Воспитание девочек у славян. Как женщины на Руси «доделывали» своих детей

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось , обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность .

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей . С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник .

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда «дядьками» . Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

План | |Стр. | |Введение |2 | |1. Положение женщины в Древней Руси |3 | |2. Брак и сексуальные отношения |7 | |3. Русский народный женский костюм |12 | |Заключение |16 | Список литературы |17 | | Введение. Древнерусское общество - типично мужская, патриархальная цивилизация, в которой женщины занимают подчиненное положение и подвергаются постоянному угнетению и притеснению. В Европе трудно найти страну, где даже в XVIII-Х1Х веках избиение жены мужем считалось бы нормальным явлением и сами женщины видели бы в этом доказательство супружеской любви. В России же это подтверждается не только свидетельствами иностранцев, но и исследованиями русских этнографов. В то же время русские женщины всегда играли заметную роль не только в семейной, но и в политической и культурной жизни Древней Руси. Достаточно вспомнить великую княгиню Ольгу, дочерей Ярослава Мудрого, одна из которых -- Анна прославилась в качестве французской королевы, жену Василия I, великую княгиню Московскую Софью Витовтовну, новгородскую посадницу Марфу Борецкую, возглавившую борьбу Новгорода против Москвы, царевну Софью, целую череду императриц XVIII века, княгиню Дашкову и других. В русских сказках присутствуют не только образы воинственных амазонок, но и беспрецедентный, по европейским стандартам, образ Василисы Премудрой. Европейских путешественников и дипломатов XVIII - начала Х1Х в. удивляла высокая степень самостоятельности русских женщин, то, что они имели право владеть собственностью, распоряжаться имениями и т.д. Французский дипломат Шарль-Франсуа Филибер Массон считает такую "гинекократию" противоестественной, русские женщины напоминают ему амазонок, социальная активность которых, включая любовные отношения, кажется ему вызывающей. 1. Положение женщины в Древней Руси. Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в "Повести временных лет" сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в пять раз меньше, чем "мужских". Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае посессивной, владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу). Едва ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены князя Игоря Новгород-Северского в "Слове о полку Игореве" - Ярославна. Кстати, это послужило А.А. Зимину одним из аргументов для обоснования поздней датировки "Слова". Весьма красноречиво говорит о положении женщины в семье цитата из "мирских притч", приведенная Даниилом Заточником (XII в.): "Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает". Деспотические порядки, получившие широкое распространение в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего это относилось к женской половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела. После свадьбы ее новым "хозяином" становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их. В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым. В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Считалось, что человек, не бьющий жену, "дом свой не строит" и "о своей душе не радеет", и будет "погублен" и "в сем веке и в будущем". Лишь в XVI в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа. Так, "Домострой" советовал бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом. Рекомендовалось "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Такие "ограничения" приходилось вводить хотя бы в рекомендательном порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись в средствах при "объяснении" с женами. Недаром тут же пояснялось, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их!) и детем поврежение бывает в утробе". Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно!) побить, за руки держа". В то же время следует отметить, что в домонгольской Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев. Существование у влиятельных лиц целых гаремов фиксируется не только в дохристианской Руси (например, у Владимира Святославича), но и в гораздо более позднее время. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-то из приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц. Вместе с тем в некоторых случаях женщина, видимо, и сама могла стать настоящим деспотом в семье. Трудно, конечно, сказать, что повлияло на взгляды авторов и редакторов популярных в Древней Руси "Моления" и "Слова", приписываемых некоему Даниилу Заточнику, - детские впечатления об отношениях между отцом и матерью либо собственный горький семейный опыт, однако в этих произведениях женщина вовсе не выглядит столь беззащитной и неполноправной, как может представиться из вышеизложенного. Послушаем, что говорит Даниил. "Или речеши, княже: женися у богатого тестя; ту пеи, и ту яжь. Лутче бо ми трясцею болети; трясца бо, потрясчи, отпустит, а зла жена и до смерти сушит... Блуд во блудех, кто поимет злу жену прибытка деля или тестя деля богата. То лучше бы ми вол видети в дому своем, нежели жену злообразну... Лучше бы ми железо варити, нежели со злою женою быти. Жена бо злообразна подобна перечесу (расчесанному месту): сюда свербит, сюда болит". Не правда ли, предпочтение (пусть и в шутку) самого тяжелого ремесла - варки железа жизни со "злой" женой кое о чем говорит? Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в обществе. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства. Вообще же, на жене лежала вся ответственность за ведение домашнего хозяйства, за воспитание детей младшего возраста. Мальчиков - подростков передавали потом на обучение и воспитание "дядькам" (в ранний период, действительно дядькам по материнской линии - уям, считавшимся самыми близкими родственниками-мужчинами, поскольку проблема установления отцовства, видимо, не всегда могла быть решена). 2. Брак и сексуальные отношения. В средневековом обществе особую ценность имело "удручение плоти". Христианство напрямую связывает идею плоти с идеей греха. Развитие "антителесной" концепции, встречающейся уже у апостолов, идет по пути "дьяволизации" тела как вместилища пороков, источника греха. Учение о первородном грехе, который вообще-то состоял в гордыне, со временем приобретало все более отчетливую антисексуальную направленность. Параллельно с этим в официально-религиозных установках шло всемерное возвеличивание девственности. Однако сохранение девушкой "чистоты" до брака, видимо, первоначально ценилось лишь верхушкой общества. Среди "простецов", по многочисленным свидетельствам источников, на добрачные половые связи на Руси смотрели снисходительно. В частности, вплоть до XVII в. общество вполне терпимо относилось к посещению девицами весенне-летних "игрищ", предоставлявших возможность до- и внебрачных сексуальных контактов: "Егда бо придет самый этот праздник, мало не весь град возьмется в бубны и в сопели... И всякими неподобными играми сотонинскими плесканием и плесанием. Женам же и девкам - главан накивание и устам их неприязнен клич, всескверные песни, хрептом их вихляние, ногам их скакание и топтание. Тут есть мужем и отроком великое падение ни женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же..." Естественно, участие девушек в подобных "игрищах" приводило - и, видимо, нередко - к "растлению девства". Тем не менее даже по церковным законам это не могло служить препятствием для вступления в брак (исключение составляли только браки с представителями княжеской семьи и священниками). В деревне же добрачные сексуальные контакты как юношей, так и девушек считались едва ли не нормой. Специалисты отмечают, что древнерусское общество признавало за девушкой право свободного выбора сексуального партнера. Об этом говорит не только длительное сохранение в христианской Руси обычая заключения брака "уводом", путем похищения невесты по предварительному сговору с ней. Церковное право даже предусматривало ответственность родителей, запретивших девушке выходить замуж по ее выбору, если та "что створить над собою". Косвенно о праве свободного сексуального выбора девушек свидетельствуют довольно суровые наказания насильников. "Растливший девку осильем" должен был жениться на ней. В случае отказа виновник отлучался от церкви или наказывался четырехлетним постом. Пожалуй, еще любопытнее, что вдвое большее наказание ожидало в XV-XVI вв. тех, кто склонил девицу к интимной близости "хытростию", обещая вступить с ней в брак: обманщику грозила девятилетняя епитимья (религиозное наказание). Наконец, церковь предписывала продолжать считать изнасилованную девицей (правда, при условии, если она оказывала сопротивление насильнику и кричала, но не было никого, кто мог бы прийти на помощь). Рабыня, изнасилованная хозяином, получала полную свободу вместе со своими детьми. Основой новой, христианской, сексуальной морали явился отказ от наслаждений и телесных радостей. Самой большой жертвой новой этики стал брак, хоть и воспринимавшийся как меньшее зло, чем распутство, но все же отмеченный печатью греховности. В Древней Руси единственный смысл и оправдание половой жизни виделся в продолжении рода. Все формы сексуальности, которые преследовали иные цели, не связанные с деторождением, считались не только безнравственными, но и противоестественными. В "Вопрошании Кириковом" (XII в.) они оценивались "акы содомъскый грех". Установка на половое воздержание и умеренности подкреплялась религиозно-этическими доводами о греховности и низменности "плотской жизни". Христианская мораль осуждала не только похоть, но и индивидуальную любовь, так как она якобы мешала выполнению обязанностей благочестия. Может создаться впечатление, что в такой атмосфере секс и брак были обречены на вымирание. Однако пропасть между предписаниями церкви и повседневной житейской практикой была очень велика. Именно поэтому древнерусские источники уделяют вопросам секса особое внимание. Согласно "Вопрошанию", супругам вменялось в обязанность избегать сексуальных контактов во время постов. Тем не менее это ограничение, видимо, достаточно часто нарушалось. Не зря Кирика волновал вопрос: "Достоить ли дати тому причащение, аже в великий пост съвкуплять с женою своею?". Епископ новгородский Нифонт, к которому он обращался, несмотря на свое возмущение подобными нарушениями "Ци учите, рече, вздержатися в говение от жен? Грех вы в том!" вынужден был пойти на уступки: "Аще не могут (воздержаться), а в переднюю неделю и в последнюю". Видимо, даже духовному лицу было понятно, что безусловного выполнения подобных предписаний добиться невозможно. Холостых "на Велик день (на Пасху), съхраншим чисто великое говение", разрешалось причащать несмотря на то, что те "иногда съгрешали". Правда, прежде следовало