Штрафы за перевозку детей без автокресла. Какой штраф за детское кресло? Новые правила перевозки детей

По статистике, около 80% случаев детской смертности и увечий при авариях связано с нарушением правил безопасности. А именно: родители не использовали автокресла и другие , предназначенные специально для детей.

В связи с увеличением количества транспорта на дорогах РФ и повышением аварийности несколько лет назад наказание за подобные нарушения было ужесточено.

В каких случаях предусмотрено наказание?

Штраф за перевозку детей без автокресла был введен еще в 2007 году. Но лишь недавно в связи с изменениями в законе нарушение правил безопасности стало действительно ощутимым. До 2013 года наказание за перевозку детей без кресла было таким же, и при неиспользовании ремня безопасности – штраф на 500 рублей. Затем, в порядке общего ужесточения правил ПДД, его сумма была увеличена в несколько раз. В 2016 году штраф за перевозку детей без кресла составляет 3000 рублей.

Что считается нарушением? Согласно правилам безопасности, для перевозки ребенка до 12 лет необходимо соблюдать определенные требования:

  • перевозка на переднем сидении разрешена только при наличии автокресла;
  • для заднего сидения разрешено использовать не только автокресло, но и детское удерживающее устройство;
  • как на переднем, так и на заднем сидении ребенок должен быть правильно пристегнут (использование обычного ремня, даже если он удобно располагается – нарушение, за которое в любом случае будет выписан штраф).

При перевозке детей ремень безопасности обязательно должен быть отрегулирован по высоте. Ведь стандартная конструкция ремня рассчитана на взрослого человека, чей рост больше 150 см. Ребенку же он просто давит на горло, и в случае даже небольшого столкновения может привести к серьезным травмам и летальному исходу.

До 12 лет без каких-либо удерживающих устройств строго запрещена. Нарушение будет зафиксировано независимо от того, предусмотрены ремни безопасности для задних сидений или нет (например, у автомобилей некоторых советских марок они отсутствуют, но при назначении наказания это не играет роли).

Правила перевозки детей в автокреслах

Все детские кресла разделяют на несколько видов в зависимости от того, для какого веса они предназначены. Кресла самого маленького размера подходят для веса не более 10 кг и используются для перевозки детей до 1 года. А самые большие рассчитаны на детей 12 лет, имеющих рост 150 см и вес 36 кг. Сидение должно быть подобрано только в соответствии с ростом и весом ребенка, иначе оно не будет выполнять свою главную функцию.

Автокресла с противоположным расположением предназначены для маленьких детей до 1 года. Для перевозки более взрослых детей альтернативой автокреслу будет бескаркасное удерживающее устройство. Оно представляет собой конструкцию, которая надежно фиксирует тело ребенка при помощи ремней и регулируемых креплений.

Согласно установленным правилам ПДД, вместо стандартного автокресла допускается использовать удерживающее устройство или автокресло-бустер (без спинки). Вместе с бустером часто применяются специальные накладки, которые предупреждают соскальзывание ремня безопасности в область шеи. Некоторые водители используют накладки собственного изготовления в сочетании с дополнительными подушками для сидения.

Оснащение автомобиля любым из этих средств поможет избежать штрафа. Хотя, согласно результатам зарубежных экспериментов, с точки зрения безопасности лучшим вариантом является именно детское автокресло с трехточечными ремнями.

Как избежать штрафа?

Для многих родителей введение крупного штрафа за перевозку детей без автокресла стало проблемой, поскольку связано с дополнительными необходимыми расходами. Однако размер денежного взыскания приблизительно равен цене недорогого автокресла и намного превышает стоимость самых простых устройств для безопасности. А бескаркасные устройства или бустеры являются и более доступными, и достаточно удобными вариантами.

Как быть, если штраф все же выписали? необходимо в течение 60 дней. Если водитель не согласен с решением сотрудника ГИБДД, он всегда может обжаловать его в суде, и есть вероятность выиграть дело.

