Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы
Программные задачи:
1) Образовательные:
Учить умываться, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.
2) Речевые:
Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными; помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; упражнять в умении сравнивать предметы по размеру и обозначать результат сравнения словами (большой мяч - маленький мяч);
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
3) Развивающие:
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Развивать память, мышление, внимание, восприятие.
4) Воспитательные:
Воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно;
Воспитывать опрятность, аккуратность.
Оборудование: кукла Грязнуля, маска лисы, чудесный мешочек, игрушки: большой красный мяч, маленький зеленый мяч, большой синий кубик, маленький желтый кубик, алгоритм умывания.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Умывалочка».
Ход занятия:
1) Вводная часть.
Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.
Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Да это же кукла Грязнуля!
Черные ладошки;
На локтях -дорожки…
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой?(умыть).
А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.
2) Основная часть.
Воспитатель.
Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. И ты смотри Грязнуля, как я с ребятами буду делать разные упражнения.
Проводится артикуляционная гимнастика.
1. Упражнения для губ.
- «Улыбка»
Дети, давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты.
-«Трубочка»
А теперь сделаем упражнение «Трубочка». Вытяните губы вперед. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.
2. Упражнение для языка.
-«Покусаем язычок»
Воспитатель.
Давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед.
Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.
3. Упражнение для подвижности нижней челюсти.
-«Причешем язычок»
Воспитатель.
А теперь давайте причешем наш язычок. Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель.
Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.
Послушайте ее: «с-с-с-с»
Воспитатель.
В ручейке вода струится,
В речке плещется вода.
Мы из крана будем мыться,
Без воды нам никуда.
Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть -чуть приоткроем кран (имитируют движения). Вода течет небольшой струей - поет негромкую песенку.
Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.
Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 - 6 индивидуальных проговариваний).
Воспитатель.
А теперь давайте сильнее откроем кран. (Имитация движения). Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса).
Рано утром на рассвете.
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки и паучки.
Даже серый зайка умывается.
Физкультминутка.
(Дети встают в круг)
Вставайте в круг. Покажем Грязнуле, как серый зайка умывается.
Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается:
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
(движения в соответствии с текстом)
Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
(дети выполняют движения как при умывании)
Кто - то зайку напугал.
Зайка, прыг! И ускакал.
Воспитатель надевает маску лисы.
Кого испугался зайка? (лису)
Педагог проговаривает чистоговорку.
«Са - са- са - прибежала лиса».
Просит детей повторить. Дети хором и индивидуально произносят чистоговорку.
Воспитатель предлагает прогнать лису.
«Су -су - су- мы прогоним лису»
По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки и индивидуально.
Воспитатель снимает маску лисы.
Убежала лиса. Ребята, я придумала загадки, в которых есть песенка воды.
Педагог называет слова, в которых звук «с» встречается в начале, в середине, и в конце, вставляя слова, в которых отсутствует звук «с» (солнце, мяч, часы, машина, стрекоза, кубик). Дети хлопают в ладоши, услышав в названных воспитателем словах звук «с».
Воспитатель берет Грязнулю.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А не чистым трубочистам
Стыд и срам!
Давайте скажем Грязнуле:» Стыд и срам«!
Воспитатель.
Ребята, давайте научим Грязнулю умываться (дети садятся на стульчики)
Помогут нам картинки.
Педагог вывешивает на доску алгоритм умывания.
По просьбе взрослого дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания.
Название конспекта: Речевое развитие в ДОУ. Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Грязнуля».
Воспитатель.
Послушай, Грязнуля, как надо правильно умываться. (Образец рассказа воспитателя) Дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность умывания.
Воспитатель.
А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся (дети встают в круг).
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Мы намылим наши ручки,
(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)
Раз - два - три, раз -два- три!
(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)
А над ручками, как тучки,
(выбрасывают руки вверх)
Пузыри, пузыри.
(хватательные движения руками)
Н.Нищева.
Воспитатель.
Ребята, даже игрушки спрятались от Грязнули. Поищем их.
