Передвижная лаборатория в доу цель ее создания. Научные лаборатории и эксперименты

Галина Власенко

Сегодня без экспериментальной деятельности в детском саду никуда . Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Я заметила повышенный интерес детей к занятиям, содержащим демонстрационные опыты,элементы самостоятельного экспериментирования . Так возникла идея создания в группе лаборатории - экспериментального уголка . Что сюда может входить :

1. Приборы-помощники (Увеличительные стекла,песочные часы, магниты,микроскоп,сантиметровые ленты).

2. Разнообразные сосуды из разных материалов (баночки,бутылочки стаканчики) разного объема и формы.

3. Утилизированный материал (проволока,кусочки ткани,пенопласта,дерева) .Тот самый "мусор",который будет основой вашей лаборатории .

4. Технические материалы (гайки,скрепки,болты, детали конструктора,гвозди) .

5. Разные виды бумаги (картон, наждачная,папирусная,обычная,копировальная) .

6. Пищевые красители,акварельные краски, гуашь.

7. Медицинские материалы (резиновые груши,пипетки,пробирки,мерные стаканчики и ложки,термометры для воды).

8. Природный материал (камешки,песок,глина,шишки,мох,семена,перышки и т. д.)

9. Прочие материалы (зеркала,мыло,сито,свечи,мыльные пузыри,трубочки и многое другое) .

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи,умении выстраивать сложные предложения,делать выводы. Развивается логическое мышление,мыслительная деятельность.


«Детский сад и семья» - Алгоритм открытия СДС. Семья? один из древнейших институтов. Перспектива развития проекта. Организация питания в СДС. Семья - один из древнейших институтов, переживших целые эпохи. Многодетная семья. Исторический экскурс. Авторский коллектив. В целях повышения педагогической компетентности воспитателей СДС.

«Солнышко» - Екатерина Васильевна Козлова, младший воспитатель. Мы ждём вас, малыши! Солнышко. … И эмоцмональные. В приемной детей встречает веселое солнышко, предлагая выбрать шкафчик с рисунком. Мы работаем с детьми раннего возраста. Любопытные. Ольга Петровна Чахлова, воспитатель первой квалификационной категории.

«Детский садик» - Детский сад. Жизнь в детском саду идёт по строгому расписанию – как у взрослых людей. Поэтому ты, как мама и папа, будешь вставать утром в одно и то же время, скорей всего – по звонку будильника. Ты знаешь, что такое детский сад? В садике утро начинается с зарядки. А твоя работа – учиться и узнавать новое.

«Архитектура детских садов» - Китай. Мифы про детский сад. Сочи. Экологичная архитектура. Детский сад 1930-х годов. Королёв. А.У. Зеленко. Архитектура детского сада. Стокгольм. Австрия. В 2012 в Москве был проведён конкурс на проекты детских садов. Трансформируемое пространство. Детский сад в Красногорском районе. Тенденции в отечественном строительстве.

«Адаптация ребёнка в детском саду» - По степени тяжести острой фазы адаптация делится на: Будьте последовательны и тверды в своих решениях. Важные мелочи. Условия успешной адаптации: Адаптация. Причем говорить нужно даже если ребенок не умеет разговаривать. Фазы процесса адаптации: Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, поглаживание по спинке и др.

«Детский сад будущего» - Инновационный детский сад будущего (глазами детей). В основном, нужна, чтобы прыгать и «освежаться» в жаркие дни. Рыбы, которые обитают в пруду-бассейне создают настроение и приятные ощущения. Все животные очень любят детей. От фиолетовой террасы начинаются воздушные горки со специальным транспортным устройством.

Всего в теме 17 презентаций

Елена Мирошникова

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. (область «познание» )Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория , центр науки) должны быть выделены :

1) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")

2) место для проведения опытов

3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода» , «Звук» , «Магниты» , «Бумага» , «Свет» , «Стекло и пластмасса» , «Резина» .

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :

Безопасность для жизни и здоровья детей;

Достаточность;

Доступность расположения

В нашем детском саду проходил конкурс " Лучший экспериментальный уголок", в котором моя группа "Ягодка"заняла 1 место. Так получилось, что я основной воспитатель в группе , т. к. моя сменщица в декрете и мне пришлось применить немало усилий, чтобы получить призовое место. Предлагаю вам, коллеги, посетить мою " Мини-лабораторию " Почемучка "


В уголке представлены тематические альбомы, энциклопедии, познавательные книги


Паспорт уголка экспериментирования, различные картотеки игр-экспериментов и опытов.


Проводят опыты с помощью алгоритмов-схем,


С удовольствием играют в игры.



В мини -лаборатории детей встречает Почемучка .


Идею игры "Свет, запах, вкус" взяла у Никурашиной Татьяны






Уголок природы (сделала своими руками) объединён с мини-лабораторией


Дети выполняют правила поведения в лаборатории



Вот такая у нас лаборатория " Почемучка ", дети с удовольствием её посещают, играют, экспериментируют, познают.

