Чрезмерное увлечение сексом вредно для здоровья, прежде всего для мужчины. Черезмерное увлечение зож


Мальчики и девочки. Стереотипы воспитания.

Верны ли распространенные представления об отличиях в психологических особенностях мальчиков и девочек?

Французские психологи составили тест , который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.

Вам предлагаются 20 утверждений. Вы можете либо согласиться, либо не согласиться с каждым из этих утверждений. Затем сопоставьте свои ответы с правильными и решите, насколько ваше мнение совпадает с данными психологических исследований.

Что думаете вы?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к природе.
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
5. Мальчики более одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше зрительная память , а у девочек - слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. Девочки более ласковы.
14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.
15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.
17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. Девочки реже соперничают между собой.
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

А как на самом деле?

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться , отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна , затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова.Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании , при их воспитании это надо непре менно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Что же в итоге?

Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их выкладками можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет.

Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций.
Тем не менее, этот тест может оказать нам услугу. Мы ведь хотим помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности? Но этому часто мешают давным-давно укоренившиеся стереотипы.

Например: мальчики - более способные математики. Какую же волю надо иметь талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету? Ведь с раннего детства она только и слышит от взрослых: "Девочки в математике высот не достигают", "Это сейчас, в начальной школе, они отличницы - за счет прилежания и усидчивости , а мальчики еще проявят себя в естественных науках в старших классах" и т. п. Вольно или невольно внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный - немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним.

И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?

Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то свойственны жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается чуть ли не как чудо.

Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных , а не от половых различий.

Другое дело, что не всегда девочка или мальчик могут полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.

Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Или: даже самые свободомыслящие родители вряд ли будут сознательно ориентировать свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некоторые стереотипы воспитания.

Краткое содержание: Ребенок и компьютер. Компьютерные игры. Чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

Прежде всего, попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь? Можно ли говорить о "компьютеризации" всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о "пагубном влиянии" компьютера на его психику.

Если же, прочитав эти строки, вы с горечью подумали: "Если бы!" - то, вероятно, ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными любящих родителей, и порой им хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь, как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего, будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни. Прежде чем перейти к известному вопросу "что делать?", давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говорится, врага надо знать в лицо!

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по нескольку жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: "Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?"

Игры легко можно менять, когда те надоедят, или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя, а кроме этого, преодолеть чувство досады, что ты "не один такой умный"!

Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, так как пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".

И наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Согласитесь, что все эти факторы бывают весьма привлекательны и для взрослых. И могут быть источником приятных впечатлений, которым можно пользоваться время от времени.

Теперь, когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то, значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы постепенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь к тому, что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, то примите меры, чтобы помочь ему приобрести этот навык (чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их совместной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.). Если считаете, что главная причина - потребность чувствовать успех, помогите вашему сыну или дочери добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие (не как в игре, где за пятнадцать минут можно построить город!)

В общем, действуйте, исходя из выявленных причин чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как же поступить с "железным другом" во время постепенного выполнения намеченных планов? Отвечая на данный вопрос, помните, что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал компьютероманом, то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вызовет у ребенка протестные реакции, и все, что вы ему предлагаете взамен, будет отвергнуто. Поэтому самый верный путь - вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои детско-родительские отношения и возможность влиять на жизнь сына или дочери.

Кстати, для того чтобы компьютерная территория не осталась для вас заповедной, важно, чтобы вы оставили свой след и там. Поэтому необходимо понять, что есть польза и от сидения за монитором. Тогда вы с легким родительским сердцем станете вникать в виртуальные интересы вашего ребенка и даже покупать ему новые компьютерные игры, а также составлять компанию в играх, предполагающих партнерство.

Итак, чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Для малышей компьютерный рынок предлагает обучающие по сути игры, в которых они учатся считать, узнают формы и цвета, запоминают буквы и т. д. Детям постарше можно приобрести игровые программы обучения иностранным языкам, филологические игры (типа "Эрудит" или "Поле чудес"), компьютерные энциклопедии. Для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация, в отличие от игровой мотивации, присутствующей практически у всех. Причем для ребят со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, то есть его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное также легко запоминается, так как начинают непроизвольно функционировать эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране. И если вам это кажется несущественным, то вспомните, что зрительно-моторная координация является основой овладения письмом и рисованием.

