Проект «Хочу всё знать!» старшая группа. Проект «Хочу все знать

Перспективный план работы кружка «Хочу всё знать!»

Кружок «Хочу всё знать!»

Пояснительная записка

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

Работа в кружке построена следующим образом:

Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)

Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

Цель программы : Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Базовые средства:

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Этапы организации и проведения опытов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.

Мотивация детей : Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента :

1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)

2. Определение типа, вида и тематики.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) .

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.

6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.

Разделы : вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа.

Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Хочу все знать!» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать!»

месяц

неделя

Тема недели

Задачи

Сентябрь

Вода. «Весёлая капелька»

Песок «Песочный городок»

Почва «Земля матушка»

Мини досуг «Кладоискатели»

1.Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса).

2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

3.Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях .

Октябрь.

Свет. «Солнечный блик»

Тень. «Моя тень»

Воздух. «Пляшущие бабочки»

Рисование «Лучики и тень»

1 . Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет)

2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов.

3. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека

Ноябрь.

Ткань. «В магазин ткани»

Бумага. «Для чего? »

Железо. «Магнит»

Оригами.

1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя порвать руками, можно

Разрезать ножницами, намокает в воде)

2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение.

3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

Декабрь.

Стекло. «Калейдоскоп»

Дерево. «Тонет не утонет? »

Камень. «Домик черепашке»

Рисунки камешками.

1 .Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупко.

2. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает

3.Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение)

Январь.

Мука. «Колобок – румяный бок»

Краски. «Радуга - дуга»

Соль. «Тает, не тает»

Практическая часть «Тестомес»

1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму)

2. Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски

3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы)

Февраль.

Шампунь. «Прозрачный пузырь»

Мыло. «Кусает, не кусает»

Пластилин. «Мои руки волшебники»

Игра – развлечение «Мыльные пузыри»

1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере её использования.

2.Аналогично с шампунью.

3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к тому, что они схожи с тестом.

Март.

Снег. «Чисто – грязно»

Сосулька. «Кап кап и нету»

Лупа. «Лучики снежинки»

Работа с пиктограммой.

1.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

2. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием «линза». Свойствах, назначении, применении в жизни.

Апрель.

Магнит. «Собери игрушки»

Вода. «Кто пьет воду? »

Картон «Бумажный дворец»

Просмотр видеофильма «Цель воды»

1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.

2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение).

Май.

Зеркало. «Всё наоборот»

Ветер. «Деревья проснулись»

Почва. «Аквариум»

Работа с коврографом.

1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение»

2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений,

Воспитывать интерес к изучению растений.

3.Расширить знания детей о разновидностях почвы, выяснить специфику почвы в аквариуме (чем покрыто дно аквариума, почему, что ещё может быть на дне)

Июнь, Июль, Август.

Закрепление, повторение, обследование, манипу-ляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ.

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.

Диагностический инструментарий

Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.

Вопросы к беседе с детьми:

Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?

Тебе нравится проводить опыты? Почему?

Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.

Расскажи, какие опыты проводят другие дети?

С кем ты любишь вместе исследовать?

Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности. Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на основе итоговых занятий, наблюдений, бесед с детьми.

Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Литература

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.


Педагогический проект на тему «Хотим всё знать!»

Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта : дети средней группы «Пчелка», родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 1 год.

Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Цель проекта: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.

2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.

3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.

4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».

5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

1.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.

2. Дети классифицируют камни по указанным признакам.

3. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.

4. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.

5. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

6. У детей пополнился словарный запас.

7. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

8. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

9. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Подготовка к реализации проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов .

6. Составить перспективный план проведения экспериментов.

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».

4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».

5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».

7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

8. Подбор материалов, предметов для коллекций.

9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».

10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Детская лаборатория

Основное оборудование и материалы

1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.

7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.

8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Методическая литература

  1. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
  2. Лагутенко О.И. Проведение занятий по теме: «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста / О.И. Лагутенко // Дошкольная педагогика. – 2002 (ноябрь, декабрь).
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Е.В. Марудова // Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова // тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Издательство «Учитель», 2015.
  5. Рыжкова Н.А. Волшебница-вода / Н.А. Рыжкова. – М: Линка-Пресс, 1997.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».).
  7. Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро // Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 (ноябрь).

Перспективный план проведения экспериментов

Дата

Направления экспериментальной деятельности

Темы занятий

сентябрь

Экспериментирование с песком, глиной

1.Качества и свойства песка и глины.

