Что нужно делать в вербное воскресенье и накануне праздника. Углубимся в смысл того, что такое вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Все верующие люди априори должны знать, что такое Вербное воскресенье. Поэтому давайте углубимся в историю этого прекрасного праздника.

За неделю до своего воскресения Иисус Христос на осле, который является символом мира, вошел в Иерусалим. Идущий перед ним и сзади него народ восхвалял Сына Божьего и благословлял его. При этом, в знак особого уважения, они держали в своих руках пальмовые ветви.

Некоторые из них бросали эти ветви под ноги Христу. Подобной чести удостаивались прежде только цари и победители. Но люди, которые помнили о таких чудесах Иисуса, как воскрешение Лазаря или насыщение 5000 человек, принимали его именно в роли Миссии. Эти мысли подтверждались и Словом Божьим, гласившим, что следует ликовать и радоваться, ведь пришел настоящий справедливый Царь. Для этих людей Иисус был избранным Богом человеком, который, наконец, избавит их от надоевшего ига римского владычества. Глядя на устланную пальмовыми ветвями дорогу, люди представляли себе, что это только начало земной славы Иисуса, и, вместе с тем, начало их независимости от внешних факторов, начало богатой, беззаботной жизни.

И только Иисус знал, что с этого дня начинается Его путь на Голгофу - страдания за грехи всего человечества. Он наверняка догадывался и о том, что всего лишь через несколько дней весь этот народ, отчаянно кричавший «Осанна!», будет еще более рьяно кричать «Распни его». Знал, и с такой силой любви, которая присуща только Богу, шел вперед. Ведь был убежден, что приносит человечеству более значимые дары, чем те, на которые они надеялись: вместо земного царства - Царство Божее, вместо освобождения от земных врагов - освобождение от греха.

Эта история символизирует не только признание истинной миссии Христа, но, вместе с тем, и прообраз его вхождения в Рай. Поэтому Вход Господень в Иерусалим - один из самых почитаемых праздников в христианском мире. Вот что такое Вербное воскресенье в странах Православия, где в этот день вместо пальмовых ветвей традиционно используют ветви вербы. Есть и другие варианты названия: Цветоносное воскресенье, Пальмовое воскресенье, Неделя Ваий (имеются в виду пальмы). Но, независимо от названия и символики обрядов, все христиане отмечают этот праздник ровно за неделю до Пасхи (в 2013 году это было 28 апреля).

Обычно в Вербное воскресение в храмах и на их дворе собирается большое количество людей с только пробужденными после зимнего сна ветвями. Они в ждут освящения вербы, которое проводят священники, одетые в праздничные зеленые ризы. Царят радость и красота! Да, Вербное воскресенье - это и есть такое торжество жизни.

В данный день Церковь вспоминает царское прославление Иисуса Христа перед Его крестной смертью для того, чтобы показать, что страдания Спасителя были добровольные. Кстати, при этом она продолжает службы самой Лазаревой субботы, и священники читают пророчества о Царе-Мессии из Ветхого Завета и объясняют, что такое Вербное воскресенье. В руках прихожан можно увидеть вербовые ветки. Таким образом они демонстрируют свою любовь и уважение к Богу.

Итак, теперь становится ясно, что такое Вербное воскресенье и каков глубинный смысл этого праздника. Мы должно помнить о том, как сильно страдал за наши грехи Христос, и ценить подобные усилия.

В первый день апреля 2018 года мы будем отмечать светлый весенний праздник, который знают практически все – Вербное воскресенье. А ровно через неделю, как и обычно, предстоит отметить Пасху.

Обе даты отмечаются уже почти 2000 лет. Интересно, что до сих пор многие люди задаются вопросом, что нужно делать в Вербное воскресенье и накануне этого дня. Попробуем подробно осветить этот вопрос.

Смысл праздника: прошлое и современность

Вербное воскресенье, как и Пасха – это одни из самых любимых весенних праздников практически всех людей. Далеко не каждый человек ходит в церковь в эти дни, однако вербочки со свежими почками можно увидеть практически в каждом доме.