выяснить, с кем "съгрешали". Считалось, что блуд с "мужьскою женою" есть большее зло, чем с незамужней женщиной. Предусматривалась возможность прощения за подобного рода прегрешения. При этом нормы поведения для мужчин были мягче, чем для женщин. Провинившемуся чаще всего грозило лишь соответствующее внушение, в то время как на женщину накладывались довольно суровые наказания. Сексуальные запреты, установленные для женщин, могли и вовсе не распространяться на представителей сильного пола. Супругам, кроме того, предписывалось избегать сожительства в воскресные дни, а также по средам, пятницам и субботам, перед причащением и сразу после него, так как "в сии дни духовная жертва приносится Господу". Вспомним также, что родителям возбранялось зачатие ребенка в воскресенье, субботу и пятницу. За нарушение данного запрета родителям полагалась епитимья "две лета". Такие запреты опирались на апокрифическую литературу (в частности на так называемые "Заповедь святых отцов" и "Худые номоканунцы"), поэтому многие священники не считали их обязательными. Достойным наказания могло стать даже "нечистое" сновидение. Однако в таком случае следовало тщательно разобраться, был ли увидевший зазорный сон подвержен вожделению собственной плоти (если ему приснилась знакомая женщина) или его искушал сатана. В первом случае ему нельзя было причащаться, во втором же причаститься он был просто обязан. "ибо иначе скуситель (дьявол) не пререстанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться". Это касалось и священника: "Аще блазнь ("нечистый" сон) будеть от диавола в нощи, достоить ли служити на обеде, ополоснувшися, молитву въземше? - Аще, рече, прилежал будешь мыслью которей жене, то не достоить; аще.... сотона съблазнить, хот церковь оставити бе (без) службы, то ополоснувшеся служити". Интересно, что женщина представлялась большим злом, чем дьявол, поскольку естественное плотское влечение и связанные с ним эротические сны объявлялись нечистыми и недостойными сана священника (или человека вообще), тогда как такие же сны, вызванные предполагаемым дьявольским воздействием, заслуживали прощения. Стоит обратить внимание на то, что обязательный брак, установленный православной церковью для белого духовенства, в бытовом отношении сближал священника с его паствой. И быт женатого священнослужителя "выдвигал в сущности те же вопросы, которые затем приходилось решать попу применительно к своим детям" (Б.А. Романов) 3. Русский народный женский костюм Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук. Одежду в крестьянской семье всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры. Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница. После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь. Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. Руки крестьянки – от них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни женщины-труженицы. Прясть и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него. "Язык" этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту. Особую роль в русском костюме всегда играли пояски. Маленькая девочка, впервые севшая за ткацкий станок, начинала своё обучение ткачеству именно с пояска. Тканые разноцветные и рисунчатые пояски носили в основном мужчины, завязывая их спереди или чуть сбоку. Каждая невеста должна была обязательно выткать и подарить жениху такой поясок. Завязанный узлом, он становился символом нерушимой связи между мужем и женой, их благополучной жизни. Поясок невесты обовьётся вокруг тела жениха, сохранит его тепло, защитит от злого человека, считали люди. Кроме того, невеста дарила свои пояски всей многочисленной родне будущего мужа. Ведь она входила в новую семью, и с этими людьми ей тоже нужно было установить добрые и прочные отношения. Так пусть её яркие пояски украсят одежду новой родни, защитят от несчастья. Заключение. Многие старые и новые философы, фольклористы и психоаналитики говорят об имманентной женственности русской души и русского национального характера. В языке и народной культуре Россия всегда выступает в образе матери. Некоторые авторы делали из этого обстоятельства далеко идущие политические выводы, вплоть до неспособности России к политической самостоятельности, трактуя "вечно-бабье" начало российской жизни как "вечно- рабье" , тоскующее по сильной мужской руке. Другие суживают проблему до внутрисемейных отношений, подчеркивая, что в России "патриархат скрывает матрифокальность" : хотя кажется, что власть принадлежит отцу, в центре русского семейного мира, по которому ребенок настраивает свое мировоззрение, всегда стоит мать. Отец - фигура скорее символическая, всем распоряжается мать и дети ее больше любят. Список литературы. 1. С. Лесной «Откуда ты, Русь?» Ростов-на-Дону: «Донское слово», «Квадрат», 1995г. 2. Миролюбов Ю.П. "Сакральное Руси". Собрание сочинений в двух томах. Москва, издательство АДЕ "Золотой век", 1997г. 3. С.М. Соловьев Сочинения. В 18 кн. Кн I. Т. 1-2. «История России с древнейших времен». - М.: Голос, 1993. 4. В. Калугин «Идеалы русского эпоса» //Русь Многоликая- М.: Советский писатель, 1990. 5. Русские Веды. - М: Наука и религия, 1992. 6. А.К, Белов Изначалие. М.:НКДР, 1993. 7. Шишкина В.И., Пурынычева Г.М. История русской философии (XI-нач.XXвв.): Учебник - Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. 8. В.В. Седов Восточные славяне в VI-XIII вв. М: Наука, 1982
Для добавления страницы "Женщина в Древней Руси" в избранное нажмите Ctrl+D