Случается, что штрафы за перевозку детей без кресла получает водитель такси, и его работодатель пытается переложить ответственность за это на пассажира с ребенком. Чтобы избежать такой ситуации, желательно заранее предупреждать диспетчера такси, что среди пассажиров будет ребенок.

Штраф за перевозку детей без автокресла может быть выписан несколько раз в течение одного дня, единый подход применительно к этому нарушению отсутствует. К примеру, водитель забыл взять кресло или удерживающее устройство, его остановили сотрудники ГИБДД и выписали штраф. Чтобы избежать повторения ситуации на следующем же посту, он должен на время высадить ребенка из автомобиля и вернуться домой за креслом. Разумеется, никто из родителей не согласится на это, поэтому единственно правильное решение – приобрести и всегда иметь в машине хотя бы недорогое и компактное устройство для безопасности ребенка.

Верховный суд (ВС) отменил штраф ГИБДД 3 тыс. руб. в отношении водителя, который использовал для перевозки ребенка не автокресло, а адаптер ремня безопасности. ВС сослался на то, что это устройство соответствует текущему законодательству. Впрочем, как пояснили ‘’Ъ’’ в Росстандарте, ГОСТ, на который ссылается суд, давно устарел, в Европе и России адаптеры запрещены еще с прошлого года. Частично ситуацию с перевозкой детей могла бы разрешить новая редакция ПДД, разработанная ГИБДД по поручению президента. Но в виде одобренных правительством изменения в ПДД до сих пор не вышли.


Решение Верховного суда касается случая, который произошел с водителем А. Ю. Кайгородовым из Екатеринбурга в апреле 2016 года. Он был остановлен инспектором ДПС и оштрафован на 3 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ) за перевозку ребенка с помощью адаптера ремня (или так называемой направляющей лямки). От традиционного автокресла адаптер отличается тем, что ребенок остается на штатном сиденье, при этом ремни безопасности перенаправляются, чтобы при ударе ребенок не повредил внутренние органы. После происшедшего господин Кайгородов обратился сначала в Верх-Исетский районный суд, а потом в Свердловский областной суд, на всех уровнях действия ГИБДД были признаны законными. И только ВС встал на защиту автовладельца, отменив решение ГИБДД и всех нижестоящих судов.

Напомним, что действующие ПДД описывают особые условия для перевозки детей младше 12 лет. На заднем сиденье они могут перевозиться с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней». На переднем сиденье ребенка можно перевозить только с помощью «детских удерживающих устройств». Что собой представляют «детское удерживающее устройство» и «иные средства» в ПДД не расшифровывается.

Верховный суд подтвердил, что использование адаптера ремня (в данном случае - производства костромского ООО «Предприятие ФЭСТ») является законным. Судья Владимир Меркулов в своем решении ссылается на ГОСТ 2005 года, в котором сказано: детские удерживающие устройства могут быть как цельной конструкции (традиционные автокресла), так и «нецельной конструкции», включающие в себя «частичные удерживающие устройства» (бустеры, адаптеры), которые позволяют использовать штатный ремень безопасности. По мнению ВС, ФЭСТ имеет статус «частично удерживающего устройства», поэтому использовать адаптер можно, а штраф, наложенный ГИБДД, незаконен.

С юридической точки зрения решение ВС абсолютно логично, говорит зампред общественного совета Минтранса Наталья Агре. При этом она напомнила, что споры по поводу безопасности адаптеров ремней и бустеров ведутся экспертами уже давно. ГИБДД несколько лет вела консультации с экспертами, чтобы, с одной стороны, упростить правила перевозки (обязанность возить в кресле крупного ребенка ростом 140–150 см у многих родителей вызывает недоумение), с другой - исключить применение дешевых некачественных устройств, заменяющих настоящие автокресла. Испытания НАМИ показали: адаптеры могут нанести вред ребенку при ДТП, независимые испытания, проведенные в рамках передачи «Главная дорога» на НТВ, показали, что ребенок при ударе из-под адаптера ремня просто выскальзывает.

