Как родителям реагировать на капризы заболевшего ребенка. В каждом возрасте свои капризы

Истерика в любом своем проявлении, кем бы она ни была исполнена, – не самое приятное зрелище для окружающих. Особенно тяжелым испытанием для родителей становится детская истерика. Если ребенок начинает надрывно плакать, падать на пол, биться головой и пинаться, то родители теряются и не знают, как реагировать.

Почему это бывает?

Истерики – явление возрастное, чаще всего встречается в возрасте 2-3 лет, именно тогда, когда начинается так называемый кризис трех лет и дети начинают демонстрировать всем свою самостоятельность. Важно при этом понимать, что дети так ведут себя не назло родителям, а потому что для них это такой способ воздействия. Малыш мог увидеть подобную сцену, или она у него случайно получилась, только поняв, что взрослые сразу готовы выполнить все, чтобы крик прекратился, он начинает и дальше использовать этот прием для манипуляции родителями.

Таким образом, детская истерика – это реакция на запрет со стороны взрослых. И если хотя бы раз ребенку удастся добиться желаемого, он обязательно использует этот способ еще не один раз.

Что делать?

Чтобы истерика не вошла в привычку, важно научиться предотвращать ее появление, а самое главное, научиться вовремя реагировать на изменение в поведении ребенка. Не нужно ждать, когда ситуация выйдет из-под контроля. Каждый ребенок индивидуален, поэтому родители к своему ребенку могут найти особый подход. Сам малыш порой еще не может контролировать проявление эмоций, и именно взрослый, который старше и опытней, должен первым прийти на помощь.

Дети разные, и то, что для одного может стать успокаивающим, для другого окажется тем же, что красная тряпка для быка. Поэтому в арсенале родителей должны быть разные приемы воздействия. Иногда достаточно просто прижать к себе, и плач сразу прекратится. Кого-то, наоборот, лучше не трогать, а постараться переключить его внимание на другую игрушку или рядом стоящего малыша со словами: "Видишь, а он не плачет, не расстраивает своих маму и папу".

В любом случае взрослым нужно самим набраться терпения, проявлять спокойствие и выдержку. И все-таки есть несколько приемов, которые помогут научиться справляться даже с самыми сильными истериками.

Как правильно реагировать на истерики?

Во-первых, уже при первых признаках раздражения ребенка желательно спокойным голосом спросить: "Что случилось? ". Если ребенок еще способен ответить на этот вопрос без плача, у вас есть все шансы решить проблему. Во-вторых, если успокоительные слова уже не помогают, лучше не реагировать, по крайней мере, внешне. Всем своим видом демонстрируя спокойствие и уверенность, нужно сказать, что пока ребенок не успокоится, вы не будете с ним разговаривать. Можно демонстративно отвернуться или даже надеть наушники от телефона.

В-третьих, помнить, что довольно часто ребенок проявляет капризы в общественном месте (в магазине, на игровой площадке, в гостях и т. д.). Лучше сразу изолировать его, например, увести или даже унести на руках в более уединенное место, где нет других детей, игрушек, телевизора – словом, того, без чего ему станет скучно.

Он должен почувствовать, что своим поведением не заслуживает ни дальнейших игр, ни внимания, ни веселья. Если он успокоится, то, выждав некоторое время, можно вернуться к прежним занятиям. Только нужно помнить, что в случае повторного каприза ситуация наказания должна повториться. Поэтому наберитесь терпения до тех пор, пока не переломите ситуацию.

В-четвертых, не наказывайте ребенка ни во время, ни после истерики: не шлепайте, не тащите за руку, не бросайте на земле. Окружающие будут считать вас извергом, а ребенок может своим надрывным плачем еще и на публику сыграть: дескать, видите, какая у меня мама жестокая. Все наказания и объяснения потом, дома. В идеале, наказывать потом нет смысла. Он может и сам уже забыть, из-за чего капризничал, а вы своими воспоминаниями спровоцируете удвоенную порцию капризов.

Главное – стратегия

Приемов у каждой матери найдется предостаточно. Можно игнорировать недостойное поведение, можно переключать внимание, можно обнимать или тащить под мышкой. Методом проб и ошибок можно найти свои "пристройки", как говорят актеры. Но должна быть единая стратегия. Нужно приучить ребенка слышать вас и слушаться. Тогда одно только ваше слово – и никакого сопротивления не будет. А для этого нужно быть последовательным в своих решениях. И если уж что-то запрещено, то это и должно быть запрещено.

А то иные родители сначала не хотят покупать очередную куклу, а потом после продолжительных упрашиваний и вымаливаний покупают. Через некоторое время такая девочка превосходно будет "дрессировать" всех родственников до последнего колена.

