Что делать, если ребенок не хочет садиться на горшок. Что делать, если ребенок не хочет ходить на горшок

Ребенок, с которого только что сняли подгузник, с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног, вызывает у родителей умиление и восторг: «Вот как вырос наш малыш, уже и «памперс» с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз - вот время летит», умиляются взрослые. Однако сам малыш может быть иного мнения по вопросу садиться ли ему писать-какать на горшок или делать свои дела в более интересные места.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и в интернете на тему того, как приучить ребенка к горшку. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически «созреет» к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься снять штанишки и сесть на горшок, то после двух мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и сайтах!) «Пора!»

Хорошо, когда все получается «как по писанному», показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что писать и какать нужно на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы писать в горшочек, и какать тоже. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому - все это может приучить ребенка рано или поздно писать-какать в специально отведенное для этого место.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает мочу или какашки - все бесполезно. У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки писать-какать в специально отведенное для этого место даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят и как это делать, но он НЕ ХОЧЕТ писать-какать на горшок и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс писать и какать в специально отведенное для этого место. Возможно ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс или что-то еще и эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не писают и какают где попало. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема – не ребенок , который не хочет, а у ребенка , который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис, который кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!
Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: «Я на стороне своего ребенка!», но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. «Быть на стороне ребенка» означает давать и себе и своему ребенку быть таким какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!
Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться надолго.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди и уже много проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали негативное внимание на том, что у малыша не получается сделать.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.
Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть этому и не переживать и тогда все может очень быстро измениться 🙂 Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этого желания. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет писать-какая в унитаз…

Также, мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься какать-писать в горшок:

Привлечь знающих людей.
Детский психолог, врач-гомеопат - вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз - это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как «плохо», то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка и грамотно поработает с этим – нежелание писать-какать где попало у малыша отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.
Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему место для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, чем он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда, почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, не зависимо от возраста, возможности и желание не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого:

Через заперт
Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители - это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют «война за горшок». Как известно, если начинаются любые военные действия - проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов, но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате «войны за горшок».

Через разрешение
Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители - это разрешить ему писать и какать так как он хочет, но при этом активно показывать ему как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда писают и какают где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие и тогда его придется стирать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в «хорошем» обывательском смысле - знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями, но и «плохом» смысле, в частности не писать-какать на горшок, то у ребенка не возникает фиксация на этом «плохом», не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ «разрешение» труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости, почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем типа “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать” 🙂 но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно заряжена стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”, мол это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало и часто она противоречива и не дает работающих педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Advertisements

Like this:

Related

11 Comments

    Df replied:

    Глупая статья, ни о чем. Хоть бы слово было сказано о том как приучить. Все воду лили про то что если ребенок не ходит на горшок
    Это нормально. Но это не нормально и ребенок должен ходить на горшок, а если он до трех лет не научился, то это уже дефект и нет в этом ничего нормального.

  1. fass replied:

    Было б все так легко, не было б столько запросов в поисковике! Глупость говорить что ребенок ДОЛЖЕН! Ты мамаша ДОЛЖНА! С себя надо начинать а не эксперементы ставить. Автор, спокуха! Текст в теме! Не надо горячки на мамочек бродячек

