В каком возрасте ребенок разговаривает. В каком возрасте дети начинают говорить? Влияние темперамента на развитие речи

Все без исключения родители ждут момента, когда ребёнок начинает говорить мама и папа. Многие думают, что детская речь начинает своё развитие в тот день, когда малыш произносит первое слово. На самом деле, чтобы это случилось, нужна длительная подготовка органов артикуляции, их слаженная работа, способность к переключению, подвижность нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба. Невозможно произнести именно те звуки, из которых складываются первые слова, если ребёнок не умеет их отличать от фонем, сходных по звучанию, например, такие слова как кот-кит, горка-корка и другие.

Если точнее, то речь человека закладывается ещё во время внутриутробного периода, когда формируются органы слуха, артикуляции и структуры головного мозга. На эти процессы влияет наследственность, перенесённые матерью заболевания, наличие или отсутствие у неё вредных привычек, образ жизни родителей малыша. Течение родов и состояние здоровья грудничка – немаловажные факторы его успешного дебюта в качестве человека говорящего и мыслящего.

Расскажем во сколько лет дети начинают говорить первые звуки, от чего это зависит, со скольки лет дети начинают говорить предложениями и как помочь им своевременно проходить каждый этап развития речи.

Речь в первые недели и месяцы жизни

Сразу после рождения начинается интенсивное развитие структур головного мозга, устанавливаются новые связи между нейронами. Одновременно развиваются органы слуха и артикуляции, формируется физический и фонематический слух. Без полноценного слуха детям невозможно овладеть речью, так как искажение или отсутствие поступающих в мозг звуковых сигналов делает невозможным формирование речевых умений.

В первые недели и месяцы жизни именно речь окружающих стимулирует начальный этап речевого развития. Малыш прислушивается к речи близких людей, он на время затихает, когда слышит материнский голос, импульсивные движения ручек и ножек ненадолго останавливаются. Спустя ещё некоторое время он начинает поворачивать голову к источнику звука.

Не все мамы и папы разговаривают с новорождёнными и грудными детьми первых месяцев жизни. Им кажется это излишним, потому что малыш ещё ничего не понимает. Такие односторонние «беседы» родителей с детьми, сопровождающие их купание и бодрствование, развивают слуховое сосредоточение, желание отозваться. Внимательные родители могут заметить, как ребёнок пытается шевелить губами, как будто хочет что-то сказать. Ещё лучше, если родители часто называют малыша по имени, показывают ему игрушки, зовут ребёнка, ненамного отходя от кроватки.

Вот в каком возрасте ребёнок начинает говорить гласные и согласные. До 3 месяцев ребёнок произносит следующие звуки:

  • гласные – А, У, Э;
  • согласные – М, К, Х, П, Б, Г.

Эти фонемы пока звучат нечётко и произносятся непроизвольно. Такими умениями обозначается первый этап речевого развития – гуление. Кроме этого, крик малыша 1–3 месяцев достаточно выразителен. По интонации мама может определить, скучает малыш, хочет есть, или пришла пора сменить мокрые пелёнки, то есть он начал овладение интонацией.

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как стимулировать лепет

С 6 месяцев, дети получают возможность перемещаться в пространстве – сидеть и ползать. Их восприятие совершенствуется, они могут повторять звуки за взрослым. Это умение можно развивать – как только ребёнок произнёс слоги, родители их повторяют вслед за ним. Такой приём развивает слух, органы артикуляции, речевой выдох, побуждает малыша произносить эти слоги ещё и ещё раз. Такие мини-уроки проводят с бодрым, сытым и здоровым грудничком. Если ему холодно, он хочет есть, или недомогает – словесные игры с родителями не пойдут на пользу.

Хорошо, если ребёнок видит лицо того, кто с ним говорит, тогда он сможет повторять движения губ мамы или папы. Чтобы звуки были слышны отчётливо, нужно обеспечить полную тишину – выключить музыку, приглушить звук работающего телевизора.

Можно поиграть в «прятки», прикрывая личико ребёнка пелёнкой, приговаривая «ку-ку». Хорошо развивает пассивный словарь показ взрослым предметов окружающей обстановки. При этом нужно чётко их называть, сопровождая указательным жестом. Вскоре и ребёнок будет находить их взглядом, реагируя на вопрос взрослого «Где часики?», «Где кошка?», «Где машинка?».

На видео ниже представлены конкретные советы для родителей годовалого малыша:

Когда появляются первые слова и фразы

Невозможно назвать точную дату во сколько дети начинают говорить первые слова. Они могут появиться и в 8–9 месяцев, и в 1 год 2 месяца. И всё это норма. По наблюдениям родителей и педагогов, девочки обычно начинают разговаривать раньше, чем мальчики, хотя и здесь имеются исключения. На рубеже между первым и вторым годом в лексиконе малыша имеется от 2 до 20 слов. Обычно это:

  • упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
  • звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).

Именно в этом возрасте ребёнок говорит мама. Почему дети произносят слова на родном языке? Потому что окружающие его взрослые выделяют из лепета малыша слоги и звукосочетания, присущие именно их языковой системе, и повторяют только их. Поэтому период лепета имеет важное значение для развития детской речи.

В полтора года или немного позже малыш начинает объединять слова в предложения, пока они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такой фразы: «Дай ку» (дай куклу), «Папа нет» (папы нет дома). Но это возраст, когда внимательные мамочки замечают, что их малыш начинает говорить предложениями.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

К 1 году речь пока ещё не является важнейшим средством общения для детей. Нужно приучать малыша пользоваться речью. Для этого не нужно сразу давать игрушку, которую хочет взять малыш. Сначала нужно произнести название игрушки (можно упростить его): «Тебе дать ля-лю?» Пусть малыш попробует повторить «ля-ля», «би-би». Подавая желаемую вещь, можно подчеркнуть: «Это ляля, на».