А исторические события, связанные с Вербным воскресеньем, мы все знаем. Спаситель ровно за неделю до того, как воскреснуть, въезжает на ослике в священный город еврейского народа – Иерусалим. Восторженная толпа встречающих, которые поверили в него как в Мессию, устилают путь великолепными, пышными пальмовыми ветвями.

В древние времена люди обращали внимание на символы и знаки, пожалуй, больше, чем сегодня. Вот и въезд Христа в Иерусалим был воспринят не иначе как добрый символ: ведь он управлял не лошадью, а ослом. Получается, что Иисус въехал как Спаситель, но не как завоеватель.

Сегодня все верующие вспоминают эти интересные события с большим почтением. Для понимания основного смысла праздника даже необязательно владеть всеми тонкостями богословия. Очевидно, что Христос покорил сердца людей миром, а не войной. Вот и вошел он в город как победитель. Но люди, встречавшие Спасителя, не были его пленниками. Они разделили радость встречи с тем, в кого искренне поверили.

Поэтому Вербное воскресенье как праздник не утратил своей актуальности, да и нет оснований сомневаться, что люди не будут отмечать его и через 100 лет. Приятный весенний день, свежие вербы (ведь в наших краях пальмы, конечно, не растут) – все это зримый символ возрождения природы после длительной зимы. А главное – это основа наших добрых надежд на свершение всех благих планов.

Что нужно сделать перед праздником

Мало кто знает, что день перед праздником тоже почитается в христианстве. Он называется Лазаревой субботой, поскольку по преданию, накануне въезда в Иерусалим Спаситель воскресил из мертвых знакомого своих друзей – Лазаря. Это событие и само по себе является интересным символом. Да и сам факт воскрешения позволил людям еще раз убедиться в том, что Христос – это и есть обещанный Мессия от Бога.

Поэтому и накануне Вербного воскресенья лучше приготовиться к празднику. Как правило, стараются заранее приготовить вкусный стол (но, конечно, без чревоугодия), а еще – прибрать все вокруг. По возможности все эти работы выполняют в пятницу, поскольку в субботу лучше побыть с семьей и вспомнить о Боге, быть может, сделать какие-то добрые, бескорыстные дела.

Что делают в сам праздник Вербное воскресенье

Конечно, основной символ Вербного воскресенья – это свежие ветви ивы (вербы). Интересно, что это дерево первым набирает почки в наших широтах. Вы наверняка замечали, что когда бы ни выпало празднование Пасхи, а вербы все равно поспевают, ведь у природы нет плохой погоды.

На Руси существовала добрая традиция ходить за вербами всей семьей. Накануне праздника домочадцы, соседи, целые деревни выходили в рощи, на побережья водоемов и срывали свежие ветви ивы с распускающимися почками. Вербами украшали дом, иконы, светлые углы в каждой комнате. И конечно, их дарили всем родным и близким.

Что нужно делать в церкви

Первым делом в этот день нужно отправиться за вербами и осветить ветви в церкви. Будет здорово купить их заранее, а с утра сразу пойти на праздничное служение. В принципе тут даже не играет особой роли, насколько часто человек ходит в церковь, крещен ли он. Никаких запретов нет – главное все делать искренне, от души, а не для формального соблюдения обычая.

К тому же именно в церкви можно почувствовать довольно необычную, особую праздничную атмосферу. Это особенно важно сделать людям, которые пока одиноки или переживают нелегкие времена. Порой ведь надо сделать маленький шаг, и перемены к лучшему могут произойти как будто сами собой.

Конечно, верующие знают, что делают в церкви на Вербное воскресенье. Пойти на богослужение необходимо с самого утра. Если человек придерживается строго поста, он просто обязан быть в собрании верующих. Ну а все остальные могут просто уделить немного внимания и насладиться атмосферой праздника.

