Что такое теория множественного интеллекта. Особый тип интеллекта – межличностный

Рыба-бабочка - рыбка с оригинальным названием, обитающая как в морских водоемах, так и в пресных водах и аквариумах. В зависимости от среды обитания она имеет разные окрасы и форму тела. Свое необычное название рыбка получила из-за яркой расцветки и больших плавников, напоминающих крылья.

Описание видов рыб-бабочек

Морская рыба-бабочка - небольшая, но очень яркая рыбка, обитающая в живой природе. В естественной среде этих рыбок можно встретить между коралловых рифов, где их красота подсвечена лучами солнца и прозрачной водой. Рыбы-бабочки считаются одними из самых ярких видов на Земле, чем и заслужили свое название. По строению морские рыбы-бабочки отличаются приплюснутым телом и длинным спинным плавником.

Рыба-бабочка пресноводная встречается чаще всего в стоячей воде, распространена на Африканском континенте и по яркости расцветки уступает своим морским собратьям. Пресноводная рыба-бабочка получила свое название из-за широких плавников, которые напоминают крылья бабочки. Кроме того, этот вид рыбки умеет пролетать над водой небольшие расстояния. Такие умения отличают рыбок-бабочек от других обитателей водоемов.

Вымпельная рыба-бабочка встречается также в живой природе среди рифов и в глубоких протоках. Взрослые особи ведут парный образ жизни, тогда как молодежь предпочитает жить поодиночке. Вымпельная рыба-бабочка имеет оригинальную окраску. Ее приплюснутое высокое тело окрашено в белые и черные полосы, а задний плавник - в желтый цвет.

Аквариумная рыба-бабочка - это чаще всего пресноводная рыба. Ее тело напоминает форму лодки и в длину достигает 10 см. По окраске аквариумные рыбки не отличаются яркостью, имеют обычно серый, серо-зеленый или окрас коричневых оттенков.

Аквариумная рыба-бабочка отличается такой же прыгучестью, как и ее морские собратья. Именно поэтому рекомендуется держать аквариум закрытым.

Рыба-бабочка не любит жить с особями другого вида. Мелкие рыбки могут быть восприняты рыбой-бабочкой как корм, а с крупными она может вступать в бои за территорию. Не подселяйте и тех рыбок, которые обкусывают чужие плавники, так как от плавников-крыльев в таком случае ничего не останется. В качестве соседей для бабочки подойдут виды, обитающие на дне (например, сом).

Аквариумные рыбы-бабочки требовательны к объему аквариума. Обычно это 80-100 литровый аквариум на несколько особей. Идеально, если одна рыбка обитает в 40-литровом объеме. Аквариум должен быть плотно закрыт стеклянной крышкой без прорезей, чтобы рыбка не могла выскочить из воды и порезаться.

Рыбы-бабочки любят теплую воду, температура в аквариуме должна достигать +25-30 С. Что касается растений, то рыбкам необходимы широколиственные виды. Уровень воды должен быть невысоким, тогда рыбки будут чувствовать себя спокойно и большую часть времени проводить между зарослями растений.

Воду следует менять каждую неделю на 15-20%, обеспечивая при этом хорошую фильтрацию аквариума. Грунт для рыбы-бабочки не имеет решающего значения, так как на дно она практически не опускается.

Кормление - важный процесс в содержании рыбок-бабочек. В природе она предпочитает подбирать с поверхности воды насекомых, поэтому на корм на дне не обращает внимания. Слишком мелкий корм тоже не подходит для кормления. Можно использовать крупный корм хлопьям, а также добавлять в рацион кузнечиков, мух, тараканов.

В аквариумах с морской водой содержат также вымпельных рыбок бабочек. Эти виды отличаются более яркой окраской. Например, в морском аквариуме может поселиться лимонная рыба-бабочка ярко-желтого цвета.

Под знаком бабочки

Грант Вейр

Наш Центр по передержке и разведению тропической рыбы разместился прямо на берегу реки Олува – это в деревне Агбайе, штат Ондо, Нигерия. Широкие просторы этой реки с ее многочисленными рыбаками снабжали нас огромным количеством рыбы: длинноносыми, коротконосыми и круглоносыми рыбами-слонами; темными и серебристыми поллимирами; электрическими сомами; серебристыми и полосатыми мистусами; стеклянными сомами; африканскими красноглазыми тетрами и многими другими. Одной из найденных нами и особенно трудной для поимки рыб была кормящаяся ночью, имеющая причудливую форму, экологически древняя рыба-бабочка (Pantodon buchholzi).

Однажды, находясь в деревне Макун, где вылавливалось – во многих случаях профессиональными рыбачками – очень много желанного каламоихта (Erpetoichthys calabaricus), нас поразило очарование местных детей. Они носили нам рыбу: в замызганной таре, всевозможных немытых банках из-под варенья, грязных жестянках; одна рыба даже была посажена в пустую консервную банку из-под сардин. Дети Макуна окружили нас кольцом, и их маленькие лица были наполнены ожиданием. На вид им было от 7 до 10 лет, но по крайней мере половина из них скорее всего не знала точного своего возраста, и конечно ни у кого из них не имелось свидетельства о рождении. Почти все из них были мальчики, которые были не лишены чувство моды, хотя вся одежда у них была в лохмотьях и изодрана, и если ее не передавали по наследству из поколения в поколение, то, несомненно, она переходила от старшего брата к среднему, а затем к младшему. На самом деле очень немного предметов одежды соответствовало их размеру, однако, не смущаясь своей очевидной нищеты, все они готовы были разразиться безудержным смехом при малейшем поощрении с нашей стороны: словом или делом.

