Церемониальная семейная ссора. Основные правила ссоры: как ругаться правильно

4 выбрали

Ссоры – штука противная. Особенно потому, что они имеют привычку расти и размножаться с невероятной скоростью . Вроде поругались из-за неубранных носков или невымытой посуды, а в процессе наговорили друг другу столько всего интересного, что практически закрыли себе пути к примирению . Как часто партнеры обижаются друг на друга и подолгу не разговаривают не из-за самого предмета ссоры, а из-за того, что было сказано в процессе. А ведь все началось из-за какой-то мелочи . Давайте подумаем, как избегать этих неприятных мелочей и не давать им расти и размножаться.

Почему мы постоянно ссоримся?

Что означают постоянные ссоры? Говорят ли они о серьезных проблемах в отношениях? Далеко не всегда, успокаивает психолог Мария Пугачева . Причина может быть в характерах и темпераментах партнеров. Если они оба привыкли отставить свои права, проявлять себя и контролировать любое дело, мелких столкновений не избежать.

"Однако, как ни странно, такой союз может быть очень прочным, потому что каждый из них на самом деле ценит силу, яркость и напор, как свой, так и партнера, и не особо переживает из-за такой ситуации. Как правило, в таких ссорах поочередно скидываются яркие негативные эмоции, а потом совместно переживаются такие же яркие позитивные, которые сразу же перекрывают все плохое" , – пояснила психолог.

Но бывают и другие ситуации, когда за мелкой ссорой кроется глубокое недовольство . Например, жена, пилит мужа за незакрытый тюбик зубной пасты, а на самом деле ей не нравится, что он совсем не помогает по дому. Или устраивает скандал из-за того, что муж поздно вернулся с работы, хотя на самом деле переживает, что он уделяет ей мало внимания. В таких случаях мелкие ссоры – это симптомы более серьезных проблем, с которыми нужно разбираться, чтобы отношения не испортились окончательно .

Бывает и совсем печальная ситуация – когда в паре закончилась любовь, и люди начинают откровенно раздражать друг друга.

Зри в корень

Подумайте, есть ли в ваших постоянных ссорах более глубокая причина . Не мелочь, а крупное недовольство, которое не дает вам спать спокойно и вести себя дружелюбно. Проанализируйте свои чувства и попросите партнера сделать то же самое, а потом спокойно обговорите накопившиеся проблемы.

Это, скорее всего, будет непросто . До сих пор с ужасом помню тяжелейшие разговоры, которые начинались со слов моего молодого человека: "Теперь расскажи, что тебя глобально во мне не устраивает" . Но, поскольку тот молодой человек впоследствии стал моим мужем, можно предположить, что они все-таки были довольно эффективны. Когда все проблемы будут ясны и обговорены, станет понятно, как их решать, что можно изменить, а с чем придется смириться.

"Возможно, получится договориться путем некоторых компромиссов: "я закрываю глаза на это и это в твоем поведении, а ты не придираешься ко мне по этому и этому вопросу". Мир в семье можно восстановить, если супруги придут к выводу, что они друг другу дороже, чем гнев по поводу недостатков. Но может случиться и так, что единственным правильным решением будет расставание. По крайней мере, так каждый будет иметь шанс обрести по-настоящему счастливые и гармоничные отношения, а не мучиться всю оставшуюся жизнь", – считает Мария Пугачева.

Как избежать?

Но даже если пустяковые ссоры не имеют серьезной подоплеки, они могут здорово испортить настроение. Давайте подумаем, как их избежать. Мария Пугачева уверяет, что просто сдерживать эмоции – это не лучший выход. "Это только усугубит ситуацию, будет делать отношения все более и более напряженными", – считает психолог.

Но и "выливать" их на партнера тоже не стоит. Мария Пугачева советует не демонстрировать эмоции, а говорить о них . "Если вы спокойно и по-доброму объясните своей "второй половинке", что вам в нем не нравится, и опишите свои эмоции – это будет для него мощным стимулом измениться в лучшую сторону. При этом надо обязательно перечислить пару-тройку тех черт, за которые вы его любите и уважаете . А если вы будете демонстрировать эмоции – обижаться и повышать тон, то добьетесь только точно такой же ответной защитной реакции, а дело не сдвинется с мертвой точки", – объяснила психолог.

Добавлю от себя ряд приемов, позволяющих закончить пустяковую ссору еще до ее начала. Все советы проверены на себе.

  • Прежде чем говорить (точнее, кричать), медленно сосчитайте до десяти. Банальность, конечно, но работает. Ведь первая реакция обычно самая эмоциональная и редко – самая продуманная.
  • Выясните, когда у вас и вашего любимого "плохие" и "хорошие" часы, не затевайте никаких обсуждений в "плохие". В разное время суток мы можем быть более или менее ранимыми. Это зависит от различных факторов. Одних лучше не трогать утром, других – вечером, кто-то резко реагирует на все, когда голоден, и почти все огрызаются, если сильно заняты. Например, для меня самое тяжелое время – утро. Если меня в этот момент задеть, реакция может быть непредсказуемой: могу заплакать, накричать, а то и бросить чем-то. Муж это давно понял и только подшучивает, называя меня "утренним монстром". Но с серьезными проблемами не подходит.
  • Придумайте вместе с партнером какой-нибудь сигнал для окончания ссоры. Например, смешное слово или фразу – бомбина кургуду, квакозябра или анти-сосиска . Если в процессе ссоры кто-то произносит условное слово, это означает: "все, тайм-аут, я начал(а) заводиться, обсудим проблему позже".
  • Переводите разговор в шутку . Юмор вообще сильно гасит злость. Я порой пытаюсь продолжать злиться в таких ситуациях, но предательская улыбка выползает на лицо против моей воли. Заодно вспоминаю, как люблю мужа за его чувство юмора.
  • Говорите шепотом . Основная проблема ссор в том, что они представляют собой замкнутый круг. Вы повышаете голос, муж повышает, вы повышаете еще сильнее… и так далее . В результате оба кричат и никто друг друга не слышит . Попробуйте вести себя с точностью наоборот – говорите тише. Партнеру придется прислушиваться, и он неосознанно тоже перейдет на шепот. А всерьез ругаться в таком тоне достаточно сложно.

А вы сталкивались с такой проблемой в отношениях? Как вы предотвращаете ссоры?


Оглавление [Показать]

Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? В общем-то, все признают, что кричать на ребёнка – не очень хорошо, но это так привычно, что отказаться от этого метода воспитания не так-то просто. Срываясь на крик, родители, чтобы заглушить своё чувство вины, находят множество оправданий такому поведению: «сам виноват – довёл», или «всё равно он знает, что я его люблю».

На самом деле крик скорее мешает воспитанию, чем помогает. С каждым окриком и грубым словом лопаются тонкие нити привязанности между родителем и ребёнком. Для ребёнка гневные крики мамы или папы – очень травмирующая ситуация, ведь в этот момент самые близкие и любимые люди становятся холодными, злыми, отчуждёнными.