Дети садятся на стулья. У педагога в руках чудесный мешочек.
Воспитатель достает из мешочка большой красный мяч.
Что это? (мяч)
Какой мяч? (красный, круглый)
Сколько мячей я достала из мешочка? (один мяч)
Педагог достает из мешочка маленький зеленый мяч.
Что это?
Какой мяч?(круглый, зеленый)
Сколько мячей стало? (много мячей)
Красный мяч большой - а зеленый?(маленький)
Педагог достает из мешочка большой синий кубик.
Что это?
Какого цвета? (синего)
Сколько кубиков я достала(один кубик)
Педагог показывает маленький желтый кубик.
Какого он цвета? (желтого)
Сколько кубиков?(много кубиков)
Желтый кубик маленький - а синий?(большой)
3) Заключительная часть.
Молодцы ребята. Наша кукла Грязнуля больше не хочет быть грязнулей. Она пойдет сейчас умываться и будет вместе с нами играть.
Название:
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Грязнуля»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия ФГОС, вторая младшая группа, развитие речи , речевое развитие в младшей группе
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ №108
Месторасположение: город Мурманск
Цель: Продолжать развивать и обогащать речь детей, и словарный запас.
Задачи: Закреплять умение разгадывать загадки.
Обобщать и закреплять знания детей о диких животных (их повадках) .
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка) , картинка воробья, картинки диких животных (белка, ёж, медведь, волк, лиса, заяц) , модули, снежок.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные» , дидактические игры «Кто, где живёт?» . Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.
Ход занятия:
(В группе на полу по кругу разложены снежинки) .
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку) , а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики 2-ой младшей группы, детского сада «Чечек» ! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?
(ответы детей)
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (Картинки одежды)
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку» .
(выполнение движений по тексту)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»
)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем»
шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльнуюсторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс,)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы» , дети должны пройти по ним след в след) . Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики) . Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?
(Из-за ширмы появляется воробей)
Воробей: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?
(ответы детей)
Воробей: Кто я?
(ответы детей)
Воробей: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете повадки дикихживотных? (которых живут в лесу)
Дети: Да. (Имитирует повадки животных под музыку)
Воробей: А как прыгает зайчик?
Дети: имитирует прыгающих зайчиков.
Воробей: А лиса как ходит?
Дети: Имитирует лису.
Воробей: А как ходит большой косолапый медведь?
Дети: Имитирует медведя.
Воробей: А как воет волк?
Дети: У-У –У-У.
Воробей: Ах какие вы молодцы умные ребята все знаете повадки животных.
Воробей: А теперь давайте поиграем пальчиковую игру «Дикие животные» .
Речь с движением
Из пальцев, дружок, (ладони сложить уголком)
сложи теремок.
Вот это – ворота, (ладони поставить перед собой – «замок»
)
Вот это- замок.
Все дикие звери, (руки вперёд)
Скорее сюда (хватательные движения)
И мишка лохматый (Сжимать и разжимать пальцы)
И ёжик колючий (переплести пальцы)
Здесь беленький зайчик (прыжки на двух ногах)
Здесь рыженький лис («мордочка»
из пальцев правой руки)
И серый волчонок («когти»
из пальцев левой руки)
И серая мышь! («мордочка»
из пальцев правой руки)
Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.
Дети: До свидания, воробей!
Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята!
Белочка: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Мне нужна ваша помощь. У нас в лесу столько снега намело и все мои запасы засыпало, помогите мне выбрать шишки из снега. Игра.
(Белка высыпает снежки и шишки, дети разбирают снежки и шишки по двум корзинам) .
Белочка: спасибо ребята. РЕБЯТА, У МЕНЯ ЕСТЬ ЗАГАДКИ ПОМОГИТЕ МНЕ ИХ ОТГАДАТЬ. (Белка загадывает загадку, дети отгадывают, тогда я показываю картинку и спрашиваю у детей про повадки)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее - … (лиса)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
.