Перечень живой рыбы, которую они принесли нам, большей частью был следующим: электрический сом (Malapterurus electricus), желтый конго (Brycinus longipinnis), рыба-бабочка (Pantodon buchholzi), нильский гимнарх (Gymnarchus niloticus), африканский змееголов (Parachanna obscura) и даже один маленький каламоихт. Рыбы находилась в удивительно хорошем состоянии, и мы купили все – с премиальной надбавкой, вызвав тем самым весьма очевидный и неукротимый восторг детей, всей кучей умчавшихся на рынок и радостно возглашающих о своем намерении потратить там свои деньги. Прежде чем они исчезли, мы успели сказать им, что в следующий рыночный день встретимся с ними снова.

Мы решили помочь детям и дать им заработать очень нужные карманные деньги и, одновременно, купить немного здоровой рыбы. Ведь могли же мы начать обучать их и в дальнейшем, вероятно, сделать из них крупных поставщиков рыб или даже самих экспортеров? Лишь электрические сомы оказались лишним звеном в наших запросах, прежде всего потому, что были запрещены во Флориде, которая особенно в то время являлась одним из наших самых крупных внешних рынков. Наша первоочередная задача должна была заменить жестянки, банки и тару.

Хотя главная линия электропередач была от нас агонизирующе близка – на расстоянии чуть более 10 км – на нашей ферме в Агабье Уотерсайд мы должны были вырабатывать собственную электроэнергию. К сожалению, линия эта уж чересчур перегружена и подвержена невероятному количеству абсолютно незапланированных отключений электроэнергии. Происходят ли эти отключения в результате недостаточного источника энергии или от штормовой погоды с падающими ветвями и деревьями, часто разъединяющими или закорачивающими линию, печально то, что сетевое электричество совершенно ненадежно. У нас имеется два генератора: один крупный «Мерседес», а другой резервный поменьше «Форд». Оба дизельных двигателя потребляют значительное количество машинного масла. Для пущей уверенности, что масло используется по назначению, а не исчезает через «черный ход», мы забираем все 4-литровые пластмассовые канистры для масла, как только они опустошаются. Мы посчитали, что, тщательная промывка тары и удаление носиков сделает ее идеальной посудой для сбора рыб. Мы промыли более 50 таких емкостей кипящей водой, для увеличения отверстий отрезали у них небольшие сливные носики, на стенках же со вкусом нарисовали логотип нашей компании, вместе с надлежащим сообщением: «Исключительно для живой рыбы».

Вторичное использование канистр из-под масла имело молниеносный успех, и мы согласились приходить на все рынки, приходящиеся на субботние, воскресенье или праздничные дни, и покупать любую рыбу, которая предлагалась нам в хорошей кондиции. К счастью, для детских карманов – но вряд ли для их умов – школьные учителя в штате начали очень долгую забастовку для привлечения внимания губернатора к их совершенно неадекватной зарплате. Эта забастовка, закрывшая все школы, совпала с запуском нашей программы. С закрытием школ дети смогли больше времени проводить на рыбалке. Поэтому мы присутствовали в течение этого первого засушливого периода на каждом базарном дне – к огромному удовольствию «Бабочкиных пацанов» Макуна.

Мы окрестили их именно так, поскольку вскоре стало очевидным, что не только название «каламоихт» в избытке было распространено в местной терминологии, но рядом с самим Макуном в особенном «избытке» была представлено название «рыба-бабочка».

Рыба-бабочка ловится только во время сухого периода. Бабочкин сезон начинается традиционно во второй четверг октября, если перестают идти проливные дожди. Заканчивается он после третьего крупного ураганного ливня, который обычно приходится на конец апреля или начало мая. Безоблачными небеса обычно бывают в декабре или январе, кроме случаев, когда южные ветра выдувают из пустыни Сахара пылевые тучи. Рыба-бабочка ловится каждую ночь, за исключением случаев, когда луна – полная, потому что свободная от облаков луна освещает рыбаков, тем самым предупреждая об опасности и распугивая осторожных ночных рыб. Ловцы рыб-бабочек обычно используют каноэ, сидя в них либо по одному, либо в парах. Пока один человек гребет, другой ловит рыбу – большой круглой (90 см в диаметре) открытой плетеной корзиной, прикрепленной к длинной рукояти, которая сделана из освобожденной от листьев пальмовой ветви. На вооружении у «ловца» имеется либо привязанная ко лбу шахтерская карбидная лампа старинного типа, либо он «справляется», - наиболее часто употребляемое слово в этих краях – с помощью фонарика, привязанного к макушке головы. (Английское слово “manage” - «управлять», особенно в южной части Нигерии, не является таким распространенным вебстеровским определеним, как «администрировать, вести, управлять или контролировать», а скорее больше похоже на слово «справиться». Это может относиться к чему угодно: от едва пригодной для употребления пищи - «Пища хорошая? Нет, но она справимая (manageable)!» - до почти непроходимому состоянию дороги: «Дорога доступна для движения автотранспорта? Она справимая?» Или к полуразрушенному, едва пригодному для передвижения автомобилю: «Ваша машина хорошо работает? Она справимая!» Это, безусловно, самое полезное слово для запоминания, когда вы отправляетесь на рыбалку или вылавливаете рыб во влажном тропическом лесу! («Хороши ваши рыбы? Они справимые!»)