В-четвертых, игры на компьютере вносят свой вклад в развитие абстрактного мышления детей. Даже самые маленькие игроки знают, что предметы на экране бесполезно пытаться взять - ведь это просто изображения. А более старшие дети привыкают и к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. Этот вид мышления необходим для понимания схем, уравнений, написанных слов, то есть тогда, когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды, и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

Последний пункт многие сочтут очень сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Многие взрослые с содроганием взирают на то, как их чада кровожадно убивают разнообразных монстров в стрелялках и ходилках. Естественно, что возникает вопрос, не накладывают ли подобные игры отпечаток на поведение ребенка? Не станет ли он считать агрессию нормальным способом решения конфликтов? Такая опасность действительно есть, но только когда речь идет о детях моложе девяти-десяти лет. На их психику могут воздействовать роль тирана и злодея, принятая им в игре.

Начиная с младшего подросткового возраста ребята гораздо более чувствительны к границам роли и вряд ли будут переносить способы действия с компьютерными существами на реальных людей. А вот "выпустить пар", не щадя фантастических существ, может быть полезным в этот период. Ведь реальных эмоций (в том числе от общения со сверстниками) у ребят этого возраста предостаточно, а вот способами переработки своих чувств, их обсуждения и выражения владеют далеко не все. При этом если двенадцати-пятнадцатилетние дети будут выражать свои негативные эмоции кулаками, то последствия могут быть очень серьезными.

Что же касается влияния агрессивного героя на детскую психику, то здесь гораздо важнее ограничивать просмотр ребенком фильмов и телепередач, демонстрирующих во всех подробностях, как можно бить, унижать и даже уничтожать живых людей. Согласитесь, что изображение насилия в рисованном мультике и хорошо снятом фильме или хронике происшествий вызывает совершенно разные впечатления. Кроме того, в игре за убитого врага награда - лишние баллы, может быть, больше "здоровья" или "накинут" несколько "жизней" - в целом сиди и сам радуйся, какой ты герой. Другое дело в фильме. Там "хорошие парни", уничтожившие "плохих парней" (пара десятков случайных жертв обычно не в счет), в конце получают признание окружающих, любовь красивых женщин и прочие преимущества, с которыми так легко отождествиться!

Так что если ваш ребенок старше десяти лет, психически здоров и не относится к гиперактивным и легковозбудимым, то не будет большой беды в том, что иногда он поиграет в "стрелялки" и тому подобные игры агрессивного содержания.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные плюсы и минусы виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою "золотую середину" в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из "механического противника" друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Но на эту тему так много пишут медики, что останавливаться на ней в статье по психологии не имеет смысла. А кроме того, современные модели мониторов вовсе не так вредны для глаз ребенка, как это было раньше. Поэтому если вы не пожалеете средств на правильное оборудование компьютерного столика и проследите за тем, чтобы ваш сын или дочь выполняли несложные рекомендации докторов, то о здоровье своего ребенка можно будет не беспокоиться.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Признаки чрезмерного увлечения здоровым образом жизни

Как и в любом деле, здоровый образ жизни требует чувства меры. Если его не будет, можно постоянными диетами и физическими нагрузками вместо пользы навредить организму.

Многие люди в наши дни тренажёров, фитнеса и правильного питания думают о своём здоровье и долголетии, надеясь сохранить активность до самых преклонных лет. Естественно, бывают и другие примеры, любителей поваляться на диване и посидеть с пивом перед телевизором тоже предостаточно. Сейчас речь идёт не о них.

Те же, о ком идёт речь, не ленятся бегать по утрам, истязать себя диетами, поддерживать положительный образ мышления и чуть ли не дышать по науке - каждый выбирает себе занятие по своему вкусу. Нужно проявить некоторую настойчивость, и результаты подобных усилий не заставят себя ждать. У всего, однако, имеется обратная сторона: если переусердствовать, то можно превысить границы разумного в своей погоне за здоровой жизнью. Если это происходит, можно и не заметить, как превратишься в иссушенного диетами и физкультурой фанатика активного образа жизни, приносящего себе больше вреда, чем пользы.

