Конспект занятия по экспериментированию на тему "воздух" в старшей группе. Конспект занятия - экспериментирования в старшей группе доу
Наталья Калиберда
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Дать детям представление о свойствах воздуха;
Опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;
Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
Вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.
Образовательная деятельность
Воспитатель:
Один, два, три, четыре, пять,
Вы хотите поиграть?
Я открою Вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя: громко кричать,
Друг другу мешать.
А надо: внимательно слушать,
На вопросы отвечать,
Друг другу помогать.
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать.
Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)
Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).
Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Мы его видим? Значит он – невидимка.
Давайте убедимся, что он есть.
Опыт № 1.
У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо) . Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.
Опыт № 2.
Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктельные трубочки, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки) . Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.
Опыт № 3.
Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)
Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
Опыт № 4
Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,
Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой) . Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку) .
Физкультминутка
Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)
Знает все на свете.
Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква
Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу
Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями ) Кар – кар – кар
Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.
Опыт №5
Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)
Опыт №6
Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком) .
Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами) . Возле костра? (дымом) . После дождя? (свежестью) В столовой? (едой) .
Опыт № 7
Имеет ли воздух форму?
Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)
Что находится внутри этих предметов? (воздух)
Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)
Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Опыт №8
А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.
Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)
А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).
Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны) .
Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.
Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя все покрутились и в группе очутились.
Публикации по теме:
Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник- невидимка». ОО – познание. Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад №.
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
- Образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, рисунки на тему «Вода»;ведёрко,прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком; аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрин; листы белой бумаги, старые зубные щётки, акварель голубая.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1
. Дать детям два стаканчика, один с
водой, другой – пустой. Предложить аккуратно
перелить воду из одного в другой. Льётся вода?
Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была
жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках,
не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2 . Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная
Опыт 3 . Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет .
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы
Опыт 4.
Воспитатель:
На столе стоят два
стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю
опустить ложку в стакан с водой, другую – в
стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Воспитатель предлагает налить воду в
резиновую перчатку.
Ответы детей.
Вместе с детьми воспитатель формулирует
следующее свойство воды: в отличие от
твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она
приобретает форму того сосуда, в который её
наливают.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем
фиксируют ответы в таблице условными
обозначениями.
Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Часть IV
Воспитатель: Ребята, вы хотите нарисовать море. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками.
Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море»:
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Воспитатель: Пока наши волны высыхают, повторим с вами, о чём сегодня мы говорили на занятии, с какими свойства воды познакомились, а для этого пройдём к зарисовкам.
(Ответы детей).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮна тему:«Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕЦель : Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Интеграция образовательных областей;
Социализация (совместная деятельность)
Коммуникация (продуктивный диалог)
Здоровье (физ. мин.)
Познание (ФЦКМ, конструирование)
Труд (уборка своего места)
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Я предлагаю вам начать наше занятие.
Для этого нам нужно пройти на ковер.
Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!
В: теперь присаживайтесь на подушечки.
Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).
А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
В: Итак, начнем наши опыты:
Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.
Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)
Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)
Восп : Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.
Э ксперимент №2 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух - почувствовали его
Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
А кто считает по-другому?
При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»
Эксперимент №4 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.
Проводиться упражнение.
А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.
Проводиться упражнение.
Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.
Бензин-водитель или автомеханик;
Хлеб - пекарь;
Лён - водопроводчик или сантехник;
Духи - парфюмер;
Лак для ногтей - маникюрша;
Приправа – повар;
Конфета – кондитер;
Земля – агроном;
Порошок – прачка;
Опилки – плотник, столяр.
Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?
Кто как думаете? Давайте проверим?
Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»
Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан - чистую воду, во - второй стакан - газированную.
В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?
В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.
Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).
Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушны е шары) и пластилин всплывает на поверхность.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.
Восп : Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!
Подведен ие итогов:
А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
Работа по схемам:
-Сегодня мы узнали
:
Увидели воздух:
С помощью трубочек и ёмкости с водой.
Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.
Почувствовали воздух;
С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.
Услышали воздух:
С помощью бутылочек, баночек.
С помощью шарика.
