Хрупкое равновесие: как овладеть искусством балансирующих камней. Каменный комплекс зимбабве - история - познание - каталог статей - роза мира

Балансирующие камни всегда привлекают к себе не только туристов, но и геологов из самых разных уголков земного шара. Они выглядят очень загадочно. Что удерживает на земле такие огромные камни? Почему они до сих пор не упали? Природа позаботилась об этом, а человеку остаётся только гадать.

Балансирующие камни, Колорадо, США

Несколько миллионов лет назад на современной территории Колорадо находилось мелководное внутреннее море, со временем оно превратилось в песчаник. В данном месте образовался «Сад богов» в результате размытия мелкого песчаника. Такие природные процессы, как эрозия и выветривание, создали произведения искусства из камней. Кажется, что эта скала сейчас упадёт.

Балансирующие скалы в Зимбабве

Первоначально эти камни защищали мягкие породы, но они со временем были размыты. Камни оказались под воздействием окружающей среды: дождей, землетрясений и так далее. В результате скала потрескалась, камни рухнули и сложились в замысловатые фигурки. Известны они тем, что изображены на валюте страны.

Группа балансирующих камней в Национальном парке Чирикауа, Аризона

27 лет назад случилось извержение вулкана Турки Крик (или Кальдера). Огненная лава погладила территорию современной Аризоны, более 1600 футов пепла и пемзы покрыли землю. Из этих веществ образовалась со временем порода под названием "туф". Но она не является достаточно плотной и жесткой, поэтому начала осыпаться. Однако, несмотря на это, геологическая служба Америки успокаивает жителей и туристов: нет никакой опасности, что эти скалы подвергнутся эрозии в течение нескольких тысяч лет.

Чудом не падающий камень возле разлома Сан-Андреас, штат Невада, Калифорния

Если есть такое место в стране, где балансирующие скалы просто не могут существовать, то это разлом Сан-Андреас. В этом месте случается столько землятресений, что камни давным давно уже должны были рухнуть. Но они стоят там, причём как минимум были образованы 10 000 лет назад и пережили 50 крупных землятресений. Ученые не оставляют попыток раскрыть тайну этих скал. Поэтому ежегодно представляют различные версии. Одна из них гласит, что камни находятся между разломами Сан-Андреас и Сан-Джасинто. Таким образом, это пространство подвергается меньшим колебаниям грунта.

Камень Идол, Йоркшир, Великобритания

Странные породы Бримхэма, среди которых выделяют камень Идол, образовались около 400 млн лет назад, когда эта территория была затоплена рекой. То есть камни находились на дне водоема. Окрестные горы были покрыты ледниками, а там, где есть ледники, всегда дуют ледниковые ветры. Сильные ветры и песок создали прекрасную скалу, которую йокширцы именуют Идол.

Балансирующие камень Куммакиви, Финляндия

Название камня переводится как “странная скала”. Ученые до сих пор недоумевают, как валуны передвинулись. Существует гипотеза, что, когда ледник начал отступать, камни переместились назад.

Балансирующая скала, подъёмник на горе Холистон, Массачусетс

Этот камень имеет очень необычный вид. Местные жители рассказывают легенду, будто сам Джордж Вашингтон, путешествуя по штату, пытался столкнуть камень вниз. Но, видимо, потерпел неудачу.

Кьерагболтен, Норвегия

Также известен как качающийся камень. Его называют самым опасным в мире. Камень расположен над огромной пропастью на высоте 1000 метров. Очень часто туристы норовят вступить на него, однако сильный порыв ветра может мгновенно сдуть со скалы человека.

Камень ничем не привлекателен внешне, но то, что располагается он между скал, притягивает к нему путешественников, как магнитом. Создается впечатление, что булыжник просто висит в воздухе, застряв между двумя скалами.

Шар-масло Кришны, Махабалипурам, Индия

Достаточно необычная и загадочная скала. Камень имеет свою легенду, согласно которой в 1908 году британский губернатор решил, что эта скала опасна, и её необходимо как можно быстрее убрать. Семь слонов не смогли сдвинуть камень с места. А слон, как известно, может транспортировать очень тяжелые грузы.

