Ребенок сам не ходит. Ребенок начинает ходить: что нужно знать об этом родителям

Содержание статьи:

Оптимальный временной промежуток для первых шагов – от 9 месяцев до 1.5 год. Самые активные детишки уверенно ходят в 10 месяцев, а более осторожные и тяжёлые на подъём – в 12 – 16 месяцев. Не стоит паниковать, если ваш ребёнок относиться ко второй группе, так как каждый малыш индивидуален.

Однако многие родители, которые узнают об успехах других детей, начинают переживать, что их чадо может вообще не встать на ножки. Тогда наиболее беспокойные мамы возят кроху на массаж, плавание, обращаются к специалистам. Однако не стоит этого делать, по крайней мере до 1.5 года. Зато родителям необходимо знать, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки. Главное начинать тренировки с раннего возраста, проводить их регулярно и помогать малышу освоить этот навык.

Почему ребенок долго не ходит

Дети могут не научиться ходить даже после длительных тренировок при наличии физиологических особенностей организма. Важно вовремя выявить их и устранить.

Причины затяжного «сидения»:

Избыточный вес . Если масса тела вашего ребёнка выше, чем у сверстников, то необходимо уменьшить суточную порцию еды. Однако перед этим следует посоветоваться с педиатром. Если избыточный вес всё-таки есть, то он будет перегружать позвоночник. В таких случаях рекомендуется выполнять с малышом гимнастические упражнения, заниматься плаванием. Если лишний вес появился из-за нарушения метаболизма, то необходима консультация эндокринолога.

Тип высшей нервной деятельности . Двигательная активность зависит от темперамента ребенка. Он состоит из эмоциональной возбудимости, психических особенностей и витальной (жизненной) силы. Например, медлительные флегматики и тревожные меланхолики делают первые шаги позже, чем шустрые холерики и энергичные сангвиники.

Наследственная предрасположенность . Если вы пошли в 10 месяцев и без участия родителей, то скорее всего так случиться и с вашим чадом.

Природно-климатические условия . Согласно статистическим данным, жители южных стран развиваются быстрее, чем северяне.

Использование ходунков . Педиатры и родители неоднозначно относятся к этому приспособлению. Некоторые считают, что с помощью этого инвентаря можно научить ребенка ходить, если использовать их ближе к 12 месяцам (при отсутствии противопоказаний). Кроме того, рекомендуется оставлять его в них ненадолго, заставлять кроху двигаться самостоятельно. Однако при нарушении правил применения ходунков повышается вероятность плоскостопия и нарушения осанки. А более ленивые дети после нахождения в ходунках отказываются передвигаться другим способом. В таком случае необходимо почаще их заставлять ходить самостоятельно.

Неудачный опыт . Если ребенок во время тренировки ударился или у него не получалось сделать свои шаги, то он может запомнить эту неудачу и отказаться от следующей попытки. Чтобы избежать такой ситуации необходимо постоянно находиться возле крохи. Если предотвратить ситуацию не получилось, то к новым тренировкам можно приступать спустя неделю. При этом мамам или папа должны показать на своём примере, как хорошо ходить и что это совсем не страшно.

Стрессы . Ребёнок сделает первые шаги, если психологическая обстановка в семье благополучная. Частые ссоры родителей, переезд, незнакомая обстановка или другие стрессовые ситуации могут плохо повлиять на кроху. Тогда малыш просто не захочет ходить.

Заболевания . Даже обычная простуда плохо влияет на младенца, ухудшая его состояние. Тогда тренировки следует перенести на более поздний период, когда его организм восстановиться после болезни.

Патологии опорно-двигательного аппарата и ЦНС . Это серьёзные заболевания, которые помешают детям самостоятельно ходить. Болезнь нужно вовремя диагностировать, провести грамотную терапию и регулярно проводить обследование у врача.

Кроме того, родителям следует знать, что коленные чашечки у детей формируются только к 6 месяцам. Поэтому начинать обучение нужно в 8 – 9 месяцев, так как только появившимся суставам нужно от 2 до 3 месяцев, чтобы укрепится.

Первые шаги

Как уже упоминалось, нет определённого возраста для начала тренировок, потому что все дети индивидуальны. Некоторые могут сделать первые шаги в 10 месяцев, а остальные только после 12 месяцев. Наиболее подходящий возраст для обучения ходьбе – 1 год.