    • fass , мерси за коммент 🙂
      Если бы “ДОЛЖЕН” было бы глупостью, то никто вообще не стал читать подобные статьи, не говоря уже про их поиск и злобное комментирование. Именно это “ДОЛЖЕН” заставляет родителей предпринимать действия для того, что их ребенок и они сами СООТВЕТСТВОВАЛИ. Соответствовали чему угодно: своим глюкам в голове, правилам социума, нормам врачей и педагогов, ступеням развития других людей (поколений). Когда я в свое время столкнулась с этим (что мой ребенок не соответствует), то перерыла весь интернет и все доступные мне на тот момент книги по детской педагогике и психологии. Один момент меня просто убил. На каком-то форуме мама задавала вопрос психологу. Вкратце вопрос звучал примерно так. С раннего возраста ее сын не ходил (как положено) в туалет и они привязывали его к унитазу, делая клизмы и массаж живота, чтобы он не убегал и какал туда куда ДОЛЖЕН. Куда какают все НОРМАЛЬНЫЕ люди (они). И сейчас их сын пошел в первый класс и у него большие проблемы с поведением, коммуникациями с детьми и взрослыми, с учебой (в вопросе все подробно перечислялось). А еще он до сих пор не научился делать то, что ДОЛЖЕН – какать в туалет, поэтому приходится до сих пор заставлять его это делать так, как они делали все эти годы. Но вот беда, ребенок все меньше времени проводит дома, да и большой уже…
      Понятно, это крайний случай, когда надо бы и таким родителям показаться к психологу, не говоря уже про их ребенка. Психолог та так и написала: прекратите издеваться над ребенком и срочно всей семье искать профессиональную психотерапию.
      Люди в большинстве своем считают тему “какать-писать в горшок” ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ темой. То есть надо научить, мотивировать, заставить, спровоцировать (только надо найти способ КАК) и все получится.
      Но забывают или не знают, что это тема также БИОЛОГИЧЕСКАЯ. Человек “социальный” (когда всем правят нормы и правила общества) по своему возрасту просто младенец по сравнению с человеком “животное” (когда поведение задается выживанием тела, семьи, племени). Для животных их помет (моча, кал) является тем, чем они обозначают свою территорию. И ни одна стая приматов не будет какать в одно место (типа туалет). Они обходят свою территорию и какают-писают где придется на ее границах. Чтобы другие приматы знали – место занято. Подобное поведение заложено многими поколениями, как эффективное. Поэтому мы выжили как вид. Погуглите как эволюционировал головной мозг человека – инфы не так много, но хотя бы в общих чертах, например, вот ссылка http://bernow.ru/tri-mozgovye-sistemy/ .
      А еще это тема ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ, т.к. в районе копчика находится первая чакра Муладхара, которая контролирует функции выделения. Это если совсем в дебри лезть… Но можно представить какой блокировкой из негатива нагрузили своему ребенку Муладхару те родители, привязывающие его к унитазу и в буквальном смысле слова ежедневно насилующие клизмами и выдавливанием какашек. И какими действительными ПРОБЛЕМАМИ это скажется на его взрослой жизни. Все это очень печально 😦
      Поэтому сказать “как приучить” не получится никак. Вот совсем никак. Потому что социальные способы просто не работают, если головной мозг отстает и/или не созрел и/или развивается по какому-то своему индивидуальному пути. А у детей это бывает очень часто в силу разных причин и обстоятельств. И я очень сомневаюсь, что современная наша медицина может это сделать гармонично таблетками. Головной мозг до сих пор для ученых большая загадка о которой они знают не так уж много.
      Поэтому перефразируя вывод из статьи, которую написала несколько лет назад, еще раз повторю: самое лучшее, что могут родители сделать для ребенка – это оставить эту тему в покое в социальном и педагогическом смысле . При этом, конечно, будет очень полезно с ребенком разучить асаны йоги для Муладхары и создать своему чаду такую внешнюю среду обитания (питание, солнце, воздух, вода и т.д.) и психологическую обстановку покоя и понимания, когда его головной мозг сам синхронизируется и разовьется таким образом, что проблема отпадет и станет не актуальной.

  2. Ребенок, с которого только что сняли подгузник , с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног. Он вызывает у родителей умиление и восторг: "Вот как вырос наш малыш, уже и подгузник с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз — вот время летит." Однако сам малыш может быть иного мнения о том, садиться ли ему "по делу" на горшок или делать свои "дела" в более "интересных" местах.

    Как это бывает?

    Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему "Как приучить ребенка к горшку". Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически "созреет" к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что "пора!".

    Хорошо, когда все получается "как по писаному" — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что "дела" нужно делать на горшок или в унитаз.

    Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы "ходить" в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.

    Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.

    У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.

    Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?

    Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

    Что делать?

    Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

    Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: "Я на стороне своего ребенка!", но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. "Быть на стороне ребенка" — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

    Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

    Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

    Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди. И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней , воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим.

    Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

    Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть "этому" и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться... Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом...

    Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

    Привлечь знающих людей.

    Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как "плохо", то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

    Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

    Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

    Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

    Через запрет

    Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители — это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют "война за горшок". Как известно, если начинаются любые военные действия, проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов. Но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате "войны за горшок".

    Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не делает "дела" там, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая, в свою очередь, отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо "Пять травм...".

    Через разрешение

    Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему "делать дела" так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.

    Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в "хорошем" обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в "плохом" смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом "плохом", не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ "разрешение" труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

    Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде "все обязательно получится" или "все просто, надо лишь правильно сделать", но не пишется что-то у меня такое... Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно "заряжена" стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние "подливают масла в огонь": мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает "работающих" педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

    Родители, столкнувшиеся с этой проблемой, впадают в недоумение: то ли пришло то время взросления, когда малышу важно доказать своё «Я» (возрастные капризы), то ли попросту ваш ребёнок боится горшка.

    Боязнь горшка у детей — достаточно распространенная проблема, которую необходимо решать как можно быстрее.

    Для паникующих родителей оговоримся сразу: боязнь горшка – не патология развития и даже не отклонение от общепринятых законов мироздания, это – кратковременный эпизод в воспитании вашего чада, который надо пережить, опираясь на собственное терпение, любовь и, конечно, понимание этой житейской проблемки.

    Возьмём на рассмотрение версию № 2: малыш не хочет сидеть на горшке, потому что боится его, и попробуем объяснить причины такого явления.

    Психологические

    Психоэмоциональное состояние малыша, связанное с определённым периодом взросления. Это тот самый возраст, когда на все попытки взрослых «достучаться» до любимого чада-чуда разбиваются на непреклонное: «НЕТ!» со стороны годовалой особы. Как учит история, «и это пройдёт!». Запаситесь терпением.

    Причиной отказа справлять естественные надобности на горшок может быть психологическая проблема ребенка.

    При вашем настойчивом желании побороть это психоэмоциональное «НЕТ!» попытками «надавить» на малыша или (не дай Бог!) применить к нему в данном случае физическую силу приведут к обратному, согласно второму закону Ньютона:

    F1 = -F2 или (коротко) противодействие всегда равно силе действия.

    И выражаться это противодействие со стороны вашего малыша может не только плачем и попытками немедленно встать с полезного предмета, но и затяжной психологической травмой, при которой ребёнок боится садиться на горшок, т. к. этот предмет связывается у него в сознании с конфликтами и неприятностями.