При этом ФЭСТ результаты российских испытаний фактически не признает, приводя в пример результаты испытаний, проведенных в лаборатории в Венгрии, по итогам которых получены заключение и вся необходимая документация для продажи адаптеров. Распространяемая по поводу их небезопасности информация - это действия «недобросовестных конкурентов с применением административного ресурса», считает директор «Предприятия ФЭСТ» Владимир Михайлов.

На ГОСТ Р 41.44-2005 при принятии каких-либо решений ссылаться не стоит, поскольку он давно потерял актуальность, пояснили ‘’Ъ’’ в Росстандарте. «Он был разработан на основе 44-го правила ООН в редакции 2005 года,- рассказал ‘’Ъ’’ замглавы ведомства Алексей Кулешов.- Сам по себе он является добровольным. Обязательным является 44-ое правило ООН в текущей редакции, так как ссылка на это правило (со всеми изменениями) содержится в техническом регламенте таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, устанавливающем обязательные требования. Еще в июне 2016 года были приняты изменения в 44-ое правило ООН, поэтому сегодня направляющие лямки и адаптеры не признаются детскими удерживающими устройствами». В связи с принятыми поправками компания «ФЭСТ» уже начала отзыв своей продукции, соответствующая программа уже согласована с Росстандартом, сообщали ранее в ведомстве.

Вместе с тем еще в прошлом году по итогам Госсовета по безопасности дорожного движения президент Владимир Путин поручил внести изменения в законодательство, согласно которым перевозка детей будет осуществляться исключительно с помощью автокресел или бустеров. Необходимые изменения в ПДД Госавтоинспекция подготовила еще в конце года (в президентском поручении закреплен срок 15 декабря 2016 года), направив проект в правительство РФ, но новые правила до сих не подписаны и не опубликованы. Ранее в СМИ проходила информация о том, что новые правила якобы вступили в силу 1 января 2017 года, но это не соответствует действительности. В предложенных поправках Госавтоинспекция, напомним, предложила новый термин - «детская удерживающая система», под которым подразумевается автокресло или бустер, при этом использование адаптеров запрещается. При этом вводится некоторое смягчение правил: для перевозки на заднем сиденье детей младше семи лет автокресло или бустер должны использоваться, при перевозке детей старше семи лет - на усмотрение родителя.

Что касается бустеров, то споры по поводу их безопасности также ведутся, поскольку они не обеспечивают фиксацию головы ребенка во время ДТП (слабые детские кости могут сломаться при ударе). В связи с этим в Европе с февраля 2017 года запрещена продажа бустеров для перевозки детей ростом ниже 125 см и весом менее 22 кг.

Безопасность пассажиров – долг любого водителя, тем более, если в машине находятся дети. Для этого нужно не только внимательно наблюдать за ситуацией на дороге, но и выполнять требования ПДД. Современные правила обязывают автовладельца обеспечить выполнение ряда мероприятий, которые призваны обезопасить жизнь несовершеннолетних ездоков.

Особенности перевозки детей

Неутешительная статистика уверяет, что большинство смертельных случаев можно было бы предотвратить при условии соблюдения элементарной предосторожности. Недаром сохранился штраф за отсутствие детского кресла в 2016 году, ведь данное устройство позволяет вполне надежно зафиксировать ребенка в салоне авто. В обязанности водителя входит обеспечение безопасности с учетом конструктивных особенностей ТС.

Согласно новым правилам, организация перевозок детей до двенадцати лет допускается только при условии применения специальных удерживающих устройств:

  • Автокресла.
  • Автолюльки.
  • Бустера.
  • Адаптера-треугольника.

Перемещение маленьких пассажиров на переднем сидении не запрещается, как прежде, но только, если оно оборудовано одним из вышеперечисленных устройств.

Как перевозить самых маленьких?

Транспортировка грудных младенцев осуществляется в люльке, которая закрепляется штатными ремнями безопасности. Обязательным условием является перпендикулярное расположение устройства относительно вектора движения автомобиля. Таким способом можно перевозить ребенка возрастом до 6 месяцев.

