Дидактическая игра для раннего возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста


Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна

Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

Д/И «КУБИКИ НИКИТИНА»[ /color]
(см. Цветное домино)
ЦЕЛЬ: Закрепление 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»


ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель поотдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.


Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.


Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

]Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развиватьмоторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок


Д/И «ВКЛЮЧИ - ВЫКЛЮЧИ, ОТКРОЙ - ЗАКРОЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ
ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

С самого раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. На 2-3 году жизни дети учатся выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между предметами по величине. Играя, ребенок знакомится с окружающим его миром, получает представление о различных предметах и явлениях, учится определять социальные связи, систематизировать, сравнивать, обобщать; развивает слуховое внимание, голос, темп речи, правильное произношение, дикцию, память, внимание, расширяет словарный запас. Ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала только стимулирует ребёнка к открытиям. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи).

Мною была собрана копилка различных методических материалов по теме: «Собираем урожай на огороде и в саду»:

  • подбор художественной литературы;
  • подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов;
  • разработка конспектов НОД по теме недели;
  • разработка цикла бесед, развлечений с детьми по данной теме;
  • разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.
  • консультации специалистов для родителей.

Наиболее подробно стоит остановиться на выборе игр, т.к. весь воспитательно-образовательный процесс построен на игровой деятельности.

Детское домино способно познакомить ребёнка с окружающим миром, обогатить его словарный запас, научить умению сравнивать и подбирать рисунки, искать различные соответствия.

С помощью специально изготовленного по теме недели лото, дети закрепляют свои представления об окружающем мире и получают новые сведения в процессе игры. Играя в лото этой серии, дети узнают уже известные им овощи, фрукты и знакомятся с новыми, учатся отличать их друг от друга.

Дидактические карточки игры «Четвёртый лишний» выполнены на основе печатного демонстрационного материала, учат ребёнка обобщению.

На картинке необходимо найти изображение, которое не подходит к трём остальным.

Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире.

Пазлы для детей развивают логику, внимание, аккуратность, память, умение концентрироваться, мелкую моторику пальцев рук, что существенно сказывается на уровне развития речи.

С помощью таких игр, как кубики, у ребенка развивается моторика, внимательность, координация движений.

Карточки с изображениями овощей и фруктов предназначены для закрепления материала, запоминания названий овощей и фруктов, а также их цвета и формы. Загадывая загадки об овощах и фруктах, можно просить детей показывать отгадки на карточках.

Игры по технологии ТРИЗ и РТВ, помогающие в реализации тематической недели

С помощью «Умного домика» можно обследовать объект, выделяя его признаки (вкус, запах, цвет, размер, рельеф, звук).

Поселить фрукт или овощ в нужную комнату, ориентируясь по цвету.

С помощью морфологической таблицы формируется умение называть овощ или фрукт, основные цвета. Ребёнок соединяет фишкой определённого цвета место пересечения вертикальной и горизонтальной линии (например, овощ и цвет).

Гунина Елена Сергеевна

Воспитатель СП ГБОУ СОШ №4 ДС №20

Россия, Самарская область, город Чапаевск

В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей раннего возраста

В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребёнок может ещё не выделять форму зрительно и тем более не знать её названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым нужно научить ребёнка. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно, Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа – примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребёнка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять её из предмета и соотносить с формой других предметов.

Приведем примеры дидактических игр, учитывающих вышеперечисленные требования к организации развивающего взаимодействия взрослого с ребенком раннего возраста.

Спрячь мышку от кошки.

Цель: Учить различать цвета.

Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки.

Словарь: Кошка (мяу – мяу), мышка (пи – пи –пи), домик, дверь, хорошо, спрятать.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьёт, песенки поёт.

(Кошка)

Живёт в норке – грызёт корки,

Кошки боится.

(Мышка)

  1. Работа по теме.