Белочка: умные ребятки, отгадали все загадки и про повадки знаете.
Белочка: молодцы и про повадки вы знаете. Я рада, что мы поиграли и подружились!
Воспитатель: И тебе спасибо белка,. но нам пора идти дальше!
Белочка: До свидания!
Дети: До свидания!
(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание) .
Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.
Посмотрите, сколько снега намело!
Как мы устали И ЗАМЁРЗЛИ, ДАВАЙТЕ РАЗОГРЕЕМ НАШИ ПАЛЬЧИКИ!
Со снежком мы поиграли,
Наши пальцы закаляли
А сейчас мы их согреем
Позгибаем, пошевелим
Раз, 2, 3, 4, 5
Пальцы тёплые опять!
У нас продолжается прогулка по зимнему лесу
Встаньте в круг и
повторяйте за мной:
Щиплет уши, щиплет нос, (трогают уши и нос)
Лезет в валенки мороз. (имитируют мороз)
Мы мороза не боимся, (грозят пальчиком)
Продолжаем, веселимся. (активно шевелят руками)
По сугробам мы шагаем (высоко поднимают ноги)
Выше ноги поднимаем.
Справа – хлоп и слева – хлоп. (хлопки руками)
Посмотрите тут сугроб.
Воспитатель: А кто это там выглядывает из-за сугроба? (Торчат ушки) (ответы детей)
Воспитатель: А почему зайчик? А зайчик какой? (ответы детей)
(Выходит зайчик) .
Здравствуй, зайчик!
Зайчик: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: А почему ты прячешься?
Зайчик: Я боюсь.
Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть
Этот пальчик зайчик,
Зайчик - попрыгайчик
Этот вот-лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот мишенька- медведь,
Любит горько пореветь
Этот серенький волчок
Получился кулачок
Разожми кулак скорей
В лес всех выпусти зверей! (дети садятся на стульчики)
Зайка: А Я очень люблю играть в снежинки, давайте поиграем.
Игра «Снежинки и ветер»
Заяц: Молодцы Ребята! Спасибо вам большое!
Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе зайка, но нам пора прощаться. До свидания, зайка!
Заяц: До свидания, ребята!
Воспитатель:
Мы в лесочке походили
У зверюшек погостили
А теперь домой пора
Возвращайся детвора!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга», филиал «Солнышко»
Рабочая программа
по образовательной области «Речевое развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи
Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)
Сведения о разработчиках:
Игнатова Л.Н., воспитатель
2015 – 2016 учебный год
Староюрьево
Пояснительная записка
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Рабочая программа по речевому развитию детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Радуга».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия :
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
2. Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград, «Учитель», 2012
Режим реализации программы
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий - 2
- практических занятий - 34
Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основные задачи по программе
Развивающач речевая среда
- Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).
- Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).
- В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).
- Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
- Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
- Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Формирование словаря
- На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
- Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
- Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).
- Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
- Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).
- Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи
- Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
- Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь
- Развивать диалогическую форму речи.
- Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
- Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
- Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
- Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
- В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей
«Физическое развитие» | Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности |
«Познавательное развитие» | Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания |
« Художественно-эстетическое развитие» | Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности |
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2014 – 26.09.2014 г.,
Итоговая диагностика: 18.05.2015 – 29.05.2015 г.
