Рабан модельер. Награды пако рабанна

Текст: Инна Славина

Фото: Getty/Fotobank; Rex/Fotodom

Пако Рабан - настоящий мистик и футурист от моды. Его кутюрные творения можно рассматривать бесконечно, поражаясь тщательно выверенным деталям и тому, как в его руках самые неожиданные материалы превращаются в невероятные платья. 18 февраля Пако Рабану исполняется 80 лет. В честь дня рождения великого дизайнера мы предлагаем вам полюбоваться на его самые интересные шедевры.

Пресса окрестила его «Жюль Верном высокой моды», Коко Шанель, то ли в шутку, то ли всерьез, говорила, что он не кутюрье, а слесарь, ну а сам Пако Рабан скромно называет себя ремесленником и упорно пресекает любые разговоры о своей легендарности. Хотя именно это слово как нельзя лучше описывает масштаб его личности и творческий размах.

Все мы родом из детства, и Пако Рабан (чье настоящее имя - Франсиско Рабанеда-и-Куэрво) не стал исключением. На его творчество (а в итоге и на развитие индустрии моды) повлияли две женщины: мама, убежденная коммунистка и атеистка, работавшая в ателье Кристобаля Баленсиаги, и религиозная бабушка, увлекавшаяся магией.

Дерзкие попытки передать волшебство с помощью как самых привычных, так и суперсовременных материалов, отличают все его творчество.

Начинал Пако Рабан с дизайна бижутерии - его недорогие, но оригинальные пластиковые украшения раскупались мгновенно. А в 1966 году модельер представил свою первую коллекцию, в которой было всего 12 платьев, зато каких! Наряды из металла, пластика и проволоки повергли Париж в шок. В прессе дизайнер даже удостоился эпитета «модный террорист». И, кстати, именно Рабана, а не Готье, впервые окрестили «несносным ребенком французской моды».

Затем был оглушительный успех: признание, престижные награды, открытие бутика в Париже, работа в кино и любовь самых стильных звезд. Его платья носили Одри Хепберн, Брижит Бардо и Элизабет Тейлор.

«Я не отметил собой эпоху», - сказал как-то Рабан. И после долгих лет поисков современной формулы моды все же оставил индустрию: в 1999 году дизайнер официально отошел от дел. На месте креативного директора в его модном Доме уже побывали многие талантливые дизайнеры (в том числе Кристоф Декарнен и «индийский Джон Гальяно» Маниш Арора). Однако никто не задерживался надолго . И что-то нам подсказывает, что дело как раз в том, что Пако лукавил, утверждая, что не стал отличительным знаком эпохи. Он сам - эпоха, он - вне времени, вне тенденций и вне условностей. Очень многое из того, что сейчас воспринимается как обыденность, было придумано именно им.

  • 1 Именно Пако Рабан догадался сопровождать показ музыкой. Его первое шоу шокировало Париж: модели в удивительных, ни на что не похожих платьях, выходили к гостям, пританцовывая.
  • 2 Кстати, о моделях. На том самом первом показе все манекенщицы были темнокожие - неслыханное дело даже для 2014, а что уж говорить о 1966!
  • 3 Помимо нарядов из металла и пластика, Рабан также создавал модели из бумаги и скотча, а в 1968 году изобрел вязаный мех.
  • 4 Рабан не только рисовал свои невероятные платья. Большую часть каждой кутюрной коллекции он отшивал вручную самостоятельно.
  • 5 Французское правительство предлагало Пако Рабану гражданство не один десяток раз. Модельер отказывался, чтобы не обидеть родителей.
  • 6 Модельер верил в реинкарнацию и утверждал, что в прошлой жизни он лично знал Иисуса Христа, встречался с инопланетянами и был фавориткой Людовика XV.
  • 7 В 1999 году он предсказывал, что космическая станция «Мир» упадет на Париж.
  • 8 Рабанн отлично рисует: в 2006 году он впервые показал свои картины миру на выставке в Москве. До этого их мог оценить только Сальвадор Дали: дизайнер показывал их великому художнику еще в 1970-х. Дали, кстати, посоветовал Рабанну продолжать в том же духе.
  • 9 В 2011 году Пако Рабан разработал дизайн коробки конфет «Королевский шедевр» для российской компании «АВК».

Вот такой он - странный, противоречивый, опережающий время и безусловно гениальный Пако Рабан. Согласитесь, в современной моде, где уже давно не осталось места чистому творчеству без оглядки на объемы продаж, очень не хватает такого изящного, дерзкого, технически совершенного и по-настоящему красивого безумия. Впрочем, мы, наверное, это заслужили.

Пако Рабан – знаменитый французский кутюрье баскского происхождения, создавший одноименный модный дом Paco Rabanne. Вошел в историю моды, в первую очередь, благодаря своим авангардным коллекциям одежды из нетрадиционных материалов: металла, бумаги, пластмассы, резины и так далее. Таланты Пако Рабана разноплановы – он не только гениальный модельер, но и писатель, художник, архитектор. Известен своей благотворительной деятельностью, в частности, борьбой со СПИДом, в том числе и в России.

Я стремился к тому, чтобы создать образ свободной, независимой, самостоятельной женщины, полностью контролирующей свою жизнь и финансы.