Чтобы определить, когда начинать занятия, родители должны наблюдать за своим крохой. Если он готов к тренировкам, то он будет совершать следующие действия:

Подниматься, удерживаясь руками за какой-нибудь предмет.
Двигаться возле опоры.
Активно ползать из комнаты в комнату и получать от этого удовольствие.
С интересом преодолевать небольшие препятствия.
Ходить за руку.
Питаться выкарабкаться на невысокую мебель (стул, пуф, невысокий столик и т. д.).

Если вы заметили вышеописанные признаки, то можно приступать к активным тренировкам. Если же малыш не проявляет интереса к ходьбе, но при этом здоров, то не настаивайте, по крайней мере до 1.5 лет.

Развитие опорно-двигательного аппарата в соответствии с возрастом

Чтобы кроха научился ходить не позже своих сверстников, обучение нужно начинать с раннего возраста. Развитие опорно-двигательного аппарата рекомендуется проводить спустя 1 месяц после рождения.

Развитие костно-мышечной системы детей разного возраста:

Месячного малыша нужно каждый день переворачивать на живот. Это необходимо для укрепления мышц спины и шеи.

Когда ребёнку исполнилось 2 месяца , помогайте ему переворачиваться с живота на спину и обратно. Чтобы кроха захотел сделать это самостоятельно, держите возле него яркую игрушку и неспеша отводите её в сторону, чтобы он потянулся за ней. Таким образом тренируются практически все группы мышц. После регулярных занятий малыш сможет самостоятельно подниматься.

В 4 месяца научите ребёнка сидеть с опорой на какой-нибудь предмет. Чтобы помочь, аккуратно подтягивайте его за руки.

В полгода младенец должен сидеть самостоятельно.

С 6 до 12 месяцев он должен активно ползать. Помогут ему в этом любимые игрушки и гимнастические упражнения. Поддерживайте кроху за подмышки, чтобы он попрыгал на ваших коленях.

Если родители будут соблюдать эти правила, то ребёнок сделает свои первые шаги уже к 12 месяцам. Если этого не произошло, то нужно начинать специальные занятия.

Правила безопасности во время тренировок

Перед обучением нужно подумать о технике безопасности малыша. В противном случае он может сильно удариться, после чего желание ходить в нём исчезнет. Чтобы избежать падений и травм, нужно соблюдать следующие правила:

Во время ходьбы обувайте на кроху тапочки для прогулок. От мягких сандалий или пинеток лучше отказаться. Наиболее подходящий вариант – лёгкая кожаная обувь с твёрдой подошвой.

Если родители переживают, что малыш упадёт на скользком полу, то перед занятиями рекомендуется обработать пол наждачной бумагой. Но не стоит делать поверхность слишком шероховатой, это тоже может спровоцировать падение.

Пол должен быть гладким, ровным, чтобы малыш не спотыкался. Но на слишком скользкой поверхности он тоже будет чувствовать себя неуверенно.

Проводите тренировки в помещении, где отсутствуют ступеньки, коврики, пороги. Эти преграды могут спровоцировать травму.

Устраните из комнаты, в которой будут проходить занятия предметы с острыми углами. Если это невозможно, то наденьте на них специальные «заглушки».

Покупайте только качественные, устойчивые ходунки. Ведь часто происходит так, что ребёнок сильно разгоняется в них и переворачивается в них.

Это очень важный этап обучения, ведь он помогает избежать физических и психологических травм у ребёнка. Тогда кроха с уверенностью будет стоять на ножках и радовать вас первыми шагами.

Инвентарь для ходьбы

Во время занятий родители могут использовать следующие приспособления:

Поводки или вожжи – это страховочные ремни, которые удерживают малыша, уберегая его от травм.

Многие дети начинают ходить в ходунках быстрее, главное выбрать для ребёнка качественный товар. С помощью этого приспособления они осваивают технику, которую потом повторяют уже без него.

Обруч тоже поможет крохе сделать свои первые шаги.

Многие родители во время занятий отдают предпочтение палкам-ходулям.

С помощью фитбола можно укрепить костно-мышечную систему.

Инвентарь используют только на ранних этапах обучения, потом необходимо укрепить мышцы и суставы.

