Испания каталония праздники в сентябре. Официальные праздники в барселоне

Итальянские «piazza» - средоточие культурных памятников и исторически значимых мест. Прогуливаясь по площади Сан-Марко во Флоренции, можно ознакомиться с десятком важнейших достопримечательностей города. Комплекс San Marco включает одноименную церковь, женский монастырь, библиотеку, музей. Каждый архитектурный памятник заслуживает особенного внимания, поэтому на экскурсию по окрестностям площади Святого Марка стоит отвести целый день.

Монастырь: история создания

По версии ученых, церковь и монастырь, являющиеся центральными объектами архитектурного комплекса Сан-Марко, были построены в центре Флоренции в 13 веке. Известно, что реставрацией культовых зданий в свое время занимался талантливый зодчий Микелоццо ди Бартоломео. В 19 веке монастырь был превращен в Национальный музей, сегодня в его стенах хранятся художественные и литературные произведения эпохи Ренессанса.

Точная дата создания комплекса неизвестна, до наших дней дошли лишь упоминания о том, что изначально монастырь принадлежал сильвестринцам - монахам Ордена святого Бенедикта. В 15 веке Сан-Марко был передан монахам-доминиканцам. Пришедший к власти во Флоренции Козимо Медичи затеял реставрацию церкви и монастыря - восстановительные работы были доверены известному архитектору Микелоццо ди Бартоломео. Перестройка длилась вплоть до 1442 года.

Во время реконструкции монастыря Сан-Марко были полностью обновлены помещения, предназначенные для жизни монахов, построены новые кельи и библиотека. На территории постройки был разбит сад с апельсиновыми деревьями. Здание церкви, напротив, практически не изменилось, его дополнили только хор, трибуна, ораторий и капелла. В оформлении монастыря и церкви можно обнаружить символику Медичи, а именно - изображения покровителей семейства (святого Косьмы, Дамиана, Лоренцо, Иоанна Евангелиста).

Музей Сан-Марко

В 1866 году послушники покинули стены монастыря Святого Марка, и через три года постройка превратилась в музей, посвященный творчеству итальянского художника Фра Беато Анджелико. Фрески этого мастера, изображающие Богородицу, Христа и других святых, являются шедеврами иконописного искусства. Среди известнейших картин, которые можно увидеть на монастырских стенах:

  • «Благовещенье»;
  • «Noli Me Tangere» («Не прикасайся ко мне»);
  • «Преображение»;
  • «Страшный суд»;
  • «Снятие с креста».

Особенно выразительны фрески, посвященные распятию святых Косьмы и Дамиана. В обиталище Савонаролы хранится его портрет, выполненный Фра Бартоломео. К числу значимых экспонатов музея принадлежит икона с ликом Святого Максима Грека кисти Доменико Гирландайо.

Библиотека Сан-Марко

В рамках общей реконструкции монастыря в середине 15 века была построена библиотека. Здание стало настоящим шедевром ренессансной архитектуры. Идея возвести библиотеку в центре Флоренции принадлежит гуманисту Колюччо Салютати, именно он обосновал необходимость создания культурного центра, доступного для всех, кто стремится к знаниям. Все книги библиотеки Сан-Марко бережно хранились и исправно заносились в каталоги. В 1500 году собрание составляло более 1200 рукописных книг и инкунабул. Большую часть коллекции представляла, конечно же, церковная литература - произведения отцов церкви, многочисленные экземпляры Библии и Евангелия, 66 трудов Фомы Аквинского. В собрании библиотеки были представлены и философские произведения Платона, Цицерона, Аристотеля, Сенеки.

После смерти Козимо Медичи библиотека Сан-Марко перестала получать значительные благотворительные взносы. Ее развитием стали заниматься частные лица, заинтересованные в просвещении горожан. Устройство библиотеки было достаточно неординарным - важные манускрипты размещались в витринах таким образом, что даже монахи не могли ими пользоваться по собственному желанию. Чтобы использовать нужную книгу, им требовалось разрешение экзекуторов. Инвентаризацию библиотечного собрания проводили ежегодно. Если не доставало хотя бы одной книги, монахи должны были восстанавливать утраченное сочинение вручную.

Что еще посмотреть, гуляя по площади Сан-Марко

Чтобы разнообразить экскурсионную программу, после осмотра достопримечательностей архитектурного комплекса Сан-Марко можно посетить расположенный поблизости ботанический сад. В настоящее время он занимает 2,39 га. В саду находится более 5000 сортов деревьев, в том числе и экзотических. Лучшим временем для посещения флорентийского ботанического сада считается период с начала апреля по конец октября. В это время здесь цветут роскошные азалии, растущие в огромных терракотовых горшках.

Планируя поездку во Флоренцию , составьте список интересных вам достопримечательностей заранее. Этот город предлагает туристам уйму возможностей для организации разнопланового отдыха.


Монастырь Сан Марко стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеского ордена валломброзианов, а затем - монастырь ордена сильвестрианцев. В 1418 они были изгнаны и в 1438 монастырь отошел доминиканцам. В 1437 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию.

Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и эта работа была проведена им и его помощниками (среди которых был Беноццо Гоццоли) в период с 1439 по 1444 год. Церковь была освящена в 1443 году в присутствии Папы Евгения IV.

Анжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Между 1976 и 1983 годами фрески в коридорах и кельях были очищены и следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов.

Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца. Среди критиков существует общее согласие, что Анжелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фрескок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - разных художников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли (1420-1497), а также Заноби Строцци (1412-1468).

В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.

Мы начинаем с фресок, расположенных в коридорах и кельях второго этажа музея Сан Марко.
План второго этажа представлен ниже.


Расположение фресок в кельях второго этажа


В северном и восточном коридорах второго этажа представлены три фрески Фра Анжелико.


Благовещение
1450. Фреска. 230 х 321 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(A). Фреска "Благовещение" расположена на стене северного коридора верхнего этажа напротив лестницы. Она была написана Фра Анжелико в 1450 году после его возвращения из Рима, то есть несколькими годами позже остальных фресок Сан Марко. По своему стилю она находится между разреженностью фрески Благовещения в келье 3 и богатством Кортоновского алтаря. В отличие от алтаря Кортоны, сад виден сквозь ряд колонн, уменьшающихся в размерах к точке схождения, находящейся в центре картины.

Под арками, между коринфскими колоннами располагаются стройные фигуры Мадонны и ангела в благочестивой беседе; на фоне, слева – поля с тосканскими кипарисами; крылья архангела Гавриила изогнуты как радуга. Освещение сцены нелогично – интерьер лоджии освещен равномерно несмотря на то, что яркий свет падает слева.

