Самоучитель семейных финансов для детей. По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова .

Найди дешевле

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Вы говорите, что нужно готовить ребёнка с рождения. Что это значит?

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5-3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

Говорите вслух

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Какие слова подобрать, чтобы объяснить ребёнку, что деньги достаются непросто?

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

На машинку

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть - семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три - четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

С возрастом детям становится уже недостаточно одной лишь любви и заботы… Они начинают требовать более материальных доказательств вашего расположения. Чаще всего речь идет именно о деньгах. Родителям остается решить невероятно сложный вопрос: давать или не давать? Решив этот вопрос, встает еще один: а если давать, то сколько? Далее – еще один: а если давать, то как контролировать расходы ребенка, и стоит ли это делать вообще? Стоит давать эти деньги в виде поощрения за что-то (домашнюю работу, хорошие оценки и пр.) или просто так? Решение этих проблем каждому родителю дается нелегко, но при этом каждый сам должен для себя решить этот вопрос, потому что общепринятых норм не существует. Давайте послушаем, что по этому поводу говорит статистика…

www.uaua.info

Нужно ли детям давать деньги?

Большинство родителей «за».

Около 95% опрошенных считают, что детям необходимы личные средства. При этом оптимальный возраст получения денег на карманные расходы по мнению родителей – старше 10 лет.

Около 26% придерживаются мнения, что распоряжаться собственными деньгами дети могут уже начиная с 7-летнего возраста, однако тоже считают, что 10 лет – это оптимальный возраст для распоряжения своими финансами.

И лишь 7,4 % родителей полагают, что в 10 лет ребенку деньги не нужны вовсе.

www.vseodetyah.com

Практика показывает, что деньги у ребенка начинают водиться гораздо раньше 10-ти лет – стоит ему только пойти в школу, как у него постоянно возникает необходимость что-то купить или за что-то заплатить. Как правило, сперва это целевые деньги – на обеды, на проезд, на булочку и пр.

Зачем ребенку карманные деньги?

Первоочередная задача карманных денег для ребенка – научить его грамотно распоряжаться своими финансами. Только при наличии собственных средств ребенок сможет научиться здоровому отношению к ним, освоить или перенять модель успешного распоряжения деньгами, узнать об истинной ценности личных средств и возможностях их правильного и рационального использования.

Если давать, то сколько?

bambinostory.cdn.kinsta.com

В среднем родители готовы предоставлять своим детям в возрасте 10-ти лет ежемесячную сумму, эквивалентную 30 долларам США.

Около 18 % взрослых не рискует предоставлять столь большую сумму и предпочитает сумму, вдвое меньше вышеуказанной.

Специалисты утверждают, что размер ежемесячных карманных денег напрямую будет зависеть от месячного дохода родителей, непосредственно от возраста ребенка, а также от того, насколько ребенок созрел в принятии решений, в какой стране проживает семья (некоторые страны на законодательном уровне определяют размер карманных денег), взаимоотношений ребенка с родителями и размера суммы, выделяемой сверстникам ребенка.

При этом, даже если у семьи нет возможности выдавать ребенку 15 или 30 долларов, важно предоставлять ему в личное пользование хотя бы столько, сколько вы можете себе позволить. Обладание собственными деньгами позволит ребенку стать более самостоятельным и посмотреть на жизнь под другим углом.

За что давать деньги?

www.vseodetyah.com

Около 26% опрошенных родителей уверены, что давать деньги нужно только тогда, когда дети помогают по дому. А 72% взрослых придерживаются мнения, что ребенок не должен нести обязательств по уборке дома для того, чтобы получить карманные деньги.

Психологи согласны с большинством и считают, что главной компенсацией за выполненный по дому труд должна стать радость родителей, а не деньги. Ребенок должен осознавать, что он внес собственную лепту в содержание своей семьи и заботу о ней.

Иногда приветствуется инициатива родителей выступать первыми работодателями ребенка, но при этом должны быть четкие договоренности. Также необходимо сразу оговорить тот момент, что деньги должны поступать к ребенку только за творческое применение его способностей или за разовую работу, которая не является его ежедневной обязанностью.

Поступая таким образом, вы сможете сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам. Важно, чтобы ребенок относился к ним не как к цели, а как к средству.

Уважаемые читатели! У вас уже есть ценный опыт по решению этой проблемы? Как вы относитесь к карманным деньгам для детей? Сколько и за что вы платите своему ребенку?