Наши Бабочкины пацаны не имели ни собственного каноэ, ни фонарей. Предоставить каноэ для всех оказалось не реально, и мы были вынуждены уповать на их смекалку, позволив им самим одалживать каноэ, если они не хотели бродить по речкам в ночи. Как бы то ни было мы все же купили фонари на рынке Макуна,. Все фонари имели китайское происхождение, что вероятно в данной ситуации было вполне уместно, ибо первый любитель тропических рыб был китайским императором, живший за несколько лет до н.э. и содержащий райских рыб. Мы также обеспечили начальный запас батарей, но сказали детям, что нужно быть экономными со светом, поскольку им самим придется покупать запасные батареи, или даже новые фонари, если те у них поломаются. Ни у одного из детей никогда раньше не было своего собственного фонаря, и все они стали исключительно экономными и весьма-весьма осторожными, дабы случайно не поломать их.

Фонари пользовались большим успехом, но, поскольку каждому ребенку хотелось иметь его ради ловли рыб и получения премии за рыбу-бабочку, другие виды рыб отодвигались на задний план. Казалось, дефицита в пойманной рыбе не было, и по мере продолжения сухого сезона и усиления спроса из-за рубежа мы соответственно тоже могли покупать все большее количество рыб-бабочек. Мы организовывали конкурсы на самую большую и лучшую рыбу, и раздавали победителям небольшие пластиковые мячи и сотни импортных шариковых ручек. Дети любили все это и, должно быть, очень расстроились, когда зарплата учителям была повышена. После забастовки наши посещения по сбору рыбы ограничивались рынками, которые совпадали с выходными или многочисленными государственными праздниками. Степень религиозной терпимости в Нигерии – настолько высокая, что празднуются как мусульманские, так и христианские святые дни. В обычном году почти 21 праздничный день.

Дети нам помогают и в других местах. Их маленькие пальцы и руки, по-видимому, к мелкой нежной рыбе проявляют особенную доброту.

В четырех милях от ближайшего к нам самого большого города Окитипупа, по короткой дороге к Лагосу и к городу Игботако вы пересечете недавно построенный мост. Остатки старого моста видны с дороги. Уровень pH в маленькой, но глубокой и очень коричневой на цвет реке, протекающей здесь, никогда не повышается выше 6,5.

В деревне Икойя, расположенной рядом с мостом, живут несколько рыбаков. Рыбак, который живет ближе всего к мосту, также является самым уважаемым и, следовательно, очень влиятельным среди своих собратьев. Его зовут Иеремия. Иеремия - приветливый, хотя застенчивый мужчина средних лет, у которого всегда наготове улыбка и веселое приветствие для нас. Его большое неокрашенное бунгало из цементного блока с ржавой гофрированной жестяной крышей расположилось рядом с главной деревенской дорогой: с правой ее стороны. Дом состоит из главной гостиной, изолированно от которой находятся три спальни и кладовая, которая, в свою очередь, ведет в неизменно заполненную дымом кухню. Кухня также служит в доме черным ходом. Вы входите через передний дверной проем, перешагнув через полуметровую по высоте бетонную стену, предназначение которой очевидно – это защита от паводковых вод. В былые времена вы могли проявить свою непочтительность владельцу дома, наступив, но не перешагнув через небольшую стену. Если вы наступали на стену, вы тем самым вызывали хозяина дома на дуэль. Если вы поступали так по ошибке, то должны были платить «штраф» в виде бутылки импортного джина Гордон. Должно быть в те времена много-много бутылок джина реквизировалось у ничего не подозревающих иностранных гостей этого влажного тропического леса!

Как только вы благополучно проведете переговоры относительно небольшой стены и ее скрытых последствиях вы заходите в главную комнату, где Иеремия проводит встречи со своими собратьями-рыбаками и развлекает посетителей. Комната имеет длину не менее 8 метров и ширину 5 метров. С левой стороны находится ряд неотесанных деревянных защищенных ставнями окон без стекол, выходящих на дорогу. Входы в комнаты поменьше расположены справа. В дальнем конце конференц-зала тогда находилось видавшее виды коричневое кресло из кожзаменителя с небольшим хрупким деревянным столом перед ним. Это кресло традиционное занималось Иеремией. Рядом с ним всегда присутствует его близкий родственник, чтобы помочь с английским и подсчитать деньги за рыбу. Подсчеты и вычисления – это не сильные стороны Иеремии. Вокруг комнаты по-военному были расставлены грубо сделанные деревянные стулья и старый диван, который удваивается и превращается в кровать для «транзитных» посетителей. Центральное место было отведено для большого, но потертого деревянного стола. Стена позади сиденья Иеремии украшалась различными устаревшими ежегодными календарями и картиной впечатляющего Саншайн-Скайуэй под Сент-Питерсбергом, штате Флорида. Мы привезли эту фотографию с собой после посещения ежегодной выставки тропических рыб с нашими заказчиками в Тампе и подарили ее Иеремии, к его нескрываемому удовольствию. На самом деле, это был всего лишь один из шести больших настольных ковриков с картинками. Картина была ламинирована между двумя листами пластика, что сделало ее практически не повреждаемой и защищенной от пыли; она идеально подходит для того, чтобы ее повесить на стену, и совершенно неуместна – особенно здесь – для использования в качестве настольного коврика! Остальные же пять настольных ковриков стали предметами обожания на других – таких же бедствующих – стенах влажного тропического леса. Мы имеем очень хорошее представление о конференц-зале, и к счастью, нам ни разу не приходилось «останавливаться в пути», чтобы заночевать на диване.