    Вы добились обратного результата: теперь придётся прилагать дополнительные усилия, чтобы не загасить в малыше желание опрятности и самостоятельности и при этом искоренить в его сознании страх перед этим пластиковым «монстром» – горшком.

    Страх может появиться и из-за ваших неловких действий.

    Возможно, первое усаживание на горшок принесло малышу боль или было крайне некомфортным (сидение было мокрым, холодным и скользким).

    Возможно, вы не дали крохе, как следует, ознакомиться с новым предметом быта, а голую незащищённую попу малыша поторопились втиснуть в узкое, жёсткое, ограниченное пространство горловины «ночной вазы».

    Возможно, при сидении на неудобном стульчаке малыш упал и боится повторения ситуации.

    Может быть, когда кроха уже начал успешно проходить азы аккуратности, вы не сдержались и сильно отругали его, когда он попросту «не добежал». Ваша резко-негативная реакция и послужила причиной того, что ребёнок начал бояться ходить на горшок: он боится не оправдать ваших ожиданий и вновь получить нагоняй.

    Эту и следующую причину родители почему-то редко берут в расчёт, а зря. Малыш обладает повышенной стыдливостью, он не в состоянии делать свои «дела» при скоплении рукоплещущей публики — стесняется.

    Ребенок может бояться горшка из-за стыдливости.

    И ещё одна причина повышенной стеснительности может быть банальна: с голыми ягодичками и открытыми гениталиями малыш испытывает чувство беззащитности, а отсюда — нежелание проситься на горшок, чтобы нежные части тела вновь не остались незащищёнными.

    Возможно, причина — страх спускаемой воды. Обычно дети с удовольствием жмут и жмут рычаг для спуска, наблюдая, как вода с журчанием и завихрением уходит в жерло слива, но некоторых малышей вид уходящей в неизвестность воды (да ещё и с характерным звуком) может здорово напугать. Ребёнок с развитым воображением вполне способен решить, что в унитазе живёт какой-то страшный зверь. Испугавшись унитаза, малыш, ассоциирующий свой горшок со взрослым горшком-унитазом, начинает бояться и собственного «домашнего друга», справедливо предполагая, что и в его собственности может поселиться страшный зверь.

    Физиологические

    1. Болезненный акт дефекации , когда слежавшиеся каловые массы с трудом покидают прямую кишку, оставляя на её слизистой микроразрывы и трещинки. Детки в таких ситуациях изо всех сил стараются удержать приближение болезненного момента, терпеть, сколько можно, лишь усугубляя и без того плачевное положение: такая попытка избежать болезненных ощущений приводит к возникновению запоров и образованию новых микротрещин ануса. Боль порождает страх, страх порождает новую боль. Если эта связка «горшок-боль-страх» закрепилась в сознании малыша, то физиологическая проблема легко переходит в разряд психологических, и вам уже может понадобиться помощь психолога.
    2. Воспаление нежных тканей препуция (крайняя плоть у мальчиков) или вульвы (у девочек) также является физиологической причиной того, что ребёнок не ходит на горшок — при мочеиспускании воспалённая ткань раздражается и саднит.
    3. Очень редко, но бывает, что внутри прямой кишки у малыша присутствуют врождённые спайки, мешающие правильному отхождению каловых масс , или изъязвления вследствие неправильного питания. Если ребёнок с рождения мучается длительными запорами, сменяющимися «прорывными» поносами, плачет и выгибается при дефекации, то даже странно, почему вы ещё до «горшкового периода» не попытались выяснить причины такого поведения совместно с педиатром. Срочно сделайте это сейчас!

    Во время акта дефекации ребенок может испытывать боль, вследствие чего он будет бояться ходить на горшок.

    Косвенные

    Косвенной причиной отказа малыша проситься на горшок может послужить обстановка в детском саду. Приученный и соблюдающий эту процедуру дома, в детском учреждении ребёнок не просится на горшок «из принципа». Что может спровоцировать такое поведение?

    1. Резкая смена обстановки . В семье ребёнку уделяется индивидуальное внимание, а в группе детского сада это практически невозможно, и малыш, чувствуя себя одиноким и брошенным, «впадает в детство», что и приводит к возвращению «дурных привычек» в виде сосания пальцев, ковыряния стен и мокрых штанов.
    2. Непривычные детали в санитарной комнате . В туалетах детских садов, помимо стопки горшков, присутствуют маленькие унитазы. Ребёнок, привыкший к большому, взрослому домашнему унитазу, может чувствовать себя дискомфортно рядом с «мини-тазиками», т. к. не знает, как с ними обращаться.
    3. Недостаток привычных предметов . Чаще всего – отсутствие рулона туалетной бумаги привычного бренда или коврика, который малыш привык разглядывать во время «заседаний». Поэтому-то ребёнок не хочет садиться на горшок, пока в поле зрения отсутствуют привычные предметы: «Что-то тут неладное творится…».
    4. Излишне жёсткий режим . К сожалению, до сих пор встречаются няни и воспитатели, требующие от малышей жёстко-армейской дисциплины и уставного поведения. На зарядку – строем все! На обед – все разом! На горшки – все дружным строем и единой попой! Излишне говорить, что при таком коллективном (безличном) воспитании наносится трудно устранимый вред не только психике ребёнка, но и его здоровью. Малыш, изо всех своих сил старающийся дотерпеть до отведённого часа, переполняет свой мочевой пузырь или прямую кишку, чтобы потом разом «выдать всё на-гора». О запорах мы уже говорили, теперь пришло время сказать и об актах непредвиденного мочеиспускания и дефекации, когда перетруженный держанием организм просто даёт команду всем сфинктерам разом: «Открывай!».
    5. Пагубные последствия жёсткого режима . После того, как малыш не выдержал и уписался, следуют долгие минуты стыда, насмешек и явного недовольства со стороны воспитателя и няни. См. п. 2 «Психологические причины страха перед горшком».

