Значение экологического образования в настоящее время. Значение, цели и задачи экологического воспитания детей
От воспитания людей во многом зависит, как будет понят закон, дойдет ли он до сознания, вызовет ли внутреннюю потребность активного содействия. Основы экологического воспитания человека закладываются с раннего возраста, если ребенку в семье рассказывают об окружающем мире с позиции любви и бережного отношения.
Основная задача экологического воспитания – необходимость закрепить в обществе осознание того, что природные богатства не беспредельны. Современное общество не вправе жить за счет будущих поколений. Оно обязано сохранить и оставить природу потомкам не только не оскудевшей, но и обогащенной. Такая “экологизация” общественного сознания средствами воспитания и образования создает благоприятные предпосылки для успешной реализации программы устойчивого развития человечества.
Экологическое воспитание – совокупность культурных, социальных и воспитательных мер, воздействующих на чувства, сознание и взгляды людей и направленных на повышение уровня экологических знаний и культуры у школьников, студентов, руководящих работников и населения с целью преодоления у них потребительского отношения к природе, развития к ней чувства бережного отношения и осознания обществом опасности приближающейся глобальной экологической катастрофы.
29. Понятие «Устойчивое развитие». Условия практической реализации концепции устойчивого развития.
Устойчивое развитие – форма развития общества, которая удовлетворяет потребности ныне живущих и не ограничивает будущие поколения в обеспечении своего существования, что предполагает наряду с рациональным природопользованием уменьшение личных и социальных нужд до жизненно необходимого уровня.
Если говорить о России как части мирового сообщества, то для нее в контексте стратегии устойчивого развития наиболее актуальными являются следующие направления деятельности:
– разработка общих принципов природоохранного законодательства, экологической этики;
– согласование общих подходов к оценке хозяйственных воздействий на природную среду и к экологическому нормированию хозяйственной деятельности;
– сохранение общей системы экологического мониторинга;
– экологическое прогнозирование для всех субъектов Федерации;
– резервирование территорий для развития заповедной сети;
– разработка интегрированной системы мер для сохранения и рационального использования биоразнообразия;
– экологический контроль внешнеэкономической деятельности, включая экологическую экспертизу импортируемых товаров и лицензирование экспорта биологических ресурсов;
– выполнение обязательств по международным договорам в области охраны окружающей среды.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов развития, а также потребность в сотрудничестве на разных уровнях. Экологическая политика государств, в том числе и России, преимущественно строится на принципах устойчивого развития. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию
Мирошниченко Наталья Петровна
МДОУ центр развития ребёнка - детский сад №34 «Звёздочка»,
Московская область г.Серпухов
Воспитатель
Значение экологического воспитания дошкольников
Необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью, очевидна и современна. Мы с самого раннего возраста учим детей бережно от-носиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным приме-ром демонстрируем правильное поведение и отношении природы, то можем надеяться, что и дети будут экологически грамотными.
Знакомя детей с природой, я не только сообщаю им конкретные знания, но и объясняю самоценность любых объектов природы, старюсь вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чув-ства, воспитывать уважительное отношение к природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются ос-новы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно с детьми к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей. Что, безус-ловно, имеет большое значение для развития всеобщего экологического само-сознания.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, па-дающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоя-тельном общении с природой. Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сфор-мировать реалистические представления - воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней - важнейшие задачи детского сада.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, при-водит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Непра-вильное представление часто служат причиной недоброжелательного отно-шения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насе-комых и др.; это наносит вред не только природе, но и отрицательно дейст-вует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющееся неправильное представление значительно труднее, чем образовать новые, правильные.
Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологиче-ских проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человече-ством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического об-разования. Создавались программы, технологии, учебные и методические по-собия.
С чего же начинается вся экологическая работа с детьми?
С передачи детям знаний о мире природы.
Каков же должен быть конечный результат?
Формирование у каждого ребенка уважительного и заинтересованного отношения к природному окружению. Это должно выражаться в практиче-ских действиях по отношению к природной среде. Экологическое образова-ние дошкольника базируется на деятельном подходе, так как именно дея-тельность формирует психику ребенка.
Как показывает практика, важным направлением стало формирование у детей первоначальных знаний на занятиях при ознакомлении с природой. Общаясь с природой, ребенок лучше понимает, как устроен мир вокруг него Большое значение для экологического воспитания имеет также исследова-тельская деятельность, проведение опытов. Ребенок имеет возможность по-трогать, понюхать окружающие его объекты, и даже пробовать их на вкус, если это безопасно.
с художественной литературой, в играх Особенно помогают игры-превращения направленные на возникнове-ние любви к животным, растениям, объектам неживой природы. Закрепление экологических знаний происходит на занятиях по рисованию, аппликации, лепке. В целом любая деятельность, любое экологическое занятие включает не только бережное отношение к объектам окружающего мира, умение ви-деть красоту природы, и развивает наблюдательность и внимание, прививает навыки экологически грамотного поведения в природе Элементы экологического воспитания, как правило, присутствуют на заня-тиях по развитию речи, при ознакомлении.
В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества.
Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, что поставило человечество на грань экологической катастрофы.
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.
Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».
