Дымковская игрушка обжиг. Дымковская роспись

Дымковская игрушка. История.

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.


Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».


Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек , изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».


Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV-XVI веках. В конце XIX - начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.

Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.


А. И. Деньшин и мастерица Е. А. Кошкина

А.И. Деньшин Зарисовка игрушки для альбома

Интерес к народному искусству у А. И. Деньшина возник после посещения воскресных курсов рисования и живописи, организованные по инициативе земства в 1908 году при Вятском техническом училище. Преподаватель рисования И. Ф. Федоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в г. Москве, увлек своих учеников бесконечными беседами о русском искусстве и русских художниках, о народном творчестве и мастерах. Он дал первые основы знаний по истории стилей русского искусства и народного творчества, особенно вятского, образцы которого тот собирал и коллекционировал. Эта привитая им любовь к народному искусству, вылилась у А.И. Деньшина в серьезную работу «по собиранию и зарисовками образцов вятских народных художественных изделий» в течение всей его жизни, которую он сочетал с увлечением живописью. После революции 1917 года А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но больше всего привлекали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений.


Кроме того, художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Эта деятельность вскоре принесла свои плоды. Промысел выжил в самые трудные времена, а старейшей мастерице А. А. Мезриной в 1934 году была даже назначена персональная пенсия. В 1930-е годы возросла популярность дымковской игрушки (публикации, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке). Деньшин привлек обратно в промысел не только старых опытных мастериц (Е. А. Кошкина (1871-1953), Е. И. Пенкина (1882-1948)), но и заинтересовал в этом искусстве молодых.


Старейшие мастерицы и поколение 50-х годов

Безденежных З.Ф. за работой.
1960-е годы

Елизавета Ивановна Пенкина в 1940-е годы активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 года ей помогали мастерицы Л. Н. Никулина (1906-1961) и Е. И. Косс-Деньшина (1901-1979)). Немалую роль здесь сыграл 100 - летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал народным мастерам разных промыслов близкие каждому русскому человеку сказочные образы. Так, у Е. И. Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках. В 1939 году бригада мастериц в составе Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной, О. И. Коноваловой и З. Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград—Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.


Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века. Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Вначале казалось, что в такое тяжелое для всей страны время глиняные игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом, на нее возник большой спрос. В 1942 году производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойца в великой борьбе с кровожадным врагом, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1943 году было принято решение возобновить ученичество. А в феврале 1944 года президиум Всесоюзного кооперативного товарищества «Художник» постановил: «Указать правлению Кировского товарищества, что основным видом производства Товарищества является дымковская лепная игрушка как изделия народного художественного творчества, предназначенная на экспорт. Товарищество обязано сосредоточить все свое внимание на качестве игрушки, на развитии художественно-творческой инициативы среди мастеров игрушки по созданию оригинальных образцов и на дальнейшее вовлечение новых кадров по этому виду творчества». После Победы над фашизмом, возрождаясь из пепла, страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц. Выделялись финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи. Но организационные трудности никак не позволяли решить эту проблему на местах. Кроме того, уходят из жизни старшее поколение мастериц (Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина) и А. И. Деньшин. В 1955 году заключены трудовые соглашения на обучение молодых мастериц. В 1956 году работало уже восемь мастериц дымковской игрушки, среди которых значатся молодые Е. З. Кошкина (1914-1993) и З. В. Пенкина (1897-1988), снохи Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Имена их вскоре станут знаменитыми. С конца 1950-х годов в стране началось возрождение художественных промыслов, проявлялся интерес к древним национальным корням, исследовалась проблема традиций и их развития. У дымковских мастериц начинается творческий взлет, поиск новых решений. Увеличился спрос на игрушку, она стала делиться на две категории: более традиционную («массовую») и выставочную. Последнюю группу изделий чаще делали для многочисленных художественных выставок - областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и даже персональных. Публикации в столичной и местной прессе, внимание специалистов, музейных работников делают имена мастериц знаменитыми. В 1955 году в промысел приходят учениками в будущем известные мастерицы Е. А. Смирнова, З. И. Казакова, А. В. Кузьминых. В 1958 году З. В. Пенкина и Е. З. Кошкина также принимают на свое совместное обучение с З.Ф. Безденежных и Л. Н. Никулиной еще одну «звездную» группу учениц: Л. С. Фалалееву, Л. А. Иванову, А. П. Печенкину, А. Ф. Попыванову, В. П. Племянникову, Н. П. Трухину, А. И. Ворожцову, Н. Н. Суханову, Г. И. Баранову.

