Как понять раннее развитие детей. Раннее развитие - что это такое? Под условиями понимают

«Мой ребенок умеет читать с года, я занималась и занимаюсь с ним ранним развитием » — такая фраза в некоторых сообществах мам звучит хуже, чем «Я кричу на своего ребенка». Напомню, что в моем понимании всех важных сфер в жизни ребенка, которое происходит через игру и к взаимному удовольствию ребенка и родителя . Самый частный вопрос, который мне при этом задают: «Зачем все это нужно?». Я собрала очень разные ответы на этот вопрос: от японского автора книг до Министерства образования, от собственного опыта раннего чтения до мнений других мам, которые тоже занимаются со своими детьми.

Зачем заниматься ранним развитием?

Вариант №1:

Для начала, вот ответ Масару Ибуку («После трех уже поздно»):
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире «.

Вариант №2:

Что говорит Закон РФ «Об образовании» ? Статья 18, п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте ».

Вариант №3:

Представители прокомментировали важную для них тему развития детей: «Чаще всего противостояния родителей в том, когда пора заниматься с ребёнком, сводятся к столкновению двух взглядов. Одни берут дело в свои руки и начинают самостоятельно заниматься с ребенком как можно раньше. Ведь понимают, это плодотворно скажется на его умственном и психическом развитии. Другая же часть родителей уверена, что детей всему научат в школе. А пока, пускай они наслаждаются свободой отдыхом, играми. Мы не могли остаться в стороне и делимся с вами фактами о пользе раннего развития:

  • 35 000 детей дошкольного возраста в США, Канаде и Англии показало, что развитие математических навыков ещё в детсадовском возрасте влияет не только на дальнейшие успехи в этом предмете . Даже элементарное знание цифр в раннем возрасте эффективно способствует развитию навыка чтения и положительно влияет на обучение ребёнка в целом.
  • Ранние занятия с детьми существенно влияют на их социализацию. Исследователи из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка отслеживали более 700 детей с ясельного возраста и до 25 лет и выявили, что социально развитые дети в дальнейшем могли взаимодействовать с людьми без побуждения со стороны, быть полезными другим, понимать их чувства и решать проблемы самостоятельно, а также имели больше шансов получить высшее образование и достойную работу к своим 25, нежели люди, чьи социальные навыки были ограничены в детстве.
  • Существенная часть навыков, которые получает ребёнок в школе, неумолимо устаревают или применяются крайне редко . В значительной степени именно родители могут стать для детей открытой «дверью» к актуальной информации. Чего стоит только один обмен жизненным опытом, благодаря которому вы можете научить ребенка специальным знаниям.

Вариант №4:


Зачем ребенку уметь читать до школы?:
1) Чтение — это развитие прежде всего процессов мышления, внимания, памяти и обработки информации.
2) Легкость освоения . Мы не помним, как научились говорить, а мой сын не помнит, что не умел читать. Для него это просто и естественно — читать то, что он видит. Поэтому вокруг этой темы нет напряжения, сложностей, неприятных эмоций. Паша уверен, что читать — это легко)))
3) Удовольствие от процесса . Кто-то любит лабиринты, кто-то загадки, кто-то слова озвучивать, кто-то конструктор собирать, кто-то читать. Зачем лишать ребенка удовольствия прочитать интересную историю по возрасту? Конечно, только если он сам этого хочет. И это будет простенькая книжка на несколько предложений или любимое стихотворение на одной странице, а не «Война и мир». Я кстати из тех людей, которые очень любят читать и получают удовольствие от чтения.
4) Самостоятельность . Когда я была в США, меня порадовало то, что вокруг все понятно: все вывески на английском, указатели, меню и т.п. И как неуютно, когда я не понимаю, что написано, потому что это французский, или итальянский, или немецкий, или тайский. Даже в магазине не могу найти сметану((А дети вынуждены жить так до школы. Насколько проще ориентироваться в мире, если ты можешь прочитать хотя бы простейшие слова. «А, сейчас станция Аэропорт, следующая — наша» — говорит мне сын. «Вот на полу указатель на «Пушкинскую». «Нет, мама, видишь, написано «йогурт Растишка», а мне нужен «творожок Растишка» (у них похожие упаковки). «Варить 9 минут» — на упаковке с макаронами. Или ребенок может по оглавления найти нужный ему рассказ или сказку (Паша давно так делает).
5) Чтение — базовый навык для других освоения других областей знаний . Если ты умеешь читать, значит, ты можешь прочитать о чем угодно и найти ответы на интересующие тебя вопросы. Или в энциклопедии, или в Гугл.
6) Мама тоже развивается, занимаясь организацией таких игровых занятий 🙂

Каких целей я перед собой НЕ ставлю:
— вырастить самого умного, гениального, лучше всех. Я вообще и считаю это порочной практикой. Моему ребенку не обязательно быть лучшим в чем-то, я люблю и буду его любить вне зависимости от его успехов или неуспехов в жизни , просто потому, что это мой ребенок.
— Чтобы читал сам к какому-то определенному сроку. Я не ставила сроков, когда Паша должен продемонстрировать полученные навыки. Зачем? Когда мы занимались (т.е. играли в чтение), мы получали удовольствие от процесса, результат был вторичен. Тем не менее, если придерживаться методики и играть регулярно, результат не заставит себя ждать. Конкретные сроки в данном случае давили бы и на мою психику («я — плохая мать, я все неправильно делаю») и на психику сына («я должен оправдать ожидания родителей»). Поэтому — просто играем, когда ребенок захочет, он сам покажет, что умеет читать.

Вот что говорят мамы, которые также занимаются с детьми ранним развитием.

Вариант №5:

Ольга, мама Андрея (1,5 года)
1) возможность быть рядом, поставленные цели не дают возможности для поисков всевозможных «безотлагательных» дел в стороне от ребенка (готовка, уборка, интернет и пр)
2) мир вокруг нас стал настолько быстрым и умным, требования к детям растут и становятся всё жестче. Хочется предпринять все возможные меры, чтобы облегчить ему дальнейшую жизнь, и это естественный материнский инстинкт))
3) еще, мне кажется, самостоятельность и развитие интеллекта тесно связаны между собой , и одному без другого не бывать. Все таки не хотелось бы видеть своего ребенка «маменькиным сынком» во взрослой жизни.
4) ну, и мне просто приятно и очень интересно выполнять разные задания, что-то мастерить, изучать, просто посидеть посмотреть книжку вместе с моим любимым сынишкой.