Вспомните Сусанну Кольчикову из повести Льва Давыдычева "Лёлишна из третьего подъезда". (А кто незнаком – познакомьтесь!) Отменная была "дрессировщица". Правда, до поры до времени. А лучше научите своего малыша выражать эмоции в доступной ему форме. Поиграйте с ним в эмоции: объясните, что значит "добрый" или "веселый", "грустный" или "унылый", "сердитый" или "раздраженный". Можно даже смайлики нарисовать для каждой ситуации.

В игре ребенок быстро усвоит, как показывать эмоции, и будет использовать формы, вполне приемлемые для выражения "на людях", а вам не будет за него стыдно.

Наблюдениями и советами делится детский и семейный психолог Екатерина Кес.

Что происходит с ребенком, когда он начинает капризничать? В этот момент его что-то беспокоит, он переживает или чего-то хочет. Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может нуждаться в вашем внимании, хотеть есть, спать, пить. Возможно, он просто устал. Иными словами, может быть много разных причин для капризов.

Часто взрослые говорят: «Не ной!», «Замолчи»! «Закрой рот!», «Не могу больше слышать твое нытье». Но помогают ли эти фразы успокоиться или еще больше расстраивают малыша? Давайте разберемся.

Фраза «Не ной» не дает ребенку ощущения, что взрослый хочет его услышать и понять. Подобные слова нацелены на то, чтобы он немедленно прекратил делать то, что делает, потому что взрослому его поведение не нравится. Но ребенок не может подчиниться команде и усилием воли изменить свое эмоциональное состояние.

Останавливающие и запрещающие фразы оказывают на ребенка обратный эффект: он становится еще более капризным

Даже взрослым сложно управлять эмоциями. Мы не можем просто прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребенке!

Именно поэтому останавливающие и запрещающие фразы оказывают на ребенка обратный эффект: он становится еще более капризным, громче плачет, требует, грубит, вырывается или впадает в истерику. Если же вам удастся удержать себя от привычных фраз, а вместо этого отвлечь и успокоить ребенка, то ситуацию можно изменить.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребенка, постараться наладить с ним контакт, переключить внимание или развеселить, то, скорее всего, он быстро успокоится. И наоборот: если требовать «прекратить сию же минуту», игнорировать потребности, чувства и состояние ребенка, говорить строгим командным голосом, стыдить или угрожать, то каприз с большой вероятностью перерастет в неуправляемую истерику.

Как же реагировать правильно?

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребенком происходит

Например:

  • «Я вижу, ты устал. Конечно, сегодня был тяжелый день, поэтому тебе хочется немного поплакать. Я тебя понимаю».
  • «Тебе обидно. Тебе хотелось, чтобы мы это купили. Но, к сожалению, мы спешим. Давай-ка я посмотрю, может, в моей сумке найдется что-нибудь интересное».
  • «Ты обиделся на меня, потому что я это сказала, да еще так громко»
  • «Тебе не нравятся эти колготки, и поэтому ты плачешь? Ты хочешь что-то другое. Давай подумаем, чем их заменить…»
  • «Понимаю, у тебя не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы тебя обняли. Иди ко мне».

Так вы уже в первой фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете, что с ним происходит, из-за чего он может переживать. В результате и малыш чувствует, что вы стараетесь его понять, и вам становится проще «включиться» в его состояние. В этот момент вы передаете ему послание: «Мама (папа) тебя слышит, понимает, поддерживает». Ребенок чувствует это отношение и начинает лучше себя понимать, осознавать происходящее. Это очень важно. Это также дает вам время подумать, как быть и что в этой ситуации можно сделать.


2. Предложите ребенку альтернативу

Предложите ребенку выбор, альтернативу, вместо того, чтобы игнорировать его чувства и желания. Благодаря этому приему малышу будет не так обидно из-за запрета.

3. Отвлеките внимание ребенка

Внимание маленького ребенка завоевать легко: сейчас он расстроен, но вот вы обратили его внимание на тучки на небе, похожие на жирафа, и он уже позабыл о своем горе. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил надевать шапку на прогулку, то малыш даже не заметит, что сам уже в шапке и давно вышел на улицу.

4. Переключайте внимание на действие, которое нужно выполнить

Наши замечания часто указывают ребенку, чего ему делать не следует. Например: «Не капризничай». Вместо этого подскажите ребенку, что ему делать. Старайтесь обходить частицу «не». Начинайте предложение с конкретного призыва к действию. Например:

  • «Пожалуйста, помоги мне».
  • «Давай разберем вещи».
  • «Обними меня!»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

Подобные фразы направляют ребенка, побуждают его к нужному действию.

Эти простейшие приемы помогут вашему малышу быстрее успокоиться и сохранят вам обоим хорошее настроение.

