Помолвка, традиции и обряды. Обручение – от древности до современности

Ника Кравчук

Чем обряд обручения отличается от помолвки и венчания?

В наше время таинство венчания включает в себя венчание и обручение. Но раньше в Православной церкви эти два обряда разделялись: сначала будущие супруги обменивались кольцами в знак верности друг другу, а через некоторое время приходили в храм, чтобы обвенчаться — попросить Божьего благословения на брак. Почему сегодня обручают и венчают за один раз? В каких случаях Церковь все же разрешает разделять во времени два чина: обряд обручения и таинство брака (венчание)? Почему супруги носят обручальные кольца? Ответы на эти и многие другие интересные вопросы вы найдете далее.

Обряд обручения: обязательства есть, но прав еще нет

Если вы хоть раз присутствовали на венчании в Православной Церкви, то наверняка помните, что начинается оно с обручения. Жених и невеста стоят в притворе храма, к ним подходит священник, подает в руки зажженные свечи и вводит непосредственно в храм. Это символическое действие указывает на то, что теперь будущие супруги пребывают пред Лицем Божьим. После этого начинается просительная ектения: священник молится о всем мире и непосредственно о женихе и невесте. После этого он читает особую молитву для благословения обручающихся и одевает им кольца, будущему мужу — его супруги, а жене — супруга. Венчающиеся должны трижды обменяться кольцами.

Затем непосредственно начинается венчание, по своему смыслу и внешнему действию отличающееся от предыдущего чинопоследования. Чем же обручение не дотягивает до полноценного брака? На обрученных накладываются обязательства супругов, но парень и девушка еще не имеют супружеских прав.

Обряд обручения и венчание можно в некотором смысле сравнить с оглашением и крещением , а также с вечерними богослужениями и Литургией . В каком? Попробуем объяснить.

В древней Церкви перед тем как креститься, человек должен был пройти оглашение — на протяжении длительного времени он изучал основы принимаемой веры. До крещения он мог посещать Литургию, но должен был стоять в притворе и покидать храм тогда, когда услышит слова священника «Елицы оглашеннии, изыдите» — далее оставались только верные, то есть крещенные.

Вспомните, до обручения будущие супруги также стоят в притворе, а непосредственно входят в центральную часть только вместе со священником.

Как же соотношение обряда обручения с венчанием напоминает вечернюю с Литургией?

Как Литургия главнее других служб, так и венчание важнее обручения. Что интересно, чин обручения начинается возгласом вечерней или утренней — «Благословен Бог наш» , а таинство брака — литургийным «Благословенно Царство…» .

Так какой же смысл имеет обряд обручения и почему же раньше он отделялся от венчания?

Что символизируют обручальные кольца?

Само слово «обручение» происходит от славянского «обруч» , то есть кольцо. Уже название указывает на то, что будущие супруги во время этого действия обменивались кольцами. Как кольца не имеют ни конца, ни начала, так и будущие супруги должны иметь бесконечную любовь и верность.

В Библии перстень обычно фигурирует как символ власти или деталь, указывающая на конкретного человека. Перстнями скреплялись важные договора. Если вы передает свой перстень кому-то другому, вы уже не скроете от других вашу связь с этим человеком.

Таким образом, кольца в обряде обручения символизируют:

  1. Безграничную любовь и неразрывную связь;
  2. Верность супругов;
  3. Власть одного супруга над другим.

Кольца делали из разных материалов: для женщины — золотое (символизировало женственность, нежность, послушание мужу), а для мужчины — серебряное (указывало на власть над женой по примеру Христа и Церкви). Есть и другая символика: когда обручающиеся обмениваются кольцами, то девушка отдает будущему супругу серебряное кольцо в знак своей чистоты, а он ей — золотое, тем самым показывая, что доверяет супруге управление хозяйственными вопросами и имуществом. Сегодня материалу не уделяют столько внимания, чаще всего выбирают два кольца из золота.

Почему раньше обручение и венчание разделяли?

Обряд обручения — это еще не само венчание, но уже первая ступенька на пути к созданию семьи. Действие начинается с намерения, в этом случае намерения вступить в брак, хранить верность одному человеку.