Вариант №6:

Кристина, мама Елисея (2 года)
Я — мама, и хочу для своего ребёнка всего самого лучшего. Я считаю важным заниматься ранним развитием ребёнка, потому что верю, что это даст моему сыну прочную базу на будущее , поможет ему вырасти успешным человеком, раскрыть свои способности и таланты . Моему сыну нравятся наши игры и занятия , я вижу их результаты, и для меня это мощный стимул продолжать.

Вариант №7:

Меня зовут Наталья Локтенко, мне 31 год, по образованию — журналист.
Я мама двух сыновей-погодок Дениса (7 лет) и Родиона (5 лет). Сейчас работаю сотрудником компании «Умница» (филиал в Воронеже), после рождения второго сына заинтересовалась также Монтессори-педагогикой и прошла обучение на курсах Монтессори.
Заниматься развитием ребенка не просто важно, нужно. Но маме не нужно думать, что развитие — это только обучение счету, письму, грамоте, чтению. Это и беседы, и прогулки в лес, например, и чтение книг на ночь, походы в музеи и на выставки, даже совместное собирание конструктора .
Мама — самый главный учитель для своего ребёнка и самый первый. Только мама знает своего малыша, его потребности, желания, умения и знает «ключик» к нему: как учить и чему. Но главное не превращать занятия в уроки, пусть все будет в форме игры и только с хорошим настроением .

Вариант №8:

Елена, мама Таисии (2 г. 4 мес.)
Чтением я стала заниматься с дочкой по причине билингвизма. Хотелось, чтобы она хорошо владела русским до дет.сада, а потом поддерживать знания книгами. В чтение пока так и не вышла, сейчас думаю, как дальше продвигаться к результату. Но умение концентрировать внимание — это явная заслуга домановских карточек.
Считаю, что занятия в раннем возрасте дают прочную базу для развития гармоничной личности малыша . Для меня занятия являются отличным ориентиром в сильных и слабых сторонах дочки. Вот математика не пошла изначально, зато творить, петь, танцевать — это мы любим. И это ценно понимать.

Вариант №9:

Мария, мама Вероники (3 года)
Для меня развитие ребенка с раннего возраста важно по трем причинам. Прежде всего, это как фитнес для мозга — заставлять его работать и развиваться, как фитнес для тела. Во-вторых, постоянные занятия с ребенком помогают выработать привычку учиться и познавать мир . И, конечно, оно помогает раскрыть таланты и склонности у ребенка еще в раннем возрасте .
Моей дочери Веронике — 3 года, вместе мы очень любим читать по-русски и по-английски, заниматься по методике Домана, петь, рассказывать стихи наизусть и кататься на коньках

Вариант №10:


Марина, мама дочки Саши (2 года)

Когда я говорю, что занимаюсь со своим ребенком английским и не только, я часто слышу, ради чего я это делаю? Какая конечная цель стоит передо мной? Ответы могут быть самыми разными: и общее развитие , гибкость мышления ; и будущая успеваемость в школе; и путешествия , уверенность и легкость общения; и престижная работа и возможность устраивать свою жизнь в любой точке планеты . У всех причин есть одна общая мотивация — выход за определенные рамки, освобождение от определенных ограничений . Занимаясь развитием ребенка, мы закладываем самый основной фундамент, на который впоследствии будут опираться остальные знания . Открывая ему двери в этот удивительный мир, полный новых открытий и идей, родители выстраивают ему основу для будущего. Для какого? А для какого он захочет ! Очень важно дать ребенку возможность в будущем выбрать дорогу, которая ему будет по душе. Любой вклад в своего ребенка, сделанный с любовью, даст свои плоды. Как здорово,что появится совсем новое поколение интеллектуальных, развитых молодых людей, которые будут мыслить прогрессивно, креативно, смогут учиться и жить, где захотят и иметь друзей по всему миру.

Вариант №11:


Анна, мама Саши, 1,1 год

Для меня материнство — это огромная ответственность. В первую очередь за будущее любимого чада. Вместо того, чтобы постоянно придумывать отговорки о том что я ничего не успеваю (особенно играть с ребёнком), сидеть часами в телефоне и тд, я для себя решила посвятить все это время сыночку. Я люблю проводить с ним время , у нас дома практически нет обычных бесполезных игрушек . Только игры для развития, таких сейчас очень много в магазинах. И они совсем не скучные. Зато интересно играть не только ребёнку, но и маме, и папе, и бабушкам. Нам сейчас 1,1 г, но результаты уже огромные.
Я пытаюсь научить своего малыша самым необходимым качествам и умениям в жизни. Так как мне хочется чтобы мой малыш в будущем был добрым, счастливым и независимым . Чтобы умел любить, ценить и уважать окружающий мир . Мог порадоваться новым победам и принять с достоинством поражения. Был милосердным и толерантным. Свободным и честным. Был опорой и примером для своего будущего поколения. Сильным и здоровым. Поэтому мы радуемся каждому мгновению проведённому вместе. Вместе играем, прибираемся, готовим и т.д!

Мне очень хотелось показать вам, что можно заниматься гармоничным ранним развитием, когда все игры приносят радость, когда кроме интеллекта развиваются и другие сферы , когда нет цели вырастить гения, а лишь приоткрыть мир безграничных возможностей.

Я надеюсь, истории увлеченных мам вдохновили вас 🙂

Может быть, у вас есть своя история и вариант №12? Поделитесь в комментариях!

В продолжение дискуссии об предлагаем вашему вниманию гостевой пост Марии Костюченко (блог «Учимся играя « ), посвященный мифам о раннем развитии.

Очень интересно было услышать об этом именно от Маши, как от человека, не просто знакомого с понятием «раннее развитие», а живущего им и на сто процентов уверенного в правильности выбранного пути. Согласны вы или нет с позицией Марии — об этом можно поговорить в комментариях.

Недавно Алла предложила написать мне статью про раннее развитие для , я четно не знала, что именно стоит написать, так как вот уже третий год я каждый день говорю о раннем развитии (и не только говорю), а хотелось бы подойти к этому вопросу с разных сторон. Тогда Алла задала мне направление – мифы о раннем развитии . Пожалуй, я наслышалась за это время их столько, что хватило бы не на одну статью, но попробую описать кратко те, с которыми сама сталкивалась.

Для начала я хотела бы сказать, что такое Раннее развитие (РР) в моем понимании . РР – это создание развивающей среды для ребенка, свободное без помех развитие в форме игры. Это не насильственное обучение ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не обучение в традиционном понимании этого слова, за партой учебниками в сухой и неинтересной форме.

