В старину физическим воспитанием детей занимались. Воспитание духа: как растили детей на Руси

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания - неуместными, подчас дикими.
Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.
Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."
В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" - форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.
Другая форма воспитания - "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава - Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.
Так же существовало "кумовство" - выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.
Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.
Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика - как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек - как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса - это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай"
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.
И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку.
Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."
Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.
Юноши в 12 лет получали по два меча - это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам - приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

ВЛ / Статьи / Интересное

3-02-2016, 14:26

Современные родители читают десятки разнообразных книг о том, как правильно и умело вырастить человека. Крестьяне русского Севера, похоже, лучше знали как.

Пеленание и купание

На Руси считалось, что от рождения и до года – самое важное время в жизни ребенка, поэтому младенец был окружен множеством обрядов, которые должны были защитить его от нечисти и сделать счастливым.

Например, необходимым считалось пеленание – оно, мол, распрямляет скрюченное тельце, и оберегает младенца от возможных уродств. Пеленать следует в старые тряпки, желательно – в одежду родителей. Еще лучше – в отцовскую рубаху. Новорожденного, только он появился на свет, заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы она ограждала его от потустороннего мира, а отец любил и жалел младенца.

В некоторых деревнях, традиция велела пеленать ребенка в одежду родителей того же пола. Иначе несчастья не миновать. Пеленание мальчика в рубаху матери чревато: он может вырасти слабым и неумелым в работе, а девочке, спелёнутой в рубаху отца, грозит бесплодие.

Первое купание новорожденного – также залог его будущего счастья. В приготовленную для купания воду бросали монетки, чаще серебряные, чтобы кожа была чистой, а ребеночек богатый. В воду также клали хлеб, яйцо, стеклянные вещи, лили святую воду. Существовало убеждение, что теплая вода сделает ребенка добрым, а если обмыть его в первый раз молоком, он будет обладать нежной белой кожей.

Колыбель – защита от нечисти

Первый год жизни новорожденный проводил в колыбели, подвешенной к потолку. Не только потому, что в избе было тесно, мало места и много людей – люлька как бы отрезала ребенка от «иного мира», из которого он прибыл в «наш». Если новорожденного положить в кроватку, стоящую на полу или на земле, то нечистая сила может забрать его у людей и утащить в свой мир. Чтобы она точно не покусилась на младенца – для верности, под матрас клали нож или ножницы, а для сна и спокойствия – свинной хрящик и сон-траву. Иногда перед тем, как впервые уложить в колыбель младенца, в нее приглашали кота, чтобы он принял на себя все несчастия, которые могли обрушиться на ребенка.

Если ребенок плохо спал, плакал, это виновата крикса – страшное злое существо, с которым можно было справиться с помощью простенького приговора: «Криксы-вараксы! Идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца!» Кроме криксы, детей может пугать зыбочник – с ним бороться еще легче, всего-то нужно тщательно прикрывать пустую колыбель и не качать ее без младенца.

Кормление и первый шаг

Младенца принято было кормить грудным молоком. Отказ от грудного вскармливания считался большим грехом – не следовало прерывать особую эмоциональная связь между младенцем и матерью. Крестьяне верили, что она сохраняется даже в случае смерти одного из них. Умершая мать может приходить по ночам и кормить ребенка, а умерший младенец еще какое-то время ходит сосать грудь живой матери.

Если ребенок в год еще не ходил, родители «разрезали путы», которые, по поверью, сковывали младенца. Для этого ребенка ставили на лавку или пол и кто-нибудь из взрослых, чаще отец, ножом, ножницами или лучинкой делал между ножками ребенка движение, имитировавшее разрезание. Затем ему говорили: «Ну, теперь ходи: путо разрезано».

Земля и ближние

Когда ребенок входил в разум, его начинали обучать жить по-божески, по-христиански. Одно из основных правил – уважай старших. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью. Уважать нужно не только родителей, но и всех стариков – без разбору, просто потому что они прожили долгую, трудную жизнь.

Полагалось также любить родную землю – она всех кормит, поит, одевает. «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» – говорилось на Руси. Нищих, убогих, потерпевших, вдов, сирот – всех учили привечать. Путников, постучавшихся в дом, не гнали – их следовало накормить, обогреть и дать ночлег. Помогали погорельцам и многодетным. «Добро творить – себя веселить» – так взрослые наставляли детей.

Христианство и народная магия

Конечно, детей приобщали к православию, читали им Псалтирь, молитвенники, рассказывали христианские предания, и жития. Однако не забывали и о других важных знаниях, без которых в деревне никак, старшие учили младших, как уберечься от лешего в лесу, от водяного – в озере, сохранить скот от падежа, вызвать дождь, спастись от злых лихорадок, защититься от собак и укусов змей.

Крестьянский кодекс также предписывал «хранить честь смолоду», что означало трудиться, и быть честным, потому что хуже нет, чем прослыть лентяем, прощелыгой и самознайкой.

Маленькие дела

Детей приучали трудиться уже с семи лет. Считалось, «маленькое дело лучше большого безделья». Если о какой двенадцатилетней девочке говорили, что она «непряха», а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором.

Мальчишки помогали отцам в полях. Растаскивали навоз по полю, а затем следили во время пахоты, чтобы комья земли и навоза не мешали плугу и не засыпали борозду. Заборанивали после пахоты поле. Уже к девяти годам ребята ставили петли на уток, стреляли из лука. В десять – ловили сусликов, колонков. Били рыбу острогой.

