Как мужчине избавиться от эдипова комплекса и повзрослеть? Эдипов комплекс у мальчиков. Что это такое и как с ним бороться

Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла , в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте . Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца ; это понимание пришло на смену теории соблазнения .

Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).

Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году , в котором он пишет:

«Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа ».

Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений » (1899). Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:

«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника… попадает, как мы говорим, под влияние Эдипова комплекса . Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».

С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.

Сущность

Описание

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации . Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция - Сверх-Я , под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Эдипов комплекс у девочек

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2-3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ. ), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующей на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.

Позитивный и негативный эдипов комплекс

Впоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер эдипова комплекса - негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Выше описанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности :

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный эдипов комплекс, который является двояким - позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, то есть у мальчика - не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя как девочка - проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери».

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Эдипов комплекс в контексте сексуальной теории Фрейда

Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо. Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

Значимость

С самых истоков психоаналитической теории Фрейд придавал эдипову комплексу первостепенное значение в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду, успешное разрешение эдипова комплекса является ключевым для психического здоровья человека. Неудача же ведет к неврозам и сексуальным отклонениям: в этом случае говорят о неразрешенном эдиповом комплексе либо неразрешенной эдиповой ситуации. Впоследствии Фрейд придавал эдипову комплексу ещё большее значение, усматривая практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальные корни. Так, например, в «Тотеме и табу » (1913) Фрейд пишет:

«Таким образом, в заключение этого крайне сокращенного исследования, я хочу высказать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов».

На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления некоторых границ применения данного понятия и на необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец эдипова комплекса», 1924). Впрочем, от предыдущих взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа ставила своей целью «расставить точки над i» в рядах психоаналитиков, допускающих себе вольности в интерпретации явления (см. ниже). Известны также слова Фрейда, согласно которым признание эдипова комплекса является своего рода отличительным признаком психоаналитиков:

На сегодняшний день большинство психоаналитиков фрейдистской школы вслед за Фрейдом признает первостепенную значимость эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако за пределами психоаналитической теории понятие эдипова комплекса не получило признания по причине своей ненаучности.

Пересмотр и вариации

Современные психоаналитики, а также психоаналитики направлений, отличных от классического фрейдистского направления, иначе смотрят на концепцию эдипова комплекса, превнося в неё свои собственные элементы либо перераспределяя акценты в уже имеющихся.

Карл Густав Юнг

Альфред Адлер

Эрих Фромм

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн явилась одним из первых психоаналитиков, подчеркивающих то, что эдипов комплекс Фрейда, как и вся теория Фрейда, занижает влияние матери в психической жизни индивида; она также подвергала критике использование Фрейдом мальчика в качестве модели развития. Помимо этого Кляйн пришла к выводу, что эдипальные отношения можно наблюдать даже на первых годах жизни ребёнка:

«Я неоднократно упоминала о том, что эдипов комплекс начинает действовать раньше, чем обычно считается. В моей последней статье „Психологические принципы детского анализа“ я рассмотрела этот вопрос детально. Вывод, к которому я пришла, заключался в том, что эдиповы тенденции появляются в результате фрустрации , которую переживает ребёнок, когда его отнимают от груди, и что они становятся явными в конце первого и в начале второго года жизни».

Кляйн считала что с возраста семи месяцев (когда у малыша начинают развиваться когнитивные способности), он начинает осознавать что объект (мать) и частичный объект (грудь) не принадлежат только ему и что он должен разделять их ещё с кем-то. Вследствие этого понимания, у малыша зарождается эдипова тенденция в виде ревности к матери. Впоследствии в теории Мелани Кляйн эдипову комплексу уделялось второстепенное значение, а основной её компонентой стала так называемая «депрессивная позиция».

Отто Ранк

Карен Хорни

То есть, по Хорни, эдипов комплекс является следствием невроза, а не его причиной. Ещё одним пунктом критики Карен Хорни явилось понимание Фрейдом развития эдипова комплекса у девочек, которое она считала совершенно неправильным, «результатом искаженного понимания женской психологии» и «продуктом мужского нарциссизма».