«Перед человеком к разуму 3 пути:
путь размышления
- самый благородный,
путь подражания - самый лёгкий,
путь личного опыта - самый тяжёлый путь»
Конфуций

В последнее время одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В связи с этим возрастает значение формирования уже в дошкольном возрасте активной, любознательной и самостоятельной личности. Одним из личностных образований в старшем дошкольном возрасте является познавательный интерес как средство увлекающего, живого обучения. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности к определенному процессу деятельности. В структуре познавательного интереса Г.И. Щукина выделяет следующие компоненты:

  • интеллектуальный компонент - выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
  • эмоциональный - проявляется в положительном эмоциональном отношении к объекту.
  • волевой - рассматривается как степень сосредоточенности на данном объекте, применения усилий для достижения поставленной цели.

Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

С целью развития логического мышления и формирования познавательных интересов у своих воспитанников на протяжении 5 лет разрабатывалась и внедрялась в практическую работу с детьми система экспериментально-опытнических занятий в «мини-лаборатории». Проводя несложные эксперименты, предлагая задания и вопросы, рисунки и схемы, всё чаще приходили к выводу, что заинтересованность детей, их активность на таких занятиях ярко «ситуативна». Стимулированный познавательный интерес проявляется в рамках созданной педагогом проблемной ситуации, но не является внутренней потребностью ребёнка. Даже при условии мотивации детей на экспериментальную деятельность они оставались «объектом» образовательного процесса, проблемные ситуации часто разрешались с помощью вариантов решений, предложенных педагогом.

Решение этой проблемы увидели во внедрении в профессиональную деятельность метода проектов. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это практическое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение каждым отдельным ребёнком инициативы и проявление самостоятельной активности. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребёнок окажется в объектной ситуации.

Исследовательское поведение, лежащее в основе экспериментирования, широко изучалось такими отечественными и зарубежными учеными, как Н.В. Запорожец, Н.Н. и А.Н. Поддъяковы, Б.П. Зинченко, М.И. Лисина и другими. Разрабатываемые данными авторами основы проблемного метода проектов находят все более широкое применение в современной практике работы дошкольных педагогов.

На основе имеющихся научно-методических рекомендаций по использованию проектной деятельности в дошкольном образовании свою систему работы по изучению объектов и явлений неживой природы строим на основе модифицированного перспективного плана на год, который включает в себя блоки: «воздух», «вода», «магниты», «почва», «камни, песок, глина». Каждый отдельный блок предполагает разработку и реализацию 1-2 проектов:

Совместная деятельность над разработкой и осуществлением каждого отдельного проекта ведётся по следующему алгоритму :

I этап

  • ставим цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • вовлекаем дошкольников в решение проблемы;
  • на данном этапе используется метод «Модель 3-х вопросов», метод проблемного обучения.

II этап

  • намечаем план;
  • обсуждаем план с детьми и их родителями;
  • по необходимости, обращаемся за рекомендациями к специалистам;
  • вместе с детьми рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем на видном месте;

III этап

  • собираем информацию, материалы;
  • проводим исследовательскую практическую работу.

На данном этапе для решения проблемы, например, «Какая бывает вода?» используется метод интеграции на основе единого проекта, т.е. исследовательская деятельность по данной проблеме внедрялась во все виды детской деятельности.

Также используем метод проблемного обучения: развивающие вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов и т.д.

Например, при реализации проекта «Какая бывает вода?» предлагалась проблемная ситуация: «Можно ли сделать игрушки из воды?».

Во время реализации проекта на 3-м этапе идёт самостоятельная творческая работа детей и родителей. (поиск информации, материала, поделки, рисунки и пр. по теме проекта) Используем приём «Найди информацию» с использованием схем:например, в проекте«Воздух в шариках, мешочках, воздух в наших круглых щёчках» дети решили узнать об исследуемом объекте, выбрав схему «Проведи опыт» (схема № 1), а в проекте «Для чего человеку нужны глина и песок» отдали предпочтение схемам: «Узнать из книг» (схема № 2), «Спроси у другого человека» (схема №3).

Схема № 1 Схема № 2 Схема № 3

IY этап

На следующем этапе фиксируем результаты проекта в виде альбома, который является продуктом реализованного проекта. Так же организуем презентацию проекта в форме праздника, открытого занятия, КВНа. Используем приём «Обратная связь», который позволяет участникам провести рефлексию своей деятельности.

Для эффективной реализации технологии проектирования необходимы специальные условия:

  1. В группе широко используем современную книгоиздательскую продукцию энциклопедического и познавательного характера, различные предметы, необходимые для проведения экспериментальной деятельности.
  2. Организуем посещение детей библиотеки, выставочного зала при ДК ОМЗ, если это необходимо для реализации проекта.
  3. Использование слайдов, видеозаписей, аудиозаписей позволяет сделать процесс получения новых знаний максимально эффективным.
  4. Сочетание совместной деятельности: «воспитатель - ребенок», «ребенок - ребенок», «дети - родители» способствует установлению партнёрских отношений, которые способствуют достижению высокого результата проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность даёт возможность ребёнку видеть результаты коллективных усилий группы, у него развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших черт характера» (А.Шапиро).

Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира!

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М., 2006.

2 Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] / Л.С. Киселева. - М., 2003.

3. Паршукова И.Л. «Маленький исследователь» [Текст] / И.Л. Паршукова. - С-Пб., 2001.

4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Текст] / А.И Савенков. - Самара, 2004.

5. Шапиро А. «Научные забавы» [Текст] // А. Шапиро. Детский сад со всех сторон. - 2001 г. - № 31.