Биография и карьера

…Они должны были погибнуть там, на корабле. Все шестеро – он, его мама, бабушка и еще трое детей. Но незадолго до отплытия маленький Франсиско поднял крик и начал тянуть взрослых обратно на берег. К надрывному плачу присоединились две сестренки и брат. Повинуясь безотчетному чувству, мать подхватила на руки младших и кинулась к трапу. Остальные с трудом поспевали следом, продираясь сквозь толпу.

Лайнер отчалил, и тут же небо потемнело от мессершмиттов. Посыпались бомбы, судно загорелось и пошло ко дну. Тех, кто прыгал в воду, стремясь доплыть до близкого берега, добивали из пулеметов. Последняя надежда сотен и сотен беженцев, корабль превратился в их последнее пристанище.

Судьба дала им отсрочку. Ненадолго. Псы Франко уже казнили отца, республиканского генерала, и семью его тоже не пощадят. Это, во-первых. Во-вторых, они подлежали расстрелу за то, что мать состоит в ЦК испанской Компартии. Но даже если бы не было первого и второго, их все равно бы уничтожили. За то, что баски.

Визг тормозов! «Они уже в городе! Скорей, прыгайте в кузов, пока не перекрыли все дороги!!». «Слава Тебе, Господи!» – перекрестилась бабушка. А мать крепко пожала руку товарищу по партии. Спустя несколько минут грузовичок бодро пылил к французской границе, унося их прочь от опасности. Пятилетнему Франсиско суждено было прожить долгую и яркую жизнь…

Греясь меж двух огней

18 февраля 1934 года древняя земля басков подарила миру удивительного ребенка – Франсиско Рабанеда-и-Куэрво. Бабушка его была знахаркой и предсказательницей, известной далеко за пределами родного Пасахеса. Лечила травами и оккультными методами. Что, однако, не мешало ей быть верующей и набожной. Помогая старой целительнице, смышленый внук перенял от нее часть знаний.

«Пако (вороненок, греч.), придет время, и ты узнаешь силу камня и тайны трав. Тебе откроются Знаки, оставленные давно ушедшими…». Ворон, говорила бабушка, покровитель их рода. Cuervo по-испански и означает «ворон».

Речи седой ведуньи пьянили, подобно дыму от шаманского костра… но мимоходом брошенная фраза матери отрезвляла, как ведро холодной воды: «Опиум для народа! Что футбол, что религия эта ваша! Ступай делом займись». Она работала у Balenciaga, просиживая за шитьем круглые сутки, поэтому хозяйство лежало на плечах детей.

Против рисования, правда, мать ничего не имела – и маленький Франсиско рисовал. То, что получалось, напоминало мир, в котором рос мальчик: черное и белое, материальное и духовное. Единые, неделимые и вечно противоречащие друг другу. Позже рисунки помогут ему поступить в Национальную школу искусств, на факультет архитектуры.

Рука Отца Народов

Москва… Мать часто рассказывала о ней. В 1950 году, как соратница Долорес Ибаррури и вдова красного генерала, она была удостоена приема у самого Сталина. Ей разрешили взять с собой сына.

Франсиско ничего не знал о репрессиях и ГУЛАГЕ. Вот он, Отец Народов – великий, мудрый, справедливый… Но почему его глаза – это глаза демона?! Почему его рука, легшая на затылок, такая тяжелая и холодная?? Юноша покинул Кремль в полуобморочном состоянии.

Раннее творчество

На какие только ухищрения не идут студенты, стараясь раздобыть деньги на пропитание! Франсиско было проще – по рекомендации матери его приняли на работу в Модный Дом Кристобаля Баленсиаги. Взяв под крыло молодое дарование, предприятие ничуть не потеряло: сделанные им пояса, сумки, и прочие аксессуары быстро находили покупателей; даже элементарную пуговицу он умел превратить в нечто, притягивающее взгляд.

Но истинным коньком молодого Рабанеды была бижутерия. Благодаря ему мир моды услышал звонкое слово «родоид». Привычный для нас пластик тогда, в начале 60-х, был экзотикой. Легкие, недорогие авторские украшения из родоида стали хитом в молодежной среде.

Когда начали поступать заказы от Живанши, Ив-сен-Лорана и Диора, стало ясно, что имя зодчего Франсиско Рабанеды не прозвучит никогда. Но зато у всех на слуху было имя многообещающего дизайнера – Пако Рабан.


Прощайте, шаблоны!

Unwearables. Неносибельное – так назвал он свою первую коллекцию из дюжины платьев. В аннотации к показу стояла мало что проясняющая фраза: «одежда из современных материалов». Но публика, зная склонность автора к эпатажу, потянулась в зал.

Посетителей встретила музыка. Это уже было необычно – доселе показы мод сопровождались лишь комментариями.

Под неистовые, провоцирующие ритмы Пьера Буле на подиум выпорхнули они – стройные, босоногие, сверкая ослепительными улыбками… Темнокожие. Все до единой. Новшество? Да. И одновременно – вынужденный шаг. Дело в том, что представленные платья действительно невозможно было носить. Пластины, кольца и прочие конструкции из металла и пластика прекрасно лежали по фигуре – когда эта самая фигура была неподвижной. В движении же грани их впивались в тело, причиняя боль и оставляя жуткие кровоподтеки. Белокожие модели в ужасе отказались участвовать в дефиле! Дочери Африки оказались куда более терпеливыми. А, кроме того, на темной коже не видно синяков…

Если бы девушки читали Булгакова, то вспомнили бы Маргариту на балу у Воланда – как та любезно улыбалась гостям, изнемогая в терзающем ее наряде… Но жизнерадостные мулатки никогда не открывали «Мастера и Маргариты», и потому ни с кем себя не сравнивали. Они просто продолжали танцевать.