До определённого момента ребёнок беспомощен перед криками взрослого, но ближе к подростковому возрасту разговор на повышенных тонах уже не будет иметь такой власти над ребёнком. Не исключено, что ребёнок начнёт отвечать родителям тем же или просто активно сопротивляться такому обращению. Самым серьёзным последствием воспитания криком является то, что ослабевшая привязанность ребёнка к родителям не может быть для него крепкой опорой по жизни. Такие дети больше подвержены влиянию других людей, семья не воспринимается ими как надёжный тыл. Зачастую друзья и компания для ребёнка становятся важнее родителей, а это значит, что родители могут просто «упустить» своих детей.


Другим серьёзным последствием крика является то, что такая модель поведения закрепляется в сознании ребёнка, и, став взрослым, он «на автопилоте» будет ее применять и к своим детям. Это означает, что «эстафета» испорченных детско-родительских отношений пойдёт дальше.

Между тем, есть семьи, в которых на детей не кричат. В этих семьях – самые обычные, не идеальные и дети, и родители. Им удалось искоренить крик и найти другой подход к своим детям. Если вы тоже задаётесь вопросом «как перестать кричать на ребёнка» - эти советы будут полезны.

  1. Дайте себе право на ошибку. Иногда родители боятся признать, что они в чем-то не правы, считая, что это подорвёт их авторитет в глазах ребёнка. На самом деле для ребёнка важнее иметь рядом «земного» родителя, с промахами и ошибками, нежели «непогрешимое божество». Очень важно и перед самим ребёнком признать, что вы только учитесь быть родителем, и иногда ошибаетесь и поступаете не правильно.
  2. Ребёнок – это зеркало родителей. Если мы хотим, чтобы ребёнок умел управлять своими эмоциями – сначала мы должны научиться управлять своими, чтобы стать ему примером. Ключевое слово здесь «управлять»: эмоции нельзя вытеснять, «зажимать», им обязательно нужно давать выход, но в приемлемой форме.
  3. Помните, что ребёнок ничего не делает «на зло». Он ещё многого не умеет, его движения не ловки, ему всё интересно, именно поэтому он может разбросать игрушки, пролить молоко, испачкать одежду и т.д. Относитесь к ребёнку как к ребёнку и постоянно держите в голове мысль «что с него взять, он ещё маленький».
  4. Не доводите себя до срыва и нервного истощения. Если вы чувствуете, что очень устали и уже «на грани» - возьмите тайм-аут. В таких ситуациях нужно действовать как при крушении самолёта: в первую очередь кислородную маску надеваем на себя, только потом – занимаемся ребёнком. Этой «кислородной маской» может стать хороший отдыхтёплая ванна, любимая книжка или сериал, поход по магазинам или на маникюр. У каждого свой способ сделать себе приятное.
  5. Научитесь останавливаться, когда чувствуете сильное раздражение и гнев. В этот момент лучше всего переключить фокус внимания с ребёнка на себя. Как говорит замечательный психолог Людмила Петрановская, нужно научиться брать себя не в руки, а «на ручки», то есть просто посочувствовать себе, пожалеть: и так устала, а тут ещё ребёнок что-то разлил, теперь вытирать придётся. А с ребёнка какой спрос – он ещё маленький. Этот приём хорошо помогает вовремя остановиться и понять, что причина крика – не действия ребёнка, а ваша собственная усталость.
  6. Постарайтесь понять, что чувствует ребёнок, когда на него кричат. В тренингах для родителей есть такое упражнение: один участник садится на корточки, а другой стоит около него и отчитывает. Нескольких минут хватает для того, чтобы сидящий расплакался и почувствовал сильный страх. Обычно после такого упражнения родители гораздо реже повышают голос на ребёнка. Однако и без упражнений можно пытаться понять чувства ребёнка. Вообще же, понимание чувств и эмоций ребёнка помогают и ему самому разобраться в своих переживаниях и учат ребёнка регулировать своё поведение.
  7. В любой ситуации сохраняйте контакт с ребёнком, проявляйте уважение к нему. Ребёнок должен чувствовать, что даже если мама злится, они все равно «по одну сторону баррикады».
  8. Не игнорируйте собственные чувства. «Гигиена» собственных чувств - очень благодарное занятие, ведь когда мама может разложить по полочкам, на что, почему и как она отреагировала криком, она учится управлять этими чувствами. Обязательно нужно давать выход этим чувствам через слёзы, слова, творчество или другим способом.
  9. Придумайте себе какой-то образ или фразу, которые будут помогать удержаться от крика. Можно ассоциировать себя с «большой мамой-слонихой», которую невозможно вывести из себя детскими шалостями, или повторять какую-то мантру.
  10. Правильно расставляйте приоритеты. Не забывайте, что воспитание - это, прежде всего, отношения с ребёнком. Дети растут, и, спустя время, воспитательные функции уйдут из жизни родителей, останутся лишь отношения, складывающиеся годами. Что это будет – теплота и близость или обиды и отчуждение – зависит именно от родителей.

  • Что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка? - Читаем простой совет тут;
  • Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей -
  • Как правильно говорить ребенку «НЕЛЬЗЯ» -
  • 25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии -
  • Как реагировать и бороться с капризами ребенка -

Родители, готовые прилагать усилия к работе над собой и отказывающиеся от криков в воспитании ребёнка, заслуживают огромного уважения. Они проделывают огромную работу, отголоски которой дойдут и до их внуков, и до следующих поколений, ведь ребёнок, росший без криков, став родителем, сам вряд ли станет кричать. Более того, спокойное воспитание, как это ни парадоксально, делает детей более послушными. Ребёнку жизненно важно быть рядом со «своим» взрослым, а послушание – это вещь, предусмотренная природой. Глядя на спокойных родителей, ребёнок и сам учится справляться со своими эмоциями и регулировать своё поведение.


Смотрим видео: Как научиться не кричать на детей

Накричали на ребёнка…Что делать?

Поведение собственного ребенка порой приводит родителей в настоящую ярость. Они начинают кричать и шлепать его, но на следующий день плохой поступок может повториться вновь. Происходит это потому, что ругать детей тоже надо уметь. Именно правильное наказание станет залогом хорошего поведения в будущем.

Инструкция

Сдерживайте эмоции. Быть родителем - тяжкий труд, и первоочередная задача для вас - выработка железного терпения. Для того чтобы вырастить полноценного члена общества, нужно следить за


словами и действиями в моменты наказания. Иногда вы незаметно для себя можете оскорбить и унизить


Что скажется не только на ваших дальнейших отношениях, но и на формировании его личности.

ребенком

Станьте так, чтобы смотреть ему в глаза (можно присесть или поднять его самого на стул), и объясните, что в его поведение было неправильным, почему так нельзя


и за что это осуждают взрослые люди. Такой разговор действует на

детей лучше

любых криков и подзатыльников.