Тематический план
Программное содержание | Количество занятий |
|
а, у | ||
Звуковая культура речи: звук у . | ||
Мониторинг | ||
Звуковая культура речи: звук о | ||
Звуковая культура речи: звук и . | ||
Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» | ||
Звуковая культура речи: звуки м, мь | ||
Звуковая культура речи: звуки п, пь | ||
Звуковая культура речи: звуки б, бь . | ||
Звуковая культура речи: звук ф | ||
Звуковая культура речи: звук с | ||
Звуковая культура речи: звук з | ||
Звуковая культура речи: звук ц | ||
Звуковая культура речи: звук т | ||
Звуковая культура речи: звук п | ||
Звуковая культура речи: звук к | ||
Звуковая культура речи | ||
Чтения стихотворения И.Косякова «Всё она» | ||
Звуковая культура речи: звук з | ||
Звуковая культура речи | ||
Звуковая культура речи: звук ч | ||
Звуковая культура речи: звук с, сь | ||
Звуковая культура речи: звук ш | ||
Мониторинг |
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию
№ | Дата | Непосредственно образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности |
||||||
Тема занятий | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение |
|||||||
Сентябрь 1-я неделя | Звуковая культура речи: звуки а, у . Дидактическая игра «Не ошибись». | Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные. Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр. 32 | Рассказ воспитателя о веселом язычке; пение песенки; дидактическая игра «Не ошибись». |
|||||
Сентябрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук у . | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.33 | Рассказ воспитателя «Песня язычка»; повтор за воспитателем звукоподража тельных слов. |
|||||
Сентябрь 3,4 неделя | Мониторинг | ||||||||
Сентябрь 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук о . Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | о . Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.39 | Игровое упражнение «Песенка язычка». Театр по сказке «Колобок». |
|||||
Октябрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук и . | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.42 | Игровая ситуация «В гости к детям пришла лошадка». |
|||||
Октябрь 3-я неделя | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?». | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к , т . | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.43 | Игра «Теремок»; рассматривание альбома «Домашние животные». |
|||||
Октябрь 4-я неделя | Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» | Способствовать формированию у детей диалогической речи. Учить правильно называть строительные детали и их цвета. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.53 | Игровая ситуация «Красивый домик для матрешки». |
|||||
Октябрь 5-я неделя | Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек» | Помочь детям вспомнить знакомую сказку. Упражнять в произношении слов со звуком э , в определении качеств предметов на ощупь. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.51 | Беседа по сказке «Снегурушка и лиса». Игры «Эхо», «Чудесный мешочек». |
|||||
Ноябрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звуки м, мь . Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.57 | Игра «Заводные куклы». Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка». |
|||||
Ноябрь 3-я неделя | Звуковая культура речи: звуки п, пь . Дидактическая игра «Ярмарка» | Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь . С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь . | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.58 | Игровая ситуация «Веселые мышата». |
|||||
Ноябрь 4-я неделя | Звуковая культура речи: звуки б, бь . | Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.60 | Игровая ситуация «Колыбельная для зверюшек». |
|||||
Декабрь 1-я неделя | Рассматривание картины «Дети играют в кубики». Дидактическая игра «Что изменилось?» | Учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.69 | Игры с кубиками. Сюжетно-ролевая игра «Строители». |
|||||
Декабрь 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук ф | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.72 | Игра «Заводные ежики». Игра-инсценировка «Три ежа». |
|||||
Декабрь 3-я неделя | Звуковая культура речи: звук с | Отрабатывать четкое произношение звука с . Упражнять детей в умении вести диалог. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.75 | Игра-имитация «Песенка воды». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». |
|||||
Декабрь 4-я неделя | Звуковая культура речи: звук з | Упражнять детей в четком произношении звука з . | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.77 | Игра-имитация «Песенка комара». Игра «Веселый язычок». |
|||||
Декабрь 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук ц | Отрабатывать чёткое произношение звука ц, параллельно упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа», стр.80 | Игра-имитация «Песенка для белочки». Стихотворение В.Берестова «Котёнок» |
|||||
Январь 4-я неделя | Рассматривание сюжетных картин. | Учить рассматривать сюжетную картинку, давать ей название, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей, отрабатывать правильное и отчётливое произношение слов и звука в. | Комплексные занятия стр.145 | Игра «Зоопарк» |