Появление мышки (пищит). Мышка просит спрятать её от кошки в домик. Надо закрыть дверь домика, а то кошка найдёт мышку: «Надо найти дверь такого цвета, как домик». Ребёнок прячет мышку в домик, подбирает дверь такого цвета, как домик. Потом появляется кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит.

  1. Итог.

Обратить внимание, что ребёнок хорошо спрятал мышку, правильно подобрал двери к домикам (все домики и двери одинаковые – одного цвета).

Найди цветок для бабочки.

Цель: Учить различать цвета (обозначать результат словами «такой», «не такой»).

Оборудование: Цветы, вырезанные из картона разного цвета. Бабочки, вырезанные из картона.

Словарь: Бабочка, цветок, смотри, слушай, такой же, не такой же.

Ход игры.

1. Орг. момент.

Педагог просит ребёнка закрыть глаза. На столе педагог раскладывает бабочек и цветы. Просит ребёнка открыть глаза. И говорит, что на поляну цветов прилетело много красивых бабочек.

2. Работа по теме.

Рассматривание бабочек. Рассматривание цветов.

Объяснение педагогом задания: «Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог бы их поймать». Педагог даёт образец (показывает): «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок».

  1. Итог игры.

Помоги Ёжику собрать грибы.

Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой моторики.

Оборудование: Ёж, грибы на липучке, картинки с нарисованными грибами.

Словарь: Ёж, грибы, шляпка, хорошо, название цвета: красный, жёлтый, оранжевый.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог спрашивает детей, кто был в лесу (что растёт в лесу: деревья, ягоды, грибы), какие животные собирают грибы (белочка, ёж).

  1. Работа по теме.

К детям приходит Ёж, он просит помочь ему собрать грибы.

1 вариант: Педагог показывает ребёнку картинку с изображением гриба и говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.

2 вариант: Педагог просит детей собрать грибы только те, у кого красная шляпка, жёлтая шляпка (т.е. по словесной инструкции).

  1. Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Ёж благодарит ребёнка, что он помог ему собрать грибы. Педагог поощряет детей: «Смотрите, сколько собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого цвета они» (ребёнок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов больше: красных, жёлтых, оранжевых.

Сделаем картинку.

Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор, соотнесение величин, развивать внимание.

Оборудование: Большой лист бумаги с нанесённым на неё контурным изображением (бабочки, медведя, гриба). Вырезанные из цветной бумаги изображения этих предметов, точно совпадающих с контурами рисунков.

Словарь: Бабочка, медведь, гриб; маленький, большой.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог загадывает загадки детям:

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придёт весна –

Просыпается от сна. (медведь).

Над цветком порхает, пляшет

Крыльями машет. (бабочка).

Я стою на ножке толстой,

У меня есть красивая шляпка –

Под сосною я расту. (Гриб).

Потом педагог раздаёт детям контурные изображения (большой медведь – маленький медведь, большая бабочка – маленькая бабочка, большой гриб – маленький гриб).

  1. Работа по теме.

Работа с трафаретами.

Педагог спрашивает: «У кого большой медведь?» (показывает трафарет). Ребёнок говорит: «У меня» (или поднимает руку), - потом должен наложить трафарет на контурное изображение.

  1. Итоги.

Оценка деятельности ребёнка.

Воздушные шарики.

Цель: Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.

Оборудование: Картинка с изображением медведя, зайца. Разноцветные шарики, вырезанные из картона.

Словарь: Мишка, зайчик, воздушный шарик, ниточка; название цвета.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Работа над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Надуваем мы шар,

Надуваем большой –

Вдруг, шар лопнул –

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(Соединяем пальчики обеих рук).

  1. Работа по теме.

Рассматривание картинки с изображением мишки и зайца. Педагог говорит, что у них улетели воздушные шарики, надо помочь животным: «Найти шарик такого же цвета, как ниточка. Зелёная ниточка – зелёный шарик».