Хотя эту деревню часто посещают лагосские «ковбойские» экспортеры, рыбаки предпочитают нас, потому что мы всегда платим наличными и посещаем их в запланированные дни. Лагосские экспортеры неизменно предлагают больше, но вскоре начинают просить кредит, а потом, как правило, исчезают без следа, задолжав значительные суммы денег. Рыбаки, которые сами отчаянно нуждаются в деньгах, снова и снова попадают на эту уловку, известную здесь как 419.

Ряды рыбных садков располагаются обе стороны реки, ниже моста. Сети изготавливаются из зеленой нейлоновой сетки от комаров. Они обычно глубокие и квадратные, длиной около 1-1,5 метров, и в верхней части открытые. В воде их поддерживают шесты из пальмовых ветвей рафии. Открытый верх указывают на присутствие в садках непрыгучих рыб, и в таком случае все отводятся для размещения пойманных слонов-гнатонемов (Gnathonemus petersii). На самом деле этой экологически древней и экзотической по виду рыбе в этой деревне уделяется так много внимания, что другие рыбы не заслуживают никакого уважения и предназначаются только для стола, независимо от вида.

Эта река также является домом для других мормиридов, двух или трех видов рода Synodontis, а также очень бесцветного Pelvicachromis sp.

Во время одного из наших ранних посещений маленькая девочка показала нам несколько двухполосых афиосемионов (Aphyosemion bivittatum). Она сказала, что поймала их в одном из многочисленных ручьев в непосредственной близости от деревни. Мы попросили ее наловить побольше и договорились встретиться с ней в то же время два дня спустя.

В назначенный день нас встретило множество детей, у каждого из которых имелась наполненная водой жестянка, банка или миска с живой рыбой. У некоторых было около сотни, но у большинства детей было менее десяти рыб. Имелось несколько неизбежных электрических сомов, но большинство составляли несезонные двухполосые афиосемионы.

К сожалению, A. bivittatum - медленнорастущая рыба и средний размер самцов, который либо ловится, либо предлагается, чуть более 2 см в длину – это размер, который отвергается клиентами за границей. Очень немногие самцы, которых нам показали в тот день, имели приемлемый размер полтора дюйма или больше. Самки рыб намного меньше. Мы не хотели разочаровывать детей, лица которых были такими же выжидающими как у детей в Макуне, поэтому мы купили всех небольших рыб; но добыча более крупного размера, очевидно, вырисовывалась как продолжительная проблема. Обычно нам требуется более шести месяцев, чтобы вырастить мелкую рыбу до экспортируемого размера.

Хотя мы подробно объяснили детям, что нам нужно, они очевидно, сочли невозможным понять, что позволить малькам вырасти до половозрелого размера – это намного лучше, чем преждевременно изымать их из ручьев. Мы подчеркивали, что нам нужна только рыба длиной не менее полутора дюймов. Основная проблема заключалась в том, что они не знали, сколько это – полтора дюйма.

Перед нашим следующим визитом, который по согласованию собирались провести через семь дней, мы купили несколько деревянных линеек на нашем местном рынке в Оре. Мы разрезали линейки на куски по полтора дюйма длиной. Только после того, как во время нашего следующего визита мы раздали эти полуторадюймовые линейки детям, и лично выпустили всю более мелкую рыбу обратно в ближайшую речку, до них начал доходить смысл нашего послания. Тем не менее, мы не в силах были отказаться от покупки посаженной в жестянку из-под сардин крошечной рыбки у 5-летней маленькой девочке, с полными ожидания большими глазами, вся одежда которой являла собой рваные обноски!

Странно, здесь в Икойе, большинство «рыбаков-детей» являются девочками, а не мальчиками, как это было в Макуне, расположенной менее чем в 100 км – по прямой - на запад. В то время как в Макуне все наши дети были младше 10 летнего возраста, в Икойе звездой местных рыбачек являлась очень симпатичная незамужняя кормящая мать 15 лет от роду. Очевидно, она нуждалась в карманных деньгах больше, если не намного больше, чем дети более младшего возраста.

Хотя Икойя находится в максимальной близости от основной дороги, это по-прежнему изолированное и удаленное селение. Однажды, когда мы пытались выдать детям гонорар новенькими только что отчеканенными монетами по 25 кобо (100 кобо = 1-ой наире, которая когда-то была равна британскому фунту), цена, которую мы согласились выплачивать за каждую рыбу, дети сказали нам, что в деревне никто не пользовался монетами этого номинала. Они сказали, что им предпочтительней получать поменьше денег, чем принимать новые деньги, и они подразумевали именно то, о чем говорили. Естественно, мы им переплачивали.

Эта дислокация, безусловно, является не единственной у популярного двухполосого афиосемиона. Особи мужского пола особенно нарядно окрашены и популярны среди аквариумистов. Мы нашли их «излишки» к югу от города Иебуоде, значительно западнее Агбадже и по дороге в Агбабу, к северу от нас. Сами мы ловим рыбу в обоих этих местах. Но это уже другая история.

Многим кажется, что умный ребенок — тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Однако в последние годы психологи перестали воспринимать интеллект так однобоко — в книге, адресованной подросткам, предлагается найти у себя аж 9 видов интеллекта! Очень психотерапевтичное чтение — и реальный инструмент добиться успеха в какой-нибудь из множества областей. Вот о чем идет речь.

Обычно «умный» в понимании людей — это тот, кто:

  • бегло читает;
  • быстро решает примеры;
  • может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;
  • разбирается в компьютерах.