В автолюльке малыш располагается в горизонтальном положении и фиксируется специальными удерживающими ремнями. Это не только позволяет избежать в 2016 году штрафа за отсутствие детского кресла, но и позаботиться о здоровье своих наследников. Лежачее положение способствует нормальному дыханию младенца, а также предохраняет неокрепший скелет от нагрузок продольного характера.

Автокресла для детей

Такие приспособления универсальны и обеспечивают отличную безопасность. Их закрепление в салоне возможно как штатными лямками, так и специальными защелками. Ребенок располагается в положении полусидя и пристегивается ремнями с пятиточечной или трехточечной фиксацией. Среди основных преимуществ таких автокресел следует отметить:

  1. Анатомическая форма кресла и наличие подголовника.
  2. Многофункциональная эксплуатационная направленность, возможность использования в домашних условиях.
  3. Широкий спектр модификаций для детей различного возраста и веса.

Автокресло можно установить как на задний диван авто, так и на переднее сиденье. Но есть одна важная деталь: эксперты рекомендуют закреплять устройство спиной по направлению движению, чтобы не допустить травм шейных позвонков, которые в младенческом возрасте еще не окрепли. Для дополнительной фиксации головы малыша следует использовать специальные валики из ткани.

В чем заключается целесообразность применения автомобильного сиденья для малышей?

Казалось бы, зачем покупать довольно недешевое устройство, если достаточно взять маленького пассажира попросту на руки? Пускай за отсутствие автомобильного детского кресла в 2016 году полагается штраф, но это ведь еще нужно попасть на инспектора ГИБДД, а я ведь везучий – так думают многие автолюбители и, нужно сказать, напрасно.

Практика и законы физики показывают, что не все так однозначно – продольные нагрузки при торможении, а тем более при столкновении способны вызвать трагические последствия. Это объясняется тем, что на большой скорости вес ребенка увеличивается, и удержать его в такой ситуации крайне проблематично. Единственным выходом может стать использование специального автокресла.

Ремни безопасности рассчитаны для автопассажиров, рост которых свыше полутора метров. Только в таком случае они будут эффективны при аварии, если же пассажир ниже ростом, то лямки будут попросту надавливать шею. Возраст 12 лет, указанный в правилах перевозки, избран из соображений, что рост ребенка к этому времени редко когда достигает 1,5 метра.

Какой штраф предусмотрен в 2016 году за отсутствие детского кресла в автомобиле?

Начиная с 20017 года, в России на законодательном уровне признана обязательность наличия в машине специального устройства для транспортировки малышей. Невыполнение этого правила до 2013 года приравнивалось к не пристегиванию ремня и наказывалось административным наказанием в 500 рублей.

Однако новые изменения КоАП включают отдельную статью, обязывающую водителя оборудовать отдельное посадочное место для ребенка до двенадцати лет. Увеличилась и финансовая степень его ответственности – штраф за отсутствие специального детского кресла в 2016 составляет сумму, равную 3 000 рублей.

В определенных случаях инспектор вправе потребовать документ, доказывающий возраст ребенка. Некоторые утверждают, что подобные действия сотрудника ГИБДД неправомерны, но юристы возражают – при составлении протокола и его последующего оспаривания в суде автовладелец все равно должен будет доказывать возраст малыша. Поэтому, чтобы избежать неприятной ситуации, следует иметь при себе соответствующий документ.

Если немного поразмышлять, то окажется, что за сумму, эквивалентную штрафным санкциям, можно приобрести приличное сиденье для малыша. Да, есть изделия и за 30 000 рублей, но найти 4-5 тысяч для безопасности своего ребенка – это обязанность каждого родителя.

В итоге

Путешествие с маленькими пассажирами на автомобиле с некоторых пор перестало быть личным делом автовладельца. Выезжая на трассу, он превращается в участника всеобщего дорожного движения и обязан придерживаться установленных правил. Исходя из этого, автокресло для ребенка – обязательный атрибут, который способен сохранить ему жизнь в аварийных ситуациях.