Эдипов комплекс в рамках современного психоанализа

Как уже отмечалось выше, современные психоаналитики признают существенную роль эдипова комплекса в психосексуальном развитии человека. Однако некоторые пункты теории Фрейда подверглись ревизии и пересмотру. Так, многие психоаналитики отвергают тезис об универсальности и биологической детерминированности эдипова комплекса. Концепция развития эдипова комплекса у лиц женского пола также не находит единодушной поддержки. В целом, многими психоаналитиками концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребёнка с родителями. Также в отличие от классического психоанализа, фокус источника эдипова комплекса сместился с биологического на социологический.

Критика

Ненаучный статус гипотезы

Специалисты указывают на то, что отсутствуют какие-либо эмпирические данные, свидетельствующие в пользу эдипова комплекса. Более того, доказать наличие эдипова комплекса объективным научным образом представляется невозможным по причине неудовлетворения базовых научных принципов (например, принципа фальсификации ) как отдельными гипотезами психоанализа (включая эдипов комплекс), так и всей теорией психоанализа. То, что Фрейдом и его последователями выдается за доказательства, объективно следует рассматривать исключительно в качестве интерпретаций психоаналитиков, приспосабливающих их к своим априорно принятым гипотезам , которые, по мнению скептиков, несут отпечаток субъективных предубеждений . В этой связи критики также указывают на тот факт, что эдипов комплекс является, в первую очередь, результатом самоанализа Фрейда, а не объективного наблюдения за пациентами.

Критика детской сексуальности

Для многих сомнительным представляется само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон , половые гормоны , которые, воздействуя на гипоталамус , вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка до пубертатного возраста вырабатываются лишь в незначительных количествах. Впрочем, данная критика является, по мнению сторонников Фрейда, несостоятельной по той причине, что половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур.

Споры об универсальности эдипова комплекса

Многие специалисты отвергают постулируемый Фрейдом универсальный характер эдипова комплекса, указывая на несостоятельность тезиса биологической детерминированности эдипова комплекса и подчеркивая первостепенное значение социокультурных особенностей. Польский антрополог Бронислав Малиновский в своей работе «Секс и подавление в обществе дикарей» (1927) доказывает , что эдипов комплекс никак не проявляется в жизни дикарей на Тробриановых островах и что, следовательно, тезис об универсальности эдипова комплекса является ложным. Впрочем, некоторые психоаналитики отстаивают мнение, что выводы Малиновского являются необоснованными. Например, венгерский антрополог и психоаналитик Геза Рохайм в своей работе «Психоанализ примитивных культур» (1932), которую он написал после того, как провел четыре года в Сомали и Австралии, утверждает, что не только доказал универсальность эдипова комплекса, но также обнаружил ряд фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы, выдвинутой Фрейдом в «Тотеме и табу», согласно которой первобытная орда братьев, убив деспотичного отца, раскаялась и ввела запрет на инцест и отцеубийство.

Критика в контексте шизоанализа

В таком направлении современного постструктурализма , как шизоанализ , разработанном Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их работе «Анти-Эдип » (1972), эдипов комплекс предстает олицетворением репрессивного духа буржуазных семейных отношений и символом репрессивной идеологии капитализма. Эдипов комплекс подвергается критике по причине своей односторонности и ограниченности: ограниченный рамками семейных отношений, он оказывается неспособным объяснить сложные социальные структуры и процессы. Делёз и Гваттари указывают также на то, что психоанализ в целом оказывается неэффективным средством лечения таких заболеваний, как психоз и шизофрения , и малоэффективным средством интерпретации социальных процессов. Более того, согласно шизоанализу , концепция эдипова комплекса является препятствием на пути выздоровления невротика, поскольку заведомо обрекает его на детерминационную зависимость от такой «псевдоструктуры», как семья. В этом контексте Делёз и Гваттари говорят об «эдипизации» бессознательного, сознания и всей культуры в целом. Концепция эдипова комплекса противопоставляется свободной («шизофренической») форме бессознательного:

«Шизофреническое - вместо Эдипова».

Таким образом, Делёз и Гваттари призывают к свободному интерпретированию бессознательного, не зажатого в узкие рамки эдипова комплекса.