Воздух имеет вес:
С помощью газированной воды и пластилина.
Воздух переносит запах
С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат
Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:
Первая пара рисует, как можно увидеть воздух;
Вторая пара - как почувствовать воздух?
Третья пара – как услышать воздух?
Четвёртая пара – как воздух переносит запах?
Пятая пара – имеет ли воздух вес?
Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.
Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.
Воспитатель : - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.
Людмила Зинган
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе
«Путешествие в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » к профессорам в лабораторию»
Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом .
Развитие органов слуха, зрения, обоняния.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования .
«Коммуникация»
Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
«Социализация»
Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Учить делать выводы в процессе эксперимента .
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Безопасность»
Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов .
«Труд»
Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
Предварительная работа :
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование :
Воздушный шар на палочке или с гелием;
Картинки с правилами безопасности;
-ёмкость с водой и стакан;
-ёмкость с холодной и горячей водой;
Пластмассовая бутылка;
Стаканчики по кол. детей с чистой водой;
Стакан с молоком и стакан с водой, картина;
Стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки;
- ёмкости разной формы;
Металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей;
Стеклянные стаканы с водой и скрепки;
Магниты по количеству детей;
Картон и кнопки
Халаты для профессоров
Фартуки по кол. дет.
Ход занятия
Организационный момент : «Приветствие»
Воспитатель : Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе будем мы играть. (беремся за руки)
Воспитатель : - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №2 » . (открыть)
«Ребята, мы профессоры страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » , и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.
Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.) .
Ребята,а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты ? А где проводят опыты?
Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах .
Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.
Ну вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » в лабораторию.
Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке или гелиевый) . Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова)
Прям в страну чудесную , шарик золотой.
Где чудеса волшебные , где превращения интересные .
Закружи нас унеси и в страну нас отнеси .
Ой ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ » , в самой настоящей лаборатории.
Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду) . Дети одевают фартуки и нарукавники
Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чес мы будем проводить опыты.
О нем говорится в загадке :
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель : Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей) . Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.
Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом .
Эксперимент № 1 :
Воспитатель : Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод : В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2 :
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель : Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой) . Какой следует вывод из этого эксперимента ?
Вывод : Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.
Эксперимент № 3 : (Выполняет воспитатель)
Воспитатель : Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)
Вывод : При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод : Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Воспитатель : - Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем ? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)
Зрительная гимнастика
Ребята, послушайте Дашу, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать . (читает стих)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель : И, правда, без воды жизнь представить сложно.
А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её.
Эксперимент № 4 :
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель : Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента ?
Вывод : Вода не имеет запаха.
А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? (безвкусная)
Вывод : Вода не имеет вкуса.
Какого цвета вода? (прозрачная) . А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна?
Вывод : Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Вот вам следующее задание
Эксперимент № 5 :
Воспитатель : Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать.
Воспитатель : что произошло (соль и сахар растворились)
Мы делаем следующий вывод.
Вывод : Вода является растворителем для некоторых веществ.
А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму.
Эксперимент № 6 :
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель : какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод : Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
физкультминутку про «Дождик»
Капля раз, капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать .
Я вам сейчас загадаю загадку :
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает »
Правильно, это магнит. (показать)
Воспитатель : Ребята, а что такое магнит?
Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок» .
Он очень много хранит в себе секретов
И сейчас мы разгадаем первый секрет.
Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»
На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.
Вывод : магнит притягивает металлические предметы.
А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон.
Эксперимент № 8 «Танец кнопок»
На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)
Вывод : магнит действует через бумагу.
А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.
Эксперимент № 9 «Не замочи рук»
У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод : магнит действует сквозь стекло.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений : с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы.
Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям обратно в детский сад родной,
Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.
Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.
Итог занятия .
Конспект НОД в старшей группе по теме «Марсиане к нам летят - познакомиться хотят!»
Киселёва Светлана Михайловна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80, г. Комсомольск на Амуре
Предлагаю вам конспект непосредственно -образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.