2. Посадим дерево.

3. Где вода?

4. Волшебный материал.

октябрь

Экспериментирование с воздухом

1.Танец горошин.

2. Поиск воздуха.

3. Веселая полоска

4. Делаем облако.

ноябрь

Экспериментирование с водой

1.Окрашивание воды.

2. Играем с красками.

3. Друзья.

4. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

декабрь

Экспериментирование.

Изучаем органы чувств человека

1.Наши помощники – органы чувств.

2. Вкусовые зоны языка.

4. Тайный похититель варенья («отпечатки пальцев»)

январь

1.Мыло – фокусник.

2. Секрет сосновой шишки.

3. Как замесить тесто?

4. Стеклянный город.

февраль

Экспериментирование с предметами

1.Естественная лупа.

2. Волшебные зеркала.

3. Мир бумаги.

4. Угадай-ка.

март

1.Что любят растения.

2. Где живут зернышки?

3. Соревнование (почва).

4. Где прячутся детки?

апрель

Наблюдения за жизнью растений

1.Хитрые семена.

2. В тепле и в холоде.

3. Что есть в почве?

4. Где лучше расти?

май

Экспериментирование с солнечным светом

1.Черное и белое.

2. Солнечные зайчики.

3. Радуга.


Жанна Платонова
Конспект комплексно образовательной деятельности в средней группе «Хочу все знать»

Конспект комплексно образовательной деятельности в средней группе

«Хочу все знать » .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация»

Цель. Продолжать формировать у детей целостную картину мира и расширение кругозора. Обогащение сенсорного опыта.

Программное содержание :

Задачи :

образовательные : Расширять и углублять знания детей о признаках предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Расширять приемы моделирования из геометрических фигур. Закреплять счетные умения и знания цифр в пределах 1-8. Составлять закономерность из геометрических фигур.

Воспитательные. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, чувства взаимовыручки.

Методы и приемы :

Словесные : загадки, беседа, логические вопросы.

Практические : дидактические игры «Пересчитай звездочки» , «Домики для звездочек, проблемные ситуации. Наглядные : рассматривание картинок, плакаты – «Обобщающие понятия» , «Звездное небо» , карточки - звездочки разных цветов спектра, геометрические фигуры.

Материалы.

Демонстрационный материал : Панно с изображением планеты Земля и предметов окружающего мира. Панно с изображением звездного неба и космической ракеты из геометрических фигур.

Раздаточный материал : Карточки – таблицы с геометрическими фигурами и карточки с изображением предметов соответствующей формы, карточки со звездочками красного, желтого, оранжевого и розового цвета, набор геометрических фигур для плоскостного моделирования.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением предметов окружающего мира, дидактические игры на формирование представлений о величине, форме и цвете. Рассказ воспитателя о космосе, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель. Ребята у нас сегодня необычный гость. Его зовут Лунтик. Он прилетел к нам с другой планеты и ему хочется больше узнать о нашей планете . Мир, в котором мы живем очень интересный. Как называется наша планета?

Дети. Земля.

Воспитатель. А что нас окружает на нашей земле?

Дети. Красивая природа, различные предметы….

Игра «. Назови одним словом» (проводится игра с картинками «обобщающие понятия» . В процессе игры воспитатель уточняет форму предмета и материал из которого он сделан)

2. Основная часть.

Воспитатель. А теперь разложите свои карточки с предметами по цвету и форме.

Проводится игра «Разложи картинки» .

Дети. Каждый раскладывает свой набор карточек с предметами круглой, квадратной, треугольной формы.

Физ. минутка.

Мы становимся все выше.

Достаем руками крыши.

Раз, два – подтянись.

Три, четыре – руки вниз.

Воспитатель показывает панно с изображением космического пространства.

Воспитатель. Все предметы, которые нас окружают, могут находится совсем рядом, что-то дальше а что-то совсем далеко. А что находится далеко, далеко от нас.

Дети. Космическое пространство, (космос, луна, солнце другие планеты) .

Воспитатель. Из каких фигур состоит наша ракета.

Дети. Прямоугольник, круги, треугольники.

Воспитатель.

Отгадайте загадку

Светит, сверкает,

Всех согревает.

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (солнце)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

Рассыпался горох

на семьдесят дорог,

никто его не подберёт.