Шок. Буря негодования. Журналисты, в знак протеста покидающие зал. Одной из дам стало дурно – она все же разглядела царапины на девичьей коже… «Это не кутюрье, это – металлург. Слесарь!!» – хваталась за голову мадам Шанель.

Однако, чуть остыв, публика поняла: да, это оно! То дерзкое начало, которого так недоставало в респектабельном мире моды. Пако Рабан стал всеобщим любимцем – так сорванец, попав в компанию благовоспитанных ребятишек, становится заводилой.


В том же 1966 году неугомонный модельер продемонстрировал коллекцию платьев из… бумаги. Нечто эфемерное, сиюминутное – как противовес «вечному» металлу. Так, с легкой руки Пако Рабана, родилась концепция одноразовой одежды.

Платья из бумаги

Полет ворона: набирая высоту

«Несносное дитя Парижской моды» недолго оставалось без собственного крова. В 1967 году в столице открылся бутик Paco Rabanne. Рядом, в полуподвальном этаже находилась мастерская, откуда доносились удары молота и гул паяльной лампы: кутюрье-слесарь ваял очередное изделие.

Только смелые женщины отваживались одеваться от Пако Рабана. И сильные. В прямом смысле, физически – его платье могло весить и 10, и 15, и более килограммов. Тем не менее, модницы не просто надевали эти увесистые наряды, но и лихо отплясывали в них на дискотеках, пуская по стенам зайчики. Кстати, о зайчиках: кажется, все звезды кино примерили знаменитое платье, состоящее из сотен и сотен маленьких круглых зеркал.


Зеркальное платье

Жюль Верн высокой моды, Рабан экспериментировал со смелостью истинного инженера. В ход шли лазерные диски и дверные ручки, одноразовые стаканчики, резина, минералы, проволока и все прочее, что попадало в его поле зрения. По подиуму шествовали древние воительницы и женщины-киборги. То полупрозрачные обитатели глубин, а то вдруг – порождения иных миров, прекрасные и недоступные, ощетинившиеся шипами…

Играючи, мастер изобрел то, что вправе занять места в золотом фонде легкой промышленности. Вязаный мех, например. Или блестящую пряжу, так называемое «алюминиевое джерси». К слову: настоящего меха кутюрье не использует из принципа. Он убежденный вегетарианец.

И лишь основа основ фундаментальной моды – ткань – оставалась для него падчерицей. Ткань в его творениях играла не первую и даже не вторую скрипку. Ей дозволялось служить связующим звеном между металлом и кожей, стеклом и пластмассой. Или быть подкладкой. Забегая вперед: «умные» ткани XXI века приводят маэстро в неподдельный восторг! Недаром он всегда называл себя человеком из будущего.


Из разных коллекций

Со временем одежда от Пако Рабана стала вполне «носибельной» и уже не травмировала своих обладателей. И вместе с тем приобрела еще более футуристический дизайн. Приемы конструирования и сборки были, мягко говоря, нетривиальными – давали о себе знать лекции по архитектурному проектированию и термеху.

На его творчество, что называется, положили глаз кинематографисты. Сначала были «Двое на дороге» и Les poneuttes (1967), но подлинную известность принесла «Барбарелла» (1968), фантастика в жанре, как сейчас бы сказали, эротического триллера. Кутюрье создал костюмы еще к 35 фильмам. Плюс – к десяткам театральных и балетных постановок.


Кадры из кинофильмов «Двое на дороге» и «Барбарелла»

В нарядах от него блистали (а так же шелестели, звенели, шуршали и бренчали) Бриджит Бардо и Урсула Андресс, Милен Фармер, Элизабет Тейлор, Сильви Вартан и уже упомянутая выше Барбарелла, то есть Джейн Фонда. Франсуаза Арди, актриса и астролог, была его преданной поклонницей.


Пако Рабан творил платья собственноручно. Одни рождались за считаные часы, над другими приходилось просиживать месяцами, корпеть над пайкой и голографией. Их, авторских, относительно немного, чуть больше трех тысяч. Каждое – уникально и достойно стать музейным экспонатом. Именно там их и можно увидеть – в музеях Парижа, Токио, Пекина и Нью-Йорка.

Все, созданное им когда-то, продолжает притягивать неординарные личности, как магнитом (кстати, магниты в арсенале мастера тоже имеются). Яркий тому пример – Патрисия Каас и Леди Гага.

Язык запахов

…Крона огромного дерева дрогнула и пошла вниз. Все быстрее, со свистом разрезая воздух ветками… Удар!! Ну вот, дело сделано, можно и отдохнуть. Мужчина оперся на топорище, смахнул пот и тут заметил под ногами… Орхидею? Лесоруб был не силен в ботанике. Недолго думая, он сорвал цветок и понес в хижину, где хлопотала молодая жена.