|||||
Январь 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук т | Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить отчётливо произносить звукоподражание со звуком т; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | Комплексные занятия стр.152 | Игра «Ходит Ваня». |
|||||
Февраль 1-я неделя | Звуковая культура речи: звук п | Тренировать отчётливо и правильно произносить изолированно звук п и звукоподражательные слова с этим звуком. | Комплексные занятия стр.165 | Игра «Птички поют». |
|||||
Февраль 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук к | Учить отчетливо, произносить слова и звукоподражания со звуком к; закреплять произношение звука к в словах и фразовой речи; упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. | Комплексные занятия стр.158 | Игра «Назови как можно больше предметов». |
|||||
Февраль 3-я неделя | Дидактические игры: «Эхо», «Чудесный мешочек» | Упражнять в произношении слов со звуком э, в определении качеств предметов на ощупь; уточнить знание цветов; развивать слуховое восприятие. | Комплексные занятия стр.93 | Игра «Чего не хватает». |
|||||
Февраль 4-я неделя | Звуковая культура речи | Упражнять в отчётливом и правильном звукопроизношении; побуждать вступать в диалог в игровой ситуации. | Комплексные занятия стр.99 | Сюжетно - ролевая игра «Ярмарка». |
|||||
Март 1-я неделя | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки» | Помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть; развивать чувство ритма. | Комплексные занятия стр.183 | П/игра Лиса в курятнике». |
|||||
Март 3-я неделя | Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она» | Познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь; развивать песенные навыки; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме. | Комплексные занятия стр.189 | Игра «Закончи предложение». |
|||||
Март 4-я неделя | Звуковая культура речи: звук з | Упражнять в произношении звука з, учить видеть и выделять красивые предметы, явления. | Комплексные занятия стр.195 | П/игра: «Зайка умывается, видно в гости собирается». |
|||||
Март 5-я неделя | Рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди» | Учить рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | Комплексные занятия стр.138 | Песенка для мишки «Спи, мой мишка» |
|||||
Апрель 1-я неделя | Звуковая культура речи | Отрабатывать чёткое произношение слов; упражнять в умении вести диалог. | Комплексные занятия стр.214 | Игра с сундучком. |
|||||
Апрель 2-я неделя | Звуковая культура речи: звук ч | Упражнять в правильном произношении звука ч в словах; учить отчётливо проговаривать слова с этим звуком; развивать чувство ритма. | Комплексные занятия стр.207 | Сюжетно-ролевая игра «Идём в гости». |
|||||
Апрель 3-я неделя | Заучивание стихотворения С.И.Белоусова «Весенняя гостья» | Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течении года, запомнить новое стихотворение; развивать мышление. | Комплексные занятия стр.220 | П/игра: «Птички летают». |
|||||
Апрель 4-я неделя | Звуковая культура речи: звук с, сь | Отрабатывать чёткое произношение звуков с, с; упражнять в умении вести диалог; учить обсуждать содержание стихотворения, развивать восприятие, внимание, фонематический слух. | Комплексные занятия стр.226 | Игра «Можно ездить или нет». |
|||||
Апрель 5-я неделя | Звуковая культура речи: звук ш | Упражнять в правильном произношении звука ш в словах; развивать песенные навыки. | Комплексные занятия стр.238 | Рассматривание картинок на тему: «Дождь». |
|||||
Май 1-я неделя | Рассматривание сюжетных картин | Учить рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено. | Комплексные занятия стр.244 | Рассматривание на картинках домашних птиц. |
|||||
Май 2-я неделя | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. | Комплексные занятия стр.255 | Рассматривание иллюстраций в книге. |
|||||
Май 3-4 неделя | Мониторинг | Заполнение диагностических таблиц. | Программа « От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. |
Основные требования к уровню подготовки детей 2 младшей группы по речевому развитию
- Рассматривает сюжетные картинки.
- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Образовательная область «Речевое развитие»:
№ задания | Ребенок показывает: | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1: | Сюжетные картинки. |
||
Задание 2 | Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. | Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. | |
Задание 3 | Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами | Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. | Предметные и сюжетные картинки. Предметно – пространственная развивающая среда. |
Оценка результатов : Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого; Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога. Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла. |
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Диагностическая таблица
Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Речевое развитие»
Группа Вторая младшая
Воспитатель Игнатова Л.Н..
