Как самостоятельно заточить нож до бритвенной остроты. Украинские точильные камни

В данной статье речь пойдёт о методах шлифовки, полировки и заточки холодного оружия. Оговоримся сразу - если вы хотите достичь действительно красивой, гладкой и «настоящей» поверхности, забудьте о существовании электромоторов и абразивных кругов, равно как и о кругах войлочных с набором полировальных паст. Ваш станок - собственные руки, инструмент - всевозможные мелкие брусочки различной жесткости и крупности зерна, а залог успеха - адское терпение и как минимум неделя работы по три часа в день .

Конечно, для придания заготовке можно и нужно использовать мощь современной оснастки, но когда клинок обрел искомые очертания и требуется лишь довести его поверхность до полного шика, а напоследок отточить до бритвенной остроты, можете смело вывинчивать в доме пробки и поудобнее усаживаться у верстака.

И шлифовка, и полировка клинков производятся посредством продольных перемещений маленьких брусков , при этом первая от второй отличается только крупностью их зерна. Последовательность операций должна соблюдаться неукоснительно: переходить к более мелкозернистому абразиву можно, лишь полностью исчерпав возможности предыдущего, а нетерпеливые скачки взад и вперед с целью поскорее поглядеть, что же получится, лишь усугубят страдания и удлинят путь к победе. Приступив к окончательной, тонкой доводке, лучше пользоваться мыльными эмульсиями .

Сами по себе абразивные материалы бывают искусственного и естественного происхождения . Имея в виду запутанное разнообразие искусственных композиций, лучше не пытаться вникать в длинные строчки маркировки с указанием природы и крупности зерен, а пользоваться нехитрым практическим правилом - для наших специфических целей годятся исключительно жесткие, неизносимые бруски . Поскольку нам нет дела, из чего их прессуют на заводах, запомните: самые лучшие - белые и оранжевые . Серые и фиолетовые почему-то редко бывают жесткими, они истачиваются скорее, чем сам клинок, и вам не удастся с их помощью достичь строгих очертаний формы.



Далее - практически все искусственные камни требуют воды , поэтому, шлифуя железку, следует поставить перед собой кювету, в которой вы будете то и дело промывать брусок. Очень полезно время от времени править ваш абразив. Делается это так: на кусок толстого витринного стекла насыпаем победитовый порошок (в крайнем случае - отработку от точильных камней), подливаем воды и возим брусок по стеклу, пока он не приобретет нужные очертания.

Добавляем шампуня. В этом случае абразив работает мягче и чище, не проводя случайных глубоких царапин.

Полировка - та же шлифовка с использованием совсем уж мелких абразивов типа паст, порошков или взвесей. После финальной шлифовки поверхность стали должна иметь абсолютно равномерный, перламутровый, матовый, лунный блеск без каких бы то ни было рисок или пятен . Только в этом случае соприкосновение деревянного бруска с полировальной пастой начнет постепенно проявлять ту прозрачную глубину, которой невозможно достичь при помощи механических приспособлений. Рассмотрим результаты работы на характерных этапах .

Вначале поверхность клинка навевает тоску.

Уже предварительная шлифовка выявляет скрытые бугры и ямы, которые, как правило, сконцентрированы у острия и порожков полосы, т.е. там, где равномерное движение по абразивному кругу нарушалось из-за смены направления и силы прижима.

Постепенно глубина и отчетливость ямок уменьшаются, но остается непрошлифованной кромка лезвия, потому что именно вдоль нее проходит граница смены угла сведения кромок, или заточки.

Наконец поверхность становится ровной, и пора переходить к мелкому абразиву. Показателем качества бруска будет не мутная кашица от его износа, а угольно-черная взвесь срезанного железа в прозрачной воде.

И вот - долгожданная туманная белизна.

Окончательная доводка пастами должна привести к образованию идеального зеркала, отражающего любой предмет без каких–либо искажений его формы.

Чрезвычайно мелкозернистые, плотные и жесткие доводочные и заточные бруски чаще всего требуют керосиновой или масляной смазки . Иногда в ремесленном обиходе так и говорят - «водяные камни» (имея в виду пористые, крупнозернистые обдирочные материалы, обыкновенно искусственного происхождения) и «масляные камни».

Физика процессов машинной и ручной полировки диаметрально противоположны с точки зрения результата . Какой бы успешной ни была предварительная шлифовка и насколько бы ровной поверхности вам ни удалось достичь, стремительный бег войлочных или кожаных кругов тотчас нарушит ее, естественным образом «вылизывая» в местах наименьшего сопротивления, по границам кристаллических структур, ковочных уплотнений и так далее.

Поскольку ни одна сталь не бывает идеально однородной, в конце такого полирования мы увидим под микроскопом некий сглаженный горный ландшафт, создающий рассеянное, диффузное отражение падающего света. В итоге клинок приобретает отвратительный селедочный блеск, белый и яркий, но совершенно мертвенный.

Если полировка производится медленными возвратно-поступательными движениями твердого бруска, то в конце концов получается действительно плоская поверхность той или иной чистоты, отражающая световые лучи в полном соответствии с законами оптики, когда широкий пучок из нескольких лучей на выходе почти не отличается от входящего. Такой клинок кажется темным, словно прозрачным, и одновременно он представляется несравненно более «настоящим» и страшным. На словах это просто, но практически подобный эффект достигается неимоверным терпением и уймой часов и дней монотонной ручной работы.

В наших условиях лучшие результаты дает использование в качестве полирующих материалов алмазных паст различной крупности зерна , а сам притир изготавливается из дерева плотных и твердых пород (самшит, яблоня, груша) или из жесткого фторопласта. Чем меньше габариты бруска, тем большее давление он оказывает на поверхность стали, но одновременно снижается удобство работы. Оптимальным можно считать размер 10х15х50 мм. Фторопласт хорош тем, что он не изнашивается и не вбирает в себя зерна абразива, поэтому один и тот же притир можно использовать на всех этапах полировки, переходя от пасты к пасте.

Некоторые алмазные и эльборовые пасты являются маслорастворимыми и требуют в процессе полирования нанесения время от времени на сталь капельки керосина или жидкого машинного масла для того, чтобы брусок легче ходил по поверхности, включая в работу порции свежих зерен. Однако встречаются пасты на глицериновой основе - в этом случае керосин заменяется водой. Такую композицию легко сделать самому: одну-две чайные ложки порошка нужно размешать с соответствующим количеством глицерина и хранить драгоценную кашицу в закрытой баночке, используя по мере надобности.

Лучше всего «ест» металл абразив с крупностью зерна в пределах 40-80 микрон. Пасты с зерном 20-40 микрон идут исключительно на финальные стадии для наведения зеркального блеска.

Пресловутая зелёная паста ГОИ , созданная давным-давно для полировки оптических стекол, также имеет несколько степеней крупности (чем темнее - тем нежнее), а собственно абразивом в ней служит окись хрома.

Совсем уж тонко работают венская известь и крокус . Эти абразивы обладают меньшей, нежели каленая сталь, твердостью и поэтому чрезвычайно деликатно доводят поверхность до хрустальной чистоты. Правда, трудозатраты при этом колоссальные. Изготовить порошок крокуса можно в домашних условиях, если дважды прокалить в тигле до оранжевого свечения (900 °C) железный купорос.

Заточка режущей кромки есть процесс немногим менее длительный и кропотливый, чем полировка. Золотое правило равновесия гласит: «То, что долго делалось, долго и служит ». Если вы затратили на заточку пять минут, не ждите, чтобы ваш нож хорошо резал два месяца. Лезвие, кажущееся неимоверно острым, чаще всего таковым не является, а иллюзия остроты создается грубым пильчатым заусенцем ободранной кромки.

Прежде чем острить лезвие, его следует выровнять, проведя несколько раз по очень плотному бруску. Разумеется, такая операция не требуется для добротных фабричных ножей, которые просто слегка притупились. Выравнивают кромку у вновь изготовленных или жестоко пострадавших клинков, перед тем как приступить к основательной заточке.

Считается, что оптимальный угол режущего клина - 25° , причем отклонения желательны лишь в меньшую сторону. На самом деле очень немногие ножи имеют такую кромку. Если посмотреть на кажущееся острым лезвие под микроскопом, то мы увидим, как по мере приближения к вершине идеально сходящиеся плоскости все больше закругляются, образуя, соответственно, все более тупой угол. Фактически истинная острота ножа зависит оттого, насколько точно сведены грани кромки и как долго металл способен сохранять эту геометрию .

Скептики могут самолично взять в руки свой замечательный нож и поглядеть на режущую кромку в ярком свете с увеличением в пять, а лучше - в десять раз. Для этого достаточно вставить в глаз обыкновенную лупу, какими пользуются часовщики. Любознательного исследователя ждет легкий шок от увиденного, а также последующее непонимание, как эдакое страшилище до сих пор вообще могло что-то резать.

