Соляной столб жена лота исследование. Жена Лота-превращение в соляной столб

Жена Лота и соляной столб
1

В Торе есть несколько сюжетов, которые меня волнуют личностно. Один из них - жена Лота. Почему она оглянулась? Почему Бог так странно наказал ее, превратив в соляной столб? Мог же он ее просто убить, или превратить в ящерицу. Почему существует такое понятие: уходя, не оглядывайся? Мне кажется это как-то связано с историей жены Лота.

Иерусалим

Считаю необходимым начать свой ответ с такого утверждения: Тора не является книгой, написанной человеком. Поэтому в ней очень много слоев, и мы попробуем разобраться в некоторых из них.

Кроме того - под Торой мы всегда подразумеваем и Письменную Тору и Устную.

Вводные сведения:

Лот был женат, а когда попал в Седом, (по-русски Содом), где правила жизни запрещали оказывать кому-либо гостеприимство, его жена вскоре была казнена, т.к. из дома дяди Лота - нашего праотца Авраама она вынесла традицию, согласно которой гостеприимство считалось делом чрезвычайной важности. Она переоценила тот почет, который седомитяне оказали ее мужу. И упорно принимала у себя в доме гостей-чужестранцев. В результате чего ее отдали под суд.

Затем Лот женился на дочери местного вельможи, по имени Ирит (об этом написано в Мидрашах: книгах Мидраш Танхума и Пиркей де-раби Элиэзер ). У них родились дети. Когда дети выросли, произошло то, о чем Вы прочли в тексте Торы.

Первый слой

Жена Лота оглянулась, потому что не могла поверить в полное разрушение того места (города), где прошло ее счастливое детство, где она вышла замуж и прожила долгие годы в браке (в Устной Торе ее жизнь описывается более подробно, но дополнительные детали для нас сейчас несущественны). И, конечно же, она не могла поверить в то, что запрет «не оглядывайтесь!» - столь серьезен. Ей казалось, если она на мгновение бросит взгляд на оставленный город - ведь это сущая «мелочь»! - ничего плохого не произойдет.

Второй слой

Духовный потенциал Ирит был огромен... Имя ее состоит из букв: аин , реш , йуд , тав . И образовано оно от корня аин , реш , hей (в женском роде добавляются йуд и тав ), что означает - «пробуждение», «возбуждение».

Иначе говоря, ее суть - «быть возбужденной», томиться желанием йихуда , соединения мужского и женского начал, которое служит символом-моделью Великого соединения Неба и Земли, Творца и сотворенного Мира. И Лот (не только племянник Авраама, но и - ученик!) был с нею счастлив. Он ощущал, что их совместная жизнь усиливает процесс подготовки Единения в Высших Мирах, приближая Миры к ожидаемому совершенству.

Поэтому суть распоряжения двух посланников Всевышнего, запретившего «оглянуться» - это отрыв Ирит (вообще семьи Лота) от сильной, но негативной духовности Седома. О мировоззрении жителей этого города в трактате Мишны Пиркей Авот сказано: «Их жизненная концепция: мое - это мое, твое - это твое». И если мы напишем слово «твое» с большой буквы («Твое»), нам в данном высказывании раскроется и другая грань Истины. Они, жители Седома, стремились (и преуспевали в этом!) к полноте жизни, в которой, однако (в земной жизни, обозначенной здесь местоимением «мое»), нет Творца («Твое, небесное - это для Тебя, а не для нас»).

От этого седомитянского мировоззрения такой женщине, как Ирит, обладающей высоким потенциалом духовности, следовало отделиться. Полностью и окончательно - «без оглядки».

Слой третий

Почему она превратилась именно в соляной столб?

Соль на иврите - мелах . В этом слове - два слога: ме и лах (на иврите слог может быть и однобуквенным, т.е. буква+огласовка).

Слог ме означает движение «от». Ме -ир , к примеру - движение, уход от города (на иврите - ир ).