О творчестве Лауреатов

Она предпочитает традиционные сюжеты (животные, птицы, барыни, няни, мужички), в образе которых ищет всегда характерные черты из жизни, интерпретируя на свой лад. Создавая свои композиции, Е. З. Кошкина пользовалась лаконичным языком, отбрасывая лишние детали — украшательства, стремясь к симметрии, равновесию, тщательно отделывая каждую игрушку в лепке и орнаменте. Цветовая гамма, характерная для Кошкиной, также спокойна и слегка разбелена. Монументальность при среднем размере, фронтальность и симметричность присущи игрушке мастерицы. В 1961 году появился у Зои Васильевны Пенкиной ее истинный шедевр — фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника. 1960-1970-е годы явились периодом расцвета таланта З. В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, ее чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы. В ее творчестве продолжает развиваться сказочная тема, начатая еще ее свекровью Е. И. Пенкиной. Мастерица стала автором целого ряда многофигурных композиций и композиций-наборов от 4-х до 80-ти произведений, объединенных общим сюжетом. Таковы композиции «Теремок», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Особенно выделяются своим замыслом «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и «Сказка о попе и работнике его Балде», навеянные образами любимого ею великого поэта А. С. Пушкина. Помимо главных героев и показа основных событий, здесь появляется златоглавый город, напоминающий куполами храм Василия Блаженного в Москве. Рассчитанный на круговой обход, он удивляет разнообразием форм, лепных деталей и орнамента на белом фоне. Обильное применение сусального золота усиливает ощущение сказочности. Впервые появился архитектурный мотив такого большого размера, который является частью большой композиции и одновременно может существовать самостоятельно.

Ольга Ивановна Коновалова (1886-1979) — потомственная мастерица, дочь А. А. Мезриной.

Она переняла от матери основной круг традиционных образов барынь, наездников, парочек, птиц. Особенно любила передавать мастерица разнообразие характера в лепке животных (оленей, коров, зайцев, медведей), свистулек. Среди сюжетных бытовых и сказочных композиций можно выделить «Катание на лодке», «Свадьба зверей», «Катание с горы», «Репка», «Старик с корзинкой». Она первой начала лепить «Барыньку на ножках». Для дымковской игрушки О. И. Коноваловой характерны небольшой размер, стремление передать в пластике движение, разнообразие орнамента. Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1902-1979), жена А. И. Деньшина, в 1940-е годы начала работать самостоятельно. Ее творческие поиски принесли много нового в развитие дымковского промысла. Мастерица создала множество сюжетов и композиций, ставшими уже традиционными. В работе над игрушкой продумывала образ сразу с точки зрения лепки и росписи. Она является автором множества орнаментов из традиционных элементов: круги и точки, прямые и волнистые линии, клетка. Кроме того, после кончины мужа в 1948 году, Е. И. Косс-Деньшина долгие годы осуществляла, по сути, художественное руководство промыслом. Творческий путь старейших мастериц, созданные ими произведения, хранящиеся в музеях, да вся их сложная, но интересная жизнь являются очень ценным и важным этапом в сохранении и развитии традиций дымковского промысла. Каждая из них - это легенда, которую невозможно забыть в силу значимости их вклада в общее дело. Современная мастерица, осваивая древнее ремесло, никогда не пройдет мимо их творчества, а обязательно заглянет в лицо каждой игрушке. Только тогда можно понять суть дымковской игрушки, если с глубоким почтением будешь относиться к прошлому, к судьбе и творениям каждой предшественницы. И так будет всегда, пока жив этот древний вятский промысел.