Об эксперте

REPLACE_related_art_multi_preview

Все родители, стремятся дать своему малышу как можно большее количество благ. Они стараются обеспечить: правильное питание, прогулки по парку, развивающие занятия, покупку игрушек, и многое другое. Но, не смотря на все труды родителей, иногда поведение ребенка становится непредсказуемым. Дети начинают капризничать, а родители нервничать. Многие не знают как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. Подавлять эмоции, конечно же, не стоит, но понимание причин вызывающих детские капризы позволяет относиться к ним совсем по-другому. В первую очередь возникает вопрос, почему мой малыш, который всегда был таким адекватным и уравновешенным, стал капризным ребенком?

Ребенок в 2-4 года становится более самостоятельным, независимым и активным. Он начинает очень бурно выражать свои эмоции, становится более требовательным, агрессивным, и тогда родитель говорит ему: «ты капризный ребенок». У малыша незначительный порыв эмоций может перейти в истерику, которая проявляется в падениях на землю, швырянии предметов, игрушек, громкого крика, демонстративного плача, обзывания родителей. Капризный ребенок может ударить рядом стоявшего малыша (попал под «горячую руку») и так далее. Детские капризы в понятии взрослого это прихоть ребенка, а в понятии малыша это способ самовыражения: какого-то неудовольствия, возможно болевых ощущений, пренебрежения со стороны взрослого, двойственности в воспитании, и других травмирующих факторов. Взрослым необходимо понимать, что в данный момент времени ребенок не нашел другого способа «достучаться» до родителей кроме как выразить свои эмоции через детские капризы. Часто взрослые игнорируют своего малыша (мама говорит по телефону с подругой, папа смотрит футбол) это может спровоцировать бурю негативных эмоций у ребенка, которые ему необходимо выплеснуть.

Пример: мама Света запрещает сыну Максиму подходить к мусорному баку на улице. У Максима особое, позитивное отношение к мусору и всему что с этим связано. Ему купили машину - игрушечный мусоровоз, мусорные баки, нарезали бумагу (искусственный мусор) – то есть родители создали для сына любимую игру в условиях дома, показав тем самым, что они считаются с его пристрастием. А вот на улице наоборот, все связанное с мусором запрещено. К бакам подходить нельзя, камни бросать в баки нельзя, к сточным канавам тоже подходить нельзя, машина выгружает мусор – подходить нельзя. У ребенка возникает двойственное состояние одобрения-неодобрения, а это влечет за собой чувство отчаяния и несправедливости, так как малыш не разделяет дом и прогулки на улице как это делают папа и мама. Для него главное его любимая игра, она всегда на первом месте и дома и на улице. Его естественная реакция – протест против требований родителей. Родители этот протест воспринимают как детские капризы, присваивают своему малышу звание «Капризный ребенок». И с этого момента все поступки своего сына оценивают через призму присвоенного ярлыка. Детские капризы.

Капризы и поведение, которое их сопровождает, также являются одним из моментов развития Центральной нервной системы (ЦНС). Ребенок за период детства примеряет на себя как негативные, так и позитивные ситуации и выносит из них свой личный опыт. Он может демонстрировать поведение, которое родители не одобряют это воровство, обман, страх, неприязнь к детям, капризы и негативизм, непоседливость, повышенную активность, воспроизведение нецензурной брани, крик и другое. Все это витки развития ЦНС, без которых в будущем невозможно получить яркую, динамичную, успешную личность. Задача родителя на данном этапе корректировать поведение своего малыша. Потому что если ребенок будет по поводу и без повода устраивать истерики, капризничать и рассчитывать что он, таким образом, получит желаемое, то это приведет к формированию эгоистичного, трудного в общении, малоуспешного в жизни человека с потребительским отношением к окружающим.

Большую часть времени с ребенком (как правило) проводит мама, поэтому ей в первую очередь необходимо разделять, где действительно имеют место детские капризы, а где ее эмоциональное состояние требует выхода накопившихся эмоций.

Пример: ребенок встал с утра не в настроении (видимых причин его плохого настроения нет). Мама утром не успела накраситься, и с момента как ребенок проснулся, она уже занята – занята ребенком: кормит малыша, гладит вещи на улицу, убирает за малышом, готовит коляску и сумку к прогулке (влажные салфетки, бублики, покрывало, конфеты, что-нибудь попить, запасные трусики, мобильный телефон, кошелек и т.д).

