Лепка в подготовительной группе ноябрь. Перспективное планирование в подготовительной группе по лепке, аппликации

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Перспективный план по лепке (подготовительная группа) Методическая литература: 1. Доронова Т.Н., Гризик Т.Н. «На пороге школы» 2. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» 3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 4. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду (Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолѐте и в машине времени. 5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» (пластилинография) 6. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» 7. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество»

2 недели Тема занятия Цели Методическая литература 1 «Что мы умеем и любим лепить» (1 занятие) 2 «Что мы умеем и любим лепить» (2 занятие) СЕНТЯБРЬ Изучение интересов и возможностей детей в лепке. Изучение интересов и возможностей детей в лепке. 1.стр стр «Фрукты» Научить детей различать пропорции и пластику формы и вырабатывать навыки скульптурного восприятия предметов и передачи характерных особенностей формы, строения. 1.стр «Овощи для игры в магазин» Учить детей лепить овощи с натуры, передавая их характерные детали. Закреплять знание обобщѐнного понятия «овощи». Продолжать знакомить с овальной формой, учить передавать еѐ в лепке. Побуждать самостоятельно находить способы лепки овощей и для передачи характерных деталей применять стеку. 1.стр стр.46

3 ОКТЯБРЬ 1 ««Вкусный и румяный хлеб» Вызвать у детей желание вылепить из солѐного теста хлебобулочные изделия для игры в магазин. Продолжать учить детей для украшения изделий использовать стеку. Воспитывать бережное отношение к хлебу. 2 «Осенние деревья» Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем. Обучать детей приѐмам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разнофактурный материал. 6.стр.6 3 «Красивая посуда для детского кафе» Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные (полезные) предметы для игры в кафе. Познакомить с новым способом лепки - из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счѐт изменения длины исходных деталей «колбасок». Воспитывать эстетический вкус. 4.стр.66 6.стр.25

4 4 «Котѐнок» Воспитывать любовь к животным, вызывать желание передать их характерные особенности в лепке. Учить детей лепить котѐнка, передавая форму его туловища, головы, лапок, соотношение частей по величине, их расположение, закреплять умение использовать знакомые способы лепки (оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путѐм примазывания одной части к другой и т.д.). Добиваться при лепке котѐнка передачи его движений. 5 «Подарки Осени» Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединѐнных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приѐму «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. 1.стр стр.31 НОЯБРЬ 1 «Лебѐдушка» Совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приѐмы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами или влажной 3.стр.52 1.стр.136

5 тряпочкой) для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве. 2 «Кто в лесу живѐт» Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных лесных животных. Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения. Учить самостоятельно определять способ лепки на основе обобщѐнной формы. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать интерес к сотрудничеству. 3.стр.58 1.стр.136, стр стр.74 3 «Красивые плошки для сухоцветов» 4 «Топают по острову слоны и носороги» Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им приѐмы лепки и художественно декоративных средств. Упражнять у украшении вылепленных изделий с помощью налепов. Продолжать освоение техники лепки. Создавать образы крупных животных (слон, носорог, бегемот) на основе исходящей формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). Совершенствовать умение свободно варьировать разные приѐмы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей и пр.) для создания выразительного образа. Развивать способности к 2.стр.115, стр.86, 78 формообразованию.

6 формообразованию. ДЕКАБРЬ 1 «Снегурочка» Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Вызвать у детей чувство радости от выполненной работы. 5. стр «Учимся лепить птиц» Продолжать учить детей лепить птиц из целого куска глины по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приѐмов декоративного украшения изделия. 1.стр «Ёжик» Развивать у детей познавательный интерес к природе; представления о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды. Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать. Закрепить навыки работы с пластилином:создание полуобъѐмного контура и дальнейшее заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. 6. стр. 74

7 4 «Ёлкины игрушки шишки, мишки и хлопушки» Учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из солѐного теста скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; показать новый способ оформления лепных фигурок - оборачивание фольгой или яркими фантиками. Развивать глазомер, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность; вызвать желание украсить интерьер. ЯНВАРЬ 3.стр «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть» (1 занятие) 4 «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть» (2 занятие) Заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр и занятий по интересам. Заинтересовать детей возможностью самим для себя создавать предметы для игр и занятий по интересам. 2.стр стр. 120