Гимнастика

С помощью гимнастических упражнений можно укрепить мускулатуру шеи, спины и ног. После регулярных занятий кроха будет ходить на полной стопе, а не на цыпочках. Рекомендуется ежедневно уделять тренировкам по несколько минут.

Гимнастика для укрепления мышц:

Посадите малыша (от 6 месяцев) на фитбол спиной к себе. Держите его за бёдра и раскачивайте в стороны. Таким образом развивается координация, и он учится сохранять равновесие.

Посадите ребёнка (от 9 месяцев) на корточки лицом вперёд, придерживайте его за грудную клетку. Слегка поднимите его, чтобы он попытался встать и выпрямить ноги.

Чтобы малыш чувствовал себя увереннее во время ходьбы, купите специальные палки. Положите его руки на приспособление, а свои – поверх его. Вместе передвигайте конструкцию, чтобы он не боялся. Таким же образом можно использовать коляску.

Если кроха уже умеет стоять без опоры, но ходить самостоятельно боится, то используйте обруч. Запустите его внутрь кольца, и осторожно двигайте обруч, чтобы он шёл за вами.

Если ребёнок умеет ползать и подниматься с опорой, то положите на какую-нибудь возвышенность (тумбочка, диван, стул) яркую игрушку. Главное перемещать объект по комнате, чтобы он поднимался и брал его. Но если малыш расплакался, то воспользуйтесь другим способом.

Если кроха умеет ходить за руку, то установите в комнате препятствия. Завяжите верёвку между мебелью, подведите его к ней и помогите переступить. Когда малыш одолеет это препятствие, то поднимите верёвку выше (вплоть до колен). Это упражнение развивает мышцы ног.

После гимнастики можно приступать к самому главному процессу.

Учимся ходить

Родителей интересует вопрос о том, так как же всё-таки научить ходить ребенка в 1 год или раньше. Занимайтесь ежедневно по 30 минут за сутки в определённое время.

Инструкция по обучению малыша ходьбе без опоры:

В первое время не отпускайте кроху далеко от опоры. Поставьте его возле невысокой мебели, станьте на другом конце и нежно зовите его к себе, приманивая игрушкой.

Затем научите его отрываться от опоры, подтягивая к себе за руку. Водите малыша по комнате, сначала держите обе руки, а потом одну отпустите. Однако будьте внимательны, чтобы успеть подхватить его во время падения.

Лучше всего, когда занятия проводят мама и папа, тогда малышу будет ещё интереснее. Мама ведёт его по комнате, поддерживая за подмышки, а папа перехватывает кроху. Потом, когда опять наступает очередь мамы, она отпускает его, а папа подстраховывает руками, но не держит. С каждым днём интервал времени «свободного полёта» нужно увеличивать.

Если родители отнесутся к занятиям ответственно и будут соблюдать вышеописанные правила, то очень скоро их ребёнок будет уверенно ходить на ногах. Главное начинать тренировки с раннего возраста, постепенно увеличивая нагрузку. Учитывайте технику безопасности, чтобы желание познавать мир с помощью ходьбы у крохи не исчезло. Поддерживайте и поощряйте вашего малыша, тогда первые шаги принесут ему радость и удовольствие.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг - все это поводы для невероятной гордости.

    Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.


    О нормах и отклонениях от них

    В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.

    Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить - в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены - от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.


    Почему ребенок не ходит?

    На возможность развития ходьбы влияет огромное количество факторов:

    • вес и комплекция малыша;
    • готовность мышц и позвоночника;
    • состояние его здоровья (нет ли хронических и острых заболеваний);
    • темперамент ребенка, особенности характера;
    • наследственность;
    • желание ребенка ходить.


    Комаровский считает ключевым фактором именно желание малыша перемещаться вертикально. Природа все устроила таким образом, что желание ходить появляется именно тогда, когда для его реализации есть оптимальные физические возможности.

    Если ребенок успешно прошел все предыдущие стадии (перевороты, сидение, ползание), он вполне готов стоять и ходить. Однако торопить его не нужно. Дети, которых родители насильно заставляли принимать вертикальное положение, подвергаются большому риску. Нагрузка на позвоночник (особенно в том случае, если малыш пухлый и весит больше нормы) может стать причиной возникновения дальнейших проблем с этим самым позвоночником.