Диаметр данного камня равен 5 метрам. Он расположен на абсолютно гладком склоне, тем самым показывает человеку, что ему удалось нарушить законы физики. Если вернуться к мифологии, то камень символизирует шарик сливочного масла, которое так любил бог Кришна.

Золотой камень в Мьянме

Согласно местной легенде, скалу на такой высоте удерживает лишь один волос Будды. Камень был помещён на неё ещё 2500 лет назад. На вершине горы была открыта пагода. По периметру возведены небольшие домики, в них поломники могут остаться на ночлег. Существует версия, что этот камень могут раскачать пара человек, под ним можно просунуть веревку. Кстати, приближаться к Золотому камню женщинам запрещено. Связано это с легендой, которая гласит, что именно женщина сможет сбросить камень в пропасть.

Искусственно сделанные балансирующие камни

Недавно искусство создавать различные фигуры из балансирующих камней стало популярным. Для некоторых творческих натур детское увлечение складывать камешки в стопочку переросло в настоящее дело жизни. Многие зрители не могут поверить своим глазам, как целая груда различных камней держится на одной крошке. Мастера уверяют, что главное - найти баланс. Единственным недостатком данных работ является то, что их нельзя лицезреть долго. Порой одного порыва ветра бывает достаточно, чтобы вся скульптура превратилась просто в кучку рассыпанных камней.

Но и здесь не обошлось без критики, снятие пород для балансирования может привести к размыванию слоёв почвы, а также разрушать жилища мелких животных.

Балансирующие камни Aker кометы 67P/Чурюмова-Герасименко

В 2014 году Европейское космическое агентство с помощью новейшего оборудования обнаружило на комете 67p/Чурюмова-Герасименко три непонятных тела, едва ли касающиеся поверхности. Они имеют сходство с балансирующими камнями, которые имеются на Земле. Их происхождение загадочно. Тела могли возникнуть из-за того, что комета приблизилась к Солнцу, и лёд вокруг этих объектов растаял. Возможно, на космическом теле протекают различные процессы, которые и повлекли за собой движение этих булыжников. Ученые утверждают, что намерены и дальше следить за кометой и её загадочными телами. Возможно, со временем причина их возникновения станет очевидной.

Процедура предельно проста: просто положите один камень на другой, и затем повторяйте то же самое, сохраняя конструкцию в равновесии. Единственным связующим звеном при этом должна быть гравитация.

«Это интересный способ расслабиться и снять напряжение. Раз гравитация существует, почему бы не использовать ее в искусстве каменного баланса? Все мои фотографии демонстрируют реальные камни, которые я подобрал и выстроил в фигуры. Процесс чем-то напоминает танец с элементами адаптации и творческой интуиции», — говорит фотограф Майкл Граб, один из последователей этого искусства.

«Положительная реакция людей часто вдохновляет меня совершать этот ритуал в общественных местах. Для большинства людей такой баланс камней является чем-то совершенно из ряда вон выходящим. Разум просто отказывается верить, как такая структура может оставаться в равновесии», — уверяет еще один любитель каменных пирамидок Согьял Ринпоч.

Наиболее важным элементом балансирования в физическом смысле является «фундамент», на котором будет стоять фигура. Каждый камень покрыт множеством углублений — от крошечных до крупных. Обращая на них пристальное внимание, вы начнете чувствовать, как действуют друг на друга даже самые маленькие шероховатости, и научитесь складывать камни так, чтобы они оставались неподвижными, даже едва касаясь друг друга. По мнению поклонников этого ритуала, основная задача состоит как раз в преодолении сомнений, которые могут возникнуть.

Достижение сложнейшего баланса требует одновременно как умственных, так и физических усилий. Не стоит забывать и о том, что одни виды горных пород будут взаимодействовать с другими совсем по‑разному, и хитрость здесь в том, чтобы играть и экспериментировать. «Чем ближе вы к достижению баланса, тем более невесомой кажется фигура», — восхищается Ринпоч.