В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращённые слова: «кар-кар» «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Данные заменители полных слов носят временный характер и нужны только потому, что ребёнку их легче произносить.

Чтобы у детей установилась связь между словом и действием, нужно просить его выполнить какое-то действие: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, помахать ручкой. Также оречевлять все действия, которые он выполняет с игрушками. С этой же целью играют с 2–4 знакомыми игрушками и просят малыша, например, взять мячик, бросить или поймать его. Все действия взрослые осуществляют эмоционально, чётко произнося как слова-предметы, так и слова-действия.

Развитие речи малыша напрямую зависит от того, будет ли она развиваться спонтанно, или родители примут непосредственное участие в её развитии. От этого зависит во сколько лет дети начинают говорить звуки/слова/предложения. Положительные условия для формирования детской речи:

  • Не нужно форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
  • Не надо сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
  • Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания. Например, я вижу домы, да, ты видишь дома.
  • Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), а особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи - ложь, ртов - ротов, красивая кошка - красивыя кошка), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
  • Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте внимание на яркие обороты речи.

Очень полезно ежемесячно записывать и прослушивать речь малыша – гуление, лепет, первые фразы, чтение стихов. Такой архив когда-то станет отличным подарком для повзрослевшего ребёнка и ваших внуков.

Сегодня мы ответили на вопрос когда ребёнок должен начать говорить и во сколько месяцев появляются первые звуки. Если вы подозреваете задержку речевого развития у малыша - проконсультируйтесь у нас. Мы развеем тревогу, а если она объективна, расскажем как разговорить или просто научить малыша речи. Мы знаем не один десяток примеров того, как родители сидят и ждут когда ребёнок заговорит в 3, 4 и даже 5 лет, хотя уже отчётливо видно развитие больших проблем. Спросите нас, мы этим всю жизнь занимаемся!

Ответ на вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, индивидуален, так же как и предположения о том, когда он поползет, сядет или сделает первый шаг. Развитие речи - сугубо индивидуальный процесс, и зависит он от многих факторов. Если родители предугадывают малейшее желание малыша, не отпускают его с рук ни на мгновение, то, скорее всего, такое чудо заговорит достаточно поздно.

Когда появляются первые звуки?

Некоторые родители переживают из-за того, что их ребенок поздно начал говорить. В действительности любой малыш уже с рождения желает общаться. Сначала посредством крика, которым малыш сообщает о том, что проснулся или хочет кушать. Любая внимательная мама быстро поймет, что именно говорит ее сын или дочка. Первые звуки, похожие на речь, появляются уже к двум месяцам. Именно в этот момент важно разговаривать с ребенком, и уже к трем месяцам он будет отвечать вам на своем «тарабарском» языке. В такой «беседе» у малыша развиваются мышцы лица и тренируются органы дыхания. Больше разговаривайте с младенцем. Делайте это во время кормления, перед сном, в период бодрствования. Старайтесь следить за тем, чтобы ребенок видел ваше лицо, ведь он подсознательно запоминает вашу мимику, эмоции при произнесении тех или иных слов. Чем больше вы будете общаться с малышом на первом году жизни, тем быстрее он начнет разговаривать. Общение с папой также имеет большое значение. Постепенно у ребенка формируется доверие к окружающему миру, а значит, и желание его познать как можно быстрее.

Когда появляются первые слова?

Вопрос о том, со скольки дети начинают говорить, как правило, сводится к ответу, когда малыш впервые сказал понятное слово. Примерно к четырем месяцам многие дети начинают лепетать, и взрослые слышат произнесение первых слогов. На радость бабушке или папе начинают звучать отчетливые «ба-ба» или «па-па». Эти звуки самые простые в произношении, поэтому ребенок начинает свои эксперименты с русским языком именно с них. Слоги «ма-ма» малыш скажет вслед за этими звуками, поэтому не стоит расстраиваться. Впрочем, возникшие в речи в пять-шесть месяцев, они еще не являются словами буквально. Малыш может смотреть на маму и говорить «баба». И это вовсе не потому, что он скучает по бабушке. Настоящие слова, со смыслом, появляются не раньше восьми месяцев, у большинства детишек лишь в десять-двенадцать месяцев. К концу года в детском лексиконе можно насчитать от пяти до десяти слов. Многие родители просто не замечают, когда ребенок начинает говорить, потому что эти первые слова, как правило, исковерканы до неузнаваемости. Продолжайте постоянно разговаривать с ребенком, глядя в глаза. В этот период возникают забавные ситуации, когда малыш пытается залезть руками к вам в рот. Таким образом он хочет быстрее разобраться, почему у вас получается говорить лучше, чем у него.

Когда появляются первые предложения?

К полутора годам в активном лексиконе малыша появляется несколько сотен слов, и дети начинают складывать их в предложения. Когда ребенок начинает говорить, многие слова еще произносятся неверно, а некоторые и вовсе урезаются до одного слога. Тем не менее специалисты называют это словами. Поэтому не пугайтесь, когда вы считаете, что малыш должен уже произносить сотню слов, а вы едва насчитываете пару десятков. В этот период, когда ребенок начинает говорить, важно не исправлять ошибки малыша, а показывать ему правильную речь, общаться и играть с ним. И тогда очень скоро наступят дни, когда вы будете мечтать о том, чтобы он хоть минуточку помолчал.

Olla , 21.10.01 19:19

Сыну год и восемь, но он до сих пор почти не говорит. Всего пара слов, вроде Баба, Мама, Дай. Это ненормально?