Чем мельче зерно бруска, тем острее получается вершина угла, чище поверхность плоскостей и долговечнее результат . Повторяю - грубые абразивы создают лишь иллюзию остроты, которая мгновенно испаряется с началом реальной работы. Поэтому никакие сорта наждачной бумаги однозначно не годятся для действительно качественной заточки, поскольку обладают слишком рыхлой структурой, закругляющей самый-самый край лезвия.

Кстати, точно так же ведет себя кожа, покрытая полировальной пастой . Нож, «наведенный» на ремне, тупится очень скоро, изумляя хозяина. Секрета здесь нет - мягкая поверхность неизбежно проминается под давлением клинка, автоматически «зализывая» тоненькую кромку. Недаром подобным образом принято править лишь опасные бритвы - там сама геометрия сходящихся вогнутых граней препятствует любым закруглениям. Разумеется, при использовании твердого, жесткого и мелкозернистого бруска ничего похожего не происходит, и лезвие получает остроту иного типа, «злую» и долговечную.

В среде специалистов бытует термин «агрессивность кромки», характеризующий способность лезвия хищно впиваться в любое препятствие. Я лично столкнулся с подобным феноменом, проявившим себя до боли ярко. Однажды в гостях меня командировали резать вяленую рыбу, снабдив каким-то почерневшим от старости тупым ножом. В том, что он тупой, я немедленно убедился, потрогав кромку пальцем, однако работа пошла с непонятной легкостью, хуже того - злонравная железка, моментально развалив матерого чебака, углубилась в палец, точно скальпель свежей заточки.

Оказалось, что ножик еще дедовский, сделанный им на скорую руку из обломка пилы. Этот случай подтвердил слышанное не раз мнение, что простая, но качественная «углеродка» режет лучше какой угодно легированной стали. Во всяком случае, факт остается фактом: я пострадал от абсолютно тупого, но чудовищно агрессивного ножа.

Если для черновых операций по заточке годятся искусственные материалы, то на финальных стадиях лучше применять дорогостоящие ПРИРОДНЫЕ КАМНИ , разновидностей которых достаточно много. Королем среди них издавна считается пресловутый камень «арканзас» , добывавшийся в бассейне одноименной реки.

На сегодняшний день маленькое месторождение почти полностью исчерпано, и подлинные бруски ценятся на вес золота (непонятно, что же тогда продается за приемлемую цену в магазинах, торгующих ювелирной оснасткой, под именем «арканзаса» и какова истинная природа этих маленьких белых плиток?). Их используют лекальщики и граверы для тонкой заточки режущего инструмента: доказано, что доведенные на «арканзасе» резцы и сверла служат в несколько раз дольше.

Фантастические свойства «арканзаса» обусловлены уникальным строением - «арканзас» состоит из намертво спаянных мельчайших зерен кварца, удивительно чистых (99,5 % кремнезема) и однородных (1-6 микрон).

Прочность строения объясняется так называемой импликационной структурой, при которой зубчатые края зерен словно врастают друг в друга.

Бруски «арканзаса» имеют белый с голубоватым или желтоватым отливом цвет. Перед работой их следует слегка смазать костяным или вазелиновым маслом, применение же любых иных составов может привести к засаливанию и порче бруска.

«Арканзасу» часто сопутствует другой, более распространенный камень - «вашита» . Бруски серого, бурого или черного цвета имеют больше примесей, более крупное зерно и меньшую твердость, но это также отличный инструмент.

Из других знаменитых природных абразивов можно назвать яшму и целую группу мелкозернистых кремнистых сланцев , которые французский геолог Кордье назвал новакулитами (от латинского novacula - «бритва»), то есть «бритвенными камнями». Название прижилось и даже распространилось на группы точильных камней различного минерального состава - на слюдистые сланцы с зернами гранатов, пористые халцедоны, глинистые сланцы с кварцем и др.

В Европе издревле известны гранатовые абразивы . Лучший из них - «бельгийский камень» , тонкозернистый мусковитовый сланец, содержащий чрезвычайно мелкие зерна гранатов (в одном кубическом миллиметре - до 100000 зерен). Здесь же можно назвать глинистые сланцы с кварцем из Тюрингии («тюрингский шифер» ), слюдистые сланцы из Вермонта и Нью-Гэмпшира, халцедоновый абразив из штата Миссури.

Недалеко от турецкого города Измир испокон веку добывается знаменитый на весь Ближний Восток «турецкий камень» , состоящий из зерен кварца, сцементированных кальцитом. Почти все эти камни у себя на родине называются «масляными» не только за их своеобразный внешний вид, но и по упомянутым технологическим причинам.

В Восточном Казахстане, на реке Джаксы-Кайракты, добывается прекрасный кремнистый сланец типа вашиты (название реки в переводе и означает «хорошее точило»), а на Алтае имеются залежи мелкозернистого кварцита - белоречита . В отличие от всех иных камней, последнему для работы необходимо не масло, а простая подсоленная вода.

Хотя промышленность выпускает достаточный ассортимент синтетических камней на основе алмаза, алюмокерамики и др., ни один из них не может сравниться с лучшими творениями природы, миллионы лет вызревавшими в недрах земли.

Техника заточки клинка немудрена, но требует твердой руки и способности длительное время выполнять однообразные, размеренные движения с одинаковой амплитудой, скоростью и углами. Можно назвать два основных приёма техники заточки клинка :

— в первом из них (наиболее распространенном) клинком водят по неподвижно и устойчиво (!) лежащему или зажатому бруску, обычно кругами и эллипсами, время от времени добавляя смазку и очищая поверхность;

— второй способ противоположен - по неподвижному клинку проводят бруском. В этом случае легче выдерживать необходимый угол и осуществлять прямой визуальный контроль за результатами усилий, но труднее обходиться со смазкой.

Строго говоря, каждый мастер должен отыскать собственные приемы и методы, присущие исключительно ему одному, и никакие стандартные советы в данном случае не принесут хорошего результата. Все без исключения фирменные приспособления и устройства дают возможность заточить нож без особенного труда, но весьма средне.

Последнее, о чем необходимо рассказать, - это способы проверки остроты лезвия . Помимо общепринятого бритья волос на предплечье, вполне достоверным тестом может быть способность (или нет) клинка легко разрезать листок тонкой, мягкой бумаги, свободно удерживаемый на весу. Кожура слегка привядшего помидора нипочем не уступит тупому лезвию, и вы скорее раздавите продукт питания, чем отрежете от него хоть дольку.

Вообще, прочная кожица большинства фруктов (непременно пожухлых), а также сыромятная кожа отменно протестируют любой клинок. Популярные легенды о рассеченных шелковых платках - не сказка, но такую фантастическую остроту способна принять, а тем более удержать, далеко не всякая хорошая сталь. Наконец, действительно острое лезвие способно срезать тончайший слой газетной бумаги, не проходя ее насквозь, до дыр.

Многие, неизвестно для чего, любят добиваться от острия проникающей способности лазерного луча. Им одним ведомо, какая от этого польза, но неплохим способом проверки является протыкание туго натянутой (например, на стакан) крепкой тонкой кожи. Если острие далеко от совершенства, то оно для начала напружинит мембрану еще больше, после чего та разойдется с отчетливым хлопком.

Подобных приемов существует много, но для реальной жизни важнее не изначальная острота, а способность клинка сохранять её продолжительное время . Этим и только этим подтверждается, что ваши руки сжимают по-настоящему ценную вещь.

Напоследок, в качестве ободряющего напутствия, можно сообщить интересный факт: по японским меркам, первоклассным полировальщиком и заточником клинков способен стать лишь один из сотен, проучившись не менее пяти лет у первоклассного же мастера, да и то при наличии некоей изначальной «божьей искры». Так что, в добрый путь!

/Алекс Варламик, по материалам stilet.pp.ua b и klinok.zlatoff.ru /

— Чем ножи точишь?
— У меня алмазные бруски!
— А-а, не знаешь, наверное, что не для каждого ножа они подходят…

(Из разговора с кузнецом)

Быстро поправить заточку ножа на охоте или рыбалке, или вывести режущую кромку на вновь изготовленном или напрочь загубленном ноже – с помощью алмазного бруска ты сделаешь это легко и просто. Лишь два условия…

  • Ты правильно выбрал алмазный брусок под свои задачи.
  • И освоил начальную технику правки и заточки на алмазах.

Об этом и поговорим. В статье не будет никаких сложных терминов и понятий, например, «осаждение алмазного абразивного порошка на стальной поверхности бруска с помощью эпоксидного компаунда» или «удержание алмазов с помощью электролитически осаженного никеля»)). Нет, я не про это сегодня.

Задача данного материала научить выбирать алмазный брусок под свои потребности и пользоваться им в случае возникшей необходимости.

А чтобы придать нашей беседе легкость, посмотри шуточное видео, которое мы специально сняли для этой цели. Да, это видео именно про алмазные бруски.

ВИДЕО: Алмазные бруски. Главное не увлекаться))

Ну, а теперь продолжим. Что есть «алмазный брусок»? Обычно, это пластмассовая или алюминевая основа, на которой закреплены две металлические пластины, на которые с помощью химических методов посажены и удерживаются абразивные алмазные зерна.