  1. Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Педагог спрашивает у ребёнка: какого цвета шарики у Мишки, у Зайчика. У кого больше шариков?

Разноцветные поезда.

Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 2 поезда, 2 вагона, вырезанные из цветного картона.

Словарь: Поезд – чух – чух – чух, вагон, такой же, не такой, одинаково.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,

Колёса стучат – чух – чух –чух.

(демонстрация поезда с вагоном).

  1. Работа по теме.

Рассматривание поезда, вагона: «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колёса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом педагог отцепляет вагон от поезда, даёт другой поезд и вагон. Просит ребёнка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково. Одного цвета должен быть вагон и поезд».

  1. Итог игры.

Педагог обращает внимание, что один поезд красного цвета и вагон красного цвета – «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».

Лото (узнавание цвета).

Цель: Учить различать разные цвета, продолжать выбирать цвет по образцу.

Оборудование: листы лото разных цветов с двумя прорезями, вкладки таких же цветов.

Словарь: У меня такой, цвет, правильно, название цвета, смотри внимательно.

Ход игры.

  1. Орг. момент.
  2. Работа по теме.

Педагог раздаёт детям листы лото. Потом педагог поднимает по одной маленькой карточке (вкладке) и спрашивает: У кого такая? (такой цвет?) Можно спросить, правильно ли ребёнок выбрал цвет.

  1. Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка: «Смотри внимательно, какой у тебя цвет? - А я какой показала?»

Сделай дорожку.

Цель: Закреплять знание названий форм, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.

Оборудование: Зайчик, вырезанный из картона. Большой лист с контурным изображением геометрических фигур. Геометрические фигуры, вырезанные из картона (трафареты).

Словарь: заяц, дорожка, название геометрических фигур.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог спрашивает у детей, какие они знают геометрические фигуры. Дети называют.

  1. Работа по теме.

Педагог объясняет: «Зайчику нужно пойти в лес, давайте ему поможем – сделаем дорожку». Дети рассматривают дорожку, на которой нарисовано контурное изображение геометрических фигур. Педагог обращается к каждому ребенку: «Ты должен назвать эти геометрические фигуры». Ребёнок называет форму (геометрическую фигуру) и накладывает на контурное изображение трафарет.

  1. Итог .

Оценка деятельности каждого ребёнка: «Зайчик рад, что ты ему помог – сделал дорожку». «Давайте ещё раз назовём геометрические фигуры».

Куда пойдёт Зайчик.

Цель: Та же.

Оборудование: Заяц, вырезанный из картона. Большой лист бумаги с изображением домика, леса, геометрическими фигурами. Карточки с изображением разных форм (геометрических фигур).

Словарь: Зайчик, дом, лес, дорожка, название форм (геометрических фигур).

Ход игры.

  1. Орг. момент

Угадайте, кто к нам сегодня в гости пришёл:

Длинные уши, любит морковку. (Заяц).

  1. Работа по теме.

Рассматривание дорожек: «Зайчик к домику пойдёт по этой дорожке – посмотрите внимательно, на ней расположены формы: сначала треугольник, потом какая форма? (круг), а потом – квадрат. А в лес по этой дорожке – на ней расположены формы, сначала – круг, потом какая? (квадрат), а потом - треугольник. Дорогу нам покажут эти карточки, на них нарисованы разные формы, мы берём их, называем, какая форма и говорим, куда пойдёт зайчик».

Если ребёнок берёт карточку и называет форму, а на дорожке этой формы нет, то он берёт следующую или пропускает ход.

  1. Итоги игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Обратить внимание, знает ли ребёнок название форм (геометрических фигур).

Зоопарк.

Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путём наложения.

Оборудование: Домики, вырезанные из картона. Животные, вырезанные из картона (жираф, слон, черепаха).

Словарь: Зоопарк, домик, животные: жираф, слон, черепаха; большой, маленький, высокий.