Что делают дома

И вот самый главный вопрос – что делают в Вербное воскресенье дома. Конечно, первым делом нужно искренне поздравить всех домашних, близких, гостей и соседей с этим праздником. Кстати говоря, на Руси с незапамятных времен существует интересный обычай: освященными ветвями вербы легонько ударяют близкого человека и желают ему здоровья. А тем, кто планирует какое-то важное мероприятие, можно скушать три почки и искренне поверить в то, что ситуация сложится хорошо.

Из верб можно сделать маленькие букетики и поставить их пучками в воду – это самое главное, что нужно сделать в Вербное воскресенье у себя дома. Если в доме есть икона, то несколько веток надо обязательно разместить рядом со святым ликом. Так мы усиливаем полезное действие вербы и к тому же подзаряжаем домашнюю обстановку, настраиваясь на все самое доброе.

В такой прекрасный день лучше постараться уделить побольше времени своей семье. Почему бы не испечь вкусную домашнюю сдобу? Ведь, пожалуй, не найти запаха уютнее, чем тот, который идет от горячих булочек. Кстати говоря, на Руси пекли мучные шарики (как колобки) и прятали в некоторые из них почки вербы. Дети могут оценить это веселье и сегодня - попробуйте сыграть с ними в эту интересную игру.

Для тех, кто соблюдает пост, в такой день разрешается небольшое послабление: можно употреблять рыбные блюда, а еще – немного хорошего красного вина (например, церковного кагора). Конечно, не стоит устраивать пышные застолья и тем более злоупотреблять спиртным. Ведь смысл праздника – в приятном семейном общении, воспоминаниях о Спасителе, который уже совсем скоро, ровно через 7 дней, воскреснет. Ну а это, как говорится, уже другая история.

В канун светлого православного праздника следует разобраться, что такое Вербное воскресенье и что оно значит. Ведь оно не только выпадает на шестую неделю Великого поста и отмечается за неделю до Пасхи, но считается одним из самых трагических церковных праздников

Вербное воскресенье, или как его еще называют - Вход Господень в , считается двунадесятым православным праздником. В этот светлый христианский праздник верующие предаются молитве, с грустью чествуют Пальмовое Воскресенье в кругу родных, подготавливают свои душу и мысли к наступлению Пасхи.

Что такое Вербное воскресенье: дата и история праздника

Вербное воскресенье является переходящим праздником, оно не имеет конкретной даты в календаре и прямо зависит от даты празднования Пасхи. Последняя и самая важная неделя Великого поста начинается в Страстную седмицу - в день, когда отмечается всеми православными верующими.

Вербное воскресенье 2018 приходится на 1 апреля, то есть согласно церковным канонам на воскресный день за неделю до Пасхи

История возникновения Вербного воскресенья связана со страшными событиями. Согласно тексту Библии, день, когда вербное воскресенье сегодня отмечают все православные, ознаменовался тем, что Христос верхом на белом осле въехал в город Иерусалим. Мессию встречали ликующие люди, собравшиеся у ворот входа в город, держа в руках ветви пальмы и устилая ему дорогу листьями пальмового дерева. Приветствовали они его возгласами «Осанна!», что означает «спасение».

Поэтому вопрос, что значит Вербное воскресенье и почему оно так значимо для всех христиан, - в этот день Иисус Христос предстал перед людьми. Однако тогда не все были рады ему. Не прошло и семь дней, как Мессию оклеветали, сказав, что он покушается на царский трон. В итоге Христа распяли люди, которые еще неделю назад его торжественно встречали.

Стоит понимать, что такое Вербное воскресенье. Ведь это не только почитаемый церковный праздник, но одновременно считается и одной из наиболее трагических церковных дат. Поскольку восхищенные жители Иерусалима ждали от Иисуса Христа еще и побед на политическом поприще. А именно, что он поспособствует завершению римской оккупации, поквитается с врагами израильского народа.

Однако поступки Христа не оправдали приземленных надежд толпы, гнев которой в результате обернулся против него

Дата, когда Вербное воскресенье, и что значит Вербное воскресенье для человечества, является напоминанием людям о мучительной смерти . Его казнь стала искуплением всех земных человеческих грехов и спасением от проказней дьявола.