Рис. 1 Структура алмазного двухстороннего бруска для заточки и правки ножей

Огромное достоинство алмазных брусков заключается в том, что даже «бывалый» брусок, видавший не один десяток ножей остается абсолютно плоским. «Какие еще достоинства у этих брусков?», – спросишь ты.

Пожалуйста:

Алмазные бруски: достоинства

  • Зерна алмазного абразива имеют более острые грани по сравнению с другими абразивами и не изменяют своей формы в процессе работы.
  • Алмазные бруски не хрупкие, от удара они не расколются, как, например, природные или искусственные камни для заточки.
  • Заточка на алмазных брусках не требует специального масла – достаточно слегка увлажнить его водой.
  • Алмазный брусок не засорится при заточке частичками обрабатываемой стали ножа. Для очистки бруска достаточно прополоскать его в воде и протереть насухо ветошью или фиброй.
  • Алмазные бруски стачивают сталь очень быстро. Это позволяет сохранить рабочую поверхность (длину) бруска более длительное время по сравнению с керамикой или природным абразивом.

Но не спеши бежать в магазин или сёрфить в интернете по части покупки алмазного бруска. У этих брусков есть два недостатка, которые для тебя, возможно, важны:

Алмазные бруски: недостатки

  • Эффективное стачивание стали ножа в процессе заточки на алмазных брусках, в неумелых руках может привести к неисправимому повреждению лезвия.
  • И второй недостаток - это «цена». Да, алмазные бруски несколько дороговаты по сравнению с природными абразивами, так как технология производства хороших (читай фирменных, марочных ) алмазных брусков довольно дорога. И цены начинаются, как правило, от 800 рублей (02.11.2016 г.). Видел дешевле? Обходи такой брусок стороной! Через 5-10 заточек он будет лысый – придется выбросить, а ты ведь этого не хочешь?

Руки твои мы сейчас поправим)) – об этом ниже. А второй недостаток «цена» исправить более проблематично. Тут уж все в твоих руках. Извини за каламбур.

Алмазные бруски: обозначение и маркировка

Но сначала научимся выбирать алмазный брусок. Видел их обозначение? Смотри: 2500/2000, 2000/1600, 1600/1250, 1250/1000, 1000/80, 800/630, 630/500, 500/400, 400/351, 315/250, 250/200, 200/160, 160/125 , 125/100, 100/80, 80/63, 63/50, 50/40 , 40/28, 28/20, 20/14, 14/10 , 10/7, 7/5, 5/3, 1/0 .

Растерялся? На самом деле ничего сложного. Обозначения эти приняты по ГОСТ 9206-81 (алмазы) и делятся на:

  • 12345 — Алмазные бруски для ремонтных работ связанные с интенсивным съемом металла, а именно, восстановление и изменение формы и профиля клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления следов обдирочных операций, шлифовке и основных работ по заточке, а именно получение заданных параметров клинка и режущей кромки.
  • 12345 — Алмазные бруски для удаления шлифовки поверхности клинка, чистовая заточка и доводка режущего инструмента.
  • 12345 — Алмазные бруски для правки режущих кромок, полировки поверхности.

Уже легче? А маркировка расшифровывается так, например, «125/100» означает, что на данной стороне бруска присутствуют алмазные зерна минимум 100, максимум 125 микрон.

Обычно на брусках (на обеих сторонах) производитель ставит клеймо, которое указывает на его зернистость. Вот такое:


Рис. 2 Маркировка алмазного бруска

Учитывая, что речь идет про двухсторонние алмазные бруски, то сам понимаешь, что одна сторона предназначена для более грубых операций по заточке, другая для правки и полировки режущей кромки.

«Круто! Один алмазный брусок для двух операций!» — воскликнешь ты.

Да, так и есть, «два в одном». Как правило, зеленоватая сторона бруска грубее, а коричневая – тоньше. Если маркировки нет, можно ощутить это тактильно ногтем, либо взять лупу и ощутить это уже визуально.

Универсальный алмазный брусок

А теперь, послушай совет бывалых. Алмазный брусок у которого одна сторона маркирована значением «100/80», а вторая «50/40» перекрывает 99% заточных операций. Поверь, этого бруска будет достаточно!

Мало опыта в заточных операциях или нет надобности выводить режущую кромку до строгания волоса? Покупай именно этот брусок! Он всегда будет с тобой. Клади его в рюкзак при выходе «на природу», бери его с собой на охоту и рыбалку – универсальный алмазный брусок придаст остроту твоему ножу в процессе работы по разделке туши кабана, богатого улова или при нарезке продуктов на кухне.

Изготавливаешь ножи самостоятельно? Или затачивать ножи твоё хобби? Пользуйся нашей «Таблицей абразивов» чтобы подобрать алмазные или другие бруски под свои потребности.


Рис. 3 Таблица абразивов поможет ориентироваться тебе при выборе заточного материала под свои потребности

Скачай её с большим разрешением по этой

С помощью ножа мы готовим пищу, нарезаем продукты и выполняем другие работы по хозяйству. Поэтому очень важно, чтобы лезвие ножа всегда оставалось острым. Теоретически, в заточке ножей нет ничего сложного, но на практике оказывается, что хорошо наточить лезвие получается далеко не у каждого. Чтобы иметь представление о том, чем точить ножи и как это делать правильно, советуем прочитать нашу статью.

Прежде чем начинать заточку ножа, необходимо выяснить, из какого материала он изготовлен. Ножи бываю нескольких видов:


  • Ножи из углеродистой стали – самые доступные по цене, изготовлены из сплава железа и углерода, легко затачиваются и долго остаются острыми. Из недостатков можно отметить, – окисление лезвия ножа от взаимодействия с пищей или кислой средой, по причине этого, на ноже появляются ржавчина и пятна, а продукты приобретают металлический привкус. Со временем, после образования на лезвии налёта, окисление прекращается.
  • Ножи из низкоуглеродистой нержавеющей стали – изготавливаются из сплава железа, хрома, углерода и в некоторых случаях никеля или молибдена. Ножи из нержавейки уступают в твёрдости углеродистой стали, поэтому они быстро тупятся и требуют регулярной заточки. К достоинствам можно отнести – устойчивость к коррозии.
  • Ножи из высокоуглеродистой нержавеющей стали – более высокий класс ножей, с повышенным содержанием углерода и добавками кобальта или ванадия. За счёт более качественного сплава, данный вид ножей не требует частых заточек и не подвержен коррозии.
  • Ножи из дамасской стали – в основном изготавливаются как холодное оружие, но бывают и кухонные варианты. Нож из дамасской стали это многослойное лезвие из разных сплавов высокого качества. К недостаткам можно отнести высокую стоимость ножей.
  • Ножи из керамики – приобрели популярность из-за своей остроты и способности длительное время не тупиться. Но помимо достоинств, керамические ножи обладают существенным минусом, который заключается в их хрупкости при падении с высоты и слабой устойчивости на излом.
  • Инструменты для заточки

    Оселок (точильный брусок)


    Точильные бруски выпускаются с разным количеством абразивных зёрен на квадратный миллиметр. Поэтому для грубой заточки и финишной шлифовки нужно применять бруски с минимальным и максимальным содержанием абразива. В оселках иностранного производства информация о количестве абразивных зёрен находится на их маркировке. Точильные бруски отечественного производства приходится выбирать «на глаз» или спрашивать у продавца, какой оселок применять для первичной, а какой для финишной заточки.

    Механическая точилка


    Механические точилки используются в основном для заточки кухонных ножей. Процесс заточки хоть и происходит быстро, но качество оставляет желать лучшего. По этой причине, для охотничьих и спортивных ножей, рекомендуется использовать другие способы заточки.

    Электрическая точилка


    Современные модели электрических точилок, позволяют добиться высокого качества заточки, за счёт встроенной функции, автоматического определения угла наклона лезвия. Электрическая точилка отлично подходит как для бытового использования, так и для заточки ножей в организациях общепита. Модельный ряд электрических точилок представлен в широком ассортименте, поэтому цена может быть разной, но если вы хотите чтобы ваши ножи всегда оставались острыми, то покупайте более «продвинутые» и дорогие модели.

    Мусат


    Мусат – предназначен для поддержания остроты кромки ножа. По форме, мусат напоминает круглый напильник с ручкой. Мусаты входят в наборы ножей, и многие хозяева, часто путают их с инструментом для полноценной заточки лезвия. Учтите, что с помощью мусата вы сможете поддерживать остроту заточенного ножа, но если нож окончательно затупился, заточить его мусатом не получится.

    Точилка «Lansky»


    Данная точилка используется для заточки маленьких и средних по размеру ножей. Конструкция точилки, позволяет производить заточку лезвия под выбранным вами углом. Точилка «Lansky» состоит из стержня со съёмным оселком и двух уголков соединённых друг с другом. Уголки одновременно выполняют функции тисков для ножа и шкалы для выбора угла заточки. В комплект точилки также входят точильные бруски разной зернистости с маркировкой ANSI.