Не позволяйте отчитывать вашего малыша кому-то другому. Есть мама и папа, которые могут критиковать поступки и говорить, как нельзя делать. Остальные же тети и дяди должны воспитывать своих детей, а не покушаться на вашего. Не давайте его в обиду, ведь именно так он воспринимает то, что вы разрешили тете Маше на него накричать.

Не рассматривайте все проступки как один. За каждый ребенок должен быть наказан, но ни в коем случае не упоминайте о том, что у него постоянно что-то не получается, что он неуклюжий или не умеет себя вести. Один проступок - один укор.

Будьте справедливы. Не вполне правильным будет лишение любимой игры или просмотра мультиков за то, что ребенок забыл поставить чашку в раковину. Старайтесь выбирать наказания соразмерно проступкам.

Не допускайте физические наказания. Да, вы можете отшлепать своего ребенка, резко и грубо оттащить от «места преступления», но делать этого не стоит. Это лишь запугает его и заставит вас бояться, что вряд ли приведет к хорошим отношениям в семье.

Обратите внимание


Не срывайтесь на своих детях за неудачный день или просто плохое настроение. Если вы понимаете, что восприняли проступок слишком серьезно, не лишним будет извиниться за грубость и сказать ребенку, что вы были неправы.

Как не ругать ребенка

Дети шалят, не слушаются, делают разные пакости… Даже младенцы могут «показывать характер». Вы стараетесь решить все тихо-смирно, но не всегда получается. И тогда возникает вопрос: Как не ругаться на своего ребенка? Возможно ли это? Чем вредит ругань?

Детская психология – это целая наука. Дети очень чувствительные и ранимые. Одно резкое слово может нанести ребенку душевную травму, которую, впоследствии, будет очень трудно залечить. Сайт для мам supermams.ru разберется в том, почему нельзя ругать своего ребенка, и как найти альтернативу ругани.

Ребенок, каким бы он ни был маленьким, уже является личностью . У него есть свои права, потребности и желания. Но с другой стороны, он значительно отличается от взрослого человека . Не обязательно плохое поведение ребенка является стремлением сделать Вам что-либо назло. Старайтесь не ругать ребенка, иначе он может стать замкнутым, отдалиться от Вас или получить психологическую травму.

Прежде, чем ругать, стоит узнать причину , по которой поведение ребенка стало невыносимым.

Неправильный подход к воспитанию

Проанализируйте, все ли Вы делаете правильно, всегда ли адекватно реагируете на поведение, вопрос и просьбу ребенка. Правильно ли наказываете или, наоборот, поощряете.

Узнайте у ребенка, насколько сильно он загружен уроками, факультативами, дополнительными занятиями. Возможно, если его немного «разгрузить», он будет меньше уставать. А это, соответственно, может уменьшить его нервозность , которая и приводит к плохому поведению.

Когда ребенок еще маленький, он не всегда может объяснить , что плохо себя чувствует, хочет спать, устал и т.д. Поэтому он и капризничает. Не стоит сразу наказывать его. Разберитесь в причине.

Мой трехлетний сын, если днем не положить его спать, к вечеру стает просто невыносимым. Тогда я стараюсь не ругать его, а пробую уложить отдохнуть или заинтересовать спокойными играми. Это намного больше помогает, чем ругань 🙂

Не требуйте от ребенка слишком многого. Это сказывается на его психике. Когда он не может выполнить все Ваши требования, он компенсирует это плохим поведением. Каждый ребенок по-своему интересен. Не старайтесь сделать из него нового Моцарта или Менделеева! 🙂

Часто дети (особенно в подростковом возрасте) стараются самоутвердиться за счет плохого поведения, матов, курения, кардинального изменения внешности и т.д. Это обычное явление.

Постарайтесь не ругать ребенка, а помочь ему самоутвердиться как-то иначе. Например, в спорте, в рисовании, в учебе и т.д. Помогите ему найти себя!

Какое может быть нормальное поведение у ребенка, если в семье постоянно говорят на повышенных тонах, мама и папа ругаются.

Начните с себя! Постарайтесь, чтобы ребенок хотя бы не был свидетелем Ваших конфликтов с мужем. Дети очень тонко чувствуют атмосферу в семье, поэтому их протестом на это может являться плохое поведение.

Характер он может унаследовать от родителей . Поэтому, если Ваш ребенок постоянно кричит, вредничает и капризничает, а Вам это поведение смутно кого-то напоминает, постарайтесь вспомнить кого именно 😉

В таком случае, если ни одна из вышеназванных причин не подходит под поведение Вашего ребенка, обратитесь к специалисту . Несносное поведение детей может вызываться различными психическими отклонениями (например, депрессией) или травмами души. Если Вы в близких отношениях с ребенком, постарайтесь выведать у него, что же привело к такому поведению.

Если Вам тяжело сдержаться, и так хочется отругать непослушное дитя, помните, что ребенка нельзя ругать ни в коем случае, когда :

Психика в такие моменты особенно уязвима. Реакция на наказание или ругань может быть непредсказуемой. Поэтому наберитесь терпения. Подождите удобного момента, лишь тогда начинайте разговор.

Это может быть конфликт с товарищем, плохая оценка, неудача, драка или падение. Даже, если ребенок сам виноват в этом, переждите, когда боль утихнет. Ребенок уже и так наказан, ему больно, стыдно и т.д. Не наказывайте его еще больше. Лучше будет, когда пройдет некоторое время, объяснить ему, что он сделал неправильно и как это исправить .

Иногда Вашему ребенку тяжело справиться с каким-либо заданием, занятием, поручением и т.д. Он может проявлять страх, глупость, неопытность и неловкость. В такие моменты его ругать не стоит! Это может привести к формированию у него комплексов. Ребенок может стать замкнутым, раздражительным, необщительным.

В таких ситуациях лучше будет, чтобы Вы не говорили «Какой ты неумеха», а помогли ему справиться с проблемой . Лучше будет сказать ему: «Ничего. То, что не получилось у тебя в этот раз, обязательно получится в следующий». Покажите ему, как правильно поступить в данной ситуации.

В первую очередь, стоит разобраться в причине , побудившей его так поступить (смотрите выше). Ведь ребенок может не быть виноватым. Не спешите делать выводы. Проанализируйте, разберитесь.

Запомните, как бы Вы не были злы на ребенка – не ругайте его в таком состоянии . В раздраженном состоянии Вы можете наговорить и наделать лишнего. В этом состоянии себя почти невозможно контролировать. Потом будете жалеть, но будет поздно. Перед тем, как говорить с ребенком, постарайтесь успокоиться, отвлечься. Лишь тогда приступайте к серьезному разговору.