Таким образом, экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, но это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.
В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, непрерывность (взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни), систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Экологическое образование выполняет следующие педагогические функции:
Способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании студента;
Является существенным компонентом гуманизации всего образования (дошкольного, школьного, высшего);
Формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей;
Расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования:
Однопредметная Смешанная
вводится учебная вводится новый
дисциплина Многопредметная курс экологиче-
экологической экологизация ской направленности
направленности традиционных с одновременной
учебных курсов и экологизацией
дисциплин традиционных
учебных предметов
Большинство отдают предпочтение смешенной модели, реализация которой требует разработки учебного курса «Экология», экологизация традиционных учебных дисциплин, а также серии практикумов.
Экологическая ответственность связанна с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленный последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры – это система знаний, умений. Ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности является:
- экологические знания;
- экологическое мышление (умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности);
- экологическое поведение (в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным, чувство любви к природе). Экологическое поведения включает в себя ряд параметров: - рациональное отношение к природе, - избирательность в отношении к природе, - сознательное отношение к природе.
5. Основные экологические понятия и термины
Основной (элементарной) функциональной единицей биосферы есть экосистема. Экосистема - единый естественный комплекс, образованный за длинный период живыми организмами и средой, в которой они существуют, и где все компоненты тесно связаны обменом веществ и энергии. Но, в соответствии с представлением Ю. Одума, не всякая комбинация жизнь-среда - может быть экосистемой. Ею может стать лишь среда, где имеет место стабильность и четко функционирует внутренний кругооборот веществ. Выделяют микроэкосистемы (пенек с грибами, небольшое болото), мезоэкосистемы (участок леса, озеро, водохранилище) и макроэкосистемы (континент, океан).
Глобальной экосистемой есть биосфера нашей планеты. Часто экосистему отождествляют с биогеоценозом. И. Дедю считает, что категории экосистема и биогеоценоз совпадают на уровне растительной общности и принципиально различаются лишь выше и ниже этого уровня. «Экосистема» - понятие более общее. Компоненты биогеоценоза - биотоп и биоценоз.
Биотоп - однородное за абиотическими факторами среды пространство, занятое биоценозом (то есть место жизни вида, организма), а биоценоз - сообщество организмов (продуцентов, консументов и редуцентов), которые живут в границах одного биотопа. Понятие «биоценоз» - условное, поскольку вне среды существования организмы жить не могут, но ним удобно пользоваться в процессе изучения экологических связей между организмами. В зависимости от местности, отношение к человеческой деятельности, степени насыщения, полноценности и т.п. различают биоценозы суши, воды, естественные и антропогенные, насыщенные и ненасыщенные, полночленные и неполночленные.
Во время изучения экосистем характеризуют: 1) их видовой или популяционный состав и количественное соотношение видовых популяций; 2) пространственное распределение отдельных элементов; 3) совокупность всех связей, в первую очередь - цепей питания.
Экосистемы - открытые термодинамические функционально целостные системы, которые существуют за счет поступления из окружающей среды энергии и частично вещества и которые саморазвиваются и саморегулируются.
Одним из важных экологических понятий есть гомеостаз. Гомеостаз - состояние внутреннего динамического равновесия естественной системы (экосистемы), которое поддерживается регулярным восстановлением ее основных элементов и вещественно-энергетического состава, а также постоянным функциональным саморегулированием компонентов. Гомеостаз есть характерным и необходимым для всех естественных систем - от атома и организма к космическим образованиям. Все популяции имеют свойства, благодаря которым они поддерживают свою численность на оптимальном уровне в условиях среды, которые постоянно изменяются. Эти свойства и являются гомеостазом.
Вид (биологический) - совокупность организмов с родственными морфологическими признаками, которые могут скрещиваться друг с другом и имеют общий генофонд. Это основная структурная единица в системе живых организмов. Вид подчинен роду, но имеет подвиды и популяции. Виды имеют морфологические, физиолого-биохимические, эколого-географические (биогеографические) и генетические характеристики.
Популяция - совокупность особей одного вида с одинаковым генофондом, которая живет на общей территории на протяжении многих поколений.
Сообщество - совокупность различных популяций существуюших на определенных территориях.
Сегодня различают десять групп экологических факторов (общее количество - около шестидесяти), объединенных в специальную классификацию: за временем - факторы времени (эволюционные, исторические, действующие), периодичности (периодический и непериодический), первичные и вторичные, за происхождением (космические, абиотические, биотические, природно-антропогенные, техногенные, антропогенные), за средой возникновения (атмосферные, водные, геоморфологические, физиологические (генетические, екосистемные)), за характером (информационные, физические, химические, энергетические, биогенные, комплексные, климатические), за объектом влияния (индивидуальные, групповые, видовые, социальные), за степенью влияния (летальные, экстремальные, ограничивающие, возмущающие, мутагенные, тератогенные), по условиям действия (зависимые или независимые от плотности), за спектром влияния (выборочного или общего действия).