Я уже говорил о том, что карманные деньги ребенка или подростка должны выступать не способом поощрения или наказания, а инструментом для обучения финансовой грамотности и прививания правильного отношения к деньгам. Теперь разовью эту тему более подробно. Итак, как давать деньги детям.

В первую очередь, необходимо понимать, что деньги, выданные ребенку на карманные расходы, он может и должен использовать так, как считает нужным, поэтому контроль над использованием этих денег необходим только на начальном этапе, а затем его следует снижать до минимума. Любой чрезмерный контроль полностью перечеркивает смысл использования карманных денег ребенком, ведь тогда получается, что средствами распоряжается не он, а родители.

Когда у ребенка есть карманные деньги – он на простых примерах учится самостоятельно принимать финансовые решения, самостоятельно выбирать, что, где и когда он купит, исходя из тех средств, которые есть у него в наличии. Имея собственные деньги, ребенок может сам создавать на крупную покупку, а не просить о ней родителей. Поскольку его карманные деньги ограничены, он учится правильно расставлять приоритеты, оптимизировать свои расходы, искать оптимальные цены для совершения покупок.

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.

1. С какого возраста давать деньги детям? Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.

2. Сколько денег давать ребенку? Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие – наоборот, не должны.

Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);

– Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);

– Договоренность с ребенком, обещания ему;

– Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;

– Возраст ребенка.

Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Успеваемость ребенка в школе;

– Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;

– Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);

– Настроение родителей;

– Степень внимания, уделяемого ребенку.

Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.

По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие – они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно – тем лучше с точки зрения приучения его к , приобретению необходимых навыков .

Таким образом, думая о том, сколько денег давать ребенку, нельзя использовать деньги в качестве меры поощрения или наказания, необходимо рассчитывать эту сумму, исходя из потребностей ребенка и объективных жизненных реалий.

3. Как часто давать деньги детям? Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц – это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.

Определяя оптимальный период, на который вы будете выдавать карманные деньги детям, руководствуйтесь принципом: чем младше ребенок – тем чаще выдавать и наоборот.

4. Как контролировать расходы ребенка? Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов – пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.

Определенные финансовые потери детей неизбежны, особенно – на начальных этапах обучения финансовой грамотности. С этим необходимо смириться и воспринять это как должный опыт.

Подводя итог сегодняшней публикации, хочу систематизировать всю эту информацию в несколько простых правил.

– Выдавать деньги детям необходимо регулярно и своевременно. Несоблюдение этого правила будет способствовать отсутствию у детей финансовой дисциплины;

– Ребенок должен знать, какие расходы он может оплачивать из своих карманных денег, а какие оплатят его родители;

– Карманные деньги не должны выступать средством поощрения или наказания;

– Согласовывайте с ребенком все вопросы его финансирования и объясняйте ему, по каким причинам вы, например, даете ему меньше или больше денег, чем обычно;

– Установите довольно жесткую финансовую дисциплину. Если ребенок потратил выданные карманные деньги раньше срока – не нужно пополнять его бюджет: он должен чувствовать свою ответственность за это. В противном случае такое положение дел войдет в привычку.

Ну вот, пожалуй и все. В заключение хочу добавить, что каждая семья вправе самостоятельно определять, как давать деньги детям. Я отталкивался от необходимости обучения ребенка и выработки у него навыков правильного отношения к деньгам, что действительно считаю необходимым. Если у вас другое мнение или есть, чем дополнить – с удовольствием выслушаю это в комментариях.

Оставайтесь на и учитесь грамотно вести личные финансы. До новых встреч!

Сегодня у меня уже есть внуки, но, притронувшись к деньгам, хочется как можно быстрее вымыть руки с мылом. А вопрос, стоит ли давать детям деньги, заставляет задуматься многих. Ведь в жизни наших детей они нынче занимают далеко не детское место.

Деньги для детей в советские времена, конечно, не имели такого значения, как сегодня. На что мог тогда ребенок их потратить? Сходить в кино, купить мороженое. Крупная же сумма в руках ребенка вызывала удивление и настораживала. Люди не были так сильно разобщены, как сегодня. Поэтому весть о «больших» деньгах в детских руках быстро бы долетела до их родителей.

Меняются времена и условия жизни

Сегодня уже нередки случаи, когда трехлетние дети разбираются в стоимости бриллиантов, мобильников и предпочитают авто модных марок. Дарить на день рождение малышам деньги стало обычным явлением.