Старший воспитатель Копылова Т.Н.
п/п | Фамилия, имя ребенка | Рассматривает сюжетные картинки |
Екатерина Рыбинская
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе
Конспект итоговой НОД по развитию речи во 2 младшей группе
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Музыка» .
Образовательные задачи :
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы) .
Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му.
Продолжать учить узнавать животных по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Правильно использовать в своей речи предлоги (за, перед, на, под) . Закрепить понятие “домашние животные”.
Закрепить название своего поселка, детского сада, классификацию овощей и фруктов.
Повторить сказку «Репка»
Развивающие задачи :
Развивать связную речь детей . Продолжать учить детей отвечать на разнообразные вопросы взрослого, используя все части речи . Развивать память , внимание детей.
Воспитательные задачи :
Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; интерес и желание к познанию окружающего мира.
Методические приёмы :
Словесный (беседа, диалог)
Наглядный (ИКТ, демонстрационный материал, резиновые игрушки домашних и диких животных, деревья, посуда);
Игровой (дидактические игры «Четвертый лишний» , «Подбери слово» , «Где сидит воробей» , «Разложи по корзинкам» , подвижная игра «Зайки скачут» ).
Использование здоровьесберегающих технологий;
Использование демонстрационного материала.
Оборудование : письмо в конверте, цветы, воробей, игрушка заяц, дерево, ИКТ, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Заходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Сюрпризный момент.
Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, нашла у двери вот это письмо. Чужие письма читать нельзя, поэтому надо решить, нам ли оно адресовано. Вспомните, какой у нас адрес : в каком поселке мы живем, в какой сад ходим, как называется наша группа ? Читаю адрес : поселок Федоровский, д/с «Березка» , группа «Гуси-лебеди» . Значит? Письмо адресовано нам.
Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка» , и что же она пишет : «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку из земли? (Да.)
Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А на чем мы можем отправиться?
Ответы детей (на машине, на поезде, на автобусе, на самолете, на корабле) .
Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока.
Это разгоняя пух,
Поезд мчится : чух- чух -чух!
Мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.
Игра «Подбери слово»
Зимой холодно, а летом (тепло)
Мама молодая, а бабушка (старенькая)
Днем светло, а ночью (темно)
Сахар сладкий, а лимон (кислый)
Кресло мягкое, а стул (жесткий)
Дорога широкая, а тропинка (узкая)
Снег белый, а земля (черная)
Суп горячий, а мороженное (холодное)
Волшебник добрый, а Баба Яга (злая)
Слон большой, а мышка - маленькая
Лук горький, а торт - сладкий
(дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
-Поехали : «Ш-Ш-Ш» . Поезд набирает ход : «ЧУ-ЧУ-ЧУ» . Выпускаем пар : «С-С-С» . Тормозим : «З-З-З» . (Играет музыка про паровоз) .
Вот ребята мы и приехали на полянку. Посмотрите, чего на полянке много, а что одно? Правильно, на полянке много цветов, а дерево одно. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - а! ”.
Игра «Где сидит воробей»
Ребята, кто это у нас тут сидит? (Воробей)
А где он сидит? (На дереве)
Как чирикает воробей (Чик-чирик)
Воробей не хочет сидеть на месте, с ветки на ветку перелетает. Посмотрите, воробей волнуется, крыльями машет. (Дети показывают движения птицы) .
Кто сидит под деревом? (заяц) . Где теперь он сидит? (на земле, перед деревом) . А теперь, где сидит? (на земле, за деревом) .
Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З) . (Поезд подъезжает к стульчикам, дети садятся в полукруг) .
Игра «Четвертый лишний»
Интересно, ребята, а какие животные заблудились? Давайте попробуем отгадать.
1. Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, оно умывается лапкой и ловит мышей. Кто это? (кошка)
Как она мурлычет? (мур-мур) . Как она разговаривает? (мяу-мяу)
А как она шипит? (ш-ш-ш) . Давайте назовем ее ласково (кошечка, киска)
А что любит делать кошка? (ловить мышей, пить молоко, спать, играть, царапаться)
А какая кошка? (мягкая, пушистая, ласковая)
2. Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Корова)
Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
А что она делает? (Пасется на лугу) . Что корова кушает? (траву, сено)
А что дает корова? (Молоко) . Как мычит корова (Му - му)
3 - А это домашнее животное охраняет дом, а когда радуется, весело хвостом машет (собака)
Как ласково назовем? (собачка, песик)
Как собака разговаривает? (гав-гав) . А можете зарычать, как собачка?
Что умеет делать собачка? (сторожить дом, пасти стадо коров, приносить палочку, грызть косточки, выступать в цирке).
Молодцы, а как можно одним словом назвать этих животных? (домашние)
Почему их так называют? (живут рядом с человеком, приносят пользу)
А каких ещё домашних животных вы знаете? Коза, лошадь, свинья.
А кто здесь лишний? (заяц) Почему? (дикое животное, живет в лесу) .
Подвижная игра «Зайки скачут»
Рассказывают сказку 2-3 детей.
Ребятки, бабка благодарит вас за то, что помогли деду вытянуть репку. За это она угощает вас овощами и фруктами. Но их надо разложить по корзинам, в одну овощи, в другую фрукты.
Игра «Разложи по корзинкам»
Ребята, давайте поможем разложить овощи и фрукты.
Где растут овощи? (На земле, в земле, на огороде)
А где растут фрукты? (На дереве) .
(Дети раскладывают овощи и фрукты, рассказывая про свой овощ или фрукт) .
Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение.
Бабушка передает корзину с угощениями.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Вагончики, цепляйтесь к паровозику, едем дальше (Ш, ЧУ, С, З) . (Едут на поезде)
Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки)
А что мы делали по дороге к бабушке и дедушке? (Играли)
В какие игры мы играли? (перечисляют ) . А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)
Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем : “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.
Конспект занятия по развитию речи для детей 2 -3 лет. Разработан в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Вместе с мамой учимся, играя".
Дополнительная общеобразовательная программа «Вместе с мамой учимся, играя» имеет социально-педагогическую направленность, нацелена на развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, обеспечивающих его социальную успешность, на совместное с семьей воспитание детей младшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, в системе дополнительного образования, что в дальнейшем способствует развитию личности ребенка и гармоничных отношений с взрослыми, является комплексной. Программа «Вместе с мамой учимся, играя» разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Освоение программы предусматривает совместное пребывание детей и родителей, что обеспечивает лёгкую адаптацию в творческом объединении, комфорт воспитанников на занятиях. Работе с родителями уделяется особое внимание. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности творческого объединения и педагогов.
Программа апробирована в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» и предполагает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- осуществляется поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Программа создает:
- единое образовательное пространство развития ребенка совместно с семьей. («Вместе с мамой учимся, играя» - это тесное сотрудничество педагогов с родителями и детьми)
- возможность постигать общечеловеческие ценности(Добро, Красота, Познание, Человек, Жизнь, Здоровье, Отечество, малая родина, Семья, Труд, Природа, Творчество вместе)
Условно программа разделена на две содержательные части: «Кроха» и «Мамина школа». В содержательной части «Кроха» программа имеет модульную структуру в её составе 4 модуля, блоки (предметы) и разделы:
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие (говорилочка)
- Познавательное развитие (раз ступенька, два ступенька, природа вокруг нас)
- Художественно- эстетическое развитие (маленькие художники)
- Физическое развитие (зверобика)
Социально- коммуникативное развитие носит сквозной характер и не являются отдельным модулем (входят как в познавательное, в художественно - эстетическое так и в физическое развитие).
Адресат программы.
1-й год обучения: возраст 2-3 года;
2-ой год обучения: возраст 3-4 года.
Группы формируются из детей записавшиеся в творческое объединение «Кроха» №1, №2» по принципу добровольности и свободы выбора. В основной своей массе дети не посещают дошкольные образовательные учреждения (детские сады)