Я запутался в жизни. Как узнать чем заниматься в жизни интересным новым лучше определить стоит и нравится

Когда будет отмечаться медовый Спас, в церквях пройдут службы в честь Животворящего Креста Господня. У этого праздника, который в 2016 году выпадает на 14 августа, в народе существует сразу два названия - медовый и маковый.

История медового (макового) Спаса

По церковному календарю день 14 августа именуется Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня. История праздника уходит корнями в древность. В Византии IX века летняя жара накрывала Константинополь, вызывая быстрое распространение огромного количества заболеваний.

Священники, стремясь облегчить страдания людей, выносили из храма Святой Софии христианскую реликвию - часть креста, сохранившуюся после распятия Иисуса Христа. Тем самым они освящали город и призывали помощь Спасителя.

В Россию праздник пришёл в XV веке. В этот день берёт своё начало пост, называемый Успенским. Его продолжительность всего две недели.

Народные обычаи, приметы и гадания на медовый (маковый) Спас

В день, когда отмечается медовый или маковый Спас, издавна было принято приносить в храм для освящения мёд и головки мака. Кроме того, 14 августа можно было освятить первый собранный урожай овощей и семена ржи, которые планировалось посеять под озимые.

Поскольку с этого дня начинался Успенский пост, принято было думать о душе, и совершать добрые дела.

Одной из народных примет на медовый Спас было наблюдение за малиной. Если ягоды собирали крупные, то рожь сеяли рано. Когда же малина вырастала мелкая - с посадками не торопились.

Народный праздник Спаса не обходился и без гаданий. Церковь не поощряла эти ритуалы, но среди народа ритуалы каким-то образом многие годы сохранялись. В основном, все они были связаны с маком.

На мак проводили всякого рода заговоры на деньги, на торговлю. Часть заговорённого мака носили с собой в кошельке или в небольшом специально сшитом платяном мешочке.

Девушки и женщины, у которых приключилась ссора с любимым, в день макового Спаса подсыпали освящённый мак в карман или в обувь своего избранника, чтобы быть для него «милой, а не постылой».

Щедрый месяц август дарит нам теплые денечки, изобильный урожай; богат он и на православные праздники. Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечаются с 14 по 29 августа. Определить, когда какой Спас в 2016 году очень просто – эти праздники отмечаются каждый год в одни и те же дни и в церковном календаре называются непереходящими. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны со Спасителем Иисусом Христом и соотносятся с его деяниями.

Медовый (Первый) Спас: история, традиции

Все православные знают, когда будет отмечаться Медовый Спас, ведь в этот день начинается строжайший Успенский пост. День 14 (1) августа имеет много названий: Первый спас, Пчелиный праздник, Маковей, Медолом, Лакомка, Спас на воде, Мокрый Спас. Издавна в этот день начинался сбор меда, очищались и освящались колодцы и другие водоемы, а заключенная в них вода, по поверьям, обретала лечебную силу. Народная этимология отождествила родовое имя христианских мучеников Маккавеев, день памяти которых приходится на 14 августа, с маком, созревающим к этому времени. Так появилась традиция стряпать в этот день постные пироги, пряники, булочки, блины с медом и маком. Выпечку освящают в церкви. Также на Маковея принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. Еще с давних времен хранящуюся в Константинополе реликвию – кусочки Креста, на котором был казнен Спаситель, в жаркие августовские дни носили по улицам города, чтобы освятить их и предотвратить болезни. Так установился праздник, почитающий этот обычай.

В Медовый Спас не принято веселиться, нельзя есть яиц, мясное, молочное – Успенский пост хотя и короткий, но очень строгий. На Первый Спас женщинам прощаются все невымоленные грехи.

На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
С Первого Спаса и роса хороша.
На Первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна).