Ход игры.

  1. Орг. момент.

Педагог загадывает загадки:

Быстро прячется от страха

В панцирь твёрдый… (Черепаха)

Вот так шея! Выше шкафа!

У пятнистого… (Жирафа).

Поднимает хобот он…

Кто же это? Это… (Слон).

(когда дети отгадывают загадки, педагог показывает животных).

  1. Работа по теме.

Педагог говорит, что все эти животные живут в зоопарке: «Им привезли новые дома, надо помочь зверям правильно найти свой домик». Затем показывает детям домики. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине (жираф высокий – ему высокий дом нужен, черепаха меньше всех и домик ей маленький нужен).

  1. Итог игры.

Оценка деятельности педагогом. Можно попросить детей, чтоб они свои нарисовали домики для этих животных.


Разработка дидактических игр В группе раннего возраста

Составила: Васильева Евгения Игоревна Воспитатель группы раннего возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1----"Узнай игрушку" Цель: учить находить названную игрушку в разном окружении, действовать с ней по словам взрослого (покатай, потанцуй) Ход игры: Воспитатель прячет игрушку (мяч, куклу, погремушка) в группе.

Перед тем, как спрятать игрушку все вместе разглядывают ее.

Дети ищут игрушку по всей игровой комнате. Кто нашел, имеет право выполнить действия по словам взрослого.

Например: "Кукла Таня сбежала.

Катя, Катенька, найди (имя ребенка, которая водит игру)

Поискать ее нам надо,

С нашей куклой

Попляши (или покатай в коляске)

Ребенок выполняет действия с игрушкой, а дети хлопают в ладошки.

2---Игра звукоподражания "Как говорит собака и кошечка?"

Вариант 1: Взрослый показывает детям разные игрушки (или рисунки) животных: собачку, курочку и т.д. Перед ребенком стоит небольшая ширмочка, где скрываются все звери. Затем взрослый показывает по очереди игрушку, а ребенок в соответствии звукоподражает голосом этих животных и называет животное.

"Кто это?"

"Как она кричит?"

3-- "Задание"

Цель: учить действовать за словесными обозначениями взрослого и выполнять эти действия (открой, закрой, цвет, размер)

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушку или предметы, предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем предлагает ребенку такие задачи:

  • большую собачку напои из большой миски (если ребенок ошибается, собачка "рыкает"
  • поставь пирамидку рядом с красным мячом

Маленькому щенку подари синий мячик.

По окончании игры взрослый просит ребенка убрать на место игрушки "Где лежит мячик?", "В какой коробке лежит щенок?".

Следить за использованием глаголов "положить", "закрыть", поставить".

4-- "Кто как кричит?"

Ход игры: Вам нужны указанные игрушки (собака, кошка, петушок, курочка) .

Воспитатель читает и показывает соответствующие игрушки.

"Ку-ку-ре-ку,

кур разбужу.

Ко-ко-ко, я

яичко снесу.

Мяу-мяу-мяу, я

с яичком поиграю.

Гав-гав-гав, я

на кошечку полаю".

Прочитав стихотворение, воспитатель задает вопрос: "Как петушок кричит?" Как курочка кудахчет?".

5-- "Покормим куколку"

Цель: учить детей простейшим действиям с сюжетными игрушками и словами, которые сопровождают эти действия. Оборудование: кукла, стол, стул, столовая посуда. Ход игры: Воспитатель:

Дети, скоро наша куколка вернется (или пожалует в гости) с прогулки, она долго играла и проголодалась. Давайте приготовим ей чай. Что нужно для этого?

Дети: ставят стол, накрывают скатертью, расставляют блюдца и чашечки и ждут возвращения куколки.

Потом, когда вернется куколка, вместе с куколкой и детьми "налить чай".

Куда нальем чай?

Кто поможет куколкам пить из чашки чай?