Pchejla , 22.10.01 10:44

По-моему Вам пока не о чем беспокоиться. Мальчики вообще не очень-то разговоричивы. Вместо того, чтобы беспокоиться, лучше займитесь с ним игрушками, развивающими мелкую моторику рук. Это могут быть всевозможные рамки, конструкторы, стаканчики и пр.

Guest , 02.11.01 21:58

Нам через неделю 1год и 9 месяцев, а говорим слов 15-17. Обожает книги, любит рассматривать картинки, что-то бормочет, масса эмоций, акает, шумит, но высказаться трудно. А старший сын в этом возрасте говорил предложениями по 3-4 слова. Могу сказать, что младшему уделяется больше внимания и больше всяких развивающих игрушек в его распоряжении... Видимо, это индивидуально... Хотя уже хочется вести с ним беседы...

84-1017140628 , 23.11.01 17:52

Моя доченька начала говорить в 1,5 года, т.е. начал быстро увеличиваться словарный запас, а затем она начала складывать слова в предложения. Сейчас ей 1 год и 9 месяцев. Говорит все и большими предложениями (в разумном пределе, конечно). И очень четко. Постоянно спрашивает "Что это?" и тут же повторяет слово. Так вот, честно говоря, ничем особенным мы с ней не занимались, особых навороченных развивающих игрушек не использовали, все как само собой пошло. Только ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком и не очень упрощайте речь в общении с ним. Говорите почти как со взрослым. Мы так делаем и наш ребенок старается говорить правильно и нормальными словами. Но, видимо, время, когда ребенок начинает говорить очень индивидуально.
Можно вопрос? Сколько вы кормили ребенка грудью?

Antonina , 27.11.01 01:08

Здравствуйте!
То как говорит ваш ребенок вполне нормально. Мальчики, действительно начинают говорить позже. Важно: какой у него пассивный запас (то есть что он понимает). Сколько примерно слов понимает, может ли выполнить простый инструкции ("Дай...", "Возьми... и положи..." и т.п.). Если понимает много и те немногие слова, которые говорит, использует по поводу, и если способен объяснить свои желания как-то еще (знаками, мимикой, звуками), то все нормально. Нужно следить за тем, чтобы в освоении речи был прогресс: понимает более сложные вещи, говорит больше слов, говорит предложениями и т.п.
А еще, конечно же, с ребенком надо говорить, читать книжки, играть.

Anita , 07.02.02 01:10

Сколько врачей, столько и мнений. Нам год и 3. Не говорим (один детский лепет -)) Пошли к логопеду проконсультироваться, просто так, а не потому, что я вижу проблему у ребенка. Боже, что мы там услышали! Отставание а развитии речи, отсутствие звукоподражания. Что, мол, уже должна говорить 20-30 (!) слов. Что она затормозилась в развитии, так как в год "говорила" то же самое, что, мол, месяц для ребенка - все равно, что год жизни...
Но я то вижу, что ребенок не тупой. В 10 месяцев она понимала больше 30 слов, мы их даже записали. Книжки читаем, все пальчиком показывает, пирамидки собирает. Частей тела знает столько, что я даже затрудняюсь с тем, что бы еще выучить (разве что лодыжку и запястье)). Короче, я не переживаю (пока что), тем более вижу, что у знакомых все тоже самое было, а когда надо - заговорили.

Helene and Anastasia , 07.02.02 11:41

Я считаю, что если ребёнок растёт в нормальной благополучной семье (под неблакопочной подразумеваю алкоголиков родителей), то и без всяких развивающих игр нормально заговорит, может чуть позже, чем дети, которых постоянно дрессируют. Когда мы росли ведь не было никаких "ранних методик", только ладушки, сорока-ворона. А какие все грамотные и интеллигентные. Моя дочь (1,3) не желает играть в развивающие игры. Редко бывает настроение даже в "сороку". Зато я постоянно с ней общаюсь, она обожает рвать в клочки бумагу и мусолить в руках вареный рис (это всё развивает мелкую моторику). Я особенно не переживаю когда и сколько (как говорят наши педиатры в поликлинике, к которым я надо признаться очень редко хожу) слов она скажет. Я чувствую - всё хорошо. В год и два месяца она сказала первое своё "предложение" : мама, топ-топ каву. Т.е. пошли пить кофе. Зато она не желает складывать пирамидку (а умеет). Ей просто сейчас это не интересно. Так и каждый ребёнок. Это нам хочется, чтобы он сейчас говорил, а для него сейчас интереснее созерцать, запоминать, по-своему анализировать. А потом как выдаст! Моя мама говорит, что я как заговорила, так до сих пор не замолкаю! По-моему очень важно понять, что сейчас ребёнка интересует и всячески помогать ему. Потом наступит следующий этап. И у каждого по-разному.:umnik:

alya , 11.02.02 23:42

Ну, вроде все уже сказали.... Из своего опыта могу добавить, что мальчики действительно начинают говорить позже девочек.
У нас в саду был случай: мама очень расстраивалась из-за того, что мальчик в 3,5 года не говорит, таскала его по врачам. И вдруг он заговорил. Причем правильно и длинными предложениями. Сейчас ему 8 лет, и все мальчишки во дворе (да и взрослые тоже) его уважают за то, что умеет к месту вставить слово и промолчать, где надо. А его советы на удивление мудрые.

Нужно следить за тем, чтобы в освоении речи был прогресс: понимает более сложные вещи

Я согласна..... Удачи.

Guest , 19.03.02 08:32

Eshe odin moment na kotoryi stoit obratit" vnimanie.
Deti ochen" chasto nazyvayut predmety po-svoemu. Eto mojet byt" slog is nastoyashego nazvaniya ili kakoye-to zvukopodrajaniye, naprimer.
Avtobus - abu
sobaka - ba i t.d.