Слог лах - «влажность». В целом слово мелах (соль) обозначает нечто, что уменьшает, сводит на нет влажность.

В соляных копях, пещерах, влажность равна нулю. И мясо кошеруют, посыпая на час солью, вытягивающую влажность крови.

Томление и желание женщины называется в наших книгах «маим нуквим » (женские воды). Жена Лота по имени Ирит (о значении имени - см. выше) не захотела подняться на высоту своего потенциала. Не захотела «отдаться», подчиниться распоряжению двух посланников, что должна была бы сделать, поверив в их истинность (а ведь они так ясно показали, кто они и от Кого они! - см. текст Торы о событиях в Седоме, предваряющих ситуацию с женой Лота). Она не проявила готовности пуститься вплавь по жизни без философии Седома. Иначе говоря, сохраняя некую связь с мировоззрением Седома, она как бы лишила себя возможности реализовать свою способность: желать и приближать истинное Единение. То есть - она «ушла от влажности» - ме-лах ...

Слой четвертый

Если слово «мелах » прочесть в обратном порядке (справа налево), получится слово «халом » («сон»). Жена Лота хотела воссоздать в своей жизни приятный сон, соединив привычный уклад жизни в г. Седоме с тем Единением, которое мог предложить ей Лот, думающий о Высших мирах. Но это в принципе - невозможно.

Она обернулась… И тем самым как бы предпочла «обратный порядок» - ее халом обратился в мелах .

Ирит превратилась в столб, в дорожный указатель. Напоминание нам...

Слой пятый

Здесь уже речь пойдет не о жене Лота, но опосредованно - и о ней.

Дочери Лота унаследовали от Ирит ее потенциал. В результате у старшей родился сын Моав, который стал родоначальником моавитян . В среде моавитян , примерно поколений через двенадцать, появилась Рут. Ее внук Ишай родил Давида - основателя процесса реализации Воли Творца. Вплоть до его, процесса, завершения - этапа Прихода Машиаха ...


Быт.19:4. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города , окружили дом

Слух о приходе к Лоту и остановке у него двух молодых красивых юношей (в образе которых обыкновенно являлись Ангелы, ; ср. и др.) успел распространиться по городу, и вот жители его, движимые отчасти праздным любопытством, а еще более преступными намерениями (), собираются с различных концов города, без различия возраста и положения, к дому Лота.

Быт.19:5. и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы позна́ем их.

Из этих слов видно, что поведение собравшейся толпы содомлян было вызывающим: оно угрожало как самому Лоту – нарушением его священного долга гостеприимства, так и еще больше его гостям – поруганием их чести. На характер последнего выразительно указывают стоящие здесь слова: "да познаем их» , имеющие в Библии весьма определенный, специфический смысл ( и др.), выражающий мысль о половом акте. Вся тяжесть преступного поведения содомлян состояла в ненормальности и извращенности их полового чувства, порождавшей противоестественные пороки деторастления и мужеложства, получившие после техническое наименование «содомского греха». О широкой практике всех этих чудовищных преступлений между нечестивыми хананеями и особенно среди развратных содомлян свидетельствует целый ряд библейских мест (; ; ; и др.).

Поэтому вполне естественно, что гости Лота, отличавшиеся молодостью и красотой, могли с особенной силою возбудить похотливые желания содомлян.

Быт.19:6. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,

С опасностью для собственной жизни, Лот выходит к этой озверевшей толпе и сначала лаской, а затем даже и жертвой пытается отклонить ее от ее преступного намерения.

Быт.19:7. и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;

Обращаясь к ним с таким братским приветствием, Лот думал пробудить в них лучшие чувства и подействовать на их благоразумие; но это было напрасно, так как, при господстве разнузданности низших инстинктов, все высшие и благородные чувства были уже мертвы у содомлян.