Эту нехитрую историю поведал… парфюм. Вызвавший когда-то много шума, Pour Homme имеет малоизвестную особенность – он способен подстраиваться под индивидуальный запах человека, работая в тандеме. Ему предшествовал женский Calandre, передающий пульс большого города; слова «автоледи» в 1969 году не знали, но Calandre – именно для нее.

История ароматов от Paco Rabanne богата хитами. Так случилось, что они в основном мужские: вызывающий мурашки (у противоположного пола) страстный XS, 1 Million для преуспевающих, Ultraviolet – для тех, кто чувствует себя в виртуальной реальности, как дома. Впрочем, появившиеся чуть позже «прекрасные» варианты ни в чем не уступают «сильным».


На склоне лет мэтр охладел к высокой моде, а в 1999 году и вовсе покинул одноименный Дом, передав дела молодым, энергичным, и не менее изобретательным преемникам. Последние показы красноречивы: дело Великого Провокатора Моды живет и процветает.


Маниш Арора для Дома Paco Rabanne

Не модой единой

«Продолжай!» – сказал Сальвадор Дали, увидев его рисунки. И Рабан продолжал. Втайне от всех. Тайное стало явным в 2006 году, когда в Москве открылась выставка художника. Почему Россия? Видимо, сказалось пережитое в детстве. А, кроме того, как признался горячий испанец, он преклоняется перед красотой русских женщин. И тут же заметил: красотой и телесной, и душевной.

Душа, ее тайны, высоты и пропасти, по которым странствует она порою… Этому посвящены книги Пако Рабана, на сегодняшний день их пять. В том числе такой бестселлер, как «Траектория» (1991), и не менее нашумевший «Конец времен» (Fin des temps, 1994). Замыкает цикл вышедшая в 2005 году «Нить Ариадны». Те, кто не прочь поблуждать в лабиринтах эзотерики, с удовольствием прочтут их все.

Награды

Люди любят тех, кто дарит сильные эмоции. Гениального баска осыпали щедрым потоком наград. Первую, Beauty Products Industry, он получил в 1969 году — за Calandre. Знаменитый Pour Homme завоевал «Оскара Ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) в 1974 году. Потом были Золотая Игла и Золотой Наперсток, Орден Изабеллы Католической (высшая награда Испании), и французский Орден Почетного Легиона. В 2001 году маэстро принял Золотую медаль «За достижения в искусстве» из рук Хуана Карлоса, короля Испанского. И, заключительным аккордом – Национальная премия Дизайна моды (2010).

Люди обрушиваются на тех, кто будоражит их. Как только его не называли! Человек-скандал, ремесленник и (см. выше) провокатор. Шарлатан и горе-предсказатель (станция «Мир» не рухнула на Париж, какое разочарование!), и еще многими, многими нелестными эпитетами. Из этого богатого ассортимента ироничный кутюрье выбрал звание ремесленника. И с гордостью повторяет, что, да, он – Ремесленник. От Бога.

Личная жизнь. Его семья – Мир

Время выбелило иссиня-черные, как вороново крыло, волосы. Скоро, говорит он, мне снова предстоит дорога. Снова – потому, что помнит все свои прошлые жизни. За 78 тысяч лет их было много, очень много…

Потомок рода Ворона так и не создал семьи. Ну и что? Женщины любили его, он любил их. Разве этого мало? А еще он любил (и любит) само Бытие. И находит силы и средства помогать тем, кому плохо. Помогать, а не рассуждать о помощи. Сейчас, а не потом. Издает за свой счет журналы об искусстве, открывает в странах Третьего мира культурные центры. Определенный процент от реализации парфюмов Paco Rabanne поступает в Фонд борьбы со СПИДом. А когда случилась трагедия в Беслане, художник создал посвященную этому картину. И все деньги от продажи эскизов перечисляет матерям, потерявшим тогда ребятишек.

Для личности такого масштаба семьей является вся наша планета.

Из интервью

Металл часто встречается в ваших коллекциях, вы создали много платьев из металла. Почему вам так нравится именно этот материал?

П: Я люблю свет, отражение, блики. К тому же сейчас мы пребываем в эре Водолея, эре света, думаю металл, как никакой другой материал, актуален именно сейчас. А еще это символ женщины-воительницы, как древней, так и современной.

У вас есть какие-либо ограничения?

П: Это очень просто. Моя мама, которая обожала моду, всегда говорила мне:»Ты свободен во всем, кроме одного: нельзя посягать на красоту женщины». Женщина – это чудо, соблазн, модельер не имеет право ее высмеивать. Даже использую металл, бумагу и другие материалы, я все сделал для того, чтобы женщина была красивой, как богиня. Вот мое единственное ограничение.

В какой сфере ваше творчество раскрывается полнее: в моде или парфюмерии?

П: Прежде всего в моде. Но ароматы являются очень важным дополнением к одежде, затрагивая обоняние человека. Уже тридцать лет я пытаюсь сделать так, чтобы мои духи и мои коллекции одежды были взаимосвязаны.

Вам уже немало лет. В чем секрет вашей энергии?