Все это время она находится в возбужденном состоянии, так как ей необходимо все учесть. При этом ребенок всегда рядом что-то просит, кричит, пытается привлечь в игру. Он выражает свое эмоциональное состояние через детские капризы. Малыш ощущает, что мама им пренебрегает и тем самым провоцирует его на еще большую активность. Вместе с тем, у него возникает чувство брошенности (мама меня не видит, не слышит), что вызывает у ребенка возмущение и обиду. Эти эмоции являются первыми предвестниками поведения, которое взрослые воспринимают как детские капризы. И вот тут вступает в силу закон который я называю «10/90»: 90%+10%=100%

Где 90% это все то, что накопилось в течение долгого времени (события, которые происходили до всплеска эмоций);

10% - незначительный проступок со стороны ребенка, который переполнил «чашу терпения» и вызвал всплеск эмоций мамы;

100% - реакция мамы - выплеск всех эмоций как накопленных, так и сиюминутных. Капризный ребенок.

Мама воспринимает проступок ребенка как нечто за рамки вон выходящее, она начинает выражать свои эмоции: кричит, тянет за руку, одергивает, шипит, угрожает, запугивает, наказывает. И поскольку ЦНС ребенка в этом возрасте не устойчива (он не может контролировать процессы торможения и возбуждения ЦНС и переходы между этими состояниями), то малыш не умеет подавлять свои эмоции. Он может только выражать их. В данном случае он является выразителем состояния мамы + всего того, что было до проступка ребенка (супруг обидел, обделил вниманием, свекровь сказала что-то поучительное, подруга обратила внимание на лишний вес и так далее). Необходимо отдавать себе отчет в том, что возможно в данном случае дело вовсе не в том, что ребенок капризный, а дело в том, что маме попросту необходим отдых.

Если Ваш ребенок в хорошем настроении и здоров, то он демонстрирует хорошее поведение, послушание, активность. Если Вы считаете что Ваш ребенок капризный тогда необходимо искать причины, которые его раздражают и стимулируют к неодобряемому поведению. Найдя причины можно их устранить, тогда поведение ребенка изменится, и Вы забудете про детские капризы. Как избежать детских капризов:

1. Нет необходимости управлять своим ребенком. Отец и мать не должны чрезмерно вмешиваться в жизнь ребенка. Родители могут радоваться и поддерживать малыша, когда у него что-то, получается, подбадривать, когда не все гладко, верить в него. А когда ребенок не может найти в себе силы для осуществления какого-либо замысла родители должны вдохнуть в него веру в свои силы и помочь преодолеть трудности. И все это должно идти от родителей только искренне и с любовью. Родители могут прислушиваться к пожеланиям своего малыша, но не всегда потакать его капризам.

2. Учитесь не давить на ребенка. Не разговаривайте с ним в приказном тоне. Если Вы видите, что малыш оказывает сопротивление через негативизм, дайте ему время отойти от эмоций. Негативизм проявляется в том, что ребенок отказывается выполнять просьбу родителя не потому, что ему не хочется, а потому, что его об этом попросили. Иногда родитель может сам провоцировать негативизм у ребенка, когда отдает ему строгий приказ «не трогай, я тебе сказала!!!», «иди быстрее, да шевели ты ногами!» и многое другое. Учитесь говорить иначе: «Эти вещи принадлежат маме, мне не нравиться когда их трогают. Если с ними что-то случится, мама расстроится! Давай положим на место. Ты молодец, спасибо тебе за то, что ты такой послушный». «Давай поторопимся, иначе мы можем опоздать!». «Давай кто быстрее…!»… Негативизм у капризного ребенка существенно отличается от непослушания, так как при негативизме ребенок делает наперекор своему желанию «то хочу, то не хочу», а при непослушании капризный ребенок руководствуется своим желанием, которое противоречит намерению родителя. Негативизм носит избирательный характер: ребенок с одним родителем готов идти гулять, а с другим нет, вплоть до слез. Поэтому важно соблюдать желания ребенка и родителей, уметь построить разговор с малышом, таким образом, чтобы Ваше намерение совпадало с его желанием и наоборот.

3. Не стоит ругать и наказывать ребенка за проявления самостоятельности. Например, если малыш интересуется розетками необходимо не бить его по рукам, а объяснить, что это «запрещенная зона», играть здесь нельзя. Естественно, что его интерес сразу не иссякнет, а возможно будет подкреплен Вашим вниманием. Тут важна одинаковая политика и тактика родителей и ближайшего окружения. Ближайшее окружение это бабушки, дедушки, тети, дяди, сестрички, крестные родители и так далее. Это люди, которые регулярно контактируют с ребенком и таким образом оказывают на него влияние. Не стоит детям рассказывать выдуманные истории, не имеющие под собой никаких оснований.