Если мама будет играть с ребенком, показывать ему картинки, читать книги. Он начнет развиваться, а если добавить к этому набору немного элементов от разных методик РР, подходящих именно для этого малыша, то он будет развиваться еще быстрее, а ведь он даже не поймет, что с ним занимались, так как в это время он играл с мамой в увлекательную игру. Вот это и можно назвать ранним развитием, хотя мне очень понравилось определение Инны (автора блога «Записки оптимистки»), что это не раннее, а «своевременное развитие» .

Итак, какие же мифы о раннем развитии мне приходилось развевать за время занятий с ребенком.

1. Раннее развитие лишает детей детства.

Как может лишить детство общение и игры с мамой? Дети по натуре своей исследователи и экспериментаторы. Они любят открывать для себя неизведанное, задавать много вопросов и совать свои носики туда, куда их не пускают. Так можно просто направить все эти стремления и желания детей в нужное русло. Дать ребенку пищу для размышлений. Пусть ребенок сам учится находить ответы на свои вопросы.

Приведу пример: в какой-то момент Дашу заинтересовал закон всемирного тяготения. Она, правда, не знала, как именно это называется (да и сейчас не знает), но в один момент она тала кидать разные вещи вверх (мячики, шарики, игрушки и т.д.) и смотреть, как они падают вниз. Она не спрашивала меня, почему они падают, она хотела понять сама. Она экспериментировала с размерами, формами, высотой и даже цветом предметов, но ничего не объясняло падение этих предметов. Она все еще в поиске, но она уже поняла, какие параметры не влияют на падение. И такие занятия я считаю очень полезными и относящимися к РР, но они не лишают ребенка детства, они развивают его.

2. Раннее развитие занимает много сил и времени.

Ребенок вообще занимает много времени и сил не зависимо от того, занимаются с ним или нет. Когда рождается малыш, мама подсознательно посвящает ему всю оставшуюся жизнь, так почему бы не проводить время с пользой для обоих. Ведь, когда мама хочет чему-то научить ребенка, она учится сама. Считайте, что потраченное время – это не только время инвестированное в ребенка, а время, когда мама может сама обогатиться новыми впечатлениями, знаниями.

До рождения Даши я очень плохо разбиралась в живописи, музыке, географии, у меня были проблемы с языками. Сейчас я слушаю классическую музыку, я учусь ее понимать, я знаю многих художников, картин и стилей в живописи, я знаю очень много о континентах и странах, я начала учить китайский язык и вспоминаю английский. Я развиваюсь, а вместе со мной развивается мой ребенок. Я инвестирую в себя и в Дашу. А сколько времени вы потратили на образование в школе и институте? Много? А сколько от этого вы получили удовольствия и реального эффекта?

3. Раннее развитие – это попытка познакомить ребенка со школьной программой.

Нет! Раннее развитие - это ни в коем случае не программа. Раннее развитие – это создание благоприятных условий для развития его потенциала: правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка. Раннее развитие вовсе не предполагает преждевременного привития ребенку навыков, которыми он еще не в состоянии овладеть по физиологическим причинам.

Никто не заставляет детей в 2 года учить формулы по физике или решать задачи симплекс-методом, нет! Что плохого в том, чтобы ребенок знал цифры, буквы, развивал вою память? Можно кормить куколок пирожками и одновременно понимать сущность деления, можно троить башенку и овладевать счетом, можно слушать красивую музыку и понимать ее, не учить при этом нотную грамоту и т.д.

4. Ребенок будет скучать на уроках в школе.

Я уже писала выше, что цель РР не преподать школьную программу 2 летнему малышу, РР направлено не на опережение школьной программы, а на формирование желания учиться и получать знания.

Со мной не занимались ранним развитием, но в школе мне было очень скучно и не интересно, я честно доучилась до конца 11 класса и получила свою медаль. Так что интерес к предметам в школе зависит не от степени развития ребенка к моменту поступления в эту самую школу, а от педагогов, которые там работают.

5. В раннем развитии нет необходимости, так как традиционное развитие испытано годами.

Да, наших бабушек и нас воспитывали и обучали традиционными способами и мы выросли хорошими людьми с приличными знаниями, но еще пару веков назад и письму было привилегией, а не нормой. Книги были достоянием знатных и богатых особ и никому это не мешало. Сейчас, если человек не умет писать и читать, то он скорее «маугли».

К тому же, для поступления в детский сад и школу, ребенок должен знать и уметь уже очень много, хотя еще несколько лет назад требования не были такими высокими. Детей обучают языкам, чуть ли ни с начальной школы, уже к третьему классу им знакомят с законами физики и химии (в легкой форме, но знакомят). Так почему же мама не может дать ребенку дома немного больше?

6. Раннее развитие – это слишком дорого.

Согласна. Развивающие игрушки и пособия стоят не дешево. НО! Обычные куклы с непонятными формами и лицами стоят еще дороже, мягки игрушки тоже не отличаются дешевизной, а спектр игр с ними в сотни раз скуднее, чем с любой развивающей игрушкой.

Например, квадраты Никитина. Основная цель – научить ребенка складывать из различных элементов квадрат (принцип пазла). Но из этих же элементов мы строили целые города (домики, деревья, озера, дороги и т.д.), изучали с помощью них цвета, группировку, геометрию, играли в ролевые игры и т.д.

А можно и не покупать их, можно просто взять ненужную картонную коробку и цветную бумагу и сделать собственные квадраты. Подключите ребенка, и вот вам творческое занятие с полезным результатом и процессом.

Больше половины пособий я делала для дочки из ненужного, на первый взгляд, материала, который могла бы выкинуть и остаться без очередной развивающей игрушки. Решать вам.

Каждая мама выбирает для себя сама, что по ее мнению лучше для ее ребенка: раннее развитие, развитие, соответствующее возрасту ребенка или отсутствие каких-либо занятий, направленных на развитие малыша.

Так что желаю всем удачи в выбранном им пути!

Гений в памперсах

Одно из самых ранних моих детских воспоминаний: папа сидит за столом, перед ним — огромная газета, я у папы на коленях и вожу пальцем по газетной странице, на которой сверху огромными красными буквами написан какой-то (это я сейчас понимаю) лозунг. Называю все буквы одна за другой.

—Теперь прочитай, — предлагает папа.

Пытаюсь, ничего не получается. Реву изо всей мочи. Брат отрывается от игрушек (он на год старше), подходит и читает. Я опять реву, еще громче. Обидно ведь — брат смог, а я — нет.

Если честно, совершенно не помню, кто и как учил меня читать и считать . В детском саду в благословенные 60-е годы прошлого века к школе детей готовить даже и не думали. Я в первом классе была диковинкой: научилась читать еще до школы.