    Станки для заточки и шлифовки


    Точильные станки используются в основном на производстве, для высокоточной заточки лезвий вращающихся валов. Помимо высокоточных станков, существуют абразивные круги с электрическим приводом и вращающиеся диски для шлифовки. Заточка ножей на таких станках, должна производиться только опытным мастером, потому что из-за скорости вращения круга или диска и высокой температуры нагрева, при любом неудачном движении, лезвие ножа придёт в негодность.

    Самостоятельная заточка лезвий

    Затачивание ножа с помощью оселка

    Заточка лезвия, произведённая точильным бруском, считается самой качественной, конечно при условии, если её производил опытный мастер. Чтобы наточить нож о точильный брусок сделайте следующее:


    Как заточить нож при помощи точильного бруска смотрите также в ролике:

    Затачивание охотничьего ножа на точилке «Lansky»

    Охотничьи ножи изготавливаются из твёрдой стали, поэтому их первоначальная заточка требует точильные бруски с низким содержанием абразивных зёрен.


    Как затачивать ножи в точилке «Lansky», смотрите в видеоролике:

    Заточка ножниц

    Заточку ножниц необходимо производить на специальном точильном станке. Заточка лезвий с помощью подручных (наждачной бумаги, края стакана и др.) может на время улучшить остроту ножниц, но ненадолго. Если у вас нет возможности наточить ножницы у профессионала, то можно попытаться сделать самостоятельную заточку об абразивный камень. При заточке нужно соблюдать несколько простых правил:


    Производя заточку ножниц, не спешите, терпение в этом деле будет вашим союзником.

    Как быстро заточить ножницы, также можно посмотреть в ролике:

    Затачивание лезвий рубанка и стамески

    Заточка лезвия рубанка и стамески, практически не отличаются друг от друга. Поэтому описанный ниже процесс заточки применим к обоим инструментам:


    Помимо ручной заточки, стамеску можно заточить на станке с крутящимся абразивным диском:


    Не забывайте, что при заточке изделий на станке, образуется много искр и мелких частиц, которые могут попасть в глаза, поэтому обязательно работайте в защитных очках. А чтобы не повредить руки о крутящийся диск, одевайте перчатки.

    Как наточить инструменты вы также можете узнать из видеоролика:

    Советы для быстрого затачивания лезвия подручными средствами

    Камень

    Быстро придать остроту ножу в походе или на пикнике, можно с помощью обыкновенного булыжника. Используйте любой валяющийся на земле камень, вместо точильного бруска и проведите лезвием ножа, по его поверхности. Бритвенной остроты вы не добьётесь, но вернёте нож в рабочее состояние.

    Второй нож

    Наточить два ножа сразу, без точильных камней и приспособлений, вполне возможно. Для этого нужно взять в обе руки по ножу и начать затачивать лезвие одного ножа об лезвие другого. После 5-10 минут такой работы, ножи станут острее, чем прежде.

    Стеклянные предметы

    Лезвие ножа можно слегка заострить о грубый край стеклянных или керамических предметов. Например, о донышко бокала или край кафельной плитки. Главное, чтобы поверхность была шероховатой.

    Кожаный ремень

    Ремень из кожи больше годится для финишной доводки и приданию лезвию ножа бритвенной остроты, чем для грубой заточки. Но если под рукой кроме ремня ничего нет, то можно попытаться наточить нож об него. Для этого, ремню нужно дать натяжку и начать водить по нему лезвием, сильной остроты вы может и не добьётесь, но отполируете нож до блеска.


    Научившись самостоятельно затачивать ножи и инструменты, Вы приобретёте навык, который пригодиться вам в течение всей жизни!

Если вы выбрали для себя в качестве инструмента заточки ножей японские водные камни, вам нужно сразу же понять две вещи. Во-первых, заточка режущих инструментов таким способом – это просто здорово! Вы сможете наточить свои инструменты просто до невероятной остроты, а заодно и постичь некоторые моменты японской культуры, традиций ножевого производства. Япония – страна особенная, и открывать странички ее истории и традиций всегда интересно. Ну, а во-вторых, будьте готовы учиться. Учиться правильно точить ножи, выдерживать угол наклона клинка, учиться терпению и выдержке. Ведь на водных японских камнях нельзя наточить клинок за пару минут. Но зато и конечный результат может быть просто идеальным!

Для того чтобы не делать стереотипные, распространенные ошибки в обращении с водными камнями, прислушайтесь к некоторым советам опытных мастеров, которые ежедневно точат клинки на японских водных камнях. По мнению ряда российских мастеров, освоивших технику заточки клинков на японских водных камнях, начитать общение с этими заточными предметами каждому новичку необходимо с теории. Поняв основы работы с камнями, освоить на практике заточку будет намного легче. Кроме этого, следует помнить, что водные камни требуют постоянного ухода. Правильное обращение с камнями дадут вам эффективные результаты.

«В народе» бытует мнение, что на камнях точат только японские кухонные ножи и традиционные катаны. Это абсолютная чушь. На японском водном камне качественно заточить можно любой клинок, независимо от его происхождения и марки стали. Начинающим лучше приобрести синтетические водные камни, они дешевле и однороднее. С ними проще будет освоить заточку, их не так жалко расходовать на обучение. Качественные синтетические водные камни производятся под марками Kasumi, King, Naniwa, Suehiro и так далее. Особое внимание следует обратить на маркировку камня, она должна быть понятной. И очень желательно, чтобы камни все-таки были сделаны в Японии, тогда у новичка выработается правильное представление о качестве водных камней.

В зависимости от того, какую сумму вы готовы потратить на приобретение камней, делается выбор. Как минимум, вам нужно приобрести камни для поддержания остроты предварительно наточенных режущих инструментов. Более дорогим будет комплект камней для базовой подточки и правки (при этом режущая кромка должна быть не испорченной). Наиболее дорогим вариантом станет приобретение полного комплекта камней для формирования и ремонта режущей кромки, а также чистовой заточки и финишной обработки режущей кромки (правки и полировки).

Для первого варианта подойдет пара мелкозернистых камней с маркировкой 5000-8000. Камни с таким мелким зерном изнашиваются мало, они снимают очень немного металла с клинка и дают зеркальную поверхность режущей кромки. Не экономьте на камне! Купите мелкозернистый камень хорошего качества, так как на финишном этапе все недостатки абразива буквально «вылезают» наружу, проявляются в полной мере. Качественные камни от Nawina или Kasumi вас не подведут! С такими камнями вы всегда сможете подправить режущие кромки ножей, продлевая таким образом интервалы между полноценными заточками в разы!

Если вы решили самостоятельно точить затупленные ножи (с неповрежденными режущими кромками), вам следует приобрести комплект из трех (как минимум) камней, с зернистостью 1000, 3000 и 6000-8000. Тысячный камень используется для первичной чистовой заточки. Также этот камень применяют, если нужно сгладить, убрать следы более грубых абразивов на клинке (при сильных повреждениях режущей кромки, об этом мы поговорим позже). Камень с зернистостью 1000 будем считать базовым. После заточки режущей кромки на этом камне, острота ее будет уже достаточно высокой. Камень с зернистостью 3000 используется для начальной полировки режущей кромки. В принципе, чтобы понять процесс заточки и получить первые хорошие результаты, камней 1000 и 3000 может быть достаточно. Но чтобы получить настоящую остроту, требуется финишная полировка. Ощущения «острый», «очень острый» и «идеально острый» довольно размытые, но они обязательно со временем у вас появятся, и вы поймете, что двух камней для идеального результата явно недостаточно.

Финишный камень с зернистостью 6000-8000 мы уже обсуждали выше. Качество этого абразива должно быть самым высоким.

Для серьезной комплектации мини точильной мастерской необходимо приобрести полноценный набор камней. Это можно сделать на основе предыдущего комплекта из трех водных камней, добавив к такому набору грубый обдирочный камень с зернистостью 120-600. Эти камни предназначены для снятия большого количества металла. С их помощью можно изменить угол заточки, сформировать или отремонтировать режущую кромку, исправить недочеты и повреждения. Поэтому следует изначально приобретать хорошие камни с крупным зерном. В противном случае вам придется все время их править. В результате обдирочные камни быстро будут изнашиваться и требовать замены. Ножи с клинками из относительно мягких сталей (так называемых «европейских» ножей) можно «обмануть», используя в работе с ними на начальной стадии вместо грубых водных камней алмазные. Алмазные камни более долговечные, нежели водные абразивы, и они более агрессивные. При работе с твердыми клинками японских ножей (с твердостью от 60-61 единицы по шкале Роквелла и выше) настоятельно рекомендуется использование только водных точильных камней.

Некоторые мастера заточки предпочитают разделить начальный уровень обработки режущей кромки на два этапа, используя вместо одного обдирочного камня два: с зернистостью 120-180 и 400-600. Также, чтобы повысить потенциал вашего комплекта, стоит докупить камень с зернистостью 10000-12000. На таких абразивах можно править опасные бритвы. Ряд мастеров считают, что при подборе комплекта камней для заточки, следует выбирать зернистость (камней) так, чтобы каждый последующий камень минимум вдвое превышал по номеру своего предшественника. То есть, приблизительно так: 200-400-1000-3000-6000-12000.