Пестуньи

Девочек привлекали к домашнему хозяйству еще раньше – с шести лет. Они пряли, пасли цыплят, с семи учились вышивать, к десяти должны были уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими. С 12 лет девочки, если была такая нужда, могли устраиваться в няньки – пестуньи, так их называли на севере.

Наем в пестуньи на время страды стоил от трех до пяти рублей. В Тверской губернии, например, няньке за работу в летний период полагалось семь пудов муки, отрез на платье в восемь аршин, кашемировая «шалинка», полторы меры яблок, а также картошка, выращенная ею на полосе хозяев. По окончании службы для малолетней няньки пекли ржаной пирог с капустой и хлеб, которые принято было отдавать с приговором: «Вот тебе хлеб и пирог и няньку за порог».

Ненаказанный сын – бесчестье отцу

Детей держали в строгости, приходилось их иногда и наказывать. Полагалось это делать отцу. Говорили даже: «Ненаказанный сын – бесчестье отцу». Однако сгоряча поднимать руку на детей было не принято. Происходило это очень редко, если повод был действительно серьезный: воровство, ложь, порча чужих или своих вещей. Наказание напоминало скорее ритуал. Провинившегося укладывали на лавку, и отец задавал ему ремня, после чего ребенок должен был поблагодарить родителя за ученье и пообещать исправиться.



Оцените новость

Новости партнеров:

Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания – неуместными, подчас дикими. Но интерес к ним остается, и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях. Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Без спорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве – как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается." В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" – форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью – кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги. Другая форма воспитания – "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те – первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава – Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.

Так же существовало "кумовство" – выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси. Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу. Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой. Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса – это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь – чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай" Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу – это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка. Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов. И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку. Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."

Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет. Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик. В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование. Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Детей учили подчиняться родительской воли и почитать старших. Девочек и мальчиков сильно различалось. Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию,почтению к старшим, целомудрию. Родители были обязаны научить девочка "хранить чистоту свою для мужа своего". "Домострой", по которому тогда жили люди требовал от главы семейства: «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Девочки с детства помогали по хозяйству.

Они присматривали за младшими детьми,помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери,которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить,вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины. Роли жены и матери. Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили " Отец бережет дочь до венца,а муж до конца".Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то,чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам.

Основой воспитания была, безусловно, религиозная традиция того времени, а она считала, что суть человека греховна. Поэтому наши предки считали, что эту греховную суть, а, следовательно, ребенка, надо как можно раньше усмирить, переломить, подчинить воле родителей. Детей часто били, порка считалась лучшим воспитанием. Взрослые верили, что делают это на благо своих чад и если не бить малыша сызмальства, он вырастет дурным человеком, будет обижать родителей. Если какой-то из отцов не порол своих детей, окружающие считали, что он их не воспитывает, и осуждали такого мужчину.

Вообще все семейные взаимоотношения были построены на строжайшей иерархии. Авторитет главы семейства – отца считался непререкаемым. Дети должны были беспрекословно слушаться отца и вообще родителей, воспринимать все их наставления, не противоречить им. Мнение ребенка не принималось взрослыми в расчет, отец не слушал советов и пожеланий сына, пока у того не вырастет борода.

Первые 3-4 го­да ре­бе­нок был под опекой матери, он посильно помогал ей в домашних делах. С 5 лет ребенка-мальчика привлекали к мужским делам. девочку - к женским хозяйственным обязанностям. Детям рассказывали обучающие, таящие глубокий смысл сказки и легенды. С 7 и до 15 лет ребенок считался отроком, после окончания этого срока девочки оставались под присмотром матери. продолжали учиться хозяйству и рукоделию, а мальчики переходили в распоряжение отца, выполняли уже серьезные мужские обязанности. Так, сыновья дружинников уже с 12 лет учились воинскому делу и проживали отдельно от матерей.

Вообще детей с раннего возраста готовили к взрослой жизни. Им поручали всевозможные обязанности по дому, обучали их грамоте – это тоже считалось обязанностью родителей. В основном малышей учила чтению и письму мать, поэтому очень ценились образованные невесты.

Детей учили петь, читать и писать, знать историю Руси, разбираться в церковных тонкостях, правильно говорить, достойно вести себя в обществе, быть вежливыми и учтивыми, вовремя кланяться и улыбаться. Если родители видели, что их ребенок проявляет способности к учебе, они отдавали его «в учение» к какому-нибудь мудрому человеку, книжнику. Подопечный у такого ученого мужа был только один, тот передавал ему все свои знания.

В княжеских семьях сыновей с 1-3 лет сажали на коня. Это было целым обрядом, считалось, что так закладываются качества будущего воина. Подросшие девочки проходили обряд вскакивания в поневу. Понева – это длинная ткань. Которая использовалась как юбка. До 15 лет у девочек юбок не было, они носили длинные рубахи. В 15 лет проводился специальный ритуал, знаменующий переход от детства к девичеству. После него к девушке можно было присылать сватов. Только выйдя замуж, девушка выходила из-под власти отца и переходила под власть мужа. Отец передавал зятю свою плеть, чтобы отныне тот воспитывал с ее помощью жену.