Детская безопасность на дорогах всегда находится в зоне пристального внимания не только ГИБДД, но и мировых производителей все более совершенных автокресел, люлек и специальных приспособлений-держателей. Казалось бы, в современном обществе априори должны соблюдаться правила бережного обращения с жизнью ребенка и активно использоваться достижения технических средств для этого. И все же около половины автовладельцев относятся к обязанности заботиться о детях несерьезно и не пристегивают ремнем безопасности находящегося в машине ребенка. Какое наказание грозит таким безответственным водителям, разберемся в данной статье.

Действующие нормы закона

Начнем с того, что за обеспечением безопасности всех пассажиров обязан следить водитель. Именно он несет полную ответственность за жизнь и здоровье тех, кого везет.

Эта аксиома дополняется жестким правилом: все дети любых возрастов всегда должны быть пристегнуты еще до начала движения автомобиля.

Обычные ремни безопасности, которыми пользуются взрослые, не могут в полной мере обеспечить безопасность движения детей. Если вы все же применяете такие ремни без специальной конструкции, адаптированной для детского возраста, напомним, что так вы подвергаете опасности ребенка еще больше. Неправильно расположенная по отношению к телу лента (у малышей она на уровне шеи), с одной стороны, не удержит детей, а с другой стороны, может привести к серьезным последствиям в виде переломов, даже если во время ДТП пострадавшего не выбросит из машины.

ПДД предусматривают:

  1. если ребенок перевозится на заднем пассажирском сидении , то фиксация должна происходить либо с помощью специального детского автокресла, либо обычными ремнями безопасности с корректирующим приспособлением. Что из себя должно представлять такое приспособление, нигде не сказано. Обычно это так называемый «уголок», регулирующий ременную ленту, но теоретически им может быть все, что угодно;
  2. если ребенок едет на переднем пассажирском сиденье , то его безопасность может быть соблюдена только с использованием автокресла.

Дополнительно предъявляются требования и к самому автомобильному устройству для перевозки детей – оно должно быть подобрано в строгом соответствии с весом и возрастом (ростом) ребенка, быть исправным.

Со скольки лет ребенка можно перевозить без детского кресла? Ответ следует из Правил Дорожного Движения:

  • только по достижении 12-летнего возраста, если ребенок в качестве пассажира впереди;
  • для сидящих сзади детей кресло можно не использовать вообще (но пристегнуть с помощью специальных устройств надо).

Теоретически получается, что даже грудных младенцев, которые едут на заднем сидении, можно не сажать в автокресло. Таких случаев мало, но все же они встречаются: когда мама экономит на покупке специальной автолюльки и просто пристегивает завернутого в одеяльце младенца обычными ремнями. Не будем останавливаться на том, насколько страшными могут быть последствия таких действий родителей.

Кстати, п. 22.9 Правил Дорожного Движения, где содержатся требования использовать автомобильное кресло для перевозки несовершеннолетних до 12 лет, неоднократно оспаривался в Верховный суд РФ. После рассмотрения таких заявлений всегда выносились решения о соответствии указанного пункта ПДД российским законам, а также Конвенции о дорожном движении. В решениях обращалось внимание на то, что маленькие пассажиры относятся к числу наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых требования о безопасности должны соблюдаться неукоснительно.

Меры ответственности

Длительное время штраф за непристегнутого ребенка был таким же, как и для взрослого, не использующего обычные ремни безопасности – 500 рублей. С 2013 года законодатель, с учетом статистики ДТП с участием детей и, как оказалось, отсутствием страха водителей перед столь лояльным наказанием, увеличил размер наказания до 3000 рублей. При этом впервые с мая 2016 года в этой же статье предусмотрена ответственность должностного лица за отсутствие детского кресла – штрафная санкция в размере 25000 рублей; и юридического лица - в размере 100000 рублей.

Напомним, что штраф ждет не только тех, у кого ребенок едет в машине без детского кресла, но при выявлении любых нарушений ПДД, касающихся перевозки детей, о сути которых мы уже писали в начале статьи.