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле несколько сотен лет.

, CC BY-SA 3.0

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Технология

Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

После полной просушки в течение от двух до четырнадцати дней, в зависимости от размера, и обжига при температуре до 850 градусов, игрушки покрывают водоэмульсионными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость.

Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Коллекции

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 1000 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции...

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В июне 2013 года запущен уникальный проект по трёхмерной оцифровке экспонатов из фондов музеев России — виртуальный 3D-музей дымковской игрушки.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

В статье использованы фотографии коллекции Царицинского музея народов СССР

Фотогалерея


















Дымковская игрушка краткое сообщение расскажет Вам много полезной информации об одном из старейших народных русских промыслов. Информация о дымковской игрушке может быть дополнена интересными фактами.

Дымковская игрушка: сообщение

Дымковская игрушка: история создания

Данный народный промысел родом из Дымковской слободы, современная территория города Кирова. С созданием этой игрушки связана одна интересная легенда. Много веков назад к стенам города подошло два дружественных войска. На улице была уже ночь и ничего не видно. Они решили, что перед ними стоит враг и начался страшный бой. В сражении много воинов погибло. После такого трагического события было решено править каждый год по весне тризну. С годами о происшествии было забыто и вместо тризны появились «свистопляски» — народные гуляния. Женщины занимались лепкой различных шариков и фигурок из глины, которые красочно расписывали. На гуляньях весело свистели этими фигурками, а шариками, внутри которых были горошины, кидались друг в друга, создавая дополнительный шум. Так гулянья превратились в традицию по лепке керамических изделий, игрушек с особенными росписями, ставшими настоящей визитной карточкой Кирова. Кроме того, в пределах Дымковской слободы находились залежи глины, что также сыграло свою роль.

Дымковская игрушка: особенности и процесс изготовления

Дымковская игрушка от других отличается статуэток и фигурок отличается тем, что она может трещать, свистеть, грохотать, то есть создавать шум.Ее первоначальное предназначение – разогнать злых духов, которые шум таки не любят. Сегодня разгоном злых сил не занимаются, однако дымковская игрушка заняла прочное место в ремесленном промысле России, оставив при себе прежний способ изготовления и росписи.

Процесс создания состоит из нескольких этапов:

  • Лепка

Лепка полностью ручная. Поэтому среди огромного количества дымковских игрушек вы не найдете двух одинаковых. Каждая из них уникальна по-своему. Для поделки используют ярко-красную глину вперемешку с речным песком. Каждая часть создается отдельно, потом скрепляется между собой красной жидкой глиной. Стыки для плавного перехода затирают мокрой тканью. В лепке дымковской игрушки составляет туловище. Вначале скатывают шарик, а после из него вытягивают нужную форму. Аналогично делаются и другие детали. В конце игрушку украшают колечками, колбасками, шариками, канавками. Особенность изделия в том, что все они к низу расширяются (дамы в пышных платьях, мужчины часто на конях, а животные на коротких ножках). Благодаря этому в процессе сушки игрушка выдерживает тяжесть веса и не видоизменяется.

  • Сушка

Длительность сушки изделия зависит от его размеров и климата внутри помещения В среднем процесс занимает ль 3 дней до месяца.

  • Обжиг

Раньше дымковские игрушки обжигались в деревенских печах: их клали на противень и устанавливали на дрова. Как только изделие накалилось, его остужали. Сегодня обжиг проводят в специальных печах, которые значительно экономят время.