КАМЕННЫЙ КОМПЛЕКС ЗИМБАБВЕ

Около 15 000 лет до н. э. на Землю высадились марсиане (или пришельцы из Туманности Андромеды) - ГОЛУБАЯ РАСА.

Марсиане на Земле построили египетский храм Луксор, Карнак, Абу-Симбел, Баальбек (Ливан), каменный комплекс Зимбабве, город Тиаунако в Боливии, крепость Саксауман в Куско (Перу), рисунки в долине пустыни Наска. См.

Самое древнее из дошедших до нас описаний Зимбабве принадлежит португальскому хронисту ди Гоишу, который, возможно, сам этот город не видел, но слышал о нем от арабских купцов.

«В самом сердце страны лежит сложенная из больших и тяжелых камней крепость. Эта удивительная и своеобразная постройка внутри выглядит так же, как снаружи, ибо камни ее скреплены без известкового раствора и ничем не обмазаны... На камне над входом выбита надпись, которая так стара, что никто не может ее прочесть. Вокруг, на той же равнине, разбросаны сооруженные таким же способом и другие крепости. Насколько мы в состоянии судить, все эти крепости воздвигнуты для того, чтобы защитить золотые рудники... Король Банаматапа держит богатый двор, и его обслуживают, стоя на коленях».

Само слово «Зимбабве», видимо, происходит от одного выражения на языке племени шона и означает «из камня». В прошлом веке сюда, в долину реки Лимпопо, забрел английский путешественник А. Роджерс и в зарослях кустарников обнаружил развалины гигантских сооружений, которые он даже не мог толком описать, потому что ничего подобного ранее не видел. А через несколько лет после А. Роджерса (в 1871 году) в Зимбабве попал немецкий исследователь Африки Карл Маух, который, осмотрев руины, объявил, что это копия Храма Соломона, а в долине (под крепостью) - копия дворца царицы Савской, в котором она пребывала, будучи с визитом в Иерусалиме.

Сейчас уже трудно точно установить, откуда у К. Мауха возникла такая теория, потому что многое оставалось тогда неясным, так как до начала раскопок сюда попали искатели сокровищ - общество, именовавшее себя «Компания Древних Руин Родезии». В принципе это было просто узаконенное разграбление исторических памятников. Но уже в конце XIX века в долине Лимпопо появился отряд англичан, и фактическая сторона исследований К. Мауха подтвердилась. Громадные каменные сооружения действительно возвышались в том районе, но соседние племена совершенно не представляли себе, кто, когда и как мог воздвигнуть эти сооружения.

В каменных сооружениях Зимбабве есть три комплекса зданий:

ранний акрополь (или крепость на холме), эллиптическое строение (храм, окруженный гигантской каменной стеной) и руины, которые расположены между ними в долине реки.

Условия жизни здесь были благоприятными, местность богата осадками и плодородна, саванна - идеальное жизненное пространство для дичи, и к тому же в этих краях не было мухи це-це. Ранние исследователи этих каменных сооружений полагали, что постройки Зимбабве не африканского происхождения. При попытке открыть слои, принадлежавшие ранним, доафриканским завоевателям, было выброшено много ценного материала. Но уже сегодня с полной достоверностью можно утверждать, что каменные сооружения - подлинные африканские творения. Художники древних культур создавали керамику и произведения искусства, которые напоминают сегодняшние изделия народов банту. Крепость была возведена на самом гребне скалистой горы («спине крокодила»). Скалы «спины крокодила», соединенные перемычками из неотесанных глыб, вошли в нее составной частью. Спускаясь потом по склону 10-метровой толщины, стена полукольцом охватывала большой внутренний двор.