Благовещение. Фрагмент

Благовещение. Фрагменты


Распятие со святым Домиником
1440-41. Фреска. 239 х 177 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(B). Фреска "Распятие со святым Домиником" находится в коридоре второго этажа. Тело Христа изображено с достаточным реализмом, но с почтительностью. Внимание зрителя привлекают места, где сочится кровь. Тема крови в Искуплении мира привлекала внимание многих теологов. В творчестве Анжелико с этой темой связано также частое присутствие на его картинах святого Петра Мученика, изображаемого с окровавленной головой.


Sacra Conversazione. Мадонна Теней
1450. Фреска. 195 х 273 см. Коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(C). Фреску "Sacra Conversazione" (Святая Беседа) расположенную в коридоре, куда открывались двери келий братии (между кельями 25 и 26), называют также "Мадонна Теней" (Madonna delle Ombre).

Фреска Мадонна Теней, скорее всего, целиком исполнена Фра Анжелико. Это не вполне настоящая фреска, как остальные - она была дописана по сухой поверхности темперой.

Эта фреска была одной из последних работ Анжелико в этом доминиканском монастыре. Она вызывает почти физические ощущения остановленных жестов, глубоких пристальных взглядов, сильных и смелых цветовых решений. Эти ощущения поддерживаются силой бокового освещения, которое, в свою очередь, усиливается длинными тенями от капителей. Эта фреска – свидетельство достижения художником синтеза его мистического вдохновения и эффективного применения последних прорывов художественного творчества Ренесанса.

Мадонна с Младенцем, сидящая на углубленном в нишу стены троне, окружена двумя группами святых (в общей сложности их восемь). Эти святые тесно связаны с доминиканским орденом и Медичи, поэтому вполне вероятно, что работу частично оплачивал Козимо Старший.

Слева стоят:
- Святой Доминик, основатель ордена доминиканцев, со свойственной ему доминиканской красной звездой на голове, лилией и открытой книгой, в которой он указывает пальцем на псалом;
- Святые Косма и Дамиан, покровители Медичи Козимо, которых можно узнать по их одежде и шапкам, в руках у них перо и золотой ларец, возможно, с медицинскими инструментами;
- Святой Марк евангелист, покровитель церкви, узнаваемый по перу и Евангелию, а также по зеленому цвету одежды;

Справа от Марии находятся:
- Святой Иоанн Богослов, покровитель Джованни ди Биччи, отца Козимо, также узнаваемый по перу и Евангелию, и по розовому цвету одежды;
- Фома Аквинский, доминиканский богослов, узнается по золотой звезде возложенной на грудь;
- Святой Лоренцо, покровитель Лоренцо Старшего, брата Козимо, он узнается по символу своего мученичества, решетке;
- Доминиканский святой Петр Мученик, узнаваемый по символу своего мученичества - раны на головею

Самым интересным аспектом этой картины является пронизывающий всю сцену свет, тени от которого определяют объемы и подчеркивают форму предметов и фигур, свет, создающий эффект блеска позолоты ореола в нише. Но самое замечательное здесь - это тень от капителей пилястр, выступающих из стены - длинных и тонких, в соответствии с природным источником света в коридоре, где находится картина - окна на южной стороне, выходящего на площадь. Световые эффекты этой кортины являются одними из лучших примеров живописи такого рода в пятнадцатом веке, так что, возможно, именно именно они явились источниками венецианской живописи Джованни Беллини и фламандцев. Ни у кого не возникает вопроса почему эта работа называется "Мадонна теней".


Мадонна теней. Фрагмент. Мария

Мадонна теней. Фрагмент. Иоанн Евангелист, Фома Аквинский, мученик Лаврентий

В глазах Мученика Лаврентия, справа, можно видеть отражение окна в конце коридора, из которого струится свет.


Большой интерес представляют фрески, выполненные в кельях монахов.

По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анжелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один - ведущий в физический мир, а другой - в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций - не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.

Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анжелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.

Кисти самого Анжелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1, Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой - так называемым Мастером кельи № 2. Все пять фресок исполнены под руководством Анжелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены (Крещение Христа, Воздвижение креста, Муж скорбей и Бичевание ) в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Несение креста в келье № 28 принадлежит другой руке, Распятие в келье № 29 - работа Беноццо Гоццоли. В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены Пригвождение к кресту и две композиции Распятие со святыми , которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анжелико.

Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)
1440-41. Фреска. 180 x 146 см. Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Noli me tangere (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии Магдалине, первое после Его Воскресения. Этот сюжет восходит к Евангелию от Иоанна (20:14-18).

По Воскресении первым, кому явился Иисус Христос была Мария Магдалина, рыдающая подле пустого гроба. Сначала она не узнала Его, пока Иисус не обратился к Магдалине по имени, узнав же, ринулась ко Христу. "Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! - что значит: „Учитель!“ Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему". (Ин. 20:16-17.) Затем Иисус велел Марии отправиться к ученикам и сообщить, что он теперь воскрес.

Сцена эта включает только две фигуры: Магдалина, коленопреклоненная или устремлённая вперёд; Иисус Христос мягко уклоняется от её простертых рук и останавливает Магдалину предостерегающим жестом. Она построена на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением этих двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа также выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом.

Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе. Это, видимо, объясняется тем, что эту сцену иногда называют Христос-Садовник - на плече Христа мотыга, это отсылка к ремарке Иоанна о том, что Магдалина поначалу приняла Христа за садовника.

Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.

Положение во гроб
1440-41. Фреска. 184 x 152 см. Келья 2, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Положение во гроб – свидетельство того, что Иисус умер реально, он прожил реальную жизнь – конечную, с необратимой смертью. Но представленная Анжелико сцена – не просто апологетический рассказ, это выражение таинства общения живых с миром мертвых. В крупных религиях обряды погребения предназначены для того, чтобы помочь мертвым достигнуть места своего пребывания в загробной жизни, дать им средства для выполнения последнего путешествия. Обряды подготовки тела покойника выполняются женщинами – речь идет о переходе в загробный мир, о чем-то вроде рождения в другой жизни, и это дело женщин, служанок жизни.

Положение во гроб. Фрагмент
1440-41. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция

В этой сцене Положения во гроб Анжелико подчеркивает элемент сострадания. Сострадание Христу – прежде всего выражение любви. Оно представлено в образе Марии, матери Иисуса. Она поддерживает его голову как голову новорожденного, который заснул.

