Факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание подростков. Воспитание нравственности у подростков

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Как уже было отмечено, данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные - менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников.

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера - осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности - требует самого пристального внимания педагогов.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII--VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

Помимо личностных факторов особенностей подросткового возраста, Е.Л. Белоусова выделила общий комплекс факторов, оказывающий особенное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов включает:

  • 1. общие факторы, в том числе
  • · уровень развития социально-экономической культуры общества,
  • · разработку и реализацию государственных программ воспитания,
  • · влияние средств массовой информации;
  • · недостаточную сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;
  • · моральную и материальную поддержку педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и другие;
  • 2. частные факторы, в том числе
  • а) организационно-педагогические , а именно:
    • · организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работы;
    • · преобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях образования,
    • · недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и другие;
  • б) психологические, а именно:
    • · уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников,
    • · самооценка подростками наличия нравственных качеств и другие.

Соответственно, в работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием.

Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях.

Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение.

Умение педагога и воспитателя вести такую работу иногда может стать решающим фактором в правильном духовно-нравственном воспитании подростков. Соответственно, задача эффективного духовно-нравственного воспитания во многом зависит от высокого профессионализма педагогов и психологов, которые работают с подростками. Это накладывает на специалистов особую ответственность, как профессиональную, так и нравственную, так как в процессе воспитания закладываются основы будущих граждан современного общества.

Изучение теоретических источников подтвердило значимость проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время. Исследователи разных стран отмечают, что требования современности достаточно высоки и предполагают наличие нравственных, духовных и моральных ценностей у молодых людей - будущих активных граждан. Однако состояние нынешнего воспитания этих важных черт находится на недостаточно высоком уровне. Тем более, ситуация усугубляется массовым распространением такой информации через телевидение и интернет, которая не только не способствует воспитанию нравственных ценностей, но и подменяет их другими ценностями, в первую очередь, материальными.

Преодоление названных противоречий обусловливает работу психологов и педагогов в изучении социально-педагогических условий организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования с учетом особой специфики психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков.

Данная специфика состоит в том, что эта важная сторона воспитательного процесса приходится на трудный переломный период трансформации детской психики, то есть, дополнительно усложняется. В период взросления подросток пытается осознать свое место в жизни, переосмыслить через свое понимание то, чему его научили в младшем возрасте. Большое значение для подростка приобретает мнение сверстников. Именно поэтому в этот период важна роль умного и душевного педагога, который в общении с подростком сумеет обсудить с ним важные стороны социальной жизни и взаимоотношений людей в обществе. Исследователи подчеркивают значение равноправного общения, обсуждения проблем, а не нравоучения и обычного донесения информации. Кроме того, существует и ряд факторов, которые влияют на процесс духовно-нравственного воспитания.

Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов, включает, по мнению исследователей, как общие факторы социально-экономического состояния всего общества, а также частные факторы, к которым относятся организационно-педагогические и психологические. Суммарное воздействие данных факторов формирует уровень духовно-нравственного воспитания подростков.

Соответственно, актуально было исследовать уровни духовно-нравственного воспитания современных подростков в Молдове и возможности повышения данного уровня.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Взаимодействие социума и религиозно-нравственного воспитания в современных условиях. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности. Влияние других факторов - школы, улицы и средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. Суть понятия "духовно-нравственное воспитание". Воспитательные возможности современной духовной музыки.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?

    В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.

    Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.

    Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.

    Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».

    Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.

    Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

    Нравственное воспитание в педагогике

    Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:

    • Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
    • Формирование позиции личности и нравственных чувств;
    • Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.

    Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Сыроватская Татьяна Витальевна,
    учитель иностранного языка
    МОБУ СОШ № 25 г. Якутска
    Республики Саха (Якутия)

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование нравственного воспитания подростков является важной и необходимой частью процесса обучения и воспитания в школе. Следует отметить необходимость развития становления нравственно-здоровой личности не только в стенах школы, а также за ее пределами, а именно воспитание и обучение, прежде всего в семье, в которой развивается духовно и физически ребенок. В этом становлении играют важную и особую роль родители. В школе же, примером становления нравственно-идейной личности является учитель. Беседы, лекции, диспуты становятся эффективными лишь тогда, когда подростки сами осознают необходимость в познании нравственности, которая должна сочетаться с различными видами деятельности: учебной, трудовой, общественной, эстетической - по мере овладения которыми учащиеся овладевают опытом нравственного поведения.

    Не секрет, что успех просвещения школьников подросткового возраста зависит от умения учителя преподнести материал, будучи желающим донести что-то положительное для ученика. Восприятие учеником будет являться лучше, чем учитель будет более открытым. Эмоциональным, сам подаст положительный пример. Все чаще приходится утверждать, что формирование нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание, а также сложившиеся стереотипы родителей. О том, что воспитание, становление нравственности ребенка должно происходить именно в стенах школы.

    Отсюда можно сделать следующий вывод о том, что ребенок дезориентирова во взрослом мире. Не имея четкого представления о нравственных идеалах, запутавшись в своих ценностях, а также массовая экспансия молодежных субкультур - все это является тупиковой ситуацией для принятия верного решения о понятии и формировании нравственно-здоровой личности.

    В современно настоящей педагогике существуют работы, посвященные изучению данной темы Сухомлинского В.А., Азимовой Р.Д., Халфина Ю.А. и др. К сожалению, что касается становлении личности ребенка содружество с педагогом, родителями, школой недостаточно изучен, что и побудило нас взять за основу исследования на тему: «Формирование нравственного воспитания подростков через систему «школа - родители - ученик» путем обучения и воспитания в условиях современной школы.

    Нравственное поведение складывается из поступков, превратившихся в привычку. Умонастроение - это привычка, воля поступать в определенных ситуациях определенно, и отклонение линии поведения здесь случаются в исключительных случаях нравственного поведения определяется не только мотивом, а укоренившейся мотивацией, которая вытекает к конкретному поведению. Процесс морального развития, если он не имеет негативные коллизии, приближает личность к уровню социальной зрелости и духовного совершенства, который предполагает прохождение нескольких этапов: формирование личности, утверждение своего «я», становление личности. Поэтому, мы считаем, необходимым разработку конкретного содержания просвещения нравственности подростков. Важно учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности старшеклассников.

    Например, желание самоутвердиться в классном коллективе, отсюда вытекает желание подростков найти свое «я», но зачастую мы видим, как неправильно, в большинстве случаев, подростки находят путь к своему «я» - не хватает настойчивости, последовательности, силы воли, усидчивости, отрицательное влияние «трудных» подростков, жизненные ситуации, случаи на улице и т.д. Ребенок, в каком бы возрасте ни был, как «губка», которая впитывает все и быстро, но, к сожалению, чаще - негативное. Задача педагога, в содружестве с родителями - выявить причины безнравственного поведения, поступков, постараться устранить их с минимальным ущербом для личности подростка. Ведь подростки часто видят нравственное возмужание и самостоятельность в независимости своего поведения от контроля со стороны взрослых, переоценивают свои возможности в достижении нравственных высоких целей. Возникает интерес к моральным проблемам, им свойственен усиливающийся интерес к нравственной стороне окружающей его действительности. Они начинают анализировать поступки взрослых и сверстников, стараются разобраться в мотивах своих действий, чутко прислушиваются к общественному мнению, которое также оценивает его поступки, суждения, отношение к другим и самому себе.

