Когда нужен детский психолог? Детская психиатрия и психология Психолог для ребенка отзывы.
Детский психолог – не медик, он не лечит болезни. Это специалист, получивший высшее гуманитарное образование в области прикладной и научной психологии, а также обладающий разносторонними, богатыми знаниями о функционировании и развитии психики ребенка.
Какие проблемы помогает решить детский психолог:
- Сложности обучения, задержка речевого и психического развития.
- Страхи, фобии, повышенная тревожность.
- Недостаточное развитие познавательной сферы (логическое мышление, память, воображение, внимание).
- Энурез, навязчивые движения, заикание.
- Агрессия, проблемы в общении.
- Гиперактивность, синдром дефицита внимания.
- Посттравматические эмоциональные состояния.
Основная специализация детского психолога – коррекция взаимоотношений ребенка с окружающим его миром, родными, ровесниками и взрослыми. Работа с психологом подарит ребенку возможность преодолеть собственные страхи, агрессию, застенчивость, конфликтность, а также овладеть навыками концентрации внимания, самоконтроля, самоорганизации и управления эмоциями.
Когда необходима консультация психолога для всей семьи?
Чаще всего поведение ребенка зависит от общей атмосферы в семье. Ребенок неусидчив, невнимателен, плохо спит, тяжело воспринимает информацию, непослушен, капризен, плаксив? У ребенка проблемы в общении, он обидчив, агрессивен, подвержен страхам, не умеет управлять гневом и прочими эмоциями? Добро пожаловать на консультацию к детскому психологу. Все вышеперечисленные проблемы являются весомым поводом для визита всей семьей.
Консультация детского психолога поможет Вашему малышу развить природные способности, сформировать правильный подход к обучению, наладить коммуникации, избавиться от страхов, фобий, неуверенности, переживаний и прочих, мешающих полноценной жизни, проблем.
Мы практикуем индивидуальный подход к каждому малышу, создаем для своих клиентов максимально комфортные, располагающие к продуктивной работе, условия. В зависимости от особенностей каждого случая и состояния клиента, выбираем специальные техники и методики взаимодействия. Это могут быть индивидуальные, групповые занятия; краткосрочные консультации, рассчитанные на несколько встреч или же терапевтические курсы, протяженностью от нескольких недель, месяцев или лет.
В нашем центре работает команда опытных специалистов, представителей различных психотерапевтических школ, что позволяет подобрать для Вашего ребенка, оптимально подходящий и наиболее эффективный метод терапии. Обращайтесь, будем рады помочь!
Когда нужен детский психолог?
Идея обращения к специалисту часто возникает в период возрастных кризисов (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). В развитии ребенка происходит резкий скачок, серьезные перемены. Мама и папа не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.
Но возможна и другая ситуация, при которой воспитатель действительно видит те стороны жизни вашего малыша, не заметные вам. Объективный взгляд специалиста по детской психике в этом случае не будет лишним.
Есть еще ряд ситуаций, когда полезно проконсультироваться с психологом или посетить курс занятий:
Период адаптации к детскому саду и к школе. Это всегда время повышенной нагрузки на психику ребенка, последствия которой не всегда видны. Важно объективно оценивать психологическое состояние ребенка и своевременно помогать ему преодолевать возникающие трудности.
Семейные проблемы (развод родителей , затяжные семейные конфликты и т.д.). Даже если кажется, что конфликты никак не отражаются на ребенке, имеет смысл обратиться к психологу для диагностики эмоционального состояния малыша. В ряде случаев может потребоваться цикл занятий со специалистом, чтобы помочь ребенку принять перемены в семье.
Оценка готовности к школьному обучению (6-7 лет). От уровня подготовки во многом зависит будущая успеваемость первоклассника . Психолог поможет оценить этот уровень и даст рекомендации по выбору наиболее оптимальной учебной программы для подготовки, исходя из особенностей ребенка.
Резкие перемены в поведении ребенка (особенно появление ярких признаков агрессивности, депрессии , страхов и тревоги), не имеющие под собой очевидных причин. За такими переменами может стоять психологическая травма, о которой ребенок не может впрямую рассказать родителям. Распознать ее поможет специальная психологическая диагностика.
Работа детского психолога может включать в себя:
Психодиагностика
Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру . На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.
Развивающие занятия
С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление - в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.
Детская психотерапия
При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка - все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.
Семейное консультирование
Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.
Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.
Кто такой детский психолог?
Вопреки названию специальности, детский психолог – это человек, который может помочь не только ребенку, но и его родителям. Маленькому пациенту он даст советы, которые позволят решить внутренние проблемы, а маме и папе – найти ключ к малышу и наладить гармонию в семье. Специалист способен помощь избавиться от страхов и разрешить возникшие противоречия, которые могут серьезно навредить хрупкой детской психике. Стоит помнить, что детский психолог не является врачом (медицинский подход к решению проблем используют психиатры).