Благовещение
1440-41. Фреска. 190 x 164 см. Келья 3, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благовещение в келье № 3 на втором этаже - одна из самых прекрасных фресок Фра Анжелико. Отказавшись от того, что было характерным для Благовещения из Кортоны и других, основанных на нем произведений, Анжелико создал композицию высочайшей строгости. Теперь вместо лоджии в стиле Брунеллески, с садом и входом, ведущим в соседнее помещение, он изобразил напоминающий келью интерьер с глухой стеной, который выполняет двойную функцию: не только служит пространственным окружением для персонажей, но и заставляет зрителя полностью сосредоточиться на замкнутой в себе сцене. Крестовый свод в духе архитектуры Микелоццо, написанный с чистотой почти абстрактной формы, - один из красивейших фрагментов фрески. Трактовка движения фигур, которой уделялось много внимания в раннем алтаpe Благовещения, больше не занимает мастера: Мадонна и архангел в своей строгой сдержанности и неподвижности напоминают почти скульптурную группу. Слева изображен святой Петр Мученик.

Благовещение. Фрагмент

Распятие с Богоматерью, Святым Иоанном Евангелистом,
Святым Домиником и Святым Иеронимом
1440-41.Фреска. 178 х 150 см. Келья 4, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска этой кельи написана, как думают, одной и той же рукой, что и фреска кельи № 2 (Заноби Строцци?). Однако обе фрески исполнены под руководством Анжелико, возможно, подготовившим для них рисунки для отдельных групп в композициях.

Рождество
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 5, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Следуя популярным тогда религиозным традициям, Анжелико изображает в сцене Рождества Иисуса осла и быка – мирных животных, необходимых в жизни любого крестьянина Средних веков, символизируя осуществление пророчества Исайи: Вся природа будет примирена. Младенец Иисус лежит на голой земле, это символ Божественного пришествия в человеческий мир. Вместе со Святым Семейством изображены святой Петр Мученик и святая Екатерина Александрийская.

Частично эта фреска атрибутируется школе Фра Анжелико - изображения ангелов принадлежат, скорее всего, кисти Заноби Строцци.

Преображение Господне
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 6, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В келье № 6 взору предстает едва ли не самая замечательная фреска мастера - Преображение. Величественная фигура Христа с распростертыми руками в световом круге составляет префигурацию Распятия; под этой великолепной скульптурной фигурой, внизу, в позах, выражающих изумление и благоговейный трепет, склонились к земле три апостола. Изображенные под руками Христа головы Моисея и Илии свидетельствуют о том, что Анжелико уверенно владел искусством пластической моделировки.

Христос стоит на камне, предвосхищая свое воскрешение из могилы. Его скульптурная фигура, одетая в сверкающую белую мантию, заключена в белую мандорну (овал). Его пристальный взгляд не направлен непосредственно на зрителя. У основания скалы трое апостолов присели в испуганных позах, но их фигуры не нарушают удивительной созерцательной отстраненности этой драматической сцены, свойственной, впрочем, всем фрескам этого цикла.

По краям фрески стоят Мария и святой Доминик в позах сосредоточенного моления, строгие и безразличные к происходящему вокруг них. Ниже рук Христа изображены головы Моисея и Илии, как символы, помогающие медитации. Нет никаких попыток создать дополнительного пространства в картине, будучи стимулом для молитвы, она не требует большего. С точки зрения Анжелико, слишком сложная пространственная структура, также как и интенсивное использование цвета, могли бы ослабить силу картины.

Преображение Господне. Фрагмент

Осмеяние Христа
1440-41. Фреска. 188 x 164 см. Келья 7, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В композиции Осмеяние Христа центральная фигура дана сидящей в строго фронтальном положении, на фоне прямоугольного занавеса с изображенными на нем символами Страстей. Использование эмблематической иконографии, известной еще треченто, в данном случае могло быть продиктовано стремлением отойти от драматизма действия и повествовательности, сопряженных обычно с трактовкой этой сцены.

Христос сидит в комнате с простыми ровными стенами, одетый в белую мантию и тунику. Большая плита белого мрамора под ним добавляет светящейся белизны, окружающей его. Его глаза завязаны платком, на голове – терновый венец. За ним находится экран, подвешенный на гладкий фриз, с изображенными на нем символами Его унижения: головы плюющего солдата, рук бьющих Его, руки и палки, прижимающей терновый венец к Его голове. На низкой ступени на переднем плане картины сидят Мадонна и святой Доминик, они не глядят на Христа, а сидят к нему спиной, погруженные в глубокую медитацию, для достижения которой и были предназначены эти фрески.

Цель этой фрески не в том, чтобы дать визуальное представление, описание события Поругания Христа, а в том, чтобы предоставить зрителю (молящемуся монаху) пример медитирования на тему Страстей Господних.

Осмеяние Христа. Фрагмент. Святой Доминик

Осмеяние Христа. Фрагмент. Мария

Высказывалось предположение, что все фрески в кельях Сан-Марко были разработаны, чтобы отразить типы безмолвной молитвы, описанные в Доминиканском молитвенном руководстве для новичков Ордена, который называется называется De modo orandi. Пособие предназначено для помощи в подготовке будущих монахов в их возможной роли в качестве проповедников. Это справочник 13 века включал жесты, которые сам святой Доминик использовал во время тихой молитвы.

И Мария, и святой Доминик в одинаковом жесте подносят руку к лицу - в доминиканской молитвенной практике это жест, обозначающий интенсивное размышление. На коленях доминика лежит открытая книга. Он только что прочитал соответствующую сцену Писания и обдумывает её. В соответствии с духовной практикой Lectio Divina (пособию по Божественному Чтению) это значит, что он находится сейчас на втором уровне - уровне медитации. Результат этой его медитации - у него за спиной, это своего рода медиативный образ сцены Поругания Христа, то, что возникло в его воображении. Это то, к чему должен также стремиться и молящийся.

Воскресение Христа
1440-41. Фреска. 189 x 164 см. Келья 8, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Чтобы закончить ритуал погребения женщины пошли в могилу ранним утром, неся ароматические вещества. Прибыв туда, они нашли могилу пустой. Здесь могила изображена в виде мраморного римского саркофага, помещенного в грот. Женщина смотрит слегка наклоняясь, держа руку у лба, в неожиданности и открытии, разрушающем нормальный порядок вещей. Три другие – на втором плане. Они держат в руке ароматические вещества. Их лица отмечены болью и слезы текут в углах глаз. Лицом к лицу перед ними, ангел показывает на небо и говорит им не «искать живого среди мертвых». Он поручает донести хорошую новость всем другим ученикам Христа.