Теперь-то этим никого не удивишь. Племянница мужа в пять лет читала Сент-Экзюпери и, что удивительно, все прекрасно понимала и могла пересказать прочитанное своими словами. Что вы хотите? Раннее развитие. Сейчас не умеющий читать ребенок будет испытывать в первом классе огромные трудности. Так уж повелось, что к школе надо научиться читать, считать хотя бы в пределах 20, а лучше бы и 100, и не только считать, но и складывать, и вычитать… В общем, для чего при таком раскладе нужен первый класс, совершенно непонятно. Но это тема совершенно другого разговора. А мы вернемся к раннему развитию ребенка.

Не худо бы разобраться: во-первых, что под ним понимать, во-вторых, для чего оно нужно и, в-третьих, нужно ли оно вообще. Поехали?

Рано или поздно?

Мой малыш с бока на бок начал переворачиваться только в полгода. Все доктора хватались за голову и намекали на его полную отсталость. Ничего! Массажи, постоянное общение, музыка, чтение книжек свое дело сделали. В 7,5 месяцев мы начали вставать, держась за опору, в 8 могли стоять, уже ни за что не держась, в 9 месяцев ползали так, что было не угнаться, в 10 месяцев самостоятельно садились, а в 11 месяцев сделали первый шаг. В полтора года сын абсолютно все повторял за взрослыми. Сейчас (ему 2,5 года) задает вопросы (любимый вопрос: «Почему в метро двери хлопают?»), знает и уверенно показывает с десяток цветов и вообще рот у нас закрывается только на время сна. В общем, мы все, что видим, обязательно комментируем. Недавно карапуз не на шутку растерялся: как так — все время видел оранжевые экскаваторы, а тут вдруг на стройке работает желтый. Дня три не давал покоя: «Мама, почему он желтый?»

Я по своей наивности считала, что так и должно быть. Участковая врач же сказала: «Ой, какой он у вас развитый не по годам». И впала чуть ли не в ступор, когда мой карапуз, дотронувшись до ее халата, пролепетал: «Халат белый».

— Он у вас и цвета знает?

— Да, а что?

— Идите-ка вы, мама, домой и успокойтесь. Какое рассеянное внимание, какое отставание, да в его возрасте многие мальчики «мама» с трудом произносят.

Потом уже, начитавшись умных книжек, я поняла: у каждого ребенка свой темп развития. Старший племянник заговорил уже после двух лет, что не помешало ему поступить в МФТИ. Все свое отставание, в том числе и неумение в пять лет читать, он преспокойно нагнал.

Так какое же развитие считать ранним? В умных книжках дается определение: «раннее развитие — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет)». Но, уважаемые родители, это совсем не означает, что в два года малыш должен знать алфавит, а в три — уверенно читать. Не гоните лошадей. Какой смысл в чтении, если малыш не в состоянии осмыслить прочитанное и пересказать своими словами? Замечали, как в метро человек, читая газету, невольно шевелит губами? Это он повторяет про себя прочитанное. О чем это говорит? Процесс чтения и осмысления того, что узнал, дается с трудом. Вы этого добиваетесь? Нет? Тогда не форсируйте процесс.

До того, как начать читать, малыш должен научиться отвечать на вопросы, пересказывать услышанное, развить память, мышление, речь… В его голове должно улечься огромное количество информации, и ребенок должен понять, что с чем и как связано. Одним словом, до чтения он должен созреть.

Что же касается остального, то ребенок многому научится сам. Ваша задача — создать условия, чтобы он всем премудростям учился охотно и играючи, как бы сам по себе.

Хотите, чтобы малыш знал цвета? И не только их названия, но и научился их различать? Тогда не ленитесь и будьте добры каждую вещь, до которой карапуз дотрагивается, не просто называть, но и сопровождать обозначением «красный», «желтый» и т.п.

— Ой, как громко сигналит твоя синяя машинка! Ты хочешь копать? Тогда нам понадобится оранжевая лопатка. Подай мне, пожалуйста, вон того желтого цыпленка…

Сами не заметите, как карапуз начнет уверенно показывать на игрушку и называть, какого она цвета. Проверено на собственном опыте.

Чтобы малыш начал разговаривать, всего-то и надо — плотно с ним общаться и не сюсюкать , не коверкать слова, а произносить их четко, внятно, как следует. И читать — стихи, короткие рассказы, давать слушать музыку. А еще — обязательно делать гимнастику для пальчиков. Здесь хорошую службу сослужат всевозможные шнуровки, которые во множестве продаются в детских магазинах. Только лучше покупать не абстрактную шнуровку, а, скажем, корзинку, к которой надо пришнуровать (или по-другому, в которую надо собрать) грибы. Или грядку, на которую надо посадить овощи. Заодно и названия овощей узнаете. И подскажете, чем они отличаются от фруктов. Опять-таки проверено на собственном опыте.

Гуляете, так будьте добры называть деревья, мимо которых проходите, обращать внимание карапуза на резные кленовые листья (заодно добавлять — «зеленые»), белый ствол березы и плакучие ветви ивы. Тогда и названия деревьев малыш выучит без специальной «дрессировки».

Любой ребенок — гений

Подумать только: в течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. Впечатляет? Но мозг развивается не потому, что рождаются новые клетки, а потому, что разветвляется нервная сеть, между нервными волокнами возникают новые связи. То есть мозг не накапливает информацию, а ее систематизирует. Основную информацию ребенок накапливает уже к 8-9 месяцам, а потом всю жизнь раскладывает ее по полочкам, устанавливает связи между разрозненными образами, фактами, словами и т.д. Параллельно, конечно, продолжается накопление информации, только уже в гораздо меньших объемах.

В общем, к трем годам человек накапливает и систематизирует большую часть информации о внешнем мире. Мы — существа социальные, чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, надо знать иерархию в группе и обществе, запреты, культурные и бытовые особенности. Надо знать то, что нужно для выживания, понять связи и взаимосвязи и уметь в них ориентироваться. В переводе с научного на бытовой язык это означает: ребенок должен понять, какие растения съедобные, какие — нет, какие животные домашние, какие — дикие, научиться отличать дождь от снега, утро от ночи, завтра от вчера, лето от осени и зимы и т.д.

Дети любознательны по самой своей природе . Родителям всего-то и нужно — не мешать, всячески любознательность поощрять и пробуждать детскую фантазию. А для этого сделайте окружение малыша интересным. Мы во всю стену повесили огромную карту «Животный и растительный мир Земли». Ох, как же интересно по ней путешествовать! Игрушечный паровоз ездит по морям-океанам (обязательно говорим, как море-океан называется, на север мы поехали, на юг или на восток), собирает в вагончики разную живность: рыб с диковинными названиями, зверей из Африки или Южной Америки и т.д.