Яблочный спас: история и традиции

Яблочный Спас (Спас на горе) приурочен к христианскому празднику Преображения Господня. Отмечается 19 (6) августа. Второй Спас пришел на смену празднику первого сбора яблок. Язычники верили, что собранные в эти дни яблоки обладают живительной силой, наливают тело здоровьем и красотой. Христианская церковь наполнила старую традицию иным смыслом, придав ей небывалую духовную мощь. За 40 дней до распятия Иисус Христос и его ученики поднялись на гору Фавор, где будущий Спаситель явился своим последователям в сиянии небесного света. Так ученикам Христа открылась его божественная сущность, а сам Богочеловек узнал о своем предназначении, и какого числа его ждет мученическая смерть. Иисус запретил ученикам рассказывать об увиденном, а спустившись с горы, повелел людям собирать яблоки, чтобы Бог-Отец мог освятить их.

Традиционно в раннее утро Яблочного Спаса в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая. Желательно, чтобы плоды были свежими, только что сорванными. Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда:

  • пироги и булки с фруктовой начинкой;
  • варенье, джемы;
  • компоты;
  • сушеные фрукты и ягоды;
  • запеченные с медом яблоки;
  • моченые яблоки.

Главным плодом является, конечно, яблоко. Яблоки раздавали малоимущим, друзьям и родственникам, относили на кладбище – прежде всего на могилки умерших детей, и только потом ели сами. Существует поверье, что первое съеденное яблоко дарует человека здоровьем, отводит от него горести и несчастья. До Яблочного Спаса есть яблоки, другие фрукты было запрещено.

Еще одного название Яблочного Спаса – Первые осенины. С этого дня начинается наступление осени – дни становятся все короче и короче, ночи прохладнее. Преображается сама природа. Это отмечалось вечером Яблочного Спаса, когда молодежь, глядя на закат, песнями прощалась с солнцем.

Яблочный Спас – второй, но главный Спас. В этот день освящали землю под новый урожай, подготавливая ее к началу сева.

От совершенных в Яблочный Спас обрядов и ритуалов зависит благополучие в будущем, закладываются основы грядущего урожая. Заготовленные в эти дни яблоки магическим образом оберегают дом, сохраняют молодость и здоровье, приносят любовь.

Пришел Яблочный Спас – ушло лето от нас.
Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас.
Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов
Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».
Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.

Ореховый (Хлебный) Спас: история и традиции

Последний, третий Спас, носит название Орехового. Он наступает на следующий день после окончания Успенского поста – 29 (16) августа. Завершение поста позволяет праздновать Ореховый Спас более разгульно и весело, чем предыдущие два.

У Орехового Спаса также несколько названий, самые значимые из них – Ореховый, Хлебный и Холщовый (Спас на холсте). Ореховый – поскольку считалось, что к этому дню созревают лесные орехи. Хлебный – потому что из злаков, собранных в этом году, выпекался хлеб, а Холщовый Спас связан с Иисусом Христом, с преданием о Нерукотворном образе. Это предание повествует о чудесном обретении изображении лика Христа на холщовом полотне, ставшим впоследствии прообразом всех икон. На Руси в эти дни начиналась торговля на ярмарках домоткаными холстами.

На Ореховый Спас освящаются лесные орехи, хлеб из зерен нового урожая, начинают сеять озимую рожь. В этот день улетают в теплые края последние журавли и ласточки.

Блюда на Ореховый Спас вкусны и питательны:

  • всевозможная выпечка;
  • кушанья с орехами и медом;
  • медовые, ореховые сладости;
  • настойки на орехах.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все кушанья, и тогда следующий год будет радостным и тучным.

Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас – зимой будет квас.
Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают.

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Дата православного праздника Яблочный Спас 2015, 2016, 2017, 2018…

Каждый год православные верующие празднуют один из трех Спасов – Яблочный.Этот праздник еще известен под названием Преображения Христова , потому что он посвящен явлению Божественной природы Иисуса Христа пред Его апостолами. На горе Галилее Иисус молился со своими учениками, и им явилось сияние от Его лица, а голос с Небес сказал, что перед ними Сын Божий, его нужно слушать. От этого события праздник получил еще одно свое название – Спас на горе. В Яблочный Спас нужно задуматься о своей жизни, постараться сделать свою душу и поступки чище, преобразиться к лучшему.