Несколько слов о габаритах водных камней. Серьезный подход требует приобретения камней значительного размера и толщины. Такие водные камни справедливо относят к профессиональной серии, так как регулярное их использование и значительный износ обуславливают необходимость солидной толщины. Для правки изношенных камней применяются специальные правила (правочные камни). Они бывают двух типов: для крупнозернистых водных камней и для мелкозернистых абразивов. Уход за камнями заключается в их регулярной правке (приведение рабочей поверхности в плоское состояние) и снятии фасок на ребрах, предотвращающих выкрашивание. Также после выполнения работ с камнями их нужно омыть, убрать частички металла, просушить и правильно (аккуратно) хранить.

Для выполнения самой заточки вам потребуется рабочее место, например, стол с достаточной площадью. Рабочее место нужно хорошо осветить. Для размещения камня потребуется подложка (если камень был приобретен без подставки) и емкость, для замачивания камня в чистой воде перед использованием. Оптимальным считается наличие отдельной емкости для замачивания под каждый камень. Это более удобно и исключает попадание на камень с мелкой зернистостью частичек крупного абразива (это может испортить вашу работу). Предварительное замачивание крупнозернистых абразивов должно длиться не менее 10 минут, для мелкозернистых время замачивания – не менее 30 минут.

Какого размера приобретать камни? Этот важный вопрос задают себе многие новички. Камни, как минимум, должны соответствовать габаритам ваших ножей. Если ваш самый длинный нож имеет клинок длиной до 26 см включительно, то вам потребуются камни размером 21х7 см. Если же у вас в «арсенале» только небольшие ножи, скажем, самый длинный имеет клинок в 13 см, то камней размером 15х5 см будет достаточно. То есть, старайтесь, чтобы длина водного камня немного была больше, чем длина клинка самого большого вашего ножа. Камни, на которые выпадает наибольшая часть нагрузки, должны быть максимально толстыми. Финишные камни толстыми практически никогда не бывают. Но это и не требуется, их износ минимален.

Для точного соблюдения угла заточки вам потребуется специальное приспособление, которое надевается на обух ножа. Не стоит полагаться на ваш глазомер и твердость рук, по крайней мере, на начальной стадии обучения. Со временем к вам придет интуитивное ощущение угла заточки, и подставки на обух вам больше не понадобятся.

Камень разместите на подставку (держатель). Если у вас такого нет, на первых порах можно использовать влажное полотенце, но подставку для камней приобрести все же нужно. Некоторые мастера используют специальные тиски с резиновыми губками, в которых зажимают камни. Вы можете использовать любую удобную вам подставку, выбор – дело личного вкуса, он не принципиален.

Процедура заточки начинается с образования суспензии на рабочем камне. Так как бруски водных японских камней достаточно мягки, они быстро стачиваются, обнажая новые зерна абразива. Отработанные же зерна с водой создают на поверхности камня суспензию, которая способствует равномерной и правильной заточке (ее ни в коем случае нельзя смывать). Как правило, с японскими водными камнями поставляется в комплекте маленький камень Nagura, с помощью которого и создают предварительную суспензию.

Нож следует разместить под углом приблизительно в 45 градусов к продольной оси точильного камня. Начинайте точить, проводя клинком по камню режущей кромкой вперед. Движения могут быть как от себя, так и на себя. Существует масса приверженцев того или иного способа, некоторые даже считают, что лезвием можно проводить по камню как «на» режущую кромку, так и «от» нее. Классической считается проводка только «на» режущую кромку. Проводите лезвием по камню так, чтобы за один проход вы, перемещая клинок, проводили режущей кромкой по абразиву по всей ее протяженности – от рукоятки ножа до острия.

В процессе заточки режущей кромки количество суспензии будет расти. Ее не нужно смывать. Требуется только следить, чтобы она не высыхала. Сбрызгивайте ее водой (пальцами или с помощью разбрызгивателя).

Остроту режущей кромки следует проверять визуально и на рез. Визуально – значит осветить режущую кромку и посмотреть, видна ли она. Затупленная режущая кромка бликует, а острая просто не видна. На рез проще всего проверить листом газеты на весу. Если лист легко «шинкуется», и клинок нигде не цепляет бумагу – значит, режущая кромка хорошо наточена.

Если вы решили всерьез заняться заточкой ножей на водных камнях, прислушайтесь к советам опытных японских мастеров. Они рекомендуют использовать для финишной обработки натуральные водные камни. Конечно, такие абразивы стоят дороже, чем синтетика, но результат работы на них неизменно лучше.

Помните, что натуральные камни не имеют такого термина, как «зернистость». Размер зерна у таких абразивов измеряется в мешах (определяются пропускной способностью камня к воде). Можно лишь приблизительно сказать о японских натуральных камнях, что какой-то из них приблизительно соответствует зернистости синтетического камня в 3000 или в 5000. Поэтому, приобретая натуральный водный камень, нужно очень четко представлять, что вам нужно, и так же четко объяснять свои пожелания продавцу.

Покупая натуральный водный камень, внимательно осматривайте его на предмет трещин (их не должно быть). Боковые поверхности камней, как правило, покрывают специальным лаком. Камень с трещиной в процессе работы просто развалится на части.

Существует линейная зависимость качества конечного результата и количества используемых для заточки камней (чем больше камней, тем лучше результат). Начальные операции требуют больше времени и усилий, чем финишные. Финальная доводка режущей кромки на натуральном водном камне выполняется без суспензии на чистом камне.

И последнее: наточить нож до бритвенной остроты лучше всего сможет водный камень. Это аксиома. К тому же водные камни точат любые клинки: от мягких «пластилиновых» лезвий до дамаска с самым твердым сердечником.


Астроминералогия

Тильман Екатерина

Астроминералогия

Параметры камней

Есть несколько основных признаков, по которым характеризуются камни. Их сочетание - это и есть энергетическая характеристика камня в целом.

Память камня

Цвет камня имеет такой же смысл, как и ментальная аура того же цвета. Ментальная аура - некое среднее (усредненное по времени) характерное для человека биологическое излучение, связанное с глубинными психологическими мотивациями поступков, "с убеждениями", с эмоциональным фоном. Обычно воспринимается рассредоточенным боковым зрением как цветовой ореол вокруг человека. Чаще всего у каждого человека есть два устойчивых цвета этого излучения - активный и пассивный, то есть те эмоции с которыми он активно вторгается в мир, и те, с которыми он обычно ждет помощи. (Таблица цветов ауры будет приведена чуть позже, и в ней достаточно хорошо видно, что определенные цвета связаны с определенным типом реакции на мир). Но тут речь идет о соответствии человеческой ауре цвету камня. Предполагается, что камень обычно сам по себе не имеет собственной ауры - разумеется, он может и иметь ее! Причем цвет ауры камня, если она есть, вполне может и отличаться от его собственного цвета: все зависит от того, кем или чем наведена эта аура. Вообще, "ничей" камень не должен иметь ауры. Если же у произвольно взятого камня она есть, то это значит, что он помнит, как принадлежал кому-то или чему-то. Такой камень лучше всего "выдержать", не носить - чужие талисманы нередко приносят несчастье. (Между прочим, именно с этим часто связаны всяческие "проклятия", лежащие на драгоценных камнях. Был он, скажем, триста лет глазом какого-нибудь идола... а драгоценные камни долго сохраняют "зарядку"!) Технологическое отступление Начертите три концентрических круга. Внутренний круг останется белым, внутреннее кольцо разделите на шесть радиальных частей и раскрасьте в цвета спектра (естественно, цвета должны меняться плавно - но воображение обычно дополняет неумение рисовать), внешнее кольцо обведите коричневым, фон зачерните. Получилась замечательная штука - цветовой каббалистический символ, "ауральная азбука".

Символика цветов.

Цвета спектра плавно переходят один в другой, постепенно теряя предыдущие и приобретая следующие качества. Присутствие белого (некорректное выражение, но для неоднороднго камня оно имеет смысл) чаще всего как бы усиливает свойства остальных цветов, делает их отчаянным и стремительным, причем в некоторых случаях это заострение качеств как бы "портит" их - по аналогии с "сожженными" планетами, когда угол между планетой и солнцем меньше 3 . Неспектральный коричневый может смешиваться и сочетаться с любыми цветами, причем гармоничное сочетание определяется просто: красиво или некрасиво. Соседство черного добавляет энергию любому другому цвету, делая его значительнее, сильнее и осмысленнее - без отрицательных эффектов. Камни, имеющие какой-то цвет, способствуют развитию соответствующих цвету качеств. Если камень начинает терять, усиливать или еще как-то изменять цвет - это показатель изменения в самом человеке.