    Если малыш соматически здоров, а педиатр, который его наблюдает, заявляет об отсутствии у ребенка заболеваний, то Комаровский советует до года специально не обучать ребенка хождению. Ничего страшного, по мнению Евгения Олеговича, не случится, если карапуз пару-тройку лишних месяцев проведет в горизонтальном положении.

    О ходунках

    Многие родители полагают, что решить проблему «нехождения» помогут ходунки. Они покупают это (не самое дешевое) устройство и успокаиваются - все, что от них зависело, сделано. Доктор Евгений Комаровский говорит, что основная польза от ходунков - это польза для родителей. Ходунки - прекрасный способ занять ребенка и освободить свои собственные руки. Пока ребенок в ходунках, мама может быть спокойна - чадо никуда не упадет, не ударится об острый угол, не покалечится. Если идет речь о небольшом времени, которое требуется маме, чтобы приготовить ужин или принять душ, то в ходунках ничего страшного нет.


    Страшное начинается тогда, когда родители с помощью этих самых ходунков усиленно стараются научить ребенка ходить и держат кроху в этом устройстве все время, пока он не спит.

    Чем раньше мама и папа начинают использовать ходунки, тем сильнее и опаснее вертикальная нагрузка на позвоночник ребенка.

    Перед стоянием малыш должен пройти этап ползания, так как в процессе перемещения по-пластунски, на четвереньках, на кулачках, даже задом наперед у ребенка тренируются и крепнут мышцы спины, ног и рук, что потом позволяет ему начать ходить с минимальной нагрузкой на позвоночник.

    Ходунки могут являться причиной приобретенной кривизны ног. Дело в том, что ребенок в ходунках отталкивается от поверхности внешней стороной стопы. Если такой способ перемещения практикуется часто, формируется неправильное хождение. Кривые ноги для мальчика, может, и не такая уж большая проблема, но девочку это никак не красит.

    Не секрет, что ходунки - это распространенный подарок семье с маленьким ребенком. Учитывая все вышесказанное, доктор Комаровский рекомендует дарителям заменить ходунки на манеж. Это приспособление поможет ребенку хорошо провести время, не свалиться и не покалечиться, не залезть куда-нибудь, а маме подарит драгоценное свободное время для приготовления пищи, глажки и приведения себя в порядок.

    Подробнее смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.

    Как научить ходить?

    Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

    Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку - но не научиться ходить, а преодолеть страх.


    Правильно учить ребенка ходить - учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

    • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
    • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
    • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
    • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему - ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

    Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется - это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.

    Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят ). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

    Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.


    Хождение босиком

    Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения - бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.


    Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой - не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.

    По словам медиков, здоровый, правильно развивающийся малыш должен «пойти» в период с 9 до 18 месяцев, особенно если создать для него благоприятные условия. Какие? Предлагаю разобраться вместе в статье «Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки».

    Как то «гуляя» по просторам Интернета, я наткнулась на сообщение молодой мамы, утверждающей, что ее малыш пытается вставать чуть ли не в 6 месяцев. Она, естественно, в восторге, а вот врач, комментирующий ее слова, вовсе нет. Он утверждает, что мышцы у крохи еще не окрепшие, впрочем, как и опорно-двигательный аппарат. Следовательно, последствия раннего хождения могут быть плачевны: от неправильной постановки стоп до искривления голени.

    Усугубляется ситуация, если у карапуза есть определенные проблемы со здоровьем, о которых его врачи и родители пока не знают. Правда, это не мешает последним всеми силами стараться помочь ребенку быстрее научиться ходить.

    В то же время подобные страхи не должны омрачать настроение, если малыш сам пытается встать или сделать первый шаг раньше времени. Во всяком случае, в этом уверен доктор Комаровский. По его словам, ребенок сам встает, если его организм уже полностью сформирован и готов к новым свершениям.

    Как понять, что малыш готов

    Возраст, в котором карапуз сделает свой первый шаг, индивидуален. По мнению ортопедов, у большинства детей это случается в 1 год, но все равно всех подгонять под стандарты не стоит. В конце концов, на показатель влияет генетика, темперамент (сангвиники и холерики идут быстрее меланхоликов и флегматиков), климат (южане развиваются быстрее северян), наконец, болезни и стрессы.