Христос изображен парящим над облаками, он невесом и окружен мандролой света, излучаемого его телом. Он – победитель и несет знамя победы, на котором цветом крови нарисован крест. Крест больше не символ позора, но знак победы и любви, которая сильнее греха, ненависти и зависти.

Слева изображен молящийся святой Доминик. Три женские фигуры справа принадлежат кисти Беноццо Гоццоли, который был учеником в рабочей группе Фра Анжелико. Голова ангела написана, видимо, самим Фра Анжелико.

Коронование Марии
1440-41. Фреска. 184 x 167 см. Келья 9, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Коронование Марии из кельи № 9 не похоже на раннюю трактовку художником этой темы. В отличие от картины из Уффици и композиции для реликвария в Сан Марко акт коронования совершается здесь не перед толпой зрителей - главная сцена отделена, а шесть коленопреклоненных святых в нижней части пространства лишь свидетельствуют о ней, не являясь ее непосредственными участниками. Среди них (слева направо) святой Фома Аквинский, святой Бенедикт, святой Доменик, святой Франциск, Святой Петр Мученики святой Марк. Это одна из первых фресок, выполненных Фра Анжелико для монастыря Сан Марко. Они держат руки в сторону от сцены коронования и смотрят в небеса.

В этой серии фресок Анжелико уходит от средневековых прототипов и через ограниченное использование фигур, сдержанность явной передачи эмоций, строгое использование цвета создает свой собственный стиль замечательной изобразительной силы.

Коронование Марии. Фрагмент

Мария изображена с прижатыми к груди руками, она подалась вперед, принимая корону от Христа. Она сидит рядом с ним в соответствии с традиционными композициями этой сцены.

Принесение во храм
1440-41. Фреска. 158 x 136 см. Келья 10, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благодаря реставрации в кельях верхнего этажа монастыря Сан Марко, фрески Фра Анжелико были раскрыты в своем первоначальном состоянии. Колорит их оказался светлее, чем до расчистки, цветовые соотношения - тоньше. Передача пространства и моделировка фигур проявились с большей определенностью, ясней обозначилось различие между фресками, выполненными самим Анжелико. и его помощниками. Наиболее сильно расчистка изменила Принесение во храм. Были удалены записи фона красной краской, что позволило восстановить пространственные интервал между фигурами и архитектуру на заднем плане композиции, в том числе алтарь с возженным на нем пламенем между фигурами Мадонны и Святого Симеона. В своем подлинном виде предстали также фигуры Петра Мученика, блаженной Вилланы и младенца Христа, переписанные в середине XIX века.

Принесение во храм. Фрагмент. Святой Симеон с Младенцем Христом

Мадонна на троне со святыми Августином и Фомой Аквинским
1440-41. Фреска. 179 х 150 см. Келья 11, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Святой Августин (354-430) считается одним из Отцов христианской церкви. Он был богословом и философом, влиятельнейшим проповедником, сочинения которого оказали значительное влияние на христианское учение. В конце жизни был назначен епископом в Гиппоне (Римская Африка).

Святой Фома Аквинский (1225-1274) – философ и теолог, Учитель Церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. Считается наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение, в частности идеи Святого Августина, с философией Аристотеля. Известен также своими формулировками пяти доказательств бытия Бога.

Встречается также мнение, что здесь изображены Святой Доминик и Святой Зиновий (что, на наш взгляд, менее вероятно). Святой Зиновий (343-417) – первый епископ Флоренции. Обратился в христианство в молодости. Ему приписывали удивительную способность воскрешения умерших.

Значительная часть фрески кельи 11 могла быть написана тем же мастером, который принимал участие в работе над фреской кельи 2. Его рука заметна также на фресках келий 4, 5, 8, а также 24-26. Возможно, это был Заноби Строцци.


В келье 12 находится фреска Фра Бартоломео, в маленьких кельях 13 и 14 фресок нет.



c-rover
2009 - 2018

Монастырь Сан-Марко был основан в начале XII века. В 1437 году монастырь был отдан доминиканскому ордену. Реконструкция всего ансамбля была проведена под руководством архитектора Микелоццо, построившего кельи и клуатры, позднее украшенные флорентийским художником и доминиканским монахом Фра Беато Анжелико фресками на религиозные сюжеты. Здесь в одной из келий жил Савонарола, изучал богословие грек Михаил Триволис, позднее прибывший в Москву и прославившийся как Максим Грек. В 1866 году монастырь был закрыт и сейчас здесь действует Музей монастыря Сан-Марко.

Большинство фресок клуатра Св. Антонио принадлежит кисти Бернардино Поччетти, изобразившего сцены жизни св. Антония. Угловые панели расписаны Фра Анжелико. В зале Оспицио (приют для паломников) находится алтарная картина Фра Анжелико "Снятие с креста". Сводчатый Зал Капитула украшен фресками Фра Анжелико "Распятие" и "Св. Доминик". В малой трапезной одну стену полностью занимает фреска Гирландайо "Тайная вечеря". Здесь же находится и знаменитое "Благовещение" Фра Анжелико.

Монастырь и музей Сан-Марко находятся на небольшой одноименной площади. Яркие страницы истории этого места связаны с настоятелем монастыря по имени Савонаролы, который был изначально наставником послушников. На своем посту он пробыл в период 1491-1498 годов. Его проповеди пользовались популярностью у народа, в них он обличал роскошь и богатство, осуждал игроков и гомосексуалистов. Савонаролу поддерживали простые люди, ведь он выступал против светской литературы и развития науки. Яркие проповеди знали во всем мире, их переводили на разные языки, хотя сам настоятель снискал скандальную славу бунтаря.
Конец для него был трагичным. Савонарола не смог пройти испытания огнем, после его испуга народ поднял бунт, осадив монастырь и потребовав суровой расправы. В последствии он был приговорен к повешению и сожжению на костре.
Сегодня монастырь Сан-Марко превращен в музей. Здесь можно увидеть келью Савонаролы, которую расписал Фра Бартоломео, будучи его приверженцем. Особо ценными экспонатами музея являются фрески мастера Фра Анджелико. Его работы «Распятие» и «Мадонна со святыми» удивительные, они привлекают внимание множества посетителей. Из архитектурных шедевров флорентийского Ренессанса в монастыре и музее Сан-Марко можно выделит аркаду Сан Антонио XV века.
Вообще название Сан-Марко носит комплекс, состоящий из церкви Святого Марка и женского монастыря, который в настоящее время превращён в музей.
Монастырь был основан, скорее всего, в XIII столетии. Известно, что в 1299 году на этом месте уже существовал монастырь сильвестринцев.
В 1437 году флорентийским купцом Козимо Медичи (Старшим) церковь и монастырь были переданы монахам-доминиканцам. Его реконструкцией занялся архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Что стало причиной такого поступка не известно. Скорее всего, он руководствовался христианским благочестием или же укреплял свой авторитет. Перестройка была завершена к 1442 году, но отдельные работы еще продолжались. Часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов, была реконструирована полностью. В богатых декорациях монастыря и музея Сан-Марко отмечается многочисленная символика Медичи.
В наши дни сохранилась келья, в которой Савонарола жил. Она доступна для посещения. Здесь имеется также портрет наставника, выполненный Фра Бартоломео.
В монастыре и музее Сан-Марко содержится большое количество работ, в числе которых множество фресок таких представителей эпохи Раннего Возрождения, как Фра Беато Анджелико, Доменико Гирландайо, Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Фра Бартоломео и многих других. Здесь сохранилось еще и уникальное произведение архитектуры Ренессанса - аркада Сан Антонио мастера Микелоццо ди Бартоломео. В выставке много рукописей, хранящихся в библиотеке.