Любое древнее общество - это доминирование мужчин, и если отстраниться от истории Древней Руси, то, к примеру, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток или Греция, также выстроены по общественным принципам, в которых женщине отводилось второстепенное положение. Что касается положения женщины в Древней Руси , то, к примеру, в древнейшем летописном своде "Повести Временных лет" сообщений, связанных с представительницами слабого пола, в пять раз меньше, чем посвященных мужчинам. Женщины и дети в древнерусском обществе рассматриваются как дополнение к мужчине. Именно по этой причине на Руси девицу до замужества часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме, например "Володимеряя". После вступления в брак в той же "владельческой" форме называли по мужу, подразумевая "мужняя жена", то есть "принадлежащая мужу". Женщины в Древней Руси были ограничены в своих правах, как и во всех древних обществах. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого и внучки Владимира Мономаха, которые были вполне социально активными и яркими личностями.

Княгиня Ольга (около 890-969 гг.) была первой христианской киевской княгиней. Будучи женой первого великого князя Киевского Игоря(годы правления: 912-945 гг.), после его смерти управляла государством до совершеннолетия их сына Святослава. Обычай кровной мести, который существовал в раннесредневековой Руси, заставил Ольгу покарать убийц ее мужа. Княгиня Ольга сочетала в себе энергию, незаурядный ум и редкие государственные качества. Она впервые создала систему управления княжеством, вела успешную борьбу с соседним племенем древлян, нередко угрожавшим ее государству, а также стремилась к расширению связей Руси с сильнейшими державами того времени - Византией и империей Оттона. Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сборов и их систематичность

Исторические документы свидетельствуют о том, что княгини принимали участие в государственных делах. Так подписи княгинь стояли на важнейших законодательных документах того времени. Подпись жены князя Владимира Святославовича (годы правления: 980-1015 гг.) Анны стояла на Церковном уставе. Более того, без ее подписи документ не имел бы законодательной силы, так как Анна, будучи сестрой византийского императора, действовала от имени византийского духовенства. Другим примером может служить документ более позднего времени (XVвек) - Устав новгородского князя Всеволода, где наряду с подписями самых влиятельных лиц Новгорода стояла также подпись жены князя, "княгини Всеволожей". Участие княгинь в деятельности законодательной и исполнительной власти является показателем высокого уровня развития государственной, социальной, правовой и культурной систем Древней Руси.

Летопись "Повесть временных лет" упоминает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) - Предславе, которая являлась активной участницей борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015-1019 гг.

Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (годы жизни: около 1024 - не ранее 1075 г.) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она являлась правительницей Франции в период малолетства их сына Филиппа. Зная латынь (официальный язык того времени), Анна обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора того времени.

Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна Всеволодовна основала в 1086 г. при киевском Андреевском монастыре первую известную в истории Руси школу для девочек.

Женщины в Древней Руси , принадлежащие к княжескому сословию или имевшие духовный сан (в частности, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В летописях упоминаются имена многих боярынь и княгинь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств, а также правивших единолично.

Ордынское иго существенно изменило общую картину социально-правового положения женщин в русских удельных княжествах. Русские летописи середины XIIIвека почти не упоминают об участии женщин в политической жизни. Жены и дочери русских князей в основном представлены как объекты захвата, насилия и плена. Однако и в этот период можно привести в качестве примера жену Дмитрия Донского - суздальскую княжну Евдокию, сыгравшую большую роль в истории Московского княжества.

Однако столь заметную роль в истории доводилось играть только женщинам из привилегированного сословия, именно они могли быть полноправными представительницами в своей вотчине или в княжестве, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть, а также регентами или опекунами. Знатные женщины в Древней Руси отличались высоким уровнем образования и культуры по тем временам, именно это позволяло им участвовать в государственных делах и управленческой деятельности. Более того, княгини обладали очень серьезными имущественными правами, им подчас принадлежали целые княжеские волости, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и решать, что из этих земель достанется их сыновьям. Что касается представительниц низших сословий, то тут значение женщины было существенно иным.

Многие историки пишут о деспотических порядках, царивших в рядовой древнерусской семье. Муж, глава семейства, был холопом по отношению к государю, но при этом был полноценным государем для своей семьи в собственном доме. Все домочадцы полностью были ему подчинены, и прежде всего это касалось женской половины дома. , будучи еще не замужем, не имела права самостоятельно выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, до свадьбы она его не видела. После замужества новым ее "хозяином" становился муж. не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, включая и посещение церкви. Знакомится, вести с кем-нибудь разговоры, дарить подарки и вообще осуществлять общение вне дома женщина также должна была только испросив разрешение супруга. Доля женского труда в русских крестьянских семьях всегда была необычайно велика, женщине даже приходилось браться за соху. Очень тяжела была доля младшей невестки в семье (жены самого младшего брата), которая, переехав в семью своего мужа, оставалась пожизненной служанкой в доме.

Неписанные законы общества диктовали определенное поведение мужа и отца. В его обязанности входило "поучение" домашних, которое состояло в систематических побоях жены и детей. В древнерусском обществе считалось, что если муж не бьет жену, то он "о своей душе не радеет", и будет "погублен". Только в XVIвеке были предприняты попытки как-то защитить жену и ограничить произвол мужа. В частности "Домострой" (памятник русской литературы XVIвека, который является сборником советов, правил и наставлений во всех сферах жизни человека и семьи) вводит некоторые ограничения в устоявшуюся систему домашнего насилия. Рекомендуется бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом, и "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Видимо, в обыденной жизни женщины в Древней Руси подвергались серьезным избиениям, поскольку автор "Домостроя", давая советы мягче обращаться с женами, поясняет, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их) и детем поврежение бывает в утробе". Именно поэтому давались советы наказывать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно) побить, за руки держа"

В то же самое время следует отметить, что женщина в Древней Руси домонгольского периода обладала целым рядом прав. До выхода замуж она могла стать наследницей имущества отца. Самые высокие штрафы, согласно древнерусскому законодательству, платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, живущая с господином в качестве жены получала свободу после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев.

Широкие имущественные права женщина в Древней Руси получала после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в древнерусском обществе, они становились полноправными хозяйками в своем доме. Фактически, с момента смерти мужа, роль главы семейства переходила к ним. Имущественная правоспособность женщин в Древней Руси , особенно в привилегированных сословиях, была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах. Однако ее нельзя считать равной с правоспособностью мужчины, поскольку женщина находилась в семье под властью мужа или отца, и мужчины могли своей властью свести на нет все преимущества, прописанные для древнерусских женщин в законодательстве. В случаях, когда женщина не находилась под властью мужчины, например, будучи вдовой, она получала практически равную с мужчинами имущественную правоспособность.

Прежде всего, необходимо вспомнить о тех ценностях, которые прививались детям в русских семьях вне зависимости от половых различий. Во главу угла ставилось почитание родителей и вообще старших. Гарантией того, что эти традиции будут сохранены, служило то, что семьи жили вместе в общем доме и опыт предавался от старшего поколения младшему.