Современные ученые-психологи и психоаналитики широко используют термин «эдипов комплекс», который изучает взаимоотношения детей и родителей. Исследования помогают выявить новые закономерности в развитии личности и вылечить такие болезни, как истерия и невроз.

В мифе рассказывается о юноше Эдипе, который после разгадки загадки Сфинкса убил собственного отца Лая и женился на матери, не ведая этого. Судьба ребенка была предсказана еще в младенчестве.

Похожая мифологическая история связана и с героиней Электрой, которая хотела убить родную мать. Фрейд применял свою теорию и для мужчин, и для женщин, но сегодня в противовес эдипову комплексу введено понятие комплекса Электры.

Эти легенды легли в основу теории и были использованы для объяснения притяжения детей к родителю противоположного пола, причем бессознательного, изучения становления внутреннего «Я», а также «сверх-Я»

Что такое Эдипов комплекс в теории Фрейда

Если рассматривать более подробно это понятие, то в трудах Фрейда можно найти такое утверждение: это группа неосознанных побуждений, враждебные чувства по отношению к отцу или матери с целью «устранения» родителя не своего пола.

Выражается в том, что маленький мальчик всячески льнет к маме, старается быть заменой папе и может даже проявить открытую агрессию, соперничать с отцом. Девочка же привлекает к себе папино внимание и соперничает с матерью и другими сестрами, если они есть в семье. При этом она менее агрессивна, но более услужлива.

Фрейд считал эдипов комплекс нормальной стадией развития человеческой сексуальности, которая начинает проявляться с пяти лет. Длится период вплоть до полового созревания. Во время процесса развивается и психика ребёнка. При неправильном поведении у детей могут зарождаться психические отклонения, которые в дальнейшем сложно излечиваются уже во взрослом периоде жизни.

Зигмунд Фрейд отмечал, что зачастую неврозы и истерии во взрослом состоянии могут быть следствием неправильного поведения родителей при развитии здоровой сексуальности ребенка.

Процесс сексуального созревания австрийский психиатр разделял на стадии:

  • оральную, при которой ребенок пьет грудное молоко, соприкасаясь с грудью матери и полностью сконцентрирован на себе. Если в этот период младенец недополучит материнской любви, он будет замкнутым и грубым;
  • анальную, когда малыш учится ходить на горшок и контролировать свои физиологические процессы вплоть до 3 лет. Например, когда родители ругают малыша за то, что не дотерпел до горшка, они закладывают в него сдержанность в будущем;
  • фаллическую, которая является начальной стадией эдипова комплекса. Малыш в пять лет начинает понимать половые различия мальчиков и девочек и тянется к родителю противоположного пола, оттесняя «соперника»;
  • латентную, при которой человек осознает свое «Я» и «сверх-Я», помимо своих потребностей. Начинает развиваться в 6-12 лет, сталкивается с социумом. Зарождаются новые социальные потребности;
  • генитальную, являющуюся пиком полового созревания и протекающую до конца жизни.

По мнению Фрейда, абсолютно каждый проходит данные стадии. И если взаимоотношения родителей и детей построены верным образом, мать и отец живут счастливо, демонстрируя положительные образы ребенку, процесс становления сексуальности пройдет довольно быстро и не зародит психические заболевания у будущей личности.

Как для мальчиков, так и для девочек характерны следующие признаки эдипова комплекса.

  1. Чрезмерная капризность. Ребенок требует нахождение родителя не своего пола рядом. Иначе отказывается кушать, спать, играть.
  2. Нежелание общаться со сверстниками. Девочка будет настаивать на частой игре с отцом, а мальчик – на помощи матери. При этом происходит отказ от игры с одногодками.
  3. Трудность с прощанием. Малыш не захочет отпускать любимого родителя на работу. Будет плакать и даже истерить.
  4. Раздражительность. Ребенок может вести себя агрессивно и даже отвечать на вопросы взрослого очень зло.

Мама проводит с ребенком большую часть времени. На фаллической стадии мальчик начинает бессознательно испытывать к ней влечение и пока не может провести грани между разными видами любви.