    Общеизвестный факт, что дети, растущие в благоприятной обстановке без конфликтов и ссор со стороны родителей, быстрее делают первые шаги (порой даже в 10 месяцев), нежели те, кто живет в постоянной ругани и криках. Кстати, стресс могут спровоцировать не только они, но и частые переезды, чужие люди в доме.

    Болезнь – еще один неблагоприятный фактор. Даже банальная простуда способна отсрочить наступление заветного часа, поэтому если малыш ее перенес, торопиться с помощью ему в ходьбе пока не стоит.

    В идеале, важно просто понаблюдать за ребенком, чтобы понять, что он способен сделать свои первые шаги. Итак, присмотритесь внимательно. Если Вы заметили, что карапуз:

    • в силах подняться, удерживаясь за что-то;
    • передвигаться вдоль опоры;
    • путешествовать из комнаты в комнату на четвереньках;
    • ходить за руку;
    • покорять небольшие горизонты и залезать на невысокие стулья...

    Значит, он готов ходить. Непосредственно на это указывает и тот факт, что делается все это с огромным удовольствием.

    Ежели Вы чаще всего подталкиваете его к этим действиям, а сам он радости от них не получает, остановитесь. Не стоит торопить события, чтобы не столкнуться лицом к лицу с неприятными последствиями. В конце концов, если время идет, а ребенок ходить желания не изъявляет, есть смысл показать его врачу. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС способны тормозить навык самостоятельного хождения. Причем в большинстве своем они поддаются коррекции. Нужны лишь своевременная диагностика и лечение.

    Что сделать, чтобы пошел быстрее

    Хотите, чтобы ребенок пошел в 11 месяцев? Тогда начинайте готовить его к этому... с пеленок. Новорожденным полезны и гимнастика. Уже в месяц их необходимо регулярно выкладывать на животик: так и газики будут меньше досаждать, и мышцы спины, шеи будут крепнуть.

    В 3 — 4 месяца пора учить переворачиваться. Это задействует мышцы спины и потом поможет быстрее сделать первые шаги. К полугоду кроха начинает садиться. Бывает, дети приходят к этому раньше, хотя врачи это и не рекомендуют. С 6 месяцев можно и нужно ползать, подолгу и с удовольствием. Последнее придет, если постоянно как бы невзначай оставлять любимые игрушки вне зоны досягаемости. Тогда малыши за ними тянутся, и навык оттачивается быстрее.

    Кстати, ученые обнаружили интересный факт в ходе исследования. Оказывается, дети, которые активно ползали в младенчестве, легче обучаемы и невероятно успешны в школе, по сравнению с теми, кто сразу «пошел». Возможно, это косвенно объясняется тем, что такие малыши более любознательны от природы.

    Как быстро научить ходить

    Часто родители спрашивают педиатров, как быстрее научить ходить ребенка. Те отвечают, что необходимо использовать гимнастику. Есть целый ряд упражнений, выполнение которых займет не более нескольких минут в день, а результат будет отличным. В их числе:


    Есть и другие способы обучения ходьбе, без посторонних приспособлений. Причем с них и советуют начинать специалисты, отвечая на вопрос о том, как правильно учить.


    Сначала шаги в стиле «от одного к другому» будут еле заметны, а время без контроля со стороны родителей – минимальным. Но если тренироваться ежедневно, оно будет увеличиваться. На этом этапе важно помогать, но не переусердствовать: сейчас одно неправильное движение способно перечеркнуть все. И в первую очередь это касается безопасности.

    Первые попытки встать на ножки и сделать несколько шагов большинство детей делают до года, но уверенно ходить у них получается не сразу, а лишь спустя несколько месяцев. С этого момента у ребенка начинается новый этап активного познания. Теперь его жизненное пространство не ограничивается площадью кроватки и манежа, а заметно возрастает, а вместе с ним развивается детская любознательность и, как следствие, количество ушибов, ссадин, синяков и прочих травм. В этот период родителям нужно особенно тщательно позаботиться о безопасности ребенка. Во-первых, убрать подальше и повыше все то, что может представлять потенциальную опасность (лекарства, ядовитые и воспламеняющиеся вещества, острые, режущие и колющие предметы). Во-вторых, необходимо подготовиться морально к тому, что ребенок будет грызть, сосать и глотать все, что попадется ему под руку, потому что рот для него - пока еще самый главный инструмент исследования мира.