Ну, а как ты считаешь — что значит быть умным?

Скажу одну вещь, которая, возможно, тебя удивит: интеллект — это не только хорошие оценки, высокие результаты в тестах и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом — в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все). Оказывается, можно быть умным в самых разных областях.

В прошлом столетии часто использовали IQ-тесты, чтобы определить, насколько человек умен. В IQ-тест входит решение математических примеров, объяснение значений слов, построение схем, повторение чисел по памяти и другие задания. Однако существует множество качеств, которые IQ-тесты не в состоянии оценить. Например, тесты не могут предсказать, кем ты станешь, когда вырастешь, и чего добьешься в жизни. Они часто не дают возможности продемонстрировать разные грани человеческого интеллекта.

Теория множественного интеллекта

Психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди. Он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.

Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.

Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта — восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов.

Вербальный интеллект (лингвистический). Тебе нравятся слова твоего языка и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, ты любишь каламбуры и игры со словами, тебе нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Тебе по душе изучение иностранных языков.

Музыкальный интеллект. Ты умеешь слушать музыку, распознаешь ритм, на слух определяешь тональность и высоту звука. Тебе нравится самая разная музыка. Ты любишь петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты.

Логический интеллект (логико-математический). Тебе нравится докапываться до сути вещей, ты хорошо разбираешься в математике, от тебя не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят тебе удовольствие. Возможно, тебе нравятся загадки, головоломки, ты любишь сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты.

Образный интеллект (пространственный). Тебе нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У тебя хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Ты можешь запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других — создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое.

Телесный интеллект (телесно-кинестетический). Ты ловкий и умеешь управлять своим телом, ты используешь его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, ты занимаешься спортом или танцами. А может, любишь делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи.

Социальный интеллект (межличностный). Тебя интересуют люди и то, как они общаются. Возможно, ты принимаешь участие в деятельности студенческого совета или школьного комитета, у тебя много друзей, ты помогаешь жителям своего района или просто общаешься с большим количеством людей.

Внутренний интеллект (внутриличностный). Ты осознаешь и понимаешь свои чувства, знаешь, что у тебя получается хорошо, а что следует улучшить. Часто бывает, что ты понимаешь себя лучше других. Возможно, ты ведешь дневник, строишь планы на будущее, размышляешь о прошлом и ставишь цели.

Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя). Ты наблюдателен, тебе нравится выискивать и классифицировать предметы — растения, животных, камни. (Если ты живешь в городе, то склонен классифицировать и другие объекты — книги, одежду одноклассников, например.) Скорее всего, ты любишь бывать на природе или увлекаешься садоводством, любишь заботиться о домашних животных, готовить и принимать участие в экологических проектах.

Философский интеллект (экзистенциальный). Ты много размышляешь о жизни. Тебе нравятся беседы на религиозные, духовные и философские темы. Тебе интересно, когда начался отсчет времени на Земле и наступит ли когда-нибудь конец света. Ты любишь медитировать, молиться и думать о жизни — один или в компании других людей. Ты преклоняешься перед красотой и уважаешь все живые существа. Можешь с головой погрузиться в творчество — занятия музыкой и искусством — и забыть обо всем.

9 видов интеллекта: что с ними делать?

И все эти девять видов интеллекта у тебя уже есть. Серьезно! В той или иной степени в тебе развиты все стороны ума. Это не означает, что ты хорош во всем (такие гении редко встречаются), но определенные способности в каждой из областей у тебя, безусловно, имеются.

И еще кое-что, что тебя обрадует.

  • Каждый из видов интеллекта отличается от остальных, но все они равноценны. Ни один не лучше и не важнее другого.
  • Какими бы ни были твои способности и в какой бы сфере они ни проявлялись, их можно изучать, укреплять и развивать. Развить вербальный интеллект может как тот, кто даже не знает, как пишется «вербальный», так и будущий автор бестселлеров. Это всего лишь один пример, но, надеюсь, ты понял, о чем я.
  • Даже в одной области интеллект проявляется по-разному. Например, при развитом вербальном интеллекте можно быть прекрасным оратором, но не слишком хорошо владеть письменной речью. При развитом телесном интеллекте — отлично плавать, но посредственно играть в футбол. Поработав над собой, ты сможешь усовершенствовать как сильные, так и слабые стороны.
  • Любое действие вовлекает разные виды интеллекта. Например, может показаться, что для того, чтобы нарисовать картину, достаточно иметь образный интеллект. Но это не так! Тут нужен и телесный интеллект — чтобы овладеть различными техниками живописи; и природный интеллект — чтобы глаз замечал даже мелкие детали; и внутренний интеллект — иначе откуда возьмутся идеи? Так и со всеми другими видами деятельности, будь то актерская игра, сочинение рассказов, хоккей или компьютерное программирование.
  • Девять видов интеллекта присущи всем людям. Неважно, кто ты, откуда родом, сколько тебе лет, где ты вырос, — в тебе в той или иной степени присутствует каждый из видов интеллекта. Будешь ли ты их развивать, зависит только от тебя.

Свидетельства применения множественного интеллекта можно обнаружить в любой жизненной ситуации. Например, посмотри на своего соседа, у которого прекрасный сад, — это природный интеллект и образный. Или на своего брата, который постоянно что-то пишет в дневнике, — это вербальный интеллект. Или на маму, которая любит петь, — вот тебе и музыкальный интеллект.