Именно тогда начинает проявляться раздражительность, ребенок постоянно плачет, если мама уделяет внимание папе, а не ему. А в отношении отца возникает агрессия. Отец для него становится бессознательным соперником, которого нужно устранить.

Если отец не отнесется с пониманием к проявлению такого рода любви, не будет пытаться построить диалог, в итоге данная стадия не завершится, и процесс перейдет в эдипов комплекс у взрослых мужчин.

У девочек

Девочки мало проявляют агрессии. Они на данной стадии копируют поведение мамы, учатся угождать и именно тогда закладывается образ будущего мужа, которому девочка готовит еду, за которым моет посуду, всячески ублажает.

Если отец сформирует у девочки негативный образ, в дальнейшем будущая женщина испытает сложности с выбором партнера и формированием доверия к мужчине в целом.

Значимость понятия в психоанализе

Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики. Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем. И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.

По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.

Теория психоанализа и развитие понятия эдипова комплекса получило широкое развитие в трудах Карла Юнга, а также ряда других известных ученых, исследовавших взаимоотношения полов и развитие сексуальности с младенчества до зрелости.

Основная масса психиатров расширяла понятие. Некоторые в целом отказывались от данного термина и опровергали его существование, связывая раздражительность и капризность с дурным воспитанием.

Особенности подхода к комплексу Эдипа

У Карла Юнга

Карл Юнг был учеником Фрейда, но теорию своего учителя он отрицал, создав свое учение, основанное на архетипах, которые представляют собой мысленные представления. Они появляются в течение жизни и наполняются эмоциями.

Юнг выделял коллективное бессознательное, а также архетип матери, который является общим для всего человечества. Помимо этого, архетипа ученый выделил архетип Персона, Тень, Самость, Анима и Анимус.

  1. Персона связана с нашими социальными ролями и тем, какими мы являем себя миру с уникальным характером и способом самовыражения.
  2. Тень – материал, вытесненный сознанием на уровень неосознанного (желания, переживания).
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начало, идеальные представления о мужественности и женственности, сформированные в результате общения с противоположным полом.
  4. Эго – центр всего сознания.
  5. Самость – порядок, целостность личности, которое объединяет и сближает сознательное и бессознательное.

У Альфреда Адлера

Ученый подчеркнул, что в нормальных условиях ребенок уже к 6 годам проявляет интерес к отцу и маме. Определенный уход в сторону, влечение может быть связано лишь с внешними воздействиями, когда малыш проводит больше времени с одним из взрослых. Эдипов комплекс при этом Адлер считает проявлением обычной капризности.

У Эриха Фромма

Фромм в целом соглашался с Зигмундом Фрейдом и считал, что развитие сексуальности действительно начинается с детства. Однако конфликт с отцом не связан с соперничеством за мать, а выступает сигналом о желании свободы и самостоятельности, независимости. Отец пробует подчинить сына, наталкиваясь на сопротивление. И это никак не связано с «войной» за мать.

В этом, по мнению Эриха Фромма, и выражается эдипов комплекс.

Насколько научен термин «эдипов комплекс»

Ученые много спорят о том, является ли комплекс Эдипа проявлением сексуального стремления к матери или же это борьба за свободу. Многие психотерапевты используют этот метод в своей работе и достигают успехов.

Важно отметить, что именно это стало отправной точкой для создания теории психоанализа, которая проверена клинически и помогает излечить множество неврозов.

Последние практики показали, что простые разговорные практики без применения медикаментов или гипноза не столь эффективны, поэтому разрабатываются новые методики работы психотерапевтов. Большую роль при этом сыграли исследования головного мозга человека.

Заключение

В заключение стоит отметить, что труды Фрейда были исключительными. Изучение развития человека и его отношений с родителями и другими людьми до сих пор продолжается и помогает в борьбе с болезнями нового века – стрессами, истериями, неврозами и другими психическими отклонениями.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Миф об Эдипе

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он - приёмыш.

Однако когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы - спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! - в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. - Ты убьешь своего отца и женишься на матери!».