По верху стены сохранились обрубки колонн, а внутри крепости - множество помещений, где в тяжелые времена укрывались жители долины. Грандиозная каменная крепость словно вычерчена по лекалу, она имеет одну коническую башню и обнесена стеной почти 300-метровой длины (основание стены - 5 метров и высота - 10метров). Каменные глыбы уложены так тщательно и умело, что стена до нынешних времен сохранилась почти полностью. Ученые сосчитали, что в стены Зимбабве уложено 15 000 тонн камня.

Акрополь возник, вероятно, в течение XI или XIII века нашей эры. Несколько позже, возможно, из-за растущего богатства и увеличивавшейся потребности в безопасности, было построено эллиптическое сооружение - само Зимбабве. А богатыми местные жители, вероятно, стали оттого, что у них были огромные стада скота.

До 1500 года это место было религиозным средоточием и торговым центром государства. Золото, медь и слоновую кость продавали повсюду, вплоть до самой Аравии. Только потом (пока не известно, по какой причине) эти каменные сооружения приобрели защитное назначение.

Примечательно в каменных сооружениях Зимбабве качество каменно-строительных работ, особенно в северо-восточной части эллиптической стены храма. Искусные каменотесы обтесали гранитные блоки и расположили их ровными рядами вокруг центрального камня. Эта стена (как и другие, находящиеся в ограде) несколько изогнута. Функция внутренних стен и проходов до сих пор пока не выяснена, но конструкция не выглядит так, будто первоначально у нее была крыша. Точно так же остается загадочной и роль конической башни, на которой снова возникает тот же зигзагообразный узор.

Акрополь стоит на холме, высота которого равна 27метрам, и добраться до него можно только по лестнице. Ступени ее были выбиты в скале, и они как раз такой ширины, что подняться по ним может только один человек. Это место тоже было защищено стеной, а на дорожке шириной 4метра, идущей по ее верхней части, были на определенном расстоянии поставлены монолитные столбы. Теодор Бент находил особо примечательными проходы и бастионы. Уже спустя годы после свой экспедиции он говорил, что это было одно из самых таинственных и поражающих воображение мест из всех, когда-либо им виденных.

Руинам Зимбабве по-прежнему отказывают в африканском происхождении. Каких только предположений не возникало! Знаток и исследователь Африки Седоус утверждал, что некоторые африканские племена и сегодня возводят каменные постройки такого типа. Но все его заявления оставались «гласом вопиющего в пустыне»...

В1905 году Британская научная ассоциация командировала к руинам Зимбабве опытного археолога Д.Р. Макайвера. После тщательного изучения археолог заявил, что все предположения об иноземном или древнем происхождении Зимбабве - полная чушь. По его данным, крепость построена коренными африканцами, но и его заявление было принято в штыки.

Каменные сооружения Зимбабве действительно очень впечатляющи. Они так же таинственны и чарующе восхитительны, как глыбы Стоунхенджа или каменные истуканы острова Пасхи. В любом ракурсе, при любом освещении они четко и грозно выделяются на фоне неба, и во всей атмосфере, их окружающей, есть нечто неизъяснимо волнующее и притягательное.

Исконный смысл и назначение этих каменных сооружений и по сей день остаются предметом жарких дискуссий. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных. А они, изученные, но до сих пор не разгаданные, остаются самым большим каменным памятником Африки после пирамид и документом ранних африканских культур.

Балансировка камней (англ. rock balance ) – это искусство располагать камни различной величины и формы друг на друге во всевозможных комбинациях, которое, на первый взгляд, кажется абсолютно невозможным. Для этого не используется никаких дополнительных материалов или инструментов, только камни и руки.


Для одних поиск центра тяжести – это хобби и увлечение, для других – страсть, большинство же просто восхищается мастерством, невероятной выдержкой и терпением умельцев, которые берутся за это.

Выделяют несколько разновидностей балансировки камней.

– каждый камень находится в собственной точке баланса, независимо от других камней.

– нижние камни зависят от верхних. Равновесие соблюдается благодаря весу, оказываемому верхними камнями нижним.