Тема. " Я и мое имя "

1-- "Кукла Маша наряжается"

Цель. Закреплять навыки детей соотносить названия предметов одежды. Учить последовательности в одевании, вызвать желание детей помогать воспитателю и друг другу.

Ход игры. Воспитатель говорит: " Дети, сегодня к нам пришла кукла Маша. Посмотрите, как она хорошо одета! Какое у нее платье, ботинки, бант, шапочка!". Затем воспитатель вызывает нескольких детей и по очереди просит показать где у куклы ботинки, платье, шапочка. Затем воспитатель предлагает кукле подойти к детям и посмотреть, какие у них ботинки, платья, рубашки. После этого воспитатель предлагает одеть куклу, побуждая при этом детей произносить названия одежды. Затем воспитатель еще раз повторяет с детьми последовательность одевания куклы.

2-- "Собери пирамидку"

Цель: Учить составлять пирамидку, ориентируясь на размер колец.

Ход игры. Воспитатель на глазах у детей составляет пирамидку, приговаривая: "Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень) , теперь возьму немного меньше кольцо, теперь меньше этого". Предлагает детям составить башенку и при этом тоже говорить. Если ребенок ошибается, можно посоветовать ему приложить одно кольцо к другому, обвести пальцем, выбрать нужное. Такой способ самоконтроля доступен детям на конец 2-го - начала 3-го года жизни.

3-- "Подружи матрешек"

Цель. Учить детей разбирать и складывать трёхместную матрешку, ориентируясь на размер. Формировать умение подбирать имя каждой матрешки.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек. Одна большая, другая - меньше, а третья - самая маленькая. Затем дети раскрывают матрешек, располагают их части одна под другой. Это помогает им соотнести детали при дальнейшем составлении предмета.

4-- "Угадай, кто это?"

Цель. Формировать представление о том, что в группе есть девочки и мальчики, способствовать запоминанию детьми имен сверстников и воспитывать желание играть вместе. Обращать внимание на различие предметов одежды. Ход игры. Дети сидят на стульчиках перед столом, на котором разложены игрушки (кошечка, собачка, коза и др..) Воспитатель подходит к одному из детей и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет имя. Если ребенок молчит, взрослый помогает ему: "Тебя зовут Саша?" Воспитатель просит назвать свои имена еще в нескольких детей, а потом спрашивает у 2 - 3 детей как зовут других. Например, - Девочку в красном платье, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает детям куклу и говорит: " Эту куклу зовут Катя. Как ее зовут?" Дети отвечают. "А это кто?" - спрашивает воспитатель и показывает кошечку. " Кошечка" - говорят дети. Воспитатель говорит, что кошечку зовут Мурка. Дети повторяют имя кошечки. Затем воспитатель показывает других животных и предлагает им тоже дать имена.

5-- "Прокати мяч"

Цель. Побуждать детей называть друг друга по имени.

Ход игры. Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель держит в руках большой цветной мяч. Он поднимает его вверх и называет свое имя. Поворачивая туловище влево или вправо, катит мяч ребенку, называя имя (например, Катя - Маше) . Ребенок, который получает мяч, поднимает его над головой, говоря свое имя и имя соседа, которому передает мяч.

6-- " К нашей бабушке в гости"

Цель. Поддерживать желание детей в общении со взрослыми, побудить их к взаимодействий, участвовать в чтении игрушек.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей поиграть в интересную игру - хоровод. Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая действиями.

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу в одну сторону,

Жили в маленькой избушке держась за руки.

Пять дочерей, Останавливаются и с помощью

Пять сыновей, жестов и мимики изображают

Все без бровей. то, о чем говорится в тексте:

С такими глазами, закрывают руками брови,

С такими ушами, делают "круглые глаза",

С такими носами, "большой нос" и т.д.

С такими усами,

С такой бородой...

Ничего не ели, Присаживаются на корточки

Целый день сидели. и одной рукой придерживают

На нее (него) глядели, подбородок.