Яблочный Спас – Второй в череде августовских Спасов, известен он еще и как Средний Спас. Каждый год он празднуется в одну и ту же дату — 19 августа.

История Второго Спаса

Как и в Ореховый, и Медовый Спас, в этот день прощаются с летом, начинают подготовку к зиме. Погода после праздника становится обычно более прохладной, начинается пора сбора яблок, которые поспевают к этому времени.

В языческие времена люди справляли много Спасов. Праздники были посвящены урожаю, встречам и проводам времен года. После принятия христианства не перестали отмечать только три Спаса, один из которых – Яблочный. Он же считается самым главным из них.

Эти плоды всегда ассоциировались с богатством, прибылью. Яблоко символизировало женское начало, поэтому, по старинным поверьям, оно символизировало любовь, жизнь.

Народные традиции Яблочного Спаса

С утра люди идут в церковь на службу, приносят яблоки и другие фрукты и ягоды для освящения. Кушать яблоки до наступления праздника в старину не разрешалось, это считалось грехом. Особенно это касалось людей, которые лишились своих детей. Считалось, что умерших детей, чьи родители придерживались этого правила, угощают Райскими яблоками. Это поверье живо и сегодня.

В храме нужно вознести хвалу Господу за щедрые дары земли.

В этот же день начинается сбор гороха. Его также несут в церковь, освящают, угощают им близких, нищих.

Яблоко ассоциировалось с библейской историей об Адаме и Еве, свершившими грех. Поэтому в старину люди приносили к могилам умерших предков свяченые яблоки, как символ искупления этого греха. Отмечать праздник застольем и гуляньями разрешалось только после совершения этого обряда.

На Яблочный Спас люди разговляются свячеными яблоками, которые можно кушать с медом. Ими угощают людей – прежде всего, сирот, нищих, родственников, друзей. Только потом свяченые яблоки кушают сами. Как правильно осветить яблоки и весь урожай Читай . (В разделе — ритуалы Яблочного Спаса)

Урожай яблок заготавливали на зиму в этот день. Откусывая фрукт первый раз, задумывают желание. Девушки, чтобы загадать побольше желаний, надкусывали много яблок, считая, что каждое из них позволит осуществить задуманное. На Руси, в деревнях

Есть старый обычай – выставлять фрукты на огромных телегах, чтобы каждый проходящий мимо мог откушать их. Если человек не делал этого, его считали скрягой.

Жители местностей, где произрастает много винограда, чествуют его наравне с яблоками.

Народные травники старались к этому дню заготовить травы на зиму.

С давних времен на Второй Спас проводятся ярмарки. Празднование всегда сопровождается гуляньями, весельем. Девушки вокруг яблоневых деревьев устраивают хороводы. Причесываться в этот день желательно гребешком, выполненным из древесины яблони.

Средний Спас считается началом сбора урожая. Люди приносили в церковь дары, освящали собранный урожай, часть из которого оставляли в храме. Крестьяне стараются убрать хлеб до наступления праздника, потому что после него начинаются дожди, из-за которых злаки могут загнить.

После захода солнца люди шли в поле и песнопениями провожали лето.

Приметы Яблочного Спаса

Погода Яблочного Спаса помогает определить погоду на будущую осень и зиму. Отсутствие дождя говорит о том, что осень тоже будет сухой. Дождливый Яблочный Спас – к дождливой осени. Ясная, солнечная погода на Спас – признак холодной, морозной зимы.

Муха, севшая на руку человека, сулит ему успех. Не стоит ее прогонять, возможно, на руку сядет и вторая муха, что будет говорить о том, что сбудется самая заветная мечта. Сгонять мух и, тем более, убивать их, нельзя – пусть сами улетят, чтобы была удача. На Яблочный Спас вообще нельзя убивать никаких насекомых.

Тем, кто был рожден в этот день, приносит удачу сапфир.