Ниже приведён список пунктов, которые должны поспособствовать обнаружению у себя начала данной болезни - потому что чрезмерное увлечение здоровьем вполне можно назвать болезнью. Возможно, кто-то найдёт ряд описанных симптомов у себя.

1. Вы стараетесь есть только полезные и высококачественные продукты. Ничего, содержащего красители или консерванты, в вашем холодильнике не бывает принципиально.

2. Питание должно строго контролироваться по часам, если происходят отклонения от графика, вы начинаете паниковать.

3. Что-нибудь съев, вы начинаете прислушиваться к себе и искать связь между съеденным продуктом и своим самочувствием. Иногда такая связь даже находится - как вам кажется.

4. Доверяете вы только продуктам своего собственного приготовления, только тогда вы спокойны за содержание своей тарелки. Таким же образом вас тянет контролировать рацион близких людей.

5. Если происходит какое-то отклонение от жизненных правил, вы испытываете чувство вины. Чтобы избавиться от него, обычно вы накладываете на себя ещё более жёсткие ограничения.

6. Всё больше денег из вашего бюджета уходит на приобретение пищевых добавок и полезных для здоровья продуктов.

7. Вам хочется обратить в свою веру всех окружающих, которые, по вашему мнению, живут неправильно. Дело может кончиться тем, что вы начинаете испытывать к ним жалость и ощущать собственную избранность.

8. От достижения поставленных задач в плане правильного образа жизни начинает зависеть самооценка и счастье.

9. Чрезмерное усердие начинает негативно сказываться на вашей социальной жизни. С друзьями уже нельзя пообедать неизвестно чем, в гости нельзя сходить из-за жёсткого распорядка дня.

10. Проводить свои занятия вы готовы в любую погоду и в любом месте, даже где это не совсем уместно.

11. Отдых вы считаете грехом.

12. Вы слишком дословно восприняли фразу о том, что без боли не бывает прогресса. Не нужно каждую тренировку превращать в состязание на выживание.

13. Вы слишком увлеклись погоней за позитивным взглядом на жизнь. Когда все вокруг плачут, улыбка становится неуместной.

14. Круг общения и интересов сжался только до сфер, связанных с физической активностью, здоровьем, питанием, распорядком дня и т.д.

15. Современные технологии требуются вам вне зависимости от цены: новые кроссовки, фитнес-браслеты, приложения, датчики.

Как и во всём, в погоне за здоровьем нужен баланс. Помните об этом, и тогда польза для здоровья не превратится во вред.

А вы знали, что фанатичное стремление питаться правильно может представлять угрозу как для физического, так и психического здоровья? Мы попросили Александру Меньшикову, психолога-психотерапевта, объяснить, почему зацикленность на здоровом образе жизни не имеет ничего общего со здоровым образом жизни.

Александра Меньшикова // Фото: Екатерина Фролова

Александра Меньшикова, психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук.

Орторексией (от греческого orthos - «прямой, правильный» и orexis - «позыв к еде») принято называть чрезмерное увлечение «здоровым» питанием. Но ни в , ни в такого заболевания вы не найдёте. Пока нет достаточных доказательств, что эта привычка негативно влияет на здоровье человека и может нанести ему вред. Также нет чётких критериев того, что считать орторексией, и понимания, как именно эта чрезмерная увлечённость воздействует на психику. Тем не менее сам термин, как и само явление, конечно же, существует. Довольно часто орторексия встречается среди расстройств пищевого поведения, например в составе анорексии - чтобы похудеть, человек переходит на «правильное» питание и начинает усиленно заниматься спортом. Но всё же между орторексией и анорексией существует принципиальное отличие. При анорексии человеку важно, как он выглядит и сколько он весит, так что диеты - это всего лишь результат стремления воплотить желаемый образ в жизнь, а при орторексии в принципе всё внимание направлено только на еду. То есть важна сама идея, сам факт следования принципам «правильного» питания.

Признаки орторексии

Диета

При орторексии качество пищи играет главную роль. Еда должна быть натуральной, экологически чистой и не содержать добавок. Часто у людей с орторексией существует убеждённость, что какая-то группа продуктов может нанести им вред, поэтому потенциально опасные компоненты сразу же исключаются из рациона. То есть у человека есть чёткая установка, что можно есть, а что нельзя (пример «чёрно-белого мышления», для которого характерны ярлыки «хорошее», «плохое», «вредное», «полезное»), и его главная задача - следовать правилам этой системы и ни в коем случае их не нарушить.

