Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». Конспект занятия по развитию речи

Кристина Шамонова

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами »

Цель : формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины , отвечая на вопросы по ее содержанию.

Задачи :

Образовательные :

Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине , формировать ответы на вопрос;

Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Развивающие :

Развивать мышление;

Развивать творческие способности у детей;

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.

Воспитательные :

Воспитывать взаимопомощь;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа : чтение стихов о домашних животных (кошке ) ; пение песенки «Серенькая кошечка» ; загадывание загадок о животных.

Индивидуальная работа : научить Оксану К. называть детенышей животных, учить Егора Е. придумывать имена котятам , научить Артура П. рассказывать о котятах .

Словарная работа : бородатый, смешная, играет с клубочками, лакает молоко, хозяйка, охота.

Взаимосвязь с другими видами деятельности : познавательное развитие (ФЦКМ, художественно-эстетическое развитие (рисование, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал : картина «Кошка с котятами » , картинки животных и их детенышей, листы бумаги с изображением нед

рисованных кошек.

Раздаточный материал : краски, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, непроливайки.

Ход НОД

I. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)

Давайте вместе представим, что мы в гостях у бабушки Федоры. Мы играем во дворе и кого-то увидели :

Кошку усатую

Корову рогатою

Козла бородатого

Собаку лохматую

Поросенка чумазого

Давайте еще раз вспомним, кого мы видела в гостях у бабушки Федоры.

II. Дидактическая игра «Мама и детки» .

(по картинкам )

III. Рассматривание картины «Кошка с котятами » .

Кто изображен на картинке ? (кошка )

Кошка какая ? (большая, пушистая, ласковая, красивая)

Котята какие ? (маленькие, пушистые, смешные)

Что делает кошка ? (лежит отдыхает)

Какое имя можно дать кошке ? (Мурка)

Что делает этот котенок? (играет с клубочками)

Какое имя можно ему дать? (Васька)

Что делает этот котенок? (лакает молоко)

Какое имя дадим ему? (Пушок)

Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает вместе с ней)

Давайте ему придумаем имя? (Соня)

Как можно назвать всех, кто изображен на картине ? (Кошачья семья)

Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину с клубочками котятам ? (Хозяйка, мама, бабушка)

IV. Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки )

Посмотрела кошка наверх , посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась (повернуть голову налево,

Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)

V. Составление рассказа по сюжетной картине .

А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказы по сюжетной картине , а дома расскажите мамам про кошку и котят .

«На картине изображена (кошка с котятами ) . Кошка большая… (пушистая, красивая) . Рядом с ней… (три котенка) . Они… (маленькие, смешные) . Одного котенка зовут (Васька) . Он (играет с клубочками) . Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко) . Третьего котенка зовут… (Соней) . Сон уже наелась и … (легла рядом с мамой) . Папа-кот ушел… (на охоту) . Корзину с клубками принесла… (хозяйка) . Мне понравилась картина , потому что котята получились… (смешные) ».

А сейчас девочки и мальчики закроем глазки, пусть наши глазки отдохнут. Мы подумаем, как составить рассказ о кошке и котятах .

Воспитатель выслушивает рассказы детей , поощряя их попытки к рассказыванию .

VI. Творческая деятельность. Рисование на тему : «Чего не хватает у кошки

Давайте подарим картинки кошке с котятами

VII. Итог. Рефлексия деятельности.

А чему мы научились на занятии? (дети отвечают)

О ком составляли рассказы ? (дети отвечают)

Что запомнилось больше всего на занятии? (дети отвечают)

А я хочу сказать вам – спасибо! Вы очень старались на занятии.

1. Этап повторения.

……У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
(Кошка)

А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)

А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)

Ребята, а что хорошего может сделать кошка (поймать мышку, играть, заботится о котятах) .

А что плохого, может сделать кошка, чем может она огорчить (нашкодничить, разлить молоко, раскатать клубок, укусить) .

2.выход на новую тему

Ребята, но всё же кошка больше добрая и нежная. Один художник тоже любил кошек и решил нарисовать интересную картинку. И эта картина так мне понравилась, что я захотела показать её вам. Взгляните на эту картину (рассматривание картины детьми).

Вопросы по картине:

1. Кого изобразил художник на картине?

2. Чем на картине занята кошка?

3. А что делают котята?

4. Ребята, как вы думаете, а как называли кошку, когда она была совсем маленькой (котенком)

5. А как будут называть котят, когда они станут большими (кошка, кот)

6. А как бы вы хотели назвать эту картину?

Художник дал картине название «Кошка с котятами».

Ребята, а давайте вспомним клички для кошек и назовем как можно назвать наших котят предполагайте (рыжик, барсик, мурка, Тишка, мурзик и др.) .

А теперь поиграем «Физминутка». Словесная игра с мячом "Что умеет делать кошка?"

Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

А теперь давайте вернемся к картине, проходите на стульчики. Я предлагаю вам составить рассказ по картине «Кошка с котятками». А поможет вам вот эта подсказка. Обязательно нужно вспомнить, что рассказ состоит из трех частей, начало, середина, концовка. Рассказ о том, какая эта кошка, что она делает, о ком заботится, чем они любят играть, чем можно кормить кошку и котят, какую пользу приносит и почему или за что я люблю кошку.А я буду вам помогать.

На картине изображена... (кошка с котятами). Кошка большая... (пушистая, красивая). Рядом с ней... (три котёнка). Они... (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут... (Игрунчик). Он...играет с клубками). Другого... (котёнка зовут Мурзик). Он... (лакает молоко). Третьего котёнка зовут... (Соней). Соня уже наелась и... (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл... (гулять). Корзину с клубками принесла... (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет... ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились... (смешные).

Вызвать 2-3 детей для составления закрепленного рассказа по картине.

3.закрепление

А у кого из вас дома есть кошка или котенок. Кто хочет рассказать как вы за ним ухаживаете и как играете? Передовая клубок по кругу давайте скажем, какие котята? (добрые, пушистые, игривые, ласковые, шалунишки, мягкие и т. д.)

4.подведение итогов

Мне очень сегодня понравились ваши рассказы вы все сегодня молодцы. А что вам запомнилось или понравилось на занятии? А у кого из ребят получился симпатичный интересный рассказ по картине.

Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

И раскраску подарить

Дом с трубою и окно, рисовать будет легко!

Образовательные: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Развивающие: развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план, Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух,

Воспитательные: воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничевства, активность и инициативность.

Оборудование:

Картина "Кошка с котятами";

Игрушка котёнок;

Предварительная работа: беседа о домашних животных.

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

(Воспитатель загадывает загадку).

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поёт.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй-чёрный, третий-пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок:(называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Физминутка

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потм они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

1. Кто изображён на картине? Где происходит действие?

2. Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

3. Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова ивыражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Воспитатель вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнёт рассказывать, кто закончит. В случае затруднения педагог сам начинает рассказывать-три первых предложения-или рассказывает полностью. После того как расскажут- три пары детей, воспитатель спрашивает, понравились ли им рассказы.

"Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Комары и осы". Дети, давайте разделимся на две команды: комары и осы. Комары звенят- з-з-з, а осы поют свою песенку-с-с-с. Я буду показывать карточку с насекомым, эта команда произносит свой звук. Поочерёдно воспитатель показывает карточки комара и осы. Потом дети закрывают глаза, а один ребёнок произносит звук. Дети отгадывают кто это. И обе команды повторяют. А давайте вспомним, что мы сегодня делали.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение внимательно рассматривать картину;
-Формировать умение активно участвовать в беседе;
-Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
-Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
-Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
-Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
-Развивать умение согласовывать слова в предложении;
-Развивать умение согласовывать речь с движением;
-Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
-Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
-Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
-Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Материал: картина «Кошка с котятами».

Ход занятия.
Загадка
В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая...(кошка)
Воспитатель (предлагает детям рассмотреть картину, задает вопросы).
Кто нарисован на картине?
Дети. Кошка и котята.
Воспитатель. Что делают котята?
Дети. Играют около мамы.
Воспитатель. А что делает рыжий котенок?
Дети. Играет с клубочком.
Воспитатель. Какого еще котенка вы видите?
Дети. Серого, пушистого.
Воспитатель. Что можно про него сказать?
Дети. Он лакает молоко.
Воспитатель. Что делает третий котенок?
Дети. Спит.
Воспитатель. Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят.
Воспитатель предлагает детям рассказать про кошку и котят.
« Эта картина называется кошка с котятами. Кошка большая, пушистая, белолапая. Она смотрит на своих котят. У кошки-мамы три котенка-один рыжий, другой серый, а третий черный. Рыженький котенок весело играет с клубком ниток. Серый котенок лакает молоко из блюдца. А третий котенок свернулся клубочком и спит около мамы. Всем – кошке и котятам хорошо, радостно».
Игра мячом «Скажи правильно»:
У кошки один...котенок. Много...котят. У собаки один...щенок. Много...щенков, щенят. Один …воробей, а много...воробьёв. У воробьёв перья, а у щенков нет…перьев. У воробья крылья, а у щенков нет… крыльев.
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Подставляй ладошку – вытягиваем руки ладонью вперёд
Расскажу про кошку. – гладят ладонь другой рукой
Будем пальчики считать? – шевелят пальцами
Будем пальчики считать.- сжимают пальцы в руках и разжимают;
Раз, два, три, четыре, пять. – поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кулак, - сжаты пальцы в кулак
А вот ладошка. - разжимают их.
На ладошку села кошка. – ставят на ладонь пальцы второй руки.
И крадется потихоньку – пробегают пальчики по руке до плеча
И крадется потихоньку–
Видно мышка там живет.- прячут кисть другой руки по мышку.
Ветер дует нам в лицо - качаются поднятыми руками вверх
И качает деревцо;- наклоняя корпус вправо, влево.
Ветерок все тише, тише
Деревца всё выше, выше. – медленно показывают руками тянутся вверх на носках.
Лжезагадка: У кошки Микки родились щенята; 2 белых и один чёрный. Сколько всего щенят родилось у кошки? А что бы делала кошка, если бы у неё родились щенята?
Речевое упражнение «Ныряльщики»: Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом.
Рефлексия. Опрос детей: Почему понравилась эта картина? Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.