Возможно, у твоего школьного учителя математики есть логический интеллект, а у учителя обществоведения — социальный. У твоего друга, умеющего жонглировать, развит телесный интеллект, а у того, кто начал свое дело, — внутренний. Проявления множественного интеллекта можно заметить и у водителя школьного автобуса (телесный), и у продавца в магазине (социальный).

Куда ни посмотри — дома, в школе, на улице — везде люди задействуют разные грани своего интеллекта. У каждого человека есть сильные стороны и каждый по-своему подходит к решению тех или иных задач.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Умный? Проверь себя! 9 видов интеллекта: какой из них твой"

А вы считаете, что на способность детей к обучению влияют гены? Я считаю, что влияют, не единственным фактором, разумеется, но влияют. Почему, когда такую точку зрения...

Обсуждение

Разумеется гены влияют на способности к обучению, и на другие особенности развития. Но не настолько прямолинейно, что "если папа был математиком, его дети тоже обязательно будут талантливы в математике".
Ну и совет "гены можно выбрать" не сильно поможет, свои уж точно не выберешь, а они влияют на гены ребенка не меньше папиных. И вряд ли кто-то сознательно выбирает потомственно тупых кандидатов в отцы будущего ребенка. :)

Безусловно влияют, другое дело как эти гены складываются в каждом ребенке. У одних и тех же родителей может получиться довольно разннобразный набор детей. Хотя по словам нашего клинического психолога уровень IQ у сиблингов в большинстве случаев примерно одинаков и близок уровню родителей. У нас так получилось, что пришлось обоих детей протестировать - действительно разница в IQ минимальна, но выражаются их способности очень по-разному. Я думаю, в силу темперамента, характера, нервной системы. В результате ребенок в более высоким интеллектом учится очень хорошо, а ребенок с более низким интеллектом - блестяще, причем в младших классах все было точно наоборот.

Странные вопросы, о которых Вы пишете, задают, я думаю, потому, что в массе мы еще очень темные в вопросе биологии, ген и генетики. Плюс тема равенства, усленно педалируемая в последние 100 лет, делает обсуждение этой темы чуть ли не дурным вкусом. Я с детьми много говорю об этом, поскольку они оба с особенностями развития, но в обществе на эту тему говорить избегаю именно потому, что разговор обычно поворачивается, как Вы описали. У людей есть естественная тенденция упрощать, а в этом вопросе - способностей к обучению - слишком много факторов влияют на результат.

То что в семье из глубокой деревни, где поколения и поколения неграмотных, выходит кандидат наук меня ничуть не удивляет. У нас самих есть подобные примеры, но это не опровергает влияние ген. Просто у темных предков не было возможности учиться, а как только возможность появилась, то сразу вот результат. Моя бабушка читала по слогам, причем научилась читать она уже взрослой в школе ликбеза, но родители мои с удовольствием всем рассказывают, как бабушка мне 3-х что ли летней читала по слогам Руслана и Людмилу и ее со мной обсуждала. Я думаю, она была очень способной к учебе, несмотря на свою внешнюю дремучесть, просто у нее не было возможности учиться. Так что факт того, что я говорю на трех языках, имею ВО и очень ценную проф. лицензию, никак не выбивается из общей теории. Просто у меня были возможности, а у бабушки - нет. У моих детей возможностей еще больше, так они вообще на 4 языках говорят:)

давно мучает вопрос..... Я неоднократно слышала, что очень сложных детей с особенностями здоровья приводили почти в норму. Специальные занятия, логопеды, нейропсихологи...

Обсуждение

Меня тоже занимает этот вопрос. Со старшим ребёнком прошли кучу всего: Томатиса, занятия сенсорной интеграцией, иппотерапию, плавание, гомеопатию, несколько лет ортезы и спецстельки в обувь, исправление прикуса и ношение скобок с 5 до 7 лет, удаление аденоидов, вялый кишечник. Все деньги, все ресурсы с 5 до 8 лет шли туда. И вот я не знаю, то ли это помогло, то ли перерос, но тьфу 3 раза, координация стала лучше в разы (отдали в спортивную школу, не стали упираться в мозги, с ними всё в порядке), общий тонус стал лучше, мальчик вдруг рраз и выправился, и стал обычным мальчиком 11 лет. А сколько сил и ресурсов положено, об этом знаем только мы с мужем. И меня занимает только один вопрос: всё ли я сделала или надо было больше/лучше/другое?

31.01.2018 14:54:11, Тоже просто мама

Могу про себя рассказать. Родилась недоношенной (8 мес), проблемы по неврологии (гипоксия в родах, тазовое предлежание). Воспитывала меня одна мама.
В детстве я всегда была занята на кружке или в секции. Читаю с 4 лет, запоем. Наверное с 5 придумывала сказки и стишки. Закончила музыкальную школу. Пела в хоре, объездили много стран в Европе, участвуя в конкурсах. Плюс занятия изо. Из спорта плавание, бадминтон, большой теннис. С 8 класса постоянные репетиторы по математике, физике и химии, не тянула их.
В итоге. Серебряная медаль в школе. Выпускница СПбГУ. Защитила кандидатскую в ВШЭ. В браке, живём в отдельной трешке. Ипотека выплачена. Доход на двоих 250 тысяч в месяц. Ну до декрета так было... Сейчас у меня маленький ребёнок, тоже собираюсь вложить в него по максимуму.

27.01.2018 07:43:47, мммм1111

Скрытая одаренность. Олимпиады, конкурсы. Образование детей. Скрытая одаренность. "Масштабы школьной неуспеваемости одаренных детей наиболее изучены в США, где...