Пример: бабушка рассказала Максиму о том, что в дырочках розетки живет собачка, что она может выскочить и укусить, поэтому лезть туда нельзя. Целую неделю малыш искал предметы, которые могли бы влезть в дырочку и выгнать собачку, чтобы посмотреть на нее. Когда его спрашивали: «… тебе страшно?» Он однозначно говорил: «Да!» Он боялся, что собачка может выскочить и укусить его, но в его характере было особенное качество - любопытство, которое и толкало его на риск. Поэтому в данном случае лучшим для малыша будет знание того, что в данном месте играть нельзя что родители, бабушки, тети, дяди все против. «Запрещенные зоны» - это зоны, которые угрожают жизни ребенка: розетки, проезжая часть, сточные канавы, газовая плита, нитки + иголки, качающиеся качели и другое. В каждой семье свои «запрещенные зоны» – главное не переусердствовать с их количеством. Не стоит сваливать все в одну массу.

Родители должны научиться доверять своему малышу, если малыш идет по ступенькам и хочет идти сам, подстрахуйте его путешествие, но не пугайте эмоционально окрашенными угрожающими фразами «Аккуратно, а то упадешь», «Смотри под ноги, не дай Бог свалишься». Контролируйте свои эмоции, не забывайте, что в каждый момент времени Вы и Ваш ребенок составляете одну функциональную единицу. Подумали, что сейчас он упадет, и он падает, тогда мама говорит «Я же говорила!». Ведь на самом деле дело не в Вашей дальновидности, а дело в том, что Вы на уровне подсознания дали команду, а ребенок ее воспринял и выполнил. Научитесь доверять ему, контролируйте свои мысли, которые ребенок считывает из Вашего подсознания. Опасаетесь за малыша – подбодрите его: «Ты молодец. У тебя получится. Давай. Давай. Держись крепко». Малыш справился, похвалите его: «Вот молодец. Я тобой горжусь. Сегодня расскажем папе про твои успехи». Давайте возможность малышу проявлять свою самостоятельность, добиваться положительного результата и заслуженной оценки. Привлекайте ребенка к жарке блинов, замешиванию теста, к приготовлению вареников и другим ответственным занятиям. Поверьте, не всегда хочется с малышом готовить, убирать, стирать – проще все сделать самому, но это только на первый взгляд проще. Полноценное участие ребенка в семейной жизни дает ему знания, умения и навыки по формированию своей семьи в будущем. Учитесь позитивно относиться к совместной деятельности, как к тренировке Вашего терпения. Выдержали, молодцы!

4. Придерживайтесь единой политики в воспитании ребенка. Нельзя говорить «Да!», когда необходимо твердое «Нет!» Если ребенку нельзя конфеты, то ни бабушка ни кто-либо другой не должны нарушать слово родителя. Опять же ближайшее окружение должно придерживаться правил установленных родителями. Ребенок должен осознать тот факт, что в семье есть правила, которых необходимо придерживаться. В интересах самого малыша видеть в своих разных и непохожих друг на друга родителях единую силу. Единство требований создает ощущение стабильности. А стабильность для ребенка равносильна безопасности.

5. Не стоит приучать ребенка к легким победам , давая ему тем самым повод для хвастовства и присвоения успехов, так как в будущем любое поражение для него станет болезненным переживанием – которое проявится как детский каприз и может перейти в истерику и панику. В то же время не надо подчеркивать свою силу и превосходство, противостоять во всем ребенку. В будущем это может привести к равнодушию, либо к завуалированной ненависти.

Пример: папа с рождения малыша подчеркивает свое превосходство, и все время говорит «Учись у папы, тогда из тебя будет толк». И мама, и папа должны знать, что из их ребенка однозначно будет толк, без копирования и показухи, так как его индивидуальность и является главной движущей силой в его жизни.

6. Малыш должен знать, что у него есть право выбора , но за последствия он отвечает сам. Разбросал игрушки и не хочет убирать – значит, родителям стоит проявить настойчивость в своем требовании и добиться положительных результатов. Если же малыш в данном случае наотрез отказался выполнять просьбу родителей, а через некоторое время он бежит и спотыкается об игрушку, падает, плачет, не стоит сразу бросаться ему на помощь. Родителю необходимо успокоить малыша и объяснить, что игрушки надо убирать, и что в данной ситуации малыш виноват сам. Потом предложить: «давай вместе уберем игрушки, чтобы ты мог побегать».

7. Строгое воспитание, формирует сильную личность ребенка. Родитель должен понимать, что мягкость разрушает. Дети, в воспитании которых преобладали мягкость и податливость взрослых, предупредительность, готовность во всем потакать часто демонстрируют поведение капризного ребенка: они капризны, плаксивы, требовательны. Жизнь, это не тарелка с голубой каемкой, на которой все уже готово, жизнь это возможность реализовать себя, проявить такие качества как смелость, верность, упорность, умение отстоять свою точку зрения, проявить самостоятельность в принятии решения и нести ответственность за то решение, которое принял. Ребенок, который может быть открытым, не стесняется себя, любит себя, любим родителями, имеет высокую самооценку, высокое чувство собственного достоинства проявит себя наилучшим образом. Устойчивость к стрессовым ситуациям, активная жизненная позиция, успех, здоровье одни из главных показателей его взрослой жизни. Но, как и во всем, следует не впадать в крайности, поскольку как потакание, так и чрезмерная строгость не приводят к воспитанию сильной личности.