A mojet byt" chto-to bolee dalekoye.
U moyei dochki slon nazyvalsia "gavaya" s goda do polutora (potomu chto:"Golovoi kivaet slon")

Prislushaites" i mojet byt" vy uslyshite bol"she slov chem vam kajetsia.

Esli eto tak, to ne povtoriayte slova za rebenkom. Vmesto etogo na ego "abu" ukajite na avtobus i skajite ochen" otchetlivo artikuliruya "AVTOBUS" Postaraites" Artikulirovat" sil"nee chem obychno i chtoby malysh videl vashi guby" Nu i estestveno chitaite, poite, nazyvaite vse vokrug koroche ne zamolkayte.

Moei dochke seychas 4 goda. ona svobodno govorit po-russki i po anglisski ne putaya dva yazyka (my jivem v Canade)

Uspehov,
Malysh obiazatel"no zagovorit. Kajdyi rebenok razvivaetsia po-svoemu. ne perejivaite

Meri , 29.03.02 23:15

Ne vinite malchikov chto oni poje nachinayt govorit i vse ostalnoe. Y nas y znakomih devochka 2+ voobshe ne razgovarivaet, a moi sin v 2goda(v den svoego rojdeniya)nachal govorit, chto bivaet prosim na 5 minyt zdelat ostanovky
Tak chto ne perejivaite vse v svoe vremya, razgovarivaite s rebenkom kak so vzroslim, pobolshe chitaite emy, pokazivaite kartinky i obyasnyaite chto tam izobrajeno.

Mama Alyona , 16.05.02 05:47

Moemu Vanushke 15 mesyatsev. Ya bi ne skazala chto on u menya boltliv, hotya vrode bi uzhe pora to (Ya k stati ochen" perezhivau po etomu povodu). Poka slovosochetaniya ne upotreblyaet voobche. Kak razgovarivaut zhivotnie on mne rasskazivaet i vseh podryad ot domashnih do dikih, v obchem zvuki pravil"nie mi proiznosim. Iz slov, spisok nash ne bogat, tak slov 10, nu standartnie mama, papa, baba (tol"ko eto oboznochaet babochka, tak kak babushek s nami ryadom net, vse daleko ochen" zhivut), sli (poshli), akva (otkrivay), sek (sok), tay (chay) i t.d.
U Vanechki est" lubimaya knizhka, i ran"she rasskazivala vse ya, a seichas on mne vse rasskazivaet chto vidit. Na svoem konechno, no vse ravno ochen" interesno. Odin raz on mne skazal "люлю" i pokazal na kartinku (vozdushnaya tehnika), ya dolgo ne mogla ponyat" chto oznachaet etot zvuk. A odin raz ego poprosila skazat" vertolet, on mne i otvetil "люлю". Bilo ochen" zabavno.

Тата , 22.05.02 10:30

Моя дочь тоже сночала не хотела играть в сороку-ворону (1г 4м) . А теперь услышит слово каша и пальчиком сразу начинает водить по ладошке. Сработало ущемленное самолюбие. Соседская девочка чуть старше продемонстрировала что умеет. Моей завидно стало и сразу научилась.

Lelya , 31.05.02 05:59

Я сегодня почитала топики разные о проблемах с речью. Кажется, и у нас не все так хорошо. Сыну год и семь месяцев. Все понимает, выполняет разные просьбы, пытается говорить. Но арсенал "нормальных" слов крохотный - мама, папа, киса, баба, дядя, тетя. Все остальное это звукоподражание (ав-ав, му, бух, звук машины и т.д.) или словечки на свой лад (типа, "капапа", "дямама", "нямама", "ган-ган" и т.д.) За последние два-три месяца прогресса никакого, все это он говорил и раньше. Вроде бы все понимает, но отказывается нормально произносить!
Вопрос такой - много ли малышей с подобной проблемой (и проблема ли это вообще?). И главное, что такого полезного ввести в наши игры, чтобы был стимул хотя бы буквы или слоги за мамой повторять? Может кто занимался с детем, расскажите, как?
Последнее "новое, правильное" слово было около 3-4 месяцев назад, "киса" (и то нечетко, "титя").
Может, мне с ним по-другому надо разговаривать, ему сложно сейчас, может совсем упрощенными предложениями в два-три слова? И повторять по многу раз?
А то только жесты, звуки, да выдуманные слова...
Ну почему, он называет, к примеру, собаку "ав-ав", а гуся "ган-ган" - мы ведь ему каждый раз повторяем одно и тоже - "со-ба-ка", "гусь". Соглашается, и все равно по-своему..

Dana , 31.05.02 13:45

Олла, не переживайте. Я заговорила в 3 года. Причём к каким врачам меня только не водили. Зато сейчас остановиться не могу.