Это занятие – экспериментирование, направленное на ознакомление детей со свойствами воздуха.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности детей в старшей группе на тему « Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)Цель: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Через экспериментальную деятельность дать детям представления о свойствах воздуха, показать способы его обнаружения: вокруг нас, в пакете, человеке, разных предметах)
Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: письмо детей с фотографиями юным марсианам, беседы о космосе, о воздухе; игры-экспериментирования с воздухом, наблюдения, чтение художетвенной литературы.
Необходимое оборудование: письмо с Марса, прозрачные полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, песок, губка, земля, кубики.
Методические приемы: игровая ситуация, письмо, физминутка
« Воздушный шарик», познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность детей, анализ, итог.
Ход экспериментов:
Воспитатель: Ребята, что это за воздушный шарик возле нашего окошка, Никто не приносил из вас?
Дети: отвечают отрицательно, но замечают прикрепленный конверт с космической темой, адресованный детям.
Воспитатель достает содержимое письма
(фотографии марсиан,письмо). Ребята, наше письмо они получили и они тоже очень хотят с вами познакомиться и подружиться. Будем дружить?
Друзья всегда играют вместе, занимаются, рассказывают друг другу веселые истории. А возможна дружба на далеком расстоянии? И как это происходит?
Дети: (пишут письма, обмениваются фотографиями, посылают посылки и подарки)
Воспитатель: Да, кстати, здесь фотографии «марсианчиков».
Они тоже ходят в детский сад. Вот они какие! Дети марсианам очень понравились ваши фотографии.
Но они очень удивлены тем, что мы не носим на голове скафандры!
Они желают прилететь в гости, но беспокоятся, смогут ли они ходить без скафандров на Земле?
Дети: высказывают свои предположения и утверждения и приходят к решению рассказать о воздухе и показать где он присутствует.
Воспитатель: Что для этого нам понадобится? С чего начнем?
Совместно с воспитателем определяем круг вопросов, на которые надо ответить:
Дети: отвечают
Воспитатель: - Да!(задумывается…..маловато…). Я, как старший научный сотрудник в нашей группе, приглашаю всех в исследовательскую лабораторию и объявляю наше мероприятие открытым.
Совместно с воспитателем дети определяют круг вопросов, на которые надо найти ответы:
1.Для чего нужен воздух?
2.Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
3.Воздух можно увидеть и потрогать?
4. Есть ли воздух в различных предметах?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы проведем несколько опытов
Хотите этому научиться?
Тогда подходите к столам.
Опыт № 1 Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой.
Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила?
(из трубочки выходил воздух).А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей). Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух есть внутри нас.
Опыт №2 Обнаружение воздуха с помощью пакета
Возьмите полиэтиленовый пакет и внимательно его рассмотрите. Скажите какой пакет?(прозрачный, гладкий, пустой). А теперь заполните пакет кубиками. Какой стал пакет? (наполненный, выпуклый, раздутый). Возьмите пустой пакет помашите им, подуйте в него как в шарик и скрутите его со стороны отверстия. Что произошло с пакетом? (надулся, стал выпуклым). Как вы думаете, что находится в пакете? (воздух). Правильно. Его не видно(предложить детям посмотреть сквозь пакет) , но его можно почувствовать. Мы аккуратно проткнем зубочисткой свои пакеты и сжимая пакет ладошками направим отверстие на лицо. Что вы почувствовали?(ветерок, воздух, прохлада). Вывод:
Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Физминутка « Воздушный шарик»
Я с утра сегодня встал
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок,
Лопнул шарик, мой дружок!
Опыт № 3 Нахождение воздуха в разных предметах
У вас на столе лежат разные вещества: кусочки сухого песка, земли, поролон,
Давайте определим с вами, есть ли в них воздух? В один стакан с водой по очереди бросьте ложку земли, а в другой песка, Понаблюдайте, что появляется вокруг предметов? Что это? (воздух). Тоже самое и поролоном.
Вывод: И так воздух не виден, потому что он прозрачен, но он есть в предметах.
Опыт № 4 Вода в перевернутом стакане.
Налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан кверху дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется.
Вывод: Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее. Вот почему бумажка не отпадает.
Примечание: шарик должен быть наполнен гелием.