Мне в такой ситуации помогает счет в уме до десяти. Может, это и звучит банально, но действительно помогает. За эти десять секунд я вспоминаю, как сильно люблю своего малыша. И успокаиваюсь 🙂

Руганью Вы ничего существенного не добьетесь. Лучше всего не ругать ребенка, а доступно ему объяснить, почему его поведение является не правильным. Присядьте около него, возьмите за руку, посмотрите в глаза. Скажите, что Вы его очень любите, но его поведение приносит Вам боль. Таким образом, Вы покажите, что ребенок важен для Вас, что Вы уважаете его мнение и хотите для него только добра. И тогда Вам будет легче понять, как не ругаться на своего ребенка .

Желаем Вам всегда находить взаимопонимание с ребенком, хотя порой это не так уж и легко. Но возможно!

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .
Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Когда ситуация не ясная - лучше детям доверять и не ругаться.
скачать видео

​​​​​​​

Пишет Татьяна Розова:

Были в гостях у моей подруги. У нее трое детей. Две девочки 1 и 3 класс и грудной мальчишка. Наблюдаю картину: старшая дочь играла в планшет, потом бросила его на диване и ушла по своим делам. Про планшет напрочь забыла. Мама заходит, видит планшет, кричит дочке: «Сколько можно говорить не бросать планшет, его раздавят! Не будешь убирать - больше не дам!», - и убирая планшет, жалуется - «Совершенно не слушает меня! Сто раз уже говорила, чтобы убирала!». Я задумалась об эффективности такого поведения мамы. Дочь, судя по всему, даже не услышала слов мамы. И даже если и услышала, вряд ли восприняла их всерьез. Думаю, что она догадывается, что и в этот раз мама не выполнит угрозы. Поэтому в следующий раз сделает все точно также. Как бы поступила я? Во-первых, я бы спокойно позвала дочь в комнату. Показала бы ей планшет и объяснила, что и почему меня не устраивает. И попросила бы планшет убрать со словами, что если планшет в следующий раз вот так будет обнаружен, то больше играть на нем не получится. И в следующий раз - если таковой будет, я бы молча выполнила то, что пообещала. Причем очень простым способом - сменой пароля.

Новорожденного иногда сравнивают с диким осленком - он следует только своим природным инстинктам. Нередко родители во всем потакают карапузу. Он привыкает к этому и в результате оказывается совершенно неподготовленным к тому, что далеко не всегда и не все будут исполнять его желания. Мы хорошо знаем, как трудно находиться рядом с человеком, который не приучен к самоконтролю, не умеет справляться с собственными эмоциями. А легко ли ему самому жить на свете?

Ребенок приходит в этот мир, ничего не зная ни о нем, ни о себе. У него очень много забот. И самая важная - найти свое место среди людей, идентифицировать себя. Каждое его проявление: плач, крик, шалости, произнесение слов - это проверка: можно ли поступать так?

Следовательно, для него чрезвычайно важна реакция взрослых, так как для ребенка это своеобразный индикатор. Если папа и мама одобряют поступок, значит, он все сделал правильно, если останавливают, запрещают - это ограничительный сигнал. Но как показать маленькому человечку границы дозволенного?

Устанавливать запреты на определенное поведение детей является неизбежной обязанностью родителей. Это необходимо для того, чтобы ребенок в своих действиях учитывал не только собственные желания, но также потребности других людей, ориентировался на общепринятые социальные нормы поведения.

1. Если ребенок плохо себя ведет, попробуйте вместе с ним обсудить причины его поведения и поискать пути выхода из создавшейся ситуации. Пример из жизни:

Родители Вани уехали в гости и оставили его с няней. Вернувшись, они обнаружили, что шестилетний сын взял самые лучшие мамины духи и облил ими кошку. Когда няня ушла, родители решили поговорить с ним.

Отец: Ванюша, иди сюда. К тебе вопрос: ты брал мамины духи? - Да. - И облил ими кошку? - Я думал, ей это понравится… - Ваня, ты сказал мне правду, и поэтому ты молодец. Но в прошлый раз мы с тобой уже говорили, и ты обещал мамины духи не брать. - Извини…

Мама: Мы с папой очень расстроены и не знаем, как поступить. - ‘»Вы можете меня наказать!» - А это что-то изменит? - «Может, вы закроете дверь на замок, чтобы я туда не ходил?» - Или так. Тебе так будет легче? - «Да». - Ну и хорошо. А кто кого первый поцелует?

Маленьким детям бывает очень трудно сопротивляться своим импульсам, и, попросив помощи у родителей, Ваня фактически сказал: «Желание облить кошку духами слишком велико, поэтому замок помог бы мне с этим справиться».

2. Как правило, дети привыкают к длинным тирадам нравоучений родителей, которые те с завидным упорством повторяют изо дня в день, и попросту пропускают их мимо ушей. Поэтому, дорогие родители, не тратьте свое время на пустые слова. Говорите четко и лаконично. Тогда ваши слова будут иметь форму своеобразной команды и достигать значительно больший эффект.

Чем без конца напоминать: «Ты снова не почистил зубы, ты такой забывчивый! У тебя будут дырки в зубах. Вот твой брат никогда не забывает чистить зубы…» вы можете просто сказать: «ЗУБЫ!»

Это слово вам придется повторять, скорее всего, не один раз, но ребенок услышит вас не раздражаясь.

3. Все наши предложения, содержащие местоимения, можно разделить на две группы: «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».

«Ты-высказывание» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, личностных качествах, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Обычно люди, при возникновении какой-либо проблемы, предпочитают использовать «Ты-высказывания», высказывая обвинения в адрес противника.

«Я - высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.

Сравним два типа высказываний на примере следующей ситуации: мать уставшая пришла с работы и видит, что дома кавардак, дочка разбросала все игрушки по комнате. Как будет выглядеть в данном случае «Ты-высказывание»? Примерно следующим образом: «Ну, сколько можно тебе повторять одно и тоже! Почему ты никогда не кладешь свои игрушки на место. Сколько это будет продолжаться…».

Вряд ли в данном случае проблема будет решена, по крайней мере, мирным путем. Скорее всего все закончится взаимными обвинениями и обидами, и выяснением отношений.

Гораздо более эффективно в данном случае было бы «Я-высказывание». Например, такое: «Доченька, я так устала на работе и была бы очень рада, если бы ты убрала все свои игрушки, и мы бы вместе приготовили что-нибудь на ужин».

Обращаясь к собеседнику в форме «Я-высказываний», вы обсуждаете поступок человека и выражаете свои чувства по этому поводу, а не критикуете его личность. Очевидно, что в данном случае у вас гораздо больше шансов быть услышанным и выше вероятность конструктивного решения проблемы.

4. «Если» и «почему» - с этих слов, обычно, начинаются угрозы: «Если ты сейчас же не уберешь игрушки, я никогда не куплю тебе новой!» «Почему ты такой? «Почему ты никогда?..» Такие атаки только провоцируют ребенка на открытое неповиновение или круговую оборону.