    Важно выяснить причину, по которой ребенок не хочет ходить на горшок.

    Если у малыша не появляется быстрого психологического контакта с воспитателем группы, малыш боится ходить в садик и его поведение дома резко изменилось в худшую сторону, немедленно забирайте ребёнка от такого воспитателя!

    Психическое и физическое здоровье вашего малыша не может служить разменной монетой для вашего удобства или колебаний, а фактически — одобрения подобных мер воспитания.

    Отказ от подобных воспитателей – один из шагов для устранения страхов малыша перед горшком. Но возможно ли повернуть время вспять и вновь научить ребёнка ходить на горшок, даже если он перестал на него садиться вовсе?

    Попробуем найти и правильный путь для искоренения этого страха, честно разглядев и признав его причины.

    Путь № 1 и единственный: будем всё начинать сначала!

    Выяснив причины, по которым ребёнок не хочет садиться на горшок для отправления естественных надобностей, приступайте к их устранению.

    Сначала отведите малыша к доктору и проведите его обследование. Выясните, нет ли у малыша каких-либо внешних и внутренних изменений для появления страха перед горшком. Если педиатр таковые обнаружил, устраните их в кратчайшие сроки.

    Если ребенок упорно не хочет ходить на горшок, необходимо провести обследование у педиатра.

    Обязательно обговорите с доктором условия питания ребёнка и откорректируйте его меню и режим, чтобы исключить запоры или поносы.

    При стойких запорах, пока идёт восстановление слизистой кишечника медикаментозными средствами и сбалансированным питанием, возможно нечастое применение клизм или глицериновых ректальных свечей (то, что доктор прописал!)

    При «механических» неполадках кишечника в помощь вам будут массаж и физические нагрузки. Какой, какие, когда и в каком количестве они нужны, чтобы отучить ребёнка бояться какать и писать на горшок, подскажет доктор.

    Уберите с глаз долой старый горшок, с которым у малыша связано множество неприятных моментов. Сходите с ребёнком в магазин и предложите ему самому выбрать нового «домашнего друга», который бы привлекал малыша к «посиделкам».

    Для усиления эффекта «друга» наклейте или нарисуйте на горшке счастливую улыбку.

    Но даже после приобретения нового горшка постарайтесь не форсировать события, проявите деликатность, дайте малышу забыть все предыдущие неприятности, связанные с подобным предметом. И, конечно, следите за своими реакциями – никакого негатива!

    Создайте малышу максимальный комфорт при «посещении туалета». Например, для застенчивых молодых особ поставьте горшочек в уголке или за ширмой. А если малыш не расстаётся с какой-нибудь игрушкой, разрешите им посещать «места общего пользования» вдвоём.

    Важно создать ребенку максимальный комфорт при посещении туалета.

    Само собой, перед «посещением» вы дадите крохе внимательно изучить новое приобретение и не будете требовать, чтобы он применил его по назначению немедленно. Только ваше терпение принесёт, в конце концов, положительные плоды.

    Приводите в пример себя, папу, бабушку, всех, кто уже успешно справляется с этой задачей, стимулируйте малыша своими словами: «Папа у нас большой-пребольшой, он ходит писать на большой-пребольшой унитаз! Наш (имя ребёнка) тоже будет ходить сначала на маленький горшок, и расти, как папа! А потом вырастет и тоже будет ходить на большой-пребольшой унитаз, как папа!»

    И, пожалуйста, не забудьте искренне порадоваться, когда кроха сам, без принуждения, сделает свои «дела» на горшок! Повод для этой радости есть преогромный – это шаг-преодоление. Преодоление ребячьего страха перед пластиковым корытцем.

    Лёд тронулся! А это значит, что теперь кроха готов отвечать вам взаимностью на вашу просьбу посидеть на горшке, пописать туда или покакать.

    Для закрепления полученного положительного шага обязательно высаживайте вместе с ребёнком на горшок кукол и мишек, мячики и заек, любую игрушку, которую малыш желает протестировать «на прочность». Показывайте ребёнку, что с игрушкой ничего не случилось, а саму игрушку хвалите.

    Отсутствие вашей похвалы отрицательно сказывается на душевном состоянии крохи, поэтому не стесняйтесь и хвалите мячики и кукол, но особенно душевная похвала должна доставаться, конечно же, вашему чаду-чуду!

    Ваша похвала в адрес ребенка станет тем стимулом, который поможет ему преодолеть боязнь горшка.

    Стоит ли напоминать, что именно похвала и является стимулом к развитию самостоятельности и, как следствие, преодолению множества детских проблем и страхов.