Nelumbo nelumbo , 03.06.02 13:55

Я знаю двоих мальчиков, которые заговорили раньше и лучше, чем моя
дочка. И я в ее возрасте здорово болтала, но позже не обошлось без
логопеда по части произношения: не выговаривала "р", "л", "ч".
Конечно, хочется, чтобы твой ребенок был самый-самый...
А всяких факторов, которые на развитие речи влияют, знаете сколько?
Ого-го. И внутриутробное развитие, и насколько шумно дома (чем шумнее,
тем хуже говорит), и т.д.. Я радио включаю "нормированно", от телевизора отказались, но что мне
делать, если недалеко от нашего дома проходит железная
дорога?! И дочка рождена со стимуляцией в 37 недель с весом 2 550, по
сценарию "как не надо рожать". Не могу я ее при всем желании назад засунуть
и доносить получше. Тем не менее, нужно было слышать, как она в первые часы
после рождения пищала и кряхтела у папы на руках. "Все рассказала". Сейчас замечаю, что
в один день она может сказать несколько слов очень четко, а в другой
ничего от нее не услышишь, кроме бессмысленных слогов, как в 7
месяцев. Никогда от нее не требовала показать глазки и прочее, только
сама ей это рассказывала, а раз кормлю ее, перед ней лежит мягкая
игрушка, мелкая тычет пальцем ей в глаз и говорит: "Ез!" Еще она
говорит "мя" - мяч, "лес" - это "гулять" - мы там гуляем на опушке, "да"
(это и согласие, и все хорошее и правильное) и
"нн-нн!". Вчера произнесла что-то очень похожее на "у-бе-ри ва-ва", с
английским "р", как раз было по теме - отталкивала мою руку, по
интонации ничего другого и быть не могло. Вот только что такое
"ва-ва"? Я детских слов с ней не употребляю. Насчет звукоподражания
тоже нечего беспокоиться: после того, как мы с мужем болели, стала
говорить "кхва-кхва"! И рокочет, как горло полощет, слюнями, наверно,
простите... А "дай" она может сказать тремя разными способами: "дай",
"няй" и "няняй". И папу называет "дядя". "Скажи "папа"!" В ответ:
"Дя-дя!" И постороннему мужику может сказать "ма". Хотя, конечно,
мамой меня называет, особенно когда что-то нужно. Педиатр находит это
все в порядке вещей, хотя есть соблазн обозвать все это диагнозами,
а, учитывая ее нынешний интерес к своим какашкам (мы про какашки с
педиатром еще не говорили), так вообще какие угодно ярлыки навесить.
А на самом деле ведь все благополучно выросли, разговариваем, а те, кому положено
к логопеду ходить, там никогда не бывали. Послушайте, как дети
постарше разговаривают: "Я его бияла и биять буду" - это пятилетняя
(!) девочка говорит, что она пса била и будет бить. Мальчик в 8 лет:
"Мама, смотри, змЕя!" Девочка в 8 лет на весы говорит "звЕсы" и
рассказывает анекдоты "про чуПчей" (из серии "я могу как угодно говорить, зато
чукча дурак"). Можно сказать, что я какую-то патологию выискиваю, но
стОит самим прислушаться - такие перлы услышите. Давайте мелких развивать, и все ОК будет.

..vika.. , 30.12.02 05:05

Моему ребенку скоро 2 года,а он кроме слов мама,папа,дай и слогов не говорит.Если что-то просит,то говорит слогами:ма-молоко,бай-спать и т.п.Вообще мальчик сообразительный,понимает все что ему скажут,а вот говорить никак не хочет.Старшая дочка начала говорить в 11 месяцев,и в 2 года говорила предложения.Я слышала,что мальчики начинают разговаривать позже девочек.Напишите у кого в каком возрасте дети начали говорить.

Наташкин , 30.12.02 13:19

Мы уже вовсю говорим, но мы - девочки. 1,3, примерно с месяц выдает коротенькие фразы - икку татать (книжку читать), когоки деть - колготы одеть, папа баба матинка (папа к бабе приедет на машине (ее от бабушки забирает после работы), бака кутаит (собака кушает) ну и т.д. У сестры мужа сын до 1,10 вообще кроме мама-папа-дай ничего не говорил, потом как прорвало! говорит сложными предложениями из 6-8 и более слов, использует обороты. Может, мальчики все такие?

РитаВ. , 04.01.03 16:39

Моему старшему (Леша, 1г11 мес) тоже пока даются только простые слова и звукоподражания (животных "озвучиваем" с удовольствием, а вот их названия выговорить пока не можем, кроме зайца и волка), причем все остальные слова он пытается сказать как-то в нос, не разжимая рта, но главное - пытается!
По опыту моих знакомых и из конференции знаю, что все это индивидуально и волноваться не стоит, а нужно терпеливо проговаривать с ним слова, фразы и пр. тем более если он сообразительный.
Меня-то еще беспокоит то, что у моего Лешки, считай, "выпали" первые полтора года, т.к. он у нас только со второго октября, а до этого был в Доме ребенка, т.е. мы начали практически с нуля, и то я не расстраиваюсь, а продолжаю провоцировать его на разговор.
А племянница моя (тоже очень сообразительная!) до 2х лет говорила одно- двусложными фразами, а с 2х стала просто по возрастающей говорить, говорить и говорить... И обороты-то такие использует!..
Вот так.
Удачи вам!

И если захотите - загляните к нам в "Вот мы какие".

Мурочка , 10.01.03 00:37

Дочке 1,3 много чего говорим, но по-своему (картавим), четко получается слов около 10, типа мама, папа, дядя, тетя, баба, деда и еще заяц, остальное условно и много слогами. А предложение говорим только одно - "Ку ка", в смысле кушать кашу

lena 72 , 10.01.03 01:06

Вы,не волнуйтесь,мой Вовка только в 2г. сказал мама,папа,баба,дэд(дед),чуть позже названия некоторых стран (юнный географ) и всё.А в 2,4 как прорвало,заговорил в один день,правда говорит,как иностранец,типа:"Небо синее,облака белые,снег,зима,Вова-гулять" в смысле,погода хорошая и он хочет погулять.Так,что у каждого ребёнка свой темп развития.

..lavazza.. , 10.01.03 10:23

lavazza , 10.01.03 10:25

Первые слова Катя (кукла), Ка (собака Кара), Мама, Баба, Де (деда) и еще немного Ксюша начала говорить до 11 месяцев.
Предложениями начала говорить в 1,4


P.S. А сейчас и вообще ее трудно заставить помолчать

..Ольга.. , 23.01.03 16:55

Моему Данилке 1,6мес. Давно говорит мама,папа, баба,деда,дядя, сися (все осознанно)Зовет собаку- Деля или Геля (ее зовут Деля), брата-Дей(Андрей)Иногда повторяет слова,почти правильно:апельсин-апеси,упала-пала, пока и т.п.,но это все пока редко((Хотя все свои желания выражает достаточно понятно и требовательно, во всЯком случае я его понимаю без проблем.