«Как только» - чрезвычайно эффективная фраза, прекрасно заменяющая «если». Когда вам нужно мотивировать ребенка на действие, можно сказать: «Как только игрушки будут убраны, мы сможем вместе пойти в магазин».

Или: «Ты сможешь посмотреть телевизор, когда все уроки будут сделаны». Таким образом, мы можем превратить «подковерную борьбу» в сотрудничество. Эти слова не сильно отличаются от «если», но к удивлению родителей смягчают тон голоса и не провоцируют детей на ответный выпад.

Но не всегда бывает достаточно устного запрета на какое-то действие, часто дети слов просто не понимают. В таких ситуация родители бывают вынуждены прибегнуть к наказанию.

1. Необходимо заранее предупредить своего ребенка о том, что за определенный проступок его накажут. То есть ваш малыш должен знать о нежелательности определенного поведения и о том наказании, которое за этим последует. Он предупрежден, и право выбора остается за ним.

2. Нельзя объявлять о наказании, а потом откладывать его. Неизвестность так страшит, что ребенок может сам причинить себе вред.

3. Запрещая ребенку что-то делать, родители должны объяснить причину и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения (нельзя, «закрывая одну дверь, не открыть при этом другой»). Если родители будут только запрещать, не разъясняя при этом какое поведение является правильным, ребенок просто не будет знать как же ему тогда вообще себя вести. Это может негативно сказаться на его самостоятельности и независимости.

4. Родители должны своим собственным поведением подавать пример ребенку. Естественно, недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему чаду, сами не придерживаются этих правил.

5. Запрещая что-либо и устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности собственного решения, их не должна при этом мучить совесть. У ребенка же не должно возникать сомнений в неотвратимости наказания. Когда родители чувствуют себя неуверенно, они то ужесточают свои требования к ребенку, то предоставляют ему действовать самостоятельно, не считаясь с установленными раннее правилами.

Для ребенка это означает нарушение его представлений о том, что разрешено и за что он не понесет наказание, а что по справедливости должно быть наказуемо.

6. Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это не приятно. Они должны дать понять ему, что, не смотря ни на что, любят его! Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать. Смысл этого высказывания заключается в том, что ребенку одинаково нужны строгость, дисциплина и любовь.

7. Никогда нельзя доходить до применения физической силы при наказании! Нельзя оскорблять ребенка как личность, обзывать его. Обсуждению должен подлежать только конкретный его проступок.

В заключение необходимо сказать вот о чем. Установление ограничений примешивает чувство враждебности к испытываемой ребенком по отношению к родителю любви. Амбивалентность любви - ненависти, то есть внутренний конфликт, возникающий в результате сосуществования (или столкновения) противоположных чувств по отношению к эмоционально значимому человеку, вообще характерна для человеческих взаимоотношений. Чувства враждебности, а иногда и ненависти к тому, кого любишь, могут возникнуть как у ребенка к родителям, так и у родителей к ребенку.

Естественность амбивалентных отношений хотя и чревата потенциальными конфликтами, но в то же время имеет и позитивную сторону, которая состоит в том, что конфликт приводит в действие механизмы уживчивости, приспособления к реакциям как ребенка, так и родителей.

Ребенок учится справляться с чувством враждебности; воспринимать моральные установки и требования родителей; у него формируются качества разумной уступчивости перед авторитетными руководителями, а также стремление к самоутверждению.

Таким образом, установление ограничений становится существенным фактором во взаимоотношениях ребенка и родителей. Последствия для обеих сторон имеют жизненно важное значение.

Чем старше становится ребенок, тем большее бессилие ощущают многие родители. С маленьким ребенком было проще, ведь тогда они сами все решали. Но власть над подросшим ребенком, возможность его контролировать уменьшаются. Чем заменить контроль? Как постепенно признавать растущую ответственность ребенка и понемногу осознанно ослаблять хватку?

Как научиться переносить бессилие

Постоянные вспышки гнева и агрессии — показатели бессилия, с которым не удается справиться. Вам необходимо уметь переживать бессилие, не поддаваясь автоматической реакции гнева и не выражая его руганью. Речь идет не о том, чтобы вычеркнуть переживание бессилия из жизни родителя, а о том, чтобы справляться с естественно возникающим ощущением бессилия, не нападая на ребенка.

Но как же научиться переносить бессилие? Ведь гнев возникает спонтанно и бывает очень силен. Переносить бессилие сложно, но возможно, и для этого необходима осознанная работа. Она начинается с вопроса, который вы можете задать самому себе: неужели бессилие заставляет меня злиться и прибегать к ругани так часто, что мой ребенок отворачивается от меня?

Если ответ положительный, то вы на правильном пути, ведь первый шаг заключается в том, чтобы понять, что бессилие делает с вами и вашим отношением к ребенку. После этого вы можете принять стратегическое решение: я хочу это изменить, я буду использовать ситуацию, в которой ощущаю бессилие, чтобы учиться его переносить. Подумайте, что вы можете сказать самому себе, когда возникнет ощущение бессилия. Например:

  1. Сейчас у меня есть возможность поучиться. Я попробую сделать пару глубоких вдохов.
  2. Не страшно, если я не контролирую ситуацию полностью. Все образуется.
  3. Я хороший родитель, даже если порой я бываю совершенно обескуражен.
  4. Бессилие — это обычное дело. Это нормально. Сейчас я учусь переносить бессилие.
  5. Я попытаюсь быть спокойным, хотя во мне все кипит.

Дайте себе указания, которые помогут вам сохранить спокойствие даже в момент, когда кажется, что чувство бессилия берет верх. Конечно, это будет нелегко, но помните: многократные упражнения приносят свои плоды. И, вероятно, вы вскоре заметите положительный эффект. Вы почувствуете, что не так уж бессильны, когда научитесь справляться с этим чувством, не злясь и не прибегая к ругани. И, кроме того, возможно появление новых неожиданных решений, как происходит в нижеприведенных примерах.

Две истории с хорошим концом

Мама останавливает пятнадцатилетнюю Хайди в коридоре и довольно строго говорит: «Не забывай, что завтра с утра в школу. Ты должна быть дома не позже одиннадцати». Хайди вызывающе смотрит на мать: «Я пойду домой, когда все пойдут, но никто не уходит так рано!». Мама чувствует, как бессилие волной захлестывает сердце и опускается вниз к животу (о нет, опять все с начала, с меня хватит!). Она ощущает желание перечислить дочери все дурные последствия такого отношения к делу, замечает в себе желание поставить дочь на место раз и навсегда.

Но мама не следует возникшему импульсу и не прибегает к ругани. Мама, глядя на Хайди, делает глубокий вдох и говорит про себя: «Спокойно, спокойно, спокойно». Она повторяет это как мантру. Хайди дерзко и несколько выжидающе смотрит на мать. Девочка готовится услышать поучения, которые обычно следуют в подобных случаях.