Показать больше

В самой северной части старого города Флоренции стоит неприметная церковь и конвент (монастырь) Сан-Марко. В отличие от роскошных именитых соборов, облицованных мрамором хотя бы по фасаду, Сан-Марко практически не бросается в туристские глаза.

Ничего особенного. Церковь на этом месте стоит уже лет 900. При Козимо Старшем доминиканские монахи изгнали предыдущих обитателей церкви из ордена Св. Бенедикта, а еще через два года запросили денег на постройку конвента. Козимо жил неподалеку во дворце, который сейчас называется Медичи-Рикарди, и он не стал отказывать соседям. Строительство шло, как водится, много веков. Современный фасад построен и вовсе в 1778 году - практически вчера. Но внутренность церкви не менялась с 1443 года, когда она была освящена Папой.

Фра Анжелико

Латинская приставка "фра" перед именем какого-то исторического лица переводится как "брат" в смысле "монах". К Фра Лоренцо в "Ромео и Джульете" в русском переводе обращаются как "брат Лоренцо". Но перевод неточен, "фра" - это не обращение, а определение. Есть два типа монахов: monk (я буду использовать английский как более знакомый мне язык) и friar . Монк - это монах-отшельник, живущий один в пустыне или в удаленном монастыре типа Афонского. В строгом смысле, все монастырские монахи в России именно монки, потому что монастыри представляют из себя замкнутые обители чаще всего вне пределов городов, и там, в этих монастырях, свои порядки и свой устав, и с чужим уставом, как известно, туда соваться не стоит. По определению, monks не могут иметь собственности. Им надлежит жить подаянием в приготовлении своей души к лучшей жизни. "Фра", или "friars" по-английски, в отличие от monks, были включены в общественную жизнь посредством ордена, к которому они принадлежат. При этом орден - транснациональная корпорация, владеющая не только душами, но и собственностью. Монастыри ордена строятся в городах, чтобы легче было рекрутировать членов ордена. Первый орден вырос из монастыря, образованного в Лионе в 1205 году Св. Домиником. Соответственно, это теперь орден доминиканцев. Потребовалось более трех веков борьбы за признание для того, чтобы в 1566 году устав ордена доминиканцев был утвержден Папой. Помимо доминиканцев, все наверняка слыхали о францисканцах, кармелитах, августинцах, иезуитах и многих прочих. Братья-члены ордена могли зарабатывать каким-то ремеслом, но доход шел корпорации. Каждая корпорация чем-то отличалась от конкурирующих. Для нас сейчас эти отличия не очень важны.

Два прыжка вбок. В своих скитаниях по миру я не устаю поражаться тому, как все в нем переплетено. Вы видите что-то любопытное в одном месте, не понимаете о чем это, но на всякий случай нажимаете на спусковую кнопку фотоаппарата, и потом, через много лет, после визита в другое место, находящееся за тысячи километров от первого, секрет увиденного становится прост как правда.

Это лондонский паб возле железнодорожной станции Blackfriars. Много лет назад мое внимание привлекла черная фигура над входом в этот кабачок, давший название и станции, и всему району вокруг. После путешествия во Флоренцию я понял, что это за фигура. Доминиканцы носили черные клобуки. Из-за этого их называли black friars, то есть черные монахи. На месте станции когда-то был монастырь доминиканцев, разоренный Генрихом VIII в 1538 году.

И второе, попробуйте произнести слово "friar". Очевидно, что это будет хорошо знакомый всем "фраер". Протягивается ли ниточка? Еще как. Бог не фраер, он правду видит. Есть несколько версий, по наиболее популярной слово "фраер" пришло в руссский язык из немецкого языка через идиш. На немецком "Freier" трансформировался из "монаха" в "жениха". Так одесские проститутки называли своих лохов-клиентов, не имеющих отношения к воровской малине. Честного и недалекого лоха (фраера) следовало развести на как можно больше денег. Основной контингент одесского криминального дна по понятным причинам говорил на идиш. Оттуда словечко шагнуло на просторы шестой части земной суши.

И вот теперь, закончив со всеми этими абсолютно ненужными отступлениями от темы, перейдем к ней. В искусстве я сер, как штаны пожарника, поэтому ни о каком разборе картин речи здесь не пойдет. Что-то понравилось случайно, потом от путешествия к путешествию пошли зацепки по памяти, связываясь в какой-то невнятный узор.

Икону под названием "Иисус в терновом венце" я увидел достаточно случайно на выставке в Метрополитен-музее в Манхэттане. Она постоянно хранится в одной из церквей в Ливорно (репродукция взята с сайта этой церкви). Поначалу тематическая выставка работ Фра Анжелико не произвела на меня сильного впечатления: был конец дня, я бродил уже целых четыре часа по музею и хотел только выбраться оттуда поскорее. Еще один итальянец-иконописец, мало ли их было. Но у этой иконы я застрял надолго и запомнил ее прочно. Мне она показалась очень необычной. От иконы интерес перешел на человека, ее создавшего. Оказывается, именно он прославил Сан-Марко на века вперед.

Ангельский Монах (а именно так переводится Фра Анжелико) родился в самом конце XIV века где-то перед 1400 годом. Исходно его звали Джованни. Умер в Риме в 1455 году. Прославился выдающимися художественными достижениями и благочестием. В 1417 году Джованни вступил в религиозное братство доминиканцев в родном городе Фьезоле. Достаточно быстро проявились его художественные и организаторские таланты. Первый документ, в котором упоминалось его имя (расписка в выдаче денег за роспись алтаря во Фьезоле) датирован самым началом 1418 года. В последующие десять лет брат Джованни расписывает множество церквей, а также растет в иерархии ордена до уровня, когда он замещает отсутствующего по каким-то причинам настоятеля.