    Ваши действия в помощи малышу избавиться от навязчивого страха перед горшком должны быть последовательны и очень схожи с теми действиями, которые вы предпринимали при первом приучении малыша к горшку. Для этого вспомните всё, что вы делали в начальном периоде (высаживание после сна, прогулки с горшком и многое другое) и методично повторяйте свои действия.

    Если ребёнок в том возрасте, когда хорошо воспринимает речь, то попробуйте увлечь его сказкой, когда посадите кроху на «домашнего друга». Сядьте рядом и начните повествование о точно таком же мальчике (или девочке), который очень любил носить чистые и сухие штанишки, а поэтому сильно любил своего пластикового друга – весёлый горшочек, который всегда помогал аккуратному ребёнку оставаться в сухости и чистоте.

    Вообще «сказкотерапия» поможет вам во многих сложных случаях, надо лишь соблюдать несложные правила.

    1. Действия и проблемы сказочных персонажей должны совпадать с действиями и проблемами ребёнка.
    2. Персонажи и ребёнок должны быть максимально сближены по возрасту.
    3. Не перегружайте свою речь непонятными для ребёнка терминами и длительными объяснениями.
    4. Речь в сказке должна идти о том предмете или действии, которое сейчас волнует малыша.
    5. Зло проблемы в сказке должно преуменьшаться, оставляя кроху в уверенности, что оно обязательно победимо.
    6. Решение проблемы должно быть только положительным!
    7. Рассказывать такие сказки нужно, когда ребёнок настроен позитивно и готов слушать вашу придумку с удовольствием.
    8. Если малышу надоел ваш рассказ, не настаивайте на продолжении, вы сможете это сделать в следующий раз.

    Один из способов избавиться от боязни горшка у детей — «сказкотерапия».

    К теме о детском саде можно добавить пару советов по вопросу, что делать, если ребёнок боится горшка, чтобы таковой попросту не возник.

    Перед тем, как определять ребёнка в младшее дошкольное учреждение, стоит его навестить, лично познакомиться с воспитателем и няней, составить своё мнение о них и об общей обстановке в детском саду. Не постесняться пройти не только в спальню и актовый зал, но и в санитарную комнату – туалет.

    Придя домой, обязательно скорректируйте с малышом уже полученные навыки чистоты с требованиями детского сада. При необходимости «познакомьте» ребёнка с унитазом и туалетной бумагой той марки, которой пользуются в детском садике.

    Чем ближе психологический контакт родителей и детей, тем меньше проблем возникает в вопросах воспитания. Часто для преодоления сложной ситуации на первое место при борьбе с трудностями выходят не только забота и любовь, а прежде всего – титаническое терпение с лёгкой улыбкой на устах.

    Многие родители сталкиваются проблемой высаживания ребёнка на горшок. На вопрос: «Как научить детей ходить на горшок?» можно дать целый список ответов, нужных советов. Этому и будет посвящена наша статья.

    Причины, по которым малыш не ходит на горшок

    1. Боязнь горшка.
    2. Возраст ребёнка. Часто родители допускают ошибку, когда начинают высаживать ребёнка с полугода. Такие усилия будут безрезультатны.
    3. Неправильное поведение родителей. Если мама или папа начинают ребёнка критиковать или ругать, то такое поведение только усугубит ситуацию, и малыш не захочет ходить на горшок.
    4. Болезнь или стресс. Если ваше чадо болеет, то оно может не проситься на горшок. И это нормальное явление. Либо ребёнок перенёс какой-то стресс, например, разлука с мамой может выбить его из колеи, и он будет писать в трусики.
    5. Дитятко занято другими важными делами. Он может просто заиграться и совсем забыть о том, что хотел сходить облегчиться. В этом случае тоже нельзя его критиковать, нужно только объяснять, чтобы в следующий раз он обязательно попросился.

    Причины детской боязни

    Существует несколько факторов, при которых ребёнок боится ходить на горшок.

    1. Боязнь чего-то нового и неизвестного. Малыша нужно приучать к этому важному элементу постепенно, а не сразу: посадил - сиди, пока не сходишь. Сами-то взрослые на горшок не ходят, и ребёнку не очень понятно, зачем ему это.
    2. Дискомфорт. Бывают горшки глубокие, без спинки на которых сидеть дискомфортно. Возможно, по этой причине ребёнок не ходит на горшок.
    3. Проблемы со здоровьем. Возможно, ваш ребёнок перестал ходить на горшок по причине возникновения болевых ощущений в момент испражнения. В этом случае обязательно нужно обратиться за помощью к специалисту.

    Как увлечь ребёнка, чтобы он перестал бояться горшка?