8 1 «Чудесный мешочек» ФЕВРАЛЬ Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность. Вызвать желание фантазировать. 2.стр «На дне морском» Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приѐмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции. 4.стр стр стр.65, 70 3 «Игрушки сувениры в подарок друг другу» 4 «Волшебные превращения снеговиков» Продолжать формировать умения детей, связанные с художественно образным отражением в лепке предметов и явлений окружающей действительности. Вызывать интерес к созданию лепных миниатюр в подарок друг другу (папе, дедушке). Упражнять детей в лепке снеговиков. Побуждать их путѐм изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных персонажей. МАРТ 2.стр стр. 134

9 1 «Букет для мамы» Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своѐй работой. Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объѐм и выступают над поверхностью основы. 2 «Душистый снег» Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать еѐ красоту в своѐм творчестве. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умении и навыки работы с пластилином раскатывание, сплющивание, слаживание. Развивать мелкую моторику рук. 3 «На дне морском» Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приѐмов лепки. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать воображение и чувство композиции. 5. стр стр стр «Птица счастья в подарок маме» Побуждать детей доступными им средствами выразительности передавать форму, строение птицы. Продолжать учить приѐмам декоративного украшения 2. стр. 137

10 вылепленных изделий. 1 «Замок доброго волшебника» 2 «Буква, с которой начинается твоѐ имя» 3 «В далѐком космосе» АПРЕЛЬ Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. Учить детей использовать эскиз с графическим изображением буквы для последующего создания лепной формы. Побуждать использовать приѐм раскатывания и сплющивания изображения буквы. Продолжать освоение техники рельефной лепки; создание рельефной картины, включающую разные космические объекты. Инициировать самостоятельный поиск средств и приѐмов изображения; напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционально цветового решения темы. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к сотрудничеству. 5. тр стр стр. 182, 184, 186, стр. 124

11 4 «Божьи коровки на ромашке» 1 «Три медведя» (по сказке Л.Н.Толстого) Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приѐма пластилинография, формировать обобщѐнные способы работы посредством пластилина. Воспитывать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы. МАЙ Вызывать интерес к сказочным образам. Закреплять умение выразительно передавать в лепке образы Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и медвежонка. 5. стр. 55, стр. 196, 18 1.стр «Чудо букет» Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) - сворачивание трубочки (рулона) и разрезания на части. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. 3. стр стр «Что мы умеем и любим лепить» Изучить интересы и возможности детей в лепке. Выявить, какие новые умения и навыки пробрели за год, чему 1.стр. 151

12 (1 занятие) научились. Каких результатов достигли. Развивать желание к изобразительно творческой деятельности. Побуждать к участию в изготовлении таких изделий, которые могли бы украсить групповую комнату, детский сад, интерьер своего дома. 4 «Что мы умеем и любим лепить» (2 занятие) Изучить интересы и возможности детей в лепке. Выявить, какие новые умения и навыки пробрели за год, чему научились. Каких результатов достигли. Развивать желание к изобразительно творческой деятельности. Побуждать к участию в изготовлении таких изделий, которые могли бы украсить групповую комнату, детский сад, интерьер своего дома. 1.стр. 151


Перспективный план по лепке (старшая группа) Методическая литература: 1. Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно образовательного процесса» 2. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная

Перспективный план по аппликации (подготовительная группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное

Пояснительная записка. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого

Календарно-тематический план кружковой работы по пластилинографии в средней группе «Чудо - пластилин» Основные цели и задачи обучения: - Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 119 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Культурная практика: «Лепка» Подготовительная

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД 10 «ЛУЧИК» (АОУ детский сад 10 «Лучик») Принято

План работы по кружковой деятельности (лепка) в средней группе «Пластилиновая фантазия» Цель: Воспитание устойчивого интереса к художественно-эстетической деятельности через занятия лепкой. Задачи: 1.