А как интересно разглядывать в книжке картинки! И представлять, куда идет портной Ганс или катится колобок. А лиса почему колобка съела? Взрослый скажет: «Голодная была». Мой ребенок на этот вопрос ответил так: «Хотела с ним познакомиться» (перевожу его ответ на «взрослый» язык). Я объяснила для себя это так: малыш, когда хочет что-то получше узнать, тянет эту штуку себе в рот. Вот и лиса — колобок ей понравился, она захотела поближе с ним познакомиться, потому и потянула к себе в рот. Лично мне такое объяснение нравится больше.

Одним словом, малыш должен постоянно разглядывать что-то новое, открывать в уже знакомом новые подробности и детали, изучать окружающий его мир всеми органами чувств. Игрушки должны давать массу тактильных, зрительных, звуковых и обонятельных ощущений. И, конечно, ребенок должен много двигаться. Как можно больше гуляйте, ходите с малышом, рассказывайте ему о том, что он видит, читайте книжки, разглядывайте картинки, слушайте музыку, танцуйте… И вопросы о том, в каком возрасте дитя должно научиться читать, писать и считать отпадут сами собой.

Развитие и обучение

Не надо путать развитие с обучением. Одно дело учить читать, совсем другое — развивать любознательность, внимание, память, воображение. Разовьете все это, ребенок будет учиться легко и играючи. Прислушайтесь к своему малышу и не спешите. Темпы развития вашего карапуза подскажут, когда уместнее делать следующий шаг.

Если что-то не получается сразу, не психуйте . Отложите на некоторое время. А потом вернитесь к этой задаче снова. Опять-таки из личного опыта. Купила карапузу простейшие паззлы — фрукты-овощи, зверюшек надо складывать из двух-трех частей. Разложила перед ним, мол, найди мне морковку. Фигушки! Играет с отдельными частями, а сложить из них целое — не получается. Чуть не разревелась, честное слово. Части морковки видит, уверенно их находит, а вместе сложить — никак! Дня три упорно пыталась научить карапуза складывать части в целое. А ему хоть бы хны! В общем, мы это дело недели на две забросили. Потом карапуз чисто случайно наткнулся на коробку, в которой были злополучные паззлы, достал, раскрыл… И видели бы вы, с каким азартом и интересом начал искать «запчасти» от слона и льва, морковки и огурца. А потом как-то само собой все «запчасти» встали на свои места, получились занятные звери, овощи, фрукты.

С тех пор так и поступаю. Показываю новое, даю с ним поиграть и прячу. Но так, чтобы при удобном случае малыш на это обязательно наткнулся. Натыкается и, конечно же, принимается изучать. Так мы потихоньку осваиваем логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и многое другое.

Самое главное (опять-таки узнала на собственном опыте) не надо постоянно проверять, что ребенок усвоил, что — нет. Не устраивайте малышу экзамены. Вы же развиваете его не для отчета. Ребенок сам продемонстрирует свои знания, когда посчитает нужным. Так, я совершенно случайно узнала, что сын, оказывается, уже умеет считать до восьми. Игрушки мы с ним пересчитываем постоянно. Надо же знать, сколько мы уже собрали, а сколько еще надо убрать на место. И ступеньки лестницы от лифта к двери подъезда все время я старательно пересчитываю. А тут вдруг карапуз стал их считать, не дожидаясь меня. И точно ведь сосчитал! Без понуканий.

Мамы и папы, пожалуйста, помните: вы — самые лучшие педагоги для своего малыша . Ребенок смотрит на мир вашими глазами. Детям нужен эмоциональный опыт общения со взрослыми и окружающим миром. Он получает информацию через разглядывание, ощупывание, через звуки, эмоции — совершенно не так, как мы, взрослые. Нам, конечно, проще написать таблички с названиями вещей и развесить их по квартире. А по уму надо бы читать сказку, да не один, а двадцать один раз, причем со своими комментариями, задавать малышу вопросы, слушать ответы, размышлять вместе с малышом о том, почему колобок ушел от бабы и деда и почему дед и баба плачут, когда золотое яйцо разбилось, если сами же хотели его разбить. Ох, прочитав одну-единственную сказку, можно по ней столько вопросов задать…

А как увлекательно лепить с малышом из пластилина, рисовать вместе с ним, делать аппликации! Кстати, это развивает и мелкую моторику (следовательно и мышление), цветовосприятие, фантазию. Нам трудно находить на небе созвездия, отвечать на многочисленные детские вопросы, учить ребенка добывать информацию. Куда легче научить его считать и читать, и пусть уже дитятко занимает себя само. Мы сводим общение с детьми к чисто техническим вопросам и тем самым обедняем прежде всего самих себя.

Методик много — малыш один

Напоследок еще несколько советов. Дети — большие консерваторы. Поэтому не надо метаться от одного метода обучения и развития к другому. А выбирая методику, отнеситесь к ней критически. Мне, например, тем и нравилась наш педагог в развивающем центре, что она умело сочетала элементы мягкой школы с методом Монтессори, Никитина, понемногу брала от того и от другого, творчески все перерабатывала. Получалось интересно и очень увлекательно.

Что именно подходит для вашего ребенка, кроме вас, боюсь, никто точно не определит. Поэтому, занимаясь с малышом, будьте внимательны, учитесь на ходу менять формулировки и задания, одно и то же показывать с разных «ракурсов». И не пытайтесь воспитать гения или вундеркинда. Как показывает все тот же опыт, выдающимися людьми стали считанные единицы из тех, кого считали вундеркиндами. В конце концов, обычный, но хороший человек куда дороже всех злых гениев вместе взятых.

Вот какое определение интересующему нас термину дает, к примеру, Анна Рапопорт: «Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет)». Почему же тогда эти слова иногда воспринимаются так негативно? Вполне вероятно, что ответ лежит на поверхности: все дело в том, что понятие «раннее развитие» предполагает многочисленные разночтения и трактовки.

Ранним развитие называют в противовес традиционному. В европейской культуре, к которой относимся и мы, в силу определенных исторических и социальных причин существует тенденция довольно позднего обучения детей – примерно около 7 лет. Поэтому программы обучения детей младшего (3–4-летнего) и среднего (4–5-летнего) дошкольного возраста воспринимаются как раннее развитие.