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине - Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте - ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса - чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её - за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она - его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864 Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тирессию Фимскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он - убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него - фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» - входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались примирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы семерых Героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

В психосексуальном развитии человека выделяется эдипова фаза (от 2,5 до 6 лет), этот термин употребляется как в отношении мальчиков, так и девочек, хотя само выражение «эдипов комплекс» относят к мужчинам, для женщин есть свой термин «комплекс Электры». Термин введен Зигмундом Фрейдом, и означает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю своего пола.

Так мальчик, чувствуя сексуальное влечение к матери, видит в отце соперника, бессознательно (а иногда и осознаваемо) желая его смерти или исчезновения, ревнуя к нему мать. Он пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации, ведь он знает, что отец сильнее него. Вследствие кастрации в психике ребёнка формируется особая инстанция, которую Фрейд назвал Сверх-Я, под ее воздействием мальчик подавляет инцестуозные влечения к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Упрощая можно сказать так - мальчик чувствует, что его мать остается с отцом, он проиграл борьбу за нее и идентифицирует себя с отцом, в тайной надежде, что когда вырастит, то станет таким же сильным и мужественным, таким же умелым, как его отец, и тогда мать предпочтет его. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом, а в сравнении проявляются элементы конкуренции, что соответствует природе мужского поведения, и у него формируются мужские черты характера. Так разрешается ситуация.

В случае реализации бессознательных желаний и завоевания мальчиком большей части любви и внимания матери (как вследствие тяжелой болезни, в т.ч. алкоголизма или наркомании, смерти отца, развода родителей, частого и длительного отсутствия отца дома, когда мальчик остается с матерью), так и не полного выполнения отцом своих мужских функций в семье, говорят о так называемом «эдиповом триумфе». Он имеет тяжелые последствия, особенно если какое-либо из вышеописанных событий произошло до шестилетнего возраста ребенка. Мальчику не с кем себя идентифицировать, или он не хочет идентифицировать себя с деструктивным отцом и идентифицирует себя с матерью, что приводит к формированию женских черт характера, а как следствие психологического инцеста (не говоря уже о физическом, что тоже встречается) - импотенции или донжуанства. Во взрослой жизни такие мужчины, стремясь найти спутницу жизни, на самом деле подсознательно ищут мать, что приводит к нестабильности отношений с женщинами. В более тяжелых случаях нарушается половая идентификация, и проявляются гомосексуальные влечения, как способ бегства от инцеста.

Кроме того у мальчика нет опыта конкурентной борьбы, и во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала, а образ отца может переноситься на соперника с детскими реакциями: обидой, злостью, чувством своей никчемности, попытками что-то доказать - себе или другим. Такие мужчины не терпят над собой никакого начальника, не уживчивы в коллективах. Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь (как к сыну), взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

Характерной особенностью этого комплекса является формирование собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать так хочет компенсировать отсутствие любви отца к сыну, и создает обоюдную - сын зависим от нее, а она от сына, что крепко привязывает мужчину к своей матери и мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье. Часто такая мать «выживает» всех невесток, способствуя тому, что сын не имеет постоянных и стабильных отношений с женщиной, что и требуется матери для сохранения своей власти над сыном. Бывает, что всю жизнь они проживают вместе, а после смерти матери сын тоже не живет долго. Знаю много примеров, когда способом бегства сына от инцеста явилось его самоубийство, чаще в виде «несчастного случая».

В отношениях с женщинами такой мужчина похож на ребенка: капризный, требует постоянной опеки, внимания только ему, мелочно-придирчив и требователен. Не удивительно, что и сами женщины быстро прекращают отношения с такими мужчинами. Часты сексуальные проблемы, ведь такой мужчина подсознательно ищет мать в каждой встречной женщине и «влюбляется» именно в таких женщин, которые внешне, чертами характера или поведением напоминают мать. А секс с матерью в нашей культуре запрещен.

Бывает, что сначала и отношения и секс хорошие, но когда женщина рожает ребенка - начинаются все описанные выше проявления комплекса - она стала матерью! И пусть это мать их ребенка, но черты матери усилились, что и приводит к активизации энергии комплекса, и как следствие активизации начинаются семейные драмы, часто ведущие к разводу родителей, что в свою очередь способствует развитию целого «букета» комплексов у ребенка.