    1. Заинтриговать и заинтересовать малыша - вот как научить детей ходить на горшок. Например, придумайте, что этот незнакомый предмет - летающий корабль, который скоро будет отлетать на другую планету. По пути он должен забрать одного человека, чтобы показать ему, как красиво и весело на другой планете. Развивайте мысль дальше. Можно придумать свою историю. Пусть ребёнок вас слушает. Вот увидите, как он непроизвольно сядет на горшок и сделает своё дело.
    2. Чтобы научить ребёнка ходить на горшок, обязательно должна быть поддержка и одобрение со стороны родителей после каждого испражнения. Малыш должен знать, что если он сам сходил, да еще за это его и похвалили, значит, он всё сделал правильно, и он большой молодец.
    3. Как научить детей ходить на горшок? Очень просто. Нужно ходить на него с любимой игрушкой. Наверняка у вашего малыша есть любимая кукла или какой-нибудь мультипликационный герой. Пусть вначале игрушка сходит на горшок, а потом посадите ребёнка.
    4. Не стоит ругать малыша, если он не успел и замочил штанишки. Такое поведение родителей, когда они начинают критиковать или даже ругать свою кроху, неверное. Ребёнок вскоре будет думать, что горшок - это плохо, поскольку родители его постоянно ругают.
    5. Оставить наедине. Попробуйте посадить ребёнка на горшок, а сами выйдите. Возможно, он подумает и сделает своё дело без вашей помощи.
    6. Горшок должен всегда находиться в поле зрения малыша. Он должен к нему привыкнуть.

    В каком возрасте ребёнок должен самостоятельно проситься на горшок?

    Ответить однозначно на вопрос: «Когда ребёнок должен ходить на горшок?» нельзя. Ведь каждый ребёнок индивидуален, у каждого разное воспитание, свои генетические особенности. Сложнее всего приучать активных и эмоциональных малышей, а также мальчиков, поскольку им труднее управлять мышцами для реализации осознанного процесса.

    Но сказать конкретно, что ребёнок должен в 1 год проситься и садиться на горшок - неправильно. Некоторые дети, конечно, же садятся в таком возрасте. Но это точно не осознанный процесс, а машинальный. Когда же наступит ваш "звёздный час", зависит от отдельно взятого малыша.

    Зачастую детки начинают привыкать к этому неотъемлемому предмету и проситься на него в период 1,5-2 года. Если ваш ребёнок не ходит на горшок в этом возрасте, то это пока не страшно, волноваться не стоит.

    С 2 до 3 лет малыш уже сам начинает проситься, поскольку он чувствует в таком возрасте, что мочевой пузырь уже наполнен, а потому пора идти и делать своё дело. Даже если ребёнок, которому исполнилось 4 года, заиграется и намочит штанишки, то это тоже будет являться нормой. К 6 годам дитя уже само должно осознанно проситься и самостоятельно себя обслуживать, без помощи взрослых.

    Поэтому точно указывать, в какой период нужно высаживать ребёнка, нет смысла.

    Но если вы заметили, что кроха сам начинает показывать на горшок либо спускать трусики, а может, он играл 2 часа, и ни разу не ходил в туалет, то тогда можете смело начинать малыша высаживать. Поскольку его время пришло.

    Как научить ребёнка ходить на горшок в ночное время

    Если ваш малыш уже осознанно просится на горшок в дневное время, а ночью вы до сих пор кладёте его спать в подгузнике, то пора приучать его к ночному высаживанию. Как научить детей ходить на горшок в ночное время? Об этом написано ниже.

    Вначале объясните ребёнку, что вы кладёте его спать в трусиках, и если он захочет писать, то должен разбудить маму и попроситься на горшок. В противном случае он попросту будет спать в мокрой одежде на мокрой кровати.

    Когда ребёнок должен ходить на горшок? Детки в возрасте 2-2,5 года уже задерживают мочеиспускание и перестают просыпаться ночью. Но перед сном всё же обязательно следует посадить малыша на горшок. А если он на ночь пил компот или воду, то ночью его нужно разбудить и определить на нужное место.

    С каждой неделей вы будете замечать прогресс. И настанет тот день (или та ночь), когда ребёнок самостоятельно слезет с кровати и сядет на свой любимый горшок, или же вовсе будет терпеть до самого утра.

    Признаки, по которым можно понять, что ребёнка уже пора высаживать на горшок

    1. Негативные эмоции малыша, связанные с нахождением в мокрых трусиках.
    2. Готовность ребёнка любыми своими действиями, словами или даже жестами показать родителям, что он хочет в туалет.
    3. Кроха начинает самостоятельно снимать низ одежды.
    4. Ребёнок неизменно ходит по-большому приблизительно в одно и то же время.
    5. Дитятко способно оставаться сухим на протяжении 2 часов подряд.
    6. Малыш понимает значение слов «покакать» и «пописать», а также знает, в чём разница.

    Выбор детского горшка для вашего малыша

    Одной из причин, по которой ребёнок отказывается ходить на горшок, является неудобство самого, так сказать, сосуда. Важно, прежде чем приучать малыша к горшку, выбрать для него подходящую модель.

    Отличным вариантом будет горшок из пластмассы. Он лёгкий, удобный, ребёнок сам может его передвигать.

    Также горшок должен быть со спинкой, чтобы малышу было удобно сидеть.

    Если у вас мальчик, то следует покупать горшок овальной формы с выступом впереди. Для девочки подойдёт обычный горшок круглой формы.

    Для ребёнка-егозы отличным вариантом станет горшок с подставками для ног. С него малыш не упадёт и, возможно, ему даже понравится сидеть, поставив ножки на подножку.

    Конечно, внешний вид тоже имеет значение. Лучше выбирать красочные яркие варианты, чтобы на них можно было обратить внимание. Сейчас в детских магазинах можно найти большой выбор горшков, начиная от различных зверушек и заканчивая креслами.