П: Улыбка и работа. Я никогда не притворяюсь, я такой, какой есть. Смерть меня не пугает. Это просто переход из одного астрального состояния в другое. Даже, когда мне исполнится сто лет, я буду молод, ведь в душе мне все еще пятнадцать.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Наконец то у меня появилось время для многочисленных хобби – рисование, создание интерьеров, мебели, домашней утвари. И конечно, книги. Всего я написал восемь книг.

Как вы думаете, каково будущее высокой моды?

П: Мне кажется, что высокая мода умирает, как отживают свое знатные семьи, для которых и создавались все эти великолепные наряды. Когда я пришел в мир высокой моды, в 1965 г, было тридцать кутюрье, сейчас только семь. Но даже они не в состоянии продать все, что создают. На смену приходят дешевая унифицированная одежда, простая и одинаковая, зачастую сшитая в Китае, в лучшем случае – коллекции прет-а-порте.

Что вы посоветуете молодым дизайнерам?

П: Человек, который начинает свою карьеру в модном бизнесе сегодня, должен быть готов встретиться с огромной конкуренцией. Нужны стальные нервы, ведь тебя постоянно будут сравнивать с другими дизайнерами. Необходимо создавать что-то совершенно новое, отстаивать свою точку зрения, доказывать, что ты являешься настоящим творцом. Ни в коем случае не копировать. Это должен быть твой собственный закрытый мир. Думаю, эти советы подходят не только молодым модельерам, но и всем творческим людям.

(1934-02-18 ) (85 лет) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Пако́ Раба́н (фр. Paco Rabanne ), урожденный Франси́ско Рабане́да-и-Куэ́рво (исп. Francisco Rabaneda y Cuervo ); род. 18 февраля , Пасахес , Испания) - французский модельер-кутюрье баскского происхождения, революционер в мире моды 1960-х годов . Известен своими убеждениями по поводу реинкарнаций . О своём творчестве кутюрье Рабан написал 5 книг.

Биография и творчество

Пако Рабан (тогда еще Франсиско Рабанеда) родился в Стране Басков ; после смерти отца его семья переехала во Францию. Его мать работала у знаменитого испанского модельера-баска Кристобаля Баленсиаги , она была убеждённой коммунисткой , вместе с нею Пако в 1950 году побывал в Москве . Во Франции Пако изучал архитектуру , но после завершения учебы по профессии не работал, хотя позже использовал архитектурные познания при моделировании одежды. Ещё будучи студентом он начал заниматься изготовлением аксессуаров и бижутерии. Пако использовал новые материалы (например, РИдоид - высококачественную пластмассу на основе ацетилцеллюлозы), которые предлагали простор фантазии. Лёгкие, цветные и недорогие, его изделия привлекли внимание молодых покупателей. В 1965 году было продано около двадцати тысяч экземпляров костюмов от Рабана.

Сегодня Пако Рабан работает совместно с Розмари Родригес , которая в современных коллекциях торговой марки Paco Rabanne адаптирует принципы изобретений кутюрье к образу сегодняшней женщины.

В настоящее время бренд Paco Rabanne принадлежит испанской компании Puig - производителю модной одежды и парфюмерии.

Напишите отзыв о статье "Пако Рабан"

Примечания

Ссылки

  • Шевелев И. . «Российская газета" - Столичный выпуск № 3889 (3 октября 2005). Проверено 12 апреля 2012.

Отрывок, характеризующий Пако Рабан

– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.

Пако – по-испански «ворон». Именно в честь этой мудрейшей из птиц и мифического покровителя его рода, придумал себе новое имя всемирно известный теперь кутюрье Франциско Рабанеда-и-Куэрве, сократив при этом еще и труднопроизносимую фамилию.


Летом 2000 года Пако Рабанн заявил, что навсегда оставляет мир высокой моды.

Мода от кутюр стала слишком дорогой даже для французов. По оценкам самого художника, когда он делал только первые шаги в моде, в мире было около 50 тысяч женщин, которые могли себе позволить одежду от кутюр. Сейчас таковых всего 200! Многие из домов мод давно уже ничего не продают, а дают напрокат звездам Голливуда.

Выходом из сложившейся ситуации может стать основательная разработка линий прет-а-порте (классическая одежда для мужчин и женщин). У Пако Рабанна две такие коллекции: «Пако» и молодежная линия. На особом счету линия прет-а-порте в элегантном варианте.

Однако в 2001 году в Бургосе (Испания) состоялась ретроспективная выставка Рабанна, сопровождающаяся показом мод. Выставка охватывает все время работы маэстро – от первого пластикового платья, вызвавшего переполох в мире моды в 1964 году, до коллекции прет-а-порте, подготовленной кутюрье к летнему сезону 2002 года. Рабанн предстал во всем многообразии своих талантов – не только как модельер, но и как скульптор, архитектор, и даже автор книг по эзотерике. Выставка, подытоживающая без малого 40 лет работы Рабанна, не случайно организована в Испании.

Мистик по воспитанию

Пако Рабанн (Франциско Рабанеда-и-Куэрво) родился 18 февраля 1934 г. в баскской части Испании в городе Сан-Себастьян. Детство его прошло в обществе крайне религиозной бабушки, не чуждой оккультизму, матери – видного деятеля испанской Социалистической партии и абсолютной атеистки. Его отец был генералом и сохранил в гражданской войне верность конституционному правительству Республики, за что был расстрелян франкистами в 1937 году. После победы режима Франко в Испании увезла пятилетнего Франциско во Францию.