Одним из важных факторов воспитания ребенка является знание того, что Вы его любите. Разбил стекло – любите; рассыпал мамину пудру – любите; упал – любите; ведет себя с Вашей точки зрения не правильно – любите. Чаще говорите малышу о том, какие эмоции он у Вас вызывает: «Я горжусь тобой», «Я люблю тебя», «Ты все можешь», «Ты хороший», «Ты папина (мамина) гордость», «Я сержусь на тебя», «Ты меня утомил» и так далее. Малыш должен знать, что все, что Вы делаете по отношению к нему – Вы делаете не, потому что должны, а потому что любите его. Имея такую позицию в отношении своего малыша, Вы получите массу удовольствия от общения с ним, Вы легко найдете общий язык, и у Вас всегда будет не только время, но и желание на игры и совместное времяпровождение. Детские капризы.

Детские капризы в 70% случаев это проявление дискомфортного эмоционального состояния малыша и в 30% случаев это действительно непослушание. Детские капризы это не диагноз и не устойчивое состояние ребенка, это временное явление. Если Ваш малыш очень часто демонстрирует непослушание, агрессию, чрезмерную обидчивость, обособленность, тогда имеет смысл обратиться к психологу. Помощь психолога будет заключаться в корректировке поведение ребенка с помощью родителей, благодаря их новому восприятию происходящего, принятию своего ребенка, и применению новых знаний, которые помогут справиться с ситуацией.

Если Вы нашли в этой статье полезную для себя информацию и решили это применять, то необходимо понимать, что меняться не всегда легко. Приняв решение необходимо довести его до конца. Результат будет, но он не всегда проявляется сразу, поэтому надо запастись терпением и продолжать двигаться в том направлении, которое Вы определили.

Пример: мама Оля часто наказывала своего сына Петра. Как правило, после наказания Ольга остро переживала чувство вины, и она начинала болеть (мучилась сильными головными болями). Совместно с мужем они решили попробовать следовать новому решению «не бить Петра», не называть его «капризный ребенок». Были дни, когда родители Петра не могли выполнить свое обещание, и они возвращались к прошлому опыту. Встречи с психологом помогли им осознать, что наказание это не всегда зло в отношении ребенка, что иногда дети не могут иначе осознать свою неправоту и наказание является тем стимулом, который учит их послушанию. Что не всегда у родителей хватает доводов и терпения в отношении своего ребенка и, воспользовавшись физическим наказанием или другой формой наказания, они реализовывают свое родительское право. То есть, таким образом, корректируют поведение капризного ребенка. Поэтому чувство вины необходимо преобразовывать в чувство правоты и подкреплять внутреннюю уверенность в том, что можно обойтись без наказания. Через 2 месяца родители Петра ушли от чувства вины, а еще через 1 месяц научились общаться с ребенком без физического наказания. Используя вышеперечисленные рекомендации, родители Петра приняли своего малыша как равноправного члена семьи. От административно-родительских взаимоотношений они перешли к сотрудничеству и на сегодняшний день их семейный фон носит позитивный характер. Капризный ребенок.

Воспитывая детей, необходимо помнить, что мы воспитываем их через любовь и никак не иначе. Поэтому когда Ваш малыш ведет себя как капризный ребенок, то есть совершает невыгодный для себя поступок, ошибается, поступает неправильно, родителям необходимо научиться совладать с собой. И вместо вспышки эмоций, вместо физического наказания, оскорбления, унижения, надо сказать ребенку: «Я тебя люблю!!!» (можно не вслух) и вспомнить, что у Вашего ребенка есть право на самовыражение. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к малышу, говорить о ней ему, не важно, мальчик это или девочка, все дети до 12 лет очень сильно нуждаются в родительской любви. Любовью никогда никого не испортили. Капризный ребенок или нет, он имеет право на Вашу любовь.


Может казаться, что дети начинают капризничать без видимых причин, но они, несомненно, есть. Ребенок проголодался, ему холодно, жарко, скучно, он устал. Ребенок требует внимания к себе или ему вдруг ни с того ни с сего (а на самом деле, если разобраться, вполне закономерно) очень сильно захотелось какую-то игрушку или развлечения, сделать то, что сейчас не разрешается. Постарайтесь предвидеть острые ситуации и избегать их. Если вы идете в поликлинику и знаете, что там будет очередь, подумайте, чем вы увлечете ребенка. Если можно допустить мысль, что малыш проголодается после кружка рисования, возьмите ему что-нибудь перекусить. Не затевайте дальние прогулки без коляски, если малыш едва научился ходить.
Дети редко капризничают без причины. Предугадать причину – это особый материнский талант. Он редко врожденный, чаще приходит с опытом.