Вербное воскресенье 2018: как правильно провести этот день

Несмотря на строгий пост, в Вербное воскресенье во всех храмах проходит праздничное богослужения. Согласно церковным предписаниям и православной традиции Вербное воскресенье 2018 следует чествовать уже накануне - в субботу, в которую принято освещать вербовые ветви в церкви. Также вербовые веточки повторно освящают и на следующий день, непосредственно, когда Вербное воскресенье.

После посещения храма, придя домой, следует побить друг друга вербовыми веточками и сказать при этом следующие слова: «Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как вода, и богат, как земля». Таким образом мы желаем родным здоровья и благополучия. Это связано с верованиями наших предков, что ветки вербы имеют целительные и магические свойства.

Освященная верба считается надежным оберегом всей семьи

Поскольку торжество приходится на последнее воскресенье , стоит не забывать, что со следующего дня начинаются наиболее строгие дни недели - Страстная седмица. Когда Вербное воскресенье, на столах отсутствуют молочные и мясные продукты. Но разрешено есть рыбу и выпить бокал красного вина.

О том, что нельзя есть в Великий пост и что можно

Согласно народным обычаям и суевериям, в Вербное воскресенье нельзя выгонять скотину на улицу, поскольку его непременно испортят злые духи. А девушки в этот торжественный день обязательно расчесывались и приговаривали следующие слова: «Вода, иди в землю вместе с головной болью». После окунали расческу в воду и поливали такой водой вербу.

Поскольку Вербное воскресенье 2018 относится к одному из великих церковных праздников, то в этот день запрещено работать, поэтому в доме заранее проводили уборку и готовили еду. По традиции, Вербное воскресенье 2018 необходимо провести в кругу семьи, в приятной и спокойной атмосфере, поскольку еще идет Великий пост.

Что делать с вербой после праздника

Согласно истории, Вербное воскресенье еще в XVII веке называли Пальмовым воскресеньем. Однако пальма растет исключительно в южном климате, поэтому идентичным аналогом пальмовым ветвям стала верба, почки которой весной распускаются самыми первыми.

За неделю до Пасхи христиане украшают дома дважды освященными в храме ветками вербы. По православным традициям ветви должны стоять целый год в доме у каждого христианина, как напоминание трагических событиях, описанных в Библии о смерти Христа.

Прошлогодние освященные ветви вербы запрещено выбрасывать на помойку - их принято сжигать в своих дворах. А в новом году на замену старым приносить новые и ставить их в вазу без воды.

Веточки вербы, которые предназначаются для освящения, обычно срезают с пушистыми почками со здоровых деревьев. Как правило, верба растет на берегу водоема. Иногда христиане заменяют ветви вербы на иву. Веточки вербы с почками после освящения в церкви считаются символ чествования жертвы Иисуса Христа.

Кроме того, верят, что съев пару почек вербы, человек будет здоров круглый год. Именно в Вербное воскресенье знахари на весь следующий год делают из вербы целебные отвары от различных болезней.

Также веточки вербы вкладывают в руки усопших, помогая таким образом душе встретиться с Иисусом Христом. Вербу несут на кладбище и кладут на могилы родных.

Сны на Вербное воскресенье: когда сбываются и что значат

Сны на Вербное воскресенье считаются вещими, к символам которых следует прислушаться и учесть на будущее. Часто свыше людям во снах посылают знаки. Они могут, как предупредить о возможных трудностях, так и оповестить о предстоящих радостях.

Наши прадеды верили, что приснившийся сон на вербное воскресенье таит в себе ответы о будущем. Потому старались запомнить все его детали, чтобы правильно его растолковать и заглянуть за завесу тайны.

Особенным считается сон на Вербное воскресенье, в котором привиделась сама верба и все, что связано с деревом

Согласно народным верованиям, верба символизирует радость и возрождение, а сны на Вербное воскресенье с этим растением - неоспоримый предвестник душевного покоя и скорого успеха.