Мама поражает и саму себя, и дочь, когда вдруг восклицает: «О, я так тебя люблю, Хайди!». Выражение лица Хайди тут же меняется. «Что это с мамой такое происходит? Она что, не собирается меня ругать?». Обе начинают смеяться, и ситуация развивается совсем не так, как если бы мама начала ругать свою пятнадцатилетнюю дочь, а та бы ушла, хлопнув дверью.

Папа попытался разбудить шестнадцатилетнего Турда. Как обычно, мальчик ни на что не реагировал. Время поджимало, и папа почувствовал, что сейчас взорвется. Ему уже осточертело каждый раз тратить столько сил и времени на то, чтобы поднять Турда в школу. Он собрался было закричать и растормошить мальчика (как он, собственно, всегда и поступал), но тут напомнил себе о развитии терпимости к бессилию. «Сейчас во мне говорит бессилие, — подумал он. — Сейчас я остановлюсь и попробую успокоиться».

Он встал, затем опустился на пол, сделал вдох и постепенно успокоился. Потом спросил себя: что является противоположностью ругани? Может, проявление заботы? Папа спокойно сел на край кровати и погладил сына по волосам, говоря при этом мягко: «Да-а, по утрам так тяжело вставать... Под одеялом ведь так уютно и хорошо, как нигде». Он повторил это пару раз, сын крякнул и оттолкнул руку отца, но тот остался сидеть рядом. Вдруг заспанный Турд повернулся к папе: «Ты чего это делаешь? Ты совсем того, что ли?» — «Да нет, но я нашел другой способ будить тебя», — улыбнулся папа. Он сидел на краю кровати сына и был необычайно доволен тем, как ему удалось справиться с собственным бессилием. «Завтрак через пять минут!»


Терпимость и умение переносить свое бессилие приводят к улучшению настроения и появлению новых возможностей. Вместо авторитарной и уничижающей вспышки агрессии, коей и является ругань, мы создаем совсем иное настроение, которое позволяет нам искать решение вместе с нашим взрослеющим ребенком. И в конце концов именно спокойный, а не рассерженный родитель обладает значительно большим контролем.

Однако здесь нам следует остановиться и обратить внимание на то, что мы не должны требовать от себя слишком многого. Трудно сохранять ясный рассудок и трезво воспринимать чувство своего бессилия все время. Подростки выдерживают наши промахи. Иногда им даже полезно видеть, что взрослые тоже теряют голову и делают глупости, что не все и всегда удается одинаково хорошо.

Выбирайте, за что стоит побороться

Мы должны осознанно определить для себя, чего мы требуем и ожидаем от подростка, а на что готовы посмотреть сквозь пальцы. Разумно принимать такие решения совместно со своим взрослеющим ребенком: за что ты возьмешь ответственность на себя, а в чем мы по-прежнему будем тебе помогать? Тогда подросток как будто получает разрешение на то, чтобы быть в процессе, быть там, где он фактически находится, и это полезно для самооценки.

Однако порой необходимо предъявлять подростку и абсолютные требования — те, которые взрослые формулируют и предъявляют без каких-либо обсуждений. Лично у меня есть конкретное требование, касающееся домашнего быта. Это здорово, что девочки и их друзья готовят, когда приходят домой из школы, но я жду от них того, что они все за собой уберут. Я их об этом проинформировала, сказав, что за наведение порядка отвечает тот, кто готовит. Это требование сформулировано мной настолько четко и определенно, что оно по большому счету всегда выполняется.

Речь идет не только о практической стороне вопроса, но в равной степени и о том, что меня и мои потребности также следует принимать в расчет. О том, чтобы дети воспринимали свою маму как человека, который иногда принимает что-то, иногда — нет и может об этом сказать. Это позволяет им самим выражать то, что им по душе, а что — нет.

Бывает, что «борьба» между родителями и взрослеющими детьми связана с ответственностью подростков за самих себя. Порой им хочется следовать детской привычке, полагаться на маму и папу, на то, что они все за них уладят. В некоторых случаях тот факт, что ребенок на самом деле уже не маленький и может сам о многом позаботиться, становится для обеих сторон неожиданным открытием. Как в тот момент, например, когда папа трогательно будил шестнадцатилетнего Турда, который счел, что у папы ум за разум зашел. Вот продолжение этой истории.

Когда у папы появился опыт самоуспокоения и использования новой стратегии вместо обычной ругани, он задумался об утреннем пробуждении и ответственности. Его вдруг осенило, что сын уже давно не маленький и вполне может взять ответственность за собственное утреннее пробуждение на себя.

За завтраком он сказал Турду: «Я думаю, что и для тебя, и для меня будет лучше, если ты сам начнешь вставать по утрам. Ты можешь использовать будильник в своем мобильнике или взять будильник у меня. Я могу контролировать процесс некоторое время, пока ты не привыкнешь вставать самостоятельно, — если ты не выходишь в течение пятнадцати минут после того, как прозвенит будильник, я прихожу и треплю тебя по волосам».

Папа с улыбкой посмотрел на сына. Турд бросил на отца быстрый взгляд и ответил ироничной улыбкой — оба помнили дивную утреннюю побудку. «Ладно, — сказал Турд. — Просто вставать так тяжело! Но я могу завести мобильник. Все мои друзья с седьмого класса встают сами». — «Ладно, значит, и твое время пришло», — сказал папа, все еще улыбаясь.

Купить эту книгу

Обсуждение

Статья хорошая,но подобные игровые элементы в общении с ребенком должны проявляться ближе к 1-му классу,а не к выпускному))

14.05.2016 04:05:09, зинаида

Комментировать статью "Подросток и родители: что вместо ругани?"

Как наказать подростка?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Как наказать подростка? Вот такой странный вопрос. С детства дочь прекрасно слышала мои требования и уж если косячила, достаточно было сделать замечание.

Обсуждение

А возраст дочери? Как учитса? Моей 15 . Когда не хочет идти в школу или хочет не пойти на первый или последний урок - да пожалуйста! Отмажу! Но, она учитса хорошо, в основном пятерки. И я сдочерью согласен, что половину того, что преподают, не нужно даже для общего развития. Так что, если с успеваемостью все в порядке, то как выражается молодеж - забейте! А лишать ее чего либо - не стоит. Может только усугубить ситуацию. Просто надо поговорить, если у Вас налажен контакт, что можете разговаривать доверительно.

11.10.2018 05:20:21, Дочки защита

Наказывать не за что. Школа наказывает достаточно, поверьте. Уметь приходить вовремя это навык. Ребенок должен его сформировать, для этого научится сам рассчитывать время и принимать решения что и как делать. В детстве он делает по образцу, как мама научила, а в подростковом возрасте начинает сомневаться правда ли мама права, что будильник на 7 надо ставить? Не мешайте, ребенок научится жить с опозданиями сам.

Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Как общаться с дочерью - подростком. Дети растут, да, но я по своему опыту вижу, что подросток требует не меньше заботы, чем малыш – хотя...