В рамках возрастной психологии развитие можно квалифицировать как преждевременное, своевременное и позднее. Что такое преждевременное развитие? Это попытки обучить ребенка тому, что он не в состоянии понять и освоить в силу недостаточности физического развития и отсутствия у него необходимого запаса знаний. Например, учить новорожденного сидеть. Что такое позднее развитие? Это стремление сформировать те знания и навыки, которые уже должны были быть сформированы к определенному возрасту. К примеру, начинать обучение чтению после 7–7,5 лет, когда продуктивность любой учебы резко снижается. Учитывая все вышесказанное, каждому здравомыслящему человеку должно бы показаться привлекательным именно своевременное, или нормальное, развитие – развитие, соответствующее возрастным показателям и индивидуальным особенностям конкретного ребенка.

Еще одним вариантом неправильного понимания слов «раннее развитие» является отождествление развития и обучения. Классическое обучение в нашей системе образования ассоциируется у многих со школьной партой, «вдалбливанием» знаний, зубрежкой и подобными вещами. Именно этим часто мотивируют вред раннего развития. Конечно, никакой разумный родитель не желает своему чаду подобной судьбы, тем более начиная с самого нежного возраста. Однако не стоит смешивать развитие и обучение. Раннее развитие – это не только и не столько подготовка к школе. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это создание некой интересной для малыша информационной среды, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Некоторые практикующие специалисты по работе с дошкольниками выступают категорически против такого определения, как раннее развитие, считая его искажающим саму суть понятия «развитие».

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что в своевременном развитии нуждаются все дети без исключения. Однако современная наука не стоит на месте, и то, что считалось правильным 100 лет назад, перестает быть актуальным в наши дни.

Педагогика и физиология

Как выяснили ученые, любой ребенок рождается с огромным потенциалом: у новорожденного на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области (отвечающие за информацию, поступающую от органов чувств) и оба полушария связаны друг с другом. Это означает, что когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают, его органы чувств действуют как единое целое. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочиться, исчезают, и большая часть нервных клеток, оставшихся без связей с другими нейронами, отмирает. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Но так ли необходимо активно развивать связи между нервными окончаниями? Дело в том, что мозг маленького человечка содержит триллион клеток, из которых 100 млрд представлены соединенными в сети нейронами – фундаментом для развития интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Усиленное развитие мозга происходит первые шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами.

Для полноценной жизни ребенка очень важно развивать все органы чувств. Происходит это при воздействуии на них разнообразных стимулов. В природе все закономерно и последовательно: сначала развиваются одни отделы мозга, которые затем стимулируют дальнейшее развитие других. Разные периоды в жизни младенца непосредственно связаны с поэтапным формированием отделов головного мозга. Каждый такой этап занимает некоторое время, более или менее одинаковое у всех детей. Эту особенность человеческого организма подметила в свое время Мария Монтессори, описав сензитивные периоды, т.е. периоды особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности, способам эмоционального реагирования и поведения вообще.

Расписав сензитивные периоды по возрастам, получаем следующую картину.

Начиная с самого рождения – сензитивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни младенца, когда он плачет и его берут на руки, устанавливаются первые нервные связи (возбуждение – торможение) и формируются начала самоконтроля.

От 6 месяцев до 3 лет:

  • сензитивный период освоения языка (появление слов и предложений);
  • сензитивный период любви к порядку (достигает пика к 3 годам).

Чувство порядка – не сознательная, а физиологическая потребность ребенка. Это означает, что малыш привыкает к заведенному укладу жизни и негативно воспринимает любые изменения в нем. Например, может отказаться кушать, если его стульчик чуть-чуть передвинут. У детей до 1 года стремление к порядку выражается в плаче при появлении в доме незнакомого человека.

От 1,5 лет – сензитивный период восприятия маленьких предметов (помещение бусинок в вазочку с узким горлышком).

Около 2 ле т – сензитивный период умения «входить в группу».

Сначала формируется умение играть в диадах (парах) и только ближе к дошкольному возрасту – общение в группе сверстников.

От 2 до 4 лет – сензитивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деления).

От 2 до 5 лет – сензитивный период контроля и оттачивания движений. У малыша возникает естественное стремление ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы. Все движения обязательно должны находиться в зоне практической жизни ребенка (пересыпание круп и песка, переливание жидкостей и т.п.).

С 2,5 лет – сензитивный период расширения словарного запаса.

От 2,5 до 6 лет – сензитивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, он очень легко улавливает мелкие различия).

От 3 до 7 лет – сензитивный период восприятия музыки и ритма. В этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга – работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция.

От 3,5 до 4,5 лет – сензитивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму.

От 4,5 до 5 лет – сензитивный период взрывоактивности по отношению к письму.

Начиная с 5 лет медленно идет на спад стремление к порядку.

От 5 до 6 лет – сензитивный период перехода от письма к чтению.

С 6 лет включается левая часть мозга и возникает причинное сознание.

От 6,5 до 7 лет – сензитивный период, обнаруживающий страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи и т.д.).

Как можно заметить, сензитивные периоды не сменяют друг друга поочередно в плавной последовательности. В определенном возрасте у ребенка может быть «подготовлена почва» для обучения сразу нескольким видам деятельности. Если пропустить этот благоприятный момент, то наверстать упущенное будет намного сложнее. По мнению М. Монтессори, для отдельных сензитивных периодов отведено время от нескольких дней до недель, и компенсировать его в дальнейшем невозможно.

Существующие методики

Остановимся подробнее на конкретных методиках раннего развития, их основных идеях и различиях.

Система обучения американского врача-физиотерапевта Гленна Домана построена на принципе компенсаторности организма: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Г. Доман посвятил свою жизнь лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении 15 лет занимаясь с тяжело больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий: например, в случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен или замедлен, оказалось, что его можно заставить работать, воздействуя на него через любой из доступных каналов получения информации (зрение, слух, осязание). Доман выяснил также, что процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить.

Обучение чтению по системе Домана опирается на наглядно-образное мышление ребенка и построено в основном на визуальном восприятии. Необходимая для усвоения информация расположена на специальных карточках со словами, которые написаны очень крупным шрифтом. Карточки в быстром темпе предъявляются ребенку с громким проговариванием написанных слов. Одновременно детей обучают ползать, висеть на брусьях и различными способами стимулируют их двигательную активность.

По мнению Домана, когда ребенку исполнится 1 год, параллельно с физическим развитием надо начинать развивать математические, лингвистические и другие способности. В частности, обучение математике по методу Г. Домана состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Применение точек вместо цифр обусловлено тем, чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный символ.

В основе методики раннего развития, разработанной итальянским врачом Марией Монтессори , лежат два основополагающих принципа. Первый – это интерес самого ребенка, а второй – индивидуальный подход к нему со стороны взрослого. Столкнувшись с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями, Мария Монтессори пришла к выводу, что слабоумие – это в большем смысле проблема педагогическая, нежели медицинская, и решать ее следует в детских садах и школах.