Ритуалы

Для человека, зацикленного на правильном питании, приём пищи - это настоящий ритуал. Еда должна быть приготовлена определённым образом и в определённых условиях (например в кастрюле с «правильным» покрытием), овощи и фрукты должны быть нарезаны на доске из экологически чистых материалов, а сам акт приёма пищи должен происходить в определённое время - не тогда, когда человек хочет, а когда нужно . Иными словами, правильное питание превращается в религию , и всё, что с ней связано - любая мелочь и любая деталь, - начинает иметь чуть ли не решающее значение. И если, например, такой человек попадает в ситуацию, когда он вынужден есть не то, что планировал, и не там, где планировал, он начинает испытывать сильный стресс. У него появляется страх, который часто приводит к тому, что он просто отказывается ходить в места, где есть хотя бы минимальная вероятность съесть «неправильную» пищу.

Избегающее поведение

Так как человек очень строго следит за тем, что ест, и за тем, что ему есть категорически нельзя, то порой он начинает избегать тех мест, где «запрещённые» продукты в принципе могут появиться. Также он дистанцируется от тех, кто не разделяет его мнение. Ему важно, чтобы его идею поддерживали, поэтому он всеми способами будет стараться навязать окружающим свои убеждения. Часто подобное поведение может приводить к изоляции и разрыву социальных связей. Но тем не менее такие люди быстро находят себе единомышленников. Единомышленников, с которыми их связывает только один общий интерес. И этот интерес - еда.

Человек, страдающий орторексией, ест не для того, чтобы быть здоровым. Смысл его жизни сводится к тому, чтобы есть здоровую еду. И всё. Так что если вы ловите себя на том, что «правильное» питание становится навязчивой идеей, а прежние интересы отходят на второй план, самое время задуматься.

Группа риска

В основном от орторексии страдают молодые женщины до 35 лет. Молодые мужчины тоже сталкиваются с этой проблемой, но реже. Причин для развития орторексии много - например, если у человека в детстве было заболевание, требующее определённого диетического поведения, или же его родители зациклены на здоровом питании. Но ч аще всего к орторексии склонны люди с неустойчивой самооценкой и несформированной личностной идентичностью - они не до конца определились, кто они, чего они хотят, что им нравится и что для них важно. Их «я» не оформлено, они не знают ни своих интересов, ни своих потребностей, ни своих возможностей. Следование определённым пищевым установкам становится для них способом самореализации.

В группу риска также попадают , люди с повышенными требованиями к себе - они нуждаются в жёстких правилах, чтобы им следовать. Также орторексия может быть реакцией на стресс - как способ с ним справиться. При этом человек не решает проблему, а просто ненадолго от неё отвлекается. Ему кажется, что он нейтрализовал свои тревоги и страхи, сместив фокус на следование принципам правильного питания, но на самом деле он только сформировал новый страх. Страх нарушить диету, расслабиться и съесть что-то не то. Таким образом стресс только увеличивается, и к прежним тревожным состояниям добавляется ещё чувство вины.

В любом случае всё относительно и неоднозначно. Провести чёткую границу, где увлечённость правильным питанием переходит в патологию, пока довольно сложно. Всё-таки следует учитывать, что здоровый образ жизни - это социальный тренд. Общество как бы говорит: если ты следуешь ему и при этом ты стройный и подтянутый, то ты хороший, а если у тебя есть лишний вес и ты не хочешь заниматься спортом, то ты лентяй. То есть молодцы те, кто правильно питается и занимается спортом, а все остальные нет. Но на самом деле это не так. Еда, конечно, важный компонент жизни, но не главный. И она - сама по себе - не сделает человека счастливым.

Несмотря на то что люди с орторексией тратят много времени на размышления о еде - вся их жизнь наполнена мыслями о еде, - они не получают ровным счётом никакого удовольствия от приёма пищи. Точнее, так: они получают удовольствие, но от того, что соблюдают определённые правила, которые сами себе установили. Такой человек чувствует себя избранным. Он молодец, потому что у него есть сила воли, а все остальные слабаки. Он начинает критически оценивать окружающих и осознавать своё превосходство над ними. Важная ремарка: он выделяется не за счёт своих дел, а за счёт еды. То есть других инструментов выразить своё «я» у него нет.