    Формирование у школьников старшей возрастной группы, на наш взгляд, нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентаций является процессом формирования нравственного сознания в целом. Моральные понятия, которыми осваивают подростки, формируют у них нравственные мотивы поведения, умение давать правильные оценки явлениям общественной жизни, собственному поведению, отношением в коллективе. Развитое нравственное сознание способствует возникновению у старшеклассников готовности выполнять общественные требования, самостоятельно выбирать способы поведения в простых и сложных жизненных ситуациях. Поэтому, мы выявили следующее, анализируя практику нравственного поведения в школе, можно заметить, что он осуществляется в процессе преподавания, в основном, гуманитарных предметов; во внеклассной деятельности: беседы, диспуты, обсуждение книг, кинофильмов, лекций, спектаклей, в которых затрагиваются проблемы нравственности; в процессе воспитания ребенка в семье. Мы обратились к данному аспекту, исходя из его насущности.

    Система нравственных ценностей будет закладываться в подростках тем лучше, чем, например, преподаватель является более эмоциональным, так чаще говорит об этом опыт работы в школе, жизненные наблюдения тех или иных ситуаций. Успех просвещения школьников - подростков зависит в основном от этого, потому, что большую часть времени в основном, ученик проводит в школе, естественно, для него существуют идеалы, идеалы-учителей, те люди кому они больше доверяют, кто пользуется у них авторитетом. Учитель, используя разные методические приемы, старается добиться положительного эмоционального настроя учащихся при решении тех нравственных задач, которые будут поставлены на уроке. Именно, эмоциональная окраска преподавателя позволяет выявить главное, существенное в нравственной стороне изучаемого явления, раскрыть свою точку зрения. Побуждая чувства подростков, педагог влияет на разные стороны их морального сознания, прежде всего на мотивы деятельности и духовные потребности. Целенаправленное наблюдение за учебным процессом позволяют нам утверждать, что формированию нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание. Задача же учителей - предметников и классных руководителей - определить какие ключевые понятия могут быть сформированы одновременно по каждому предмету. Желание учителя изучить эту проблему, составить схему ее подачи подростком - облегчит, на наш взгляд, и поможет в воспитании становлению нравственно гармоничной сформированной личности учащегося.

    Конечно же, нельзя сказать, что ребенок воспитывает нравственность только в школьных стенах. Неотъемлемой частью нравственного становления личности является семья. «Семья, - говорил Энгельс, - дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» Семья своего рода носитель «арсенала» человеческих чувств и представлений, «окно», через которое ребенок впервые приобретает возможность всмотреться в общество, а через него и в себе. Поэтому проблемы семьи не могут не сказаться на ее воспитательных функциях, как субъекта воздействия. Например, материально обеспеченные родители сказываются на воспитательных функциях семьи. Не случайно возникла уже проблема подростка, воспитываемой в условиях достатка. В таких семьях ребенок чаще всего воспринимает все как само собой разумеющееся. В подростковом возрасте начинает вырабатываться сознание, которое впоследствии обязательно отразится на таком качестве, например, как чуткость, и в развитии этого качества важную роль играют взаимоотношения родителей. Родительский авторитет формирует в ребенке отношение к миру с умом. Если учесть, что воспитанием ребенка занимаются молодые родители, где еще не устоялись жизненные ориентиры, порождает свои проблемы, затрудняющие процесс нравственного воспитания детей. Мы уверены в необходимости учреждений, проведение курсов, бесед, способствующих педагогическому обучению детей.

    Что же необходимо для нравственного воспитания подростков? Проводя работу по домашнему аспекту воспитания здоровой личности ребенка, мы можем сделать следующие выводы и рекомендации: необходима качественная методика, направленная на проецирование программ по формированию целостной нравственной личности подростка. Целостность и эффективность системы деятельности учителя в процессе обучения. Принципиально важно в диагностике программы при их конфигурации заложить развивающее взаимодействие компонентов системы деятельности, направление на установление и развитие системы деятельностей, направленное на установление и развитие системы нравственных отношений в соответствии с нравственно-психологической структурой личности школьника с учетом возраста. Комплекс диагностических программ изучение состояний системы деятельности учителя по нравственному воспитанию и развитию личности в процессе обучения способен выполнить не только диагностическую, конструктивную, но и прогностическую, активно влиять на повышение уровня зрелости системы и нравственной сферы личности учащегося.