Перспективный план по аппликации (старшая группа) Методическая литература: 1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа) 2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 2073» (ГБОУ Школа 2073) «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «Школа 2073» О А.Марасанова 2016 года График работы руководителя кружка «Волшебный

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 81 Комбинированного вида Центрального района Санкт - Петербурга Утверждена- ^ Заведпбщий ГБДОУ 81 В.А. Бондаренко 01.09. 2015г

Месяц неделя Сентябрь 2неделя Сентябрь 3неделя Сентябрь 4 неделя. тема Гостеприимство. «Чайный сервиз» Воспоминание о лете. «Ваза с цветами». Мой детский сад «Игрушки». цели: учить детей лепить полую

Образовательная деятельность «Лепка» Месяц п/п Образовательная область Содержание работы Тема образовательной ситуации Задачи педагогической деятельности (виды деятельности детей с учетом их возрастных

Цели и задачи Программы. Основная цель: Развитие интереса детей к лепке, обогащение сенсорного опыта. Программа направлена на решение следующих задач: 1.Дать представление о технике изобразительного искусства

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39» Утверждаю: Утверждено педагогически советом Приказ 45/5 от 01.09.2015г. МБДОУ 39 заведующий Кутькина И.Л. протокол 1 от «28»

КРУЖОК «Художественная мастерская» (Старшая группа) «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 16 «Сказка» Е. А. Тюрикова Руководитель кружка: 2016 Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован

2016 Пояснительная записка Кружок «Художественная мастерская» организован для детей 5-6 лет. Проводится в старшей группе по 1 ОД в неделю во второй половине дня, продолжительность ОД - 25 мин. Имеет своей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка» Культурная

О к Сентябрь Месяц Неделя, дата Тема недели Тема НОД Программные задачи Материал, оборудование 0.09-09.09.09-6.09 9.09-.09 6.09-0.09 Мой город Строим забор Формирование у детей интерес к лепке; знакомство

Проект «Чудесный мир Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. Тип проекта: долгосрочный, творчески - познавательный Сроки проведения: октябрь май, 2015-2016г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 73» г. Рязани Рабочая программа Наименование учебного предмета Уровень образования, класс Уровень общего образования Учитель Срок реализации

Вот и осень пришла. 1 «Божья коровка» План работы кружковой деятельности по тестопластике: «Чудесный комочек» для детей старшей логопедической группы «Ромашка» на 2015-2016 учебный год ОКТЯБРЬ Ознакомление

Перспективное планирование 0 0 «Художественноэстетическое развитие» (лепка, рисование, аппликация)» в средней группе. Вид деятельности Месяц Тема занятия Лепка сентябрь 1. Яблоки и ягоды («Персики и абрикосы»)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад 6 «Дюймовочка» Проект по пластилинографии Составила: воспитатель подготовительной группы Романюк Марина Вячеславовна 2015-2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО для группы кратковременного пребывания на 2018-2019 учебный год Ф.И.О. разработчика: Мельникова Марина Николаевна. Должность: учитель начальных

Годовой план работы ПДО по ИЗО на 2016-2017 учебный год Основные цели: 1.Формирование эстетического отношения к окружающему миру искусству у детей дошкольного возраста. 2.Усвоение ребенком сенсорного опыта

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского

1 Пояснительная записка. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.Сухомлинский. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания

1 Пояснительная записка. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.Сухомлинский. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания

Управление образования Сергиево-Посадского муниципального района МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 2» Проект: Тестопластика 1 младшая группа Аракелян Л. В воспитатель Сергиев Посад Март 2012г. Актуальность

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА N2 827 «СОГЛАСОВАНО» РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕПКА»

Пояснительная записка. Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по изобразительному

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД 66 «БЕРЕЗКА» Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через интеграцию экологии

Календарно тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе урока Дата Учебная тема Вид работы Характеристика деятельности учащихся 1 Что значит быть художником? Фактура предмета.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 97 комбинированного вида» «Пластилинография в детском саду. Виды пластилинографии». /консультация для родителей/ Подготовил воспитатель:

Лексико-тематическое планирование занятий по технике «Гофротрубочки» Лексическая тема 1. «Сентябрь золотой» 2. «Осень» 3.«Семья» День матери. 4. «Зима» Тема НОД Цель и задачи НОД Образовательная область

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 119 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Культурная практика: «Изобразительная деятельность»

Раздел 1. Пояснительная записка Программа по скульптуре, предлагаемая для использования в ДШИ рассчитана на 5 лет обучения. Наиболее важной особенностью программы следует считать то, что в ней более последовательно

МДОУ 146 Перспективный план кружка «Самоделкин» 2014-2015 учебный год Воспитатель: Заставенко И.А. Направление работы: Развитие творческих способностей в процессе конструирования из природного и бросового

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Зональная Станция Томского района» Осень золотая Выполнили: воспитатели первой младшей группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 59 общеразвивающего вида» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ 59 Беляева М.Н. «01» сентября 2015 г. Протокол педсовета 1 от 01.09.2015 г. Рабочая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» (название предмета, спецкурса, элективного курса, факультатива) Экспертиза: внутренняя Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Лепка» для детей подготовительной к школе группы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Пояснительная записка Рабочая