Одни и те же экологические факторы неодинаково влияют на организмы разных видов, которые живут вместе. Для одних они могут быть благоприятными, для других - нет. Важным элементом есть реакция организмов на силу влияния экологического фактора, отрицательное действие которого может возникать в случае излишка или недостатка дозы. Поэтому есть понятие благоприятная доза или зона оптимума фактора, и зона пессимума (доза фактора, за которой организмы чувствуют себя угнетенно).
Биоценоз - совокупность совместно обитающих популяций разных видов микроорганизмов, растений и животных. Термин «биоценоз» впервые применил Мебиус (1877), изучая группу организмов устричной банки, т. е. с самого начала это сообщество организмов было ограничено неким «географическим» пространством, в данном случае границами отмели. В дальнейшем это пространство было названо биотопом, под которым понимаются условия окружающей среды на определенной территории: воздух, вода, почвы и подстилающие их горные породы. Именно в этой окружающей среде существуют растительность, животный мир и микроорганизмы, составляющие биоценоз.
Понятно, что компоненты биотопа не просто существуют рядом, а активно взаимодействуют между собой, создавая определенную биологическую систему, которую академик В. Н. Сукачев назвал биогеоценозом . В этой системе совокупность абиотических и биотических компонентов имеет «... свою, особую специфику взаимодействий» и «определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющее собой внутреннее противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении, развитии» (Сукачев, 1971).
Термин «биогеоценоз» был предложен В. Н. Сукачевым в конце тридцатых годов. Представления Сукачева в дальнейшем легли в основу биогеоценологии - целого научного направления в биологии, занимающегося проблемами взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их абиотической средой.
ТЕМА 2: ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ. ОХРАНА АТМОСФЕРЫ.
1. Атмосфера и её значение.
Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические проблемы современности - «парниковый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.
Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды. Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья.
Основные функции атмосферы:
Защитная экологическую функцию, предохраняя Землю от абсолютно холодного Космоса, потока солнечных излучений, задерживается масса метеоритов (толщина атмосферы около 480 км, служит щитом),
Атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода,
Регулирует сезонные и суточные колебания температуры (если бы на Земле не было атмосферы, то суточное колебание температуры достигало бы +/- 200С 0),
Источник газов, которые принимают участие фотосинтезе, и обеспечивает дыхание).
Человек прежде всего отличается от остальных видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, - «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».
Остановить стихийное развитие событий могут знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи и заканчивая. вузом и послевузовским образованием.
Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мир на Земле. Именно к этому обязан стремиться экологически образованный человек.
Но было бы несправедливо строить всю экологию только «вокруг» человека. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против окружающего его варварства, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества. Из сказанного следует, что в настоящее время беспредел в нарушении экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что возможно, прежде всего, через изучение основ экологии
Лекция 2. Взаимодействие организма и среды
План лекции.
1. Понятие о среде обитания и экологических факторах
2. Основные представления об адаптациях организма
3. Лимитирующие факторы
4. Значение физических и химических факторов среды в жизни организма
5. Эдафические факторы и их роль.
6. Ресурсы живых существ как экологические факторы
1. Понятие о среде обитания и экологических факторах
Среда обитания организма - совокупность абиотических и биотических условий его жизни. Известны три среды обитания: водная, наземно-воздушная и почвенная вместе с подстилающими горными породами. Среда организмом воспринимается через экологические факторы - это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они могут быть природными и антропогенными. Природные факторы делят на абиотические и биотические.
Абиотические факторы - это совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение организмов. Их делят на физические, химические и эдафические. Физические факторы - это те, источник которых - физическое состояние или явление (механическое, температурное воздействие и др.), химические происходят от химического состава среды (соленость воды, содержание кислорода и др.), эдафические (почвенные) - это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающие воздействие как на организмы почвенной биоты, так и на корневую систему растений (влияние влажности, структуры почв, содержания гумуса и т. п. на рост и развитие растений).
Биотические факторы способны влиять на абиотическую среду, создавая микроклимат или микросреду: например, в лесу летом прохладнее и влажнее, а зимой - теплее. Но микросреда может иметь и абиотическую природу: под снегом, в результате его отепляющего действия, выживают мелкие животные (грызуны), сохраняются всходы озимых злаков.
Антропогенные факторы - факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д.).
Факторы, изменение которых во времени повторяется регулярно, называют периодическими (климатические, приливы и отливы, некоторые океанские течения), а те, которые возникают неожиданно, - непериодическими (нападение хищника, извержение вулкана и т. д.)
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно -- это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода -- морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста .
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- - природа и родной язык;
- - общение в семье, в школе, окружающая среда;
- - его деятельность;
- - средства массовой информации, искусство, литература;
- - образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, - изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура» . В самом общем виде можно сказать, что экологическая культура это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- - иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- - знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии.
- - знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
- - знать природу своего родного края, а именно:
- - местные природные условия
- - природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- - местные, охраняемые природные объекты;
- - животных местной фауны;
- - местных птиц;
- - видов рыб местных водоемов;
- - лекарственные растения местной флоры;
- - памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов .
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.
Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее .
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что экологическое образование- это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса - уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
непосредственное познание природы;
школьное экологическое воспитание;
средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека .
Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.
Социализация личности - это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению .
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов - профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же - для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям, как естественным воспитателям .