– На меня, безусловно, сильно повлияла мама – марксистка, материалистка. Она утверждала, что религия – это как футбол, опиум для народа. С другой стороны – бабушка. Христианка и наследница магов. Она лечила травами и заговорами, снимала боль руками, избавляла от камней в почках. Это она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов. Я обожал их, таких разных – маму и бабушку, и воспитывался между двух противоположностей.

Столь неоднозначное окружение предопределило развитие в юном Пако Рабанне тех качеств, которые пригодились ему в дальнейшей жизни: терпимость, убеждение в том, что у реальности много граней, щедрость, заботу об окружающих и открытость миру.

В 1952 г. Пако Рабанн поступил в Национальную школу художественного искусства, на архитектурное отделение. Чтобы оплачивать учебу, он делал модные аксессуары, пуговицы для Дома Баленсиага (не без влияния матери – в Испании она работала главным ассистентом у Кристобаля Баленсиаги).

Модный провокатор

Постепенно он перешел на другие аксессуары – создавал сумочки, украшения и пояса для Юбера де Живанши, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана. И это далеко не полный перечень имен известных дизайнеров, с которыми сотрудничал и дружил молодой Рабанн.

В начале 60-х годов в искусстве произошли большие изменения. Стало модным «Оптическое» и «Кинетическое» искусство. Архитекторы, отвернувшись от камня, обратились к металлу, живописцы – к неону. Эти революционные изменения в искусстве вдохновили Пако Рабанна на создание собственной коллекции. В 1965 г. появляются первые творения с подписью Paco Rabanne.

Впервые он шокировал публику в 1966 году. Тогда собранию утонченных ценителей была представлена коллекция «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Надо представить парижские показы мод тех времен: безмолвствующая публика и голос, выкрикивающий номера моделей. В первых рядах – эстетствующие журналисты, дамы в классических платьях с рядами жемчуга на шеях и мужчины в безупречных костюмах. И вдруг молодой испанец (увлекавшийся, кстати, тогда музыкой «Битлз», дадаизмом и одержимый идеей представить публике женщин всего мира) выводит под музыку Пьера Буле танцующих чернокожих манекенщиц в металлических платьях. Публика в шоке. Часть возмущенных журналистов немедленно покидает зал. Оставшиеся зрители с изумлением взирают на девушек. Немыслимые платья модельер собирал, используя обыкновенные пассатижи и паяльную лампу. Колючее железо безжалостно царапает нежные тела моделей. Но мужественные девушки продолжают танцевать.

Первая коллекция принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа, а также определила его беспокойное революционное будущее. В 1966 г. Рабанн создал бумажные платья – так родилась идея одноразовой одежды.

В 1967 г. основывает собственный Дом моды в Париже. Представляет «отлитые» платья – подогнанные по форме тела и сделанные из металлических частей.

В 1968 г. появились вязаный мех и алюминиевое джерси. В этом же году создает костюмы для знаменитого фильма «Barbarella» с участием Джейн Фонды.

Для платьев 1988 г. дизайнер использовал лазерные диски. «Днем ее одежда должна определять деловой скоростной образ жизни. Вечером – подчеркивать величие и женственность богини», – говорил в конце 80-х Пако Рабанн. Для достижения вечернего эффекта Пако Рабанн играл со светом и прозрачностью, используя сверкающие на теле отражающие и микрокристаллические материалы. Это было второе рождение «экспериментальных» образов от Пако Рабанна: платья из голографического волокна и органического стекла.

Мир ароматов

В самом начале дизайнерской карьеры Пако Рабанн бросается в другую авантюру – в мир ароматов. В 1969 г. созданный им аромат «Calandre» мгновенно завоевал избалованные женские сердца. Названный именем автомобиля, флакон с металлическим ободком ассоциировался с нью-йоркской архитектурой, а общепринятому основному лимонному тону ароматов той эпохи Рабанн предпочел ноту кипариса. Затем появились «Paco Rabanne Pour Homme» и его вариации в 1973 г., «Metal» (1979 г.), «La Nuit» (1985 г.), «Sport» и его вариации (1986 г.), «Tenere» (1988 г.). В 1993 г. пришел черед дерзкого аромата 90-х XS (Excess Pour Homme) – для мужчины желанного и чувственного. Этот аромат по сей день пребывает в списке самых покупаемых мужских туалетных вод. В 1981 г. в интерьерах многочисленных поклонников Дома Paco Rabanne появилась мебель, столовые принадлежности и скатерти от любимого модельера. А в 1990 г. вышла 1989 г. – представляет женскую линию ready-to-wear. На основе своего футуристического стиля создает «носибельную» одежду, так называемую линию pret-a-porter для женщин в 1989 и годом позже для мужчин.

В течение многих лет творения Рабанна выставлялись в лучших музеях мира в Нью-Йорке, Токио, Париже, были представлены на фестивалях и ярмарках в Монреале, на Капри, в Милане.