Иногда возникают ситуации, когда парень и девушка мечтают о семье, но полноценно ею стать пока не могут. В древности, когда жениха и невесту часто подбирали родители, обручали еще в совсем юном, а то и детском возрасте. Особо распространено это было в царских семьях. Если жениху — 10 лет, а невесте — только семь, то о какой полноценной семье, рождении детей может быть речь? Будущих супругов обручали и ждали того момента, когда они будут готовы к венчанию.

Сколько времени пройдет до бракосочетания, решали индивидуально в каждом случае. Но, видно, со временем участились неприятные истории в стиле «жених сбежал» или «невеста передумала». Дабы такого не случалось, в 1775 году Святейший Синод выдал указ об одновременном совершении обручения и венчания в храме.

Эта система сохранилась и доселе. Но бывают исключения. Как быть, если двое людей любят друг друга, но они еще студенты и не могут жить полноценной семьей? Либо один из них должен уехать на год-два учиться или по работе в другую страну?

Чтобы подкрепить таких молодых людей в их ситуации, разрешается провести обряд обручения (то есть соответствующий чин в храме), помолиться о создании будущей семьи. Когда же эта пара будет готовой к созданию полноценной семьи, священник совершит над ними таинство брака.

Обручение ≠ помолвка

Многие люди сегодня недоумевают: обручение — это то же самое, что и помолвка, или нет? Нет, это разные действия.

Обряд обручения обязательно проводится в храме с помощью священника. Будущие супруги обмениваются кольцами.

Помолвка — это светское дополнение к будущей свадьбе. Жених делает предложение невесте и дарит ей кольцо, со стороны девушки нет ответного действия. Часто по поводу помолвки устраивают вечеринку для родных и друзей. Всем этим пара указывает на серьезность их намерений.

Чтобы подробнее узнать о таинстве венчания, обручении и подготовке к ним, посмотрите это видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Инга Маяковская


Время на чтение: 7 минут

А А

Венчание – важное событие в жизни каждой христианской семьи. Редко, когда пары венчаются в день свадьбы (чтобы сразу «убить двух зайцев») – в большинстве случаев, пары все-таки подходят к этому вопросу обдуманно, осознав важность этого обряда и испытывая искреннее и обоюдное желание стать полноценной, согласно церковным канонам, семьей.

Как проходит этот обряд, и что нужно о нем знать?

Как подготовиться к таинству венчания правильно?

Венчание – не свадьба, где 3 дня гуляют, падают лицами в салат и бьют их друг другу по традиции. Венчание – это таинство, через которое пара получает благословение от Господа, чтобы в горе и радости прожить вместе всю жизнь, быть верными друг другу «до гробовой доски», рожать и воспитывать детишек.

Без венчания брак считается Церковью «неполноценным». И , конечно, должна быть соответствующей. И речь не об организационных вопросах, которые решаются за 1 день, а о духовной подготовке.

Пара, которая подходит к венчанию серьезно, обязательно учтет те требования, о которых забывают некоторые молодожены в погоне за модными фотографиями с венчания. А ведь духовная подготовка – эта важная часть венчания, как начала новой жизни пары – с чистого (во всех смыслах) листа.

Подготовка включает в себя 3-дневный пост, в течение которого нужно готовиться к обряду молитвенно, а также воздерживаться от интимных отношений, животной пищи, скверных мыслей и пр. Утром же перед венчанием муж и жена исповедуются и вместе причащаются.

Видео: Венчание. Пошаговая инструкция

Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви?

Обручение – это своего рода «вводная» часть таинства, предшествующая венчанию. Оно символизирует свершение брака церковного перед лицом Господа и скрепление взаимных обещаний мужчины и женщины.