В начале своей жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению: он хочет осваивать пространство, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать малышу возможность сделать это, расположив в определенной последовательности всевозможные чашечки, подносики, губки и щеточки, палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки.

Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. А для того чтобы деятельность приносила пользу, учитель (взрослый), видя интерес ребенка к тем или иным материалам, дает малышу короткий (2–3 минуты) урок, во время которого показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата.

Маленькому исследователю предлагается принять только одно четкое правило: взял, поработал – положи на место. Мария Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он пока еще не умеет организовывать его самостоятельно. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредоточиваться на интересном для них занятии. Отсюда возникает девиз Монтессори-педагогики «Помоги мне сделать это самому». В развивающих играх используются специально подобранные материалы – различные рамки-вкладыши, шнуровки, емкости с сыпучими наполнителями, игрушки с застежками и т.п. Они являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, обнаруживая то, что необходимо здесь и сейчас. Она подбирает упражнения из практической жизни, при этом часть их происходит из повседневных домашних дел.

Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Это помогает малышу осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения.

Основная идея раннего развития по Сесиль Браи-Лупан состоит в том, что только родители способны на искренний интерес к ребенку и для малыша они самые лучшие педагоги. Методы обучения для ребенка, как и знания в целом, предлагаются ему по факту возникновения интереса, с учетом природных наклонностей. Объединив духовную составляющую – искреннюю заинтересованность в малыше, любовь к нему и внимание к его потребностям – с элементами методики Гленна Домана, С. Лупан пытается наилучшим способом развить интеллект ребенка и вместе с тем вырастить его психологически здоровым человеком, раскрывая секреты своего собственного материнства в книге «Поверь в свое дитя».

В своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных. Ею составлены целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. На основе рекомендаций С. Лупан любой родитель сможет самостоятельно составить программу развития своего ребенка.

Методика Никитиных представляет собой систему развивающих игр, рассчитанных на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т.е. на развитие логического и образного мышления.

Педагоги-новаторы Борис и Лена Никитины являются родителями семерых детей. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления.

Основное их изобретение – так называемые никитинские игры – обладают большой степенью вариабельности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.п.

Обучение чтению по методике Н. Зайцева построено на принципе складового чтения. Склад – это пара из согласного звука с гласным или из согласного с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь такими складами, ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Предлагаемая автором методика обучения математике основана на системе таблиц, погружающих ребенка в мир чисел и наглядно показывающих ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ним производить.

Как не перестараться?

И все же наиболее близким к истине представляется объяснение термина «раннее развитие» как развитие ребенка до 1 года.

Раннее развитие ребенка до 1 года – это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для изучения органами чувств. Это неограниченная физическая активность, подкрепляемая специально оборудованными уголками, дающая малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом и научиться чувствовать себя безопаснее. Это постоянные прогулки, беседы, чтение книг, доброжелательное внимание и заботливая поддержка родителей. Раннее развитие – это также активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.

В плане воспитания детей, безусловно, существует множество стереотипов, поэтому хочется также остановиться на опасностях неправильного понимания раннего развития. К таким опасностям приводят ошибочные убеждения, на которых мы и остановимся более подробно.

Все перегибы в понимании раннего развития условно можно отнести к двум крайним положениям: категорическому непринятию и фанатичной увлеченности. Начнем по порядку. Итак…

  • Раннее развитие – модное новшество, которое имеет множество неизученных негативных последствий. Идеи раннего развития отнюдь не новы: некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Японии, США, России, Италии, Германии, Франции и др.) постоянно изучают это явление. Например, в Италии это М. Монтессори, в США – Г. Доман, в Японии – Масару Ибука, в Германии – Ярослав Кох.
  • Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников.

Такие дети развиваются быстрее, чем в том случае, если бы с ними не занимались! У каждого конкретного ребенка есть свои сроки развития. Безусловно, существуют возрастные нормы, однако динамика в индивидуальном развитии каждого малыша определяется в сравнении его сегодняшнего с ним же, только вчерашним! Родителям не нужно оценивать «развитость» своего ребенка по отношению к другим детям, а тем более проводить такие категоричные параллели. Просто у ребенка, чья развивающая среда продуманно и специально организована взрослыми, гораздо больше возможностей для исследования, сопоставления и новых впечатлений, которые и дают толчок для «ускоренного» развития. Поэтому и темпы раннего развития для этих малышей различны.

  • «Мы хотим (не хотим) иметь ребенка-вундеркинда».

Скорее всего, за этим утверждением либо скрывается нежелание родителей уделять время своему ребенку, либо сказываются последствия того, как их самих «терроризировали» родители – всевозможными нелюбимыми кружками и секциями. Целью раннего развития не является «выращивание» гениев.

Противоположная точка зрения – стремление во что бы то ни стало вырастить вундеркинда – очевидно, так же вредна для гармоничного развития ребенка. Потому что она выявляет непомерные родительские амбиции и попытку самореализоваться за счет малыша, воплотить в нем то, что не удалось когда-то нам самим.

  • Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Мозг маленького непоседы снабжен системой «предохранителей»: в ситуации эмоциональной или информационной перегрузки он просто «отключается» – так срабатывает инстинкт самосохранения, который большинство из нас, к сожалению, с возрастом утрачивает. Если малыш начинает капризничать, отвлекаться, зевать, проявлять признаки нетерпения – это верный признак того, что пора отдыхать.

  • Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.

Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир и удовлетворять врожденный исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие – заинтересованность самого ребенка.

  • Раннее развитие «крадет» у ребенка беззаботное детство.

Это утверждение несет в себе непонимание главной идеи раннего развития: все должно быть ненавязчиво, играючи. Никакого вдалбливания, никакого насилия! Ребенок делает только то, что хочет сам, то, что ему интересно. А задача родителей – расширить его интересы, предложив на выбор массу увлекательных вещей и занятий, и поймать момент, когда ребенок заинтересуется чем-то одним.

Желание учиться, узнавать что-то новое необходимо маленькому человечку как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересующую его информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? Вопрос «Зачем ему это нужно в принципе?» отпадает сам собой.

На деле глубоко философское мнение о том, что ребенок «сам знает, что и когда ему нужно для нормального развития», оборачивается равнодушием к ребенку и его потребностям, а то и формальным отношением к нему со стороны родителей. Здесь хотелось бы напомнить, что без своевременной помощи взрослого, создающего необходимые для развития ребенка условия, интеллектуальный и психо-эмоциональный уровень малыша может так и остаться очень низким.

  • Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это действительно проблема времени. Однако далеко не все так однозначно, и ее решение во многом зависит от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить общению с крохой. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется!

Правила развития

Прежде чем вы определитесь с необходимой именно для вас системой развития, стоит вспомнить несколько простых правил:

Изучите те методики раннего развития, которые покажутся вам интересными. Посоветуйтесь со своим педиатром, специалистами по раннему развитию.

Собирайте информацию из разных источников и старайтесь осмысливать ее критически, перепроверяя достоверность предлагаемых фактов. Если вы решите отдать ребенка в дошкольное учреждение, специализирующееся на раннем развитии, выясните его репутацию и рейтинг на неформальных форумах вашего города.

Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.

Старайтесь, чтобы мероприятия по развитию ребенка не противоречили, а дополняли друг друга. Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша.

Любые игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к более сложному, а потом и к очень сложному». Обязательно учитывайте степень заинтересованности и радостности ребенка.

Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.

Сегодня сложно найти человека, который бы ничего не слышал о термине «раннее развитие ребенка».

Многих родителей интересует, что же это такое?

Что такое раннее развитие ребенка

Под понятием «раннего развития» понимается активное развитие способностей ребенка от рождения до 3-4- летнего возраста. Именно в этот период формируются интеллектуальные способности малыша.

Учеными доказано, что к 3 годам развитие клеток головного мозга составляет 70-80%, а к семилетнему возрасту – 90%. Стоит ли упускать возможность и не использовать потенциал малыша?

Способность мозга принимать и запоминать информацию – это основа, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, творчество, способности развиваются после 3 лет, но используется основа, которая сформировалась к этому возрасту. Если она отсутствует, бессмысленно учить, как ее применять. (4)

Мечтой родителей является раскрыть возможности ребенка, вырастить его успешным и уверенным в себе. Для этого необходимо создать развивающую среду и немного потрудиться.

Итак, раннее развитие - это:

  • физическая активность ребенка без ограничений. Для этого следует выделить специальное место в доме, где он сможет заниматься, развивая ловкость, силу, навыки владения своим телом, при этом ощущая себя увереннее. Физическое развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным;
  • окружающая среда с увлекательными предметами, которые изучает и познает ребенок;
  • различные игрушки, дающие многообразие зрительных, звуковых, тактильных ощущений;
  • регулярные беседы, совместные темы для обсуждения, чтение, рисование, лепка из пластилина, музыка, прогулки и многое другое;
  • инициативность мамы по отношению к ребенку ее постоянное присутствие и внимание. Получение радости от совместного творчества, желание сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

Для чего необходимо раннее развитие. Цели и задачи

Исследования ученых доказали, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать, запоминать информацию и даже принимать решения. Ребенок в утробе матери обладает удивительным диапазоном чувств и живых эмоций (3), а доктор психологических наук Г.А. Урунтаева отметила, что органы чувств новорожденного ребенка функционируют с момента рождения (1).

Детский организм уже с рождения начинает активную деятельность: развивается сенсорное восприятие, тактильные ощущения. Новорожденный приспосабливается к новым условиям существования, включаются мощные механизмы адаптации. Ребенку необходимо знать о мире, в который он пришел, все.

По мнению Г.А. Урунтаевой особенностью развития в этот период является то, что зрение и слух опережают развитие рук. Карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена, пособия, игры, игрушки, рисование, лепка, аппликация, игры с водой, с песком - все это необходимая информация в познании окружающего мира.

Позиция некоторых мамочек: « Я ничем не занималась с ребенком, и ничего - растет не хуже других» непонятна и неверна. Да, растет, а каково будет ребеночку в дальнейшем, например, в школе, когда на школьника навалится колоссальная нагрузка по чтению, счету, письму? Сможет он все успевать и легко ли будет совершенно неподготовленному ребенку? Требования в современных школах к нынешнему поколению жесткие. Кто позаботится о завтрашнем дне своего ребенка, как не собственные родители?

Помните, это будущее не только вашего малыша, но и ваше. Сегодня от родителей зависит, насколько легко и гармонично войдет и адаптируется в современном мире маленький человек.

Итак, цель раннего развития - расширить информационное пространство ребенка, дать знания об окружающем мире, развить творческий потенциал и способность принимать решения. Главная задача - воспитать успешную и гармоничную личность.

Как проводить занятия, основные правила

Заниматься с ребенком просто и интересно. Детки легко идут на контакт, ведь им все любопытно. Главное, ваше желание, а время всегда найдется. Полчаса пролетит весело и незаметно, а польза будет всем и результат - полноценное, раннее развитие.

Необходимо придерживаться несколько основных правил:

  • не перегружайте ребенка, можно отбить желание заниматься;
  • беседуйте постоянно, обсуждайте все и везде;
  • не заставляйте заниматься, если у ребенка нет настроения или он не здоров;
  • развивайте гармоничную личность, изучайте различные предметы и разносторонние явления;
  • упрощайте занятия, если малышу трудно;
  • оставляйте право выбора времени и деятельности за ребенком;
  • разнообразьте методические пособия: карточки, игры, книги, мультфильмы, музыкальные сопровождения;
  • создайте развивающую среду: карточки, кубики, книжки, игрушки пусть будут повсюду. Плакаты, календари, фотографии, картины украсят стены;
  • не ограничивайте ребенка в действиях;
  • разрешайте, под наблюдением взрослых, играть малышу с домашними предметами;
  • включайте музыку: классику, сказки, детские песенки;
  • предоставляйте самостоятельность с раннего возраста;
  • поощряйте навыки самообслуживания;
  • хвалите малыша за любой успех.

Благодаря занятиям развитие ребенка будет более ранним и полноценным, главное, он научится добывать знания самостоятельно.(2)

Не бойтесь перенасытить информацией детский мозг. На определенном этапе, когда он переполняется сведениями, мозг отключается. Информации не бывает много, наоборот, чтобы полноценно развить ребенка, ее оказывается слишком мало. (4)

Масару Ибука, известный как основоположник инженерных идей корпорации «Sony» и новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни, написавший ряд книг, одной из которых является «После трех уже поздно», рассказывает о присутствие потребности в раннем развитии у каждого ребенка. Успех будущей личности напрямую будет зависеть от удовлетворения этой потребности. (4)

Помните, для успешного результата следует любить малыша, уважать и знать - видеть его способности и интересы.

Выбор методики по раннему развитию и центра раннего развития остается за вами, ведь никто лучше вас не знает характера, темперамента и наклонностей вашего ребенка.