Пример №1 . Мать двоих детей перевозила детей дошкольного возраста на своем автомобиле. При этом одного ребенка, которому едва исполнился год, она перевозила правильно, в автолюльке для младенцев, пристегнув в соответствии с инструкцией от производителя. Другого ребенка, которому исполнилось 6 лет, мать усадила на так называемый «бустер» (сиденье без укреплений, подлокотников и спинки), не пристегнув ремнями. Мама-водитель была оштрафована на 3000 рублей по ч. 2 ст. 12.23 КОАП РФ за нарушение требований к перевозке детей, установленных правилами – а именно, за непристегнутое детское кресло-бустер. Нарушительница пыталась обжаловать наложенный на нее штраф, однако суд оставил ее жалобу без удовлетворения, сославшись на норму об обязательной фиксации ребенка, которому нет еще 12 лет.

Пример №2 . Родитель, перевозивший ребенка, был оштрафован на ту же сумму за использование кресла, не соответствующего возрасту. Так, двухлетний малыш был пристегнут в удерживающем устройстве для детей с 6 до 12 лет (так называемая группа №3, от 22 кг до 36 кг). Даже на первый взгляд было видно, что кресло чрезмерно велико для ребенка, что не соответствует требованиям безопасности и исключает возможность использования. Инспектор ГИБДД составил протокол, где указал на нарушение п. 22.9 ПДД. Доказательством необоснованности последующей жалобы водителя была инструкция по эксплуатации автокресла, где производитель указал характеристики, подходящие только для более старших детей.

Ожидаются изменения

Какой штраф за езду без детского автокресла ожидается с 1 января 2017 года? Размер денежного наказания останется тем же, но некоторые изменения все же могут быть и коснутся они правил перевозки детей.

Так, в отношении всех детей, не достигших 7-летнего возраста, использование детских автокресел, возможно, станет обязательным.

Пример №3 . В январе 2019 года был остановлен водитель Никонов Е.А., перевозивший своего 6-летнего ребенка на заднем сидении. Инспектор ГИБДД убедился в том, что малыш пристегнут обычными ремнями безопасности, но с применением специального корректора (адаптера), регулирующего высоты расположения ленты по отношению к телу ребенка. Таким образом, Никонов Е.А. не является нарушителем п. 22.9 Правил Дорожного Движения, закон им соблюден и безопасность сына обеспечена.

Если Никонов Е.А. в аналогичной ситуации будет остановлен в 2019 году, он, возможно, будет подвергнут штрафу в размере 3000 рублей за отсутствие автокресла, использование которого для детей до 7 лет может стать обязательным.

Инициаторы проекта постановления (представители МВД), в котором предложено внести изменения в ПДД и исключить альтернативу использовать корректирующее приспособление для детей дошкольного возраста, в пояснительной записке к документу указали причину своей предложенных изменений.

Так, в обоснование необходимости принятия законодательного акта были названы многочисленные исследования и эксперименты, связанные с перевозкой без детского кресла в машине, но с использованием регулятора ремней. Результаты показали существенную разницу в обеспечении детской безопасности. В среднем, предотвращение детской смертности с применением ремней безопасности достигает уровня 19-52% (по возрастающей в зависимости от возрастной категории), а с использованием специального удерживающего устройства (то есть того самого «автокресла») – до 80%.

На сегодняшний день, вопреки сведениям некоторых СМИ, которые утверждают о принятии указанных нами поправок, законодательное предложение пока остается проектом. Обсуждение его планировалось на лето 2016 года, однако по каким-то причинам этого не случилось, то есть таких изменений в ПДД пока нет. Заметим, что этим же проектом предусмотрены и поправки, запрещающие оставлять без присмотра детей в закрытой машине, за что в КОАП РФ планируется ввести штраф в размере 500 рублей. Это изменение пока тоже не принято на высшем уровне, изменения в административный кодекс и другие законы не внесены.

Ответ кратко: штраф – 3000 рублей, скидки нет, до 12 лет спереди надо использовать только автокресло, на заднем сидении можно использовать альтернативы: бустеры и адаптеры-треугольники. В 2017 пока без изменений.