    Переубедить малыша в обратном путем наказания или порицания невозможно. Нужно научить его пользоваться различными предметами.

    Когда дети начинают ходить

    То, насколько рано или поздно ребенок начал ходить - никак не влияет на дальнейшее физическое и умственное развитие. Это обстоятельство определяется лишь индивидуальными особенностями организма. Обычно без стимуляции (ходунки) малыш делает первые шаги в периоде с 9 до 15 месяцев. Хотя известны случаи, когда дети начинали ходить в полгода, а некоторые, напротив, решаются на это только после полутора лет.

    Почему ребенок не ходит

    Если у годовалого малыша нет какой-либо врожденной патологии, и он еще не начал делать первые шаги, на это могут быть следующие причины:

    • Генетическая предрасположенность. Часть раннее или позднее освоение ходьбы передается по наследству;
    • Плохое несбалансированное питание;
    • Отсутствие стимулирующего окружения - ни в коем случае нельзя насильно принуждать ребенка вставать на ноги - эффект, как правило, бывает прямо противоположный;
    • Негативный опыт в недавнем прошлом - например, если малыш при попытке сделать шаг сильно упал и ушибся;
    • Слишком долгое пребывание в любом замкнутом пространстве (в манеже);
    • Использование ходунков - иногда дети, привыкшие передвигаться с помощью этого предмета, боятся самостоятельно ходить, чувствуя неуверенность.

    Нужны ли ходунки

    Большинство педиатров высказывают негативное мнение по поводу ходунков. Они аргументирует его тем, что ребенок начинает ходить тогда, когда у него подготовлены мышцы, а стимуляция приводит лишь к тому, что кости не выдерживают огромных нагрузок, результатом являются различные патологии, в том числе искривление ног. К тому же чем больше у ребенка до года двигаются мышцы, больше самостоятельных движений и больше он пытается узнать через собственный опыт, тем лучше он развивается, в том числе и умственно. Однако если дозировать использование ходунков (не больше получаса в день), то никакого пагубного воздействия они не окажут. Единственное - нельзя оставлять малыша в ходунках одного - большое количество травм у детей до года связано с использованием этого предмета.

    Проблема кривых ножек

    Большинство детей в раннем возрасте имеют кривые ноги (чаще всего "колесом" либо "иксом"). Как правило, в этом нет патологии, и через определенное время кривизна сама собой пропадает. Тем не менее, визиты к ортопеду должны быть регулярными, чтобы он смог прописать соответствующие процедуры (массаж, прогревание, витамин D) и проконсультировать насчет нагрузок и специальной обуви.

    Босиком или в ботинках?

    После того как ребенок встал на ноги - ему необходима ортопедическая обувь для правильного формирования стопы. Единственное условия - она должна быть качественной и подобрана под детскую ножку.

    Ходьба босиком является полезной процедурой в лечебных целях, она является сродни мануальной терапии, т.к. на стопе имеется огромное количество нервных окончаний, отвечающих практически за все внутренние органы. Ходить рекомендуют по скошенной траве или некрупной гальке, но ограниченное время.

    Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

    Когда дети начинают ходить

    Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

    Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

    Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

    Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

    Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

    Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

    Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

    Как ребенок делает первые шаги

    Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

    Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

    Когда нужна консультация детского ортопеда

    Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

    • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
    • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
    • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
    • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

    Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

    Выбираем детскую обувь для первых шагов

    Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

    Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

    Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

    Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


    Размер детской обуви

    Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

    Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

    Основные требования:

    • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
    • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
    • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
    • Абсолютно ровная стелька.
    • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
    • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

    Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

    Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

    • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

    Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

    • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

    Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

    При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

    • Детская обувь должна быть с супинатором.

    Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

    Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


    Зачем нужны ходунки для ребенка

    Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

    В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

    Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
    Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
    Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

    Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

    Ходунки помогут ребенку научиться ходить

    Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

    Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

    Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
    К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

    Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

    Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

    На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

    Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

    Ходунки стимулируют развитие интеллекта

    Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

    Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

    Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
    Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
    Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
    Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
    Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

    Опасные места в доме для первых шагов ребенка

    Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

    В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

    Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

    Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

    Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

    Возможно, вам будут интересны статьи