Когда рядом с церковью Сан-Марко был построен небольшой изящный монастырь (конвент), настоятелем был приглашен Фра Анжелико, ему же была поручена роспись монастыря. Сейчас в нем музей, посвященный по большей части прекрасно сохранившимся фрескам Фра Анжелико и ученикам его школы. Значительную часть фресок с течением времени растащили по всему миру, но в Сан-Марко их осталось тоже очень немало.

Чаще всего Фра Анжелико рисовал Благовещение. Фреска на кадре выше - самая известная и впечатляющая работа на эту тему, одна из последних картин художника.

Еще одна версия, находится там же.

В церкви стоит современная скульптура, изображающая Фра Анжелико. В тот момент, когда я прилаживал фотоаппарат поудобнее, кто-то прошел к дальнему углу церкви, повернул ключ в двери и вышел наружу. Я последовал за ним и оказался внутри дворика монастыря. Прошло минуты три, прежде чем меня обнаружили. Почему-то в тот день монастырь был закрыт для посещения. Я успел сделать четыре снимка.

Каждая келья монастыря была снабжена полукруглой фреской работы либо самого Анжелико, либо его учеников и последователей. Большая часть из них сохранилась. Авторство некоторых фресок установлено точно, по поводу прочих есть разночтения.

Три первые попавшиеся фрески над кельями. Вообще говоря, обычно монастырские кельи не расписываются. Труда много, а все равно эти работы никто не видит. Но конвент Сан-Марко - исключение из этого правила. Все кельи пронумерованы, и в нормальное время в какие-то из них можно зайти. Однако у меня что-то с этим не сложилось, наверно, я был недостаточно настойчив. Из дворика меня выгнали, и пришлось вернуться назад в церковь.

А эта его же фреска "Noli me tangere", что в переводе с латыни значит "Не прикасайся ко мне". Суть сюжета в том, что Мария Магдалина узнала Христа после воскресения, но он уже не принадлежит миру и говорит ей, что типа все, привет. Ваше время истекло.

Исторические источники, главным образом "Жизнеописания" Джорджио Вазари подчеркивают скромность и прочие аналогичные добродетели Фра Анжелико. По легенде, Папа хотел назначить его архиепископом Флоренции, но Фра Анжелико отказался и подсказал Папе более подходящую кандидатуру. «Брат Джованни, — пишет Вазари, — был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он постоянно упражнялся в живописи и никогда не пожелал написать что-либо иначе, как во славу святых. Он мог быть богатым, но об этом не заботился; мало того, он говорил, что истинное богатство - не что иное, как довольство малым. Он мог повелевать могими, но этого не хотел, говоря, что в повиновении другим меньше забот и заблуждений... Он был в высшей степени человечен, был трезвенником, и, живя целомудренно, он освободился от всех мирских пут, не раз повторяя. что всякий, посвятивший себя этому искусству, нуждается в покое и бездумной жизни и что всякий творящий дела Христовы должен пребывать с Христом... Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись."

"В устах комментаторов XIX века слова Вазари приобрели романтический подтекст, и с тех пор большинство авторов повторяет, что художник искал опору в божественном вдохновении, и твердит о его слезах и о деяниях веры. Подобные рассказы имеют целью привлечь к творениям мастера сердца простых людей, жаждущих духовной пищи. И хотя в наше время эти истории не находят подтверждения, ими нельзя пренебречь. Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анджелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь". (эта цитата взята со страницы русскоязычного ресурса, посвященного Фра Анжелико http://www.sky-art.com/fraangelico/life/life01.htm)

На работы Фра Анжелико я натыкаюсь теперь постоянно. Они щедро разбросаны по всему миру. Чем-то меня очень заинтересовал этот мастер. Я вижу его картины в Париже, Лондоне, Петербурге, Чикаго, Риме, Брюсселе, и я уж не упомню, где еще. Но когда я разыскивал все эти материалы и рассматривал на мониторе его довольно неплохо сохранившиеся работы, меня не покидало ощущение какой-то несправедливости: ведь он современник нашего Андрея Рублева. Феофан Грек жил всего на сорок лет раньше Фра Анжелико. Но посмотрите, насколько скудны сведения о Греке или Рублеве, и как мало их творений дошло до нас. Это страшно несправедливо.

Эти древние художники жили какой-то призрачной жизнью, не слишком похожей на нашу современную. Мне кажется, я понимаю правителей, политиков, купцов. Ничего нового, ничего необычного в их мотивации нет. Ангельский брат Джованни мне непонятен. Возможно, поэтому я так внимательно присматриваюсь к его работам.

Святой Антоний

Вернемся в церковь и посмотрим на еще одного современника Фра Анжелико.

В подсвеченном саркофаге посредине церкви Сан-Марко лежит мумия в золотом одеянии епископа. Католическая ветвь христианства очень поощряет мумифицирование. Само понятие мощей, когда труп растаскивается по косточкам, каждая из которых обладает немеряной святостью, характерно для всех основных направлений христианства, но, кажется, только католики устраивают выставку своих святых трупов. Собор Св. Петра в Ватикане - это просто какое-то массовое публичное захоронение. Мне этот обычай кажется странным.

Фра Анжелико хорошо знал этого человека. Он рекомендовал Папе назначить именно Антония на пост архиепископа Флоренции вместо себя. Святость Антоний заслужил героическим поведением во время очередной вспышки чумы, а также своей скромностью и близостью к народу. Сограждане его уважали. Кроме этого, Антоний написал несколько крупных теоретических работ по богословию и политологии и первым ввел понятие общественного блага. За то и удостоился вечной жизни в стеклянном гробу. Он умер в 1459 году, и Папа приехал на его похороны.

По правде сказать, когда я узнал, что в гробу сам Святой Антоний, я вздрогнул. Как?! Ужели тот самый, который прожил в египетской пустыне до 105 лет и чей образ послужил вдохновением для целого сонма разнообразных художников??

У Босха святой Антоний в полном опупении сидит в окружении чудовищ на правой половинке алтаря, и он же молится на скамейке в самом центре. Босх с учениками наваяли массу копий этого известнейшего триптиха. Я видел его копии в музее Брюсселя и на временной выставке в Венеции.

А это творчество Питера ван Гюйса (пишется Huys), картина на ту же тему вывешена в Лувре. Святой Антоний давал многим повод поупражняться в изображении кошмаров.