    1. Выберите подходящее время, когда ребёнок хочет в туалет. Это может быть после сна (если он проснулся сухим), после улицы или еды.
    2. Помогите ребёнку привыкнуть к горшку. Если дома есть дети постарше, то попросите их сесть на горшок в качестве наглядного примера. Обычно, когда малыши смотрят на своих братиков или сестричек, они вскоре начинают повторять за ними.
    3. Садите мальчика исключительно на горшок. Не нужно предлагать садиться на унитаз. Толку от этого не будет.
    4. Заинтересуйте своего сыночка. Попробуйте наклеить на горшок наклейки с его любимыми героями из мультфильма.
    5. Мальчики понимают, что им нужно сходить на горшок тогда, когда они голенькие. Если температура помещения позволяет, то пусть он походит голышом, а вы время от времени напоминайте ему, что пора садиться.
    6. Чаще сажайте своего сыночка на горшок. Но не переусердствуйте. Через каждый час нет необходимости его высаживать. Всё должно быть чётко в положенное время.
    7. Не торопите сыночка привыкать писать стоя. Пусть вначале научиться делать это в сидячем положении.

    Приучаем к горшку девочку

    Девочек к горшку приучают немного по-другому, нежели мальчиков. Главное в таком обучении - последующая правильная гигиена половых органов. Маленьким барышням нужно объяснять, что вытирать попу следует спереди назад. Если же девочка ещё мала для такой процедуры, то вытирайте ее сами, но научите её подтираться салфеткой после мочеиспускания.

    Нередко, когда девочки привыкают к горшку, у них воспаляется мочевой пузырь. И тогда о каком обучении может идти речь! В этом случае поход к врачу обязателен, а процесс привыкания необходимо отложить на неопределённый срок.

    Чтобы начать приучать вашу малышку к горшку, сначала отучите её от подгузников. Надевайте обычные трусики. И когда они станут мокрыми, малышка почувствует дискомфорт и задумается о том, что нужно было садиться на горшок.

    Как приучить ребёнка к горшку, если он вообще не понимает, для чего нужен этот предмет?

    Чтобы ваш малыш понял, зачем у него в спальне стоит предмет под названием «горшок», вы должны демонстративно и без упущения всех мелочей продемонстрировать ему, для чего предназначен этот инвентарь.

    Вначале вы должны рассказать и показать, как его достать, в каком месте открыть. Затем растолковать ребёнку, зачем необходимо снимать трусики, как их потом надевать, что делать с мочой, куда её выливать. Также покажите ему, как и где нужно мыть горшок, расскажите малышу, что горшочек нужно снова поставить на своё место.

    На самом деле все эти манипуляции относительно горшка деток очень заинтересовывают. Поэтому берите ситуацию в свои руки и увлекайте малыша.

    Теперь вы точно знаете, как научить ребёнка ходить на горшок. Также вы в курсе, как действовать, чтобы ваш малыш самостоятельно начал ходить на горшочек и перестал его бояться. Вы, родители, главные помощники для своих деток. И в таком деликатном деле, как приучение к самостоятельному испражнению, вы должны предпринимать все возможные усилия, чтобы ваш малыш охотно и заинтересованно садился на этот неотъемлемый предмет интерьера детской спальни.

    В первые годы жизни бывает, что дети отказываются что-то делать, казалось бы, без видимой причины. Под внешней капризностью и вредностью часто скрываются страхи. Когда ребенок боится горшка, то приучение его к туалету становится проблемой, т.е. именно приучение ходить на горшок становится проблемой…