Обсуждение

Больше наломать дров, чем вы наломали уже невозможно. И ту пропасть, которую вы выкопали между собой и дочерью тоже уже не закопать. Наверное у бабушки ей будет лучше. Но вы сломали жизнь своей дочери. Навсегда.

07.03.2018 06:23:55, Святозара

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Обычно ведь человек входит и извиняется, а воспитанные люди, не сильно ругают, извинился же! Я бы отправляла на пол час раньше, до тех пор, пока деть не научился бы правильно...

Обсуждение

помогайте встать гораздо раньше. провожайте лично в школу. подросткам это быстро надоест:)
еще можно - если есть- попросить подругу заходить за ней вовремя, по-раньше. ей же будет неудобно заставлять опаздывать из-за себя подругу- да и идти вместе веселее. кнут и пряник вместе.

Да никак. Успокойтесь и отпустите ситуацию. Вырастет, жизнь заставит рассчитывать время. Моя тоже всегда и везде опаздывает. Хоть и встаёт с запасом. Оказывается, что в последний момент нужно переодеться, по другому уложить волосы, поменять сумку на рюкзак)) В школе в средних классах я бесилась, потом просто забила. Ругаемся теперь, только если куда-то вместе собираемся, тогда уже это меня лично касается, если из-за неё мы опаздываем. Ну и я приучилась закладывать полчаса на "неожиданности"))

Учительница писала замечания и тоже ругала, но в целом относилась ко мне хорошо, и подсаживала кое мне по очереди самых а зачем она будет что-то доставать и решать? чтоб ее потом ругали за то что она отвлеклась и не следила за уроком? она не мазохистка - сидеть...

Подросток хамит - прошу совета. Психология, переходный возраст. Подростки. У подростков очень часто бывает желание, чтобы их оставили в покое, в том числе вышли из их комнаты. Я выхожу, когда ей надо.

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ Не ругали, ничего. Он же не специально. Наломать троим сразу да чтобы этому научиться за месяц - не бывает.

Обсуждение

1. Хвалить, хвалить и хвалить, за то, что убежали от подонков. Подошли трое отморозков постарше - благодарите Бога, что ваш не ввязался в драку. Так что поддержите морально, чтобы не куксился.
2. Не всем надо учиться боевым искусствам. Многим, как из моих знакомых (в далекие годы моей молодости), так и знакомым сына что-то на этой борьбе сломали (кому - ухо, кому - руку). Среди знакомых сына есть один парень, упешно борьбой занимавшийся, но у него соотвествующая фигура и авантюризма на десятирых и драки - стиль жизни, не в реале, так в исторических реконструкциях.
3. Присмотреться, что "на улице" делается, если хулиганов много, я бы до милиции дошла и на пожходящие заявления Медведева сослалась.
4. Не всегда полезно драться, иногда можно договориться, ЕСЛИ убежать невозможно. Как и КОГДА договариваться есть смысл поучиться на психологическом тренинге. Но убегать всегда лучше. Помните недавнюю историю в Швеции, когда один урод расстрелял толпу молодежи на острове? У нас много не столь масштабных случаев, но тоже кто-то не так посмотрел, а в ответ убили. Или просто избили/убили, так как за этим и шли. У нас была трагедия. Аспирант поехал поработать в в США, очень талантливый парень. Там вечером вблизи университета шел с коллегой-девушкой, на них напала компания негров-наркоманов, потребовали кошелек из сумочки дамы. Та отдала, но парень счел необходимым защитить честь дамы. Его пырнули ножом на смерть. На суде (там еще специально судью черного нашли) убийца сказал, что им немного денег на развлечения не хватало, думали "раздобыть", а убивать вовсе не собирались, спонтанно вышло.

хорошо бегает - прекрасно! пусть убегает.. я абсолютно серьезно, никогда не надо вступать в конфликт с теми, кто на него нарывается, да еще с превосходящими силами..

Наказывать ли подростка? (длинно). Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового Наказывать ли подростка? (длинно). Моей старшей дочери почти 15. Девочка в общем довольно разумная, т.е. не балбесничает, есть мотивация в...

Обсуждение

я не знаю, моя мать просто перетерпела этот период, не испортив со мной отношений, мне самой было не сладко от того, что меня "несло", сильно хамить я не решалась, воспитание не то было, у нас вообще грубые слова в семье не употреблялись особо, так что сейчас Вы слышите ровно то, что когда-то слышала Ваша девочка.. моему сейчас тоже 15, он тоже может вопить по поводу и без, но не хамит, опять же по причине того, что и по отношению к нему никогда хамства не было в семье, он просто не умеет этого делать, ну, либо не считает возможным делать это по отношению ко мне.. на счет отношений с сестрой - не суйтесь, думаю, что она не зря ревнует, я тоже жутко ревновала к средней (и, поверьте, поводов было предостаточно, которые мама не видела или не считала поводами вообще), у нас с ней 5 лет разницы и отношения у нас с ней были плохие вплоть до ее подросткового возраста, только тогда мы нашли общий язык и поддерживали нейтралитет, а потом и подружились.. если бы мать вмешалась тогда, шансов на хорошие отношения с сестрой у нас уже не было бы.. Да период не простой, часто Вы обнимете свою девочку, просто так, даже когда она кричит и хамит? меня бы это остановило в 2 секунды..

Лишать компа бесполезно, правильно, только озлобленность будет.
Поговорите о том, что суицид (и узрозы суицида) воспринимаются обществом как полная психическая ненормальность (таких сразу же ставят на психиатрический учет, ограничивают в ряде возможностей - нельзя водить машину, работать во многих сферах, учится тоже не везде и т.п.). +Самоубийство - страшный грех во всех религиях. Здесь религиозная оценка и светская оценка совпадают. Скажите, что не хочет жить - пойдем к психиатру. Продолжит - сходите, как минимум, к психологу (там скажите без девочки, что это форма шантажа, как оно и есть на самом деле). Это нельзя оставлять так, если есть мысли, могут быть и попытки демонстраций, неопасные, с точки зрения подростка, а фактически потом по разному выходит (в России медики все же часто начинают не с формальных правил, а с объяснений глупости действий, а у Вас - не знаю).

Всем большое спасибо!

Как мы реагируем на допущенные оплошности и промахи? Как правило, начинаем ругать и обвинять себя, как будто произошло что-то ужасное и мы не заслуживаем прощения. Чувство вины приносит боль, провоцирует переедание и усиливает вредные привычки, будь то курение, алкоголь, бесконечные развлечения, лишь бы не испытывать вновь это разъедающее нас изнутри чувство. Кроме того, вина всегда требует наказания, поэтому неосознанно мы стремимся создать ситуацию, при которой наказание воплощается в реальность.