Леся , 25.01.03 14:55

Моей девочке 1 год и 3 мес., тоже говорит простые слова типа мама, папа, дядя, кака, зая, а все осталяное только слога и звуки. Все показывет, мног понимает, но предложениями не говорит. Была в шоке, когда некоторые пишут, что в таком возрасте уже балтауь - вот это да!

Lisik , 26.01.03 10:04

Моя тоже в 2 года не говорила фразами, а когда отдали в садик (в 2.3), ее как прорвало. . Теперь мечтаю, чтобы помолчала хоть иногда... Я сама говорила фразами с 1.3, в 1.6 стихи рассказывала (я сама бы не поверила, пока не нашла письма бабушки с датами). так что от наследственности не зависит. А мальчики действительно позже начинают говорить.

Настена , 09.02.03 13:38

Моя доча тоже не говорит фразами(ей 2 года) и многое говорит на "своем языке". А какая разница,кто когда говорит, Все равно до школы все будут ходить,говорить,сами есть и на горшок свои дела делать. Здесь нельзя всех стричь под одну гребенку!

mariap , 17.02.03 11:54

У меня дочке 1,3 года, но не говорит совсем ничего. Слово мама пробивается, когда очень хочется к маме на ручки, слово кс-с *киса* говорит, когда гладит кота. Но я особо не переживаю, так как я говорю на одном языке, а муж - на другом. Так что ждем, пока она, дочка, освоится с нашими языками. :book:

Олена , 18.02.03 00:52

У меня брат начал говорить в 9 месяцев, причем очень чисто. Первое слово было утюг, причем очень осознанно при виде утюга. Потом пошел к врачу и сказал ей - тетя. И так далее... Думали, что из него получится по меньшей мере академик но что-то не похоже в его 18 лет. Это я к тому, что без разницы когда кто начал говорить - это не показатель никакого развития.

alena123 , 20.02.03 21:22

Mariap, ну надо же какие ситуации погожие, нам тоже почти год и три, маму говорит в редко торжественных случаях, а вот к-с на кису давно. Еще говорит "ади-и". Что значит один, это когда его спросишь сколько годиков, он пальчик показывает и говорит ади-ии. Иногда с-с-с, показывая на сисю. На подружку Дашу говорит Дата. Ну и все. Никаких тебе папа, мама, баба, на или дай. Я, конечно, в душе переживаю слегка, но не сильно. Вижу, что ребенок очень развитый, во многом опережает сверстников, которые говорят все эти пресловутые мама и папа. Так что не заморачивайтесь мамочки, все будет хорошо!!!

Novaly , 20.03.03 12:40

Нам 1г. 5мес. и мы говорим мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, Аня, Саша, Нина, дай, зая и подражаем животным. Проблема в том, что это детки должны говорить в годик +/- 1мес. А к 1.5 годам детки должны говорить несложными предложениями, типа мама дай и т.п. Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами. Так ПЭПные детки в большинстве своем начинают говорить с 2х лет. Многие неврологи советуют немного простимулировать речь неотропными препаратами. Но это разумеется на усмотрение родителей, потому как рано или поздно ребенок без патологии заговорит:-).

Oval , 20.03.03 13:23

Нам полтора года, мы говорим: "ава" на всех кошек, собак, птичек; "бву"- машинки, в том числе и стиральная; "лё"- гулять и новое слово "дать", понимает всё, головой мотает да и нет, а говорить больше ничего не желает.....

Аня З. , 21.03.03 10:29

Задержка речи обычно все-таки связана с проблемными беременностью и родами.


Вот уж совершенно не согласна, т. к. всю беременность проскакала как коза, ни токсикоза, ни других сопутствующих ей "неприятностей". Родила замечательно - крепкий, здоровый малыш (тьфу, тьфу, тьфу), никаких патологий! Но вот нам уже 1,7 г. и говорим только "мама"(редко), "тата"-папа, "ки"-киса. Но малыш все понимает, когда к нему обращаешься, а если ему что-то надо, то берет за руку ведет, показывает пальчиком на предмет и "бормочет" по- своему.

Elena , 21.03.03 20:20

Видимо, имелся ввиду более поздний период - после двух лет. Но ПЭП нам не ставили....
Нам вот 1г.10мес - вообще ничего внятно не говорим, не мычим, а на "своем", на детском.
Я уже писала про это и в другой теме....

Здравствуйте, дорогие читатели!

А Вы знаете, когда ребенок должен начать говорить? Как развивается его речь? Как мама может помочь крохе быстрее заговорить, и каких случаях малышу необходима помощь специалиста? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Становление и развитие речи – неотъемлемые этапы развития крохи. Нам так хочется, чтобы малыш побыстрее заговорил! И это понятно – так с ним проще общаться, становится понятнее, чего он хочет и что его беспокоит. Он становится спокойнее, и обладает достаточным количеством инструментов, чтобы объяснить свои потребности и желания.

Но речь не включается просто нажатием кнопки, и не «запускается» сама собой в каком-то определенном возрасте. То есть, вот исполнится крохе год и два месяца – и он начнет декламировать стихи. Резко и без подготовки. Но так если и бывает, то очень нечасто. Ведь речь ребенка тоже формируется постепенно. Вначале накапливается пассивный словарный запас, а затем уже включается активный. И у детей этот момент может наступать в разное время.

Конечно, существуют сроки появления в лексиконе малыша определенных звуков и слов. Но они все же являются примерными, и необходимы для ознакомления, а не точного сопоставления и нарастающей паники из-за несоответствия. Давайте и мы рассмотрим периодизацию речи.