Цвет*Свойства цветаБелый1венец и завершение, совершенство и смерть, бесконечно удаленная цель и одиночество.Красный2"чистая" энергия, естественные и жадные природные страсти, неосозннано возникающий протест и жажда движенияОранжевый3осознанная энергия красоты и изящества, сопоставление, сравнение, естественное украшение мира, артистизм Зеленый4восприятие, осознание и отбор, рост и покорение мира этим ростом, ощущение целиСиний5осозннаная цель, абстрактное восприятие, обобщения и аналогии, нахождение внутреннего родства явлений, ощущение тайны и незаконченности логикиФиолетовый6игра с тайной, первое ощущение магии, легкая связь энергии и интеллекта, повседневная мистика, вторая жизнь снов и тенейПурпурный7стремительная энергия понятой и покоренной тайны, подчинения мира волей и мыслью, восприятие "на грани дозволенного человеку"Коричневый8покой, надежность, остановка, отдых, стабильность, неизменная память, непредвзятостьЧерный9начало и конец, "смесь для изготовления энергии" (немодулированная энергия), ожидание без времени, скрытая сила* - Каббалистическое (вибрирующее) число. Каждый камень имеет одно, чаще два таких числа; но плохо, если больше трех. Каббалистические числа 11 и 22, как вещь сугубо антропоцентрическая, в камнях не встречаются.

Прозрачность

Чем более прозрачен камень и чем больший он имеет коеффициент преломлния, тем меньше он "знает" о времени - и тем более он энергичен. Эмоции, несовместимые со страхом и временем делают камни более прозрачными - и именно эти эмоции делают человека (существо уязвимое и недолго живущее!) изобретателем, любовником, творцом и магом... Соответствие очевидно, не так ли? Происхождение и структура Тут все строится на прямых аналогиях. Гидрогенное, гидротермальное, магматическое происхождение - от воды к огню, достаточно очевидно. Метаморфогенное - тоже понятно, причем можно посмотреть, какой камень подвергается метаморфозе и в каких условиях. Структура же - своего рода "переход" от происхождения к внешности, именно так ее и стоит рассматривать. Естественно, что особый интерес представляют разные дефекты и вкрапления, которые могут иметь положительный смысл (при благоприятном сочетании минералов) и очень отрицательный (трещины в алмазах, например).

Нумерология планет

Вступление

Нумерология планет ставит в соответствие каждой планете свое вибрирующее (каббалистическое) число либо определенное сочетание чисел. Есть не совсем обычные термины, требующие объяснения. Например, зеркало - это способность отражать любые колебания (свойства защиты). Им обладают все камни с зеркальными и охранительными свойствами. Но тут есть одна сложность: зеркало трудно "приручить", настроить под себя - и в этом смысле такие камни могут быть даже опасными. Сумма - термин более ясный. Это пестрое смешение цветов, в котором уже не имеет смысла выделять основной цвет. Такой камень будет откликаться на что угодно - но тоже плохо поддается настройке. И, наконец, колебание - это плавные, как бы перетекающие один в другой без резких границ изменения цвета. Такое свойство имеют палочки турмалина (от коричневого до розового), крупные образцы топаза, флюорита. Примечание: Есть некоторые расхождения в установлении соответсвия между планетами и каббалистическими числами. Например, таблица приведенная Т.Глобой в курсе заочных лекций журнала "Работница".

Солнце 1Луна 2Марс 3Меркурий 4Юпитер 5Венера 6Сатурн 7Уран 8Нептун 9Плутон10Вулкан11Прозерпина22 Не знаю, по какому принципу установлено это соответствие - но очевидно, не по энергитическому. Для камней же имеет смысл именно энергетические моменты, о них и пойдет речь. Таблицы соответствия Планеты по свойствам ЛичныеСоциальныеВысшиеМарс2ПлутонзеркалоСолнце1Хирон8Юпитер5Вулкан8Меркурий4Уран6Луна7ЦерерасуммаСатурн9ПрозерпинасуммаВенера3НептунколебаниеПланеты по знакам зодиака солнце (лев)1белыйвенера (телец)3оранжевыймеркурий (близнецы)4зеленыйлуна (рак)7пурпурныймарс (овен)2красныйпрозерпина, церера (дева)сумма -многоцветьевулкан, хирон (весы)8коричневыйплутон (скорпион)отсутствие - зеркалоюпитер (стрелец)5аквамариновыйсатурн (козерог)9черныйуран (водолей)6фиолетовыйнептун (рыбы)переход - колебание Правила соответсвия, примеры Если камень имеет один цвет - тут все понятно. Желтый топаз, например, или гиацинт однозначно связаны с Меркурием, ярко-красная шпинель - с Марсом, и т.д. Если у камня есть два или три равноправных вибрирующих числа в благоприятном сочетании, то это будет обозначать благоприятное сочетание двух или трех планет. Например, чароит связан с Ураном (фиолетовый) и Сатурном (черный) и Плутоном (блестящие вкрапления кварца и пирита) в благоприятном аспекте, причем сочетание Урана и Сатурна имеют большее значение. Если вибрации не очень связаны друг с другом и камень энергетически "не очень строгий", этот камень может быть связан с планетой одного вибрирующего числа в знаке другого. Например, оникс связан с Хироном или Марсом в знаке Близнецов. Если вибрирующие числа камня враждуют - это будет соответствовать напряженному аспекту соответствующих планет. Например, малахит связан с неудачным сочетанием Меркурия и Юпитера.

Как носить камни

Камни с положительными аспектами планет. Тут есть одно простое правило: усиление или смягчение. (Усиление положительных свойств и смягчение проблем.) Это достаточно индивидуальная работа, и тут сложно давать конкретные рекомендации. Приведу только несколько самых общих примеров:

Уран, экзальтация Нептуна, Солнце в изгнании. Можно носить фиолетовый аметист (Уран), как помощника в покорении мира. прозрачный кварц (Солнце) как защиту и поддержку, турмалин или беломорит (Нептун) - изредка для особых случаев, когда надо особо сильно на что-то воздействовать. Но дать рекомендации относительно, скажем, чароита уже сложнее. Тут надо смотреть, какое положение Сатурна и в каком аспекте он с Ураном (если положительный - то чароит будет помощником, если напряженный - то камень станет уже больше защитой, чем помощником, причем вполне конкретной защитой: от чужих влияний в установлении своей позиции).

Луна, экзальтация Юпитера, Сатурн в изгнании Можно носить лунный камень в качестве помощника (насчет остальных ирризирующих шпатов опять же неясно), гематиты (Сатурн) в качестве защиты, а сапфиры (Юпитер) - для редких случаев активизации всех сил. Камни с напряженными аспектами планет Камни с напряженными аспектами носят для "оттяжки" излищней энергии. Например, если у человека слишком сильный или сожженый (ближе 30 к Солнцу) Юпитер, то ему есть смысл носить малахит. Камни с напряженными аспектами могут отразить соответсвующую напряженность, защитить от нее - но только в определенной ситуации. Поэтому носить их постоянно нельзя, они считаются "тяжелыми". Описание: Полудрагоценные камни: "Земноводные" камни

Оникс - полупрозрачный полосатый камень, цвет от разных оттенков желтого, белый, коричневый, иногда розовато-коричневый. Вибрирующие числа: 4 - основное, немного 8 и 1. Вулкан или Хирон в Близнецах, иногда Марс в Близнецах (редкие образцы, надо выбирать вручную). Камень земли и воды. Забирает лишнюю энергию, успокаивает и примиряет. "Любит" массивные объемные изделия плавных мягких форм. Белый цвет смягчается желтым и коричневым, принося устойчивую стабильность. Иметь в доме изделия из оникса очень хорошо, но носить его постоянно не стоит, можно "поглупеть" - стать слишком спокойным и медленным.

Малахит - темно-зеленый узорчатый камень. Вибрирующие числа: только 5, но из-за происхождения (медные окислы) это число 5 как бы "прорастает" из числа 4. Что это значит для камня? Образно говоря, получается растущая "вещь в себе". В общем случае - напряженный аспект Юпитера и Меркурия плюс гармоничный с кем-то из них Сатурн. Стимулирует эгоистическое самозамкнутое развитие. В случаях, когда у человека много энергии, но недостает решительности, малахит может помочь. Но иногда он как бы затягивает своего владельца в замкнутый энергетический процесс - и нарушает связи этого человека с миром. (В этом смысле Хозяйка медной горы - пример просто замечательный.)

Кахолонг

Кахолонг - молочно-белая непрозрачная разновидность опала. Вибрирующие числа: не определены. Марс в Скорпионе или (достаточно редко) Плутон в Овне. Траурный камень. Связан с остановкой, воспоминаниями, повторениями. Свойство опала сливаться, усиливать и направлять здесь переходит в своего рода "безрезультатное всепоглощение". Энергетическое общение с ним очень сложно, используется только для конкретной цели (хорошо подходит для резьбы - и вот с получившимися изображениями уже можно экспериментировать магически). Халцедоновые образования

Халцедон

Халцедон - камень полупрозрачный, тяжелый, массивноый, неоднородный, бывает разных цветов (белый, серый, сиреневатый, розовый, разные оттенки красного, иногда зеленый), образуется при невысоких температурах в присутствии воды. Халцедон является основой для многих минералов. Вибрирующие числа: если есть хоть немного красного - то 2, если теплый белый - 1 и 2, если холодный белый - 1 и 9, для зеленого число теряет смысл из-за противоречивых сочетаний. Благоприятное сочетание Солнца, Сатурна и Марса (или Плутона). Мистический смысл - камень, посвященный Великой Матери (Кибелле-Астарте-Рее). Несет в себе изначальную женскую сущность, противоречивую и дающую жизнь. Присутствие белых пятен связано с твердостью и в каком-то смысле ограниченностью, красные тона - энергия, жизненная сила. Чем ярче халцедон - тем более он энергичен, но при увеличении яркости не должна терятся прозрачность (если так, то значит много микровкраплений, камень "грязный", неэффективный). Полностью белого халцедона лучше избегать: его энергетика слишком сильна и "узконаправлена" - сочетание материнства и смерти противоречиво и опасно. Впрочем, для статуэток, особенно изображений богов, белый халцедон очень подходит. (В Эрмитаже есть такие статуэтки из Древнего Китая - вещи изумительные, до сих пор сохранившие ауру.)