Делали вот так... Повторяют за ведущим любое

смешное движение.

7-- "Платочки для русской матрешки"

Цель. Подбирать платок по цвету платья.

Ход игры. Воспитатель говорит:

Дети, сегодня к нам пожаловали матрешки! Смотрите, какие они хорошие, в разноцветных платьях! Но матрешки почему-то расстроены.

Да, - говорят матрешки, - мы сегодня перепутали свои платки и не можем разобраться, где чей.

Дети, давайте поможем матрешкам и каждой найдем ее платок.

После этого воспитатель вызывает поочередно детей, которые называют цвет платка и кладут рядом с матрешкой в платье такого же цвета.

8-- "Кто это?"

Цель: Учить детей отличать людей по возрасту (картинки) , закрепить знания о возрастные категории, касающиеся человека: ребенок, девочка, мальчик, подросток, девушка, парень, женщина, мужчина, дедушка, бабушка. Развивать воображение, память.

Материал: 16 картинок с изображением людей разных возрастных категорий.

Ход игры.

  1. Рассмотреть картинки и провести беседу кто на ней изображен.
  2. Выбрать картинку по указанию воспитателя (по возрасту) .
  3. Определить, кто из изображенных на картинках людей может быть мамой, дедушкой.

9-- "Парные картинки"

Цель: Соотносить предметы по их внешнему виду; побуждать к правильному произношению слов-названий предметов одежды.

Ход игры:

Подобрать 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложить их попарно перед ребенком в два ряда, например: сапоги-шнурки, шапка-ребенок, юбка-девочка и т.д. Предложить малышу разглядеть и запомнить все картинки. Особое внимание обратить на содержательную связь, которая существует между картинками каждой пары. Через 2-3 минуты закрыть карты одного ряда. Ребенок должен назвать каждой картинке пару.

10--"Узнай и назови" (одежда)

Цель: Учить детей называть предметы одежды; и для кого он предназначен.

Материал: Картинки с изображением одежды.

Ход игры На столе лежат картинки на которых изображена одежда. Ребенок должен взять картинку и назвать одежду (например, юбка) и для кого она предназначена (штаны - дедушке, шапка - папе) .

11--Строительно-конструктивная игра"Строим дорогу"

Цель: учить детей размещать кирпичики пластом в одну линию; плотно прикладывая друг к другу коротким или длинным ребром. Развивать усидчивость.

Ход игры. Воспитатель, обращается к детям и говорит, что сегодня они будут строить дорожку из кирпичиков красного цвета. Предлагает 3-4 детям повторить с чего они будут строить дорожку.

Затем воспитатель показывает, как правильно строить дорожку: вот -беру один кирпичик к ней приставляю второй короткой стороной, еще одну беру кирпичик и также плотно приставляю короткой стороной и т.д.

Посмотрите, какая замечательная дорожка у нас с вами получилась.

А как вы думаете, это узкая дорожка ли широкая?

Узкая, по ней пойдет кукла Катя.

А для того чтобы получилась широкая дорожка, надо кирпичики приставлять друг к другу длинной стороной. По этой дорожке поедет машина.

А теперь стройте сами, кто которую хочет дорожку широкую и узкую.

Дети строят, а воспитатель спрашивает какого цвета у него кирпичики, и какую дорожку ребенок строит. Если широкую, дает для обыгрывания машинку, узкую- куколку.

12-- "Кого не стало"

Цель: Научить детей внимательности, наблюдательности, умения быстро ориентироваться и называть имя ребенка, который вышел.

Ход игры. I-вариант. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть соседей. А потом всем детям предлагается закрыть глаза ладонями, а один ребенок должен выйти в другую комнату. Когда дети раскроют глаза, должны отгадать кого не стало.

II-вариант. Дети ходят по кругу. Затем закрывают глаза, а воспитатель выводит одного ребенка, когда дети раскрывают глаза-то должны будут отгадать "кого не стало".