Формирование речи: что за чем идет?

Предлагаю сейчас познакомиться с речевыми этапами, которые проходит ребенок в своем развитии. Для удобства они сгруппированы по возрастам.

Малыш до года

Все родители с нетерпением ждут от крохи первого «агу». Ведь оно обозначает начало важного этапа развития речи малыша – гуления. Карапуз начинает агукать, выдавать веселые рулады преимущественно из гласных звуков. К ним добавляются согласные к, г, н. Все это начинается примерно в возрасте двух-четырех месяцев. Где-то в полгода может появиться первый слог – «ма» или «ба». Малыш уже начинает потихоньку понимать речь: он прислушивается к голосу мамы, узнает знакомый голос.

На смену гулению приходит лепет. На этом этапе кроха повторяет одинаковые слоги: «па-па», «да-да», «ба-ба» и т.п. он использует в речи звуки: м, б, п, к, г, а, э. Такая «речь» появляется в возрасте около семи-восьми месяцев. А уже к десяти месяцам карапуз практикует минимум 1-2 «слова» – «баба», «ляля».

В возрасте 1 года лепетных слов в запасе крохи уже около 3-4. Он понимает значение отдельных слов и умеет их соотносить с предметами. Он даже может понимать самые простые инструкции, сопровождаемые жестами, типа «дай ручку», «поцелуй маму», и всеми любимое «нельзя».

Где-то к первому юбилею кроху ждут первые осмысленные слова. Это долгожданные «мама», «баба», «папа», а также «дай». Появляются и звукоподражания типа «ко-ко», «ту-ту», «мяу».

Малыш от года до двух

В этот период ребенок обычно начинает стремительно увеличивать свой словарный запас. Так, он выдает слова в большом количестве, преимущественно глаголы и существительные.

Где-то к полуторагодовалому возрасту кроха имеет словарный запас около 6-20 слов, он может показать на картинке знакомые слова. А к двум годам может использовать простые предложения типа «Ляля, дай!» или «Мама, ди!». Словарный запас в районе 50 слов. Карапуз умеет показывать пять частей тела, он понимает и выполняет верно двойную инструкцию типа «иди в кухню и принеси ложку», умеет правильно использовать местоимения я, мне, ты. Также он усваивает новые звуки: ф, т, в, н, х. Свистящие и шипящие звуки кроха обычно пропускает, или заменяет их уже освоенными.

Малыш от двух до трех лет

В это время кроха начинает использовать в речи предложения из трех-четырех слов. У него уже появляются прилагательные и наречия, а также вопросительные слова.

В два с половиной года малыш уже может понимать действия в различных ситуациях – «кто сидит, а кто лежит, покажи», и значение предлогов в стандартной ситуации – «на чем ты сидишь?». Ребенок уже умеет правильно произносить звуки: з, с, л, знает понятие «один». Также он может наизусть заучивать простые стишки и рассказывать легкие истории.

Малыш от трех до четырех лет

В данном возрасте словарный запас малыша составляет около 250-700 слов. Он умеет говорить предложениями из нескольких слов, приблизительно пяти-восьми. Он пользуется множественным числом слов, выполняет инструкции с простыми предлогами типа «положи ложку на тарелку». Кроха может назвать свое имя, возраст и пол. Он также использует в речи союзы если, потому что, когда. Сейчас ребенок уже понимает значение коротких сказок и рассказов.

Малыш от четырех до пяти лет

Словарный запас карапуза составляет в этом возрасте около 1500-2000 слов. Ребенок уже может использовать в речи сложные предложения, а также слова до, по, после, вместо, куда, что, сколько. Чадо умеет правильно произносить шипящие: ж, ш, ч, щ, и звук ц. Пропадает смягченное произношение согласных звуков.

Малыш от пяти до шести лет

Словарный запас ребенка – около 2500-3000 слов. Он уже не переставляет слоги и звуки, не пропускает их в словах. При построении предложений использует все части речи.

Кроха знает все звуки родного языка и может их правильно использовать в речи. Также он использует обобщающие слова.

Малыш от шести до семи лет

Словарный запас ребенка – около 3500 слов. Дитя активно собирает образные слова и выражения, может использовать устойчивые словосочетания. Развивается речевое и языковое внимание, логическое мышление, память, а все это очень важно для успешного обучения в школе.

Ребенок способен усваивать правила грамматики, пытается активно объяснять значение слов.

Когда ребенок должен заговорить?

Думаю, теперь, когда Вы уже знаете основные этапы развития речи ребенка, что во сколько должно появиться, Вам уже будет проще понимать, что и где необходимо «подтянуть». К тому же, можно спокойно наблюдать прогресс в развитии крохи, поочередное приобретение новых навыков и умений. Ведь малыш не перепрыгнет на следующую ступеньку развития, пропустив предыдущую. А, значит, если в чем-то и вышла небольшая заминка, но прогресс есть, то Вы с карапузом идете в правильном направлении.

Конечно же, развитию речи ребенка уделять внимание просто необходимо. Но не стоит делать трагедию, если он говорит не три положенных в этом возрасте слова, а два. Говорите с ним, занимайтесь пальчиковой гимнастикой, развивайте мелкую моторику, используйте специальные упражнения для развития речи.

Другое дело, если малыш вообще молчит, не реагирует на речь взрослых, отказывается понимать и принимать инструкции, его речь не развивается. В таких случаях необходимо обратиться к специалисту. И, бесспорно, Вы можете просто сходить с ребенком на консультацию к логопеду в любом возрасте, чтобы просто убедиться, что все у вас идет своим чередом.