Сердолик

Сердолик - "горячий" халцедон, образуется из него при достаточно высокой температуре с повышенной радиоактивностью, имеет характерную полостчатую структуру, более или менее заметную, цвет - от желто-бурого до оранжево-красного, прозрачный. Вибрирующие числа: только 3. Венера "во всех видах и сочетаниях". Камень ценителей красоты - стремительных в мышлении и страстных в чувствах. На соответствующие эмоции владельца реагирует почти мгновенно: увеличивает прозрачность, приобретет более выраженную "полосатость", при касании кажется наэлектризованным. Незаменим в утонченных любовных играх: придает силы, добавляет остроты ощущений. Заряженный кем-то сердолик можно надевать для повышения тонуса и избавления от нервозности. Под сердоликовым экраном снятся хорошие сны.

Хризопраз

Хризопраз - светло-зеленый, прозрачный (халцедон и опал) и полупрозрачный (халцедон и кварц). Вибрирующие числа: 4, 5, 1 в хорошем сочетании. Благоприятное сочетание Солнца, Юпитера и Меркурия. Камень вступающих в жизнь юношей. Помогает сориентироваться в мире, найти цель и осознать ее. Чем более однороден и прозрачен хризопраз, тем лучше работает. В непрозрачном с белыми вкраплениями хризопразе зеленый (халцедон) и белый (кварц) уже не дополняют и не усиливают друг друга, а откровенно вступают в противоречия. Такой камень выглядит тяжелым и негармоничным, и носить его, разумется, не стоит.

Агат - "холодный и мокрый" халцедон, полосатый (с тонкими и резкими или плавными переходами) или моховой, полупрозрачный, бывает разных цветов, но чаще бело-черный, бело-серый, иногда розовый или лиловый. Вибрирующие числа: 1, 9 и 7. Благоприятное сочетание Сатурна, Луны и Нептуна. Очень "водяной" и холодный камень, есть даже поверье, что держать агат во рту помогает против жажды. Агат - камень абсолютно равнодушный, зарядить его невозможно, поэтому он ценен для тех, кто опасается отчуждать от себя свою энергию, но в то же время хочет носить украшения из камней. Наиболее хорош для этого моховой агат. Тонкополосчатый агат (сардоникс) - пучок противоречий, замыкающий в себе все и ничего не отдающий. Способствует отрешенному размышлению, философии, интеллекту, рассудочному постижению бесконечности, сильной устойчивой эйдетике (сны наяву), растормаживанию воображения, буквально пребыванию в воображаемом мире. Разноцветные камни гидротермального происхождения

Яшма - камень очень пестрый по составу и цвету, непрозрачный. Вибрирующие числа: совершенно непонятно, могут быть любые, разные для разной яшмы - но всегда не меньше трех. Прозерпина или Церера (более однотонные образцы). Сумасшедшая эклектика яшмы делает ее непригодной для энергообмена с ней. Как в белом шуме - вроде бы все есть, а на самом деле ничего нет. При этом яшма очень "памятливый", ощущающий время камень - своего рода подземная летопись, ее можно рассматривать снова и снова - как бы "считывать" ее собственные разнообразные вибрации. Яшмы обычно не используются для "зарядки", но они могут иметь весьма сильную собственную, не наведенной ауру - естествено, не человеческого происхождения. В связи с этим они используются в ряде весьма сложных магических практик связанных с различными "переходами". В них яшмы (и иногда агаты) используются в качестве двери. Однако подходящие для этого камни редки, и их надо найти. Применение агатов в практиках "перехода" считается более безопасным, поскольку агат всегда пассивен, а яшма (особенно красно-коричневых тонов) может неожиданно "проявить инициативу". Обычная, без собственной ауры, яшма (как и агат) хороша для тех, кто не желает "играть с энергией", но хочет носить камни. На человеке, владеющем - хотя бы неосознанно! - магией, яшма будет смотреться чужеродно. Она подходит только тем, кто хорошо "локализован" во времени и пространстве. Разновидность яшмы - яшмо-агат - камень, как бы переходящий из агата в яшму. Соединяет в себе свойства того и другого (много общего, поэтому нет противоречий). Ценятся пейзажные яшмо-агаты, иметь дома такой пейзаж очень полезно - способствует миру и широкому взгляду на вещи.

змеевик (серпентевит)

Змеевик (серпентевит) - пестрый камень в зелено-коричневых тонах, полупрозрачный и непрозрачный. Вибрирующие числа: 4 и 8 в различных сочетаниях, "оттененные" числом 9. Благоприятное сочетание Хирона, Меркурия и Сатурна, допустимо: Меркурий или Хирон в Козероге. Камень по свойствам интересный и кое в чем противоречивый, работа с ним очень индивидуальна. Способен успокаивать и пераспределять энергию, избирательно запоминать и долго сохранять эту память. Грамотно сделанный талисман или просто удачная гармоничная вещь из змеевика - хорошая "буферная емкость" для энергии. Но заряженный отрицательными чувствами (чем конкретнее, тем эффективнее!) предмет способен принести несчастья, причем эффект сохраняется достаточно долго - хороший способ делать пакости.

Нефрит - зеленый, от яблочно-зеленого до темно-зеленого, реже белый или бурый, полупрозрачный, очень твердый и плотный камень, "горячий змеевик" (образуется из змеевика при высоких температурах). Вибрирующие числа: 4 и 5, немного 8 (зеленый), 1 и 4 (белый), 4 и 8 (бурый). Благоприятное сочетание Юпитера, Меркурия и Солнца, причем обязательно неравнозначно благоприятные: например, если Юпитер и Меркурий в тригоне (1200), то Марс уже в секстиле (300) к одному из них в квиконсе (1500) к другому) Нефрит, как и змеевик - великолепный "буфер", перераспределяющий энергию, причем делающий это очень тонко и сильно. На "энерговыделяющие" эмоции реагирует медленно, при этом сильно нагревается и потом долго (от нескольких часов до нескольких дней) сохраняет тепло. Согретый нефрит становится более прозрачным, зрительно как бы увеличивается, приобретает глубину. Переданную нефриту энергию (лучше свою, или гарантированно с ней гармонирующую) можно использовать для чего угодно - своего рода "запас". Сочетания и пропорции вибрирующих чисел нефрита разнообразны (связазно с цветом), но при этом каждое конкретное очень устойчиво, поэтому нефритовые вещи для магической практики надо подбирать индивидуально и тщательно - даже разные бусины на одной нитке могут оказаться подходящими и не очень.

Жадеит - "камень гармонии огня и воды" (как и все камни гирдотермального происхождения, разумеется, но тут это особенно ярко выражено), плотный и прочный, полупрозрачный, бывает разных оттенков зеленого, синего и серого. Вибрирующие числа: 5 - основное, "добавки" - 1, 1 и 9, 1 и 6 - изменяются иногда буквально "вдоль одного камня". Благоприятное сочетание Юпитера, Солнца и Сатурна (или Урана). Жадеит - "стрела" энергии, "желоб" энергии. Способствует концентрации энергии, помогает направить ее в нужное русло (фигурально или буквально). Изделия из жадеита предпочтительны несимметричные, с одним выделенным направлением (стрела). На неверном пути разрушителен, потому что помогает выходу энергии, но отнюдь не накоплению - об этом владелец должен сам заботиться. Но тут вопрос, что есть неверный путь? Иногда короткая жизнь насыщеннее длинной!

Чароит - неоднородный полупрозрачный камень, основной цвет - фиолетовый, с коричневыми, черными и белыми (кварц) вкраплениями. Вибрирующие числа: 6 - основное, плюс гармоничное сочетание чисел 8, 9 и 1. Благоприятное сочетание Урана, Сатурна, Плутона и (необязательно) Солнца. Камень в своем роде потрясающий: соединить столь противоречивые вибрации - это надо уметь! Основа его - фиолетовая полупрозрачная - способствует естественной, "наивной" магии. Зарядить чароит можно: для этого требуется очень много естественно-противоречивой, но в основе своей радостной энергии. Чароит - магическая игрушка, "привет от Мефистофеля". Поэтому конкретное использование его непредсказуемо, парадоксально и всегда интересно. Чем чароит более пестрый, разнообразный по составу (при условии общей эстетики), тем интересней он в магическом плане. Ровно-фиолетовый чароит почти совсем неинтересен, по энергии это нечто вроде "недосапфира".