  • Побелка

После обжига игрушка стает красно-коричневого цвета. Перед нанесением узора ее выбеливают специальным раствором из скисшего молока и мелового порошка. Когда раствор затвердевает, на поверхности изделия создается ровный слой белого цвета.Благодаря этому можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной.

  • Роспись

Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных и ярких цветов с геометрическими формами. Изначально использовали краски разведенные уксусом, квасом или же растертые на яйце. Наносилось 8 основных цветов палочками, на которых были накручены тряпочки. Для прорисовки бровей и глаз использовались лучинки-палочки.

Сегодня мастера рисуют специальными красками для керамики, гуашью или акрилом, растертым на яйце.Рисунок наносится кистями. Классическая роспись состоит из гладкоокрашенных частей и крупных геометрических узоров. Цвета контрастные, перемежаемые с черным и белым, используются листки сусального золота. Чаще всего для росписи игрушек берут синий, красный, зеленый, малиновый, голубой, оранжевый, черный, изумрудный и коричневый цвета.

Рисунок наносится последовательно: волосы, глаза, брови, головной убор, юбка. Для придания узору дополнительного блеска наклеивают сусальное золото. Узор сочетает в себе цветовые решения и геометрические фигуры: круги, кольца, полоски, змеи.

Интересные факты о дымковской игрушке

  • Несмотря на то, что дымковскому промыслу уже 400 лет, к ХХ веку он пережил упадов. В 1942 году благодаря художнику Алексею Деньшину он получил вторую жизнь, став визитной карточкой Кирова.
  • В СССР дымковскую барыню изображали на автоматах с газировкой.
  • Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.
  • Секрет изготовления игрушек в семье передавался по женской линии.
  • Символ «дымки» — барыня.

Надеемся, что «Дымковская игрушка» доклад помог узнать о народном русском промысле, который возник 400 лет назад. А краткий рассказ о дымковской игрушке для 2 класса Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Дымковская игрушка

История промысла.

Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек. «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» («Вятские записки», В. Лебедев.).

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деныпина.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Ранее обжиг игрушки производился в русских печах.

Сегодня обжиг производится в муфельных печах.

Технология.

Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях.

Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку.


Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке. Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

Как слепить оборку

Чтобы сделать оборку берется кусочек материала: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку», которая складывается на равные сегменты по принципу гармошки.

В руки барыне можно добавить коромысло с висящими ведерками из глины (или же соленого теста), младенца в конвертике или сразу пару детей (их барыня держит обеими руками). Лепка завершена: игрушку отставляем в сторону и ждем один-два дня, пока она высохнет. Сушить надо при комнатной температуре, но ни в коем случае не возле батареи.

Когда игрушка уже высохла…

О том, что игрушка высохла, будет понятно по цвету — глина станет светлой. Теперь игрушку можно отправлять в печку или в духовку, где пройдет обжиг. После этого игрушка белится (подойдет простая водостойкая краска, которая не содержит лак). Побелку надо накладывать в два слоя, и уже после этого приступать к росписи темперной краской. Орнаменты дымковской игрушки — круги, ромбики, кольца, разноцветные полоски. Кстати, орнаменты барынь и барышень отличаются: городские жительницы чаще расписываются кружочками, а у крестьянок фартук и юбка украшают в более строгую клетку или в полоску.

Барыня или барышня?

Сделать своими руками фигуру дымковской барышни можно по тому же принципу, по которому делается барыня. Друг от друга они отличаются головными уборами: если крестьянке мы лепим кокошник, то горожанка вполне может быть в шляпке. Основой головного убора при лепке может стать маленький блинчик (из глины или соленого теста), который затем надевается на голову игрушки. Чтобы сделать шляпку более эффектной на нее добавляются цветок или интересная оборка. В руках у барышни — в отличие от барыни — может быть сумочка, цветок или даже веер.

Лепим лошадку

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

Все детали соединяются в единое целое и склеиваются. Игрушка отправляется на просушку, за которой также последуют обжиг в духовке плиты, побелка и роспись.