Предвидеть все невозможно.
Поэтому нужно научиться владеть «методиками успокоения». А придумать что-то на ходу, когда малыш уже хнычет и твердит одно и то же, крайне тяжело. В вашем арсенале должно быть заранее заготовлено несколько средств против криков, и каждый раз это средство должно быть новое.

Итак, малыш начинает плакать.
«Слушай, я вчера прочитала в газете, что в зоопарке за стакан слезок крокодила дают. Давай постараемся наплакать стаканчик! Вот я взяла с собой на всякий случай».
Увидите, плакать «на заказ» не получится, и кроха успокоится. Продолжайте беседу, спросите, где будет жить наш крокодил, хватит ли ванной, не съест ли он бабушкину кошку и т. д.

В следующий раз дайте малышу, собирающемуся расплакаться, кусочек пластилина и покажите, что из него можно сделать любой предмет. Вот зонтик, только сложенный, а чтобы его открыть, надо нажать на кнопочку, чтобы увидеть кнопочку, надо сделать очки…
Прием отвлечение внимания − самый действенный для детей до 4 лет.
Только вот надо знать, на что отвлекать внимание. Ведь если каждый раз показывать ребенку девочку или птичку, он будет кричать еще сильнее, чувствуя подвох.
Приложите немного усилий, добавьте фантазию, и вот малыш утирает слезы, разглядывая маленькую коробочку от скрепок, в которой помещается большой поролоновый шарик.
Сделайте вид, что вы нашли ее случайно на скамейке, а не специально достали из кармана, чтобы отвлечь ребенка от его желания купить игрушку или залезть в лужу.
Если малыш плачет при людях, каким бы громким и пронзительным ни казался вам его крик и как бы много народу ни было рядом, не нарушайте своих принципов воспитания.
Часто мамы, чувствуя недовольные взгляды осуждающих, готовы сделать все, что угодно, лишь бы малыш замолчал и больше не привлекал к себе внимания.
Они пытаются закрыть ему рот, кричат на него, но ребенка так не успокоить. Или же, наоборот, несмотря на запрет, решают дать поиграть сотовый телефон или купить игрушку.
В нецелесообразности первого метода вы убедитесь сразу, второго − на следующей прогулке. Уступить малышу означает подтолкнуть его к новой истерике, ведь прошлый раз это сработало, и он получил желаемое.

Если больше всего на свете вас раздражают подобные советы и вы готовы взорваться, как мина замедленного действия, то, скорее всего, беда в вашей низкой самооценке и неуверенности в себе.
Советы чужих людей можно использовать как своеобразный тест для молодых мам. Кстати, большинство замечаний изначально адресуются именно им.
Люди видят растерянность и неспособность и спешат на помощь.
Чтобы чувствовать себя увереннее и воспитывать малыша, читайте больше книг и журналов для родителей, общайтесь с компетентными людьми, не бойтесь задавать вопросы и знайте, что лучше вас никто не сможет вырастить вашего ребенка.

Не переживайте из-за замечаний посторонних людей. Они не гении педагогики и совершали массу ошибок, когда воспитывали своих собственных детей.

Часто, наблюдая за чужими детьми и их родителями и осуждая поведение таковых, мы забываем, что оценивать способы воспитания, примеряя их на своих малышах, нельзя.
Кроме того, надо понимать, что зачастую мы не можем знать достаточно, чтобы осудить или оправдать, поэтому и не стоит давать оценку и вмешиваться в жизнь других людей.

Нельзя осуждать поведение чужого ребенка, мысленно сравнивая его со своим «идеальным» отпрыском. Дети и ситуации бывают самые разные.

Однако бывают ситуации, когда даже люди, прекрасно понимающие личные границы других, вынуждены сделать замечание непутевым родителям или дать совет. Эти случаи касаются безопасности ребенка или окружающих, родительской агрессии, безразличия к издевательствам над животными и т. п. Но и тут есть своя тонкость.
Чтобы замечание было услышано, его нужно правильно сделать.
Можно мягко сказать в случае опасности: «У вас такой чудесный малыш, постарайтесь уберечь такое чудо. Мне кажется, опасно так оставлять коляску!»
А если грубо одернуть раздраженную мать, поднимающую руку на ребенка, можно сделать только хуже.
Попробуйте отвлечь ее посторонними вопросам типа «Как пройти..?» или «Вы не подскажете, какая эта улица?»
Только не проходите мимо, считая, что каждый вправе воспитывать ребенка, как считает нужным, ведь нашим детям потом жить рядом с теми, кого родители били и обзывали при всех, и никто не заступился.

