Занятия для детей на тему вода. Конспект занятия на тему: «Вода» в средней группе

Цель:

Задачи:

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

— Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Раздает глину из берестяного кузова.

— Какого цвета эта глина?

— Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)

Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Изготовление горшочков из глины.

Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость!

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно — творческие способности детей.

На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми: это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм. Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), создание поделок из глины (горшочков), использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

При знакомстве с русской избой удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке глиняных горшочков.

Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, музей бересты, музей солнца, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.

Для ознакомления с работой кружка «Русские узоры» с родителями будет проведена викторина с целью выявления знания основ русской культуры, а также будут выпускаться папки-раскладушки в соответствии с тематикой занятий.

Слайд 1 «Русский народный быт» для детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2 Цели и задачи создания: Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
приобщать детей к основам национальной культуры, быта.
Знакомить с русским народным фольклором.
Привлечь внимание родителей к истории нашей страны.

Слайд 3 Экспонаты.
 Макет русской печи.
 Макет русской избы.
 Деревянный сундук.
 Домашняя утварь.
 Тканые изделия.
 Наглядно-дидактические пособия.

Слайд 4 Русская изба.
Строили дома в старину довольно быстро. Избы строились из сосны или ели. Также использовался мох, который клали между бревен
Избы строили, не используя гвозди.
Изба, стоявшая на камнях, иногда не касалась земли, под нею гулял ветер, отчего она не гнила, но тепло в ней было благодаря второму, черному полу. Плотность пола была такова, что вода в щели не протекала.
Крыша, как и вся изба, делалась так, чтобы последующая часть держалась за предыдущую, нижнюю.

Слайд 5 Русская печь.
Древнерусская печь являлась домашним очагом- источником тепла и уюта. Печь очень рано превратилась в важный элемент украшения интерьера.

Слайд 6 Деревянный сундук.
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

Слайд 7 Русские народные костюмы.
Русский народный костюм - это прежде всего костюм крестьянский. Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников.

Слайд 8 Кухонная утварь.
Без самовара, как и без хлеба, изба выглядело неполноценной. Формы и объемы самовара были бесконечно разнообразны.
В чугунке варили первое и второе - ставили на печь или в печь. Ухват, им отправляли
в жар горшки с пищей.
Ступа и пест.
Использовались для измельчения зерна в крупу, толчения льна и других полуфабрикатов

Слайд9 Плетеные, вязаные, тканые изделия.
Коврик плетеный из лоскутков, ими застилали пол, скамейки.
Рушник, на нем выносили каравай и украшали избу.

Слайд 10 Глиняные и деревянные игрушки различных промыслов.
Глиняные дымковские игрушки- нарядные, яркие, дарящие людям ощущение праздника.
Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Слайд 11 Изделия плетеные из бересты.
Лапти плелись из лыка липы. Лапти могли быть в виде туфель с невысокими бортиками.
Берестяной коробок, в нем хранили
продукты питания.

Слайд 12 Список литературы:
1. Б. А. Рыбакова Древняя Русь. Быт и культура.- М.:Наука, 1997.-368с.
2. В.И.Белов. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;

2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.

Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.

«Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой

Дождик с солнцем

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом»

Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)

А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)

Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.

Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – вечная слава воде!

Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).

Дождик, дождик, дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).

Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.

Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.

Первый опыт «Вода прозрачная»

Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)

Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.

Второй опыт «У воды нет вкуса»

Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

Есть ли у нее вкус?

Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).

А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.

(Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)

Третий опыт «У воды нет запаха»

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.

И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).

Задачи: расширить знания о свойствах воды, ; о значении для всего живого; , источниками питьевой воды; прививать бережное отношение к воде;

формировать потребность, желание экономить воду, сохранять её; активизировать, обогащать словарь детей; развивать связную речь; формировать навыки составления предложений; .

Материал: 2 подноса, 1 стеклянная банка, 10 стаканов, фильтрующая бумага, 2 разрезные картинки водоёма, схема круговорота воды в природе, 2 ведёрка, «комки» снега (смятая бумага), глобус, чайник, зеркальце.

Ход проведения занятия для детей 5-6 лет

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель (В.). Кто это к нам стучится?