Солнце взойдёт -

Всё наоборот : (звезды)

Воспитатель. В темно – синем ночном небе звезды кажутся маленькими точками. Это происходит потому, что звезды очень далеко от нас. Каждая звезда – это небесное тело, подобное нашему Солнцу, а иногда и намного больше его. Звезды летят в бесконечном пространстве, называемом космосом.

Как же можно рассмотреть звезды и небесные тела. С помощью телескопов ученые рассматривают небесные тела. На какую фигуру он похож.

Дети. Он выглядит как длинный узкий цилиндр и похож на трубочку.

Воспитатель. А какие предметы имеют форму цилиндра?

Дети. Банка, стакан, колбаса, труба, палочка….

Воспитатель. Соедините свои пальчики так. Как будто вы держите трубочку и подставьте её к своим глазкам. Рассмотрите наше ночное небо.

Воспитатель. Вы заметили, что на нашем небе они и цвет имеют разный. Назовите, каким цветом наши звезды.

Дети. Красные, розовые, оранжевые, желтые, синие, голубые.

Воспитатель. Все ли звезды одинаковые по размеру.

Дети. Есть большие, средние и маленькие .

Воспитатель. Почему одни звезды большие, а другие маленькие.

Дети. Большие звезды далеко о нас, а маленькие близко.

Давайте посчитаем, сколько и каких по цвету звезд на нашем небе.

Проводится игра «Найди такую же звездочку по цвету»

Дети получают карточки – «звездочки» красного, оранжевого, желтого цвета на черном фоне и группируют их на столах по цветам.

Физ. минутка.

Раз, два три четыре

В космос мы лететь решили.

Чтобы в космос полететь,

Нужно многое уметь.

Вправо, влево наклонись и нисколько не ленись.

Руки вверх, вперед и вниз.

Космонавтом становись.

Воспитатель. Звезды бывают самых разных размеров. Некоторые из них можно сравнить с Солнцем. Но Солнце далеко не самая большая из космических звезд. Есть звезды – гиганты. Их спутниками бывают звезды – карлики. Почему у звезд разный цвет? Цвет звезд зависит от их температуры. Наиболее холодные красные звезды. Самые горячие – голубы. Старея, звезды краснеют и раздуваются. Проходит много лет, и потом звезда взрывается.

Игра «Выложи звездный путь» .

Дети получают карточки – звездочки красного, желтого, розового и оранжевого цвета. Затем раскладывают друг за другом, чередуя цвет и размер.

Воспитатель. Вы заметили, что когда рисуют звезды, они имеют неровные края. Какая геометрическая фигура в этом помогает.

Дети. Треугольник.

Воспитатель. Составим звезды из геометрических фигур.

Игра «Волшебная мозаика» . Дети самостоятельно составляют звездочки разного цвета из геометрических фигур (по количеству сторон вокруг квадрата, вокруг шести и восьмиугольника прикладывают треугольники соответствующего цвета и размера). Тем детям, кто затрудняется можно предложить схему, по которой составляется звездочка.

3. Заключительная часть.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали, что видели, что нового узнали. И вы и Лунтик теперь расскажете об этом своим друзьям.

Вид непосредственно образовательной деятельности: «Познавательное
развитие» ФЦКМ
Тема: «Хочу всё знать!»
Образовательные ресурсы: программа «От рождения до школы» (Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Возраст: 3 – 5 лет
Направление: познавательно – речевое развитие
Основная образовательная область: «Познавательное развитие» ФЦКМ
Интегрированные образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», использование
игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение проектной
технологии в работе с детьми.
Форма проведения: интегрированное, нетрадиционное
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных леса;
формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей
среды.
Задачи:
Развивающие: Развивать связную речь. Учить анализировать, делать выводы.
Вызвать интерес к жизни животных. Формировать навыки экологически
безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и
мышление детей.
Расширять словарный запас: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, рысь,
белка, берлога, логово, нора, дупло, хищники, травоядные.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, чувство
доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному,
что нас окружает. Совершенствовать стиль партнерских отношений в детском
саду, чувство товарищества.
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления
детей о животных леса. Закреплять умение анализировать объекты живой
природы, выделять существенные признаки.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок,
проектирование
Здоровьесберегающие технологии: физминутка «Мы пришли в зимний
лес», пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…», гимнастика для
глаз «Тренировка».
Аппаратное обеспечение: магнитофон, мультимедиа установка, ноутбук.
Музыкальное сопровождение: диск с записью классической музыки