Но все-таки в соборе Сан-Марко лежит не тот Антоний, и до 105 лет он не дожил. Оказывается, Святых Антониев всего было восемь, включая того, чьи мощи находятся в Киево-Печерской Лавре. Самый знаменитый, изображенный на множестве картин, искушался в пустыне демонами и женщинами, но не поддался ни тем, ни другим. Демоны художникам удавались лучше. Женщин-то все видели, и некоторые из людей даже ими являются. А демоны - это, сами понимаете. Может быть очень круто.

Образ Св. Антония была исключительно популярен в средние века. Святого изображали практически все, кто умел держать в руках кисть. Есть несколько версий приключений святого и у Фра Анжелико.

Опуская наиболее известные варианты, дам совсем простую фотографию. Я сделал этот снимок в музее Искусств Чикаго. Оказывается, главный алтарь церкви Сан-Марко состоял из 10 частей. Во Флоренции осталось только три, и те не в лучшем состоянии. 150 лет назад кто-то умный догадался почистить их от грязи каустической содой. Алтарю это не понравилось, и он потерял добрую половину красок. А потом его и вовсе растащили. Одна панель попала в Чикаго, и надо же - на ней Антоний. А я, когда вижу Антония, очень радуюсь, поскольку сам-то Антоновский. Езжу вот по миру, сшиваю в своей памяти кусочки изображений с Антониями.

Первоначально я полагал, что Фра Анжелико изобразил на этой доске своего знакомца-архиепископа, который сейчас лежит в саркофаге в церкви недалеко от статуи самого Анжелико, но потом сообразил, что такого быть не могло: они же жили в одно время, и канонизация обоих произошла много позже. Однако - черт его знает - черты лица могли быть списаны с реального человека - тезки святого.

Джироламо Савонарола

И снова назад в церковь Сан-Марко. Напротив скульптуры Фра Анжелико находится мрачная фигура в черном доминиканском клобуке.

На удивление подробная статья о Джироламо Савонароле дана на русском зеркале Википедии . Этот деятель тоже был доминиканским монахом и тоже жил в кельях конвента Сан-Марко. Сейчас в них размещена специальная экспозиция, посвященная этому незаурядному человеку. К сожалению, мне зайти в его кельи не удалось, но вообще-то они открыта для публики. Если сформулировать деяния Савонаролы в двух словах на современном языке, то он пытался внедрить правила шариата на католической почве. Вначале ему все удалось, и он сделался властителем Флоренции. Успешно избежал несколько заговоров, проявил себя как незаурядный политик, добился внушительной народной поддержки. Которая вся в момент улетучилась. И тогда его фактически постигла судьба Муссолини и прочих многих фюреров: тот самый народ, который боготворил его, с удовольствием наблюдал за его казнью.

Беды вольного города Флоренции начались с конфликта Медичи с Папой Сикстом IV. Говоря современным языком, Папа провозгласил доктрину социальной ответственности бизнеса и наехал на банк Медичи с требованиями очень крупной суммы для личного пользования, ну, и на потребности церкви, если что останется. Но Медичи уже не нуждались в Папе. Они сами были правителями в своем государстве. Конечно, статус "божьего банка" стоил немало, но все-таки меньше, чем наглое требование помазанника. Поэтому они разменяли статус на самостоятельное существование, что в итоге привело к заговору Пацци. Любой претендент на престол неизбежно становится изменником, потому что он нуждается в подпитке извне. Вся Италия готовилась напасть на Флоренцию для поддержки мятежа. Когда заговор провалился, большие политические и военные силы, пришедшие в движение, застыли с поднятой ногой. В этой сложной обстановке Лоренцо Медичи показал себя очень толковым дипломатом. Он мобилизовал народ, отбил все атаки в ходе небольших войн, проявил потрясающую личную изворотливость и мужество. Но город все равно оказался в финансовой, экономической и политической блокаде. Когда тучи чуть-чуть рассеялись, горожанам стало неуютно жить в постоянном мобилизационном состоянии. Популярность Лоренцо начала таять как прошлогодний снег. Казна была опустошена разорительными художественными проектами, которые не могли быть закончены, потому что художники покидали город один за другим. Слава Флоренции меркла, жизнь становилась хуже, и история искала лишь правильного кандидата, чтобы повернуть свое колесо. После смерти Лоренцо Медичи власть упала в руки того, кто смог ее подхватить. В итоге это оказался практически безродный монах, проповедовавший в монастыре Сан-Марко.

Этот прижизненный портрет Савонаролы в доминиканском одеянии работы Фра Бартоломео (последователя Фра Анжелико, тоже очень известного художника) можно найти в любой статье, посвященной его жизни. Мой личный интерес к Савонароле идет из детства: в одном из фельетонов Ильи Ильфа бюрократический ханжа, мешающий советским людям наслаждаться искусством и заодно строить коммунизм, обзывался "савонарыло". Меня заинтересовало слово и я пошел к родителям за разъяснениями. Не могу вспомнить, насколько я был удовлетворен глубиной их знаний средневековой истории Италии. Но что-то они мне рассказали.

Сейчас я вижу мрачную фигуру Савонаролы как Прогрессора, опередившего свое время на века. В 1494 году он едва ли не первый в мире построил социализм на земле Флоренции. Только это был религиозный социализм с фанатичным уклоном. Ему удалось изгнать из города потомственных правителей Медичи исключительно силой убеждения. Революция была практически бескровной, хотя не обошлась без поддержки извне: пламенного доминиканца по политическим соображениям поддержал король Франции. На проповеди Савонаролы ломились как за горячими пирожками. Он постоянно публиковал указы и памфлеты, написав последнюю статью за несколько часов до казни. Во всех своих проповедях Савонарола излагал простые и бесхитростные мысли. Богатым быть стыдно, а бедным быть несправедливо. Надо делиться, чтобы у всех всего было поровну. Хорошо одеваться недопустимо, потому что это вызов тем, кто хорошо одеться не в состоянии и вообще вызов. Пользоваться косметикой неприлично. Рисовать красивые картины грешно. Писать умные книги развратно. Гомиков - на костер. Блудников - к позорному столбу. Человек слаб и нуждается в руководстве, а все, что не способствует укреплению духа, надо уничтожить. Задолго до фашистов и коммунистов Савонарола начал сжигать книги и картины. По легенде, сам Сандро Боттичелли лично сжег несколько своих полотен на гигантском ритуальном костре. Другие выдающиеся художники и скульпторы последовали его примеру, притом совершенно добровольно: им было стыдно, что они рисуют всяких голых нимф, когда народ голодает. Начав с социальной справедливости, Савонарола буквально за несколько месяцев скатился к мракобесию, и толпа шла за ним. Были разграблены банки и изгнаны из города банкиры; остановилась промышленность, кроме тех отраслей, что выпускали продукцию для церквей; под запрет попали все развлечения, включая шахматы; разбивались зеркала и статуи; началась длинная затяжная война с соседями.