Входит почтальон Печкин, приносит телеграмму и пакет от жителей озера -Русалки и Водяного. Они сообщают, что с водоёмом случилась беда, он погибает. Русалка и Водяной просят о помощи, люди загрязнили озеро. Растения увяли, рыбки заболели, птицы улетели…

В. Только мы, ребята, можем им помочь (достаёт из пакета банку с грязной водой) . Эта банка волшебная. Вода в ней грязная, и в озере она грязная, но если в банке вода станет чистой, то и в озере очистится. Для того чтобы всё получилось, необходимо выполнить условие: грязную воду должны очистить мы все вместе - только тогда произойдёт волшебство, и озеро станет совсем чистым. Мы сейчас пойдём в лабораторию, очистим воду из волшебной банки и вернём её уже чистую Русалочке и Водяному. Для этого будем использовать фильтры (специальная фильтрующая бумага).

Очистив воду, дети передают банку Печкину. Он их благодарит: вода стала чистой, прозрачной. Теперь Водяной сможет видеть в воде, рыбки станут здоровыми, прилетят птицы.

Печкин. Ребята, а сейчас вы сможете увидеть озеро, собрав разные картинки (2 подгруппы детей собирают разрезные картинки озера). Раздаётся шум воды из крана.

В. Дети, а вы знаете, откуда к нам в краны поступает вода? (Из рек, озёр, из-под земли.)

Но воду из рек и озёр пить нельзя, она не очень чистая, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, её специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом.

Наш город большой, и чистой воды нужно много. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река. Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран. Ребята, скажите мне, пожалуйста, как получается, что вода в реках и озёрах не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Каждый день солнце нагревает воду в морях, реках, озёрах, и она превращается в пар. (В группу вносят только что закипевший электрический чайник, из носика которого идёт пар. Воспитатель подставляет к носику сухое чистое стекло, и на нём образуются капельки воды. Это пар, попав на холодное стекло, опять превращается в воду.)

В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее там воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)

В. А сейчас мы с вами поиграем.

(Предлагает детям встать в круг, взявшись за руки. В игре участвует Печкин.)

В. Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту -она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.)

Дети загадывают загадки Печкину.

В. Вода появляется не только из крана. Как можно использовать дождевую воду? (Собирать в бочки, а затем поливать растения, огороды.) Как можно использовать снег? (Вывозить на поля - он будет согревать ростки растений, а весной превратится в воду, которая пополнит реки и озёра.)

Игра «Кто быстрее?»

Двое детей собирают комочки снега (смятые листы бумаги), кто больше и быстрее соберёт (у игроков завязаны глаза). Печкин предлагает детям поиграть в игру «Закончи предложение».

Вода нам нужна, чтобы… (высказывания детей). И т.д.

В. Что устанавливают в квартирах, чтобы узнать, сколько израсходовали воды жильцы квартиры? (Счётчики.)

Много израсходовали - много заплатили.

Мало израсходовали - мало заплатили, сэкономили деньги.

В. А какие пословицы и загадки о воде вы знаете? (Дети рассказывают пословицы и загадывают загадки.)

1. Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

2. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

3. Бережливость - вот лучшее богатство.

Печкин благодарит детей и уходит.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАЙНЫ ВОДЫ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 23
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Воспитатель Дрыгина Наталья Алексеевна

Санкт-Петербург
2013 г
Конспект совместной деятельности

Возраст детей: 6-7 лет
Количество детей: 8 человек
Длительность НОД: предположительно 40 минут
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, компьютер, фартуки для труда, перчатки хирургические многоразовые, различные ёмкости для воды, контейнеры пластиковые, материалы для экспериментов (вода питьевая, краситель, сахар, соль, камни, термометр для воды, краски, лёд, чайник и т.д.), игра «Тонет-Не тонет», магнитная доска, картинки, вода питьевая бутилированная, глобус.