Оборудование: Ёлочки (искусственные); шишки, игрушки диких зверей
(олень, лиса, волк, медведь). Вата для имитации снега, плакат «Дикие
животные», картинки с животными
Ход занятия:
Перед началом занятия воспитатель расставляет ёлочки, на ветки
раскладывает вату, шишки, расставляет игрушки и рисунки следов зверей.
1. Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем выступать по телевидению и
рассказывать о жизни диких животных. Но, чтобы узнать о них побольше, мы
сейчас отправимся в гости, а куда догадайтесь сами. (Читает загадку)
Безопасность, Социализация, Здоровье
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (Лес).
Но прежде чем мы отправимся туда, давайте повторим правила поведения в
лесу.
Лесные правила.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Из рогатки не стрелять,
в лес приходят отдыхать.
Здесь не нужно всех ловить,
топать, хлопать, палкой бить.
(Дети идут по тропинке в лес под музыку).
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Приглядитесь, что вы видите в лесу?
Дети: Ёлочки в снегу, шишки.
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет в лесу?
Дети: Хвоёй, ёлками, свежестью, прохладой.
Воспитатель: Смотрите, сколько на снегу следов! Чьи это следы, вы знаете?
Давайте вместе попробуем прочитать, кто здесь побывал. А помогут нам

лесные жители.
Входят дети в костюмах животных
Воспитатель. А вот и жители леса. Они расскажут нам, как живётся в лесу
зимой. Сейчас мы сядем на стульчики – пенёчки и внимательно послушаем.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация
Выступление детей.
«Белка»
Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать, силы беречь, сохранять!
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?
Трудно белке зимовать…
«Заяц»
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз
И еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
«Лиса»
Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!
Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Воспитатель
А еще есть зверь лесной, он, ребята, очень злой.
Если б вы с ним повстречались ­
То, конечно, испугались бы.
Угадайте? Это – волк!
«Волк»
Я сам расскажу, как зимую я в лесу.
Волк зимою очень злой.

В одиночку он не ходит;
Волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Воспитатель. Давайте покормим наших друзей. У меня в волшебном мешочке
много разных угощений, но все гостинцы перепутались, кого, чем угощать не
знаю. Помогите мне, ребята.
3. Дидактические игры
Интеграция: Познание, Социализация, Коммуникация
Игра «Накорми зверей и птиц».
В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем
питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
(Игра для 2­ой младшей подгруппы).
Воспитатель: Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери?
Игра « Найди свою маму»
Воспитатель: Посмотрите, дети, кажется, эти маленькие зверята перепутали
своих мам, давайте им поможем найти свою маму.
Воспитатель раскладывает на стол картинки, поочерёдно переворачивает
одну из них. Дети должны отгадать, кто спрятался (лисята, волчата,
бельчата, ежата, мышата, оленята, медвежата).
(Игра для средней подгруппы).
4. Физминутка
Социализация, Музыка, Здоровье.
Воспитатель: Пришло время разминки!
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит.
В лесу красота и покой, И нам пора уже домой.
(Все движения выполняются в соответствии с текстом).
5.Беседа с использованием мультимедийной установки.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация. Воспитатель.
А сейчас прошу вас сесть на стульчики. Я хочу рассказать вам об одном
лесном жителе, о зайце беляке.
Беляк - житель лесов. Уши своими концами едва достигают кончика носа.
Лапы широкие и сильно опушены. Летняя шерсть рыжевато­бурая. Тусклая
окраска помогает зверьку спасаться от многочисленных врагов. Зимой беляк
снежно­белый, лишь кончики ушей остаются у него черными.
Поедает тонкие ветки и молодые побеги. С более толстых веток зайцы
обгрызают кору. Кроме веток и коры, беляки едят и сухую траву, торчащую
из­под снега. Основные враги зайца - лисица и рысь. На зайчат нападают
многие птицы, даже серая ворона. Как вы думаете, что помогает зайцу быстро
бегать и далеко прыгать? (Ответы детей: лапки).
Воспитатель: Задние ноги у него сильные и длинные, немного длиннее
передних, поэтому следы задних ног впереди передних. Бежит заяц, петляет.
А если на него нападёт филин или беркут, то и тут задние ноги помогают.
Подумайте как? (Ответы детей: зайчик начинает отбиваться лапками)
Зимой, когда все покрыто белой снежной пеленой, узоры заячьих следов
можно обнаружить и в лесу и на полях.
Для зайцев характерно запутывание следов перед лежкой.
Воспитатель: Кого боится заяц?
Воспитатель: Лисица - один из главных персонажей старых русских сказок,
басен, поговорок! И не зря в народе говорят: «рыжая плутовка». В последние
годы доказано, что по своей умственной деятельности она стоит выше
некоторых других зверей. В нашей стране лисица обитает почти везде.
Окраска у большинства лисиц ярко­рыжая, грудь и брюхо обычно белые,
внутри ушек черная, а кончик хвоста всегда белый. В энциклопедии пишут,
что лисица ведет оседлый образ жизни, это значит, что лиса живёт на одном
месте и далеко от дома не убегает.
Основной пищей лисице служат мелкие грызуны. Кроме того, она добывает
зайцев, мелких воробьиных птенцов, яйца птиц, гнездящихся на земле,
лягушек, змей, ящериц и даже змей, всевозможных насекомых, а также
многие растения и ягоды.
Зимой лиса в норе прячется только в сильные морозы и от врагов, в остальное
же время устраивается под корнями деревьев, под нижними ветками ёлок.
Лисица, поедая грызунов - вредителей зерновых культур, приносит,
безусловно, большую пользу.
Воспитатель. Нашим лесным друзьям пора возвращаться домой, у них много