    Цели, на наш взгляд, нравственного воспитания по своим содержательным характеристикам, делится на цели, которые связаны с идеалом нравственной личности, и те, которые непосредственно рождаются жизненной практикой и направлены на решение задач первостепенной важности: гражданской и нравственной зрелости подрастающего поколения, его готовности к труду, к осмыслению личной ответственности.

    К средствам нравственного воспитания, мы считаем, относится широкий круг целенаправленных воздействий и прежде всего этическое просвещение через различные каналы и на различных уровнях, сюда же относятся общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Так как это является неотъемлемым фактором становления нравственности подростков.

    Нас интересует выработка средств управления нравственным воспитанием ребенка и подростка, по пути их морального развития в рамках треугольника торговых микросистем: семья - детский сад - школа. Под средствами управления нравственным воспитанием в этих микросистемах имеются в виду конкретные наблюдения, выявление индивидуальных характеристик каждого ребенка. Специфика торговых микросистем играет в моральном развитии ребенка определенную роль и создает возможность накопить «информативный» материал, необходимый для субъекта моральной деятельности, о возможностях и интересах воспитуемого.

    Основная задача нравственного воспитания заключается в том, что она в первоначальной стадии предполагает «изучение выявление» внутреннего потенциала воспитуемого. Без этого знания воспитание может превратится в чистое морализаторство, когда создается почва для разрыва слова и дела, когда слова могут остаться повисшим в воздухе, не найти своего адресата души и чувств ребенка, подростка. Только лишь воспитание, мы считаем, протекающее одновременно с выявлением индивидуальных возможностей и способностей подростка, может сформировать практически действенные, эффективные условия управления нравственными процессами. Эта работа должна проводиться еще в детском саду в таком сотрудничестве с семьей и всеми воспитательными учреждениями. Подготовка ребенка к вступлению в большую жизнь начинается с детского сада и семьи, на данном этапе должно быть сделано все, чтобы помочь встать ему на путь самосознания, осмысления своей необходимости обществу. Живое отношение к живой действительности создает реальные условия для построения действенной воспитательной системы. Воспитатель по призванию и по профессии обязан знать внешние и внутренние детерминации (причины и условия) в которых протекает нравственное и духовное приобщение ребенка к общественной жизни. Вот почему первым шагом знакомства с воспитателем является изучение внешних условий, в которых оказался ребенок, а именно условий семьи. Ведь именно отсюда первые шаги по формированию нравственных качеств.

    Круг друзей и семейный круг - все должно быть объектом постоянного внимания школы и координирующих соответствующих организаций.

    В широком опыте учителей проверялось положение о том, что внесение изменений в направленность и характер процесса обучения, признание ему ярко выраженной устремленности к правовым ценностям в условиях организуемого и стимулирования общения подростков друг с другом должно вызвать к жизни нравственную деятельность, осознанные и нравственные мотивированные поступки, привести к интеграции необходимых компонентов нравственно целостной личности подростков в самом процессе их взаимосвязанного формирования. Основными педагогическими средствами интеграции компонентов выступали комплексное проектирование, программно - целевое планирование и формирование целостного процесса нравственного воспитания личности подростка в формах организации обучения, моделирования и формирование нравственной деятельности, организация и стимулирование обучения подростков друг с другом на нравственной основе. В результате, мы думаем, учебный процесс приобретает ярко выраженный коллективистский и гуманистический характер, такие системные свойства, такие как интегративность, целостность, нравственная направленность. Новообразования объясняются тем, что сама мораль по своей природе интегративна, целостна.