Обсуждение

Данные по США, а так как я сейчас плотно сижу на форумах американского образования из-за поступления сына, могу сказать только свои впечатления
1. Тесты одаренности в сша начинаются в элементари скул (начальная) и являются целенаправленно примитивными. Это обеспечивает широкую воронку входа и минимализацию потерь.
Поэтому в миддл скул (средняя) из гифтед (одаренные) классов уход 15-20%. Это нормальная практика. Зато некоторые дети (в большинстве случаев мальчики), наоборот, в средней школе активируются и попадают в продвинутые классы. Такая обратная волна сильно меньше утекающей и составляет 2-5%.

2. Вся система американской школы - это возможность академического лифта по самым разнообразным предметам. Можно быть очень одаренным в математике или танцах... И все) по остальным предметам учится на базовом уровне, с ученикам сильно младше.

3. На одаренность фантастически алияет мотивация) при появлении мотивации скрытая одаренность проявляется и расцветает.
А вот с мотивированием в наших школах очень плохо. Именно поэтому у нас такое количество скрыто одаренных детей. Увы.

09.01.2016 13:12:59, ABDD

Умственная способность ребенка. Сегодня познакомились с ребенком (5 лет) в ДД полгода. У него есть брат 16 лет, который учится в коррекционной школе 8 вида. Дети от разных отцов.

Обсуждение

Ну, вы же рассуждаете серьёзно про "умственную способность". Хотя, наверное, считаете себя вполне умной женщиной?

Склонности к той или иной области передаются. Дети от одних родителей все разные - кто-то физик, кто-то лирик. Ну еще интеллект может быть ограничен в следствие болезни. Если ребенок здоров, то умственныке его способности к способностям его сиблингов имею мало отношения.

Раздел: ДЦП (как интеллект определить не говорящему ребенку). Как определить интеллект у неговорящего ребёнка с двигательными нарушениями?

Обсуждение

25.09.2009 11:44:16, ЛяМур

Скажите, а сколько лет ребенку? Моей дочери 7 лет, с раннего детства занималась с ней, ориентируясь на биологический возраст, т.е. в 2 года учили цвета, формы, величины, позднее буквы, цифры и т.д. В первую очередь надо научить указательному жесту, чтоб была обратная связь с ребенком, кивать "да", мотать головой "нет". Моя Вика не говорит, общаемся жестами. Жесты стали появляться с тех пор, как стали песенки-стишки инсценировать что-то вроде пальчиковой гимнастики. В плане школы - в каждом регионе,наверное, свои возможности, в Москве их больше. Мы ходим в 1 класс школы 8 вида, там же есть классы "особый ребенок" для самых тяжелых интеллектуально. если мы не потянем обычный класс, перейдем в "особый". Ребенок у меня тоже не ходячий. По-моему, самое главное для вас - добиваться обратной реакции от ребенка, Вы пишите, что у вас ребенок не может показать, т.е. показать пальцем или кулаком или хотя бы рукой? Если нет, делайте все сами его руками.

тест на интеллект. Родительский опыт. Другие дети. тест на интеллект. Понимаю, что вопрос анекдотичный, но все же: можно ли самой для себя определить, сохранный ли у ребенка...

Обсуждение

Я когда-то лет 8 назад в Библиоглобусе покупала брюшюрку "Узнай IQ своего ребенка". Там много-много тестов (именно детских) на возраст от 5 до 11 лет. И дано объяснение, как этот IQ считать (я, помнится, строила графики по результатам этих разных тестов, выкидывала самый лучший и самый худший результаты и что-то там дальше надо было делать, уе не помню).

В общем, я своему тогда 6-летнему кажется, проверила IQ и он оказался в пределах нормы. И успокоилась.

Но там надо, чтобы ребенок мог отвечать (в некоторых тестах), т.е. говорящий был. В некторых - не надо, только картинку ткнуть.

Вот посмотрите по ссылочке, такая книга:

вопрос не смешной,а очень даже насущный.много зависит от того,сколько ребенку лет и насколько вы сами,как мать,видите ситуацию-пусть даже в бытовом плане-насколько понимает речь,инструкции,как играет,что интересует,как общается.....
что значит сохранен интеллект или нет?
зпр или уо-это вопрос даже для практических педагогов,поверьте.
моя дефектолог (много лет проработала в кор дет доме)говорила,что в принципе это большой вопрос для них самих,только педагог с большим опытом может что-то для себя решить,да и то после нескольких месяцев занятий.
потом-ребенок растет и развивается,сказать заранее НИЧЕГО нельзя-это,так сказать,медицинский факт-это мне на частной консультации сказал один из крупнейших российских психиатров.
я всегда видела,что он всё,что надо,понимает.с обучением проблемы большие,официально уо легкой степени.
особо по этому вопросу я не то чтобы не парюсь,а стараюсь принять ситуацию и дать ребенку по-максимуму того,что он может взять и что позволит ему стать самостоятельным человеком.
а по поводу тестов-опять же не знаю,сколько вашему ребенку лет.
в принципе,классически-й тест на уо-четвертое лишнее-картинка 3 одинаковых предмета(по какому-либо НЕ ЗАУМНОМУ ПРИНЦИПУ) и четвертый лишний.нужно ребенку это четвертое лишнее исключить и показать.
по приколу-мой делает,но не всегда-т.е. с любимой учительницей делает,а с незнакомой тетенькой-нет.ну и что-уо у него то есть,то нет? :)))
вот вам и тесты...