При Медичи жизнь во Флоренции была веселой и разбитной. Подождите-ка, сейчас найду пару иллюстраций.

Чудненький барельефчик из дворца Барджелло. Назвается "Бог Пан преследует юношу Олимпуса". Добавим, преследует с определенными целями.

Это фонтан. Смею думать, из дырочек били винные струи. Мне кажется, такое применение фонтану могло бы быть оптимальным.

Обе скульптуры как раз того времени. Флоренция, XV век. Думаю, что многое другое того же толка до нас просто не дошло. Набожному суровому монаху, пытавшемуся переделать мир и человечество в масштабах одного отдельно взятого города, такое искусство НЕ НРАВИЛОСЬ. И он с ним боролся. В смысле, со всем миром он боролся.

Любопытно, что именно правитель Лоренцо Медичи пригласил Савонаролу во Флоренцию настоятелем Сан-Марко. Но проповедник никогда не был ему за это благодарен и, наоборот, всячески по-хамски давал тому понять, сколь ничтожен правитель перед лицом Страшного Суда. И сразу после смерти Лоренцо в 1492 году Флоренция под влиянием Савонаролы пошла вразнос. Наследника просто изгнали из города. В Риме не могли понять, как обуздать взбесившегося монаха. Пытался задобрить Савонаролу и Папа. Простому доминиканцу даже предлагали мантию кардинала, причем несколько раз. Он гордо отказался по принципиальным соображениям. По его мнению, папский престол погряз в роскоши и распутстве, и он поносил его на все корки со своей кафедры. Свергнутые Медичи призвали на помощь соседей. Началась война. Савонарола собрал ополчение, нашел союзников, и, хоть войну не выиграл, но и не проиграл. Папа отлучил его от церкви и запретил произносить проповеди. Савонарола ответил еще более яркой проповедью, заклеймив стяжателей в церковных облачениях. Народ его поддержал. Ничто его не брало. Его победила лишь сама жизнь.

Без купцов, без банкиров, без промышленности, без денег жизнь во Флоренции начала останавливаться. Страшного Суда, которым грозил проповедник, было никак не дождаться, а спасать изо дня в день свою душу от греха без косметики и без еды гражданам сделалось очень скучно. Партия аристократов, у которых в домах перебили зеркала, при поддержке Папы, которого Савонарола называл чуть ли не Антихристом, начала брать реванш в умах. Вокруг Савонаролы осталось только ядро наиболее верных фанатичных приверженцев. Весной 1498 года толпа разгромила конвент Сан-Марко. Савонарола сдался. Он был арестован по приказу Папы, обвинен в ереси и подвергнут неописуемо жестоким пыткам.

По современным понятиям, его обвиняли в какой-то ерунде. 23 мая 1498 года Савонаролу и двух его ближайших сторонников подвесили на кресте и сожгли перед Синьорией на том самом месте, где он сам сжигал гомосексуалистов, книги и картины.

Где-то под фонарем. Сейчас там в брусчатку вделана табличка в память о том костре.

Этот рисунок неизвестного художника висит в бывшей келье Савонаролы в монастыре Сан-Марко. К сожалению, я его не видел, придется еще раз вернуться во Флоренцию.

У Джироламо Савонаролы нашлись многочисленные последователи - поборники справедливости и благочестия. Им даже удалось еще раз свергнуть Медичи через тридцать лет после смерти своего кумира, но удержать власть они не смогли. Есть у него сторонники и сейчас. Существует даже движение в пользу его канонизации. Католическая церковь в принципе не спорит с тем, что приговор проповеднику был несправедлив, но не желает канонизировать священника, восставшего против Папы и ослушавшегося его указов.

Горячим поклонником Савонаролы был знаменитый мыслитель Эразм Роттердамский. По сути реформатор, он не перешел в протестантизм окончательно только из уважения к памяти доминиканца. Сам Джироламо не был реформатором церкви в том смысле, в котором был им Лютер или Кальвин. Доминиканец неукоснительно придерживался всех церковных догматов. Его перу принадлежит несколько блестящих католических трактатов. Ему нравилась идея католического Бога, он только не воспринимал Его наместников.

История Савонаролы мне кажется очень типичной. Я уверен, что и до него появлялись такие же народные вожди, просто документальная память человечества еще не умела их фиксировать в бумагах и картинах. Ну, а уж сколько таких харизматических лидеров было после, и не сосчитать. В наше время ремеслу охмурежа толпы даже учат в школах политологии. Савонарола действовал по наитию. Гениальный был человек. Все они славно начинают с лекций о справедливости, равенстве и братстве и кончают повешенными, застреленными, обезглавленными, сожженными...

Пепел Савонаролы и двух его товарищей утопили в реке Арно.

Источники информации:

Самый подробный сайт, посвященный творчеству Фра Анжелико на русском языке, http://www.sky-art.com/fraangelico/ . Помимо него, были задействованы Википедия, WebMuseum (www.ibiblio.org), Католическая Энциклопедия (www.newadvent.org), Британская Энциклопедия (www.britannica.com)

История Святого Антония и материалы доминиканского ордена, не попавшие, впрочем, в текст в полном объеме, найдены в Католической Энциклопедии и Википедии. Там же я почерпнул большинство сведений о Джироламо Савонароле.

Этимология и эволюция слова "фраер" найдена в в довольно интересной статье Александра Сидорова на странице http://www.index.org.ru/nevol/2006-8/sidor_n8.htm . Я находил и другие, менее правдоподобные объяснения тому, откуда взялось это слово, но не счел нужным их приводить.

Статья из "Жизнеописаний" Джорджио Вазари цитируется по изданию 2000 года ООО "Издательство Астрель", Балашиха

Некоторые идеи и поправки, сказавшиеся на тональности рассказа, подкинула искусствовед Анна Чайковская, город Москва.

Репродукции двух фресок "Благовещение", "Noli me tangere" и картин "Искушение Святого Антония", "Портрет Савонаролы" взяты с моего любимого художественного сайта www.wga.hu .

Репродукция иконы "Христос в терновом венке" взята со страницы http://www.parrocchie.it/livorno/soccorso/angelico.html

Репродукция картины, изображающей казнь Савонаролы, найдена на Википедии.

Остальные фотографии мои.