Быт.19:8. вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Видя безуспешность своего увещания, Лот решается на крайнее средство; ради спасения чести своих гостей он готов пожертвовать честью своих незамужних, хотя уже и обрученных (), дочерей. Блаженный Августин делает упрек Лоту за подобное предложение, но святой Иоанн Златоуст и большинство других толкователей видят в нем акт самопожертвования, или, по крайней мере, лучший выход из его крайне затруднительного положения; «из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский .

Быт.19:9. Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, чем с ними.

Образ жизни и поведения праведного, живущего в обществе закоренелых грешников, является немым, но тем не менее весьма красноречивым обличением последних. В подобном именно положении находился и Лот, живя среди содомлян и ежедневно мучаясь, глядя на их беззакония, как говорит Апостол Петр (). Видя в нем человека совершенно иного настроения, содомляне и без того питали к нему враждебные чувства (). Теперь же, когда Лот осмелился выступить к ним с увещанием и воспрепятствовать их гнусным намерениям, негодование содомлян на него возрастает настолько, что начинает грозить его жизни.

И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь.

Т.е. уже приступили к осуществлению своих угроз.

Быт.19:10. Тогда мужи те простерли руки свои, и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли;

В награду за великодушную защиту их чести, небесные гости Лота, спасают теперь его в критическую для него минуту; этим чудом они впервые обнаружили перед Лотом свою истинную природу.

Быт.19:11. а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

По мнению большинства экзегетов, наказание неистовых содомлян не было простой физической слепотой, или полным лишением их зрения, а состояло в слепоте ума и внешних чувств, т.е. в некотором беспорядке ощущений и воображения, препятствовавшем им различать и узнавать предметы, наподобие поражения аналогичной слепотой сирийских войск по молитвам пророка Елисея () или слепоты Савла () и волхва Елимы ().

Лот выводится Ангелами из Содома и спасается бегством в Сигор

Быт.19:12. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,

В награду за оказанное Лотом высокое гостеприимство и в память ходатайства Авраама (; ср. ) Господь являет особенную милость дому Лота, обещая спасение всем его членам, кого бы только ни захватил Лот с собою.

Быт.19:13. ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Вопли несчастных, поруганных и угнетенных содомлянами, не находившие себе справедливого суда здесь на земле, дошли до небес и там нашли себе всеправедного Судью и должного Воздаятеля (). И так как жители Содома доказали свою полную нераскаянность, так что продолжение их жизни лишь увеличивало бы степень их виновности, то правосудный и решается прекратить такое их существование наподобие того, как Он некогда поступил и со всем допотопным человечеством ().

Быт.19:14. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Некоторое недоумение вызывает здесь то обстоятельство, что у Лота уже были зятья, тогда как выше было сказано, его две его дочери еще не знали мужей (). Оно обыкновенно решается так, что дочери Лота были уже помолвлены и находились, так сказать, накануне самого брака, так что Лот в этом смысле мог заранее назвать их женихов своими зятьями. Очевидно, что и эти нареченные зятья Лота были истинными содомлянами не только по плоти, но и по духу, так как с недоверием и смехом отнеслись к предложению Лота ().

Быт.19:15–16. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.

И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

«Кажется, недоверчивая улыбка зятьев несколько подействовала на слабого характером Лота, и он сам стал колебаться оставлять город, жалея, вероятно, имущество и не вполне уверенный в предсказании Ангелов. Поэтому Ангелы «по милости Господней» выводят его силой» (Властов). Обращает на себя внимание также и то, что здесь впервые два мужа определенно названы Ангелами ().

Быт.19:17. Когда же вывели их вон, то один из них сказал:

На основании всего последующего контекста () в этом одном Ангеле, властно ведущем от своего лица всю дальнейшую беседу с Лотом, большинство комментаторов справедливо усматривает того самого «Ангела Иеговы», Который выступал главным действующим лицом и в предшествующей главе (18).

спасай душу свою;

«Душа» здесь взята, как синоним «жизни», в качестве основной ее сущности.