Награды свидетельствуют о международном признании его искусства: приз «Beauty Products Industry» – за «Calandre» (1969 г.), Оскар «Фонда ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) – за композицию и упаковку «Paco Rabanne Pour Homme» (1974 г.), «Золотая игла» – за коллекцию Haute Couture (1997 г.), награда за вклад в моду на Первом Международном фестивале моды (1985 г.), «Золотой наперсток» (1990 г.).В 1989 г. в знак признания его таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн был награжден высочайшим орденом Испании «Орденом Изабеллы Католической», а также стал Кавалером «Ордена почетного легиона» во Франции. В 1992 г. Пако Рабанн удостоился высокой чести представить ретроспекцию своих работ королевскому Двору Испании на выставке в Севилье. 31 мая 2001 года король Хуан Карлос вручил ему «Золотую медаль за достижения в изящных искусствах».

Страстный ценитель культуры, Пако Рабанн вкладывает силы и средства в открытие культурных центров, в издание журналов. В его костюмах снимались Урсула Анднерсен, Джейн Фонда (костюмы для знаменитой Barbarella были придуманы именно Рабанном), Франсуаза Харди, Брижит Бардо, Одри Хепберн и др.

Брызги ультрафиолета

В июле 1999 г. состоялась презентация коллекции от кутюр осень-зима 1999/2000, определившая важный этап в жизни Дома: Рабанн заявил, что отныне не будет лично заниматься высокой модой, и с головой уйдет в прет-а-порте. И передал дальнейшую работу по созданию коллекций Дома команде молодых модельеров. Последнюю коллекцию Рабанн привез на московскую Неделю высокой моды вместе с новым ароматом Ultraviolet, очень изысканным и ни на какой другой не похожим.

В Москве Пако Рабанн показал свою новую коллекцию от кутюр в канун нового века. Удивительные платья из металла, соединенные с искусственным мехом, в форме китайских фонариков; облегающие платья из металлического джерси в комплекте с длинными камзолами, пластиковые болеро, металлические джемпера и другие необычные вещи. Рабанн замечательно играет со светом и оптическими характеристиками материалов: все его модели буквально ослепляют. Последняя коллекция еще раз подтвердила титул мастера как великого провокатора в мире моды: большинство присутствовавших на показе пребывали в полной уверенности, что искрящаяся и струящаяся одежда выполнена из шелка, а между тем это был самый настоящий металл.

Вплоть до появления господина Рабанна на сцене не верилось в то, что он действительно почтит своим присутствием презентацию. Тем не менее, послышались апплодисменты, и в окружении свиты на сцену проследовал мужчина с белыми волосами и с такого же цвета бородой. Это, собственно, и был всемирно известный кутюрье. По словам Пако Рабанна, он испытывает трепетные чувства к России, преклоняется перед красотой русских женщин. После окончания официальной части на сцене появились мускулистые полуобнаженные молодые люди с нанесенными на грудь таинственными знаками, святящимися в темноте, (которые, вероятно, и должны были символизировать концепцию и название запаха Ultraviolet), и начали разбрызгивать новый аромат, шествуя по клубу.

Публика увидела утонченный силуэт, взрывные цвета и формы, взрезающие пространство своей геометрией, возвещают о наступлении миллениума. Металлическая кожа, соединенная с искусственным мехом, платья в форме китайских фонариков, накидки и комбидрессы яркого ультрафиолета, пронзительного розового, кислотного зеленого и искрящегося желтого.

Космический взгляд: наряды, создающие металлические оптические иллюзии, кольчужное покрытие, металлическое джерси и цепочки блесток в комплекте с длинными камзолами и прямыми облегающими платьями, сияние бриллиантовых метеоритов. Электрический мороз: тонкая пластиковая пленка ловит свет на болеро и свободных атласных брюках, металлические джемпера, связанные огромными иглами, бижутерия на длинных узких юбках и бархатные прямые брюки цвета ночи. В последней коллекции Рабанн воспоминал о самых известных местах Парижа, Берлина, Брюсселя, Сиднея и Нью-Йорка – в росписях по шелку и на сверкающих серебряных пластинах. Заключение коллекции – свадебное платье: под мантильей из золотого кружева невеста, подобно русской матрешке, закутана в платье-пальто из меха мышиного цвета, вышитого золотыми тюльпанами.

Дорога посвященных

– Мы переживаем рубеж тысячелетий. Становится труднее отождествлять какие-то вещи, понятия. Я являюсь представителем младшего искусства. Есть, как вы знаете, старшие искусства – музыка, живопись, скульптура, и младшие – дизайн, мода, так называемые прикладные. Низшие искусства светят отраженным светом. Они развиваются не сами по себе, а под влиянием высших искусств. Вспомните: когда появился конструктивизм, он охватил все области, в том числе и моду. Царила гармония. А сейчас произошло смешение высшего и низшего искусств. Началась эпоха их слияния. Это нормально, но высшие искусства утратили свое лидирующее положение. Они не знают, куда идти, не могут предложить новую философию. Поэтому низшие искусства тоже не знают, куда направляться. Посмотрите на моду в Париже – это же просто ужас, отсутствие основополагающей идеи!

Сравнительно недавно Рабанн открыл для себя новую область. Его первая книга «Траектория» «Trajectory», вышедшая в 1991 г., стала бестселлером и разошлась тиражом более 500 000 экземпляров. Вскоре появилась вторая – «Конец времен» «The End of Times» (1992), в которой он призвал человечество к более глубокому проникновению в суть вещей и нравственных ценностей, к заботе о ближних. Обе книги были переведены на пять языков. В 1994 г. Пако Рабанн написал новую книгу «Настоящее время: дорога посвященных» (Le Temps Present: le chemin des grand inities) – личный путеводитель, рассказывающий о том, как стать более светлым и искренним в наш изменчивый век, продолжающий тематику двух первых книг.