Уважение и бережное отношение к окружающему миру - еще один принцип воспитания на Руси. Умение жить в гармонии с природой воспитывалось с раннего детства, так же как уважение к своему Отечеству. Вместе с тем детям передавались трудовые навыки, такие как обработка земли и выращивание хлеба, например. Формирование трудолюбия считалось обязанностью родителей, тогда как лень признавалась следствием недостаточного воспитания.

Нравственное воспитание присутствовало всегда, об этом говорят пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени. «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «От учтивых слов язык не отсохнет» - в этих и других поговорках народная мудрость о правилах поведения и хороших манерах. Традиции гостеприимства были столь сильны, что уходя из дома, хозяева не закрывали дверь, а на столе оставляли угощение для возможных гостей. Естественно, что в этих традициях воспитывались и дети.


Различия в воспитании девочек и мальчиков объяснялись, прежде всего, тем, что девочек воспитывали как будущих матерей и хранительниц семейного очага, а мальчиков - как будущих воинов, защитников и кормильцев. Поэтому и игры и игрушки у них были разными. Игры мальчиков были, прежде всего, направлены на формирование мужского стиля поведения, им были свойственны агрессия, азарт, определение победителей и побежденных. Участие в игре было для мальчика испытанием, позволяющим в случае побед повысить свой авторитет. Наказание за проигрыш учило преодолевать боль и трудности. Лет с десяти мальчик принимал участие в коллективных играх вместе с взрослыми - взятие снежного городка или кулачные бои, которые проводились в праздники.

Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в два - три года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги Святослав был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

В двенадцать лет юноша получал второй меч, как знак того, что он уже должен в совершенстве овладеть этим оружием и стать настоящим воином. С этого времени он мог участвовать в походах и сражениях и завоевывать собственную славу.

Не стоит думать, что знания, связанные с ратным делом, были единственными получаемыми мальчиками. Владимир Мономах в «Поучении своим детям» указывает на то, что «… чего не умеете, тому учитесь…» и приводил в пример своего отца, знавшего пять языков. О том, что обучение на Руси ценилось всегда, говорят русские пословицы и поговорки, и найденные археологами берестяные грамоты, в которых дети учились писать.

Кто же должен был заниматься воспитанием мальчиков? Интересно, что на Руси воспитание мальчиков считалось не женским делом. В семьях дворянских были дядьки, которые наряду с няньками ухаживали за детьми мужского пола, а для получения образования нанимали гувернера - мужчину. В крестьянских семьях мальчики сразу росли в мужской среде, так как очень рано начинали помогать старшим мужчинам по хозяйству. Трудовое воспитание мальчиков считалось прямой обязанностью мужчины, так же как и наука мужского поведения. Обучение сына велось собственным примером: наблюдая за отцом, мальчик обучался труду, учился строить взаимоотношения с окружающими, вести себя сообразно ситуации.

Наказание детей также являлось прямой обязанностью отца, ведь общественное мнение требовало от него строгости в воспитании детей. При этом наказание обязательно должно было быть заслуженным и запомниться на всю жизнь, поэтому проводилось с соблюдением определенного ритуала. Наказание могло быть назначено за воровство, неуважение к старшим, непослушание и другие проступки. При этом решения, принимаемые отцом, не обсуждались, а беспрекословно исполнялись.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наше время издано и написано столько книг о воспитании детей, что современные родители, желая вырастить достойных детей, поглощают горы информации, но ситуация с чадами отнюдь не становиться лучше, родителям всё труднее найти общий язык с детьми. А если мы обратимся в прошлое и посмотрим, как воспитывали детей на Руси, то увидим, что подход к воспитанию детей был абсолютно иным и дети почитали своих родителей гораздо больше, нежели сейчас. Семьи раньше были большими, детей рожали много и по их количеству определялся уровень жизни и благосостояния. Так что рождение ребенка всегда было праздником. Сегодня мы поговорим о том, кто и как занимался воспитанием детей, а также чему учили их на Руси.