Безоблачную и благополучную жизнь пророчит сон на Вербное воскресенье, в котором вы видите цветущую вербу. Любовные разочарования предрекает сон, в котором вы ломаете ветви вербы. А вот незамужним девушкам сон, в котором она держит или ставит в вазу букет из ветвей вербы, пророчит романтическое свидание. Сны на Вербное воскресенье, в которых девушка получает букет вербы от возлюбленного, говорят о скором сватовстве.

Кроме того, особое значение имеют сны на для тех людей, которые страдают каким-либо недугом. Считается, что если им в ночь с субботы на воскресенье приснятся веточки вербы, то вскоре они исцеляться.

В случае если вас мучает бессонница, согласно верованиям, необходимо поставить веточку вербы у изголовья кровати. Перед тем, как ложиться спать, глядя на вербу необходимо трижды повторить следующие слова: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, хвори отгоняй».

Как часто, не задумываясь, мы говорим “Слава Богу!”. На самом деле, восклицанием”Осанна Сыну Давидову!” когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В Церковном календаре Вербное воскресенье называют “Вход Господень в Иерусалим” или, а неделю называют “Неделей пальмовых ветвей”, что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье – двунадесятый праздник.

История праздника Вербное воскресенье

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета – брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И, лишь, когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: “Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его”. Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и первым сказала: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”, на что Иисус ответил ей “Воскреснет брат твой”. И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет”. Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени – большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: “Лазарь! Иди вон”, и… Лазарь вышел. Иисус сказал: “Развяжите его, пусть идет”.

Разумеется, после такого чуда, его очевидцы и слышавшие о нем, встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! “Осанна Сыну Давидову!”. Веры, многим кричавшим это, хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди. видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса, как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия и через какое-то время начнутся события Страстной недели…

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращают торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы “чаша сия” миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а, значит понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы “Осанна!” сменились криками “Распни!”. Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалме, зная, что он будет разрушен.

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме, люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово “паломник”, кстати, означает “носитель пальмы”. Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, Ветхозаветного пророчества о том, что “в Иерусалим войдет кроткий Царь”. Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода, куда его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерсуалим, находясь вровень со встречающими его. Поэтому он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт напишет свое знаменитое стихотворение:

Их-то Господь - вон какой!

Их-то Господь - вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то - гляди, сынок -

Навстречу смерти своей.

А у тех-то Господь - он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то - увы, сынок, -
А наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.

А у этих Господь - ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
- Эван эвоэ! - пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то - не плачь, сынок, -
Но наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!

Тем не менее Иисуса встречали словами “Осанна Сыну Давидову!”. Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится “из уст младенцев”. Фарисеи испугались этих слов и просили “скажи им – пусть замолчат”, а Иисус отвечал “если они умолкнут, камни возопиют”. И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствие грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерсуалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70-м году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдание и намекал на то, что не стоит страшиться их своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствие Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса “встречают” первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Традиции Вербного воскресенья

В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы Царь. Это действо называлось “Шествие на осляти” и напоминало людям о событиях входа Господа в Иерусалим.

Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса, как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба – знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба – это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.

При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и.т.д., – не более, чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.

Вербное воскресенье – трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.

Праздничное богослужение

Шестая неделя Великого Поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником – Входом Господнем в Иерсуалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Она знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь Вечную Он являет им свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть своему Творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас “бремена тяжелые и неудобоносимые”, а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.

Вербное воскресенье – переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари “Общее воскресение” и “Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне”. За полиелеем следует величание “Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне”.

В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуя Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его, как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной Седмицы, страдания Христовы.

Богослужение на Вербное Воскресенье

Песнопения на Вербное Воскресенье

Читать о Вербном воскресенье на Правмире:

Видео о Вербном воскресенье:

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2019 году 21 апреля

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) – это один из самых трагических праздников церковного года.

Казалось бы – все в нем торжество – Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.

Священник Феодор Людоговский