  1. Обручение не зря совершают сразу после Божественной Литургии – паре демонстрируют важность таинства брака и тот душевный трепет, с коим они должны в брак вступать.
  2. Обручение в храме символизирует принятие мужем его супруги от самого Господа : священник вводит пару в храм, и с этой минуты их совместная жизнь, новая и чистая, начинается перед лицом Бога.
  3. Начало обряда – это каждение : священник 3 раза благословляет по очереди мужа и жену со словами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В ответ на благословение каждый осеняет себя крестным знамением (прим. — крестится), после чего священник передает им уже зажженные свечи. Это символ любви, пламенной и чистой, которую теперь должны питать друг к другу муж и жена. Кроме того, свечи – это символ целомудрия мужчины и женщины, а также Божьей благодати.
  4. Крестовидное каждение символизирует присутствие рядом с парой благодати Святого Духа.
  5. Далее происходит молитва об обручающихся и об их спасении (души) , о благословении на рождение детей, об исполнении тех просьб пары к Богу, которые относятся к их спасению, о благословении пары на всякое благое дело. После чего всем присутствующим, включая мужа с женой, следует преклонить головы перед Богом в ожидании благословения, пока священник читает молитву.
  6. После молитвы Иисусу Христу следует обручение : священник надевает кольцо жениху, «обручая раба Божьего…» и 3 раза осеняя его крестообразно. Далее он надевает кольцо невесте, «обручая рабу Божию…» и осенняя ее крестным знамением трижды. Важно отметить, что кольца (которые должен дарить жених!) символизируют при венчании вечный и неразрывный союз. Лежат кольца, до момента их надевания, по правой стороне святого престола, что символизирует силу освящения пред лицом Господа и его благословение.
  7. Теперь жених и невеста должны обменяться кольцами трижды (прим. – во слову Пресвятой Троицы): жених свое колечко надевает невесте как символ его любви и готовности помогать супруге до конца дней своих. Невеста свое кольцо надевает жениху как символ своей любви и готовности принимать его помощь до конца дней своих.
  8. Дальше – молитва священника о благословении и обручении Господом этой пары , и посылании им Ангела-хранителя, что будет руководить ими в их новой и чистой христианской жизни. Обряд обручения на этом завершается.

Видео: Русское венчание в православной церкви. Обряд венчания

Таинство венчания — как проходит обряд?

Вторая часть таинства брака начинается с выхода жениха и невесты на середину храма со свечами в руках, как с духовным светом таинства. Перед ними идет священник с кадильницей, что символизирует важность следования по пути заповедей и вознесение их добрых дел, как фимиама к Господу.

Хор встречает пару пением псалма 127.