ТЕМА: Рассказывание по картине «Кошка с котятами» (для детей 4-5 лет)

Программное содержание:

продолжать учить детей рассматривать картину. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания, называть особенности внешнего вида животного, помочь понять содержание картины. Воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, составлять рассказ по образцу самостоятельно или с помощью воспитателя. Воспитывать интерес к домашним животным.

Материал:

картина «Кошка с котятами», парные картинки к игре «Мама и детки», мольберт, указка, лист бумаги с изображением кошки с клубками, мяч.

Для каждого ребёнка лист бумаги с нарисованным котёнком, цветные карандаши.

Предшествующая работа:

беседы на тему: «Домашние животные», дидактические игры, заучивание потешек про кошку, рассматривание альбома «Наши питомцы».

Методические приёмы:

рассказ, беседа, художественное слово, дидактические игры «Что делает кошка», «Парные картинки», рассматривание картины, физкультминутки.

Ход

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, здороваются, подводит детей к столам, где разложены парные картинки с домашними животными.

В гости к нам пришли зверята:

Кошки, лошадки, поросята.

Своих деток потеряли, долго плакали, искали.

Помогите поскорей мамам отыскать детей.

Давайте поможем мамам, (дети выполняют задание, проверяют).

У лошади (жеребёнок)

У коровы (телёнок)

У собаки (щенок)

У свиньи (поросёнок)

У кошки (котёнок)

У козы....(козлёнок).

Молодцы! А я для вас приготовила сюрприз. Садитесь на стульчики, (показываю картину, дети рассматривают).

Воспитатель:

Кого вы видите на картине?

Давайте рассмотрим сначала кошку.

Кошка какая? (большая, пушистая, красивая).

Чем покрыто тело кошки? (шерстью).

А какая шерсть? (длинная, мягкая, пушистая).

Что есть у кошки?(туловище, голова, лапы, хвост).

Что у кошки на голове? (уши, глаза, нос, рот, усы).

Что делает кошка? (лежит).

исуемВоспитатель:

Рядом с кошкой находятся котята. Какие они? (маленькие, пушистые).

Какие у них мордочки?(весёлые, смешные).

Чем покрыто тело? Что делают котята?

Теперь я расскажу вам рассказ про кошку с котятами. Слушайте его внимательно, а потом попробуйте сами рассказать.

Воспитатель:

Это кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Всё тело кошки покрыто шерстью. Она мягкая, густая, длинная. У кошки есть туловище, голова, лапы, хвост. На голове у кошки уши, глаза, рот, нос, усы, чтобы чувствовать добычу. Рядом с кошкой котята. Они маленькие, пушистые. Котята, как все дети любят играть. Им весело рядом с мамой.

А теперь давайте послушаем ваш рассказ. (2-3 ребёнка).
Физкультминутка.

Вот идёт чёрный кот, притаился, мышку ждёт. Мышка норку обойдёт и к коту не попадёт.

Есть у кошки глазки, есть у кошки ушки, Есть у кошки лапки- мягкие подушки. Киска, киска не сердись, не царапай деток Брысь!

Ребята, а у меня есть для вас ещё одна игра «Что умеет делать кошка?»
Я буду бросать вам мяч, а вы отвечайте и кидайте мне мяч назад.
Кошка умеет....(ловить мышей).

Кошка умеет...(умываться). И т.д.

Молодцы! У меня есть ещё картинки. Кто на них изображён? (котята). Вы говорили, что они любят играть с клубочками. Давайте мы им нар

много разноцветных клубочков, как у мамы кошки (показ иллюстрации), пусть играют. Но для этого нам надо размять пальчики. Повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика.

Киска, кисонька, кисуля (попеременное поглаживание ладошек)

Позвала котёнка Юля.(сгибание и разгибание пальцев рук).

Выполнение работы детьми.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю взять вам эти рисунки домой и рассказать родителям о рассмотренной картине «Кошка с котятами».

Евтеева Ирина Евгеньевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ ЦРР - детского сада №13 «Солнышко»

г. Зарайск, Московской области.