Лазурит - ярко-синий и сине-фиолетовый с белыми, иногда коричневыми вкраплениями, полупрозрачный камень. Вибрирующие числа: 5 и 6, усиленные 1. Благоприятное сочетание Юпитера, Урана и Солнца. Сочетание вибраций 5 и 6 - это некоторое замыкание, остановка, момент раздумья и осознания, возможность нового пути. Именно поэтому такое сочетание любимо жрецами и мыслителями, именно потому лазурит очень выразительно и устойчиво считался священным камнем. Энергетически лазурит не очень силен (замыкание неохотно отдает энергию), но зато он хорошо очищает и освобождает - позволяет войти в это замыкание, отдав ему все лишние вибрации. На лазурит лучше смотреть, чем трогать - он, что называется "радует глаз", успокаивает. Резные изделия из лазурита умеют "накапливать излучение" всех тех, кто любовался ими когда-то - и поэтому время как бы полирует эти изделия, придает им мягкость и жизнь. В изделиях лазурит любит кольца, шары, крутые изгибы.

Родонит (орлец)

Родонит (орлец) - красный или ярко-розовый с черными прожилками полупрозрачный камень. Вибрирующие числа: 2 - основное, оттеняется 9 и 1. Благоприятное сочетание Марса и Сатурна. Камень очень серьезный и энергичный, несет в себе энергию числа 2 вместе со строгой мистикой сочетания чисел 9 и 1. Требует длительного времени для зарядки - к орлецу нужно привыкнуть, сжиться с ним. Зато потом, когда вещь станет в полном смысле слова принадлежать своему владельцу - это замечательная подпитка в любое время. В талисман из орлеца можно сбросить злость или раздражение - он преобразует их в чистую энергию (этим, разумеется, нельзя злоупотреблять, у камня не бесконечная емкость!), около него можно погреться, с ним можно даже поговорить - он настраивает мысли на позитивный конструктивный лад. Но орлец, будь то украшение или предмет интерьера, требует строгости и эстетики - только тогда он воспримет энергию владельца. Создавая вокруг вещи из орлеца своеобразное "эстетическое поле", владелец как бы усиливает его свойства позитивного модулятора, чтобы в трудную минуту их использовать. Предпочтительны крупные, с резко-изящными линиями, строго симметричные вещи из орлеца.

"Глаза" родусит (соколиный глаз)

Родусит (соколиный глаз) - черный, иногда с зелеными и коричневыми пятнами, имеет очень характерный "мерцающий" с синим отливом блеск. Вибрирующие числа: 9 - основной, плюс 5 (черный), 4 и 8 (пятнистый); есть еще сочетание 9 и 1, связанное с мерцающим блеском, но эти вибрации довольно слабые, особенно в черном "варианте" камня. Благоприятное сочетание Сатурна, Плутона и (слабее) Юпитера. Родусит позволяет заглянуть "на ту сторону смерти" (и увидеть, что там нет ничего особенного!), камень мрачноватый, но дающий надежду. Черный способствует медитации, помогает рассредоточению, "потере себя". Пятнистый более мирный, спокойный, и в то же время более серьезный. Приносит успех в важных рискованных делах и ситуациях, способствует защите, помогает удерживать позиции - но только при условии силы владельца, для слабых и неуверенных в себе людей он не подходит. В родусите есть изначальная внутренняя противоречивость (5 и 4, 9 и 4 не очень хорошо сочетаются), он способен разжигать сответствующие ссоры и конфликты (как между людьми, так и в психике одного человека). Поэтому носить его просто так не стоит - это камень для конкретного ограниченного во времени действия.

Кошачий глаз (улексит)

Кошачий глаз - серый с мерцающим блеском камень, полупрозрачный. Вибрирующие числа: мягкое сочетание 9 и 1. Благоприятное сочетание Сатурна, Плутона и (слабее) Урана. Камень "домашней", уютной, "компанейской" мистики. Способен с одной стороны привлекать внимание к владельцу, с другой - рассеивать и смягчать это внимание, как бы слегка рассредоточивая чужую энергию во времени и пространстве. Позволяет владельцу лучше и значительнее общаться с окружающими, придает некий ореол привлекательности и вместе с тем неуловимости. Помогает подчинять других - как бы скрытыми методами, когда подчинение идет не от не от силы, а от внимательного и несколько равнодушного понимания. Очень динамичный камень, реагирует мгновенно и мало что сохраняет. Помнить владельца начинает только после очень длительного времени (накапливаются повторяющиеся малые изменения), но запоминает практически навсегда.

Тигровый Глаз

Тигровый глаз - разных оттенков оранжевого и коричневого, полупрозрачный с мерцающим блеском камень. Вибрирующие числа: 8 и 3, плюс 9 и 1 (связано с мерцающим блеском). Благоприятное сочетание Сатуна, Плутона и (слабее) Меркурия или Хирона. Сочетание вибрирующих чисел очень необычное. Тот случай, когда, чтобы просто существовать, камню требуется быть весьма сильным. Это замечательный "собиратель" энергии: буквально втягивает ее отовсюду, без особого разбора. Если владелец камня умеет использовать такую достаточно хаотическую "подпитку" - для него этот камень незаменим. Потому что тигровый глаз мгновенно восстанавливает нехватку энергии, ничуть от этого не страдая. "Притирается" к владельцу не сразу, и только если изначально между ними была некоторая гармония. Очень часто воспринимается как "агресивный" - еще бы, такой пучок энергии на руке или на шее! - но только теми людьми, чьи вибрируюущие числа не гармонируют с числом 8 или с числом 3.

Бычий глаз

Бычий глаз - густо-малиновый, почти непрозрачный камень с мерцающим блеском. Вибрирующие числа: 2 и 8, плюс довольно слабые 9 и 1 (связанные с мерцанием). Благоприятное сочетание Сатурна, Плутона и (слабее) напряженный аспект с Марсом. Невеселый, надо сказать, камень. В нем изначально заложено глубокое внутренее противоречие: очень "земная" энергия чисел 2 и 8 - и мистически-философское сочетание 9 и 1. Одно свойство мешает другому проявляться, создавая изрядные напряженности. Правда, напряженности тоже можно использовать - но это довольно сложно, когда нет области соприкосновения... Говорят, что бычий глаз способен пробуждать скрытые и - как бы это выразиться? - "неконструктивные" и очень сильные муки совести. Возможно... Во всяком случае, муки совести - это одно из явных проявлений противоречий в психике. Камни "огненного" происхождения

Амазонит

Амазонит - ярко-зеленый или голубовато зеленый с белыми вкраплениями почти непрозрачный камень с интересным внутренним рисунком и несильной ирризацией (глубинный радужный блеск), родственый полевым шпатам. Вибрирующие числа: хорошее сочетание 5 и 1, оттененные числом 2. Благоприятное сочетание Юпитера, Солнца и Марса. Ободряющий, дающий энергию, восстанавливающий силы камень. С ним можно не столько общаться, сколько отдыхать около него. Но разумеется, надо, чтобы было от чего отдыхать - этот камень не любит бездействия. В этом камне сильна пресловутая аура места - точнее, аура происхождения. Взаимоусиливающее сочетание: цвет - устремленный к совершенству и при этом очень живой, происхождение - энергия огня и мощных процессов внутри земли. В общем, есть, что помнить! Носить можно практически всем. Если амазонит неприятен (не эстетически, а именно по ощущениям) - это чаще всего показатель слабого характера, неувернности в себе и нежелания двигаться куда бы то ни было.

Обсидиан

Обсидиан - черный, коричневый или бурый (или довольно сложное сочетание этих цветов) камень с довольно сильной ирризацией. Вибрирующие числа: самое сильное - 9, часто 8, немного 1 (но это "немного" тем не менее очень значимо). Равноблагоприятное сочетание Сатурна, Плутона и Солнца. Камень "помогающий на пути": он как бы сохраняет настройки владельца, укрепляет их и возвращает усиленными. Имеет хорошую память и сильную инерцию. Обсидиан "естественно агрессивен", это связано как раз с его энергичностью и нединамичностью. Есть выражение: "меня страшит гнев человека, который гневается раз в год". Вот людям такого типа очень подходит обсидиан. Устойчивость характера поддержит камень, а камень, в свою очередь, поможет отстоять действительно сильные убеждения. Если предстоят жизненные испытания, проверяющие на прочность и требующие терпения - заряженный подходящим человеком обсидиан может очень помочь. Но тут надо быть осторожным: убедиться, что ваша энергия и энергия того, кто заряжает, действительно "близки по частоте". Обсидиан с собственной аурой чаще всего имеет плоско-острую форму (лезвие, стрела). Из такого обсидиана можно делать броши и "настольные украшения" - они будут осмысленны, хотя и немного опасны. Обычный же обсидиан постоянно требует тепла рук и напряжения воли - иначе он становится бессмысленным и изрядно теряет ирризацию.