Если ребенок действительно превысил нормы поведения на улице, накричался вдоволь, собрал массу замечаний и реплик о себе и своих родителях, даже придя домой, не так просто справиться с раздражением и обидой. Начинаешь осуждать ребенка: «У всех дети как дети. А ты у меня...» Да нет же! Все дети время от времени плачут на улице. Только когда кричит чужой, почему-то думаешь: «Как хорошо, что мой ребенок так себя не ведет!» Или такие мысли не приходили вам в голову? Спустя несколько минут винишь себя: «Да что же я за мать такая, срываюсь на малыше?» Обычная мать, несовершенная, конечно, но самая родная и дорогая. Нужно просто понять, что идеальных мам не существует, как, впрочем, и идеальных детей.

Детские капризы беспокоят многих родителей: они происходят внезапно на фоне вполне благополучного поведения ребенка. Большинству мам и пап знакома ситуация, когда в целом спокойные дети начинают капризничать по любому поводу. И чем старше становится чадо, тем больше у него может быть поводов для истерик: не купили игрушку, как у других детей, не дали сладкое, пошли играть не на ту детскую площадку. Чтобы не сформировать у ребенка привычку получать желаемое с помощью плача и крика, родителям стоит разобраться, в чем причины детских капризов.

В каждом возрасте свои капризы

Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей. Наиболее часто капризы проявляются в раннем детстве. Причем, чем младше ребенок, тем ярче у него подобные проявления.

Капризы у детей до двух лет

В возрасте до двух лет детские капризы могут быть вызваны переутомлением, сменой обстановки или болезнью ребенка. Но их легко избежать. Для этого родителям нужно правильно организовать режим дня чада и позаботиться о том, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно.

Капризы у детей от двух до пяти лет

Капризы у детей после пяти лет

Капризы у детей в возрасте пять и более лет - следствие устоявшейся привычки добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. в этом случае – прежде всего, игнорируйте попытки манипулировать собой. Предложите ребенку подумать, так ли ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните ему, почему. Ваш отказ не будет воспринят болезненно, если ребенок будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое.

Многие родители не знают, как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. портала «Я-родитель» дает советы, как вести себя мамам и папам, когда ребенок капризничает.

1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации

В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Не стоит кричать на ребенка: найдите способ иначе донести до него свою точку зрения. Объясните, почему вы не будете делать то, что он хочет. Если ребенок не реагирует на ваши доводы, подождите, пока он успокоится и сможет воспринимать ваши слова. Для того чтобы вывести чадо из истерики, крепко обнимите его и удерживайте некоторое время в своих объятиях. Говорите ребенку, что любите его даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, если он громко кричит и бросается на пол.

Приступ истерики в общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и комментарии окружающих. Если есть возможность, отнесите кричащего малыша в машину или выведите из магазина на улицу. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.

3. Держите свое слово

Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не было жаль своего малыша. Многие родители готовы разрешать детям все, лишь бы они перестали кричать. Поступая таким образом, они закрепляют нежелательное поведение ребенка. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии . Это поможет предупреждать детские капризы на этапе их зарождения.

4. Используйте разумные доводы

Попробуйте «договориться» с ребенком. Дети в возрасте старше четырех лет уже понимают связь между своим плохим поведением и последующим наказанием. Для этого установите для своего чада четкие правила. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».

5. Переключайте внимание ребенка

Не стоит наказывать ребенка за капризы. Разумнее отвлечь его внимание на что-то другое. Например, попросив найти какой-то товар на полках или предложив понести корзину в супермаркете. Необходимость выполнения какого-либо действия поможет отвлечь ребенка от его капризов и желания настаивать на своем.

6. Предупреждайте детские капризы

Старайтесь предупреждать детские капризы. Избегайте ситуаций, когда вероятность истерики у чада высока. Так, родителям не стоит идти в магазин с голодным и уставшим ребенком, если они не хотят вызвать новый взрыв эмоций.

7. Не оставляйте ребенка одного

Если ребенок не идет на контакт, не стоит оставлять его одного в стрессовом состоянии. Чрезмерная опека малыша в данной ситуации тоже лишена здравого смысла. Ведь именно капризами дети выражают протест против родительского надзора и демонстрируют желание быть самостоятельными. Поэтому продолжайте спокойно заниматься своими делами. Тогда ребенок будет знать, что вы всегда рядом, а ваше решение – окончательное.

О том, как с детскими капризами справляются в многодетной семье, порталу «Я-родитель» рассказала актриса, телеведущая и мама троих детей Светлана Королева.

Екатерина Кушнир

Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете и вы своего ребенка.