– камни, в основном плоской формы, взгромождают друг на друга на максимальную высоту, соблюдая равновесие.

– смесь чистой и противовесной балансировки. Мастер сам придумывает композиции, не опираясь на какой бы то ни было единственный стиль.

Композиции выглядят столь хрупко и неестественно, что даже трудно поверить в отсутствие там клея или других хитростей. Тем не менее, единственный затраченный ресурс – это терпение, сноровка и многолетнее мастерство, которые помогают в поиске центра тяжести.

Конечно, глупо надеяться на долгую жизнь таких скульптур: сильный порыв ветра может в миг все разрушить. Однако даже нескольких минут, в течение которых скульптура недвижима и находится в полном равновесии, достаточно для того, чтобы автор гордился своим творением, а мы наслаждались запечатленными на снимках шедеврами.


Удивительно, насколько меняется восприятие камня: из большой тяжелой глыбы он превращается в пушинку, парящую в воздухе. А ведь его вес никуда не девается, он только лишь полностью концентрируется в точках опоры.

Вся теоретическая база, необходимая для овладения этим искусством, заключается в нескольких физических законах, давно известных каждому. Говоря простым языком, тело будет находиться в равновесии, если сумма всех приложенных к нему сил будет равна нулю. Все остальное зависит от мастера и его навыков. Поиск такого равновесия может занять от нескольких минут до многих часов.

Самые известные на сегодня мастера балансировки камней – Энди Голдсворти, Дейв Горман, Билл Дан и другие.

Практически каждый может попробовать себя в этом искусстве, ведь оно не требует особых знаний. Главным требованием к потенциальному мастеру баланса может быть разве что упорство и терпение. Ну и главное – поменьше раздражительности и эмоций, потому что не каждый легко отнесется к тому, что в последний момент вся его скульптура, выстраиваемая часами, рухнет.

Античность подарила нам семь чудес света, каждое из которых – уникальное архитектурное сооружение. С тех пор список, начатый еще Геродотом, постоянно пополняется, включая все новые рукотворные шедевры. Однако природные чудеса могут поразить воображение намного сильнее, чем те, которые под силу сотворить нашей цивилизации! Одно из них – балансирующие камни , которые можно отыскать в разных уголках нашей планеты!

На сайте Kultorologia.ru мы уже писали об , а также о повелительнице . Эти скульпторы создают поразительные пирамиды из камней разной величины, хотя, на первый взгляд, это кажется невозможным. Однако у людей есть прекрасный образец для подражания – природа позаботилась о том, чтобы людям было, что наследовать!

Балансирующие камни выглядят очень экстремально: создается ощущение, что вот-вот глыба сорвется со своего пьедестала и покатится вниз. На самом деле, «верхушка» зачастую прочно соединена с основанием. В штате Юта, США, недалеко от Arches National Park находится один из известных балансирующих гигантов. Общая высота этого природного чуда – 39 м, а верхушки, нависшей над основанием, – 16, 75м!


Балансирующий камень, который находится на острове Long Island в Новой Шотландии, пожалуй, бросает вызов законам гравитации! 9-метровая колонна стоит на самом краю скалы, образуя щель, в которую можно даже заглянуть при желании!
А вот Idol Rock – один из представителей целого английского «семейства» под названием Brimham Rocks. Под воздействием воды, низких температур и ветра эти камни приняли причудливые формы, напоминающие разнообразных зверей – слонов, бегемотов и медведей.



Валун Kjeragbolten – популярный объект туристических фотографий! Он застрял в массивной расщелине норвежской горы Kjerag на высоте 984 м над пропастью. До него легко добраться даже без специального снаряжения, отличное место для любителей пощекотать нервы!
А вот замыкает «пятерку» невероятных чудес Золотой Камень (Kyaiktiyo) – огромный гранитный валун, покрытый сусальным золотом, балансирущий на более чем километровой высоте над пропастью на горе Чайттийо в Бирме. Паломники верят, что Золотой Камень с пагодой держится на волоске Будды!