не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Ближайший смысл такого запрещения состоял в том, чтобы ускорить бегство Лота, так как всякое промедление и остановка могли грозить для него гибелью, а дальнейший, нравственный – заключался в том, что такой прощальный взор на покинутый Лотом город свидетельствовал бы об его сочувствии и сожалении этого города, что, при виде разразившейся над ним небесной кары, было бы равносильно косвенному порицанию самого Бога за жестокость Его суда. Наконец, всякое обращение назад неодобрительно еще и потому, что оно свидетельствует о недостатке у человека твердости характера и силы воли и о некоторой предосудительной нерешимости его идти по раз избранному пути (; и др.).

Быт.19:18–19. Но Лот сказал им: нет, Владыка!

вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигла меня беда и мне не умереть;

Местом спасения для Лота и его семейства были назначены горы – по всей вероятности, горы Моавитские, окружающие с востока долину Иордана. Но он и здесь обнаруживает недостаток мужества и слабость воли, искушая божественное милосердие своей малодушной просьбой.

Быт.19:20. вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].

Охваченный малодушным отчаянием, Лот думает, что он не успеет достигнуть такого далекого пункта, как Моавитские горы, и молит Господа, чтобы Он позволил ему укрыться на полпути к ним, в одном маленьком городке, получившем в память этого события название Сигор (). Лот дважды выставляет на вид особую незначительность этого городка, с одной стороны, для того, чтобы тем легче преклонить Господа к своей просьбе, с другой и потому, чтобы показать, что в нем, как в маленьком городе, не было той ужасающей испорченности, которая царила в больших городах, и что в силу этого он скорее других может быть пощажен от разрушения.

Быт.19:22. поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.

Снисходя к просьбе, хотя и слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное – «Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность (). Раньше же этот городок носил название «Белы» (). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот городок лежал в самом южном пункте Иорданской долины (; ), на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от эпохи римского владычества Ζόαρα у Стеф. Визан., и от времени крестовых походов («Согар» или «Цогар», по имени которого и само Мертвое море называется еще «морем Цогар»).

Гибель Содома и Гоморры

Быт.19:24–25. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

Здесь, прежде всего, останавливает на себе внимание некоторая неестественность выражения: «и пролил Господь... от Господа» .

По объяснению отцов и учителей Церкви (Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иустин Философ, Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну (; ; ). Аналогичный этому случай имеем мы во втором послании Ап. Павла к Тимофею, где Апостол молится о рабе Онисифора, чтобы «Господь сподобил его обрести милость от Господа в день он» ().

Что касается характера самой катастрофы, разразившейся над четырьмя городами Пентополя (Содомом, Гоморрой, Адмой и Севоимом) (; ), то, основываясь на данных самого текста («дождем серу и огонь... с неба» ), а также принимая во внимание относящиеся к нему библейские параллели (; ; ), свидетельство Иосифа Флавия и изыскания новейших ученых, можно предполагать, что она была двоякого рода: началась она страшным вулканическим извержением, сопровождавшимся пожаром смоляных болот и источников, во множестве покрывавших собой долину Сиддим (); а окончилась затоплением всей этой долины из соседнего соленого озера, наступившим вследствие сильного понижения почвы, образовавшегося после вулканического извержения. Так нередко пользуется естественными действиями и явлениями для обнаружения Своей верховной воли.

Замечательно, что море, образовавшееся на месте некогда цветущей Иорданской долины Сиддим и обыкновенно известное у нас под именем «Мертвого», в Священном Писании нигде не носит такого эпитета, а называется или морем равнины (), или Соленым морем (; ); оба последних названия вполне оправдывают вышеприведенную догадку о характере небесной кары, совершившейся над нечестивыми городами.

