Калфак татарский женский головной убор выкройка. Как смастерить тюбетейку к Сабантую: пошаговая инструкция

МБОУ "Сульмашинская ООШ"

Исследовательский проект

Калфак -татарский головной убор.

Выполнила

ученица 6 класса

Шарипова Оксана

2017год

Содержание

Введение.................................................................................................................3

Глава 1.Что такое калфак?....................................................................................5

1.1. Татарские узоры на калфаке ……................................................................5

1.2 Возрастная дифференциация в женских головных уборах . ……...............6

Глава 2.Описание и изготовление головного убора –калфак для праздника..8

Заключение.............................................................................................................9

Список литературы................................................................................................10

Приложение (фото)............................................................................................. 11

Введение

Актуальность исследования

Я по национальности татарка, мои родители говорят на татарском языке. Я плохо знаю свой язык. Про традиции и обычаях своего народа знаю только по рассказам мамы и бабушки. Хотелось бы больше узнать о корнях, об истории своего народа а именно о головном уборе - калфак.

С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке. Летом там у нас очень хорошо, особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме.

После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви… Мне было интересно узнать, что носили наши предки. Одевают ли татарский костюм в наши дни и в моей семье?

Посещая творческий кружок «Лоскуток», я заинтересовалась шитьем одежды. И решила изучить и сшить женский головной убор «калфак".

Тема моей исследовательской работы: Женский головной убор татар - калфак.

Объектом моего исследования стал калфак, как национальный головной убор татар.

Предметом же исследования я выбрала особенности, виды, орнаменты, историю головного убора.

Итак, цель моей работы: Изучение истории и исследование видов калфака, элементов орнамента национального татарского головного убора.

Задачи:

1. Изучить литературу по истории головного убора.

2.Описатьголовнойубор татарского народа.

3.Выявить особенности калфака и сшить калфак для себя.

Гипотеза:

Возможно изучая особенности калфака, в современном мире носить и сшить вручную головной убор-калфак.

Что такое КАЛФАК?

Вторая половина XIX века явилась эпохой возрождения новых сил – серьезные изменения испытала женская одежда. Формируется новый утонченный стиль татарского костюма. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений.

С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они входили в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязанные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. В орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфаков, они входили в состав приданого и передавались по наследству.

1.1.Татарские узоры на калфаке.

Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте – тюльпан,

является символом возрождения. Если рассматривать период с конца XVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

1.2.Возрастная дифференциация в женских головных уборах .

Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника.

У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.

Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального . Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, . В начале среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

В группе женских головных уборов я выделила богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

На основании исследования из подготовленного материала я сшила женский

национальный головной убор - калфак.

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Постепенно происходит « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Моя работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

7.

Описание и изготовление головного убора –калфак для праздника ..

Необходимые материалы: бархат, ситец или сатин для подкладки, жёсткая ткань или картон высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера.

Нитки используют катушечные, при вышивке – белые. Пяльца могут быть как круглые, так и квадратные (большие квадратные очень удобны для работы обеими руками). Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага.

Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет.

Для шитья женского татарского головного убора я приготовила следующий материал(Приложение 2.):

Ткань бархат;

Картон

Бисер

Нитки.

Придумала орнамент

Украсила бисером.

Заключение

Выполнив эту работу, я сделала вывод, что в наши дни национальный татарский костюм можно увидеть только на театральной сцене, эстрадных площадках и в музеях. В нашей семье используются лишь отдельные её элементы (тюбетейка, камзол, калфак).

В начале нашей исследовательской работы я поставила проблему – узнать больше о татарском головном уборе - калфак.

В ходе изучения литературы я выяснила, что существуют разнообразные виды головных уборов, в разных формах.

Проведенные мной наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы:

В современном мире можно носить калфак, хотя бы на традиционных праздниках. Можно сшить в измененном виде на современный лад. Использовать орнаменты в одежде, а так же в головном уборе. Очень много платков сейчас с национальным орнаментом.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.

Список литературы:

1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11
2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.
3.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, 4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-3252. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.

Интернет ресурсы :

1.http://tt.wikipedia.org/wiki/. http://senior-2. 2.danif.narod2.ru/clients/kiemnr_m_bizn_iberlre/

10.

Приложение 1.


11.

Приложение 2.




12.

Слайд 1

Татарский национальный костюм

Презентация учителя ИЗО МБОУ «СОШ №6 г.Азнакаево» РТ Попониной Клары Канвовны

Слайд 2

Женский костюм состоял из свободной расширяющейся книзу просторной рубахи (кульмек), сшитой из однотонных тканей –атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротом и разрезом на груди и камзола. Камзол надевался поверх кульмека и представлял собой удлиненный жилет, плотно облегающий тело до талии и широкими фалдами к низу. Ее шили из тяжелых тканей: бархата, сукна, парчи и т.д. Борта, подол, рукава могли быть украшены позументом, галуном, птичьими перьями и мехом Женщины носили однотонные штаны.

Слайд 3

Основой мужского татарского костюма является рубаха и штаны. В татарском костюме рубаха была намного длиннее и шире. Ее шили очень свободной, с длиной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха никогда не имела пояса. В татарских костюмах разрез делали на правой стороне груди. Этим и отличается их крой от русских рубах Штаны татарского костюма, если судить по крою, представляли собой поясную одежду, характерную для тюркоязычных народов. Ее называют штанами с широким шагом. Полосатая ткань использовалась для пошива мужских брюк татарского костюма.