Самокритика уместна только в малых дозах, однако когда мы терпим неудачу, мы склонны преувеличивать ее негативные последствия. Чрезмерная или постоянная самокритика снижает нашу самооценку, приводит к разочарованию в себе, постоянным сомнениям в правильности наших решений, неуверенности и ощущению собственной никчемности.

Почему же мы так себя не любим? Почему вместо доброго и теплого отношения к себе, поддержки и сочувствия, мы занимаемся самобичеванием, ругаем себя даже по мелочам, обрушиваем на себя весь свой гнев и недовольство? Отчасти это происходит по привычке, в детстве родители ругали и наказывали нас, а сейчас мы регулярно проделываем это с собой, причем добровольно, автоматически.

Что делать? Вместо самообвинений и самокритики, простите себя. Вы всего лишь человек, а не идеальная машина с идеальной программой действий. Требовать от себя всегда все делать правильно и в угоду другим, чтобы нас не отвергли, нерационально, а пытаться соответствовать этим требованиям слишком тяжелая, а скорее непосильная ноша. Представьте, как бы вы поддержали лучшего друга, который совершил такую же ошибку и скажите себе эти слова. Перестаньте обращаться с собой как с худшим врагом, окружите себя теплом и заботой, разрешите себе доброе отношение у себе, научитесь принимать себя неидеального.

Предлагаю вам ознакомиться с другими статьями на тему неудач и ошибок:

Право на ошибку . Когда мы разрешаем себе совершать ошибки, мы становимся более терпимыми к ошибкам других. Перфекционисты чаще всего страдают от страха совершить ошибку, так как боятся не только критики и осуждения со стороны окружающих, но и своей собственной критики, которая ранит больнее, приводит к разочарованию в себе, снижает самооценку. Позволяя себе ошибаться, мы признаем за собой право на ошибку, что мы не идеальны и не должны быть таковыми. Не требуя от себя всегда все делать правильно, мы со временем перестаем предъявлять это требование другим. Так мы делаем свою жизнь легче, освобождается от ненужного гнева и переживаний.

Иногда самый строгий критик – это мы сами. Если вы находите, что постоянно принижаете себя, значит, ваш внутренний критик говорит слишком громко. Но так быть не должно. Благодаря нашим советам вы научитесь унимать внутреннего критика с помощью положительного внутреннего диалога.

Шаги

Оцените свой негативный внутренний диалог

    Определите последствия своего негативного внутреннего диалога. Негативный внутренний диалог, то есть привычка ругать и критиковать себя, может привести к повышенной тревожности и к другим негативным эмоциям. Зная о последствиях, вам будет проще определить, почему нужно изменить свой внутренний диалог и мотивировать себя к более позитивному диалогу с самим собой.

    Создайте опись своего негативного внутреннего диалога. Внутренний диалог – это то, что вы говорите самому себе, будь то вслух или просто про себя (мысленно). Негативный внутренний диалог, или привычка ругать себя, на самом деле может привести к плохому выполнению задания в определенных ситуациях (например, на спортивных соревнованиях).

    • Составьте список частых негативных выражений, которые вы говорите себе в определенных ситуациях. К примеру, возможно, когда вы роняете что-то, то говорите себе: “Я такой неуклюжий”. Или, возможно, когда вы поздно просыпаетесь и опаздываете на работу, то говорите себе: “Я всегда так делаю! Никогда ничего не могу сделать правильно!” Вот вам примеры того, как вы, возможно, ругаете себя.
  1. Ведите дневник негативных мыслей внутреннего голоса, чтобы организовать свои идеи. Чтобы создать дневник мыслей, можете записывать ответы на следующие вопросы:

    • Опишите ситуацию. Что, где, когда, с кем? Что вы делали/делаете?
    • Какие критические мысли пришли вам в голову?
    • Какие эмоции вы испытываете, когда в уме возникают эти мысли?
    • Насколько вы верите этим мыслям (0%-100%)? В данном случае 0% – совсем не верю, а 100% – полностью согласен.
    • Это то, что вы сами о себе думаете? Кто вам сказал это?
    • Можно ли посмотреть на это по-другому? Что бы увидел в данной ситуации другой человек? Как бы это воспринял? Что бы вы сказали другу в подобной ситуации? Это факт или мнение?

    Поборите негативный внутренний диалог

    1. Используйте позитивный внутренний диалог, чтобы успокоить своего внутреннего критика. Единственный верный способ побороть привычку ругать себя – это позитивный внутренний диалог – противоположность негативному внутреннему диалогу. Для начала нужно научиться быть внимательным к внутреннему диалогу и ловить себя на том, когда у вас возникает негативная мысль, а затем в тот самый момент менять ее на что-то более позитивное.

      Составьте список альтернативных позитивных мыслей. Можно использовать следующие аффирмации: “Я могу это сделать”, “Это пройдет”, “Я могу злиться, но все равно справиться с этим”, “Сейчас я в безопасности”, “Я вынесу урок из этого, и в следующий раз мне будет легче”.

      Практикуйте глубокое дыхание, чтобы снизить уровень беспокойства. Беспокойство влияет на негативный внутренний диалог и способствует ему. Чем более тревожно вы себя чувствуете, тем более самокритичным можете быть. Один из лучших способов оставаться спокойным – использовать техники релаксации или глубокого дыхания.

      • Сядьте в удобном положении и закройте глаза. Медленно и глубоко вдыхайте через нос и выдыхайте через рот. Сосредоточьтесь только лишь на дыхании и ощущениях, которые оно вызывает в теле, особенно на движении диафрагмы/живота во время вдоха и выдоха. Делайте это в течение нескольких минут, или пока не почувствуете себя более расслабленным.
    2. Меньше волнуйтесь о том, что думают другие. Возможно, иногда вы ругаете себя через собственную интерпретацию того, что думают о вас другие. Такая практика – это распространенная модель мышления, которая называется чтением мыслей. То есть вы считаете, что знаете, что думают другие. Но проблема в том, что мыслей читать вы не умеете, а поэтому не можете знать наверняка, что думают люди. Примите сознательное решение прекратить пытаться жить согласно тому, чего ожидают от вас другие. Это может подарить вам небывалую свободу.

    Принимайте себя

      Практикуйте самопринятие. Терапия принятия и ответственности (acceptance and commitment therapy, ACT) – это вид терапии, который помогает людям принять себя и работать над достижением своих целей. Соответственно принципам этого вида терапии, вы можете научиться принимать себя, чтобы снизить проявление привычки ругать себя.

    1. Нормализуйте свой опыт. Нормализация – это распространенная техника в психотерапии, потому что она позволяет людям понять, что их опыт – это обыкновенное и нормальное явление. Это, в свою очередь, позволяет людям почувствовать себя более расслаблено, и более легко принимать себя и свою ситуацию.

      • Например, возможно, вы ведете себя довольно тихо в большой компании, а хотели бы говорить больше. Другой же человек, который кажется душой компании, возможно, наоборот пожелал бы научиться лучше слушать других.