Как воспитывали детей на Руси

На Руси детей разного возраста воспитывали по-разному, а также разница касалась и воспитания мальчиков и девочек

Дети от рождения до 7 лет

До семи лет детей вообще не воспринимали всерьез, считая их глупыми и неспособными мыслить. Примерно до 4 лет воспитанием занималась исключительно мать, которая до этого возраста кормила грудью и присматривала за дитятком. Но если малыши рождались каждый год, то забота о младших ложилась на плечи более старших детей.

Как такового понятия о воспитании не было, детей кормили и ухаживали по возможностям, ожидая, когда те подрастут, чтобы помогать в поле или по хозяйству. Наиболее ценные качества у детей того времени были: здоровье, выносливость, сила и сообразительность. До трех лет детишек одевали в мешки с прорезями и только по достижении необходимого возраста переодевали в длинную рубашку (независимо от половой принадлежности). В сезон холодов из-за отсутствия теплой одежды малыши не выходили на улицу, сидели на теплой печке, а летом – играли в самодельные игрушки на улице.

Битье – обычное явление того времени. Считалось, что такое «воспитание» идет детям на пользу. Если родители по какой-то причине отказывались применять физическую силу, окружение осуждало за отказ воспитывать свое чадо.

Отрочество (от 7 до 14)

Штаны, которые считались символом вступления во взрослую жизнь, одевались на мальчиков по достижении семи лет. С этого момента ребенка называют уже отроком (отроковицей). Девочек же облачали в длинные рубахи, сшитые из старой материнской. Так, одежда становилась еще и оберегом.

Считалось, что именно возраст 7 лет идеален для начала обучения ремеслу. Привлекали детей и к посильному труду, поручения при этом отдавались приказным тоном и не обсуждались. А по выполнении детей хвалили за правильно сделанную работу. В свободное от работы время отрокам разрешалось играть со сверстниками на улице.

В семьях крестьян мальчики участвовали почти во всех работах на поле, естественно, под присмотром родителей. Девочки же участвовали в хлопотах по дому и старались как можно больше узнать того, что пригодиться в дальнейшей семейной жизни.

Но не только трудовым воспитанием занимались родители. Воспитывались и другие нужные качества:

  • милосердие к нищим, калекам, убогим;
  • почитание авторитета старших;
  • благоговейное отношение к пище, и прежде всего к хлебу;
  • основы религиозности и веры.

Особенности воспитания девушек и юношей на Руси (от 14 лет)

Важнейшие категории нравственно воспитанного человека – совесть, честь, стыд и целомудрие. В тоже время заниматься половым воспитанием было неприемлемо. Об этом даже не разговаривали. Да и растущие рядом с домашними животными ребята отлично представляли весь физиологический процесс половых отношений.

Родители разрешали юношам и девушкам посещать вечерние «посиделки», где объятия и поцелуи были самым обычным делом. А вот сексуальная близость была строго запрещена. Да пары и сами были в них не заинтересованы, так как боялись общественного осуждения и Божьей кары за добрачные отношения. Осуждалось обществом и проявление инициативы девушки в отношениях, а также частая смена партнеров на таких «посиделках».

Только те девушки, репутация которых не была запятнана, рассматривались, как кандидатки в невесты. Их первых выбирали в хороводы, а на посиделках им отводились почетные места. Конечно, не только репутация играла роль в выборе жены, требовались и другие качества: трудолюбие, послушание, здоровье и физическая выносливость, уважительное отношение к старшим и другое.

До конца 18 века подходящим возрастом для вступления в брак считался 15 лет. Согласия молодоженов для этого и не требовалось, достаточно было родительского слова и благословения, которому в те времена придавалось огромное значение. Только в середине девятнадцатого были введены законы, которые позволяли юношам жениться с 18 лет, а девушкам вступать в брак с 16.

Разница в воспитании полов

Разительно отличался процесс воспитания мальчиков от девочек. Любая семья как крестьянская, так и княжеская, считала наследником и продолжателем рода только сына. Именно ему предстояло встать на защиту родных земель при нападении врага. С малых лет им прививали любовь к родине и патриотические чувства, ведь они должны были стать воинами и защитниками.