Чем занимается специалист?
Детский психолог призван помочь ребенка разобраться с вопросами, которые его беспокоят. В большинстве случаев это могут сделать сами родители, но, к сожалению, они не всегда способны вовремя распознать проблему или же травмирующий фактор был слишком серьезен. Настоящий профессионал отлично ориентируется в вопросах возрастной психологии, прекрасно знает методы работы с детьми (в том числе игровые). Проблемы, которые могут неминуемо возникать у ребят в определенном возрасте, также становятся предметом работы психолога. Кроме того, нередко только он может установить истинные причины поведения ребенка, а также увидеть, что на самом деле происходит в семье (поэтому нередко психологическая экспертиза используется даже в расследовании преступлений, совершенных в адрес детей).
Когда необходимо посетить специалиста?
Присмотритесь к своему ребенку. Если вы заметили, что он замкнулся в себе и отказывается идти с вами на контакт, то стоит проконсультироваться с детским психологом. Посещение специалиста необходимо и в том случае, когда ребенок слишком тяжело переживает этапы взросления (например, переходный возраст). Обратиться к профессионалу также стоит при наличии у ребенка фобий (боязнь темноты, насекомых, замкнутых пространств и др.). Излишняя агрессивность или, наоборот, робость и застенчивость также служат поводом сходить к детскому психологу.
Как стать детским психологом?
Для того, чтобы вести собственную практику, вам необходимо получить высшее образование. Десятки государственных и негосударственных вузов Москвы позволяют получить эту специальность. В зависимости от конкретного образовательного учреждения вам стоит поступать на психологический или педагогический факультет. Хорошим выбором станет психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет педагогики и психологии МПГУ, различные направления МГПУ и др. Огромную роль играет и постоянное повышение квалификации. Студентам рекомендуется посещать факультативные занятия, а дипломированным специалистам проходить курсы.
Известные специалисты Москвы
Детская психология зародилась за рубежом. В России ею стали интересоваться на рубеже XIX-XX веков. Большой вклад в развитие этого научного направления внес М.М. Рубинштейн, ставший членом Московского психологического общества. Под его редакцией осуществился выпуск серия книг «Великие педагоги». Трудно переоценить вклад Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые впервые выделили детскую психологию в отдельное русло.
- детские психотерапевты, психологи и психиатры с опытом работы в клиниках США и Западной Европы;
- комплексный и индивидуальный подход к каждому пациенту с участием специалистов разного профиля: психотерапевта, психолога, детского психиатра, нейропсихолога, дефектолога и эрготерапевта;
- семейная психотерапия;
- индивидуальные программы нейропсихологический коррекции.
Детский педагог-психолог - специалист, в чью профессиональную сферу входят изучение, диагностика и лечение отклонений в формировании личности и поведении детей. Хороший детский психолог учитывает все факторы в их взаимодействии, ведь ребенку приходится сталкиваться с различными проблемами, которые в совокупности могут стать причиной заболевания. Для детского педагога-психолога важно рассматривать каждый случай в конкретных условиях.
Детский психотерапевт занимается выявлением и лечением заболеваний психогенного происхождения. Компетенция детского психотерапевта значительно отличается от компетенции взрослого доктора, поскольку при лечении детей необходимо принимать во внимание множество факторов: возраст, стадии развития физиологических и психических функций, условия воспитания и обучения.
Детский психотерапевт осуществляет работу в двух направлениях:
- клиническая психотерапия (диагностика и лечение соматических, пограничных и психических заболеваний);
- личностно-ориентированная психотерапия (изменение отношения к себе, к другим, к окружающему миру).
Несмотря на порой пренебрежительное отношение родителей к психотерапии и психологи, хороший детский психолог знает, что вхождение ребенка в новые социальные среды, их смена, появление у малыша прав и обязанностей оказывают непосредственное влияние на отношение к окружающему миру. Поэтому доктор может помочь ребенку преодолеть дискомфорт.
Направления работы детского педагога-психолога:
- психодиагностика;
- семейное консультирование, консультирование родителей;
- детская психотерапия;
- занятия для развития навыков (внимательности, сосредоточенности, памяти, воображения и т. д.).
Консультация детского психолога показана в следующих случаях:
- потеря ребенком контроля над собой;
- агрессивность;
- повышенная активность;
- нестабильное настроение;
- проблемы в общении со сверстниками или взрослыми;
- неуспеваемость в школе.
Консультация детского психолога способствует адекватному восприятию родителями проблемы, взгляду на нее со стороны ребенка, достижению взаимопонимания между ними, что позволяет значительно ускорить процесс диагностики и лечения.
