.

Вот почему хлеб называют общенародным богатством.

Инсценировка «Каравай приехал к детям»

Каравай приехал к детям,

Как его ребята встретим?

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Пекаря : Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

В печь – перепёлкой,

Из печи – коростёлкой.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Мельника : Он молол не чепуху,

А ломал зерно в муку.

Мельник с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Хлебопашца : Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь выбирай.

Рабочего : Он без дела не скучал –

Хлебопашца выручал.

Он сюда пришел с дарами,

С тягачами - тракторами.

Без машины – худо,

А с машиной – чудо.

Говорит рабочий : Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились,

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай.

Все вместе : Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам!

Слава, слава труженикам.

Пословицы о хлебе.

Много снега – много хлеба.

Хлеба нет и корочки в честь.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Земелька черная, а белый хлеб родит.

У кого хлебушек - у того и счастье.

Земля матушка- хлеб батюшка.