— Машенька! Дай мне свою денежку, а то мне не хватает, чтобы расплатиться за покупку.
— Если ты мне ее потом вернешь и добавишь еще рублик, тогда — пожалуйста.
— Хорошо, не переживай. Отдам!

Подобный диалог — не редкость в наше время. Проблема «дети и деньги» не решается так однозначно, как раньше. Поэтому у родителей остается открытым вопрос…

Давать ли деньги дошкольнику?

Психологи и люди с многолетним опытом работы с детьми говорят свое категорическое — нет! В данном случае очень злободневна поговорка: не в деньгах счастье.

Объясняют свою позицию они очень просто. Детей дошкольного возраста всегда сопровождают взрослые. Все покупки делают папа с мамой, а в детском саду «свои» денежки детям не нужны.

Желание их иметь — это возможность самоутвердиться в коллективе. Но такое самоутверждение негативно сказывается на формировании личности малыша. Ведь выделиться он хочет не за счет своего характера и умения, а за счет вещей, игрушек, денег. А для человека важно уметь, а не иметь.

Наделять малышей недетскими привилегиями — значит, замедлять их психологическое развитие. Они привыкают получать все готовое, не прилагая при этом никаких усилий. В результате — инфантилизм, не умение и нежелание трудиться. Но при этом налицо непомерные аппетиты и претензии.

Нужны ли карманные деньги младшим школьникам?

Как утверждают специалисты, особой нужды в этом нет. Конечно же, если совершаются культпоходы в кино, театр, зоопарк или же другое интересное для детворы место, то небольшие карманные деньги не помешают. Именно небольшая сумма не вызовет зависть у одноклассников и не будет провоцировать к необдуманной ненужной трате денег.

Но с взрослением увеличивается и потребность в деньгах. Дни рождения одноклассников, 8 Марта и другие праздники предполагают пусть не дорогие, но подарки. И для этого хорошо бы иметь в доме копилку. С одной стороны, эти деньги не заработаны трудом ребенка, но с другой — все-таки они не выдаются по первому их требованию. У детей формируется понятие: чтобы купить, нужно насобирать необходимую сумму. Таким образом, ребенок учится соизмерять желания с возможностями.

На что важно обратить внимание?

Накопительство иногда превращается в страсть. У ребенка при этом может развиться скопидомство. Обратите внимание, если ребенка часто называют «жадиной», то копилку лучше не заводить.

Распоряжаться деньгами из копилки дети могут самостоятельно. Но при этом в семье должно соблюдаться правило: не покупать «запрещенные» вещи, о которых было заявлено родителями еще до появления копилки.

Стоит ли платить за хорошие оценки?

Однозначно — нет! У ребенка может создаться впечатление, что хорошие оценки, а вернее знания, нужны родителям больше, чем ему. Раз платят, значит, это им зачем-то нужно? При этом значительно снижается мотивация к учебе. Чтобы заработать больше денег и не огорчать родителей, дети начинают хитрить и скрывают плохие оценки.

Стоит ли платить за работу по дому?

Лучше не надо. Во-первых, вы, так или иначе, предлагаете ребенку стать наемным рабочим. А философия семьи зиждется совсем на других принципах: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться. И будут родители опекать своего великовозрастного сынишку всю свою оставшуюся жизнь.

Подросток и карманные деньги

В этом случае вопрос стоит наиболее остро. Но бесконтрольность недопустима! Подростки жаждут самостоятельности, а соблазнов в современном мире много. Здесь нужна адресная финансовая поддержка, и то если вы не опасаетесь за поведение подростка.

Подработка же во время каникул должна приветствоваться. Первые деньги, заработанные своим трудом — важное событие в жизни подростка. Они начинают реально оценивать свои возможности, понимать, как «достаются» деньги. От них уже не услышишь залихватского — подумаешь, какие-то сто баксов! Происходит своеобразная переоценка ценностей.

Хорошо, когда часть заработанных денег подросток отдает в семью. Именно так прививается забота о близких людях.

Деньги в подарок. Хорошо это или плохо?

Дарить на праздник деньги — вполне укоренившийся обычай у многих народов. У нас же предпочтение отдается более оригинальным вещам — подаркам. Хотя одного для всех правила не существует. Правда, акценты расставлены. Маленьким детям правильнее будет преподнести все же подарок. Для повзрослевших, возможно, лучшим подарком станет «конверт».

Тут уж, как говорится — на вкус и цвет товарищей нет. Но есть выбор!

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.