    Нравственная направленность учебного процесса предопределяется постановкой целей и задач, системы вопросов и заданий, направленных выяснение нравственного аспекта явлений и процессов, их осмысление, оценку, выбор нравственных эталонов и их реализацию в поступках. Организация общения подростков друг с другом в нравственно направленном учебном процессе ставит их в жизненные ситуации. Такие ситуации общение на нравственной основе пробуждает у подростков неудовлетворенность сущим и стремление перестроить реальные отношения по критерию нравственного идеала. Согласованное и внутренние принятое нравственная порча получает возможность осуществиться какой-либо гранью в реальном действии подростов, закрепиться в их опыте, стать чертой характера. Способ организации общения подростков в процессе обучения превращается в способ интеграции знаний, в способ структурирования нравственно целостной личности. Так мы можем вывести формулу общения подростков интеграции знаний.

    Учебная деятельность не имеет этической оценки, так как результат ее непосредственно не задевает ничьих интересов. И с этой точки зрения и ученик-отличник, и ученик-троечник, казалось бы, равны перед нравственностью. Их нравственные достоинства станут оцениваться в другой сфере и с других позиций. Учеба должна восприниматься подростками как деятельность, дающая им возможность в дальнейшем влиять на социальную жизнь общества, изменять ее, улучшать. Сами дети не в состоянии это понять и помнить постоянно. Профессиональное их будущее так далеко от их сегодняшнего дня. Если же учесть, что о профессии они судят по внешним формам ее проявления или отличия, а о сути и содержании профессии долго не подозревают, что становятся понятым, как мала возможность подростков по-настоящему понять, что их учение сегодня - это качество их работы завтра. Поэтому педагогически целесообразно ориентировать нравственное сознание старшеклассника на этическое значение учебной деятельности. Ученик должен видеть зависимость своей будущей жизни от сегодняшнего учения. Этот этический план подразумевает только человек, максимально развитый может принести пользу людям и обществу, следовательно, потенциально только он может быть высокоразвитым человеком. И следующее: сегодняшняя плохая учеба - это завтрашний невысокого качества труд, потому что, неразвитый человек при всем своем старании не обеспечит качественной продукцией труда.

    Обеспечение нравственной ориентацией деятельности подростка способствует в определенной степени к решению проблемы выбора профессии: ученик начинает искать для себя профессию, в которой он мог бы быть максимально полезен для человечества, а не работу, которая бы была подходящая для него и с точки зрения престижности, и с точки зрения достижения материальных благ, и с точки зрения минимальной собственной подготовки к ней. Нравственная ориентация учебной деятельности может совершаться и в ходе объявления цели урока и подведения его итогов. Формулировка цели, сообщаемой учащимся, должна подчеркивать этические возможности знаний, изучаемой закономерности. Характеристика работы учащихся тоже содержит в себе возможности нравственной ориентации. Отмечая успехи, говоря о недостатках, поздравляя с удачами, учитель учит детей видеть и нравственный аспект их деятельности. Мы признаем, что для организации нравственно ориентированной учебной деятельности на уроке не так уже много средств и возможностей. Эти возможности удесятеряют свою силу, если идея реализуется всеми преподавателями. Мы считаем, в учительской среде не очень хорошо продуман этот вопрос, поэтому бытует всеобщая успокоенность в отношении такой оценки, как тройка, и такого ученика, как троечник, Им позволяется работать не напряженно, ошибочность такого суждения рождается из «тихого поведения троечника» - он не доставляет хлопот, он не требует к себе внимания. Вероятность того, что его позиция «тихого человека» потом вдруг перерастает в позицию гражданской активности, очень мала. Так как активность идет по нарастающей.

    Многие учителя, понимая, понимая, сколь велико нравственное влияние открытого урока на детей, не только готовят его дидактическое оснащение, но и обеспечивают благоприятные условия для восприятия этого урока детьми. Нравственная ориентация урока требует от учителя постоянного внимания к требованиям, к аргументации, к оценке, к выполнению заданий на уроке.

    Список использованных источников

      Азимова Р.Д. Управление нравственными процессами в разноуровневых коллективах: (Некоторые проблемы морального развития и воспитания становления личности) [Текст] - Баку: Элм, 1985.-115с.

      Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения. [Текст] Учебное пособие /Омский госпед. институт им. А.М. Горького/, Челябинский гос.пед.институт.- Омск; Челябинск: ЧГПИ, 1987.- 99.с.

      Гавриловец К.В. Воспитание человечности. [Текст] Книга для учителя. - Минск: Нар. Асвета, 1985.-183с.

      Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.-159с.

      Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.- 159с.

      Маркс К., Энгельс. Капитал - Т.1. Соч.2-е изд. 358с.

      Рувинский Л.И. Нравственное воспитание подростков [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1971.-94с.

      Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. [Текст] - 2 изд. М.: Сов. Россия, 1981.-93с.

      Халфин Ю.А. Пробуждение души (О духовном формировании подростка) [Текст] - М.: Знание, 1985.-80с.

      Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания). [Текст] - М.: Знание, 1979.- 96с.

    Нравственные ценности подростку прививают в семье, школе. Помимо этого подростки также волей-неволей усваивают и те ценности, которые каждый день предлагает им телевизор, улица. Но не всегда, к сожалению, то, что подросток усвоил на улице, можно назвать правильным и полезным. Каким должно быть нравственное воспитание подростков ?

    В наше время влияние на нравственность подростков различных телевизионных передач, современных кинофильмов очень велико . А потому те модели поведения, которые пропагандируются «голубым экраном», подростки принимают за истинные и стараются следовать им и в собственной жизни.

    Так, сегодня на телеэкранах даже положительные герои убивают друг друга, ведут асоциальный образ жизни, заботятся только о собственном материальном благополучии, «шагают по головам» ради достижения своих целей. У подростков формируются вполне логичные выводы: чтобы хорошо жить, именно так и нужно поступать .

    Не меньшее, а то и большее воздействие, чем телевидение, оказывают на подростков компьютерные игры, интернет — сегодня за компьютером подростки проводят очень много времени. Им доступны интернет-ресурсы различной направленности, компьютерные игры на любой вкус. И нередко посещаемые подростком сайты или его любимые игры несут в себе далеко не самые положительные черты .

    Вот почему нравственное воспитание подростков играет столь важную роль . Подростки должны с помощью родителей выработать собственную шкалу ценностей. Такие понятия как любовь, дружба, взаимовыручка, помощь, уважение, благодарность должны быть старательно «вложены» в юные подростковые головы, и тогда они самостоятельно смогут понимать разницу между «хорошим» и «плохим», между «правильным» и «неправильным».

    Однако подросткам свойственно все родительские советы и запреты по-своему проверять и оценивать . Ведь, спрашивается, почему нельзя распускать руки, если папа с завидной регулярностью бьет маму? Почему нельзя воровать в магазине жвачку, если родители лично принесли с работу «лишнюю» бумагу? Почему нужно отдавать владельцу найденный на улице мобильный телефон, если папа с мамой подобную находку сами советуют оставить?

    Таким образом, нравственное воспитание подростков - это прежде всего родительский пример . Родители должны показать подростку, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным. Так, например, все тот же найденный мобильный телефон родители не должны оставлять себе, а должны попытаться вернуть владельцу или же отнести в милицию. Да, это потребует некоторых усилий, но так ли уж нужна в доме чужая утерянная вещь?

    Нравственное воспитание подростков в семье - это одна из основ будущей взрослой жизни подростков. Не зная, «что такое хорошо, а что такое -плохо», подростки могут наделать в жизни немало ошибок, платить за которые придется дорогой ценой. Отсутствие нравственного воспитания приводит подростков к аморальным и неэтичным поступкам, даже преступлениям.

    Подросткам, которым родители привили нравственные ценности, даже в голову не придет издеваться над животными, применять физическое или эмоциональное насилие, воровать или грабить, хулиганить. Воспитанные подростки будут достойно вести себя в общественных местах, не позволят себе грубости по отношению к окружающим. Разумное, бережное отношение к людям и природе и долджно прививать подросткам нравственное воспитание .