Все изыски мастера – от его философии, его взглядов на мир. Есть два света, считает он, – свет физический, идущий от солнца, и свет духовный. Соединить эти два потока он пытается в одежде. Более прозаическое объяснение – в стремлении художника предвосхитить события будущего.

Население Земли растет по экспоненте. Когда нас будет двадцать миллиардов, не будет человека, по мнению художника, одевающегося в натуральные ткани. Исчезнут хлопок и шерсть. На смену придут металл, пластик, минеральное сырье. Другое направление он видит в использовании отходов. В недалеком будущем женщина, встав утром с постели, будет брать в руки тюбик или баллон с жидким металлом и наносить одежду, как картину, прямо на свое тело. Сама себе творец, она пойдет по улице в платье, обтекающем линии ее тела, кутаясь в шарф или мантилью из газа.

16 февраля 2010, 12:46

Франциско Рабанерро Кверро (Francisco Rabaneda-Cuervo) родился в Сан-С:)стьяне (Испания) 18 февраля 1934 года. Однако сегодня он известен под именем Пако Рабанн (Paco Rabanne). В переводе с испанского “Пако” переводится как “ворон”. Модельер сменил данное его родителями имя и сократил фамилию для того, чтобы его было легче произносить.
В детстве, когда в Испании к власти пришел Франко, семья Пако была вынуждена эмигрировать в СССР. Через несколько лет они переехали во Францию, где в 1952 году Пако поступил в Национальную школу изящных искусств (Париж) по специальности архитектура. Уже во время учебы Рабанн начал создавать туфли, сумки и украшения для французских модельеров. Он работал в Доме Баленсиаги (Balenciaga), а затем и у Юбера де Живанши (Hubert de Givenchy). Однако наиболее существенный опыт он получил в Доме моды “Christian Dior”. Свою первую коллекцию одежды класса “Haute couture” дизайнер продемонстрировал в 1966 году, которую назвал “12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов”. Дизайнер попытался максимально применить пластик и металл, которые были наиболее популярны в то время. Коллекция была воспринята неоднозначно, но благодаря революционной эстетике 60-х, которая благоприятствовала развитию всего нового и необычного, все же была принята модным сообществом как результат новых реалий в моде. Впоследствии модельер стал еще больше привлекать к себе внимание посредством придуманных им кружев из ткани и металла, шляп-антенн, кольчуг из металла, бумажных платьев и различных комбинаций из пластика, кожи и алюминия. В 1967 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) основывает собственный Дом моды в Париже. В 1968 году помимо коллекции, включающей алюминиевые джерси, модельер создает костюмы для фильма “Barbarella”. На следующий год Пако презентует свой первый аромат “Calandre”, который был назван в честь автомобиля. За этот парфюм Пако Рабанн (Paco Rabanne) был удостоен приза “Beauty Products Industry”. В 73-м появился “Paco Rabanne Pour Home”, в 79-м – “Metal”, а в 85-м – “La Nuit”.
На Первом Международном фестивале моды, в 1985 году, модельер был награжден премией “Почести моды”. В 1986 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) создает свой новый аромат “Sport” и только спустя два года – “Tenere”.
В 1988 году дизайнер создал коллекцию платьев, для пошива которых использовал лазерные диски. Его собрания становились все более эксцентричными. Пако стал применять голографическое полотно и органическое стекло. В 1989 году модельер создает свою первую женскую коллекцию класса “Prêt-a-Porter”, а спустя год и мужскую. В этом году модельер был награжден высшей наградой Испании “Орденом Изабеллы Католической” и получил звание Кавалера “Ордена почетного легиона” во Франции. В 1990 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) был удостоен награды “Золотой наперсток” за коллекцию, в которой он использовал металлические нити и пластинки, а также винил. Подобный подход к созданию моделей является для кутюрье “стандартным”. Ведь именно ему принадлежит изобретение алюминиевого трикотажа. В 1991 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) издал свою первую книгу под названием “Траектория” (Trajectory), а уже на следующий год появилось новое творение “Конец времен” (The End of Times). В 1993 году он создает свой самый популярный парфюм для мужчин “XS” (Excess Pour Homme). В 1994 году Пако вновь издает новую книгу “Настоящее время: дорога посвященных” (Le Temps Present: le chemin des grand inities).
В 2000 году модельер заявил о своем уходе из мира Высокой моды в связи с тем, что она убыточная. В 2001 году в Бургосе (Испания) состоялась выставка-ретроспектива работ модельера. В этом же году король Испании Хуан Карлос наградил модельера золотой медалью “За достижения в изящных искусствах”.
Помимо моды, Пако Рабанн (Paco Rabanne) занимается живописью и графикой. В 2005 году он представил выставку своих работ в Центральном Доме Художника в Москве. На следующий год его графику смогли посмотреть в Тольятти, Самаре, Казани, Сочи, Новосибирске и Санкт-Петербурге.




Платье в собранном виде Платье в продаже)