  • Далее пара становится на расстеленный перед аналоем белый рушник : оба перед лицом Бога и Церкви подтверждают свое свободное волеизъявление, а также отсутствие в их прошлом (прим. – с каждой стороны!) обещаний вступления в брак с другим лицом. Священник задает эти традиционные вопросы невесте и жениху, по очереди.
  • Подтверждение добровольного и нерушимого желания вступить в брак закрепляет естественный брак , который теперь считается заключенным. Только после этого начинает таинство венчания.
  • Чин венчания начинается с провозглашения сопричастности пару Царствию Божьему и трех пространных молитв – к Иисусу Христу и к Триединому Богу. После чего священник знаменует (по очереди) жениха и невесту венцом крестообразно, «венчая раба Божьего…», а потом «венчая рабу Божию…». Жених должен поцеловать образ Спасителя на своем венце, невеста – образ Божьей Матери, что украшает ее венец.
  • Теперь для жениха и невесты в венцах наступает самая главная минута венчания , когда со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» священник, как связующее между людьми и Богом звено, трижды благословляет пару, трижды читая молитву.
  • Благословение брака Церковью символизирует вечность нового христианского союза, его нерасторжимость.
  • После происходит чтение Послания к Ефесянам св. апостола Павла , а потом Евангелие от Иоанна о благословении и освящении брачного союза. Затем священник произносит прошение об обвенчавшихся и молитву о мире в новой семье, честности брака, непорочности сожительства и жизни совместной по заповедям до самой старости.
  • После «И сподоби нас, Владыко…» все читают молитву «Отче наш» (ее следует выучить заранее, если до момента подготовки к венчанию не знали наизусть). Эта молитва в устах обвенчанной пары символизирует решимость исполнять волю Господа на земле через свою семью, быть преданными и покорными Господу. В знак чего муж и жена преклоняют под венцами свои головы.
  • Приносят «чашу общения» с кагором , и священник ее благословляет и подает в знак радости, предлагая трижды испить вина сначала главе новой семьи, а потом его супруге. Пьют вино по 3 крохотных глоточка в знак нераздельного отныне бытия.
  • Теперь священник должен соединить правые руки обвенчавшихся, покрыть их епитрахилью (прим. – длинная лента на шее священника) и положить сверху свою ладонь, как символ получения мужем своей супруги от самой Церкви, что во Христе соединила этих двоих навеки.
  • Пару трижды обводят по традиции вокруг аналоя : на первом круге поют «Исаие, ликуй…», на втором – тропарь «Святии мученицы», а на третьем прославляется Христос. Данное хождение символизирует вечное шествие, что с этого дня начинается для пары – рука об руку, с общим крестом (тяготами жизни) на двоих.
  • С супругов снимают венцы , и священник приветствует новую христианскую семью торжественными словами. Потом читает две молитвы-прошения, во время которых муж с женой преклоняют головы, а после окончания запечатлевают чистую взаимную любовь целомудренным поцелуем.
  • Теперь по традиции обвенчавшихся супругов ведут к царским вратам : здесь глава семьи должен поцеловать икону Спасителя, а его супруга – образ Божьей Матери, после чего они меняются местами и снова прикладываются к Образам (только наоборот). Здесь же они целуют крест, который подносит священник, и получают от служителя Церкви 2 иконы, которые теперь можно хранить, как семейную реликвию и главные обереги семьи, и передавать следующим поколениям.

Свечи после венчания хранят в киоте иконы, дома. А после смерти последнего супруга ему эти свечи (по русскому старому обычаю) кладут в гроб, обе.

Задача свидетелей на обряде венчания в церкви – что делают поручители?

Свидетели должны быть верующими и крещеными – друг жениха и подруга невесты, которые после венчания станут духовными наставниками данной пары и ее молитвенными хранителями.

Задача свидетелей:

  1. Держать венцы над головами венчающихся.
  2. Подавать им обручальные кольца.
  3. Стелить рушник перед аналоем.

Впрочем, если свидетели не знают своих обязанностей – это не страшно. О них поручителям расскажет священник, желательно заранее, чтобы не возникло «накладок» при венчании.

Важно помнить, что церковный брак расторгнуть нельзя – Церковь разводов не дает. Исключение – смерть супруга или его потеря рассудка.

И напоследок — пара слов о свадебной трапезе

Венчание, как сказано выше – не свадьба. И Церковь предостерегает от возможного непристойного и неблагоговейного поведения всех присутствующих на венчании после таинства.

Приличные христиане после венчания скромно обедают, а не пляшут в ресторанах. Причем, на брачном скромном пиру не должно быть каких-либо неприличий и невоздержаний.

Обручить жениха с невестой — значит надевать им кольца. Этот термин, вероятно, происходит от польского слова обруч — кольцо, или от слова рука, рукобитье. В древности брачному обряду предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный договор.

Последний представлял собой официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты; кроме того, жених дарил невесте кольцо из железа, серебра или золота — в зависимости от своей состоятельности.

Климент, епископ Александрийский, говорит: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».

К X-XI векам обручение утрачивает свое гражданское значение и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвами. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Окончательное единообразие обряд обручения получает лишь к XVII столетию.

Обручение — это наречение молодых женихом и невестой. Обручение было испытанием верности полюбивших друг друга, ибо они приносили в жертву свою свободу, хотя хранили чистоту и воздержание.

В прошлом обручение отделялось от самого венчания определенным временем. Так, указом Петра I от 1714 года предписывалось после сговора (помолвки) видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него.

«Молодых обручили, а месяца через полтора и повенчали» — читаем мы у Салтыкова-Щедрина в «Пошехонской старине».