Существует мнение, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчишки. Последние считаются более «ленивыми» в плане развития речи. Действительно, такую тенденцию мы наблюдаем достаточно часто. Но в большинстве своем к школе дети уже говорят одинаково хорошо.

Желаю Вам чудесного материнства и ярких бесед с любимым крохой!

Маленький ребенок – это всегда загадка, которую мама и папа разгадывают на протяжении многих лет. Когда удастся получить от малыша долгожданную беззубую улыбку, услышать первое слово, научить его говорить, рисовать, читать?

Сколько еще вопросов тревожат молодых родителей, даже представить сложно. И чаще всего это происходит потому, что они очень мало знают о развитии ребенка. На самом деле все, происходящее с малышом год от года, сугубо индивидуально.

Когда у ребенка впервые получится начать говорить «мама»? Тогда, когда он будет готов к этому. Но поскольку каждая мама рано или поздно начинает переживать, поговорим о развитии речи подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

Первые звуки

У каждого малыша, когда он появляется на свет, есть только один способ говорить с окружающими, сообщать им о своих проблемах. Это плач. Первый звук, который слышит мама от новорожденного, говорит о том, что он живым и невредимым явился в новый мир. И с этого самого момента начинается непрерывное развитие малыша, которое будет длиться не один год.

Поначалу ребенок говорит лишь простейшие звуки. Первое время это только гласные, спустя несколько месяцев в арсенал крохи добавляются согласные, но пройдет еще много времени, прежде чем он скажет «мама» осознанно. Можно ли его этому научить? Есть вещи, которые дети осваивают исключительно самостоятельно. Однако родители вполне могут подтолкнуть ребенка, поспособствовать скорейшему развитию малыша.

Процесс эволюции речи

Для правильного понимания того, что и когда начинает делать ребенок, важно знать примерные фазы развития речи малыша.

  • До трех месяцев новорожденный издает отдельные звуки.
  • В возрасте примерно четырех месяцев ребенок начинает лепетать. Это поток бессвязных звуков, в котором иногда удается различить даже цельные слова. Однако это лишь случайность.
  • До девяти месяцев дети учатся составлять простые слова и начинают познавать богатство интонаций речи взрослых. Именно в этот период можно впервые услышать «мама», «папа» и т. п. Каким будет первое слово, в большей мере зависит от родителей. Дети склонны повторять то, что чаще всего слышат.
  • К полутора годам в арсенале малыша обычно присутствуют несколько слов, которыми он активно пользуется и понимает их значение.
  • За второй год жизни дети расширяют свой запас до двух сотен слов. Они с интересом слушают, о чем и как говорят взрослые. Запоминают каждое слово, составляют простые предложения.
  • Следующий год является очень важным в жизни ребенка. Он начинает осознавать себя как личность, учится стоить сложные предложения, начинает не только пересказывать прочитанные ему книги, но даже придумывать собственные истории. Многие дети уже идут в сад, там они начинают общаться с другими малышами и взрослыми, расширяют свой кругозор.

Это примерная схема, отражающая, когда дети обычно начинают говорить «мама», во сколько месяцев их можно научить общаться с другими людьми. Однако эти усредненные данные нельзя использовать для того, чтобы контролировать развитие крохи. Как уже говорилось выше, каждый ребенок уникален. Кто-то в год уже учит первые четверостишья, а кто-то в три еще упорно молчит.

Все малыши разные

Очень часто родители сравнивают своего малыша с другими детьми. Их пугает и задевает гордость, когда кто-то оказывается лучше, умеет больше. Они начинают пытаться научить кроху произносить какое-то слово, злятся, если у него ничего не получается. Это неправильная и вредная практика.

Дело в том, что нельзя научить говорить, овладение речью – очень сложный психический процесс. Зато можно развивать кроху, ведь дети познают мир через своих родителей, общение с ними, занятия, чтение книг, игры. Не так уж важно, когда они скажут какое-то определенное слово. Главная задача родителей – научить своих малышей понимать, чего от них хотят, расширять их словарный запас.

Почему малыши молчат

Психологи утверждают, что не следует раньше времени вмешиваться в процесс развития малышей. Если они молчат в год, в два и даже три – это еще не повод для паники. Однако родителям все-таки следует обращать пристальное внимание на таких детей. Когда стоит волноваться?

На самом деле все просто. Необходимо следить не за речью, а за общим развитием крохи. Если он ничего не говорит, но при этом все понимает и может объяснить по-своему, чего хочет, значит, с его общим развитием все в порядке.

Почему дети молчат? Зачастую в этом бывают виноваты сами взрослые. Если мама мало общается со своим малышом, предпочитает оставлять его наедине с телевизором, чему она сможет его научить? Сколько месяцев пройдет впустую, пока кроха сам поймет, что с людьми надо разговаривать?

Следует отметить, что развитие речи малышей может быть активным и пассивным. В первом случае они учатся говорить, произнося слова самостоятельно. Во втором же слушают, наблюдают, анализируют. Те, кто идет по второму пути, обычно начинают активно разговаривать на третий год жизни, но в течение всего нескольких месяцев догоняют своих ровесников, а зачастую и перегоняют.

Как помочь малышам

Научить говорить маленького человечка нельзя. Зато можно ему помочь в освоении такого сложного навыка. Как это сделать?

  • Активно и регулярно общаться, комментировать все, что происходит вокруг.
  • Описывать и пояснять свои действия, когда малыши находятся рядом и наблюдают.
  • Как можно чаще обращаться к детям с просьбами и поручениями, просить у них совета, интересоваться мнением, побуждать к общению.
  • Читать книги, рассказывать стихи, рисовать, при этом подталкивая малышей к тому, чтобы они поддерживали разговор.

Если заниматься с детьми стабильно и с удовольствием, они будут год за годом радовать вас своими успехами.