    Боязнь горшка: причины страха

    1. Часто малыша приучают к горшку, когда по физиологическим причинам он еще не готов к этому. Возникновение новых способностей, в том числе и удерживание кала и мочи, у всех детей зависит от созревания определенных центров в головном мозге. Области мозга, отвечающие за дефекацию и мочеиспускание, вступают в силу, начиная с 1.5-2.5 лет , поэтому требовать от годовалого ребенка умения пользоваться горшком абсолютно бесполезно. Можно подлавливать, использовать горшок как игрушку, подготавливая малыша к новому навыку, но ни в коем случае ни приучать. Несвоевременное, навязчивое обучение может привести к отрицательному восприятию малышом этого предмета, которое усугубляется страхами и полным отказом ходить на горшок в будущем.
    2. Ребенок боится горшка, потому что это новый для него предмет. Такое происходит, если родители не купили заранее горшок, малыш не успел привыкнуть к новому «другу». А теперь его пытаются посадить на этот холодный, скользкий и довольно-таки страшный предмет.
    3. В детском саду распространены случаи, когда воспитатели неадекватно реагируют на то, что ребенок не успел или забыл дойти до туалета. Эмоциональные возгласы по поводу неприятности, постигшей ребенка на виду у других детей, могут поселить в душе малыша страх не только перед самим горшком, но и актами дефекации и мочеиспускания. Устраивая ребенка в детский сад, родители обязаны посмотреть, какой там туалет: удобные ли горшки (унитазы), есть ли туалетная бумага, может ли ребенок уединиться. Отсутствие этих условий почти всегда ведет к тому, что дети сдерживают позывы на дефекацию до прихода домой, что приводит к запорам.
    4. Следующая причина того, что ребенок боится горшка напрямую вытекает из предыдущей. При появлении у ребенка физиологических запоров, малыши чувствуют боль при дефекации из-за того, что каловые массы становятся плотными и травмируют слизистую прямой кишки. Неприятные ощущения во время использования горшка ведут к тому, что у малыша этот предмет начнет ассоциироваться только с болью, и ребенок станет бояться какать в горшок. Такой запор уже является психологическим.
    5. Родители, которые пытаются высаживать ребенка по часам, лишают детей самостоятельности и скупы на похвалу, могут столкнуться с тем, что кроха начнет бояться садиться на горшок. Когда малыша наказывают за неопрятность, стыдят, у него возрастает уровень тревожности и страха. Боязнь не оправдать надежд родителей, с которыми у ребенка слабый эмоциональный контакт, накапливается внутри, не находя выхода. Если ребенок боится горшка – это может быть следствием чрезмерной требовательности к нему и недостаточной поддержки.
    6. Источником страхов у детей могут быть их собственные фантазии, которые часто не обходят стороной и горшок. Ребенку может казаться, что в унитазе кто-то живет и схватит его за попу, или при спуске воды его затянет в трубу. Подобные иллюзии у детей могут быть связаны и с обычным детским горшком. Необходимо доверительно поговорить с малышом и выяснить, чего конкретно он боится.
    7. Причина того, что ребенок боится садиться на горшок, может быть настолько банальна, что многие родители даже не подозревают, как они плохо понимают своего малыша. Есть застенчивые, не по возрасту стеснительные дети, которые в 3 года могут отказываться ходить в туалет в присутствии посторонних или родителей противоположного пола. В этом случае достаточно создать ребенку комфортные, уединенные условия и проблема будет решена.

    Видео: Что делать при боязни горшка?

    Итак, когда вы пытаетесь усадить ребенка на горшок, а он плачет, вопит, убегает, прячется, то в такой ситуации добиться от ребенка, чтобы он «свои дела» сделал в горшок бесполезно. Но есть ряд советов, как помочь малышу перебороть страх перед горшком.

    • Оставьте ребенка в покое, подождите пока ситуация забудется, а малыш перестанет бояться горшка. Это очень важно, без этого пункта все остальное работать не будет! Вы должны перестать бегать за малышом с горшком на перевес. Ведь именно фиксация на этой проблеме в семье ухудшает боязнь горшка у ребенка.
    • Можно купить ребенку новый горшок (пусть ребенок выберет себе его сам). Это очень важно, чтобы малыш почувствовал этакую власть над ситуацией.
    • Покупку поставить в комнате, где ребенок чаще всего находиться, но не настаивать, чтобы малыш сразу же использовал его по назначению. Иначе можно спровоцировать то, что ребенок начнет опять бояться горшка. Пусть малыш к нему попривыкнет, сам регулирует дистанцию. Это снимет давление с Вашей стороны, т. е. вы не будете бегать за карапузом с этим вопросом.
    • Можно изучить его, познакомиться с ним, посмотреть из чего он сделан, пощупать, попереворачивать и т. п. Этим снимется часть боязни неизвестного, т. е. непонятного горшка.
    • Нужно проигрывать в играх эту ситуацию. Пусть ребенок сажает на горшок куклы, игрушки и т. п. В результате таких игр, малыш будет постепенно воспринимать его, как что-то обыкновенное, обыденное. И что здесь самое главное: игра несет позитивные эмоции, проигрывание «горшковой»ситуации - позитивные эмоции по отношению к горшку.
    • Вместо того, чтобы настаивать «Аня, пойдем на горшок!», можно водить «на горшок» любимые игрушки ребенка: «Вот наш зайчик писать захотел, давай пойдем с ним вместе» и т. п. Этот прием очень похож на предыдущий и собственно механизм действия здесь тот же самый.
    • Наклейте на горшок глазки и улыбку. Так незнакомый обезличенный предмет превратится в друга малыша.
    • Очень хорошо работает такой прием: придумывать, рассказывать и проигрывать с малышом сказки на горшочную тему. Посыл сказки может быть таким: горшочку очень грустно просто стоять без дела, одиноко и т. п. он очень плачет, когда в него не писают и не какают.

    Видео: Ребенок отказался ходить в туалет на горшок

    Психотерапия


    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Обычно к 2-м годам дети уже любят, когда им читают книжки. Прекрасным методом в лечении страхов у детей является сказкотерапия. Если ребенок начал бояться горшка по какой-то причине, сказка может помочь выявить ее и затем нейтрализовать. Слушая истории, дети ассоциируют себя с главными героями. Чаще всего малышам неосознанно нравятся сказки, сюжет которых отражает их собственную проблему или страх. Поэтому придумывая терапевтическую сказку для ребенка, который боится какать и писать в горшок необходимо:

    • Проводить аналогию между действиями в сказке и проблемами малыша;
    • Персонаж сказки должен быть ровесником ребенка;
    • В сказке должно быть решение проблемы с благоприятным исходом. Проводя параллели страхов в жизни ребенка и в истории, нужно приуменьшить значение того, чего ребенок боится;
    • Сказка должна быть на понятном для ребенка языке;
    • Рассказывать сказку, когда малыш позитивно настроен.