Пояснительная записка. Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 «А» класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы по изобразительному

Перспективный план работы с детьми по нетрадиционной технике рисования Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе. Тема Программное содержание Рисование пальцем или ватной

Пояснительная записка Направленность: «Лепка» Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям

Недели Количеств о часов КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4-Б класс 2016-17 уч. год Тема урока 1 Натюрморт Дары природы 2 Натюрморт Дары природы Тип/форма урока Планируемые результаты обучения Освоение

Утверждаю Заведующий МБДОУ 350 /О. В. Баландина/ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 350 городского округа Самара Тематический план работы кружка

ГБОУ Школа 1015 ДО 3 Неделя игры и игрушки Тема: Год кино Ноябрь, 2016 План Сказочные герои из мультфильма «Маша и медведь» Понедельник Утренняя гимнастика "Путешествие к сказочным героям" Завтрак ФИЗО

УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУДОД ДШИ С.Г.Сушкова РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету по выбору «Декоративно прикладное искусство» УТВЕРЖДЕНО: на методсовете Протокол от Протокол педагогического совета

ТЕМА НЕДЕЛИ П/П ТЕМА ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬ 1. Рисование «Золотая осень» СЕМЬЯ 2. Рисование «Семья» ИГРУШКИ 3. Рисование «Нарисуй свою любимую игрушку» Подготовительная группа ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить умение

Гуляева Ольга Ильинична воспитатель МБДОУ Д/С 36 «Кэрэчээн» с. Чаранг, Республика Саха (Якутия) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в данной статье представлена проблема

ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол 1 от «01» сентября 015г УТВЕРЖДАЮ: и.о. заведующего МДОУ 9 А.В. Климкина Приказ 1/о от «01» сентября 015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по реализации

Аннотация к программе по тестопластике. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 имени Сирина Николая Ивановича» «РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Протокол от 29.08.2017 1 Заседания предметного

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В процессе лепки происходит активизация сенсорного развития ребенка через тактильное (наощупь) восприятие формы предмета и его фактуры. Детей волнует яркий цвет, сложная поверхность

Перспективный план по конструированию (подготовительная группа) Методическая литература: 1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная группа) 2. Короткова Е.А. «Рисование,

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Лепка» для детей старшей группы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Пояснительная записка Рабочая программа непрерывной

Усть-Донецкий район х.крымский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крымская средняя общеобразовательная школа Структурное дошкольное подразделение Рабочая программа по предмету Лепка

«Согласовано» Методист МБДОУ ЦРР д/с «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 1 «ТУЛЛУКЧААН» 1 «ТУЛЛУКЧААН» Сергеева В.В 20 г. Федорова М.Д. 20 г. Перспективный план по аппликации и лепке в младшей группе

Изобразительное искусство п\п Содержание материала. Тема урока. 1. Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски». 2. Аппликация. «Цветовой круг». 3. Декоративное работа «Красивые

Пояснительная записка третьего года обучения Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Скульптура малых форм» разработана с учетом с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 9.1.01

Пояснительная записка Направление «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество» Вид деятельности «Развитие продуктивной деятельности» Срок реализации: 1 год

Конспект занятия НОД лепка "Коровки" подготовительная группа


Описание работы : Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы по разделу лепка и родителям для развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет.
Образовательная область : «Творчество»
Раздел : Лепка
Тема : Коровки (коллективная работа)
Цель : лепка скульптуры коровки приемом составления.
Задачи: Продолжать учить детей навыкам лепки скульптуры приемом составления. Закрепить умение лепить цилиндры разного размера, объема. Развивать фантазию и творческое мышление.
Материалы и оборудование : картинки с изображением лисы, волка, медведя, зайца и коровы, образец готовой работы, дощечка для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

Ход занятия:

1.Оргмомент
Воспитатель загадывает загадку:
Много знает и мычит,
Только так она и говорит
Крупная, большая, есть рога,
Только добрая всегда.
Хвост, рога, копыта вновь,
Пробуждают в нас любовь.
Кто же, молочко дает,
Кто ее нам назовет? (корова)
2. Введение в тему
- Сегодня мы с вами научимся лепить дикое животное корову.
Дети обращают внимание на ошибку воспитателя, что корова это домашнее животное.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных на доске: лиса, волк, корова, медведь, заяц.
- Найти среди них коровку, и докажите, почему корова это домашнее животное.
Дети рассматривают картинки, находят корову, рассказывают о корове:
За коровой ухаживает хозяин: кормит, доит, убирает за ней, поэтому это домашнее животное.
- Какую пользу приносят коровы в жизни человека?
Дети называют продукты питания, которые получаются из молока: сметана, масло,творог, кефир, йогурт, сливки, мороженое, бифидок, ряженка.
3. Рассматривание образца и показ способа выполнения
Воспитатель предлагает рассмотреть образец и назвать из каких частей выполнена скульптура, какой они формы.
Дети называют части: туловище цилиндрической формы, ноги колбаски, голова и мордочка круглой формы, на голове рога, уши овальные лепешки, тонкая колбаска хвостик.
Объясняет и показывает наглядно, как выполнить работу:
- Размять брусок пластилина и разделить на части.


- Скатать шарик-голову, шарик-мордочку, цилиндрик-туловище, колбаски-ножки 4штуки, тоненькую колбаску-хвост, овальные лепешки-ушки, конусные рожки.


- Шарик-голову слегка сжать и прикрепить мордочку, к голове прикрепить ушки и рога.


- Соединить детали туловище и голову, сглаживая места соединения пальцами.


- Прикрепить ножки к туловищу и хвост.


- Из небольших кусочков скатать маленькие шарики глаза и нос и закрепить их на мордочке.
4. Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
Как их хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
5. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель предлагает выбрать цветовое решение для своей скульптуры и выполнить работу по образцу. В ходе выполнения работы помогает затруднившимся детям.
6. Рефлексия
- Чему научились сегодня на занятии?
- Что нового узнали?
- С каким настроением работали на занятии?
- Кого еще бы хотели научится лепить?
Вот такие работы получились у моих воспитанников.

Юлия Галушкина
Перспективное планирование в подготовительной группе по лепке, аппликации

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕПКЕ, АППЛИКАЦИИ

Тема Нод тема и программное содержание.

День знаний 1-я неделя сентября

1. Аппликация «Осенний ковер»

Цель:Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.). Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

Осень 2-я – 4-я неделя сентября

2. Лепка «Фрукты для игры в магазин»

Цель:Учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. Уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.

3. Аппликация «Ваза с фруктами,ветками и цветами»

Цель: Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

4. Лепка «Корзина с грибами».

Цель:Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить знание формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Мой город,моя страна,моя планета

1-я–3-я недели Октября

5. Аппликация «Новые дома на нашей улице»

Цель: Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать на пространстве листа изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

6. Лепка «Девочка играет в мяч».

Цель:Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т. д., передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

7. Аппликация по замыслу

Цель:Учить самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел, используя ранее усвоенные навыки и умения. Закреплять разнообразные приемы вырезывания. Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Развивать воображение.

День народного единства

4-я неделя октября - 2-я неделя ноября

8. Лепка «Девочка и мальчик пляшут».

Цель:Учить детей лепить фигуру в движении (по скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции. Формировать умение действовать, договариваясь о том, кто кого будет лепить.

9. Аппликация «Рыбки в аквариуме».

Цель: Учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать чувство композиции.

10. Лепка «Ребенок с котенком (с другим животным)

Цель: Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребенок играет с животным, передавая тела животного и человека. Упражнять в использовании основных приемов лепки.

Новый год

3-я неделя ноября - 4-я неделя декабря

11. Аппликация «Вырежи и наклей любимую игрушку».

Цель:Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять размер изображения с величиной листа (не слишком крупное или мелкое, красиво располагать изображения на листе. Воспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения. Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество.

12. Лепка «Лыжник».

Цель: Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции. Закреплять навыки и приемы лепки.

13. Аппликация на тему сказки «Царевна-лягушка».

Цель: Формировать эстетический вкус, развивать воображение, творчество, образные представления. Учить задумывать содержание своей работы; отражать впечатления, полученные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам. Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями. Совершенствовать умение работать различными материалами: мелками, фломастерами, красками, карандашами.

14. Лепка «Дед Мороз»

Цель: Учить детей передавать в лепке образ Деда Мороза. Закреплять умение лепить полые формы (шуба Деда Мороза, передавать детали, используя различные приемы лепки: прищипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.