Повсеместное распространение технологий, бесконечное усовершенствование смартфонов и увеличение скоростей мобильного интернета несёт много положительного. Но всё хорошо в меру. Чрезмерное увлечение погоней за лайками, онлайн-играми и веб-сёрфингом по ночам может привести к недугам, как физическим так и психическим. Мы подготовили список с описаниями самых распространённых проблем, в котором, возможно, вы найдёте и свои симптомы.

Физические заболевания


Синдром BlackBerry

Это заболевание, получившее свое неофициальное название благодаря смартфонам BlackBerry с QWERTY-клавиатурой, вызывается постоянным использованием больших пальцев для набора текстов на мобильниках.


Симптомы проявляются в сильных пульсирующих болях и судорогах в больших пальцах рук. Статистики по этому заболеванию нет, но медики говорят, что число таких случаев растёт. Грозят эти неприятности и тем, кто чересчур усердствует в играх на консолях. Значит, предупреждения о риске повреждения пальцев, о которых говорится в инструкциях к игровым приставкам, не так уж и бессмысленны.

Угревая сыпь и дерматит

Согласно исследованиям микробиологов, наши гаджеты являются рассадниками микробов и бактерий. Их количество настолько велико, что даже сиденье унитаза оказалось чище, чем корпус среднестатистического мобильного телефона. Ни для кого не секрет, что болезнетворные микроорганизмы в свою очередь вызывают различные неприятности, самое безобидное из которых - угри на лице.

Те, кто предпочитают долгое время держать ноутбуки на коленях, рискуют заполучить на теле неприятную сыпь, которую медики называют эритема аб-игне. Хронический дерматит появляется вследствие длительного теплового воздействия (выше 50 по Цельсию) и сопровождается эластозом дермы. В некоторых случаях пациент испытывает зуд и жжение. Заболевание было более распространено среди пожилых людей, долго сидящих у отопительных приборов, но последнее время всё чаще от него страдают молодые люди с портативными компьютерами.

Боли в спине и шее

84 % пользователей в возрасте от 18 до 24 лет жаловались на боли в спине и шее; за это же время ими было отправлено более 8 триллионов текстовых сообщений. Чувствуете связь? За последние три года количество пациентов с проблемами в позвоночнике увеличилось на 12 % и продолжает расти.


Виной всему ноутбуки, планшеты и смартфоны. Дело в том, что при работе с компьютером, стоящим на столе, человек смотрит вперёд, а мобильные устройства заставляют нас направлять взгляд вниз. «Важно, чтобы мы признали потенциальное воздействие устройств на наши тела и научились уменьшать его», заявляют специалисты из Британской ассоциации хиропрактиков.

Ухудшение зрения
и слуха

Когда мы слишком много времени проводим перед дисплеем, наше зрение становится более размытым из-за большой нагрузки на зрительный нерв. Читать или играть на мобильных устройствах не следует в условиях тряски - например, в транспорте. Также лучше выставлять шрифт того размера, который для вас наиболее комфортен, - это поможет уменьшить нагрузку на глаза.

Те, кто часто и громко слушает музыку в наушниках, рискуют своим слухом. Стоит запомнить, что звук свыше 90 дБ может приводить к поражению клеток, которые находятся во внутреннем ухе, что в итоге может обратиться сенсоневральной тугоухостью.

Головные боли
и нарушение сна

Практически все современные гаджеты производят электромагнитное излучение; волны проходят через наше тело и нарушают нормальное клеточное функционирование и биологические процессы. Электромагнитные волны могут вызвать головную боль, бессонницу и даже расстройства имунной системы. Медики настоятельно рекомендуют не оставлять на ночь мобильные устройства на прикроватных столиках, особенно в близости от головы человека.

Киберболезнь

После выхода новой версии iOS в этом году многие пользователи стали жаловаться на то, что параллакс, быстро передвигающиеся по экрану иконки и эффект увеличения при открытии/закрытии приложений вызывают тошноту и головокружение. Симптомы сравниваются с неприятными ощущениями при чтении книги в машине. Происходит это потому, что зрительный аппарат заставляет мозг думать, что вы двигаетесь, но это противоречит восприятию вашего вестибулярного аппарата. Киберболезнь была известна и раньше. Похожие симптомы наблюдаются и у тех, кто играл в видеоигры, особенно используя гарнитуру виртуальной реальности наподобие Oculus Rift.