13--Игра-развлечение "Колыбельная для Аленки".

Цель: Развивать у детей творческие способности: пение во время укладки куклы спать, напевая колыбельную песню.

Ход игры. Кукла очень хочет спать, но ей не на что лечь. -Дети, давайте принесем кровать для Алены (из другой комнаты заносят кровать- качалку) . Застилают бельем, кладут куклу в кровать (перед этим последовательно раздевают, одевают пижаму, и начинают петь любую колыбельную:

14--Дидактическое упражнение "Кто это"

Цель: учить детей различать пол людей, детей.

Ход игры: Дети сидят на стульях или стоят полукругом. Воспитатель показывает картинку с изображением человека женщины или мужчины, а дети должны назвать кто это дедушка или бабушка, женщина или мужчина. Также можно показывать и детей - а дети называть, кто это - девочка или мальчик.

В этой игре можно закреплять цвета на одежде или обуви, а также название одежды и обуви (юбка, рубашка, шляпа, сапоги, носки и т.д.) .

Предлагаю вам картотеку дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста. Данный материал будет полезен педагогам, специалистам и родителям воспитанников. Игровая деятельность способствует формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста

«Чудесный мешочек»
Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.
Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки.
Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.
Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.

"Что лишнее"
Игровая задача - упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

«Найди не похожую фигуру»
Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.
Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера.
Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы.
Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.

"Бусы"
Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Игровое действие
Вариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... Сделать бусы как эти по образцу. Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.

«Продолжи ряд»
Игровая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
Вариант 2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Угощение для медвежат»
Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.
Игровое действие
Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

«Что изменилось»
Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие

Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

«Улитка»
Игровая задача: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.
Игровое действие
Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Помоги Мишке и Зайке»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: игрушки (мишка, кукла, заяц), логические блоки Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?
Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.
Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

«Поручения»
Игровая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Игровое действие
Вариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине.
Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.
Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.
Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.
Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.
Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.

«Угости зайчика»
Игровая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине.
Материал: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Игровое действие
Вариант 1.Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.
Вариант 2. Сгруппировать предметы по цвету.

«Заштопай штанишки»
Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.
Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Игровое действие
Вариант 1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.
Вариант 2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.
Вариант 3. Заштопать только зелёными прямоугольными.
Вариант 4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.
Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

«Весёлые человечки»
Игровая задача: совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.
Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.
Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики.
Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

«Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Игровая задача: закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Игровое действие
Вариант 1.Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье.
Вариант 2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

«Вкладыши»
Игровая задача: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), развивать память, мышление внимание.
Материал: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие), «Собачки» (по возрастанию).
Игровое действие
Вариант 1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого. Вариант 2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.

«Разноцветные клубочки и прищепки»
Игровая задача: продолжать развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.
Материал: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.
Игровое действие
Вариант 1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку.
Вариант 2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

«Разноцветные капли»
Игровая задача: продолжать формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
Материал: пипетка, баночки с гуашью основных цветов, палитра.
Игровое правило: аккуратно набирать при помощи пипетки соответствующий цвет.
Игровое действие
Вариант 1. Показать баночки с разноцветной гуашью. Дать рисунок и палитру с ячейками по цвету (2 цвета). Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
Вариант 2. Усложнение - четыре цвета. Вариант 3. Усложнение – шесть цветов

«Зашнуруй сапожок»
Игровая задача: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.
Материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки.
Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками. Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки. Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки. Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки.

«Сложи радугу»
Игровая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие.
Материал: радуга семи цветов разделённая на две половинки.
Игровое правило: соотнести по цвету цвета радуги.
Игровое действие
Вариант 1. Рассмотреть с ребёнком половинки радуги. Собрать одну половинку самим, а другие предложить собрать ребёнку, называя цвета.
Вариант 2. Усложнение - собирать самостоятельно.