дел и забот. Спасибо, что пришли к нам и рассказали о себе. (Дети в
костюмах уходят переодеваться) Ребята, посмотрите, что это за картина на
лесной поляне? Кажется, я знаю. Это художник нарисовал, да вот только
чего­то тут не хватает. (Зверей, жителей леса) Давайте поможем
художнику и сами нарисуем диких животных. Но вначале давайте сделаем
гимнастику для пальчиков и глаз.
Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Коммуникация,
Социализация, Безопасность, Здоровье
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Волку и синичке,
Мишке – толстопятому,
Зайчику усатому.
(Исходное положение – пальцы зажаты в кулаке. Поочерёдно разгибать
все пальцы, начиная с большого.)
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево, вправо,
Три –наверх, четыре - вниз. Посмотреть вверх, вниз.
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения зрачками.
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, Взгляд на нос, в окно.
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, Быстро поморгать.
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного ­ Зажмурить глаза, открыть.
Сил дадим им много­много,
Чтоб усилить в тыщу раз! .
6. Рисование «Поможем художнику».
Интеграция образовательных областей: Художественное творчество,
Коммуникация, Труд, Познание, Социализация.
Воспитатель.
1. Набрать на поролон или ватную палочку краску нужного цвета и
примакивать сверху вниз, держа карандаш прямо, плотно заполняя краской
всю поверхность.
2. Для создания эффекта пушистого меха, берём сухую кисть, набираем
немного краски и приёмом тычка дорисовываем по контуру рисунка.
3. Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за
столом. Слежу за осанкой детей.

4. Провожу индивидуальную работу, предупреждаю об окончании работы.
5. Дети рисуют. Оценка педагога.
7. Рефлексия (для 2 младшей группы)
Воспитатель подводит итог прогулки.
Да, хорошо в лесу! Сколько радости дарит людям красота деревьев, забавные
животные, поэтому лес нужно любить и охранять, не ломать ветки, не пугать
зверей.
Что же делают медведь и ёж зимой? (Они спят).
Кто на зиму меняет цвет шкурки? (Белка и заяц).
Ребята как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (Дикие звери).
Дети 2 младшей группы уходят. В это время дети средней группы
завершают свои работы.
8. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Зайцы и волк». Напоминаю
правила игры.
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Социализация,
Здоровье, Безопасность,
9. Презентация детских проектов.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация,
Социализация,
Воспитатель: Ребята вы столько много знаете про жизнь зверей в лесу.
Я предлагаю выступить вам по телевизору.
Дети садятся.
Воспитатель: (в микрофон) Внимание, внимание! Начинается телепередача «В
мире животных». Ведет её диктор Ф.И.О и её маленькие помощники
(перечисляет имена детей).
Дети презентуют свои творческие проекты «В мире животных».
«Белка»: Белка живёт в лесу. У неё цепкие длинные пальцы с очень острыми
коготками и поэтому она легко перепрыгивает с дерева на дерево. При этом
пользуется длинным пушистым хвостом как рулём. Хвост также служит белке
отличной грелкой в зимние холода. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках
деревьев. Гнездо белки похоже на шар сложенный из мелких веточек,
кусочков коры, стеблей растений и мха.
Зимой шубка серо ­ коричневая, а летом рыжая. Кормится белка семечками
ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму,
белка делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные
останутся в целости. Враги белки ­ ястреб и хищники: куница, соболь и
другие звери.
«Волк» В нашей стране волки встречаются везде. Волки живут и в жаркой
пустыне, и в лесах, и в холодной тундре. Вопреки пословице: «Как волка не
корми, он все в лес смотрит», волк - зверь не лесной. Он житель открытых
пространств. волк не приспособлен к передвижению по глубокому и рыхлому