Слайд 4

Большой популярностью в 19-20 веке пользовались передники. Мусульманские женщины предпочитали носить домотканые, с узорами, полихромные, иногда даже ковровые и тамбуром передники. Их они надевали сверху рубахи. Часто передники богато украшались тамбурной вышивкой. Это входило в приданое невесты.

Слайд 6

Калфак – татарский женский головной убор

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Иногда его украшали полоской позумента со спускающимися на лоб кистями. Бархатные калфаки разных размеров и цвета украшались орнаментами золотошвейной вышивкой, но и шитьем жемчугом, бисером, аппликацией и т.д.

Слайд 8

Тюбетейка – мужской головной убор

Слайд 9

Мужские головные уборы шили из различных плотных тканей и также богато украшались вышивкой.

Слайд 10

Изю – женское нагрудное украшение

Слайд 11

Пышное нагрудное украшение изю, которое нашивается на платье. Представляет собой широкую ленту галуна, унизанную металлическими бляхами, брошками, монетами, самоцветами и бухарскими пряжками. Это украшение носят преимущественно замужние женщины

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX - начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.


Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», - ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака - скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки - особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».


В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца - шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.


В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор-мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер-хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон - красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Если интересно, в метке * * можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))



















Осознание нужд и проблем.

У нашей нации татар и башкиркрасивые наряды: национальные платья, фартуки, камзолы и т.д. Но для завершения наряда татарского национального костюма нет красивых головных уборов. И я, как учитель, предлагаю учащимся изготовить головной убор – калфак. Какой калфак изготовить?

Исследование и развитие идей.

Какой калфак можно изготовить? Я пользуясь литературой нашла варианты головных уборов:.

Что же мы умеем? Сможем ли мы выполнить эту работу?

Прежде всего умеем шить. Конечно, всем хочется и изготовить калфак, чтобы он был особенным. Для чего потребуется очень много информации по проблеме. В этом нам помогут книги по вышивке, учебник и журналы.

Время – как долго будем решать эту проблему? Времени достаточно., поэтому не будем торопиться.

Материалы – какие материалы имеются в нашем распоряжении. У нас есть бисер, блёстки. Нитки для пошива есть, Для внутренней части калфака понадобится подкладочная ткань, ситец или сатин. Картон для придания жёсткости тоже есть. Нам не хватает всего лишь бархатной ткани.

Стоимость – сколько это будет стоить? Видимо недорого, потому что у нас почти всё необходимое уже есть. Мы купим всего лишь бархатную ткань

Функции – калфак – это головной убор, который надевают женщины. Калфак защищает голову от жары и холода. Также является обязательным атрибутом при посещении мечети и мусульманских праздников.

Внешний вид – как калфак будет выглядеть? Наш калфак будет яркий, нарядный и, видимо, будет использоваться девочками и для выступления в фольклорном ансамбле.

Информация из истории калфаков.

Если рассматривать период с конца Х VII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С Х VII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блёстками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахрамой, свисающей до самых плеч.

К середине Х IХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжёлые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берёт на себя твёрдый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твёрдым околышком преобретают уменьшённую форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек – такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

Вся информация сопровождается показом иллюстрации калфаков.

Самый распространённый женский головной убор у татар и башкир – калфак. У татар бытовали калфаки двух видов: трикотажные калфаки (которые надевались во всю голову); калфаки, в которых использовалась ушковая техника; большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором (свисающий до самых плеч); короткие калфаки, изящные, где нет кисти и бахромы.

Исследовав все возможные варианты калфаков, я решила шить большой бархатный калфак, свисающий до самых плеч. Процесс изготовления доступен каждому учащемуся.

Изготовление калфака.

Необходимые материалы: бархат, ситец или сатин для подкладки, жёсткая ткань или картон высотой 6 см, светлая ткань для нанесения узора, мелкий жемчуг, белый или светлых тонов бисер, стеклярусы, две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера.

Нитки используют катушечные, при вышивке – белые. Пяльца могут быть как круглые, так и квадратные (большие квадратные очень удобны для работы обеими руками).

Для нанесения узора на ткань необходима копировальная бумага. Также узор можно обвести по заранее подготовленным шаблонам или использовать трафарет.

Исследуя различные материалы, применяемые при изготовлении калфака, я нашла оптимальное соотношение между стоимостью материала и доступностью его обработки.

Технологическая карта изготовления калфака.

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты,приспособле-ния

Изготовление из бумаги выкройки.


Картон, линейка, карандаш, ножницы.

Раскрой изделия.


портновский мел.

Нанесение узора для вышивки.

Карандаш,

сантиметровая лента.

Вышивка калфака.

С4 – стоимость изделия = С1=С2=С3.

С5= 63,0+11,0+7,0= 81 рубль.

Стоимость калфака без учета стоимости моего труда получится 81 рубль.

На рынке такой калфак стоит – 300 рублей. Изготовив изделие своими руками я сэкономила 219 рублей.

Литература

  1. Нурзия Сергеева, «Татарская вышивка».
  2. Сергеева Н.Г., «Тылсымлы эн?”