Цель: включить детей в исследовательскую деятельность; вызвать интерес; дать возможность проявить самостоятельность мышления.
Задачи:
учить самостоятельно мыслить, уметь делать выводы, решать проблемные задачи;
развить любознательность, пытливость, наблюдательность,познавательные мотивы и интересы;
воспитывать в детях желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Современные технологии, использованные в НОД
1. Личностно-ориентированная технология, включающая в себе:
Исследовательская технология (проблемно-поисковая - обучение через открытие)
Коммуникативная технология (дискуссионная - поиск истины через обсуждение)
Технология имитационного моделирования (игровая)
Психологическая технология (самоопределенческая) - самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная технология - способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность и быть её субъектом.
Рефлексивная технология - осознание ребёнком этапов деятельности, какими способами достигался результат, что он чувствовал при этом.
Если всё объединить то получиться интегральная технология - проектная деятельность.
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Информационно-компьютерные технологии
4. Деятельный подход.

Подготовка: расстановка мебели и контейнеров, наполнение стеклянных ёмкостей водой, подготовка и раскладка дополнительных материалов, проверка мультимедийной системы.
Предварительная работа с детьми: Предполагается экскурсия в музей воды «Путешествие с Капитошкой». Работа с глобусом и картой мира. Чтение загадок о воде в разных состояниях.
Ход совместной деятельности:

Моя речь и мои действия
Ответы и действия детей
Здравствуйте дети, меня зовут Наталья Алексеевна. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Я пришла к вам в гости из соседнего садика. У меня возникла проблема. У меня и моих детей возник спор. Я думаю что вода - волшебное вещество. А они мне говорят что простое. А вы то мне что скажете?

Ответы разные. Давайте разбираться...
По телевизору я увидела удивительный фильм про воду, сейчас я вам его покажу.
Готовы раскрыть тайну воды?
Послушайте замечательное стихотворение:
Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты? Вода в ответ: - Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу. – Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана!
- Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана
Донесся шепот: - Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода!

В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты. Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Я предлагаю стать на время настоящими учёными и разгадать тайну воды.
У нас будет своя лаборатория, где мы поставим различные опыты. Для безопасности оденьте защитные перчатки и фартуки, это защитит наши руки и нашу одежду. А ещё у каждого из вас на фартуке есть номер,
и на каждой коробке с опытом тоже есть номер, опыт будет ставить тот учёный, чей номер совпал с номером коробки.

1ый опыт «ВКУС ВОДЫ»
Какой у воды вкус? Вот бутылка с питьевой водой, попробуй её. Какая она на вкус?
Но мы с вами учёные, мы можем с помощью опыта добавить вкус нашей воде.
Чтобы вода стала сладкой, что бы вы добавили в неё?
Правильно, нужно добавить сахар в воду и размешать.
Попробуй, какая она теперь на вкус?
Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавили.

2ой опыт «ЗАПАХ ВОДЫ»
Какой у воды запах? Возьми этот стакан, и понюхай воду. Какой запах у воды?
На этом блюдце лежат разные предметы: апельсин, сахар рафинад, желудь, каштан, выбери, с помощью чего мы можем добавить запах воде?
Сахар может добавить запах воде?
А давай попробуем.
А теперь выжимай сок апельсина в нашу воду. Понюхай, у нашей воды появился запах?
Вывод: вода без запаха, но может его приобрести с помощью пахучих веществ.

3ий опыт «ЦВЕТ ВОДЫ»
Какого цвета вода?
Правильно. Чистая вода не имеет цвета, но мы с вами учёные, и можем сделать так, чтобы вода обрела цвет. Это пищевой краситель, что ты будешь с ним делать?
Правильно. Добавляй краситель в воду.
Вода обрела цвет! Молодец!
Вывод: вода может окрашиваться, быть разного цвета.

А я хочу показать вам волшебство. С помощью волшебных слов я простую воду превращу в цветную. А поможет мне в этом учёные под номером 4 и 5.
А вы нам все помогайте.

ФОКУС С ЦВЕТНОЙ ВОДОЙ:
Ты вода-водица, светлая как иней,
Стань вода-водица не простой, а синей.
Ты вода-водица, друг ты мой студёный,
Стань вода-водица не синей, а зелёной.
Ты вода-водица, друг ты мой прекрасный,
Стань вода-водица не простой, а красной.

Молодцы, у нас получилось волшебство!!!
А мы с вами возвращаемся к своим опытам.

4ый опыт «ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ»
Вот три стакана, потрогай их, и скажи, чем они отличаются.
А чем мы можем измерить температуру воды? Правильно, градусником, только специальным, для воды. Опускай в стакан и измеряй.