снегу. Главная же пища волка – лось, олень, кабан. Когда пищи мало, волки
нападают на домашний скот.
Спят волки, свернувшись кольцом, и под ними образуется круглая
проталинка­лунка. Часто звери валяются по снегу, перекатываясь с боку на
бок. Нередко долго отдыхают сидя.
10. Рефлексия
Воспитатель: Ну, вот, ребята, не заметили мы, как на прогулке в лесу
побывали и на телевидении выступили! Молодцы!
О чём новом узнали во время путешествия?
Воспитатель: Что едят лиса, волк, медведь? (Мясо других животных).
Воспитатель: А что едят заяц, белка, лось? (Грибы, орехи, лишайник, траву,
кору).
Воспитатель: Зверей можно поделить на группы, какие? (Хищные и
травоядные).

Марина Ларюкова
Тематическое планирование недели «Хочу всё знать!»

План тематической недели «Хочу всё знать для детей старшего дошкольного возраста

Возрастная группа Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Ответственные

Понедельник - День «В гостях у Почемучки»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Подбор и размещение на полочке «умных книг» энциклопедий, литературы познавательного характера. (беседа о книгах)

2. Обратиться к личному опыту детей : - кто знает, как называется поселок, в котором мы живем? – где вы побывали с родителями в выходные дни? – что нового, интересного увидели, узнали? – Какие места в поселке особенно любимы вами?

Проблемные вопросы : - Как вы думаете, почему именно так назван наш поселок? – Кем и когда он основан? – Каким он был раньше? Предложить вместе с взрослыми найти ответы на эти вопросы.

Прогулка 1.

Целевая прогулка вокруг детского сада.

Цель : уточнить знания детей об окружающих детский сад объектах : школе, пятиэтажных домах, магазинах.

Дидактическая игра «Из чего построен дом?»

Как вы думаете, в каком доме лучше жить? Почему?

Разучивание нанайской народной игры «Ручейки и озера» . Цель : познакомить детей с играми народов Дальнего Востока.

2 пол. дня

Групповая традиция «В этот вечер у нас…

Внести карту поселка. Рассмотреть. Вместе с детьми найти и отметить расположение наиболее значимых, любимых мест : детский сад, Дом культуры, музыкальная школа, библиотека и др.

Обсуждение поговорки «Всякому мила своя сторона» .

Дидактическая игра «Угадай, что это?» Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Прогулка 2. Вспомнить с детьми какое сейчас время года, какой месяц? Что происходит в природе? Какие изменения можно увидеть на участке? Активизировать речь детей, развивать наблюдательность, умение высказывать свои впечатления об увиденном.

Загадывание загадок об осени. Предложить детям самим придумать загадки. 1. Анкетирование родителей на тему : «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

2. Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

1. Выставка методической литературы :

Энциклопедии для детей

Методическая литература для педагогов по развитию познавательных интересов детей.

2. Консультация «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса»

3. Анкетирование педагогов по проблеме организации и проведении поисково-познавательной деятельности детей.

Вторник - День экспериментирования «Маленькие исследователи»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Чтение главы из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей»

Цель : показать детям, что окружающий их мир познаваем, побуждать детей к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

«Всё о музыке» (рассказ про музыку)

Прогулка Наблюдение за солнцем.

Цель : знакомство детей с явлениями неживой природы : изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня» . С помощью проблемных вопросов подвести детей к выводу, что солнышко не так сильно греет, как летом. Предложить отметить, где утром всходит солнце.

2 пол. дня

Работа в исследовательской лаборатории.