Как воспитывали юношей на Руси

  • уметь защищать женщину. Русские женщины всегда славились своей красотой, поэтому нападая, враги стремились посягнуть на девушек. Но правильно воспитанный мужчина должен умереть, но защитить свою женщину. К этому же критерию относится и способность мужчины обеспечить свою семью материально – крышей над головой, пищей и одеждой. Не менее важной считалась в те времена и психологическая защита слабого пола. Ведь в силу особенностей характера женщины эмоционально менее стабильны. Мужчина должен уметь поддержать, окружить заботой и вниманием, сносить капризы и психи своей избранницы;
  • уметь сдерживать эмоции. Только полный контроль над собой позволит воздержаться от искушений, душевных или телесных. Даже мысли должны быть чистыми. А вот открытое причитание над своей судьбой порицалось. Осуждалось и открытое проявление своих чувств на людях в Древней Руси, например, слезы. Касался этот критерий и верности своим женам. Воспитание было построено таким образом, что с детства мальчикам внушали не обижать своих жен, заглядываясь на соседок.

О том, что мальчик является будущим мужчиной и воином, внушали родители сызмальства. Только таким образом можно было вырастить потомка, как продолжателя рода, вызывающего гордость.

Воспитание девушки

Роль девочки – стать хорошей хозяйкой в будущем, а еще матерью. Поэтому основное направление в воспитании – приучить к послушанию, сначала отца, потом мужа. Приучить к аккуратности, прилежности и хозяйственности, научить умению ухаживать за маленькими детьми, готовить и рукодельничать, шить и поддерживать порядок в доме – это основная задача матерей. Ну и конечно, целомудренность и скромность были важны.

Но неважно, какого пола был ребенок, воспитание было построено таким способом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям никогда не нужно было напоминать об их выполнении.

Обряды на Руси

Были на Руси и особые обряды, которые неукоснительно выполнялись по мере взросления детей. Например, мальчиков сажали на лошадь как можно раньше, в три, а то и два года. И по тому, как ребенок держался верхом, судили, какой из него получится воин.

Девочкам с малых лет волосы в косу из трех частей заплетали. Она была символом единения сил природы и здоровья. Строго вдоль спины носили ее, верили люди, что через волосы проходит светлая энергия, которая наполнит девочку здоровьем и подготовит ее к будущему материнству. После замужества девушки начинали заплетать две косы, ведь получаемую силу нужно было теперь делить между женщиной и ее будущим ребенком.

Известен и такой ритуал, как впрыгивание в юбку. Он символизировал о том, что девушка выросла и ее можно начинать сватать. До 15 лет девицы носили длинные рубахи, и только после проведения ритуала девушка начинала носить юбку. Обряд проводился следующим образом. Мама становилась возле края лавки и держа в руках юбку, уговаривала дочь впрыгнуть в нее. Девушка ходила по этой лавке от края до края и недовольно говорила следующие слова: «Может впрыгну, может нет…» Это являлось еще и символом согласия выйти замуж и уйти из отчего дома в другую семью.

Во время свадьбы был и еще один обряд, отец передавал жениху символическую плеть, которой он отныне должен был воспитывать молодую жену.

Обучение и образование

Именно семья была обязана в Древней Руси обучить детей грамоте и писанию. Так как воспитанием занималась в основном мама, именно на ее плечи ложилась эта обязанность. Перед тем как отправить сватов, невесту обязательно проверяли на грамотность, ведь от ее знаний зависела грамотность будущих внуков.

Если в процессе обучения выяснялось, что ребенок весьма талантлив, его отдавали уже на воспитание другому человеку, владеющему книжной наукой. Так что внушение, что грамота на Руси появилась только во времена Кирилла и Мефодия, не имеет под собой почвы. Писать люди умели еще задолго до крещения.

Как раз после крещения грамоте учили только детей знати, а у крестьянских ребятишек шансов стать образованным практически не было. Изменилось положение только в 1804 году, когда школы стали бессословными, а обучение бесплатным.

Вот оказывается как подходили к воспитанию детей на Руси, нам полезно обращаться к нашей истории, черпать из неё необходимые знания, чтобы применять и адаптировать их под себя. Раньше родители не знали проблем с детьми, которые знают родители в наше время, но тогда были свои проблемы. Что мне очень нравиться у наших предков, так это их совместная деятельность с детьми, их близость к природе, они жили на лоне природы, они были сильнее и здоровее нас намного, и на этот счёт мне очень понравилось высказывание, не знаю, кто его написал, но оно очень точно и очень верно отражает картину нашей сегодняшней современной жизни, прочтите, может и вам это будет близко.

С уважением и любовью, Елена Курбатова.