Наконец, в пользу того же предположения говорят и научные изыскания новейших географов Палестины, по вычислениям которых разность в глубине северной (древней) и южной (впоследствии образовавшейся) части Соленого моря сильно бросается в глаза, так как достигает почти 800 футов, и невольно заставляет предполагать разновременное их происхождение. К этому же должно добавить, что на южном берегу моря время от времени находят выбрасываемые с морского дна большие асфальтовые глыбы, явно вулканического происхождения.

Жена Лотова обращается в соляной столб

Быт.19:26. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.

Что наказание жены Лота за ослушание повеления Ангелов (), служившее выражением ее сочувствия к нечестивым, не аллегория, как думали некоторые, а действительный, исторический факт, об этом свидетельствует автор кн. Премудрости Соломона () и сам Господь наш ().

Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем со временем превратилась в большую соляную глыбу, или соляной столб.

Иос. Флавий приводит предание, согласно которому на один из соляных столбов близ Мертвого моря указывали, как на остатки жены Лота (Иудейские Древн. 1, 11, 4), а современные арабы и доселе называют этим именем соляной столб, около 40 фут. вышины, к востоку от местечка «Усдум», созвучного с библейским «Содомом».

Быт.19:27–28. И вcтaл Авpaам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа,

и nocмотpeл к Coдoмy и Гoмoppe и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

Данным замечанием бытописателя все это повествование ставится в самую тесную связь с предыдущим ходатайством Авраама о спасении праведных в этих нечестивых городах (). Вместе с тем оно еще раз подтверждает наше предположение о страшном землетрясении и пожаре, жертвой которых пали обреченные на гибель города.

Быт.19:29. И было, когда истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

Слова эти многое объясняют как о настойчивости ходатайства Авраамова за спасение содомлян даже ради десяти праведников (цифра, к которой быть может приближалось количество членов Лотовой семьи), так и в особой благосклонности и милости Божией к Лоту, несмотря на его некоторое колебание и малодушие. Одновременно с этим данный факт является красноречивым свидетельством того, как «много может усиленная праведного» (

Происхождение моавитян и аммонитян

Быт.19:31–36. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли;

итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.

И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.

На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.

И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.

И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,

Заключительный раздел исследуемой главы содержит в себе печальную историю падения Лота. Лот, всю жизнь бывший живым обличением содомлян по чистоте своих нравов (), под конец своей жизни сам, до некоторой степени, уподобился им, вступив в преступную связь со своими дочерями. Подобные противоестественные связи редко практиковалась даже у язычников (), в законе же Моисеевом за них прямо назначалась смертная казнь (; ). Неудивительно, что многим экзегетам все это повествование кажется крайне соблазнительным и маловероятным. Но более вдумчивый анализ текста и принятие во внимание всех побочных обстоятельств значительно уясняют дело. Что касается личности самого Лота, то большую половину его вины, как и некогда вины Ноя (), снимает то обстоятельство, что преступное деяние совершено было им в состоянии опьянения и без всякого сознания его значения, как это ясно дважды подчеркивается библейским текстом (окончания 33 и 35 ст.).

Гораздо труднее, конечно, оправдать поведение дочерей Лота, со стороны которых ясно видно обдуманное намерение и коварный план. Но и здесь можно указать целый ряд смягчающих их вину обстоятельств: во-первых, поступком их, как ясно видно из текста, руководило не любострастие, а похвальное намерение восстановить угасающее семя отца (); во-вторых, прибегли к данному средству, как к единственному исходу в их положении, так как они, по свидетельству текста, были убеждены, что, кроме отца, у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы получить потомство (). Такое ложное убеждение сложилось у них или потому, что они считали все остальное человечество погибшим, или, что более вероятно, потому, что никто не хотел иметь общения с ними, как выходцами из проклятых Богом городов. Наконец, объяснением, а следовательно, и некоторым извинением поступка дочерей Лота служат условия обстановки всей предшествующей их жизни в обществе развращенных содомлян и под непосредственным влиянием недалеко ушедшей от своих сограждан матери.