16.01.2009 12:40:35, Ольга местная

Сохранный интеллект. Аутизм. Другие дети. Что такое сохранный интеллект и что такое УО? Мой мальчик усваивает материал как-то избирательно и с большим трудом, а некоторые...

Обсуждение

Чтобы определить свое отношение к вопросу, полезно изучить его матчасть. Определений понятия "интеллект" существует множество. Одно из них - "способность к мышлению". Мышление человека с аутичным типом регуляции неизбежно отличается от мышления человека без оного.Выводы делайте сами. Более того - то же самое можно сказать про людей слепых, глухих, ДЦП с ограниченой подвижностью. Их мышление иное. Все эти словеса - "сохранный интеллект, нормальный интеллект" есть надувание щек.

По поводу развития конкретного ребенка, небесполезна будет консультация у хорошего нейропсихолога.

>>В оставшее время мне нужно принести ребенку ПРАВИЛЬНУЮ игру или книжку, поиграть в НУЖНУЮ игру.
КОМУ нужную? Я, конечно, понимаю истоки вашего вопроса.:) Но в этом возрасте мы все же идем ЗА ребенком, в русле его интересов. Предлагаем ВСЁ, что можем предложить смотрим, наблюдаем, как и чем это в нем отзывается.
Еще один момент. Можно развивать что-то, видя склонность именно к этому. И это правильно. Но, возможно, не менее нужно, также, развивать и другое, то, что дается не так легко, т.е. стремиться к гармонии развития.

Вик, сорри. Зашла случайно и обхохоталась;))) Предлагать ИМХО нужно все, а останется только нужное;) Дахин строит сам. Все и из всего. К паззлам не склонен, т.к. не усидчив, а логически мыслит так, как дай Бог каждому взрослому;))))

Что есть наш интеллект? Адаптивная способность к жизни или способность ориентироваться в школьных науках? Принято определять способности человека и его ум с помощью теста IQ, который, как считают его создатели, способен разносторонне оценить умственный потенциал человека. Но насколько оценка объективна, если задания способны протестировать лишь логико-математический интеллект? А ведь ты знаешь, что образ мышления каждого из нас индивидуален. К слову, в Штатах из-за этой системы оценки интеллекта перед некоторыми детьми закрыты многие дороги, ведь школа оценивает лишь отдельный аспект знаний ребенка.

В 1983 году доктором Говардом Саденером, профессором Гарвардского университета, была разработана теория о , которая объясняет то, как люди взаимодействуют с окружающим миром. Узнав об этих типах интеллекта, ты сможешь понять, где же лежат сильные стороны твоей личности, на которые стоит сделать упор.

Пространственный интеллект

Его еще называют визуальным интеллектом. Это способность воспринимать мир в трех измерениях, иначе говоря, в трехмерной модели. Люди, которые обладают этим интеллектом, часто имеют хорошее воображение и преуспевают в таких областях, как искусство, архитектура, графический дизайн. Людям с подобным мышлением очень легко даются головоломки и задачи с лабиринтами.

Личностный интеллект

Этот интеллект помогает понять себя и дает понимание того, как мы видим мир. Люди с подобным складом ума, как правило, застенчивы, но в то же время они очень мотивированные и предпочитают сами принимать решения касательно собственной жизни. Эта форма интеллекта полезна в областях, где изучают людей, например, психологии или философии, ведь легче понимать других, когда полностью понимаешь самого себя.

Лингвистический интеллект

Если ты любишь изучать языки и , то можно смело говорить, что твой интеллект является лингвистическим. Люди с подобным складом ума могут отлично выразить себя в письменной форме. Как правило, они строят карьеру в области журналистики. В эту категорию попадают писатели, авторы, ораторы, которые могут написать речь, что воодушевит людей на великие свершения или же приведет к определенному выводу.

Телесно-кинестетический интеллект

Этот тип интеллекта относится к людям, которые в совершенстве овладели своими телами. В эту категорию, как правило, попадают спортсмены, танцоры, люди, выполняющие работу, для которой требуется полное владение собственным телом. Как ни странно, но у хирургов тоже широко развит этот , ведь работа требует четких движений.

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект особенно сильно развит у тех людей, чья деятельность тесно связана как с вербальным общением, так и невербальным. Эти люди чаще всего становятся учителями, политиками, актерами, тренерами. Иными словами, людьми, которые много времени проводят в общении с массами и поиске общего языка с ними.

Экзистенциальный интеллект

Люди с этим типом интеллекта могут сочетать в себе несколько предыдущих или последующих разновидностей мышления. Как правило, этот тип помогает человеку ответить на такие вопросы, как «Зачем я пришел в этот мир?», «Что я из себя представляю?». То есть он направлен на то, чтобы помочь найти ответы на волнующие нашу душу вопросы.

Логико-математический интеллект

Как не трудно догадаться, эти люди живут в мире чисел и логики, имеют отличные способности к дедукции, так что на любимый Шерлок, вероятно, очень высоко оценил бы этот тип интеллекта. Как правило, этим типом мышления обладают люди, которые трудятся в научных и математических областях, а вот у гуманитариев он развит не так сильно.


1. Природный интеллект
Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект - это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.

3. Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов.

Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

4. Экзистенциальный интеллект
Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

5. Межличностный интеллект
Межличностный интеллект - это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект - это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

7. Лингвистический интеллект
Лингвистический интеллект - это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей.

Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

8. Личностный интеллект
Личностный интеллект - это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.

Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект
Пространственный интеллект - это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент.

Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы - носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.