«Как сделать звук громче» , «Изготовление спичечного телефона»

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за солнцем. Что изменилось? Отметить, когда и где солнце садится. Загадать загадки о солнце.

Индивидуально коррекционная работа с детьми : предложить подобрать прилагательные к слову «солнце» .

2. Консультация «Экспериментируем вместе с папой» 1. Выставка методической литературы по организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ, проектов.

2. Консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

3. Круглый стол (обмен опытом) по теме : «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» Воспитатели, старший воспитатель

Среда - День «Путешествие в прошлое»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро Беседа :

Путешествие по оси времени в прошлое микроскопа. (О. В. Дыбина «Что было до…» , стр. 127).

Прогулка 1. Наблюдение за транспортом.

Подвижная игра «Цветные автомобили» (с усложнением) .

Индивидуальная работа : закрепить знание некоторых понятий и правил дорожного движения : «проезжая часть» , «пешеход» , «пешеходный переход» ; знаки – «поворот» , «пункт общественного питания» , «больница» .

2 пол. дня

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что…»

Рассматривание иллюстраций к книге С. Михалкова «От кареты до ракеты» .

Творческое задание «Изобрази свой вид транспорта

Прогулка 2. Продолжить наблюдение за транспортом.

Загадывание загадок о транспорте.

Дидактическая игра «Угадай, о какой машине я говорю» .

Игра с подгруппой детей : «Летает – не летает»

Дидактическая игра «Скажи наоборот» - развитие восприятия, внимания, памяти. Индивидуальная работа с детьми.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе по реке Амур» 1. Оформление выставки детских энциклопедий.

2. Консультация «Читайте детям!» 1. Конкурс методических разработок :

- план тематической недели «Хочу всё знать

Конспект НОД по познавательному развитию

Познавательная презентация для детей ДОУ

Воспитатели, старший воспитатель

Четверг - День коллекционеров «Пещера сокровищ»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

1. Оформление мини-музея «Волшебный мир камня» в старшей группе,

«Хочу всё знать и измерять » в подготовительной группе.

2. Беседа «Для чего нужны музеи?» , Какими бывают музеи?

3 Просмотр познавательной презентации о музеях.

Музыка «Что такое музыка»

Прогулка П/ и «Не оставайся на земле» - развитие ловкости, действовать по правилам.

Наблюдение

Обратить внимание детей на деревья, кусты, растущие на территории детского сада. Рассказать об изменениях, происходящих с деревьями осенью. Уточнить названия, строение. Объяснить, как отличить дерево от куста. Активизировать в речи детей прилагательные : «гладкий» , «колючий» , «толстый» , «тонкий» , «длинный» , «короткий» и др.

2 пол. дня

1. Взаимопосещение мини-музеев : рассматривание, беседа.

2. Беседа «Какие мини-музеи вы бы хотели ещё создать в своей группе?» 1. Участие родителей в создании мини-музеев.

2. Консультация «Коллекции в вашем доме» 1. Оформление мини-музеев

- «Волшебный мир камня»

- «Хочу всё знать и измерять »

2. Семинар – практикум «Создание и использование мини- музеев в образовательной деятельности с детьми» Воспитатели, старший воспитатель

Пятница - День «Кладовая знаний»

Старшая группа,

подготовительная группа Утро

Рассказ воспитателя о коренных народах Приамурья :

Перечислить виды национальностей Хабаровского края. Отметить, что в нашей группе тоже есть дети другой национальности.

Рассмотреть предметы охоты, рыбной ловли (показ слайдов) .

Чтение : нанайской сказки «Медведь и лиса» . Помочь понять народную мудрость.

НОД по художественному творчеству : лепка «Приамурские узоры»

Прогулка

Обратить внимание детей на тень.

Я стою, она стоит.

Я бегу, она бежит.

Сравнить тень взрослого и ребенка. Как вы думаете, почему она разная?

Подвижная игра «Поймай мою тень» .

2 пол. дня

Чтение ульчской сказки в обработке А. В. Росугбу «Как лягушка зеленой стала»

Игры-драматизации по сказке «Айога» .

Вечер. Викторина «Умники и умницы» совместно с родителями.

Подведение итогов тематической недели : изготовление стенгазеты в группах «Хочу всё знать Развлечение КВН «Умники и умницы»

1. Брейринг по теме : «Организации познавательной деятельности с детьми ДОУ»

2. Подведение итогов недели . Воспитатели, старший воспитатель