Обручение обычно составляло третий обрядный вечер до свадьбы: 1-й вечер — сватовство, сговор или первый пропой; 2-й вечер — рукобитье, помолвка, второй пропой; 3-й, последний, вечер — обручение, последний пропой.

На обряде обручения присутствовали только близкие родственники жениха (нечетное число) и также со стороны невесты, и еще сват и сваха.

Во время обручения молодые трижды обменивались кольцами при участии священника (кольцо невесты серебряное, кольцо жениха – золотое). После тройной перемены колец серебряное оставалось у жениха, ибо он всегда должен был памятовать о слабости своей подруги, а золотое — у невесты, в знак того, что женская слабость находила опору в исполненном силою мужества избраннике.

По окончании церемонии молодых благословляли и обменивались подарками.

Со дня обручения жених и невеста хранили эти кольца с величайшим благоговением и возвращали их друг другу в день венчания.

Обручальные кольца надеваются на четвертый палец правой руки.

В наше время обряды обручения и венчания молодых совершаются в один день, поэтому нелишне будет остановиться здесь на вопросе о кольцах.

Дело в том, что нельзя путать обручальные кольца и свадебные, так как это совершенно разные понятия.

Перед венчанием молодые обязательно должны зарегистрироваться в ЗАГСе, откуда они идут под венец уже с кольцами на руках. Но тогда теряет смысл обряд обручения, который совершается по старым традициям.

Во всем мире существует традиция дарить друг другу кольца сначала при помолвке, а потом, еще одно, — во время свадебной церемонии.

Что происходит у нас - не совсем понятно. Вероятно, тем, кто решил венчаться, необязательно надевать свадебные кольца в ЗАГСе.

Свадебные кольца также надевают на четвертый палец правой руки, рядом с обручальными.

Обручение скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Брак – таинство, в котором по Божественному благословению этот союз рождается. В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.

Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются.


Обряд обручения начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго. Обрученные хранили кольца, как символ любви и верности. Перед венчанием они возвращали их, подтверждая тем самым свое согласие на брак, желание отныне обмениваться своими мыслями, чувствами, радостью и горем. Поэтому можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания. Сегодня действительны оба варианта.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи - знак духовного света таинства - торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик, разостланный перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред Церковью и Богом еще раз подтвердить свое добровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?", - спрашивает священник, и жених отвечает: "Имею, честный отче". - "Не связан ли ты обещанием другой невесте?" - "Нет, не связан".
Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?" - "Имею, честный отче". "Не связана ли обещанием другому жениху?" - "Нет, не связана".
После этого начинается чин венчания - таинственное освящение супружества Божественной благодатью.

Во время росписи с ЗАГСе или венчания в церкви невеста с женихом обмениваются кольцами и обещают друг другу хранить верность на всю жизнь. Обряды помолвки или обручения некоторые женщины рассматривают, как возможность получить в подарок еще одно колечко, не более, абсолютно не задумываясь об их значимости. Есть ли разница между помолвкой и обручением, и как проводятся эти обряды?

Экскурс в прошлое

Еще 2 века назад подготовка к свадьбе проводилась в 3 этапа.

Сначала девушку сватали: родители жениха приходили в дом невесты, выясняя, согласны ли родители породниться, отдать свою дочь за их сына. Приглянулся ли девушке жених, в большинстве случаев даже не интересовались. Одновременно определялись с величиной приданого.

После знакомства родителей молодые уже официально общались, но женихом и невестой считались условно, если родители готовились к браку заранее.

После сватовства еще была возможность обратного хода – хотя тот, кто отказывался от продолжения подготовки к мероприятию, должен был привести веские аргументы другой стороне, чтобы не быть опозоренным.

Далее семьи опять встречались – предстоял пропой или «рукобитие» . Родители точно определялись с финансами – молодые устраивали что-то вроде «вечеринки» , где был признан официальный статус невесты и жениха среди сверстников. Во время этой встречи и обговаривали, как и когда будет проходить обряд обручения.

Проводили обручение в монастыре или церкви, публично. В качестве гостей приглашались самые близкие люди, но двери не закрывались, и наблюдать за ритуалом мог кто угодно.