15. Аппликация «Праздничный хоровод».

Цель: Учить детей составлять из деталей аппликации изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивать чувство композиции, цвета.

16. Лепка по замыслу

Цель: Учить самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.

Зима

1-я–4-я недели января

17. Аппликация по замыслу

Цель: Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Развивать творчество.

18. Лепка «Как мы играем зимой

Цель: Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

19. Аппликация «Корабли на рейде».

Цель: Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля, передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваться хорошего качества своего изображения.

20. Лепка «Птица»(по дымковской игрушке)

Цель: Закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие.

День защитника Отечества 1-я–3-я недели февраля

21. Аппликация «Белка под елью».

Цель: Учить детей составлять композицию по мотивам сказки. Закреплять умение вырезывать разнообразные предметы, используя знакомые приемы. Развивать воображение, творчество.

22. Лепка «Пограничник с собакой»

Цель: Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов. Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т. д.). Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

Вариант занятия. Лепка "Я с моим любимым животным"

23. Аппликация «Радужный хоровод»

Цель: Учить детей вырезывать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность. Развивать композиционные умения.

Международный женский день

4-я неделя февраля - 1-я неделя марта

24. Лепка «Петух»

Цель: Учить передавать в лепке образ дымковской игрушки: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т. д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки. Развивать эстетическое восприятие.

25. Аппликация «Поздравительная открытка для мамы»

Цель: Учить детей придумывать содержание поздравительной открытки и осуществлять замысел привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности.

Народная культура и традиции 2-я–4-я недели марта

26. Лепка «Яблонька»

Цель:Развивать у детей интерес к природе, желание ее лепить, развивать эстетическое восприятие, умение передавать строение дерева, развивать мелкую моторику рук.

27. Аппликация по замыслу

28. Лепка «Декоративная пластина»

Цель: Учить детей создавать декоративные пластины из глины: наносить глину ровным слоем на доску или картон, разглаживать, смачивая водой, затем стекой рисовать узор, накладывать глину в соответствии с рисунком.

Весна 1-я -3-я недели апреля

29. Аппликация «Мимоза»

Цель:Учить детей выполнять наклеивание комочков из бумаги, делать мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

30. Лепка «Персонаж любимой сказки»

Цель: Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног.

31. Аппликация с натуры «Цветы в вазе».

Цель: Учить передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев: их форму, цвет, величину. Закреплять приемы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое, и т. д.

День Победы 4-я неделя апреля -1-я неделя мая

32. Лепка «Конек-Горбунок»

Цель: Учить детей передавать в лепке образ сказочного конька. Закреплять умение лепить фигурку из целого куска глины, дополнять изображение характерными деталями.

33. Аппликация «Вырежи и наклей что хочешь»

Цель: Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.

До свидания, детский сад! Здравствуй школа! 2-я–4-я недели мая

34. Лепка «Улитка»

Цель:Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка пластилина продольными движениями ладоней для получения удлиненного цилиндра и конуса, показать возможность изменения полученной формы сплющиванием и закручиванием, поддерживать интерес к поиску способов дополнения (рожки,глазки).Развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику рук.

35. Аппликация по замыслу «Чебурашка»

Цель: Учить детей задумывать содержание аппликации, использовать разнообразные приемы вырезывания. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство композиции, чувство цвета. Продолжать учить оценивать свою работу и работы других детей. Развивать творческую активность.

36. Лепка по замыслу

Цель: Закреплять умение создавать изображение по замыслу,придавая ему характерные черты задуманного образа. Воспитывать стремление доводить дело до конца,добиваться лучшего решения.

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Т. С. Комарова
Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Предисловие

В книгу включены программа по изобразительной деятельности и конспекты занятий с детьми 6–7 лет по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует поменять последовательность, например, воспитатель вносит в тематику занятий изменения, продиктованные региональными особенностями, потребностью сократить разрыв между двумя взаимосвязанными по содержанию занятиями, необходимостью формирования формообразующего умения и т. п.

Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6–7 лет и основаны на следующих положениях.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и взаимосвязана со всеми ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; с разными видами искусства – как классического, современного, так и народного, включая литературу и др., а также с разнообразными видами деятельности детей.

Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. Необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и предметов для игр ("красивая салфетка в кукольный уголок", "угощение для игрушек-зверюшек" и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций ("слепить мишке друзей", "расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем" и т. п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Следует предоставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Подробнее об этом можно узнать из книги "Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе" , в которой также представлены конспекты занятий по созданию с детьми дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами при работе в старшей и подготовительной группах.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс ребят, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов, формата бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующего величине и пропорциям изображаемых предметов цвета бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятия, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у ребят положительного, доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей дошкольников лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся и на основе его ребенок впоследствии мог самостоятельно создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо развивать у них формообразующие движения, движения рук, направленные на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Если в предыдущих группах обучение изобразительной деятельности осуществлялось систематически и последовательно, то в подготовительной к школе группе дети овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные предметы, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творческого решения.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6–7 лет в изобразительной деятельности, рассматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки "нравится", "красиво" следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, подставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку не осталось времени, можно внимательно рассмотреть с детьми и оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.

Предложенные в данном пособии занятия продуманы таким образом, чтобы не вызывать перегрузки детей, их продолжительность соответствует требованиям СаНПина. В подготовительной к школе группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В месяцах, содержащих 31 день, число занятий может увеличиваться на 1–2. В этом случае воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных. Если конспектов, представленных в книге, недостаточно, можно воспользоваться конспектами занятий, предлагаемыми в книге Т. С. Комаровой "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

Конспекты занятий включают: программное содержание, методику проведения, материалы, связь с другими образовательными областями и видами деятельности.

на тему: «Жаворонки, прилетите!»

Цель :Познакомить детей с русским традиционным праздником «Сороки» - встреча весны. Поддерживать интерес к культуре русского народа. Научить изготавливать обрядовое печенье – «жаворонки». Продолжать учить работать с соленым тестом. Развивать творчество, воображение. Создать радостное настроение.

Материал : Образцы обрядового печенья «жаворонки», неокрашенное соленое тесто или пресное ржаное тесто (по комку нужного размера на каждого ребенка),блюдца с водой, стеки, доски, изюмины(гречневая крупа, горошины) для глаз. Фотографии перелетных птиц – жаворонков, куликов, грачей). CD-проигрыватель.

Примечание: для оформления занятия можно использовать кукол(девочку и мальчика) в народных костюмах, посадив им на руки образцы печенья

Предварительная работа.

Кратко ознакомить детей с праздником встречи весны, текстами закличек весны, заучивать тексты наизусть. Повторить строение тела птицы.

Ход занятия .

В.:Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам в гости не с пустыми руками. Я принесла с собой радостный весенний праздник!А какие вы знаете праздники,которые отмечаются весной?

Д.:Масленица. Восьмое марта. Пасха.

В.:А я хочу рассказать вам об одном весеннем празднике, который издавна отмечал русский народ, да и по сей день еще не забыл. Этот праздник называется «Сороки».В народе говорили,что в этот день-22 марта- «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется-равняется». И в этот день было принято зазывать, закликать весну.. А вот как ее закликали, я расскажу дальше, а вы мне поможете…Скажите,ребята, в каком крае мы живем?

Д: в Краснодарском.

В:Верно.И край наш находится на юге России, это значит,что весна здесь уже входит в силу, уже зеленеет трава. А на севере России еще только-только сходит последний снег. Поэтому встречать, закликать весну в разных селах и городах начинали в разное время.Но на Сороки ее одинаково встречали везде,в том числе и у нас на Кубани. А какие приметы весны вы знаете?



Д:Появляются почки на деревьях. Прорастает трава. Прилетают птицы.

В:Совершенно верно, прилетают птицы:грачи,кулики, жаворонки(показ фотографий птиц ).

В народе считали,что именно в этот день прилетают с юга сорок птиц и приносят на своих крыльях весну(потому и Сороки). Говорили,«Прилетел кулик из-за моря,принес весну из неволья». В этот день хозяйки в домах вставали с утра пораньше и пекли особое печенье в виде птичек. Называлось оно так же везде по-разному: жаворонки, чувилки,тетерки, кулики,грачи, канареечники. Румяных хлебных птичек ребята надевали на палочки, бегали с ними по деревне, забирались на заборы, на пригорки и кликали весну: громко, звонко запевали вот такие песенки-заклички:

[Воспитатель либо исполняет закличку, либо ставит аудиозапись.Важно, чтобы дети услышали именно песенное исполнение, познакомились с особенностями обрядового пения(призывной интонацией, выкрикиванием конечного звука ]

Жавороночки, перепелочки!