Психические расстройства


Нарциссические расстройства

Многие психологи предполагают, что всеобщая одержимость гаджетами ведёт к целой эпидемии психических расстройств, которые в англоязычных публикациях квалифицируются как iDisorders. Недавнее исследование показало, что самые заядлые пользователи социальных сетей демонстрируют признаки нарциссического расстройства личности, выраженное в чересчур завышенном ощущении собственной важности, постоянной нужде говорить о себе и потребности в чужом одобрении и восхищении. Другими словами, у людей вырабатывается зависимость от лайков, отсутствие которых в свою очередь вызывает стресс. Однако за гиперуверенностью в себе и зацикленностью на своём профайле скрывается хрупкая самооценка и множество комплексов.

Обсессивно-компульсивные расстройства

Увеличение использования смартфонов также приводит нас к симптомам обсессивно-компульсивных расстройств.


Они могут выражаться в чрезмерном страхе отсутствующих сообщений, (боязни лишиться доступа к телефону), боязни отсутствия сети, а также одержимостью доставать свой смартфон из кармана каждые 5 минут, чтобы проверить «Инстаграм» или «Фейсбук».

Синдром фантомно вибрирующего телефона

Около 90 % пользователей мобильных телефонов сталкиваются с фантомными вибрациями, то есть они ощущают, что их аппарат вибрировал в кармане или сумочке, хотя тот не подавал никаких сигналов. Согласно исследованиям, 13 % испытывают это ощущение минимум раз в день, в то время как большая часть сталкивается с этим в среднем раз в две недели. Подобный феномен схож по своей сути с синдромом мнимого звонка, когда пользователь якобы слышит свой рингтон или сигнал о пришедшем сообщении.

Зависимость

Компульсивное использование сети, которое всё чаще распространяется среди пользователей, может помешать повседневной жизни. Когда человек чувствуют себя более комфортно с друзьями онлайн, чем с реальными людьми, или не может перестать играть в онлайн-игры, довольно очевидно, что пора что-то менять. К расстройствам такого рода традиционно относят чрезмерное увлечение порно или виртуальными романтическими отношениями, постоянное просиживание в интернет-магазинах или неутолимую жажду к бессмысленному веб-сёрфингу.

Синдром дефицита внимания
и гиперактивности

Другой часто встречающийся диагноз среди зависимых от гаджетов пользователей (особенно юного возраста) зовётся синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Постоянное использование мобильных устройств вносит изменения в мозг. Избыток информации, потребляемой каждый день в интернете, приводит к невозможности её охватить, выделить нечто важное. Усвоение информации становится всё более фрагментарным и обрывочным. Это приводит к тому, что в повседневной жизни пользователь страдает от рассеянного внимания и неспособности к концентрации на одном занятии в течение длительного времени.

Шизоидные расстройства

Чрезмерное увлечение интернетом, онлайн-играми и социальными сетями связано с развитием симптомов шизоидных расстройств личности, представляющих собой уход от эмоционально насыщенных взаимоотношений, замыкания в себе и своих фантазиях. В сущности, молодые люди часто «с головой» погружаются в игровое пространство и виртуальные миры, полностью отрываясь от реальности. «Некоторые исследования показывают, что использование интернета помогает укрепить социальные связи, но моё исследование доказывает обратное: медиа и технологии в значительной мере связаны с социальным уходом и изоляцией», - говорит американский профессор Ларри Роузен, утверждая, что, чем больше человек сидит в интернете, тем выше у него риск проявления шизоидных симптомов.

Снижение умственных способностей

Гаджеты также способны привести к ограниченной атрофии головного мозга. Многие американские преподаватели всерьёз обеспокоены тем, как постоянная потребность учеников заглядывать в «Википедию» по любому мало-мальски затруднительному вопросу, снижает способность их к обучаемости. Так же, как и водители, которые привыкли полагаться на GPS-навигаторы, перестают думать о маршруте и теряют навыки ориентации в пространстве.