Молодые должны были обменяться кольцами разной ценности: сначала невесте вручалось – не одевалось на палец, нужно обратить внимание – серебряное украшение, а жениху – золотое. Троекратный обмен кольцами под речитатив священника, зачитывающего слова специальной молитвы, и у невесты оставалось золотое кольцо, как символ надежности будущего мужа, а у жениха – серебряное. Серебро отражало слабость женщины, ее мягкость.


Несмотря на то что обручение в церкви уже подчеркивало неизбежность брака, после него молодые в
сексуальные отношения не вступали – невинность невеста должна была сохранять до свадьбы.

До венчания должно было пройти от 3 недель до полугода, не меньше – иногда переход к статусу мужа и жены откладывался на годы. Перед войнами, зарубежными «командировками» , сильный пол старался успеть провести несколько обрядов: сватовства и обручения, чтобы быть уверенным в том, что невеста дождется.

Венчание откладывалось – иначе бы мужчине в странствиях необходимо было бы хранить верность. В то время суда Бога боялись больше, чем общественного осуждения и нарушить определенные каноны решался не каждый.

Обручальные кольца носят на левой руке, на безымянном пальце. Обручение в православии до сих пор играет огромную роль. Некоторые пары, как и в старые времена, считают правильным в день венчания снять с левой руки обручальные кольца и переодеть их на правую руку. Недаром кольца, которые надевают друг другу молодые, издавна называли – обручальные.

Помолвка

Очень часто путают обряды помолвки и обручения. Во время помолвки родители молодых, которые уже заранее познакомились, должны обговаривать финансовые вопросы. В старые времена этот обряд называли «рукобитье» , слово «помолвка» пришло с Запада.

В настоящее время молодые проводят помолвку как молодежную вечеринку.


Приглашаются друзья, пара официально входит в статус жениха и невесты, жених невесте дарит кольцо – обратный подарок необязателен. Кричат «горько» .

Во время помолвки могут присутствовать родственники и родители, ее можно проводить дома или в увеселительном заведении. Никаких официальных бумаг не подписывается.

Обычно помолвку устраивают в день подачи заявления в ЗАГС, но можно выбрать и другое время.

Покупать кольца невесте – если устраивается помолвка – жениху приходиться дважды. Кольцо для помолвки отличается от обручального и обойтись одним подарком не удается.

Разница между помолвкой и обручением

Обряды помолвки и обручения имеют между собой много общего, но имеются и значительные различия.

Обручение в ЗАГСе не проводится – это религиозный обряд, который выполняется в церкви или в другом культовом заведении, в присутствии священнослужителей. Подписывается официальная бумага о новом статусе молодых, на них накладываются определенные обязанности, дарами они обмениваются официально.


Помолвка – дополнительная возможность для нерелигиозных людей устроить себе веселый праздник. Вместо колечка жених может вручить невесте ключи от машины или плюшевого мишку, обставить мероприятие в шутливой форме, провести его на выезде, дома или в ресторане.

Когда пара проводит венчание для того, чтобы отдать дань моде, священнослужитель может провести обручение – по договоренности заранее – до венчания. Эти обряды в православии должны следовать один за другим.

Помолвка перед официальной регистрацией обязательной не является – многие пары ей пренебрегают – им достаточно «мальчишника» и «девичника» .

Некоторые нюансы современных свадебных обрядов

Официальная регистрация брака проводится перед венчанием – многие священники отказываются проводить обряд, если молодые не предъявляют официальную бумагу. Более того, венчание можно в настоящее время отложить на неопределенное количество времени после регистрации.
Некоторые пары проверяют себя «гражданскими» отношениями, а венчаются уже в канун десятилетия или даже серебряной свадьбы. Люди объясняют, что хотели проверить свои отношения, разобраться с чувствами, чтобы не обманывать себя и Бога.


Получается, что для нерелигиозных людей обручение необязательно – после него жених и невеста должны демонстрировать до венчания свое целомудрие, а ожидать непорочных отношений от пары с солидным семейным стажем просто смешно.