Быт.19:37–38. и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне.

И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне. ), но, как родственные по плоти избранному народу еврейскому, они в конце концов имеют получить прощение и спасение ().

" ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ"

4
Жена Лота

Всё, что говорит нам Библия о жене Лота, это то, что она «...оглянулась назад и стала соляным столбом». Мы даже не
знаем её имени и не знаем откуда она. Не сказано нам, была ли она женой Лота до отделения его от Авраама или после, когда он «раскинул шатры до Содома», а возможно он взял жену как раз из Содома, и тогда это многое объясняет.
Избрав равнину Иордана и оставив восточную холмистую страну Аврааму, Лот совершил выгодную сделку, но (увы!) он был не первым, кто оценил процветающую легкую жизнь, предоставляемую плодоносной долиной Иордана. Здесь были города, занятые идолопоклонниками, такими же, которых Авраам оставил в Уре Халдейском. «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Лот раскинул свои шатры около Содома, но позже стал жить в доме внутри самого города.
Со временем развращенность Содома и Гоморры стала такой, что Бог не мог терпеть её долее. Он предупредил Авраама, что намерен уничтожить эти города вместе с их обитателями. Авраам вступился перед Богом за Содом во имя тех праведных, которые ещё могли там быть, и Бог уступил: если там найдется хоть десять праведников, он сбережет город. Но это условие, ясно, не состоялось. И тогда были посланы ангелы сказать Лоту, чтобы он бежал из Содома вместе с женой и со своей семьёй прежде, чем наступит страшное разрушение.
Лот колебался. Два его зятя отказались уходить с ним и, без сомнения, жена тоже не хотела оставлять город, поэтому ангелам пришлось ухватить и почти тащить из города Лота, его жену и двух его дочерей. И они были вынуждены бежать в горы. Очевидно, пожив в городских условиях, они страшились кочевой жизни, которая когда-то была нормальным образом жизни для Лота. Через ангелов он умолял Бога позволить им идти в Сигор - другой город, который находился неподалёку. Бог уступил этой мольбе, и они направились в Сигор. Тогда и «пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли». (Быт 19:24,25)
Бытие 14 описывает войну в долине Сиддим, «где ныне море Соленое» - так в Библии именуется Мёртвое море, между царями или правителями разных городов, среди которых упоминаются Содом, Гоморра и Сигор. Долина эта изобиловала грязевыми ямами. Вернер Келлер в своей книге «Библия, как история» говорит о долине Иордана, как об огромном разломе в земной коре, который начинается далеко на севере Палестины и идет на юг, к Красному морю. Там, в долине Иордана есть изобилующие свидетельства землетрясений (Библия упоминает о них) и вулканических извержений: видимые на огромном протяжении массы лавы и базальта, кратеры потухших вулканов, маслянистые пятна битума на воде Мёртвого моря (в «Писнии» - грязь?), и запах нефти и серы. Учёными уже раскопаны многие библейские города, но Содома и Гоморры не обнаружено. Геологи полагают, что они лежат «...в районе, который теперь погружен под медленно поднимающимися водами южной части Мертвого моря, и что их разрушение явилось следствием мощного землетрясения, которое возможно сопровождали взрывы, молнии, выход природного газа и, главное, большие пожары».