Остро стоит вопрос «что делать?», а вопрос «кто виноват?» здесь не уместен. Ответ на этот вопрос прост - разорвать эмоциональную связь с детской семьей, ибо стать взрослым, относится к женщине, как женщине, может только тот мужчина, который разорвал эмоциональную связь с матерью, он взрослый не только телом. Но это легко написать, еще легче прочитать, но не так просто сделать, ибо связи эти прочны, невидимы, не определяемы приборами и их не получится разорвать только сознательным решением или волевым усилием: «Вот прямо сейчас я беру и разрываю эмоциональную связь с матерью и стаю взрослым». Это большая внутренняя работа, это внутреннее взросление, труд души, процесс, а о разрыве связи свидетельствует символ, подымающийся с глубин бессознательного и проявляющий себя во сне.

Как психолог, я работаю с такими проблемами, и как свидетельствует мой опыт, каждый, кто стремится к самопознанию и совершенствованию себя получает достойную своего труда награду. Процесс психотерапии - это и есть взросление и духовное развитие. Дорогу осиливает идущий. Желаю вам победы на этом пути.

Здравствуйте, дорогие мамы! Почему я не приветствую сегодня пап? Отнюдь не оттого, то я не рада видеть вас среди своих читателей. И вам, безусловно, огромный привет! Просто выбранная на сегодня мной тема больше касается женщин. Но если мужская половина человечества готова включиться в наш женский разговор, думаю, читательницы не будут против, добро пожаловать.

Как часто нам, мамам, приходится слышать от своих сыновей: «Вот вырасту и женюсь на тебе!» или ревностное «Моя мама!». В ответ мы улыбаемся и в такие минуты «телячьей нежности», когда сын губами жмётся к нашей щеке, вряд ли задумываемся о природе проявления такой особенной любви. «Я же его мама, он должен меня любить!».

А вот психологи почему-то советуют обратить пристальное внимание на особо любвеобильное поведение сыновей по отношению к своим матерям, чтобы хорошо известный им, специалистам, и малознакомый нам, обывателям, эдипов комплекс у мальчиков не перерос в нервозное состояние у мужчин.

План урока:

Откуда взялся этот Эдип со своим комплексом?

Когда дело касается психологии, особенно такой витиеватой, почему-то сразу в голову приходит мысль, что на такое был способен только великий Фрейд.

Почему-то именно ему присущи всякие психологические изюминки и выходящие за границы человеческого разума исследования. Вот и тут он приложил свою руку: понятие эдипова комплекса вышло в свет из его трудов.

Усмотрел австрийский психиатр проявление бессознательного сексуального влечения ребёнка к родителю противоположного пола (а именно это несёт в себе рассматриваемое нами понятие), пребывая в театре на пьесе «Царь Эдип», сюжет которой основан на древнегреческом мифе.

Согласно этой истории, Эдип по стечению обстоятельств убивает своего отца и, придя на трон, женится на своей матери. Миф имеет трагический исход: узнав всю правду о том, кого ему пришлось убить, и кто в результате стал его любимой женщиной, совестливый Эдип выкалывает себе глаза, обрекая на слепоту. Не смог он с этим конфликтом морали и поступка смотреть в глаза людям.

В сюжете просмотренной пьесы психоаналитик Фрейд увидел и свою ситуацию из детства, когда на собственном примере ему пришлось пережить ревностное отношение к своему отцу и чувство влюблённости к матери. Он называл случайно открытый им симптом универсальным явлением раннего возраста и в 1910 году прочно завёл в психологию термин «эдипов комплекс» благодаря своей работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин».

Порой удивляешься, насколько сложно устроен человеческий организм, особенно, когда это касается психологии: сплошные лабиринты.

Стоит ли переживать?

Знаете ли вы, в чём заключается суть возникающего у мальчиков в возрасте трёх – пяти лет комплекса, способного оказывать немалое влияние на формирование мужской психики?

  • Если вы любите сухой язык теории, то психоаналитические труды Фрейда определяют сущность термина следующим образом: начиная снова и снова желать свою мать, мальчик ненавидит своего отца и видит в нём соперника, попадая под «эдипов комплекс». Он не прощает ей оказанные сексуальные услуги не ему, сыну, а его отцу, и рассматривает как неверность.