А теперь подробно. На вопрос о правила перевозки детей отвечает п. 22.9 ПДД :

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств , позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств. (ссылка на текст закона)

А за наказание отвечает статья 12.23 КоАП (пункт 3) . Штраф для обычного водителя – 3000 рублей, для должностного лица (например, директора такси) – штраф 25 тысяч, для юридическго лица – 100 тысяч.

А вот за 20-дневную оплату на штрафы за кресло не действует (это нарушение не указано в ст. 32.2 КоАП, где описываются “скидочные” штрафы). Ну и естественно вас оштрафует даже если автокресло есть (в багажнике, например), но ребёнок не в нём.

Что изменится в 2017? Ничего.

В июне 2016 года МВД опубликовало проект поправок к ПДД, который бы с 1 января 2017 года ослаблял требования и учитывал ситуацию с детьми выского роста. Но пока этот законопроект 01/01/06-16/00049990 оставлен без движения , то есть никаких изменений в 2017 году не предвидится. Но давайте всё равно посмотрим, что хотят поменять в МВД.

С одной стороны, они предлагают ослабить требования – с 7 до 11 лет включительно можно будет как использовать автокресло, так и пользоваться обычным ремнем, если ребёнок уже большой. А вот до 6 лет включительно надо будет использовать только автокресело, безо всяких там треугольников. Штрафы не меняются. Повторюсь, это только проект изменений ПДД и в 2017 году пока будут действовать правила 2016 года.

Другое возможное изменение закона в данный момент (декабрь 2016) уже находится на рассмотрении Госдумы. Поправка предлагает освободить от штрафа в три тысячи за езду ребенка без кресла детей-инвалидов и других подростков, которых физически нельзя посадить и пристегнуть.

То есть нет исключений для детей-акселератов?

Не люблю это слово – “акселерат” – но да, в текущем законодательстве исключений нет. И в планируемых поправках МВД тоже ограничений нет, всё отдается на совесть родителям. Хотя заграницей обычно учитывают рост подростка (см. ниже).

Другое дело, что вас никто не обязывает возить паспорт ребенка с собой. И если ваш сын или дочь уже в 10 лет выглядят на 12, то и у инспектора ГИБДД претензий на практике не возникнет.

А какие правила и штрафы за детское кресло в других странах?

В Германии за перевозку детей без автокресла родитель получит штраф 80 евро и 1 балл в карточку водителя (8 баллов – пересдача). В Беларуси первый штраф – до 4 базовых величин (что равняется 81 бел. рублям или 2700 российским рублям). За повторное нарушение в течение года – до 8 (то есть ~5400 рублей). В Англии штраф составляет либо 30 фунтов стерлингов (~2300 рублей) либо до 500 фунтов (до 40 тысяч рублей), если дело рассматривается в суде. В Польше – 150 злотых (около 2300 рублей). Штраф за детское кресло в Казахстане – 10000 тенге (около 1800 рублей).

Как видите, российские штрафы достаточно высоки и соизмеримы даже с европейскими штрафами. Надо отдать должное, наш законодатель не зря поднимал наказание – после 2010 года, когда ввели повышенные штрафы за перевозку детей без автокресла, это правило в России перестали массово игнорировать. И понятно почему, простое кресло для ребенка стоит как раз 2000-3000 рублей, поэтому даже те родители, которые на заботят о безопасности понимают – дешевле купить и использовать.

Но основной изъян российских правил на сегодня – это то, что они не учитывают реальный размер ребенка. В большинстве западных стран аналогичные законы действуют для детей до 12 лет либо не достигших роста 120-130 см (в разных государствах по-разному). Некоторые страны даже вводят градацию по весу, правда не понятно, как полиция будет взвешивать ребёнка 🙂

В качесте иллюстраций использованы фотографии авторов Lute Alumni, Erik Bishoff и Enokson по лицензии Attribution-NonCommercial-NoDerivs 2.0 Generic.