Прилетите к нам, принесите нам,

Весну красну на своем хвосту!

Нам зима надоела, весь корм поела!

А другие закликальщики отзывались еще громче:

Чувиль-виль-виль,жаворонушки!

Красна весна на двор пришла!

Так и перекликались дети, чтобы везде слышно было,закликали весну с утра до самого вечера. А скажите мне, ребята, как вы думаете, почему весну ожидали с такой радостью, зазывали так усердно,что даже целый праздник встречи весны появился (да и не один праздник).

Д:Потому что весной тепло. Все растет. Можно сажать семена, чтобы к осени вырос урожай.

В: Вот потому-то так и радовался народ весне, что вместе с ней приходит новый хлебный, огородный, садовый год. Ведь кормились-то люди тем, что сами вырастили! А в наше время разве не важно, каким будет урожай? Ведь вы любите есть вкусный душистый хлеб, и сладкие фрукты. Потому и мы с вами встречаем весну с радостью!

А теперь посмотрите на жаворонки, которых я вам принесла. Они не только назывались везде по-разному, но и делались везде на разный манер(рассматриваем птичек ).Но у всех них есть сходство, они изображают птичек, где-то более сказочных, где-то больше похожих на настоящих. А вот такого жаворонка я научу вас лепить из теста. Рассмотрите его внимательно: есть у него голова, крылышко, хвост, есть и глазки. А теперь пройдемте за столы, где вас уже ждет все, что нужно для лепки нашего жаворонка. Вот комок теста – тесто это ржаное, сделано из муки, из которой пекут черный хлеб. А в деревнях жаворонков обычно пекли именно из такого теста. Птичка наша – плоская, т.е. мы видим как бы только одну ее сторону, одно крыло, один глаз. Значит, заготовкой для нее будет целый кусок, лепешка теста. Сначала мы круговыми вращениями рук скатаем из теста шарик.Теперь шар ладонями расхлопаем, сплющим, чтобы получился плоский оладушек. Чуть-чуть сдавливая с боков и продолжая сплющивать, придадим оладушку форму овала. С правой стороны оладушка будем лепить головку. Для этого начнем слегка прищипывать тесто сверху и снизу, отступив на два пальца от правого края, так формируем шею птички. Теперь туловище и головка разделены шеей. На птичьей голове вылепим клюв.Для этого правый краешек,где должен быть клюв, слегка вытянем и прищепим, заострим. Затем вылепим крыло и хвост. Чтобы птичка выглядела аккуратнее,мы, для начала, немного приплющим туловище с верхнего края. Теперь наша птица стала стройнее,и мы, наконец, займемся крылом. С левого края поделки стекой сделаем продольный надрез посередине. Линия надреза будет длинной примерно в четыре толщины пальца от левого края. Теперь стекой мы сделаем три маленьких надреза на верхней части заготовки(над большим надрезом),и три – на нижней. Они будут изображать перья у птицы. Дальше нижнюю часть туловища,что под надрезом, загибаем наверх – это и будет крыло. Для большей надежности соединения мы смочим соединяемые поверхности водой и налепом скрепим их. Часть поделки, что находилась над надрезом – это и будет хвост. Почти готов наш жаворонок,но чего-то не хватает. Не хватает глаз, вернее,глаза,поделка ведь плоская. А глаз мы сделаем из гречневой крупинки. Чуть-чуть смочите место,где он будет прикрепляться, и вдавите туда крупинку. Готово! А теперь птичку можно украсить. Украшались жаворонки обычно путем отпечатывания на них разных предметов – гребешка,ключа,кончика ножа.У нас будет кончик стеки. Отпечатки вдавливаем на одинаковом расстоянии,ритмично. Таких отпечатков делали три, или пять, или семь, и обозначали они не только перышки, но и засеянные хлебом борозды поля – ведь мы встречаем год нового урожая.

Вот и готовы наши жаворонки!Вы молодцы, хорошо постарались!А теперь мы их положим на просушку, а, когда они высохнут, вы можете привязать им на шейку красивые цветные лоскутки или ленточки, цветные бумажные украшения – ожерелья. И пусть птички, сделанные вами, напоминают вам о том, что настоящая весна уже наступила,и солнце греет все теплее, а не за горами уже – веселое пестрое лето!

[Дети несут жаворонков,ставят на поднос сушиться, звучит народная песня «Подай,Боже, ключик, зиму замыкати…»]