Если в этот день собрать урожай с яблонь зимнего сорта, плоды дозреют и обогатятся витаминами, обретут целебные свойства.

Чтобы предстоящий год был прибыльным, первое яблоко на Второй Спас нужно скушать вместе с семенами.

Рассыпанный случайно горох из корзины предвещает богатство. Перебирая собранный горох, обратите внимание, есть ли среди него засохшие стручки. Они предвещают хорошую новость в ближайшем будущем. А если там найдено много порченого гороха, нужно ходить в церковь и отмаливать грехи.

Съеденный в Яблочный Спас блин с горохом даст здоровье, исцелит от болезни.

В праздник варят гороховую кашу. Если снятая с печи, она не прекращает кипеть, год будет безбедным.

Если во время выпекания пирога его поверхность покрылась трещинами, кто-то из близких отправится в поездку.

Если на мед, поставленный на стол во время торжества, села пчела, в доме будет достаток, радость.

Если во время сбора плодов с яблони спустится небольшой паук, будут хорошие новости. Сорвать яблоко в паутине – скоро получить подарок.

Источник - сайт


Яблочный Спас 2016 года какого числа празднуется, известно всем православным. Дата праздника является фиксированной и не меняется ежегодно. В какие дни отмечают Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, традиции, приметы и история праздников – все это можно узнать из данной публикации.

Яблочный Спас 2016 года какого числа. В августе православные отмечают три праздника: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Все три спаса ежегодно отмечаются в одни и те же дни, каждый праздник имеет свои традиции и свою историю. Медовый Спас всегда празднуется 14 августа. В этот день у верующих начинается Успенский пост. Издревле считалось, что на Медовый Спас нужно собирать и святить в церкви мед. Этот день еще носит название Мокрый Спас или Маковей, так как святили также воду и мак, который тоже созревает к этому дню. 14 августа все хозяйки стряпают блюда на меду и с маком: блины, булочки, пироги. На Медовый Спас женщинам прощаются все невымоленные грехи.

Яблочный Спас 2016 года какого числа, традиции и приметы, история праздника. Яблочный Спас – самый почитаемый праздник среди трех спасов. В древней Руси считалось, что есть яблоки можно только после 19 августа, дня, когда празднуется Яблочный Спас. С утра верующие относили яблоки в храм и святили их. После чего плоды можно было есть самим, угощать знакомых и незнакомых, а также готовить разнообразные блюда. Женщины в этот день пекли пироги с яблоками, варили компот и варенье. В это день отмечается также другой большой православный праздник – Преображение Господне. С этого дня осень постепенно вступает в свои права – дни становятся короче, а ночи – длиннее и холоднее. На Яблочный Спас парни и девушки водили хороводы, пели песни и гуляли весь день по улицам. Незамужние девушки загадывали желания о женихах и просили для себя счастья и благополучия. Существовал такой способ гадания на Яблочный Спас. Перед человеком ставили корзину с яблоками различных оттенков и накрывали ее полотенцем. Нужно было, не глядя, вытащить одно яблоко. Если плод оказался красным, то девушку или парня ожидало богатство и удача. Если зеленым – то человека ждала удача в семейных делах, если желтый – то в будущем ожидало спокойствие и умиротворение. Заготовленные в этот день яблоки приносили в дом любовь и удачи, оберегали от несчастий.

Яблочный Спас 2016 года какого числа: когда празднуется Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, традиции и приметы, история праздника. Третий Спас носит название Ореховый или Хлебный. Он отмечается 29 августа. За день до этого заканчивается строгий Успенский пост, поэтому праздновать можно разгульно и весело. На Руси считалось, что в этот день созревают в лесу орехи. Хлебным Спасом этот день назывался потому, что начинали выпекать хлеб из зерна, собранного в этом году. 29 августа в церковь несли святить орехи и хлеб из зерна нового урожая. В этот день хозяйки готовили множество вкусных блюд с орехами и медом. Чем богаче будет праздничный стол на Ореховый Спас, тем радостнее и обильнее выдастся следующий год.