Что мы видим?
Вывод: вода имеет разную температуру в зависимости от окружающей среды. Например, ледяная вода где бывает? Тёплая? Горячая?
Молодцы...

5ый опыт «ТЕКУЧЕСТЬ И ФОРМА ВОДЫ»
Приготовим стеклянный стакан и колбу. Смотрите, колба какой формы? А стакан?
У жидкой воды формы нет, она принимает форму ёмкости, в которую её налили.
Выльем из колбы немного воды в стакан. Что вы заметили? Что делает вода?
Правильно, она течёт. Это свойство называют текучестью. Согласны?

6ой опыт «РАСТВОРИМОСТЬ ВОДЫ»
Учёному под номером 8 предлагается провести опыт с растворимыми и не растворимыми веществами. В коробочках разные вещества: песок, камень, соль. Ты будешь по очереди высыпать вещества в воду и размешивать.
Что мы видим?

Правильно, молодец!!!
Вывод: не все вещества растворяются в воде.

Теперь можно снять перчатки и передники, и сложить их в коробку, чтоб они нам не мешали.

Я хочу поиграть с вами в одну интересную игру, я её сама придумала. Она называется «ТОНЕТ-НЕТОНЕТ» (объясняю правила, играем)
Молодцы ребята!!!

Присаживайтесь на стульчики.
А вы знаете, что вода на нашей планете такая волшебная, что существует не только в жидком состоянии, но и в твёрдом, и даже в газообразном.
Посмотрите на экран. В жидком состоянии она вот такая

Ещё есть твёрдое состояние воды, посмотрите на экран.
И чтобы убедиться, что состояние действительно твёрдое, я дам вам потрогать льдинки, посмотрите какие они твёрдые. А руки у вас стали мокрые, потому что льдинки тают от тепла.
Вывод: Лёд – это тоже вода.

А вот это газообразное состояние воды, или парообразное, потрогайте перчатку.
Это только кажется что в ней ничего нет. Посмотрите на картинку, вот это чайник и в нём кипит вода, у меня тоже есть чайник, сейчас я его включу, и мы посмотрим, что произойдёт, когда чайник кипит, и попробуем поймать пар.

Чайник кипит, и этот опыт я сделаю сама, на коробочке мой номер. Чтобы не обжечься, я одену защитные рукавицы, а вы отойдите подальше на безопасное расстояние.
На тарелочке осел пар, промокнём его салфеткой, посмотрите, она мокрая.
Вывод: пар – это вода.

У меня для вас есть ещё одна игра «Три состояния»: это перчатки с разными состояниями воды, а это разные картинки. И их надо разделить на три части по состоянию воды.

Вы такие молодцы, просто умники и умницы, и конечно же настоящие учёные.
Есть интересные исследования одного учёного. Посмотрите этот фильм.

Оказывается, вода не только волшебная, но и живая, и мы в этом с вами убедились. Она бывает добрая и сердитая. Сердитой она приходит к людям проливными дождями, наводнениями и цунами. И чтоб не злить водичку, как с ней надо обращаться? Посмотрите снова на глобус, на нашей планете огромное количество воды, но её надо беречь.
Что нужно делать? Как уберечь воду?
Правильно. Если её загрязнять, лить без пользы и не уважать её, то она может разозлиться.
Значит её надо беречь.

Я думаю, что всё у нас получилось, и конечно же мы с вами с помощью наших исследований всё таки решили, что вода это волшебное вещество. Вы согласны?

А это пока самая обычная питьевая вода из магазина, но чтоб она стала волшебной, мы сейчас скажем ей самые добрые и замечательные слова.
Возьмите её в подарок от меня.

А эта картинка для вас и для наших гостей. На языке воды это означает спасибо!

А на прощанье, я оставляю вам один конверт с опытами, которые вы можете дома с родителями провести и второй конверт с адресом моего садика. Вы обязательно нарисуйте мне рисунки с нашими опытами, или что вам больше всего запомнилось и понравилось сегодня. Конверт придёт мне по почте. Я покажу ваши рисунки моим детям, я думаю им очень понравится.
Спасибо, до свидания!!!