Оооочень мудрёно! Ну что поделать, тема такая. Разбираться, дак до конца!

  • Можно сказать мыслями Фрейда, только на простом обыденном языке: наличие сексуального влечения к маме пробуждает у мальчика враждебность к своему же отцу. Видя проявление чувств у родителя, он пробует примерить на себя отцовский образ, постепенно формируя в себе мужчину. Хочет быть не только, как папа, но и вместо папы! Но его же, как будущего мужчину, воспитывают в семье на принципах морали и нравственности!
  • А ещё существует детский страх перед отцовским за неправильные действия. И вот тогда-то мальчик подавляет свои желания внутри. Добро пожаловать, злосчастный Эдип!

Психологи считают, что каждый мальчик должен преодолеть эдипову фазу. Внутренний бессознательный конфликт личности, когда стремление стоять на равных на одной ступени с отцом порождает эдипов комплекс в классическом варианте, нужно рассматривать как определённый этап формирования полового воспитания и дальнейших взаимоотношений с противоположным полом.

Ведь мальчик изначально занимает низшую иерархию в семье и мириться в раннем возрасте с этим никак не хочет.

Если эдипов комплекс складывается в раннем возрасте без особых ярких проявлений и постепенно годам к шести сходит на нет, возвращаясь или даже никак не проявляясь снова в подростковом периоде, то психологи говорят, что переживать не стоит. По мере взросления мальчишки закономерно переводят свои взгляды на сверстниц, с улыбкой вспоминая, как в детстве хотели жениться на маме.

Другое дело, когда Эдип своим тяжёлым мечом навис над головой мальчишки, вызывая постоянное чувство вины за его помыслы, и никак не хочет его отпускать. Такое состояние неизбежно приводит к неврозам. Затянувшийся внутренний конфликт непросто переносить детям с обостренной психикой.

Тревожные звоночки

Вот несколько признаков, по которым можно судить, что ваш сын задержался в переходном периоде и прогнать навязчивого Эдипа ему пока никак не удаётся.

  • Непрекращающиеся попытки соблазнения в буквальном смысле, как бы, на первый взгляд, эти строки вас не пугали. Да, такое бывает. Мальчик пытается, как бы невзначай, поцеловать свою маму то в губы, то в шею. Он может тесно прижиматься.
  • Маленький мужчина ревностно относится, когда его объект обожания с кем-то любезно общается. Это может быть не только муж – отец ребёнка, но и другие, посторонние представители сильной половины.
  • Любыми попытками сын пытается лечь спать вместе с мамой, в том числе говорит, что страшно, что скучно, устраивает истерики, чтобы поменяться с папой спальными местами или поселиться хотя бы между ними.
  • Ребёнок пытается везде заместить своего отца: старается делать его домашние дела, показывает своё превосходство перед отцом в играх, примеряет его одежду. Иногда даже доходит до того, что мальчик просит, а иногда в ультимативной форме требует от матери его бросить и жить только вдвоём.
  • Сын начинает прибегать к хитрости и сталкивает родителей лбами: наговаривает одному на другого, чтобы вызвать ссору.

Как не задержаться в эдиповом состоянии?

Справиться с внутренним личностным конфликтом и осознать, что превосходство своего отца – это лишь временное явление, – стимул для формирования из мальчика настоящего мужчины. Только вот вовремя переступить этот этап взросления удаётся не всегда и не всем.

Что делать, чтобы нервные расстройства не стали верными спутниками будущих мужчин. Как в маленьком мальчике активировать мужское начало, столь важное в зрелом возрасте?


Ну и как всегда видео по сегодняшней теме, чтобы дополнить наш непростой разговор.

Ещё одна психологическая проблема разобрана нами и положена в заветную копилочку. Контролируете ли вы чрезмерную детскую любовь или никогда даже не думали, что такое эдиповское поведение, оказывается, проходят все сыновья? С нетерпением жду комментариев. Пусть любовь наших маленьких мальчиков приносит исключительно позитивное настроение, без всяких там комплексов!

Всем добра!

Всегда ваша, Евгения Климкович.