Скверное предложение нечестивых

Вы когда-нибудь сожалели о жене Лота? Можете себе вообразить бедную женщину, которая, избежав пожара, оглянулась, чтобы посмотреть на свой объятый пламенем пожара дом, где в огне гибло всё то, что она создавала годами, о чём заботилась и ухаживала, что ценила и берегла, женщину, единственный грех которой был только в том, что она обернулась бросить последний взгляд на то, что она покидала навсегда?
Небольшое размышление на эту тему может стать для нас поучительным. Бытие 19 даёт краткое описание развращенных мужей Содома, с их извращёнными качествами. Нормальные люди приличного воспитания даже представить себе не могут весь тот ужас, который царил там. Эта развращённость более-менее открыто осуждается в наше время, хотя бессмысленно думать, что честное и объективное отношение сегодняшнего дня поможет заклеймить это зло, или что подрастающее поколение будет в меньшей опасности, если это зло будет разоблачено. Фактически это ознакомление послужит предупреждением для нас и поможет нам понять чувство отвращения Лота и его жены. Конечно, после той страшной ночи, осознавая опасность, которой подвергался её муж со стороны мужчин Содома и особенно обе её дочери, жена Лота могла бы не колеблясь стряхнуть пыль Содома с ног своих (то есть бежать из Содома), когда Бог через ангелов предложил им путь к спасению не только от Божьей кары, но и от отвратительной жизи в Содоме. Подлинность ангелов, посетивших их, была подтверждена ей чудом ослепления, всех осаждавших их дом мужчин, которое спасло по крайней мере в эту ночь Лота и его семью.
Но нет! Они ещё медлили, и их пришлось убеждать и подбадривать к бегству. Они просили, чтоб им позволили стать
в Сигоре, который из-за своей близости к Содому и Гоморре был, возможно, не намного безопаснее.

Промедление и взгляд назад

Без сомнения, жену Лота удерживал уютный дом и оседлый городской быт и страшил риск бездомной кочевой жизни. Должно быть, она полагала, что Бог, специально приславший ангелов, чтобы предупредить и спасти её хозяйство от разорения, может также оберегать их и дальше. Даже когда уже начался огненный дождь, и она должна была бы увериться, что нет места для сомнений, она всё ещё медлила и оглянулась. Это был не просто взгляд мельком, через плечо, в спешке. Слово, переведенное как «оглянулась», означает внимательный, долгий прощальный взгляд. И в этот момент не нужен был специальный акт наказания. Каждый промедливший в окрестностях Содома мог задохнуться в ядовитом дыме, который увидел Авраам следующим утром: «И дым поднимался с того места, как дым из печи». К этому моменту недвижимые предметы в Мертвом море покрылись солью. Таким образом, гибель жены Лота была неизбежной.
Изучающий Писание будет изумлён терпением Бога к Лоту и его семье. Для десяти праведников Он готов был пощадить город, готов был спасти зятей Лота, хотя они были неверующими, если б они последовали за Лотом. Когда Лот и его жена медлили с решением, ангелы понуждали и убеждали их до самой последней минуты, и даже пошли на компромисс, позволив им стать в Сигоре вместо бегства в горы.
Возможно в этом мы найдём для себя утешение, осознав,
как слабы и мягки мы и что Бог поможет нам, если только мы верим в Него.
В этом есть и серьёзное предупреждение для всех нас. Когда фарисеи спросили Иисуса о дне наступлении Царства Божьего, он ответил им, что этого не дано знать никому. Он проиллюстрировал это из истории народа, которую они хорошо знали, указывая им, что Божье Царство и Его суд грядут, - и для большинства людей неожиданно, - как нагрянул потоп во дни Ноя, или как был разрушен Содом во дни Лота.

«Помните Лотову жену»

Поражающей своей краткостью фразой, которая должна произноситься с впечатляющей силой, сказано: «Помните, Лотову жену».
Иезекииль однажды сравнил Иерусалим с Содомом, сказав: «Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». Здесь речь не о грубых грехах, которые стали синонимом слова «Содом», а о том виде греха, перед которым все мы склонились в эти дни изобилия, лени, жадности, эгоизма, грехов, о которых упоминал Иисус, предупреждая о дне суда: покупка и продажа, еда и питьё, посевы и строительство, женитьба и супружеская жизнь. Современными их двойниками могут быть сад, новый дом, безделье, амбициозные планы на детей и т. д. Ничто из этого не кажется злом само по себе. Но если что-то уводит нас от Бога и засасывает нуждами человечества – они так же смертельны, как грехи Содома.