При обнаружении подозрительных изменений в поведении ребенка вам необходим детский психолог. В Москве полный спектр психологической и психотерапевтической помощи оказывают специалисты ЕМС. Для того чтобы обеспечить своевременную помощь, хороший детский психолог в Москве должен быть врачом, который осуществляет свою деятельность, руководствуясь многолетним опытом работы и новейшими разработками ученых - именно такими специалистами являются врачи ЕМС. В клинике ведут прием детские психотерапевты, психологи и психиатры с опытом работы в клиниках США и Западной Европы. Маленьким пациентам оказывают помощь и поддержку в решении всего спектра проблем психоэмоциональной сферы.
В работе с детьми детский психотерапевт и детский педагог-психолог используют:
- техники психотерапии, психологическое консультирование;
- технологии когнитивно-поведенческой терапии;
- современную медикаментозную терапию;
- методики физиотерапии.
Детский психотерапевт и детский педагог-психолог часто осуществляют совместную работу, поскольку такой подход позволяет рассмотреть проблему со всех сторон, наиболее точно провести диагностику и выбрать метод лечения.
В клинике, помимо детских психотерапевтов, психологов и детского психиатра, работают также нейропсихолог, дефектолог и эрготерапевт, что позволяет решать множество «традиционных» проблем в области детской психотерапии:
- проблемы адаптации;
- нарушения в учебе или поведении;
- последствия психологических травм и др.
Детский психотерапевт не ограничивается общением только с ребенком, поскольку крайне важно достижение одинакового понимания и видения проблемы как им, так и родителями. В связи с этим возможно проведение курса семейной психотерапии.
Нейропсихологическая коррекция
В клинике при непосредственном участии нейропсихолога разработаны программы нейрокогнитивной коррекции для детей с гиперактивностью (Опросник NICHQ Vanderbilt для родителей (скачать и распечатать)) , тяжелыми соматическими заболеваниями, инновационные программы коррекции нарушений пищевого поведения у маленьких детей, а также программы развития социальных и бытовых навыков у детей с задержками развития. Детский педагог-психолог принимает непосредственное участие в процессе лечения.
Нейропсихологическая коррекция является эффективным методом помощи детям, сталкивающимся с трудностями в учебе и общении. Согласно проведенным исследованиям, подобные проблемы во многом связаны с индивидуальными особенностями формирования психических функций на ранних этапах развития ребенка, начиная с периода внутриутробного развития. Программа нейропсихологической коррекции представляет собой комплекс упражнений, построенный в соответствии с периодами развития психических процессов человека. В ходе занятий дети получают возможность в игровой форме заново пройти стадии психомоторного развития, «доформировать» те психические процессы, которые по разным причинам не были сформированы полноценно на соответствующих возрастных этапах.
Программы нейропсихологической коррекции направлены на решение проблем:
- повышенной утомляемости, трудностей концентрации внимания;
- рассеянности, забывчивости, невнимательности, трудностей самоорганизации;
- отвлекаемости, неусидчивости;
- трудностей запоминания, обучения, в том числе формирования навыков счета, чтения, письма;
- трудностей планирования, логического мышления.
При отсутствии внимания со стороны специалистов и своевременной психологической помощи подобные особенности развития в дальнейшем становятся для ребенка серьезным препятствием для социализации и овладения профессией. Предотвратить эти проблемы в ряде случаев помогают специалисты смежных направлений: , детский психотерапевт, детский педагог-психолог.
Программа нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально в зависимости от возраста ребенка и в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики. В ходе нейропсихологических исследований специалист определяет основную причину трудностей ребенка, уровень сформированности отдельных психических функций, сильные и слабые стороны развития. На основании полученных результатов могут быть рекомендованы индивидуальные или групповые занятия по программе нейропсихологической коррекции, предварительно определена их продолжительность и интенсивность.
Нарушения пищевого поведения у детей
В детской клинике ЕМС детский психотерапевт также оказывает маленьким пациентам помощь при нарушениях пищевого поведения, в том числе в самом раннем возрасте. Проблема может заключаться как в ложных представлениях родителей о рациональном питании ребенка в первые месяцы и годы жизни, так и искаженном мнении о том, сколько ребенок в определенном возрасте должен весить и как выглядеть. В результате, становясь старше, ребенок теряет способность адекватно оценивать свои потребности в пище, перестает понимать, действительно ли он голоден. Возможно развитие сопутствующих проблем с пищеварением и других психосоматических расстройств. После исключения соматических заболеваний, которые могли бы служить причиной проблемы, специалисты помогают родителям узнать все о потребностях ребенка, о правильном уходе за малышом, обучают правилам кормления.